Статья Духовно -нравственное развитие школьников в урочной и внеурочной деятельности
статья по краеведению
В статье "Духовно - нравственное развитие школьников в урочной и внеурочной деятельности" сообщается о том, что учитель - это наставник, он обращается к эмоциональному миру ребенка, формирует его личность. Учитель на урочной и внеурочной деятельности формирует у школьников чувства любви к Родине, патриотизма, гражданскую позицию, используя различные педагогические технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
текст | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Духовно-нравственное развитие школьника в урочной и неурочной деятельности. Шокурова Е.Н
Сегодня, первостепенной задачей современной школы становится духовно-нравственное развитие и воспитание и это не случайно. Современное общество технократии и потребления, где во главу угла поставлены материальные блага начинает испытывать глубокий духовный кризис: нравственная деградация, меркантилизм, эгоизм, стали характерными чертами современного социального общества.
Всё очевиднее становится, что человек интеллектуальный, технически образованный автоматически не становится человеком культурным, духовно-нравственным, интеллигентным.
Изменения в 90-х годах 20 века в жизни нашей страны были связаны с изменением ценностей общества, идеологической направленностью воспитания, космополитизмом.
Внимание, которое сегодня обращает государство, правительство на формирование творческой активной личности, стоящей на позиции патриотизма и высокой духовности не случайны, ведь основным условием возрождения и укрепления российского общества является возрождение и укрепление его духовно-нравственных основ. Для реализации этой задачи, государство обращается к системе образования.
Общество, а значит и школа, только тогда способна решать важнейшие общегосударственные задачи, когда есть система базовых национальных ценностей.
– Патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству;
– гражданственность – закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство;
– социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
– человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество,
– наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
– семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
– труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
– традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
– искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
– природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.
Эти ценности сегодня и являются основой образовательного, воспитательного процесса.
Процесс духовно - нравственного развития личности интегративен, неделим и требует единого совместного действия семьи, школы, учреждений дополнительного образования, общественных организаций, СМИ, религиозных объединений.
Я не случайно на первое место поставила семью, ибо именно в семье, в её традициях, укладе и закладываются самые крепкие основы духовно-нравственной позиции ребёнка.
Однако, следующим этапом в этом процессе является школа, социальный институт, через который проходит всё общество.
Духовно-нравственное воспитание!
Духовность – качественная характеристика сознания и самосознания личности, отражающая целостность и гармонию ее внутреннего мира, способность выходить за пределы себя и выстраивать свои отношения с окружающим миром. Духовность определяется не столько образованностью, широтой и глубиной культурных запросов и интересов, сколько предполагает постоянный и непрекращающийся труд души, осмысление мира и себя в этом мире.
Это и особый эмоциональный строй личности, проявляющийся в тонких движениях души, обостренном восприятии всего, что окружает человека, в способности к высоким духовным состояниям и установлению тонких духовных связей между людьми.
Нравственность рассматривается как индивидуальная форма существования морали общества, как внутренний закон человека, побуждающий его соотносить свои действия и поступки с общественными нормами. Нравственное сознание личности может находиться на разном уровне развития.
Задача духовно-нравственного воспитания помочь ребёнку расставить эти ориентиры, но простая репродукция - «что такое хорошо и что такое плохо» для современного школьника, конечно не достаточна. Необходимо создание условий для духовного, творческого роста подрастающей личности.
Работа эта сложная, кропотливая и длительная , ведь это не механический процесс формализованной и стандартизованной системы. Это душевный диалог с воспитанником, другом, с его скоростью восприятия движения по пути духовно-нравственного взросления! Роль личности учителя в этом процессе огромна.
Учитель духовный наставник, нравственный ориентир, ведь он ведущий. Личность учителя, его реальные возможности имеют, во многом определяющее значение.
Мне бы хотелось в данном контексте обратиться к словам К.Ушинского:
«В воспитании всё должно основываться на личности воспитателя, потому, что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности, никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он не был придуман, не может заменить личность в деле воспитания».
В своей работе учитель должен обращаться к эмоциональному миру ребенка, его личностным переживаниям, создавать условия для диалога, дискуссии, создавать ситуацию ценностного выбора , условия для рефлексии внутреннего состояния ребёнка, соотношения его ценностей с духовно-нравственными общечеловеческими ценностями.
От этого во многом зависит успешность решения задач духовно-нравственного воспитания молодого поколения.
На своих уроках истории у культуры Санкт- Петербурга я всегда уделяю особое внимание духовно-нравственному воспитанию ученика. Патриотизма, любви к родине, гражданской позиции, формирование высокой петербуржской культуры, всегда были приоритетом в моей работе.
