Рабочая программа Истоки 8 класс
рабочая программа по краеведению (8 класс)

Беляева Евгения Николаевна

Рабочая программа "Социокультурные истоки" 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoki_belyaeva_8.docx42.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №46

с углубленным изучением отдельных предметов

РАССМОТРЕНО:

Протокол заседания

методического объединения

№ ____ от «___»_____________2019 года

Руководитель МО

________________/___________________/

УТВЕРЖДАЮ:

Приказ  №______

от «____» ______________2019 года

Директор

_____________________/Л.В. Гейнц/

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по УВР

_______________/___________________/

«_____» _____________2019 года

        дата согласования

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по курсу «Социокультурные истоки»

                                                

Класс 8      

Количество часов 35                           Уровень базовый

           

                                                                                     

                                                                

Ф.И.О. учителя Беляевой Евгении Николаевны

Квалификационная категория высшая

                                                                

Сургут, 2019 год

Пояснительная записка

Рабочая программа по «Социокультурным истокам» для 8 класса составлена в соответствии с нормативными документами:

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 г.;

Приказ Министерства образования и науки Российской федерации №1897 от 17.12.2010 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. №1644, 31.12.2015 № 1577);

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию  образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего  образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 № 576, от 28.12.2015 № 1529, от 26.01.2016 № 38);

Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ СОШ № 46 с УИОП;

Положение о рабочих программах.

Рабочая программа разработана с учётом:

Авторской учебной программы «Истоки». Камкин А.В., Кузьмин И.А. М: Издательский дом «Истоки», 2015. и предназначены для использования учебного пособия для 8 класса общеобразовательных учебных заведений: «Истоки», издание 2-е, исправленное. (автор Камкин А.В.). М.: Издательский дом «Истоки», 2014.

Цель курса: формирование историческое мышления, гуманизма, толерантности; развитие исторического кругозора, мировоззрения.

Задачи курса:

  • образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к  самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности;
  • усвоение системы знаний об общечеловеческих гуманистических ценностях, и как следствие этого – формирование гуманистической направленности личности;
  • показ взаимодействия человека с окружающей природной средой, движение человечества;
  • усвоение знаний по «Истокам» и умение применять их в различных ситуациях.

Основными формами организации учебных занятий являются: урок-изучение нового материала, урок-повторение, комбинированный урок, урок-экскурсия в прошлое, викторина.

Формы организации учебной деятельности: сообщения, доклады, презентации, практикумы, дискуссии, беседы, лабораторные работы, проекты, индивидуальное и групповое выполнение заданий,

Формы контроля: проверочные работы по темам, тестовые работы; словарные и хронологические диктанты, самостоятельные ответы по заготовленным карточкам.

Результаты обучения и усвоения содержания курса

Личностными результатами изучения курса «Истоки» являются:

  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;
  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
  • формирование у учащихся ярких, эмоционально окрашенных образов исторических эпох;
  • складывание представлений о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого;
  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека.

Метапредметными результатами изучения курса являются:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, игровую, общественную и др.;
  • владение умениями работать с учебной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой план, составлять конспект и тезисы конспекта);
  • способность решать познавательные, творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, проект и др.);
  • готовность к сотрудничеству, групповой и коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.

Предметными результатами изучения курса являются:

  • освоение первоначальных сведений об историческом пути народов, стран и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;
  • владение базовым понятийным аппаратом исторического знания;
  • умение правильно употреблять и объяснять исторические термины, понятия, крылатые выражения;
  • владение навыками для установления и выявления причинно-следственных связей;
  • первоначальные умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
  • расширение опыта оценочной деятельности на основе изучения явлений, событий, личностей, высказывая при этом собственные суждения с использованием в своей речи основных исторических терминов и понятий;
  • составление, описание важнейших памятников культуры народов, выражение своего отношения к ним.

