Рабочая программа "Школьный музей"
рабочая программа

Школьный музей – это один из эффективнейших социальных институтов

искусственно созданного культурного пространства, где можно прикоснуться

к разнообразным культурным достижениям и находкам человечества. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_shkolnogo_muzeya.doc215 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КОНДИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБШЕОРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

     Утверждена

                                                   Директор

                                                                             МКОУ Кондинская СОШ

__________ О.Д.Локоцкова

Приказ №_______________

 «___» ____________ 2018г.

Программа дополнительного образования детей 7-15лет

«Школьный музей»

Срок реализации с 2018 по 2021 уч.гг.

Разработчик (автор/составитель):

САВЕЛЬЕВА Людмила Степановна,

г.п.Кондинское

 2019г.

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

В будущее мы входим,

Оглядываясь на прошлое.

П. Валери.

Школьный музей – это один из эффективнейших социальных институтов

искусственно созданного культурного пространства, где можно прикоснуться

к разнообразным культурным достижениям и находкам человечества. Здесь

органично сосуществуют древняя традиция, современная повседневность и

смелый прогноз обустройства общественной жизни в будущем. Именно такая

среда особенно благоприятна для развития творческого потенциала школьников.

В настоящее время музейная педагогика считается прогрессивным и инновационным  направлением  в образовании,  накоплен определенный опыт развития личности ребенка музейными средствами. Музейная педагогика может оказать неоценимую помощь в процессе обучения и воспитания.

Программа дополнительного образования детей «Школьный музей»  посвящена развитию творческого потенциала растущего гражданина  – приемника в эстафете поколений  – на основе музейной педагогики с использованием в качестве базы школьный музей. 

Содержание программы направлено на выявление и развитие склонностей и способностей детей, формирование их жизненной активности. Технологическую основу программы образует система организационных форм и методов занятий по алгоритму творческой деятельности с учетом возрастных особенностей школьников, которой присуще стимулирование и развитие познавательного интереса у учащихся к истории и традициям родного края. Основным  принципом реализации программы является: принцип межпредметных связей.

Программа написана на основании новых интенсивных педагогических технологий, используемых сегодня в воспитательном процессе, и имеет социальный заказ со стороны школы и родителей, что подтверждается опросом детей, учителей, родителей.

Направленность программы по содержанию является гражданско-патриотической, по функциональному предназначению – общекультурной, по форме организации – кружковой, по времени реализации – трехгодичной подготовки.

Новизна программы «Школьный музей» заключается в изменении содержания образовательного курса на основе изучения истории родного края, истории школы через методическую систему занятий, позволяющих создавать музейные экспозиции различных типов и форм, которые впоследствии служат ассоциативным рядом для создания итоговой композиции частнопредметной итоговой технологии — музейной педагогики. 

Актуальность  программы обусловлена тем, что в обучении школьников основам музейного дела используется  интеграция музейной педагогики, основного и дополнительного образования через основные направления работы:

Информирование. Первичное получение сведений о музее, составе и содержании его коллекций или об отдельных экспонатах. Создание электронных презентаций, электронных архивов-описей документов, информационных справок об отдельных экспонатах на уроках истории, литературы, географии, создание школьной газеты и информационного киоска на страничке сайта школы. 

Обучение. Передача и усвоение знаний, приобретенных умений и навыков. Обязательный фактор – неформальность и добровольность. Обучение осуществляется в форме экскурсий, музейных уроков,  классных часов, занятий кружка, проектных работ. Экскурсии в музее проводят как взрослые, так и дети. Возможно привлечение уроков истории, литературы, географии, технологии.

Творчество. Создание условий для стимулирования творческого процесса. Это направление реализуется с помощью педагогов дополнительного образования, проектной деятельности, викторин, исторических игр, фестивалей и встреч.

Общение. Встречи с целью знакомства и общения с художниками, писателями и поэтами, ветеранами, знаменитыми выпускниками школы.

Отдых. Организация свободного времени учащихся и взрослых. Дни открытых дверей (1 раз в четверть), концерты, чаепития для ветеранов и гостей школы.

Педагогическая целесообразность данной программы объясняется тем, что формы и методы музейной педагогики дают возможность: 

- осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности и компьютерному обучению;

- сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников; 

- раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала; 

- попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку;

- объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах; 

- организовать интересные уроки и дополнительные, факультативные и внеклассные занятия, исследовательскую работу в школьном музее и школе.

