Рабочая программа "Истоки слово и образ России" 6 класс.
рабочая программа по краеведению (6 класс)
- Рабочая программа для 6 класса составлена на основе примерной программы А.В. Камкина, И.А. Кузьмина (Программа учебного курса «Истоки» для среднего и старшего звеньев общеобразовательной школы (5-11 классы) (Истоковедение. Том 10, 2010, с. 87-133) и на основе требований Федерального государственного общеобразовательного стандарта основного общего образования и концептуальных положений развивающей личностно-ориентированной системы. ... Учебное пособие по предмету «Истоки» для 6класса имеет название «Слово и образ России». Знакомство с его содержанием должно помочь ученикам сделать еще один шаг вперед на пути постижения глубинных основ жизни русского народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_istoki_slovo_i_obraz_rossii_6_klass.doc | 538.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
Календарно-тематическое планирование 6
Учебно-методический комплекс по «Истокам» 18
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс «Слово и образ Отечества» продолжает второй цикл многолетнего учебного предмета «Истоки». Второй цикл предназначен для основной школы (5-9-й классы) и по всем своим характеристикам является преемником учебного курса «Истоки» начальной школы.
«Истоки. Слово и образ Отечества» предназначены для 6-го класса. В рамках этого курса предполагается обращение к тому СЛОВУ и ОБРАЗУ России, которые стали складываться с 14-15 веков:
- Всмотреться в ОБРАЗ российского пространства
- Почувствовать ОБРАЗ времени – его течение и ритмы
- Услышать и прочитать СЛОВО пространства и времени, т.е. раскрыть смысл того и другого.
Главными целями курса в 6-м классе являются:
- Дальнейшее обогащение полученных в начальной школе представлений, образов и понятий, связанных с социокультурными истоками;
- Закрепление и развитие имеющегося у ребенка опыта многомерного восприятия действительности (рационального, образного, метафорического, духовного) и, через этот опыт ощущения укорененности в российской этнической и социокультурной среде;
- Развитие интереса к самостоятельному поиску и осмыслению истоков.
Содержание курса объединено в три блока-модуля: «Слово и образ Отечества», «Слово и образ малой родины», «Слово и образ времени». В курсе «Истоки. Слово и образ России» продолжает реализовываться принцип спиралевидного осмысления социокультурных ценностей и духовности. Учащиеся вновь возвращаются к ряду понятий и категорий, уже известному им по курсу начальной школы. Но на этот раз эти понятия и категории должны быть осмыслены и прочувствованы в более широком и конкретно-образном культурно-историческом контексте,
Учебная деятельность ученика в рамках курса «Истоки. Слово и образ России», как и в предыдущие годы, должна строиться на основе единения восприятия, мышления, чувствования и духовного переживания. Она предполагает выход (при направляющей роли учителя) за рамки учебника: экскурсии, встречи, чтение дополнительной литературы и т.д.
Курс рассчитан на 35 часов (1 час в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Раздел 1. СЛОВО И ОБРАЗ ОТЕЧЕСТВА.
(8 часов)
Отечество. (2 часа)
Отечество – земля отцов. Россия – общая Родина-мать многих народов. Соотечественники - дети одной Родины, братья. Отечество – связь времен. Служение Отечеству как нравственный долг каждого.
Место России на карте мировых цивилизаций. Необъятные просторы Отечества. Диалог культур и цивилизаций. Самобытность.
Образы Отечества – единство разнообразия. Лес и степь. Пути-дороги. Города и земли. Святая Русь. Святыни и памятные места. Образы земледельца и воина, сохи и меча.
Цвета Родины: белый как символ чистоты и открытости помыслов, красный как символ красоты и жизнелюбия, голубой как символ устремленности к горнему миру, золотой как символ благодати Божией.
Колокольный звон – слово о единении в делах и помышлениях.
Столица, края и земли. (4 часа)
Происхождение слова «столица».
Образы Москвы – стольного града. Москва первопрестольная. Москва как собор земель российских. Москва как «третий Рим». Москва как «новый Иерусалим». Кремль – слово в камне.
Междуречье Волги и Оки – ядро земли Русской. Крестьяне – труженики. Среднерусская равнина. Образы великого воина – заступника Отечества (благоверный князь Александр Невский), великого молитвенника и печальника о земле Русской (преподобный Сергий Радонежский), великого мудреца (преподобный Андрей Рублев). Владимирский образ Божией Матери.
