Рабочая программа "Истоки слово и образ России" 5 класс
рабочая программа по краеведению (6 класс)

Дроздова Анна Юрьевна

Учебная деятельность ученика в рамках курса «ИстокиСлово и образ России», как и в предыдущие годы, должна строиться на основе единения восприятия, мышления, чувствования и духовного переживания. Она предполагает выход (при направляющей роли учителя) за рамки учебника: экскурсии, встречи, чтение дополнительной литературы и т. д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА        2

Содержание учебного курса        7

Учебно-тематический план        9

Календарно-тематический план        11

Учебно-методический комплекс        30

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по истокам, составлена на основе следующих документов:

  1. Программа «ИСТОКИ» Камкина А. В., Кузьмина И. А. /Камкин А. В., Кузьмин И. А. Истоки: Программа для начальной школы и основной школы // Истоковедение. – Т.1,2. – М., 2008.
  2. Учебник Камкин А.В. «Истоки. Память и мудрость отечества», М.: Издательский дом «Истоки», 2014. – 128 с. Учебное пособие 5 класс;
  3. Рабочая тетрадь Котельникова Н.В., Красикова Н.Б., Мисаилова О.И., Твардовская Н.Ю. «Истоки», 5 класс, части 1 и 2.  М.: Издательский дом «Истоки», 2014. – 32 с.

Программа позволяет участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного курса, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение часов по разделам курса.

Структура документа

Программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников.

Общая характеристика курса

Истоки – интегрированный курс, ориентированный на систематизацию знаний об отечественном социокультурном и духовно-нравственном опыте. В центре его - феноменология российской цивилизации, общий контекст основополагающих ценностей и идеалов, форм и норм социокультурной практики. Курс «Истоки» в своей основе имеет ряд фундаментальных наук. Это: - отечественная и зарубежная культурология, раскрывающая феноменологию культуры, рассматривающая ее как «текст» и разрабатывающая методы раскрытия его смыслов;

 -отечественная и зарубежная этнология, анализирующая и описывающая материальную культуру, жизненный уклад и духовно-нравственные ценности разных народов;

-социальная и культурная антропология, исследующая разнообразие связей человека с внешней средой, установка его внутреннего мира и социокультурные роли.

«Истоки» обращаются к достижениям современной социо-микро истории, религиоведения, экологии, географии культуры.

 Теоретические и методологические достижения наук, положенные в основу курса «Истоки», подчинены его воспитательным и образовательным целям. В итоге сердцевину содержания курса составили универсальные культуры - устойчивые идеалы, ценности и категории сознания и бытия, передаваемые из поколения в поколение и обеспечивающие устойчивость цивилизации и преемственность культуры.

В курсе «Истоки» универсалии отечественной культуры условно можно разделить на несколько смысловых рядов:

1) универсалии духовного мира;

2) универсалии нравственности и красоты;

3) универсалии деятельности;

4) универсалии социума;

5) универсалии природно-культурного пространства.

Методология курса

Методологической основой преподавания курса «Истоки» является социокультурный подход к истокам в образовании, что позволяет:

-объединять содержание обучения и воспитания в целостный образовательный процесса основе единой цели и единых социокультурных ценностей;

-обеспечить естественное гармоничное духовно-нравственное развитие личности, объединяя в одну сложную структуру школу, семью, учащегося.

- развивать социокультурную основу во всех звеньях образования, обеспечивая преемственность дошкольного образования, начальной, средней, профессиональной и высшей школы;

- использовать новый инструментарий образования и систему подготовки на основе активных форм обучения;

Социокультурный подход направляет развитие на утверждение человека в обществе, создает условия для управления внутренними ресурсами человека, формирует социокультурный стержень всех участников педагогического процесса, вырабатывает «социальный» иммунитет, позволяющий защитить ребенка от негативных воздействий внешней среды.

