Рабочая программа кружка "Школьный музей"
рабочая программа по краеведению (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Коренева Надежда Николаевна

Программа предназначена для проведения занятий кружка "Школьный музей".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное казённое учреждение

«Гостомлянская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено

Протокол   МО №___

От «__»                    2018г

Руководитель МО

                   

           

Принято

Протокол ПС №___

От«    »_                 2018г.

Утверждено

Приказ №___

От «_   »__               ___2018 г.      

Директор школы

______/ Кирюхина Г.В.

                             

Рабочая программа кружка «Школьный музей»

Авторучитель математики

Коренева Надежда Николаевна

                         

                          1-я Гостомля

                                 2020 г

                              ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

1.Название программы: «Школьный  музей»

2.Автор: Коренева Н.Н., учитель математики

3.Целевые группы: учащиеся 7-11 классов школы (13-17 лет).

4 .Цель программы: создание условий для гражданского и патриотического воспитания учащихся посредством музейной деятельности, формирования социальной активности учащихся, интеллектуального развития путем их вовлечения в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность.

5.Направленность: музееведение

6. Срок реализации программы: 1 год

7. Вид программы: модифицированная

                                                    Введение

      Одной из важнейших задач современной школы России является воспитание патриотизма у учащихся. Ныне эта черта личности подвергается серьёзным испытаниям. Существенно изменилось Отечество. Пересматривается его прошлое, тревожит настоящее и пугает своей неопределённостью будущее.

Важнейшая миссия педагога – воспитать у юного поколения патриотизм, т.е. уважение к предкам, любовь к Родине, своему народу, сохранять традиции своей страны, формировать у школьников чувство национального самосознания. Без Родины нет человека, Индивидуальности, Личности. Утеряв Родину, человек теряет себя, своё лицо.

У истинного патриота развито чувство долга перед Родиной,  Народом, выражающееся в ответственности за свою страну, её честь, достоинство, могущество, независимость.

С этими задачами прекрасно справляется школьный музей.

Слово «музей» происходит от греческого «museion» и латинского «museum» - «храм». Музей – место, посвящённое наукам и искусствам. Музей – учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества и представляющих историческую, научную или художественную ценность.

Детская аудитория традиционно является приоритетной категорией музейного обслуживания. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего детства, когда ребёнок стоит на пороге открытия окружающего мира.

Школьные музеи, безусловно, можно отнести к одному из замечательных феноменов отечественной культуры и образования. Такие музеи возникли как межпредметные кабинеты для хранения учебно- наглядных пособий по истории и природе родного края: собрания оформленных учащимися краеведческих материалов – гербариев, минералов, фотографий, воспоминаний и других предметов и документов. Школьные музеи в течение сравнительно короткого времени получили широкое распространение – в педагогической практике как эффективное средство обучения и воспитания.

Школьные музеи существовали во многих российских гимназиях вXIX веке. Вопрос о целесообразности создания школьных музеев историко – краеведческой тематики был впервые поставлен в начале XXвека в специальной педагогической литературе. С развитием школьного краеведения в 20-е гг. XX века в России началось массовое создание школьных музеев. Наибольшее развитие этот процесс получил во 2-й половине 50-х гг. и особенно в 70-е гг. прошлого столетия под влиянием широкомасштабных акций, проводившихся по случаю празднования юбилейных дат Советского государства.

В разные периоды истории школьные музеи переживали подъёмы и спады, их то признавали главнейшим резервом для развития государственной музейной сети, то боролись с ними как с рассадниками отжившей идеологии.

Школьные музеи, как форма образовательной и воспитательной работы, создаются по инициативе выпускников, родителей, учащихся и педагогов школ. Они возникают как ответ на социальный заказ, который поступает образовательному учреждению от представителей ученической, родительской или педагогической общественности и как результат собственной поисково – сибирательной и исследовательской деятельности. В музеях школы учащиеся занимаются поиском, хранением, изучением и систематизацией подлинных памятников истории, культуры, природы родного края, различных предметов и документов. Являясь неформальными учебными подразделениями образовательных школ, музеи школы выступают как своеобразная часть музейной сети страны.