Новгородская земля. Умельцы-ремесленники, купцы-промышленники. Берестяные грамоты. Образы народовластия (вечевой колокол), мира горнего (Святая София) и мира дольнего (богатый гость Садко). Колокол – памятник тысячелетию России. Образ храма-воина. Тихвинский образ Божьей Матери.
Вологодско-Белозерский край. Северная Фиваида. Образы святых и нестяжателей: преподобный Кирилл Белозерский, Димитрий Прилуцкий, Нил Сотский, Павел Обнорский. Лен и прялка. Кружево и вологодское масло.
Поморье. Русский Север – заповедник народной культуры. Образ северорусской триады (волость – община – приход). Образы святителя Стефана Пермского и Прокопия Праведного. Северный деревянный храм. Холмогорская резьба по кости, берестяные туеса. Тихие протяжные песни Севера.
Урал – камень. Сибирь – «златокипящая государева вотчина». Образы землепроходцев и мореходов. Сибирь силы да жилы на кулак мотает, далеко бросает. Сибирский характер. Абалацкая икона Божьей Матери.
Поволжье: многоликое и разноязыкое. Казанский образ Божьей Матери. Образы земель торговых и оборотистых (Нижний, Макарьевская ярмарка), Отчизне преданных (Козьма Минин) и вольницу любящих (Стенька Разин). Юг России – степи и просторы, ковыль, звонкие песни.
Рубежи и пределы. (3 часа)
Границы государства. Рубежи и пределы Отечества.
Образы северных рубежей. Белое море. Город архангела Михаила. Островные монастыри. Мужество поморов и негромкие подвиги преображения.
Образы западных рубежей. Смоленский край – «ожерелье» земли Русской. Смоленская крепость. Старая смоленская дорога. Смоленский образ Божьей Матери.
Образы южных рубежей. Дикое поле. Один в Поле не воин. От былинных богатырей к удалому казачеству. Донской образ Божией Матери.
Образы восточных пределов. Камень – Байкал-батюшка – Камчатка – Великий океан: этапы продвижения «встреч Солнца».
Легенды о запредельном: о «тридевятом царстве – тридесятом государстве», о странах неведомых, землях незнаемых. Образы града Китежа и Беловодья в памяти народной.
Раздел 2. СЛОВО И ОБРАЗ МАЛОЙ РОДИНЫ.
(10 часов)
Деревня. (4 часа)
Образы деревни, села, починка, погоста, торжка, слободы, хутора. Поселение приречные, приозерные, притрактовые, водораздельные. Древнее правило - строить и жить в ладу с природой.
Планировка сельского поселения: свободная, рядовая, уличная, круговая. Всему свое место: мирскому сходу и уединению, труду и отдыху, празднику и поминкам. Деревенская околица, колодец, тропинка, проулок.
Образа сельского храма и часовни.
Трудовые ритмы деревни. Шумный праздник села. Тишина погоста. Людская молва.
Город. (4 часа)
Роль и назначение города. Духовные образ русского города. Не стоит город без праведника. Святыни города. Православный код городского пространства.
Городская среда: кремль, улица, переулок, крюк, площадь, набережная, мост, городской дворик, сквер, парк, памятник. Застройка и планировка города. Имена улиц и площадей.
Очаги городской культуры. Центры благотворительности и милосердия. Транспорт. Места общего отдыха.
Соседи. Уличные сообщества. Городские районы. Отцы города. Образ родного города.
Памятные и святые места. (2 часа)
Роща. Гора. Озеро. Поле. Перекресток. Родник. Камень. Памятный крест. Обетный храм.
Раздел 3. СЛОВО И ОБРАЗ ВРЕМЕНИ.
(10 часов)
Жизненный круг времени. (3 часа)
Век. Жизненный круг. Время и безвременье. Память и беспамятство. Первое семилетие: младенчество и детство. Имянаречение. Крещение – второе рождение, введение в мир духовный. Крестины – введение в мир земной. Крест и купель. Любовь близких. Колыбельные песни. Бабушкины сказки.
Второе семилетие: отрочество. Введение в грамоту - третье рождение. Дружба. Покаяние и чаша. Игры и занятия мальчиков. Игры и занятия девочек. Участие в делах семьи. Походы по малой Родине.
Третье семилетие: юность. Удаль молодецкая и девичья скромность. Овладение навыками. Сердечная привязанность. Сватовство. Помолвка и венчание. Русская свадьба. Новая родня и новые заботы.
Семь семилетий: от молодости к зрелости и пожилому возрасту. Мужество и женственность. Дела и заботы мужчины. Дела и заботы женщины. Житейский опыт и мудрость. Хранители семейного очага. Завет о почитании родителей.
