Рабочая программа внеурочной деятельности: Историческая география
рабочая программа по истории (6 класс)

Ребяков Дмитрий Витальевич

Историческая география – вспомогательная историческая дисциплина, призванная помочь глубже понять общеисторические, углублять конкретно исторические и географические знания. Она отражает общеисторические тенденции, дает наглядное понимание важнейших исторических событий в пространстве.

Программа, тематическое планирование предоставляют возможность для организации деятельности учащихся в этом направлении; предполагает разнообразные формы проведения занятий: школьные лекции, семинары, практикумы и т.д.; дают возможность учителю осуществлять системный контроль за знаниями учащихся в форме контрольных заданий, тестов, творческих работ, эссе, докладов, в особенности практических заданий в контурных картах и других видов текущего и итогового контроля.

В рамках внеурочной деятельности «Историческая география, мировая история на карте» основной целью является изучение исторических карт, пробуждение интереса учащихся к мировой истории, к судьбам народов, населяющих планету. Для достижения цели поставлены следующие задачи:

  • Научить учащихся пользоваться историческими и политическими картами в контексте общероссийского федерального курса истории, отразить своеобразие вспомогательной исторической дисциплины на фоне мировой истории;
  • научить учащихся самостоятельно анализировать, оценивать факты и события мировой истории, определять общее и особенное в историческом процессе;
  • углублять конкретно исторические и географические знания;
  • изучение мировой истории методом изложения материала преподавателем;
  • использование мультимедийных технологий для наглядного представления об исторической и современной действительности;
  • развитие способности у учащихся использовать исторические источники, читать карты, проецировать события истории в пространстве и времени, анализировать и моделировать историческую действительность;
  • развитие умений использовать письменные, вещественные и аудиовизуальные исторические источники, делать анализ и визуальные модели (проецировать найденные факты на карте);
  • научить учащихся определить в пространстве местоположение проживания народов, распространение конфессий, культур и прочего;
  • научить учащихся разбираться в вопросах военной политики и геополитики через изучение исторических карт;
  • применение изобразительного искусства и рукоделий для повышения интереса и творческого развития учащихся к внеурочной деятельности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу внеурочной деятельности

«Историческая география»

для 6 класса

Учитель:

Ребяков Д.В.

Санкт-Петербург

2021


Пояснительная записка

Данная рабочая программа входит в духовно-нравственное направление внеурочной деятельности и реализует область «Духовно-нравственная культура народов России» в 6-8 классах. Программа составлена с целью планирования, организации, коррекции и управления учебным процессом по изучению курса внеурочной деятельности «Историческая география» в 6-1 классе ГБОУ школы № 203 Санкт-Петербурга в 2021-2022 учебном году.

Нормативные правовые документы, локальные акты школы и методические пособия, на основании которых разработана рабочая программа:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»);

           2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (Решение Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 № 1/15);

           3. Основная образовательная программа основного общего образования, ГБОУ школы № 203 Санкт-Петербурга;

Место курса в плане внеурочной деятельности

Курс внеурочной деятельности «Историческая география» изучается в 6-8 классах по желанию обучающихся и их родителей.

Объем курса 6 класс - 34 часа в год, 1 час в неделю.

Содержание курса:

№ п/п

Название раздела (темы, главы, модуля)

Кол-во часов

1

География Древнего мира

8

2

Средние века на карте

14

3

География мира в Новое время

12

Всего часов:

34

Планируемые результаты освоения курса:

Обучающиеся научатся

  1. Анализировать исторические карты как исторический источник.
  2. Делать вывод и строить гипотезы о исторических явлениях и событиях, опираясь на данные исторических карт.
  3. Научиться читать и понимать карты для формирования и представления целостной картины мира.

Обучающиеся получат возможность научиться

  1. Ориентироваться в историко-культурном пространстве мира.
  2. Развить собственный интерес для дальнейшего изучения культуры и исторического наследия народов мира.
  3. Овладеть навыком чтения карт и применения этого навыка в жизни.
  4. Выстраивание наиболее безопасных туристических маршрутов.

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Историческая география» составлена с учетом положений Программы воспитания, которая является обязательной частью основной образовательной программы ГБОУ школы № 203 Красносельского района Санкт-Петербурга. В центре Программы воспитания находится личностное развитие обучающихся, формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности.

Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется преимущественно через:

- вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;

- формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых общностей, которые могли бы объединить детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;

- создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения;

- поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций;

- поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.

Формы контроля достижения планируемых результатов определены Положением о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации, обучающихся ГБОУ школы № 203 Санкт-Петербурга.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Форма организации занятия

Планируемые результаты

Дата
по плану

Дата
по факту

Вводное занятие

Беседа

Древний Восток в картах

Викторина

Изменение Греческой цивилизации на карте

Практикум

Держава Ахеменидов – Персидская империя

Беседа

Финикийские мореплаватели на карте

Беседа

Развитие Римской цивилизации на карте

Беседа

Упадок Римской империи

Беседа

Повторение и обобщение изученного материала

Практикум

Великое переселение народов

Беседа

Образование варварских королевств

Беседа

География Византийской империи.

Беседа

География средневековой Северной Европы

Беседа

География средневековой Западной Европы

Беседа

Государства Южной Европы на карте.

Беседа

Государства Восточной Европы на карте.

Беседа

География Арабских государств и народов Среднего Востока

Беседа

Расселение восточных славян и образование Древнерусского государства

Беседа

Русские княжества и республики в эпоху политической раздробленности

Беседа

Повторение и обобщение изученного материала

Беседа

Развитие и раздробленность Монгольской империи (включая Монгольское нашествие на Русь)

Беседа

Карта Евразии после распада Монгольской империи

Беседа

Собирание русских земель вокруг Москвы

Беседа

Великие географические открытия

Викторина

Начало развития колониальных империй

Беседа

Переход от Средневековья к Новому времени

Практикум

Португальские, Испанские, Голландские и Французские колонии в Новом времени

Беседа

Развитие Османской империи на карте

Беседа

Реформация и изменение конфессиональной карты Европы

Беседа

Религии мира на карте

Беседа

Расы и народы на карте мира

Беседа

Языковые семьи и группы на карте мира

Беседа

Повторение и обобщение изученного материала

Практикум

Игра на повторение

Викторина

Подведение итогов

Практикум


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности по географии "Занимательная география" 6 класс

Настоящая программа предназначена для организации обучения основам географических знаний учащихся.   Участие школьников в занятиях курса открывает широкие возможности для формирования практи...

Рабочая программа внеурочной деятельности по географии "Карта - язык географии" 7 класс

Целью курса является развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, через формирование картографической грамотности школьников....

Рабочая программа внеурочной деятельности по географии «Исследовательская и проектная деятельность в географии»

Рабочая программа кружка по географии «Проектная и исследовательская и деятельность в географии» составлена в соответствии с Федеральным Государственным образовательным  стандартом...

Рабочая программа внеурочной деятельности по географии для 5 класса "Практическая география"

Рабочая программа внеурочной деятельности по географии для 5 класса "Практическая география" знакомит учеников с географическими профессями через эксперименты и простые опыты в рамках внеуро...

Рабочая программа внеурочной деятельности по географии Занимательная география 5-6 классы

Включены вопросы для рассмотрения самых интересных тем по оболочкам Земли...