                                       Пояснительная записка

    В последнее десятилетие усиливается интерес к истории родного края, активно разрабатываются и реализуются региональные и местные краеведческие программы. Это находит свое отражение в организации различных видов краеведческой образовательной деятельности: работе факультативов, кружков, поисковых отрядов, групп, клубов и других объединений в учреждениях образования. 
  Закономерным итогом краеведческой деятельности учащихся нередко становится создание музеев, выставок, экспозиций по истории, культуре и природе родного края, своего учреждения образования. Организация школьного музея - одна из лучших форм общественно-полезной работы юных краеведов-историков, объединяющая не только членов кружка, но и широкие массы учащихся, их родителей. 

   Авторская дополнительная образовательная программа «Школьный музей» относится к образовательной области «История Отечества. Краеведение» и включает два ведущих компонента: способы деятельности и реализации регионального компонента в образовании. 

   Минобразования  России рассматривает музеи образовательных учреждений как эффективное средство духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания детей и молодежи, рекомендует образовательным учреждениям, органам управления образованием всех уровней уделять внимание педагогическим и памятникоохранительным аспектам организации и функционирования музеев в образовательных учреждениях, осуществлять необходимое взаимодействие с органами и учреждениями культуры, местными и государственными архивами, отделениями Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. 


Цель программы: создание условий для гражданского и патриотического воспитания учащихся посредством музейной деятельности, формирования социальной активности учащихся, интеллектуального развития путем их вовлечения в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность.


                                                          Задачи

1.Организовать  поиск  материалов для пополнения музейного фонда. 
2.Провести  поиск, исследование, систематизацию и обобщение материалов, связанных с историей семьи, школы, села, района, области;
3. Организовать учет и хранение собранных документов,  предметов, материалов, проводить их научную  проверку, систематизацию и методическую обработку; 
4. Выполнять оформление и экспонирование материалов;
5. Проводить  экскурсии  для детей, как обзорных для группового посещения, так и индивидуальных. Проводить  экскурсии  для взрослых, посещающих школьный музей. 
6. Организовать  научно-исследовательскую  работу. 
7. Развивать  дополнительное  образование  детей средствами музейной педагогики. 


   
Концепция   авторской дополнительной образовательной программы заключается в изменении содержания образовательного курса на основе изучения истории родного края через методическую систему занятий, позволяющих создавать музейные экспозиции различных типов и форм, которые впоследствии служат ассоциативным рядом для создания итоговой композиции частнопредметной  итоговой технологии — музейной педагогики. 


Музейная педагогика дает возможность: 

- осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности и компьютерному обучению; 

- сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников; 

- раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала; 

- попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку; 

- объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах; 

-организовать интересные уроки и дополнительные, факультативные и внеклассные занятия, исследовательскую работу в школьном музее и школе.

      Практическая культурно-образовательная деятельность музея 

       В музее осуществляется  процесс передачи  культурных значений и смыслов, целью которого является восприятие информации учащимися, в ходе которой раскрывается информационный потенциал музейных экспонатов, реализуется образовательно-воспитательная и другие функции  музея:
Обучение. Передача и усвоение знаний, приобретенных умений и навыков. Обязательный фактор – неформальность и добровольность. Обучение осуществляется в форме экскурсий, уроков, занятий кружка, проектных работ. Возможно привлечение уроков истории, литературы, географии, технологии.
Творчество. Создание условий для стимулирования творческого процесса. Это направление реализуется с помощью педагогов дополнительного образования, проектной деятельности, викторин, исторических игр, фестивалей и встреч. 
Общение. Встречи с целью знакомства и общения с художниками, писателями и поэтами, ветеранами ,знаменитыми земляками. 
Отдых. Организация свободного времени учащихся и взрослых. Дни открытых дверей (1 раз в четверть). 


 По основной
направленности программа является развивающей (построена на выявлении и развитии научно-исследовательских способностей учащихся, освоение ими методов и способов познания мира средствами музейной культуры) и социально-адаптивной (помогает приобрести ребенку социальный опыт в познании материальных, духовных культурных ценностей, направлена на формирование ценностных ориентиров в сохранении, развитии и возрождении культурных традиций и воспитании нравственных качеств личности). Обучение строится на основе наблюдения, поиска и освоения окружающей действительности. Это помогает учащимся построить целостную картину мира, позволяющую принимать решения в широком спектре жизненных ситуаций. 
По сложности программа является интегрированной, т.е. объединяет знания из областей: истории, краеведения, литературы, географии, культурологии с высокой степенью межпредметных обобщений.