Старость: сила духа и немощи совершенства.
Годичный круг времени. (4 часа)
Год сентябрьский – от Рождества Богородицы до Успения.
Год январский – от Рождества Христова до Воздвижения Креста.
Трудовые ритмы года. Народный месяцеслов.
Праздники. Пост и мясоед. Гостевания и отгащивания. Нормы поведения в разное время года. Особые дни поминовения. Радоница.
Пища будничная, праздничная, постная, скоромная, ритуальная.
Седмица. (4 часа)
Символика седьмичного круга: будни и воскресенье, труд земной и труд души. Трудовой ритм недели.
Особые седмицы: Масляная, Страстная, Светлая.
Сутки. Полдень и полночь. Час и мгновенье.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Название раздела | Темы уроков | Количество часов | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся(результат) | Вид контроля | План | Факт |
1 | Слово и образ Отечества (12 часов) | «Отечество» (Вводный урок) | 1 | Что такое вечные ценности, что вы к ним относите? Что значит образ Отечества? Отечество – земля отцов. Отечество – ширь просторов. Мир между Западом и Востоком. Отечество – связь времен. Едино, но многолико. | Ресурсный круг: «Слово о Родине» | Отечество Родина Отчизна Соотечественник Самобытность Необъятное пространство Единство Образ | ||
2 | «Святая Русь» | 1 | Почему Русь Святая? Духовно-нравственный идеал русского народа. Цвета, звуки, образы Отечества. | Развивающее занятие: «Святая Русь» | Святая Русь Добродетель Норма жизни Духовно–нравственный идеал Цвета Отечества Звуки Отечества | |||
3 4 | «Столица» «Стольный град Москва» | 2 | Почему главный город именуют столицей? Москва – собор земли Русской. Москва – третий Рим. Москва – слово в камне. | Развивающее занятие: «Москва – третий Рим» Мнемотехника «Стольный град Москва» | Стольный град – столица Собор земли Русской Святыня Образ небесного града Вселенское пространство | |||
5 | «Ядро земли Русской» (Золотое кольцо России) | 1 | Края и земли. Междуречье Оки и Волги – ядро земли Русской. Три великих образа: кн. Александр Невский, пр. Сергий Радонежский, пр. Андрей Рублев. Владимирский образ Божией Матери. | Оценивающее занятие: «Три великих образа» | Края Земли Ядро земли русской Воин-заступник Великий молитвенник Мудрец | |||
6 | «Северная Фиваида» (возможно использование в/ф, аудиокассет, краеведческого материала) | 1 | Северная Фиваида. Образ святых Вологодского и Белозерского края. Духовные центры. | Развивающее занятие: «Чудный мир иноческий» | Безмолвие Нестяжание Уединение Богомыслие | |||
7 | «Поморы. Земля Новгородская» | 1 | Поморы – заповедник русской культуры. Особый мир северного края. Великий Новгород, ядро земли Новгородской. Тихвинский образ Божией Матери. | Развивающее занятие: «Поморы. Земля Новгородская» | Народное самоуправление Общее дело Сообщество Государственность Соборность Мудрость Открытость | |||
8 | «Поволжье. Сибирь» | 1 | Многолико и многоязычно Поволжье. «Волга-матушка». Вольница. Казанская икона Божьей Матери. Степан Разин. Путь «Встречь солнцу». Особый образ Сибири. Строгановы. Государева вотчина. Сибирский характер. | Оценивающее занятие: «Края и земли» | Многоликость Разноязычность «Подрайская землица» Вольница Сибирский характер Многотрудная страна | |||
9 10 | «Рубежи и пределы» | 2 | Границы государства и пределы Отечества. Образы северных рубежей. Мужество поморов и подвиги преображения. Образы западных рубежей. «Ожерелье земли русской». Смоленский образ Божьей Матери. Образы рубежей южных. Дикое поле. Образы восточных пределов. Камень. Великий океан «Встречь солнцу». Легенды о запредельном. Образы Беловодья и памяти народной. | Развивающее занятие: «Рубежи нашего Отечества» | Государственные границы Образы рубежей Труд поколений Своя родина Духовная сила Живые рубежи Вольное казачество Вольные земли | |||
11 | Повторительно-обобщающий урок «Образ Отечества» | 1 | Духовно-нравственные идеалы Отечества. Образ Отечества. | Ресурсный круг: «Образ Отечества» | Ценности Образ Отечества | |||
12 | Резервный урок (возможно рекомендовать к теме «Северная Фиваида») | 1 | ||||||