Ключевым элементом социокультурного системного подхода являются активные формы обучения. Суть активных форм обучения состоит в организации процесса таким образом, что все учащиеся, не зависимо от ведущего типа восприятия, оказываются вовлеченными в процесс познания. Совместная деятельность в процессе познания, освоения материала предполагает, что каждый вносит в него свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Это происходит в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки.

В основе занятий по курсу «Истоки» лежит идея активного воспитания - одна из ведущих в социокультурном системном подходе. На практике эта идея воплощается с помощью активных форм обучения.

Главными целями системы активных форм являются развитие у учащихся духовно-нравственных ценностей, накопление социокультурного опыта, развитие навыков общения, управления собственной деятельностью, деятельностью группы, эффективного взаимодействия обеспечивающего достижения значимых результатов.

В каждом активном занятии выделяются 5 аспектов:

-содержательный - освоение социокультурных и духовно-нравственных категорий курса;

- коммуникативный – развитие способности эффективного общения;

-управленческий – развитие управленческих способностей;

- психологический – формирование мотивации на работу в группе и совместное достижение значимых результатов;

-социокультурный – осознание смысла служения Отечеству.

Цели изучения курса «Истоки».

Главной целью курса «Истоки» является освоение школьниками системы ведущих ценностных ориентаций отечественной цивилизации, присоединение к устойчивому «ядру», «коду» и смыслам родной культуры. Курс направлен на развитие внутреннего, духовного мира ученика ради осознания себя деятельным субъектом сохранения и приумножения духовно-нравственного и социокультурного опыта Отечества.

В плане личностного развития учащихся курс «Истоки» призван определить собственное воззрение на служение отечеству, воспитывать качества патриотизма, гражданственности, устойчивой и бескорыстной привязанности к Отечеству, малой Родине, семье, соотечественникам, формировать ориентацию школьников на базовые духовно-нравственные ценности российской культуры и на этой основе способствовать формированию у учащихся собственной жизненной позиции.

В плане социализации учащихся курс «Истоки» призван определять и развивать их ориентацию в современной социокультурной среде, в отечественном духовном и культурном наследии, содействовать формированию их гражданской и культурной идентичности. Воспитывая в учащихся достойных представителей своей культуры, знающих, чувствующих и принимающих ее идеалы и ценности, курс в то же время создает условия для формирования у учащихся навыков сотрудничества в современном полиэтническом и поликультурном социуме, стремления к социальной консолидации и стабильности российского общества.

В плане подготовки учащихся к профессиональной деятельности курс «Истоки» призван привести их к пониманию духовно-нравственных смыслов важнейших видов человеческой деятельности, расширять их культурологическую компетентность, формировать добросовестное отношение к труду.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

 Выпускик должен уметь:

- ориентироваться в ближней и дальней социокультурной среде;

- рассказывать о памяти и мудрости Отечества, слове и образе Отечества, истоках дела и подвига, истоках творчества, поисках истины и др., как о вечных ценностях;

- включать их в систему своего жизненного опыта;

-   использовать приобретенные знания при выполнении активных занятий;

-  проявлять творчество при выполнении заданий в рабочей тетради и в ресурсном кругу;

- общаться в парах, группах, испытывать радость от совместного успеха, научится управлять своей деятельностью.

Результаты освоения программы основного общего образования :

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование целостного мировоззрения, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

3) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

4) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

5) формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

6) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

7) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

8) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Учебная деятельность ученика в рамках курса «Истоки. Память и мудрость отечества», строится на основе единения восприятия, мышления, чувствования и духовного переживания. Она предполагает выход за рамки учебника: экскурсии, встречи, чтение дополнительной литературы

Курс рассчитан на 35 часа (1 час в неделю).

Содержание учебного курса

п/п

Содержание курса

Требования к уровню подготовки

Тема 1: Введение

Семь чудес России

Каким образом памятники свидетельствуют о наших истоках.

Тема 2:                       Соха и топор

Основные орудия труда

Соха и топор как основные орудия труда российского крестьянина. Безусловная опора на опыт предыдущих поколений , полное доверие ему- основа мастерства пахаря и плотника.