                                 Направления деятельности: 

• Работа с музейной аудиторией, направленная на формирование ценностного отношения к культурному наследию и привитие интереса  к общению с музейными ценностями. 
• Развитие способности воспринимать музейную информацию, понимать язык музейной экспозиции. 
• Воспитание эмоций, развитие воображения и фантазии, творческой активности. 
• Создание в музее условий, при которых работа с аудиторией протекала бы более эффективно. 
• Использование и популяризация новых технологий музейного образования в форме отдельных проектов, на разных площадках, с привлечением учителей предметников и педагогов дополнительного образования. 


Формы организации работы с музейной аудиторией: 

• лекции; 
• экскурсии; 
• консультации; 
• литературные и исторические гостиные; 
• киносеансы; 
• встречи с интересными людьми; 
• исторические игры, викторины; 
• проектная и исследовательская деятельность; 
• использование интернет – технологий; 
• создание видеопрезентаций; 
• посещение школьных музеев и музеев района  и области; 
• оформление выставок, обновление экспозиций; 
• встречи с участниками  военных событий.

                          Прогнозируемые результаты: 

1) В обучающей сфере – приобретение учащимися глубоких знаний по истории с. Гостомля , п. Медвенка и Медвенского района  , г.Курска и Курской области, умений свободно ориентироваться в исторических событиях и фактах, связывать эти факты с историей России в целом, видеть неразрывную связь истории родного края с историей России. 
2) В воспитательной сфере – воспитание у учащихся чувства уважения к истории родного края, гордости за его славное прошлое, уважения и преклонения перед людьми, защищавшими ее свободу и независимость, строившими родное село и район , достижение учащимися высокого уровня патриотического сознания, основанного на знании и понимании истории края. 
3) В развивающей сфере – достижения учащимися высокого уровня умений и навыков по самостоятельной работе по профилю музея – выработка этих умений в процессе поиска, научно-музейной обработки, учету, описанию, классификации предметов музейного значения, учений по организации и проведению экскурсий по экспозициям музея, по проведению мероприятий по профилю музея на внутришкольном (выставки, конкурсы, тематические часы) и межшкольном (семинары, конкурсы) уровнях; развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации творческих работ по профилю музея; развитие у учащихся навыков самостоятельного мышления в сфере исторического знания, и вообще – в сфере развития высокого уровня гражданского и патриотического сознания школьников.

Перечень мероприятий и работ по реализации программы

 «Школьный  музей»

1. Работа по нормативно - правовому и организационно - методическому обеспечению развития сети школьных музеев в районе

1. Разработка и утверждение плана работы школьного музея

Сентябрь

Руководитель музея, классные руководители, администрация школы

2. Разработка и утверждение плана работы Совета музея

Сентябрь

Руководитель музея

2. Научно-методическое обеспечение музейно-педагогической деятельности

1. Знакомство с методическими рекомендациями по учетно -хранительской деятельности музея

Ноябрь

Дом пионеров и школьников района

3. Информационно - аналитическое обеспечение работы школьных музеев

1. Размещение на сайте школы информации о проведенных мероприятиях.

В течение периода действия программы

Руководитель музея

2.Оформление экспозиций музея после ремонта помещения

В течение года

Руководитель музея, учащиеся, посещающие краеведческий кружок

4. Районные мероприятия, конкурсы, смотры школьных музеев

1.Районный смотр- конкурс «История школы в лицах»

Ноябрь- декабрь

Дом пионеров и школьников района

2. Районный конкурс «Родные истоки»

3. Районный конкурс «Медвенский район между прошлым и будущим. Взгляд молодых»

Ноябрь- апрель

Ноябрь- апрель

РМК

РМК

4. Районная краеведческая конференция

апрель

Дом пионеров и школьников  района, РМК

5. Участие в региональных, областных , всероссийских конкурсах по направлению

В течение периода действия программы

Содержание программы «Школьный музей»

Тема 1. Введение (1 час)

Что такое краеведение. Цели, задачи, участники музейного движения. Программа работы школьного музея.

