внеурочная деятельность
методическая разработка по краеведению
Предварительный просмотр:
МБОУ «Байкальская СОШ»
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Село моей мечты»
Программа рассчитана на обучающихся 1-4 классов
Сроком реализации 1 год
Учитель географии: Дорофеева Т.Н.
с.Байкальское
2019г.
Пояснительная записка
Программа внеурочной (внеучебной) деятельности «Село моей мечты» направленная на формирование и развитие коммуникативной компетентности обучающихся 5-7 классов, воспитание личности подростков посредством межличностного общения. Содержание программы раскрывается в аспекте требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Современное общество ставит вопрос об экологии культуры: о сохранении национального прошлого, народной этики и морали. Одной из задач современной школы является привитие чувства принадлежности к малой Родине, России.
Как развивать интерес детей к судьбе своей “малой Родины”, формировать нравственную позицию к родному краю?
Знакомство с историей родного края показывает многообразие национальных традиций, неповторимость духовного мира жителей, непохожесть животного мира, жилища, и т.п. И одновременно через многообразие и несходство проступают черты общечеловеческие, обнаруживается нравственное единство человечества, одинаковое понимание природы, жизни, любви, отношений в семье, понятий справедливости и правды, чести и гордости, неприятие злобы. Знакомство с родным краем позволяет увидеть в то же время и исторические границы, изменяемость этических, бытовых, эстетических представлений.
Содержание и построение программы обеспечивает преимущественное внимание к изучению своего края, способствует воспитанию любви к Родине, играет большую роль в экологическом воспитании.
Программа призвана дать достаточно полное, целостное представление об историческом прошлом нашего края и нацелена на выработку у учащихся навыка работать со всеми важнейшими источниками краеведческой информации – справочными и учебными пособиями, картами, рукописными материалами, фото, иллюстрациями, художественной литературой.
Объект изучения: – край: его социальная, культурная, а также природная среда.
Цель программы: воспитание на краеведческом материале думающей, творческой, свободной личности, связывающей опыт прошлого, настоящего и будущего.
Задачи программы:
1.Обучающие
• дать представление об историческом прошлом своего края, села;
• познакомить с традициями своего народа;
• научить ряду практических умений и навыков.
2.Воспитательные:
• привить любовь и бережное отношение к родной земле, к своим корням, истории;
• сформулировать умение находить прекрасное в народном творчестве;
• воспитывать наблюдательность, логическое мышление.
3.Развивающие:
• развивать и поддерживать интерес к прошлому и настоящему;
• развивать в детях творческую инициативу.
Реализовать цели и задачи помогут различные формы и методы:
- лекции,
- творческие задания,
- практические работы,
- самостоятельный поиск,
- экскурсии и др.
Планируемый результат:
- более высокий уровень знаний, умений, навыков,
- участие в различных творческих конкурсах,
-создание целостного образа села,
-повышение интереса учащихся к самостоятельному изучению родного края,
-осуществление ненавязчивого патриотического, эстетического и экологического воспитания.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п\п | Тема занятия | Кол-во часов |
Тема 1.«Встреча с краеведением» | ||
1. | Введение. Что изучает курс «Село моей мечты». Основное понятие «малая родина». Мой край на глобусе и карте. | 1 |
2. | Школьный краеведческий музей – источник краеведческой информации | 1 |
3 | Топонимика. “Загадочный мир названий”. | 2 |
Тема 2. «Род и родословная» | ||
4. | Моя родословная | 1 |
5. | Моя семья. Семейные традиции. Профессии в моей семье. Увлечения членов моей семьи. | 1 |
6. | Дом, в котором я живу. | 1 |
7. | Я и моё имя. | 1 |
Тема 3. «Дом, в котором я живу» | ||
8. | Проект-изготовление дома моей мечты (творческая работа) | 1 |
9. | Мое будущее – моя профессия. | 1 |
Тема 4. «Моя школа» | ||
10. | Родная школа (экскурсия) Моя школа - мой дом. | 1 |
11. | Экспозиции школьного коридора. | 1 |
12. | Конкурс рисунков «Моя школа» | 1 |
Тема 5. «Моё село» | ||
13. 14. | Моё село – Байкальское. История села. Любить своё село – значит быть ему полезным. | 2 |
15. | Улицы моего села. Экскурсия по улицам села. | 2 |
16 | Доклады на тему моя улица. | 2 |
17. | Их именами гордится наше село. | 1 |
18 | Предприятия села. | 2 |
19. | Наши земляки – передовики производства. | 2 |
20. | Героические годы в ВОВ. Экскурсия в центр села, к памятнику. | 1 |
Тема 6. «Современное село» | ||
21. | Обряды, ритуалы, праздники, традиции села. | 3 |
22. | Ярмарка народных игр. | 2 |
23. | Состав населения. | 1 |
24. | Творческая работа «Село будущего» | 2 |
25. | Итоговое занятие. Подведение итогов. | 1 |
Итого | 34 |
Распределение материала
Тема 1 :Введение «Встреча скраеведением» (4 час). Знакомство детей с новым курсом. История изучения края. “Мой край на карте Родины”.Источники краеведческих знаний: школьный музей как источник информации и другие источники. Изучение местной топонимики, составление кратких сообщений. Творческая работа “Загадочный мир названий”.