ЦЕЛИ: 

1. Обучить основам музейной работы.

2. Сформировать умения самостоятельной творческой, собирательной, поисковой и исследовательской деятельности учащихся.

3. Воспитывать любовь и уважение к прошлому своей школы, малой Родины и Отечества.

ЗАДАЧИ

1. Развитие дополнительного образования детей средствами музейной педагогики. 

2. Вовлечение учащихся в организацию поисково-исследовательской работы для пополнения музейного фонда.

3.  Развитие  умения работать с различными источниками информации: периодическими изданиями, научно-популярной, краеведческой, исторической, художественной литературой.

4. Формирование навыков работы с архивными документами.

5. Развитие  навыка самостоятельного исследования материала, подготовки рефератов на предложенную тему.

6. Развитие устной и письменной речи учащихся через  умение строить диалог во время беседы, навык образного монологического рассказа во время проведения экскурсий, умения правильного оформления собранного материала. 

7. Укрепление школьных традиций.

Отличительные особенности данной образовательной программы заключаются в том, что ее реализация будет осуществляться с упором на систему личностно-ориентированного обучения (В. Сериков) с использованием трех базовых методик: 

- технологии задачного подхода (изучение любой темы представлено как цепочка задач, которые необходимо решить);

- технологии диалога (при работе над содержательной стороной необходимо представить материал в форме конфликтно-проблемных вопросов и найти оптимальное решение, способное не подавить учащихся, а обогатить педагога и ребенка); 

- технологии имитационной деловой игры (используется при организации деятельности музея, при распределении обязанностей).
Последовательное изучение различных проблем проводится в соответствии с основными педагогическими принципами. 

Это обеспечивается системой учебных занятий. 

 

Общее количество часов – 648 

1 год обучения – 1-3 классы – 144 часа (теор.- 10, практ.- 136).

2 год обучения – 4-6 классы – 216 часов (теор.- 32, практ.- 184).

3 год обучения – 7-8 классы – 216 часов (теор.- 32, практ.- 184).

Индивидуальная работа – 72 часа (теор.- 6, практ.- 66).

Срок реализации: 3 года. Реализация программы будет осуществляться в течение 2018-2021 гг. в три этапа:

Направления деятельности:

  • Работа с музейной аудиторией, направленная на формирование ценностного отношения к культурному наследию и привитие вкуса к общению с музейными ценностями.
  • Развитие способности воспринимать музейную информацию, понимать язык музейной экспозиции.
  • Воспитание эмоций, развитие воображения и фантазии, творческой активности.
  • Создание в музее условий, при которых работа с аудиторией протекала бы более эффективно.
  • Использование и популяризация новых технологий музейного образования в форме отдельных проектов, на разных площадках, с привлечением учителей предметников и педагогов дополнительного образования.

Основные формы занятий:

• лекции; 
• экскурсии; 
• консультации; 
• литературные и исторические гостиные; 
• киносеансы; 
• встречи с интересными людьми; 
• исторические игры, викторины; 
• проектная и исследовательская деятельность; 
• использование интернет – технологий; 
• создание видеопрезентаций, общешкольной газеты «Наша газета» ; 
• посещение школьных музеев и районного краеведческого музея им. Н.С. Цехновой; 
• оформление выставок, обновление экспозиций; 
• встречи с ветеранами войны. 

Режим занятий:

1 год -2 раза в неделю по 2 часа,

2 год -2-3 раза в неделю по 2 часа,

3 год – 2-3 раза в неделю по 2 часа

Индивидуальная работа 1 раз в неделю по 1 часу для 2 и 3 года обучения.

Ожидаемые результаты:

        1) В обучающей сфере – приобретение учащимися глубоких знаний по истории школы, поселка, района, округа  и страны, умений свободно ориентироваться в исторических событиях и фактах, связывать эти факты с историей России в целом, видеть неразрывную связь истории родного края с историей России.

        2) В воспитательной сфере – воспитание у учащихся чувства уважения к истории родного края, гордости за его славное  прошлое, уважения и преклонения перед людьми, защищавшими ее свободу и независимость, строившими наш город, достижение учащимися высокого уровня патриотического сознания, основанного на знании и понимании истории края.