Тема 2. Наследие в школьном музее (2 часа )

Понятие об историко-культурном и природном наследии. Формы бытования наследия. Законодательство об охране объектов наследия. Краеведение как комплексный метод выявления и изучения наследия. Музеефикация объектов наследия как способ их охраны и использования.

Оформление экспозиции «Село Гостомля- главный мой причал»

Тема 3. Функции школьного музея (2 часа)

Полуфункциональность школьного музея: межпредметный учебный кабинет; детский клуб; общественная организация, объединяющая детей и взрослых разных поколений; творческая лаборатория педагогов и учащихся; способ документирования истории природы и общества родного края; форма сохранения и представления материальных и духовных объектов наследия; школа профессиональной ориентации детей.

Тема 4. Родной край в истории государства российского (4 часа)

Мифология по истории заселения родного края. Первые упоминания местности в официальных источниках. Основные вехи истории края в контексте истории государства. Уникальные особенности природы, истории и культуры родного края. Древняя  стоянка людей.  Д.Я. Самоквасов- археологические раскопки. Церковь Архангела Михаила в селе Гостомля.

Экскурсия по достопримечательным объектам природы, истории и культуры родного края.

Тема 5. Организация школьного музея (2 часа)

Школьный музей как общественное учебно-исследовательское объединение учащихся. Профиль и название музея. Формы организации, ролевые функции, права и обязанности актива школьного музея. Учредительные документы школьного музея.

Тема 6. Моя семья и родной край (3 часа)

Что такое семья, род? Семейные предания, традиции и реликвии. Семейный архив. Памятные события в истории семьи. Биографии членов семьи, рода. Составление родословных таблиц. Описание семейного архива и семейных реликвий.

Запись воспоминаний и рассказов членов семьи о событиях, связанных с историей архивов и реликвий. Обсуждение собранных материалов.

Тема 7. Комплектование фондов школьного музея (1 час)

Организация поисково-собирательской работы. Выбор темы музейно-краеведческого исследования. Планирование работы. Специальное снаряжение. Изучение события, явления. Выявление и сбор предметов музейного значения. Сбор дополнительной информации об исторических событиях, природных явлений и предметах музейного значения.

Тема 8. Наша школа в истории района (4 часа)

Школьные традиции и достопримечательности. Учителя и выпускники школы, их след в истории района, области. Публикации о школе, её учителях и выпускниках. Летопись школы. Школьный музей и архив. Источники по истории школы в районных, областных архивах.

Выявление педагогов и выпускников школы разных лет. Запись воспоминаний и рассказов педагогов и выпускников, выявление у них материалов по истории школы. Переписка с педагогами и выпускниками, живущими за пределами родного края. Ведение исторической хроники и летописи школы.

Тема 9. Социально-экономическая история района  (2 часа)

    Основные этапы социального и экономического развития района. Особенное и уникальное в истории района. Специфические особенности развития промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, коммуникаций. Взаимосвязь социально-экономической истории района с природно-климатическими условиями и природными ресурсами. Население района - главное его богатство. Изучение опубликованных источников по социально-экономической истории района. Выявление объектов музейно-экономической истории района . Выявление объектов музейно-краеведческих исследований

.Проведение экскурсии «Рукоделие»

Тема 10. Фонды школьного музея (2 часа)

Структура и состав собрания школьного музея: основной и научно-вспомогательные фонды, музейные коллекции. Основные принципы формирования фондов и коллекций. Организация учёта фондов школьного музея. Обеспечение сохранности музейных предметов: температурно-влажностный и световой режимы хранения. Реставрация музейных предметов и их передача в фонды государственных и муниципальных музеев и архивов. Что нельзя хранить в школьном музее.

Тема 11. Учет и описание музейных предметов (1 час)

Задачи учета и научного описания музейных предметов. Система учета музейных фондов: главная инвентарная книга, инвентарные книги и коллекционные описи, паспорта музейных предметов и вспомогательные картотеки.