Тема 2: “Я и моя семья” (4 ч) Профессии моих родителей. Дать выяснить учащимся кем работают их родители. Творческий конкурс - “Старая фотография рассказала…” Моя родословная - нарисовать родословное древо.
Тема 3: “Дом, в котором я живу или хотел бы жить” (2 ч) Рисунок дома, выполненного в реалистическом или сказочном представлении учеников. Проект-изготовление дома моей мечты (творческая работа) с помощью конструирования из бумаги, пластилина и подручного материала. Мое будущее – моя профессия.
Тема 4: “Наша школа” (3 ч) Моя школа: знакомство с традициями, историей своей школы (экскурсия по школе). Знаменитые выпускники – дети заранее получают творческие задания в группах, поисково–исследовательская работа.
Тема 5: “Мое село” (13 ч) Урок-экскурсия по улицам села Байкальское. Учащиеся знакомятся с названием улицы, расположением домов. Исторические объекты, памятники. Знакомство с историей предприятиятий. Экскурсии на предприятия. Их именами гордится наше село. Встречи с передовиками производства, ветеранами труда.
Тема6: «Современное село» (9 ч) Познакомить с историей возникновения и развития обрядов, праздничных ритуалов села, района, помочь осмыслить праздники, традиции. Знакомство с традиционно зимними праздниками: Колядки, Рождество др. Весенние праздники. Знакомство с весенними праздниками: Жаворонки, Вербное воскресенье, Пасха. Ярмарка народных игр (Чижики, лапта, лото, салки и т.д.). Состав населения. Основные занятия населения. Каким мы хотим видеть наше село- село будущего. «Операция: чистое село».
Методическое обеспечение программы
Методика отслеживания результатов работы.
1.Организация и участие в краеведческих конкурсах, играх, конференциях, праздниках.
1. Тесты, викторины, контрольные вопросы.
2. Беседы с родителями и детьми.
3. Участие в коллективных творческих делах.
4. Наблюдения за детьми в процессе работы.
5. Создание детьми наглядных пособий и макетов.
Формы и методы, используемые в работе по программе.
1. Словесные методы: рассказ, беседа, работа с книгой, дискуссия, лекция.
2. Наглядные методы: фотографии, альбом, схемы, рисунки и т.д.
3. Практические методы:
- ролевая игра;
- погружение в эпоху крестьянского быта;
- изготовление предметов утвари, одежды, сходной с теми, какими
пользовались предки;
-обучение навыкам некоторых ремёсел и занятий.
4. Методы контроля: тестирование, контрольные вопросы после изучения темы, сочинения, работы для выставки, тематические рисунки.
Способы усвоения программы:
• Занимательный;
• Репродуктивный (делай, как я);
• Креативный (поисково-исследовательский).
Ожидаемые результаты
К концу года обучения дети должны знать:
общее представление об истории своего села, семьи, школы
уметь находить свой край на карте,
происхождение названий улиц села,
историю возникновения герба района,
что даёт наш край стране
уметь находить свой край на карте.
географическое положение родного края,
климат нашего края,
представителей животного и растительного мира нашего края,
водоёмы нашей местности.
историю своего села,
традиции и обряды (общее понятие)
героический подвиг местных жителей в годы войны,
состав населения и виды их деятельности,
чем живёт современное село
Знать народные и художественные промыслы края,
биографию знаменитых людей села,
фольклорные жанры
народные «календарные» праздники
традиции проведения престольного праздника нашего села
Учащиеся должны уметь:
* участвовать с беседами с информантами;
* посещать музеи и другие культурные учреждения;
* участвовать в игровой забаве, в праздниках.
Литература:
1. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Изобразительное искусство.- Москва: Дрофа, 2001.
2. Школа с этнокультурным русским компонентом образования: состояние, проблемы и перспективы развития. Материалы второй областной научно-практической конференции.-Тамбов, 2003.
3. Краткий этимологический словарь русского языка.- Под редакцией Н.М.Шанского и др.
4. Н.М.Карамзин «Об истории государства Российского».- Москва: Просвещение, 1990.
5. Энциклопедия русских обычаев. – Москва: Вече,2004
6. Аникин В.П. Русский фольклор. – М., 1985г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация внеурочной деятельности: модель организации работы школы по реализации внеурочной деятельности в 5-х классах»
В рамках перехода на новые образовательные стандарты актуальным является вопрос формирования модели построения внеурочной деятельности, ее специфики, основанной на взаимосвязи внутре...
программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"
Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Основные задачи внеурочной деятельности
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется обра...
"Приемы формирования исторического мировоззрения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности "городской семинар «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности»
Презентация к выступлению на городском семинаре «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности» в рамках инновационной площад...
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности. Формирование УУД в художественном обрвзовании, во внеурочной деятельности духовно-нравственной и направленности. Используемые педагогические методики.
Представление опыта рабботы на уроках изобразительного искусства. Доклад включает в себя примеры практического применения современных педагогических технологий на уроках и во внеурочной деятельности. ...
План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности».
План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности"Тема: "Экология Земли"На своем занятии, я решила связать 2 предмета: информатик...