        3) В развивающей сфере – достижения учащимися высокого уровня умений и навыков по самостоятельной работе по профилю музея – выработка этих умений в процессе поиска, научно-музейной обработки, учету, описанию, классификации предметов музейного значения, учений по организации и проведению экскурсий по экспозициям музея, по проведению мероприятий по профилю музея на внутришкольном (выставки, конкурсы, тематические часы) и межшкольном (семинары, конкурсы) уровнях; развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации творческих работ по профилю музея; развитие у учащихся навыков самостоятельного мышления в сфере исторического знания, и вообще – в сфере развития высокого уровня гражданского и патриотического сознания школьников.

Способы проверки результатов освоения программы:

Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы может быть: 

- учебная экскурсия в музее;

- урок-экскурсия в музее;

- использование музейных предметов учащимися в качестве учебных пособий на уроке;

- демонстрация музейных предметов во время беседы учителя;

- подготовка докладов и сообщений учащимися для уроков по заданию учителя на основе их самостоятельной работы в музее;

- написание и защита исследовательской работы;

- проведение учебно-практических конференций;

- оформление альбома-отчёта;

- самостоятельное оформление стендов;

- сбор и систематизация  материала   по работникам и  выпускникам школы. Оформление  экспозиции  «География и достижения  наших выпускников»;

- участие учащихся в районных, окружных, всероссийских конкурсах с творческими  и исследовательскими   работами  краеведческого характера.

Календарно - тематическое планирование образовательной программы «Школьный музей»

1 год обучения

срок

тема

формы, методы

кол-во часов

всего

теор.

практ.

Сентябрь – октябрь.

Вводное занятие. Развитие сетевого взаимодействия.

Вступительное слово. Беседа. Словесные.

2

1

1

Работа с музейным фондом. Инвентаризация музейных предметов. 

Консультация. Обсуждение. Словесные, практические.

8

2

6

В течение года

Работа с музейным фондом. Работа над картотекой музейных экспонатов.

Консультация. Обсуждение. Словесные, практические.

8

2

6

Поисковая, научно исследовательская работа. Документирование истории школы.

Выпуск газеты.

Практическая групповая и индивидуальная работа.

42

6

36

Ноябрь – март.

Экскурсионно-просветительская. Создание постоянных и передвижных выставок. Организация и проведение экскурсий и выставок: «Наша родина — Россия», «О герое Советского Союза П.Я. Панове», «История школы»

Практическая групповая и индивидуальная работа.

Информационно-сообщающие.

58

18

40

Апрель – май.

Экскурсионно-просветительская. Создание постоянных и передвижных выставок. Организация и проведение экскурсий и выставок.

Практическая групповая и индивидуальная работа.

Информационно-сообщающие.

26

6

20

Итог:

144

35

109

Календарно - тематическое планирование образовательной программы «Школьный музей»

2 год обучения

срок

тема

формы, методы

кол-во часов

всего

теор.

практ.

Сентябрь – октябрь.

Вводное занятие. Развитие сетевого взаимодействия.

Вступительное слово. Беседа. Словесные.

2

1

1

Работа с музейным фондом. Инвентаризация музейных предметов. 

Консультация. Обсуждение. Словесные, практические.

8

2

6

В течение года

Работа с музейным фондом. Работа над картотекой музейных экспонатов.

Консультация. Обсуждение. Словесные, практические.

18

6

12

Поисковая, научно исследовательская работа. Документирование истории школы.

Выпуск газеты.

Практическая групповая и индивидуальная работа.

84

6

78

Ноябрь – март.

Экскурсионно-просветительская. Создание постоянных и передвижных выставок. Организация и проведение экскурсий и выставок: «Наша родина — Россия», «О герое Советского Союза П.Я. Панове», «История школы», «Фотоизба», «Поклонимся великим тем годам…» и т.д.

Практическая групповая и индивидуальная работа.

Информационно-сообщающие.

78

18

60

Апрель – май.

Экскурсионно-просветительская. Создание постоянных и передвижных выставок. Организация и проведение экскурсий и выставок.

Практическая групповая и индивидуальная работа.

Информационно-сообщающие.

26

6

20

Итог:

216

39

177

Календарно - тематическое планирование образовательной программы «Школьный музей»

3 год обучения

срок

тема

формы, методы

кол-во часов

всего

теор.

практ.

Сентябрь – октябрь.

Вводное занятие. Развитие сетевого взаимодействия.

Вступительное слово. Беседа. Словесные.

2

1

1

Работа с музейным фондом. Инвентаризация музейных предметов. 

Консультация. Обсуждение. Словесные, практические.

8

2

6

В течение года

Работа с музейным фондом. Работа над картотекой музейных экспонатов.