13 | Слово и образ малой родины (11 часов) | «Милая моя Родина…» (в этой теме большая связь с краеведческим материалом) | 1 | Что значит образ малой родины? Кто такие земляки? Мир знаков и символов российских малых пространств. Смыслы и ценности образа и слова малой родины. | Ресурсный круг: «Слово о малой родине» | Малая родина Земляки Родная земля Истоки | ||
14 | «Город. Семейство русских городов» | 1 | Семья русских городов. Покровители городов. Назначение города. Не стоит город без праведников. | Развивающее занятие: «Семейство русских городов». | Города: Княжеские Уездные Города-заповедники Заштатные Святые покровители Оборонительные сооружения Хранители культуры | |||
15 | «С чего начинается город?» | 1 | Городская среда. Кремль. Значение Кремля. Посады. Малые миры большого города. | Ресурсный круг: «В Кремле» | Кремль-детинец Крепость Божия Посад Слобода Конец Братчина | |||
16 | «Духовная жизнь города» | 1 | Собор: собор людей, святых и святынь. Соборная горка. Площади города. Храмы. Православная топонимия русского города. | Оценивающее занятие: «Торговая площадь» Развивающее занятие «Храмы города» | Собор Соборность Епархия Площади: Торговая Соборная Сенная Парадная Духовный центр | |||
17 | «Жизнь и быт горожан» | 1 | Улица: застройка, название, мир улиц. Переулки и дворы. Памятные места города. Поклонная гора. Образ города с поклонной горы. | Ресурсный круг: «Жизнь горожан» | Мир улиц Дворовое братство Памятные места Поклонная гора | |||
18 | «Города легендарные» | 1 | Города легендарные – град Китеж. | Развивающее занятие: «Невидимый Китеж-град» | Праведная земля | |||
19 | «Образы деревни» | 1 | Образы деревни, села, починка, погоста. Типы поселений, планировка. Деревенская околица. Образы сельского храма и часовни. | Развивающее занятие: «Типы сельских поселений» | Деревня Село Погост Починок Заимка Торжок Слобода Сельский храм и часовня | |||
20 | «Ритмы жизни деревни» | 1 | Трудовые ритмы деревни. Шумный праздник села. Тишина погоста. Мир. Триединство волости – общины – прихода. Мир – «демократия малых пространств». | Развивающее занятие: «Ритмы жизни деревни» | Мир Триединство Улицы Проулки | |||
21 | «Памятные и приметные места. Гора. Дерево». | 1 | Гора. Горы в Библии. Гора – место молитвы и духовного прозрения. Горы-памятники. Дерево. Дерево жизни. Древо познания добра и зла. Образы деревьев в Библии, фольклоре и искусстве. Священные рощи. | Развивающее занятие: «Гора – место важнейших событий в священной истории» | Памятные места Приметные места Гора Дерево | |||
22 | «Камень. Родник. Источник» | 1 | Камень. Камни-следовики. Памятные камни. Метафоры и аллегории, связанные с камнем. Родник. Легенды о родниках. Святой источник. | Оценивающее занятие: «Образ камня в Библии» | Камень Камень-следовик Камень преткновения Камень основания Родник Источник | |||
23 | «Остров. Озеро. Лукоморье». | 1 | Остров. Остров как знак иного мира. Острова мертвых. Остров Буян. Острова спасения. Островные монастыри. Озеро. Великие озера. Святое озеро. Излучина. Лука. Лукоморье. | Развивающее занятие: «Остров и озеро» | Остров – иной мир Остров Буян Прообраз новой земли и нового неба Озеро Святые озера Излучина Лукоморье | |||
24 | Слово и образ времени (9 часов) | «Жизненный круг» | 1 | Век – вечность. Век – жизнь. Жизненный круг. Первое семилетие: младенчество и детство. Познание родного очага. | Ресурсный круг: «Жизненный круг» Развивающее занятие: «Главные события младенчества и детства» | Век Жизненный круг Семилетие Имянаречение Крещение Крестные родители | ||
25 | «Отрочество и юность» | 1 | Второе семилетие: отрочество. Третье рождение. Участие в делах семьи. Третье семилетие: юность. Вступление во взрослую жизнь. Твердое владение всеми навыками труда. | Оценивающее занятие: «Традиции вступления в брак» | Отрочество Обучение грамоте Книжная мудрость Покаяние Исповедь Причастие Юность Обручение Венчание Брак | |||
26 27 | «Семилетия зрелости» | 2 | Семилетия зрелости. Отцовство и материнство. Житейский опыт и мудрость. Пожилые и старые. Почитание родителей. Хранители устоев семейного очага. Наказы стариков. | Развивающее занятие: «Нравственные основы семьи» Развивающее занятие: «Жизненный круг» | Зрелость Отцовство Материнство Мастерство Пожилые Старые Старцы Молитвенники Хранители устоев | |||