Сделать акцент, усилить это можно в результате:
- Отбора материала. Создание положительного образа личностей, событий.
- использование различных педагогических технологий. Наиболее универсальной для меня является ИКТ РКМ.
- творческие задания на уроке и дома, некоторые задания могут выполнятся с родителями, в кругу семьи.
- открытые, конкурсные уроки
- Олимпиадный марафон. Уникальное явление в курсе истории и культуры Санкт-Петербурга, пятиэтапный марафон включает в себя индивидуальную и групповую работу, путешествие по городу, исследовательскую работу на улицах Петербурга и в музеях, творческие работы участников и общее представление команды района. Это великолепные условия для формирования социально активной личности проникнутой духом высокой петербургской культуры и нравственности.
Открытый урок хорошая проверка того, как учитель умеет работать в диалоге с классом, как ребята поддержат учителя в ответственном деле, как покажут они всё, чему научились.
Урок был задуман как творческая мастерская, редакция журнала, задача которой выпустить проект-макет номера газеты по теме «Россия многонациональная». В редакции работало 4 отдела: исторический, единый Петербург, связи с общественностью, макетирование. Каждая творческая группа представляла свои мини-проект, а вся «редакция» обсуждала и решала, какой материал войдёт в номер. На уроке использовались технологии: критического мышления, проектная, методы дискуссии, образовательного путешествия, социального опроса. В Режиме online в программе Publiser на уроке создавалась газета. Её номер представлен в приложении к докладу.
Во внеурочной работе хотелось бы отметить следующие направления:
- тематические лицейские праздники
- лицейские чтения
- краеведческие конкурсы
- лицейские, районные, городские проекты.
Более подробно мне бы хотелось остановится на проектной деятельности.
Три проекта: «Европа в школе», «Многонациональный Петербург» «Европейцы на берегах Невы объединяет идея толерантности, взаимопонимания культур, межнациональный диалог.
Многонациональный Петербург.
В отличии от «Европы в школе», этот проект соединял в себе как индивидуальную так и групповую работу. Мы знакомились с жизнью немецкой диаспоры в Петербурге. Писали исследовательскую работу «Бурхард Миних в Петербурге». Это был годичный проект, который завершился представление работы на городских краеведческих чтениях и командным конкурсом посвящённым «Многонациональному Петербургу».
Подводя промежуточный итог многолетней работе деле образования и духовно-нравственного воспитания, хочу поблагодарить моих коллег, которые главным своим делом считали воспитание нравственности, высокой духовности, гражданственности и патриотизма своих учеников.
Литература.
- Данилов А, Кондаков А., Тишков В. Духовно-нравственное воспитание российских школьников. Lomonholding.ru
- Коган М.С. Философия культуры, СПб.: Петрополис, 1996 г.
- Никитина Н. Духовно-нравственное воспитание: сущность и проблемы. Pedagogika-cultura.narod.ru
- ФГОС – концепция духовно-нравственного образования и воспитания личности граждан России.
- Философский словарь. / под ред. И.Т. Фролова М.: Политиздат. 1995 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование духовно-нравственных ценностей обучающихся в урочной и внеурочной деятельности
В статье описывается опыт работы по реализации программы духовно-нравственного развития учащихся школы....
Современные технологии духовно-нравственного развития, воспитания и социализации во внеурочной деятельности учащихся
Во внеурочной деятельности используются современные и инновационные образовательные технологии, направленные на овладение требованиями образовательного стандарта (базовые ценности, качество, глубина, ...
«Проектирование личностного и духовно – нравственного развития обучающихся в урочной и внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС»
В современной России наметился переход к укреплению государственности, возрождению культурно - исторических и гражданско-патриотических традиций и устойчивому развитию общества. В этих условиях особую...
Духовно - нравственное развитие личности в школе во внеурочной деятельности.
В презентации содержится материал о целях и задачах духовно - нравственного воспитания школьников в рамках реализации ФГОСТ новвого поколения....
Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников в урочной и внеурочной деятельности.
Доклад на конференцию...
Система духовно-нравственного воспитания на уроках и во внеурочной деятельности школьников 5-8 классов «Дар любви» (представлена на региональный этап конкурса "За нравственный подвиг учителя 2019г"
Система духовно-нравственного воспитания на уроках и во внеурочной деятельности школьников 5-8 классов «Дар любви» (была представлена на региональный этап конкурса "За нравствен...
Методическая статья "Духовно-нравственное развитие школьников ЛГ МАОУ "СОШ №2" по итогам обучения в пятом классе
Статья посвещена итогам воспитательной работы в 5х классах...