Консультация. Обсуждение. Словесные, практические.

18

6

12

Поисковая, научно исследовательская работа. Документирование истории школы.

Выпуск газеты. Презентация.  

Практическая групповая и индивидуальная работа.

84

6

78

Ноябрь – март.

Экскурсионно-просветительская. Создание постоянных и передвижных выставок. Организация и проведение экскурсий и выставок: «О герое Советского Союза П.Я. Панове», «История школы», «Фотоизба», «Поклонимся великим тем годам…», создание "музейного чемоданчика", организация "выездных" экскурсий для учеников.

Практическая групповая и индивидуальная работа.

Информационно-сообщающие.

78

18

60

Апрель – май.

Экскурсионно-просветительская. Создание постоянных и передвижных выставок. Организация и проведение экскурсий и выставок.

Практическая групповая и индивидуальная работа.

Информационно-сообщающие.

26

6

20

Итог:

216

39

177

Содержание программы «Школьный музей» на 2018-2021 уч.гг.

  1. Вводное занятие.

Теория: Постановка целей и задач музея. Изучение и анализ имеющегося краеведческого материала. Организация учета экспонатов. Распределение по основным темам. Совет музея. Экскурсовод.

Практика: Ведение музейной документации.

  1. «Я — житель поселка Кондинское».

Теория: История поселка. Посещение районного краеведческого музея им. Н.С.Цехновой. «Поселок прежде», «Поселок сегодня».

Практика: Акция «Серия фотографий», «Виды родного поселка». Выставка по итогам акции «Виды родного поселка». Экспозиция «Поселок прежде», «Поселок сегодня». Подготовка экскурсий по экспозициям музея.

  1. Музейный работник. 

Теория: Встречи с музейными работниками. Музейный экспонат. Хранилище музея. Создание исследовательских групп среди учащихся школы. Создание киногрупп и редакционного совета из активистов музея с целью увековечивания тех свидетельств и памяти, которые сохранились в народных массах, подготовка различных сменных экспозиций, экскурсионных уроков мужества.

Практика:  Правила ведения музейной документации. Оформление музейных экспозиций.

  1. Экспозиция «Листая школьные страницы».

Теория: Летопись школы. Изучение истории школы. Ознакомление с Уставом школы и ее  традициями.

Практика: Пополнение экспозиции. Выпуск школьной газеты «Наша газета» (1 раз в месяц).

  1. Экспозиция «Гордость школы».

Теория: Поисково-исследовательская деятельность. Встречи с бывшими учителями и выпускниками школы. Беседы и интервью с ними.

Практика: Пополнение экспозиции.

6.    Символика поселка, района и округа.

Теория: История символики. История создания герба и флага поселка, района и округа.                

Практика: Выставка рисунков на тему символики. Пополнение экспозиции «Наш край».

  1. История моей семьи в истории города.

Теория: Акция-конкурс «Самая интересная фотография нашей семьи», «Моя родословная».

Практика: Экскурсия-лекция «Из семейного альбома».

  1. Военная история края.

Теория: Изучение военной истории края (ветераны, участники и труженики тыла) и военных конфликтов. Подготовка экскурсии.

Практика: Пополнение экспозиции. Тематическая выставка.

  1. Встреча с участниками и ветеранами ВОВ.

Теория: Акция «Мы против войны». Литературно-историческая композиция «Дети войны». Встречи с ветеранами. Беседы с ветеранами. Подготовка экскурсий.

Практика: Фотосессия «Портрет (ветеранов ВОВ, тружеников тыла, детей войны) на фоне города». Пополнение экспозиций – «Ваш подвиг бессмертен» и «Победа деда – моя победа».

  1. «Чтобы помнили».

Теория: Ознакомление с экспозицией (ученики, выпускники, учителя нашей школы, погибшие в Великой Отечественной войне).

Практика: Проведение экскурсии для учащихся.

  1. «Быт ханты и манси».

Теория: Изучение материальной культуры края.  

Практика: Пополнение экспозиции «Быт ханты и манси». Проведение экскурсии для учащихся.

  1. Растительный и животный мир ХМАО - Югры. 

Теория: Знакомство с флорой и фауной нашего края. Красная книга ХМАО.

Практика: Творческие проекты по разнообразию растительного и природного мира нашего округа.

  1.  «Экология края».

Теория: Экологические проблемы нашей малой Родины. Пути их решения.

Практика: Фото-акция «Экологические проблемы». Научно-исследовательская проблема. Защита проектов.