Тема 12. Военная слава земляков (4 часа)

Военные традиции земляков. Земляки  – участники ВОВ и других военных действий. Военные реликвии семьи. Служба в армии -почетная обязанность гражданина России. Основные битвы ВОВ. Гостомля  в годы ВОВ. Выявление ветеранов ВОВ, выпускников школы - кадровых военных или прошедших действительную военную службу. Сбор информации у родственников и знакомых. Уход за воинскими захоронениями.

Тема 13. Наше природное наследие (2 часа)

Природно-климатические условия, геологическое строение и рельеф, почвы, водные ресурсы, растительность, животный мир региона. Объекты природного наследия родного края, их выявление, охрана и музеефикация. Экологические проблемы края. Мониторинг природного наследия.

Тема 14. Экскурсионная работа в школьном музее (4 часов)

Экскурсия как форма популяризации историко-культурного и природного наследия музейными средствами. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, учебная. Приёмы подготовки экскурсии с использованием опубликованных источников, научной и популярной литературы, материалов музейного собрания. Мастерство экскурсовода: речь, внешний вид, свободное владение материалом, этика.

Учебно-тематический план к программе «Школьный музей»

№ п/п

        Тема занятий

Теоретические   занятия

(кол-во часов)

Практические занятия

(кол-во часов)

Всего

1.

Введение

1

1

2.

 Наследие в школьном музее

1

1

2

3.

Функции школьного музея

2

2

4.

 Родной край в истории государства российского

1

3

4

5.

Организация школьного музея

2

2

6.

Моя семья и родной край

1

2

       3

7.

Комплектование фондов школьного музея

1

1

8.

Наша школа в истории района

1

3

4

9.

Социально-экономическая история района

2

2

10.

 Фонды школьного музея

1

1

2

11.

Учёт и описание музейных предметов

1

1

12.

Военная слава земляков

1

3

4

13.

Наше природное наследие

1

1

2

14.

Экскурсионная работа в школьном музее

4

4

Итого:

13

21

34

Предполагаемые конечные результаты и их социальная значимость

      Школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил и души вложили их предки в экономику и культуру края, частью которого является семья и школа. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой Родине.

Школьный музей дает возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной, технической и общественной деятельности. Участвуя в краеведческих походах и экспедициях, школьники получают физическую закалку, овладевают необходимыми туристическими навыками, учатся жить в автономных условиях. Много практических навыков приобретают они и в процессе обеспечения научно - исследовательской деятельности музея. Это навыки поисковой работы: умение описывать и классифицировать исторические источники, реставрировать исторические документы, сопоставлять факты и др. Путешествуя по родному краю, изучая памятники истории, встречаясь с выпускниками школы и их родными, очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документальными, вещевым изобразительными объектами наследия в среде их бытования, в музеях и архивах, учащиеся получают более конкретные и образные представления по истории, традициях школы, города, учатся понимать, как история школы связана с историей малой Родины и с историей огромной России, как различные исторические, политические и социально-экономические процессы, происходящие в государстве и в мире, влияют на развитие этих процессов в родном городе, школе.

Таким образом, конкретизируются и расширяются знания и представления детей, почерпнутые при изучении школьного курса истории и обществоведения.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по литературе для 10класса "Любовная лирика и её истоки"(поэты и музы")

Программа содержит рекомендации к изучению любовной лирики в творчестве  русских  поэтов 19века  ...

Рабочая программа "Музеи и театры Москвы"

Программа рассчитана на учащихся 10 класса СКОШ VIII вида.Целью курса является формирование у школьников представлений и понятий, необходимых для дальнейшего  их самостоятельного проживания, адап...

Рабочая программа "Школьный музей"

Рабочая программа дополнительного образования детей "Школьный музей"...

Представление рабочей программы "Азы-музы", музыка с элементами ритмики для детей 5 - 6,5 лет.

Программа дополнительного образования детей «Азы - музы», (музыка с элементами ритмики для детей 5 – 6,5 лет).  Автор-разработчик: Косенко Ольга Николаевна - педагог  дополнительно...

Рабочая программа внеурочного курса "Я творю музей"

Авторская работа курса, разработанная на основе технологии "Музейной педагогики"...