Тема3: Крестьянские хоромы

Крестьянские хоромы.

Домашний лад и порядок.

Истоки народных представлений о семье как важнейшей ценности человеческого бытия и жизненном укладе, в основе которого должен быть иерархический порядок и лад между домочадцами и Богом.

Тема 4:  Соловки

Особый мир монастыря

Соловецкий монастырь –чудо России

Соловецкий Спасо-Преображенский монастырь был как бы живым напоминанием о евангельском чуде преображения и тем самым придавал многовековому освоению огромных просторов России высокий духовный смысл.

Тема 5:  Икона «Живоначальная троица»

Путешествие в мир иконы

«Нераздельность и неслиянность лиц Святой Троицы»

Вершина русской иконописной традиции- икона Андрея Рублева. Духовный смысл иконы «Живоначальная троица».

Тема 6: Московский кремль

Московский кремль- уникальный ансамбль и хранилище отечественных реликвий, символ Российского государства.

Тема 7: Когда я бываю в храме

Храм Покрова на Нерли – древнейший памятник отечественного храмостроительства, символ гармонии мира земного и мира небесного.

Тема 8: Летописи

Старинные летописи – наше национальное достояние .летописец Нестор и составление «Повести временных лет».

Тема 9:

Заключительный

Семь чудес России

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов теория

1.

Раздел 1. Вводный урок. «Семь чудес России»

1

2.

Раздел 2. «Соха и топор»

2.1. «Соха и топор»

1

2.2.«Куда соха и топор вместе ходили?»

1

2.3.«Чему соха и топор человека учили»

1

2.4.«Соха и топор как чудеса России»

(возможен вариант урока – экскурсии)

1

Раздел 3. «Крестьянские хоромы»

(Состав крестьянских хором)

3.1. «Крестьянские хоромы»

(Состав крестьянских хором)

1

3.2.«И тесен дом, да просторен он»

1

3.3.«Домашний лад и порядок»

1

3.4.«Крестьянские хоромы – чудо России»

(возможен вариант проведения урока в музее «Крестьянская изба»)

1

Раздел  4. «Особый мир монастыря»

4.1. «Особый мир монастыря»

1

4.2.«Этапы жизни Соловецкого монастыря»

1

4.3.«Путешествие в Соловецкий монастырь»

1

4.4.«Чудо Преображения»

1

4.5.«Соловецкий монастырь – чудо России»

1

Раздел  5. Когда я бываю в храме…

(возможен вариант экскурсии в храм перед этим уроком)

5.1.Когда я бываю в храме…

(возможен вариант экскурсии в храм перед этим уроком)

1

5.2.«Покров Пресвятой Богородицы»

1

5.3.«На святом месте»

1

5.4.«Храм Покрова – символ гармонии»

1

5.5.«Храм покрова на Нерли  - одно из чудес России»

1

Раздел  6. Икона «Живоначальная  Троица»

6.1. Икона «Живоначальная  Троица»

(возможен вариант урока – экскурсии в художественный музей или использования видеофильма «Андрей Рублев»

1

6.2.«Путешествие в мир иконы»

1

6.3.«Звенящие краски иконы»

1

6.4.«Нераздельность и неслиянность лиц Святой Троицы»

1

6.5.«Икона «Живоначальная Троица» как чудо России».

1

Раздел  7. «Щит военный. Щит духовный».

7.1. «Щит военный. Щит духовный».

1

7.2.«Сооружения и соборы Московского Кремля».

(«Кто в Кремле не бывал, тот красоты не видал»)

(возможно использование в/ф «Московский Кремль»)

1

7.3.«Московский Кремль – центр государства»

1

7.4.«Хранитель истории, доблести, славы».

(возможно использование в/ф «Московский Кремль»)

1

7.5.«Московский кремль – чудо России»

1

Раздел  8. «Первые летописцы и первые летописи»

8.1. «Первые летописцы и первые летописи»

1

8.2.«Как писали и украшали летописи?»