  1. Музейное сотрудничество.

Теория: Посещение районного краеведческого музея им. Н.С. Цехновой и образовательных учреждений. Знакомство с их экспозициями.

Практика: Обзорная лекция-экскурсия.

  1. «История техники».

Теория: Знакомство с развитием технической мысли. Внедрение инноваций в поселке в ходе исторического развития. Развитие технической мысли в современном крае. Достижения науки и техники.

Практика: Пополнение экспозиции.

  1.  Защита творческих проектов учащихся.

Проведение конференции.

  1. Итоговое занятие.

Теория: Итоги работы школьного музея.

Практика: Учет экспонатов и документального фонда.

Организация

поисково-исследовательской деятельности учащихся

        Работу по привлечению учащихся к краеведческой работе можно разделить на несколько этапов (блоков). К работе в школьном музее учащиеся привлекаются только на добровольной основе.

        Первый этап – информационный или ознакомительный. Он рассчитан на учащихся всех классов. Информация о работе музея должна быть предоставлена учащимся в доступной, увлекательной форме. Это могут быть экскурсии в музей, встречи с Советом и активом музея, презентации, короткие фильмы.

Блок №1 «Музей и история школы, родного края»

Тема

Форма проведения

Основные цели и задачи

1

Школьный краеведческий музей.

Экскурсия.

Знакомство с работой музея, правилами поведения в музее. Воспитание бережного отношения к культурному и историческому наследию своего народа.

2

История основания поселка, района, округа.

Беседа.

Воспитание патриотизма, интереса к истории родного края.

3

Быт жителей ханты и манси.

Экскурсия.

Воспитание интереса к жизни, быту и культуре своих предков. Знакомство с орудиями труда, предметами быта местных жителей.

4

Обычаи и обряды, сохранившиеся до нашего времени.

Театрализованное представление.

Приобщение учащихся к ценностям и традициям народов, населяющих наш край, воспитание уважения и бережного отношения к ним.

5

Легенды о нашем крае.

Литературная гостиная.

Знакомство с народным творчеством, расширение представления о народных традициях.

6

Старинные ремесла и современные мастера.

Встречи с народными умельцами.

Знакомство с предметным миром, историей вещей.

7

Моя родословная.

Беседа, практическое занятие.

Знакомство с правилами составления генеалогического древа, умение составлять родословную.

8

История родной школы.

Экскурсия.

Знакомство с историей школы, воспитание уважения к ее традициям.

Перечень тем может быть изменен или дополнен по желанию учащихся.

        Целесообразно на этом этапе привлечение детей к выполнению несложных видов работ. Это может быть участие в театрализованных представлениях, экспедициях по сбору памятников истории и культуры, оформление альбомов, встречи с интересными людьми.

Диагностика интересов и склонностей учащихся проводится в процессе  знакомства с направлениями, методами работы музея. Ученики выбирают направление по интересам. Наш школьный музей работает по нескольким направлениям. Это – «История заселения нашего края», «История родной школы», «Наши земляки – участники войн», «Этнография», «Топонимика».

Второй этап - обучение методам и технологии учета и хранения основного и вспомогательного фондов музея. Обучение начинается с 7-8 классов. Это наши «архивариусы». Ребята работают с архивом музея, создают и пополняют базу данных, составляют картотеки и каталоги. Данная работа требует привлечения дополнительных знаний.  Каждый экспонат музея сопровождается краткой аннотацией, включающей историю создания, назначение экспоната, имя его владельца, оценку состояния и т.д.

        У школьников формируются начальные навыки исследовательской деятельности, работы с архивами, справочниками, энциклопедиями.

Ребята знакомятся с правилами оформления документации, хранения экспонатов.

Блок №2 «Документоведение»

Тема

Форма проведения

Основные цели и задачи.

1

Фонды музея.

Лекция.

Воспитание бережного отношения к музейным ценностям.

Знакомство с основным и вспомогательным фондами музея.

2

Учет и обеспечение сохранности фондов музея.

Лекция.

Знакомство с правилами учета

и хранения документов, ведения учетной документации.

3

Классификация и систематизация музейных экспонатов.

Практическое занятие.

Формирование навыков

составления картотек и каталогов.

4

Правила хранения вещественных исторических источников.

Лекция.

Воспитание бережного отношения к памятникам истории и

культуры. Знакомство с правилами светового и теплового режима музея.

5

Исторический документ.

Практическое занятие.