28 | «Годичный круг времени» | 1 | Год и место. Год январский. Образ Христа. Год сентябрьский. Образ Богородицы. Год мартовский. Образ Земли – Матери. Трудовые ритмы года. Праздники. Народный месяцеслов. | Оценивающее занятие: «Годичный круг православных праздников» | Год Лета Новая эра Господские, Богородичные праздники Возрождение природы Месяцеслов | |||
29 | «Зима. Весна. Лето. Осень». | 1 | Зима: «умирание природы». Рождество. Весна: пробуждение природы. Масленица. Великий пост. Пасха. Лето: полнота возрожденной природы. Троица. Спас. Преображение. Осень: угасание природы. Рождество Богородицы. Воздвижение Креста. Покров. | Развивающее занятие: «Образ праздника» | Духовное начало мира Святки Духовное очищение Великое водосвятие Масленица Великое обновление Великий Пост Пасха Полнота возрожденной жизни | |||
30 | «Всему свое время» | 1 | Всему свое время. У Бога живы все. Каждому времени своя пища. | Развивающее занятие: «Духовный смысл дней недели» Ресурсный круг: «В жизни всему свое время» | Панихида Родительская суббота Радоница Пища: будничная, праздничная, ритуальная, постная, скоромная пища. | |||
31 | «Малые круги жизни» | 1 | Символика седмичного круга. Трудовой ритм недели. Особые седмицы. | Развивающее занятие: «Особые дни годичного круга» | Седмица | |||
32 | «День и час» | 1 | День красный, черный, белый, пестрый. Полдень и полночь. Час и мгновение. | Развивающее занятие: «Духовный смысл дней недели» Ресурсный круг: «В жизни всему свое время» | День Час Мгновение | |||
33 34 35 | Обобщающее повторение (в форме активного экзамена) | «Наше Отечество» | 3 | Слово и образ Отечества. Российская цивилизация. Российское пространство и время, целостность и единство. От большого к малому. Время творит образы. Особый образ Российской цивилизации. | Активный экзамен: «Наше Отечество» Ресурсный круг: «Живя минутой, не забывай о вечном». | Повторение категорий всего курса за 6 класс. |
Учебно-методический комплекс по «Истокам»
- Камкин А.В. Истоки.Слово и образ России.Учебное пособие для 6 класса. – М.: Издательский дом «истоки», 2011.
- Красикова Н. Б., Котельникова Н. В., Твардовская Н. Ю., Мисаилова О. И. Истоки: Дидактический материал: В 2-х частях. – М.: TBS, 2001.
- Красикова Н. Б., Голубцова Т. И. Истоки: Рабочая тетрадь. – М.: Изд. Дом «Истоки», 2011.
- Камкин А. В. Истоки: Программа для основной школы // Истоковедение. – Т. 2.; Т.10.; – М.: TBS, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Карточки (слова) "Здоровый образ жизни".
Карточки для оформления доски для открытого урока: "Здоровый образ жизни"...
Слово и образ на уроке обществознания как средство формирования семейных и социальных ценностей.
Аннотация: статья раскрывает концептуальные подходы в работе с художественным текстом как основе воспитательного процесса. Культурный текст (художественное произведение) на уроке обществознания ...
«Икона – слово в образе».
Цель: Приобщения учащихся к иконе, развитие целостного восприятия о ней, воспитание положительных черт характера...
Рабочая программа "Истоки слово и образ России" 5 класс
Учебная деятельность ученика в рамках курса «Истоки. Слово и образ России», как и в предыдущие годы, должна строиться на основе единения восприятия, мышления, чувствова...
Конспект урока факультативного курса «Истоки» “Слово и образ малой родины”.
Цели:Организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению по теме: “Родной край – частица Родины”.Актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы: &ldquo...
Краткое описание долгосрочного воспитательного проекта особой педагогической и общественной значимости на тему: «От слова к образу, душе… Формирование духовно-нравственных ценностей посредством словесно-художественного творчества».
Краткое описание проекта знакомит с системой работы в данном направлении....
«Лебедь, слово, понятие, образ».
Тема урока: «Лебедь, слово, понятие, образ».«Если в мире есть вещи достойные названия «чудо», то слово, бесспорно, первая и самая чудесная из них». ...