(возможно проведение урока в музее или интегрированного урока с литературой)

1

8.3.«Преподобный Нестор и его летописи»

1

8.4.«Летописи – чудо России».

1

Раздел  9. Семь чудес России (обобщающий урок)

2

Итого

35

Календарно-тематический план

урока

Раздел

Темы уроков

часы

Тип урока. Оснащение

Цели и задачи

Содержание и вопросы

Форма контроля

дата

Общеобразовательная школа

Особенности изучения темы

АФО

Социокультурный ряд

План

факт

1

Вводный урок

«Семь чудес России»

1

мультимедийная установка

Что такое истоки? Что они значат для каждого из учащихся (через различные каналы восприятия) Осуществить связь с начальной школой,

 подчеркнуть значимость предмета. Присоединение к теме 5 класса.

Что такое чудо?

Какой смысл имеет слово «памятник»? Каким образом памятники культуры свидетельствуют о наших истоках? Почему нужно уметь «читать» великие памятники прошлого? Почему семь памятников России?

Что такое чудо?

Какой смысл имеет слово «памятник»? Почему семь памятников России?

Ресурсный круг

(развивающий):

«Какие открытия ты сделал для себя на уроках по предмету «Истоки»?

Работа в паре:

«Умеем ли мы хранить память о наших истоках?»

Память

Памятники

2

Соха и топор

(4 часа)

«Соха и топор»

1

мультимедийная установка

Присоединение ученика к важнейшим горизонтанльным, социальным ценностям российской цивилизации. Формирование представления о передаче новым поколениям образа жизни и труда. Передать ученикам простоту основных орудий труда, опыт российской аграрной цивилизации, которые находились в согласии с суровой природно –географической средой.

Какие трудовые качества воспитывала соха? Как сохой землю пашут? Борона. Топор всему делу голова? Какие трудовые качества топор воспитывает?

Как сохой землю пашут? Топор всему делу голова?

Работа в паре

(развивающий):

«Соха и топор»

Простота

Опыт

Артель

Община

3

«Куда соха и топор вместе ходили?»

1

мультимедийная установка

Учащиеся выходят на категории, которые воспитывают главные человеческие качества, необходимые любому человеку: выносливость, наблюдательность, добросовестность.

Как  упорство и труд помогали человеку? Топор и соха – истоки земледелия, крестьянского труда, крестьянской цивилизации.

Как  упорство и труд помогали человеку?

Работа в паре

(развивающий):

«Как работали соха и топор»

Ресурсный круг:

(развивающий)

«Работа в артели»

Артель

Мастерство

Подсека

Пашня

4

«Чему соха и топор человека учили»

1

мультимедийная установка

Учащиеся выходят на категории того, что соха и топор учат уму – разуму. Присоединение к истокам крестьянской, российской цивилизации.

Как и чему соха и топор учили человека? Народная мудрость и ценность сохи и топора. Топор всему делу голова. Какие у сохи и топора секреты? Микула  Селянинович…

Какие у сохи и топора секреты? Микула  Селянинович…

Работа в паре

(развивающий):

«Чему соха и топор человека учили?»

Простота

Мудрость

Ум- разум

5

«Соха и топор как чудеса России»

(возможен вариант урока – экскурсии)

1

мультимедийная установка

Обобщающий урок по теме, где учащиеся закрепляют те категории, которые определяют важнейшие, горизонтальные ценности российской цивилизации. Присоединение к истокам родного края  и памятникам России (Кижи, Малые Карелы и др.)

Почему соха и топор чудеса России? Чудо без единого гвоздя. Умели строить наши предки.

Почему соха и топор чудеса России?

Работа в паре

(оценивающий):

«Соха и топор как чудеса России»

Чудо опыта, мудрости, простоты

6

Крестьянские хоромы

(4 часа)

«Крестьянские хоромы»

(Состав крестьянских хором)

1

мультимедийная установка

Присоединение к ценностям народных представлений о семье как важнейшей ценности человеческого бытия и жизненном укладе, в основе которого лежат лад и порядок. Сформировать у учащихся представление о крестьянском образе жизни центром которого являются крестьянские хоромы.