Требование к уровню подготовки

  1. Знание хронологии, работа с хронологией:
  • указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий Всеобщей истории;
  • применять счет лет в истории, соотносить год с веком, век с тысячелетием, оперировать историческими датами, определять последовательность и длительность важнейших исторических событий.
  1. Знание исторических фактов, работа с фактами:
  • характеризовать место, обстоятельства участников, результаты важнейших исторических событий.
  1. Работа с историческими источниками:
  • читать историческую карту с опорой на легенду, определять и показывать местоположение историко-географических объектов;
  • проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
  • сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различие.
  1. Описание (реконструкция):
  • рассказывать (в связной монологической форме) или письменно об исторических событиях, их участниках или исторических деятелях на основе 2-3 источников исторических знаний;
  • характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
  • на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы и т.д. составлять описание важнейших памятников культуры, выражать свое отношение к ним.
  1. Анализ, объяснение:
  • различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
  • называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
  • раскрывать смысл, значение исторических терминов, понятий, крылатых выражений;
  • сравнивать природные условия, факты, события, личности, а также исторические явления в странах, выделяя сходство и различия;
  • излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
  1. Работа с версиями, оценками:
  • давать оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения с использованием в своей речи основных исторических терминов и понятий;
  • оценивать исторический вклад народов древности в мировую историю.
  1. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
  • использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми.

Общая характеристика предмета

Программа «Истоки» представляет собой апробированную образовательно – воспитательную и дидактическую систему призванную формировать личность на основе духовно-нравственных и социокультурных российских традиций. Учебно-методический комплект, состоящий из программы с комментариями, учебных пособий, рабочих тетрадей и методических разработок, последовательно раскрывает смысл универсалий отечественной культуры. С 5-го класса открывается второй концентр «Истоков». Он начинается с осмысления устойчивых идеалов российской цивилизации (стремление к ладу, мерности, соборности, внутреннему преображению и др.)., а затем идёт освоение традиций обустройства просторов Отечества, жизненных и годичных ритмов и циклов и т.д.

Авторы программы учебного курса сопоставляют достижения этнологии, культурной антропологии, культурологии, религиоведения, а также этики, эстетики и истории повседневности. Педагогическая основа курса во многом опирается на традиции русской педагогики, ведущей свое начало от школы К. Д. Ушинского. Вместе с тем, психолого-педагогическая и методическая концепция «Истоков» учитывает новейшие достижения психологии, современные педагогические технологии и методики. Образовательный  процесс направлен на становление личности при ее активном и осознанном собственном участии на основе устойчивой и целенаправленной мотивации.

Благодаря «Истокам» в образовательное пространство современной школы вносятся категории, ценности и идеалы отечественного образа жизни. Именно в «Истоках» универсалии российской цивилизации становятся предметом отдельного и специального осмысления, что существенно восполняет имеющийся пробел в школьном образовании и придаёт «Истокам» качество педагогической инновации. Всё это в полной мере соответствует провозглашённому в «национальной доктрине образования» курсу на повышение воспитательной миссии современной школы, а также Учебный курс «Истоки», предлагаемый для учащихся 8 класса, является составной частью Истоковедения - нового педагогического направления, призванного формировать всесторонне развитую личность на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей российской цивилизации.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

Предмет «Истоки» (Истоки творчества) преподается во всех 8-х классах. Содержание курса – 35 часов. Количество учебных недель – 35  (1 занятие в неделю).

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

В 8-м классе речь идет об истоках человеческого творчества. Обсуждаются такие темы, как ДУХ и ФОРМЫ ТВОРЧЕСТВА (дух творчества, его языки, мотивы), ИСТОКИ ОБРАЗА (образы мира Божественного, природного и человеческого), ИСТОКИ ТВОРЧЕСТВА РАЗУМА (пути и смыслы науки, творчество ученого и творчество просветителя).

Учебное пособие и рабочая тетрадь «Истоки» для 8 класса знакомят учащихся с Истоками творческой деятельности человека. Особенность этого курса связана с осмыслением духовного понятия Творец. Творец как создатель всего сущего, создатель человека. творец создал человека по образу своему и подобию: наделил Свое творение бессмертной душой, свободной волей, способностью к любви, способностью к нравственному совершенствованию, даром творчества.

В жизни каждый человек призван к творчеству, он должен исполнить свое жизненное предназначение, стать творцом, используя и приумножая те таланты, которые ему дарованы.

 Содержание учебного курса.

Введение (1 час)

Творчество: дух и формы (14 часов). Понимание выражения «дух творчества». Что значит обладать даром созерцания. Ответственность человека, наделенного талантом. Что значит обладать талантом. Необходимые спутники творчества. Языки творчества. Язык духа, разума, звуков. Языки без слов. Как прочитать жест. Мотивы творчества. Ограниченность закона и безграничность благодати. Любовь как основной мотив творчества. Что такое идеал.