Вооружение учащихся методикой самостоятельной работы с документами. Знакомство с правилами учета и хранения документов.

Третий этап - привитие навыков коммуникативной деятельности. Учащиеся становятся экскурсоводами. Экскурсоводы, выбирая тему, разрабатывают планы и методику проведения экскурсии, учатся составлению тематико-экспозиционных планов. Широко приветствуются новые формы деятельности. Экскурсии могут проводиться в форме устных журналов, исторических гостиных, презентаций проектов. Одновременно с навыками частично-поисковой деятельности учащиеся приобретают опыт общения с аудиторией. Исчезает скованность, неуверенность, каждый вырабатывает свой стиль общения.

Блок №3 «Методика подготовки и проведения экскурсий»

Тема

Форма проведения

Основные цели и задачи

1

Роль экскурсовода в работе музея.

Беседа.

Знакомство учащихся с работой экскурсовода. Привитие интереса к экскурсионной работе.

2

Методика подготовки экскурсий.

Лекция.

Практическое занятие.

Развитие творческих способностей учащихся. Формирование умения составлять план экскурсии, отбирать и систематизировать значимый материал.

Формирование навыков составления плана экскурсии, подбора материала.

3

Как провести экскурсию.

Практическое занятие.

Обучение правилам проведения экскурсии с учетом возрастных особенностей экскурсантов.

4

Я – экскурсовод.

Психологические тренинги.

Помочь учащимся преодолеть неуверенность в своих силах, развитие коммуникативных способностей.

        Пройдя курс обучения, учащиеся включаются в работу по проведению экскурсий.

Четвертый этап – организация поисково-исследовательской деятельности. При организации творческой деятельности учащихся ставятся следующие задачи:

        - выявление детей, предрасположенных к исследовательской деятельности;

        - создание условий для плодотворного общения и получения интересующей информации;

        -   развитие познавательной активности и интереса обучающихся;

        -  развитие творческих задатков и коммуникативных способностей учащихся;

         - развитие умений и навыков самопрезентации и публичных выступлений.

        Большую помощь в выявлении учащихся, имеющих склонность к исследовательской деятельности, оказывают учителя-предметники. Интересы детей помогают выявить родители.

Блок №4 «Введение в  поисково-исследовательскую деятельность»

Тема

Форма проведения

Основные цели и задачи

1

Введение.

Лекция.

Формирование основ научного мышления. Знакомство с основными понятиями и терминологией: актуальность темы, гипотеза, цели и задачи исследования, методы исследования.

2

Источниковедение и его роль в изучении истории.

Лекция.

Сформировать целостное представление об историческом знании, о роли работы с источниками в поисково-исследовательской работе.

3

Основные этапы работы с источниками.

Лекция и практическое занятие.

Вооружить учащихся методикой самостоятельной и творческой работы с источниками, познакомить с требованиями к работе с источниками.

4

Интервью, опросы, беседы и другие формы исследовательской деятельности.

Лекция и практическое занятие.

Формирование коммуникативных навыков. Знакомство с правилами проведения интервью, составления вопросников.

5

Оформление творческой работы.

Лекция.

Знакомство с видами оформления результатов поисково-исследовательской работы, библиографией, критериями оценки проекта.

6

Учимся строить выступление.

Психологический тренинг.

Освоение приемов публичных выступлений и способов снятия эмоционального напряжения перед выступлением.

7

Представление результатов поисково-исследовательской деятельности.

Презентация или защита проекта, выступление на конференции, конкурсе и т.д.

Закрепление навыков публичных выступлений.

8

Работа в редколлегии школьной газеты.

Презентация выпусков газеты.

Информация на сайте школы.

Вооружить учащихся методикой самостоятельной и творческой работы по изданию газеты, познакомить с требованиями к работе с источниками.

Обеспечение программы.