Истоки образа (10 часов). Три мира, окружающих человека – сакральный, природный и человеческий. Мир образов как отражение трех миров. Диалог творца и зрителя.

Образы Божественного мира. Икона. Храм. Иконостас.

Художественное творение мира природного. Цвет, свет и форма. Пейзаж и натюрморт. Мир горний и дольний в творчестве художника. Мифопоэтические образы. Мир узорочья.

Образы мира человеческого. Миры цивилизаций. Выразительные человеческие типажи. Образы мира невидимого. Град-Китеж. Метафорическое восприятие человека. Голова, сердце, руки – традиции «прочтения».

ДО-видение как дар художественного видения мира.

Истоки творчества разума (6 часов). Сущность научного творчества. Пути научного творчества.

Знания донаучные, вненаучные и научные. Систематизация т согласование как признаки научного знания. Факты, понятия, закономерности и теории. Гипотезы.

Эмпирический и теоретический уровни знания. Рациональный, интуитивный, эволюционный, цикличный и аналоговый пути познания мира.

Место науки в жизни человечества. Моральная ответственность ученого.

Техническое творчество. Творчество изобретателя: истоки, дела, благодарность.

Творчество просветителя. Книжники, летописцы древности. Учителя. Издатели. Духовные наставники.

Активный экзамен (2 часа).

Заключение (2часа). Творческий человек. Мотивы творчества. Форма, смысл, мотивы и дух – содержание творчества. Верность, терпение, смысл и труд – спутники творчества.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

В работе по данной программе используется мультимедийное обеспечение, технические и электронные средства (сенсорная доска, проектор и проч.).

Программа «Истоки» оснащена учебно-методическим комплексом. УМК для 8 класса представлен:

1. Учебным пособием «Истоки творчества» (8 класс), автор – А.В.Камкин. В учебном пособии представлены размышления о трех путях хождения к истокам творчества;

2. Рабочей тетрадью для 8 класса в 2-х частях «Истоки творчества», автор – Н.Б.Красикова. В основе рабочей тетради – система активных занятий, подготовленных на основе методологии Истоковедения; научно-методическими сборниками «Истоковедение». ответственные редакторы: И.А.Кузьмин, главный редактор Издательского дома «Истоки», профессор, член-корреспондент РАЕН, Л.П.Сильвестрова, заведующая методическим кабинетом Истоковедения Вологотского института развития образования. Основная задача данных изданий – организационное, научно-методическое обеспечение развития стержневой основы истоковедения как междисциплинарного, интегрирующего направления в образовании, нацеленного на гармоничное развитие личности участников образовательного процесса.

Кроме вышеперечисленных методических пособий в работе использованы следующие материалы:

1. Социокультурное и общеисторическое направления в работе Отделения социокультурных и цивилизационных проблем РАЕН. Из доклада В.И.Шеремета на общем собрании РАЕН 02.о4.1998г.// в сб.: Перекрестки эпох. Т.2. – М., 1998, с 9-21.

2. Твардовская Н.Ю. Формирование системы духовно-нравственных ценностей как методологическая основа современного образования // в сб.: Отечественное образование. Т.2. – М.: Истоки, Институт содержания и методов обучения РАО, 2008, с. 104-114.

3. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. – М., 1990.

4. Кузьмин И.А., Монахова О.П. Концепция использования социокультурных технологий эффективного обучения для гармоничного развития личности // Начальное образование в России: инновации и практика. – М., 1994.

5.  Кузьмин И.А., Шеремет В.И. Качество образования // Истоки, №3. – М., 1998.

6. Твардовская Н.Ю. Особенности процесса обучения в Истоковедении // в сб.: Истоковедение. Т. 6. – М.: Истоки, 2007, с. 42-49.

7. Аверинцев С.С. Попытки объясниться: беседы о культуре. – М., 1988.

        

   Тематическое планирование  2019-2020 учебный  год

Дата

Тема урока

Элементы содержания

урока

(проверяемые заданиями КИМ)

Контролируемые умения (КУ)

План

Факт

Творчество: дух и формы – 15 ч.

1

Введение. О творце и человеке

Знать основные понятия темы, раскрывать значение терминов, давать характеристику, оценивать и анализ исторических процессов, явлений, фактов.

Уметь давать определения, рассказывать, пересказывать, выделять и излагать главную мысль содержания учебной темы.

2

О творце, творчестве и творении

Дух и форма творчества,

миры образов, дары сердца и духа

Знать основные понятия темы, раскрывать значение терминов, давать характеристику, оценивать и анализ исторических процессов, явлений, фактов.

3

О таланте

Творец, Слово Божие, сотворят, созидать, созерцать.

Знать основные понятия темы, раскрывать значение терминов, давать характеристику, оценивать и анализ исторических процессов, явлений, фактов.

4

Спутники творчества

Талант, вдохновение,

озарение, старание

Знать основные понятия темы, раскрывать значение терминов, давать характеристику, оценивать и анализ исторических процессов, явлений, фактов.

5

Языки творчества. Язык духа.

Слово, молитва, послушание, безмолвие,

скит, нестяжание

Знать основные понятия темы, раскрывать значение терминов, давать характеристику, оценивать и анализ исторических процессов, явлений, фактов.

6

Языки разума.

Талант, вдохновение,

Знать основные понятия темы, раскрывать значение терминов, давать характеристику, оценивать и анализ исторических процессов, явлений, фактов.

7

Язык звуков.

Озарение, старание

Знать основные понятия темы, раскрывать значение терминов, давать характеристику, оценивать и анализ исторических процессов, явлений, фактов.

8

Языки без слов.

Свой язык, свой смысл, народные песни, плачи, страдания, причеты, частушки, обрядовые песни, романсы, песни, вальсы

Знать основные понятия темы, раскрывать значение терминов, давать характеристику, оценивать и анализ исторических процессов, явлений, фактов.

9

Как прочитать жест.

Жесты: общие, указательные, этикетные

Рукопожатие, подбочениться

Знать основные понятия темы, раскрывать значение терминов, давать характеристику, оценивать и анализ исторических процессов, явлений, фактов.

10

Молитвы творчества: к творчеству призвало сердце.

Потребность, закон

Знать основные понятия темы, раскрывать значение терминов, давать характеристику, оценивать и анализ исторических процессов, явлений, фактов.

11

К творчеству призвала любовь.

Потребность, закон

Знать основные понятия темы, раскрывать значение терминов, давать характеристику, оценивать и анализ исторических процессов, явлений, фактов.

12

К творчеству призвало Отечество.

Потребность, закон

Знать основные понятия темы, раскрывать значение терминов, давать характеристику, оценивать и анализ исторических процессов, явлений, фактов.

13

Истоки законодательства.

Традиции, законы, земной закон

Знать основные понятия темы, раскрывать значение терминов, давать характеристику, оценивать и анализ исторических процессов, явлений, фактов.

14

Жить по справедливости.

Артель-союз равноправных, семья, мир, братство, соседи.

Знать основные понятия темы, раскрывать значение терминов, давать характеристику, оценивать и анализ исторических процессов, явлений, фактов.

15

О правде.

Долг перед Богом, перед Отечеством, перед ближним; благо.

Знать основные понятия темы, раскрывать значение терминов, давать характеристику, оценивать и анализ исторических процессов, явлений, фактов.

Истоки образа – 10ч.

16

Творение образов Божественного мира

Долг перед Богом, перед Отечеством, перед ближним; благо.

Знать основные понятия темы, раскрывать значение терминов, давать характеристику, оценивать и анализ исторических процессов, явлений, фактов.

17

Храм как образ Божественного мира.

Мир образов, художник-творец, иконописец,

живописец, архитектор, скульптор, образ,

«живоподобие»

Уметь давать определения, рассказывать, пересказывать, выделять и излагать главную мысль содержания учебной темы.

18

Образы Божественного мира.

Алтарь, купол, иконостас, столпы

Уметь давать определения, рассказывать, пересказывать, выделять и излагать главную мысль содержания учебной темы.

19

Образы мира природного. Инструментарий художника.

Алтарь, купол, иконостас, столпы

Уметь давать определения, рассказывать, пересказывать, выделять и излагать главную мысль содержания учебной темы.

20

Образы мира дольнего.

Алтарь, купол, иконостас, столпы

Уметь давать определения, рассказывать, пересказывать, выделять и излагать главную мысль содержания учебной темы.

21

Мир «узорочья».