Нормативно-правовая база деятельности

  • Конвенция  ООН о правах ребенка;
  • Конституция  Российской Федерации от 12 декабря 1993 года;
  • Федеральный  закон  РФ «Об общественных объединениях»;
  • Закон  РФ «Об образовании»;
  • Федеральный закон  РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
  • Концепция патриотического воспитания  граждан РФ   (одобрена на заседании Правительственной  комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (протокол № 2(12)- П  4 от 21 мая 2003 года);
  • Государственная Программа «Патриотическое воспитание граждан  Российской Федерации на 2006- 2010 годы» (утверждено Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2005 года № 422);
  • Примерное  положение о музее образовательного учреждения (школьном  музее)    (Приложение к письму Минобразования РФ от 12 марта 2003 года, № 28-51-181/16*);

Методическое обеспечение для реализации программы:

- необходимо наличие обработанного и систематизированного фактического и  исторического материала краеведческого характера, статей, документов, копий, фотографий и экспонатов, рассказывающих об истории школы, поселка,

-  заниматься пополнением музея экспонатами, фотографиями, работать с местным краеведческим материалом, с книгами краеведческого характера, заниматься самообразованием, обмениваться опытом с коллегами на семинарах, курсах, творческих встречах и конференциях,

- приобщать воспитанников к систематическому использованию книжных фондов краеведческой тематики.

Дидактическое обеспечение для проведения занятий:

- нужно иметь копии основных документов по истории школы, поселка, хранящихся в  школьном музее, краеведческом музее, библиотеке, для обучения навыкам работы с документами,

- разрабатывать карты, схемы, плакаты по тематике программы,

- иметь пополняемый «банк» аудио и видеокассет с записями учебных фильмов краеведческого характера, тематических бесед со сторожилами поселка, по вопросам, затрагиваемым в программе.

Материально-техническое обеспечение для  осуществления поставленных целей необходимо иметь:  

- компьютер

- фотоаппарат

- магнитофон

- диктофон

- телевизор и DVD

- папки, фотоальбомы, канцелярские принадлежности

- фонд краеведческой литературы.

Мое сотрудничество с учащимися во время реализации программы можно представить следующей структурой деятельности.

ребенок

 педагог

Определяет цель деятельности

Помогаю определить цель деятельности

Открывает новые знания

Рекомендую источники получения информации

Экспериментирует

Раскрываю возможные формы работы

Выбирает пути решения

Содействую прогнозированию результатов

Активен

Создаю условия для активности школьника

Субъект обучения

Партнер ученика

Несет ответственность за свою деятельность

Помогаю оценить полученный результат

       

Учащийся при таком подходе является активным участником процесса познания, а не  объектом, пассивно воспринимающим информацию

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ ПЕДАГОГОМ.

1. Сериков В. В. Личностный подход в образовании. - Волгоград, 1994.

 2.  Письмо Министерства Образования РФ от 12.03.2003 №28-51-181/16 «О деятельности музеев образовательных учреждений». «Вестник образования» №11, 2003 год

 3. Музейная педагогика. «Учительская газета» №17, 22, 26, 2006 год, №4, 2007 год

 4. Музей и школа, под ред. Т.А. Кудриной. М.: Просвещение, 1985.

 5. Работа Совета школьного музея. Методическое пособие. Барнаул: РИО, 1989.

 6. Музей в школе. Практикум. М.: НП «СТОиК», 2006.

 7. Патриотическое воспитание. Сборник в помощь администрации школы. Под ред. И.А. Пашкевич, Волгоград: Учитель, 2005.

8. [ электронный ресурс ]// http: // www.5ka.ru/31/5519/1.html - Музейная педагогика как формирующаяся научная дисциплина. ... Музейная педагогика отрасль музееведения, имеющая тенденцию к оформлению в научную дисциплину ...

9. [ электронный ресурс ]// http: // www.kadashi.ru

 Музейная педагогика, обучение детей, занятия с детьми, интеракивные занятия с детьми, археология, писать пером…

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ.

  1. [ электронный ресурс ]// http: // dob.1september.ru

 Музейный комплекс, включающий мини-музеи в групповых помещениях, мини-музей природы и картинную галерею.

2.  Сейненский А.Е. Музей воспитывает юных. – М.: Просвещение. – 1998.

      3. Элькин Г.Ю. Школьный музей. – М.: Просвещение. – 2002.

      4. [ электронный ресурс ]// http: // www.spbmuseum.ru

 О музее. Музейный комплекс. Экспозиции и выставки. Мероприятия. Музей – детям.

 

Приложение 1.

Экскурсионно-просветительная работа на 2015-2016 уч. год.

№ п/п

Время

проведения

Название мероприятия

Посетители

Экскурсовод

1

Сентябрь

«100-летию со дня рождения П.Я. Панова»

Цель - дать представление о героическом подвиге в годы ВОВ нашего земляка П.Я. Панова, чье имя носит наша школа.

Учащиеся школы, гости и приглашенные школы.

Актив музея.

2

Октябрь

«День памяти жертв политических репрессий»

Цель - воспитывать интерес к истории судеб людей.