Мир образов, художник-творец, иконописец,

живописец, архитектор, скульптор, образ,

«живоподобие»

Уметь давать определения, рассказывать, пересказывать, выделять и излагать главную мысль содержания учебной темы.

22

Образы мира человеческого. Как Василий Суриков создал героя.

Звук, свет, тьма, цвет, форма, пейзаж, натюрморт

Уметь давать определения, рассказывать, пересказывать, выделять и излагать главную мысль содержания учебной темы.

23

Каждое сословие творило свой образ.

Былины, предания, легенды, песни, сказки,

узорочье, вышивка

Уметь давать определения, рассказывать, пересказывать, выделять и излагать главную мысль содержания учебной темы.

24

Как творили образ невидимого.

Реликвии, типаж, казачество, войсковой круг, личное оружие, нагайка

Уметь давать определения, рассказывать, пересказывать, выделять и излагать главную мысль содержания учебной темы.

25

Посмотрим на самого себя.

Образ власти, пути, ориентация

Уметь давать определения, рассказывать, пересказывать, выделять и излагать главную мысль содержания учебной темы.

Истоки творческого разума – 6ч.

26

О сути научного творчества.

Талант, до-видение,

дар художественного видения, образы

Уметь давать определения, рассказывать, пересказывать, выделять и излагать главную мысль содержания учебной темы.

27

Знания донаучные и вненаучные.

Прямые пути, пути извилистые

28

Научные знания.

Знания донаучные и вненаучные

Уметь давать определения, рассказывать, пересказывать, выделять и излагать главную мысль содержания учебной темы.

29

Во имя чего наука познает мир.

Систематизация, научная революция, понятия, факты, теории, закономерности, гипотезы, обоснования,

эксперименты, философия

Уметь давать определения, рассказывать, пересказывать, выделять и излагать главную мысль содержания учебной темы.

30

Техническое творчество. Изобретатель.

Технологии, коммуникации

Уметь давать определения, рассказывать, пересказывать, выделять и излагать главную мысль содержания учебной темы.

31

Творчество просветителя. Духовные просветители.

Технологии, коммуникации

Уметь давать определения, рассказывать, пересказывать, выделять и излагать главную мысль содержания учебной темы.

Активный экзамен – 2ч.

32

Активный экзамен.

Просветительство,

письменность Книгоиздатели, рисовальщики,

Печатники

Уметь давать определения, рассказывать, пересказывать, выделять и излагать главную мысль содержания учебной темы.

33

Активный экзамен.

Мотивы творчества,

Характер творчества, дух, смысл, форма, труд, верность, слово, терпение

Уметь давать определения, рассказывать, пересказывать, выделять и излагать главную мысль содержания учебной темы.

Уметь давать определения, рассказывать, пересказывать, выделять и излагать главную мысль содержания учебной темы.

Заключение – 2 ч

34

Что значит быть творческим человеком.

Мотивы творчества,

Характер творчества, дух, смысл, форма, труд, верность, слово, терпение

Уметь давать определения, рассказывать, пересказывать, выделять и излагать главную мысль содержания учебной темы.

Уметь давать определения, рассказывать, пересказывать, выделять и излагать главную мысль содержания учебной темы.

35

Творчество в труде

Мотивы творчества,

Характер творчества, дух, смысл, форма, труд, верность, слово, терпение

Уметь давать определения, рассказывать, пересказывать, выделять и излагать главную мысль содержания учебной темы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа "Истоки" 6 класс

рабочая программа по Истокам для 6 класса: "Слово и Образ России" рассчитана на 34 часа, с тематическим планированием....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...

Рабочая программа. Истоки. 2 класс

Рабочая программа. Истоки. 2 класс...

Рабочая программа. Истоки. 4 класс

Рабочая программа. Истоки. 4 класс...

Рабочая программа Истоки 5 класс

Рабочая программа Истоки 5 класс...

Рабочая программа "Истоки слово и образ России" 5 класс

Учебная деятельность ученика в рамках курса «Истоки. Слово и образ России», как и в предыдущие годы, должна строиться на основе единения восприятия, мышления, чувствова...

Рабочая программа "Истоки слово и образ России" 6 класс.

Рабочая программа для 6класса составлена на основе: - авторской учебной программы «Истоки», автор А.В.Камкин, И.А.Кузьмин М: Издательский дом &laq...