Старшее звено школы

Актив музея.

3

Ноябрь

«День народного единства»

Цель – воспитывать интерес к истории Отечества.

Начальное и среднее звено школы

Актив музея.

4

Декабрь

«Моя малая Родина». 

Цель - воспитывать интерес к истории малой Родины.

Начальное и среднее звено школы

Актив музея.

6

Январь

«Путешествие по мини-музею из настоящего в прошлое и будущее моего поселка»

Цель – познакомить детей с историей народа: бытом, обычаями, гостеприимством.

Учащиеся школы

Актив музея.

7

Февраль

«Картинная галерея»

Цель – повышение интереса к выставке картин, изделиям декоративно-прикладного искусства.

Учащиеся школы

Актив музея.

8

Март

«Мир театра» 

Цель - приобщение школьников к миру искусства, миру театра.

Учащиеся школы

Актив музея.

9

Апрель

«День освобождения узников фашистских концлагерей»

Цель – воспитывать интерес к истории судеб людей.

Старшее звено школы

Актив музея.

10

Май

"Поклонимся великим тем годам…" 

Цель – гражданско-патриотическое и нравственное воспитание подрастающего поколения.

Учащиеся школы

Актив музея.

Приложение 2.

Использование школьного музея

в учебно-воспитательном  процессе МКОУ Кондинская СОШ

Каким бы содержательным и современным по оформлению ни был музей, он только тогда станет неотъемлемой частью общешкольного организма, если учителя будут широко использовать его экспозицию и фонды в учебно-воспитательном процессе.

Эффективность использования школьного музея в обучении во многом определяется разнообразием форм и методов классной и внеклассной работы, включающей музейный материал в учебный процесс. В практике нашей школы сложились следующие её виды:

        - учебная экскурсия в музее;

        - урок-экскурсия в музее;

        - использование музейных предметов учащимися в качестве учебных пособий на уроке;

        - демонстрация музейных предметов во время беседы учителя;

        - подготовка докладов и сообщений учащимися для уроков по заданию учителя на основе их самостоятельной работы в музее;

        - проведение учебно-практических конференций.

Работа в музее проводится по ряду предметов: краеведению, ОБЖ, истории, литературе, этикету, ИЗО, трудовому обучению и на классных часах. Учителя, используя возможности музея, в процессе преподавания сочетают приемы обучения с методами познания: они не только сообщают информацию, но и  демонстрируют учащимся сложные пути ее получения.

Школьный музей помогает воспитывать в учащихся исследовательскую активность, развивает творческое мышление, прививает навыки самостоятельного приобретения знаний.

Музей является базой и для серьёзной воспитательной работы. Он хранит память о традициях жизни наших прадедов и поддерживает те (традиции), на которых воспитываются нынешние поколения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл "Экскурсия по виртуальному музею" Часть 3: Необычные музеи мира

Цикл "Экскурсия по виртуальному музею" состоит из нескольких частей, которые представляют краткий обзор по музеям мира. Часть 3: Необычные музеи мира...

Рабочая программа "Музеи и театры Москвы"

Программа рассчитана на учащихся 10 класса СКОШ VIII вида.Целью курса является формирование у школьников представлений и понятий, необходимых для дальнейшего  их самостоятельного проживания, адап...

Конспект урока "Музей мадам Тюссо", презентация "музей мадам Тюссо"

Музей мадам Тюссо - один из самых известных музеев мира. Туристы, путешествуя по Лондону, никогда не дбходят его стороной....

Методическая разработка урока французского языка в 9 классе с мспользованием ИКТ. Тема: Музеи. Живопись. Тема урока: Тульский художественный музей. Творчество художников – импрессионистов

Методическая разработка урока французского языка в 9 классе с мспользованием ИКТ. Тема: Музеи. Живопись.  Тема урока: Тульский художественный музей. Творчество художников – импрессионистов...

Методическая разработка музыкально-художественного проекта "МУЗы (музей+музыка)"

Идея музыкально-художественного проекта "МУЗы (музей+музыка)" появилась у учеников 6го класса школы "Тутти". Помимо увлечения игрой на различных музыкальных инструментах, ребята пр...

Статья о музее " Хранитель Памяти"( краеведческий музей Героя Советского Союза Н.В.Грибанова)

Музей в школе - это центр патриотического воспитания.Ребята изучают историю родного края не только по книгам, но в походах , поездках по достопримечательным местам, во время встреч с интересными людьм...