Что входило в состав крестьянских хором? Из чего и как строили хоромы? В чем особая красота крестьянского дома?

Из чего и как строили хоромы?

Работа в паре

(развивающий):

«Крестьянские хоромы»

Хоромы (двор – усадьба)

Чувство меры

7

«И тесен дом, да просторен он»

1

мультимедийная установка

Особенность внутреннего убранства крестьянского дома. Для каждого дела свое место: для труда души и труда земного. Тайны, символы, обычаи дома.

Для каждого дела свое место: для труда души и труда земного.

Работа в паре

(развивающий):

«Для каждого дела свое место»

Ресурсный круг:

(развивающий)

«В крестьянских хоромах»

Разумное домоустроительство

Освященный мир

8

«Домашний лад и порядок»

1

мультимедийная установка

Мир крестьянской семьи. Домашний лад и порядок. Каждому было свое дело, занятие.

Домашний лад и порядок.

Работа в паре

(развивающий):

«Чему учились дети у родителей»

Ресурсный круг:

(развивающий)

«Домашний лад и порядок»

Лад

Согласие

Родной дом

9

«Крестьянские хоромы – чудо России»

(возможен вариант проведения урока в музее «Крестьянская изба»)

1

мультимедийная установка

Обобщающий урок по теме, где закрепляются приобретенные на уроках социально значимые ценности российской цивилизации.

Почему крестьянские хоромы – чудо России? Присоединение к истокам родного края.

Почему крестьянские хоромы – чудо России?

Работа в паре

(оценивающий):

«Крестьянские хоромы как чудо России»

Мир

Деревня

Помочи

10

Соловки

(5 часов)

«Особый мир монастыря»

1

мультимедийная установка

Обратить внимание на особенности работы в тренинге – работа в группе.

Учащиеся начинают присоединяться к важнейшим вертикальным (духовным) ценностям цивилизации. Тяготение к горнему миру, любви, согласию и соборности через упорный труд души и тела.  Учащиеся прикасаются к своеобразному, загадочному, величественному миру русского монастыря, почувствовать его особенности, приоткрыть для себя его тайны.

Монашество на Руси. Пустынники. Люди шли к неоткрытым землям – на Север, в Сибирь. Землепроходцы, мореходы. Возникновение Соловецкого монастыря.

Монашество на Руси. Возникновение Соловецкого монастыря.

Работа в четверке

(развивающий):

«Особый мир монастыря»

Молитва

Труд

Отшельничество

Монастырь

Пустынники

Скит

Братия

Монах

11

«Этапы жизни Соловецкого монастыря»

1

мультимедийная установка

Проследить основные вехи в становлении монастыря. Выйти на ценности единства труда земного и труда духовно – гармонии.

Упорный труд преображения земли. Игумен Филипп и второе рождение Соловков. Соловки возводила вся Русь. О чем горько вспоминать и тяжело говорить?

Упорный труд преображения земли.

Работа в четверке

(развивающий):

«Этапы жизни Соловецкого монастыря»

Гармония

12

«Путешествие в Соловецкий монастырь»

1

мультимедийная установка

Учащиеся совершают заочное путешествие в Соловецкий монастырь. Составляют для себя образ величия и красоты общерусской святыни, попытаться передать свои чувства. Создается целостный образ монастыря.

За стенами монастыря. Любить природу, не вредить ей, а сотрудничать с ней.

Любить природу, не вредить ей, а сотрудничать с ней.

Ресурсный круг

(развивающий):

«Путешествие в Соловецкий монастырь»

Сотрудничество

13

«Чудо Преображения»

1

мультимедийная установка

Передать ученикам основную идею, что Соловецкий Преображенский монастырь был живым напоминанием о евангельском чуде преображения и придавая многовековому освоению огромных просторов России высокий духовный смысл.

Упорный труд преображения земли, достижение гармонии, красоты, усвоение истины.

Уникальный опыт разумного и бережного использования даров природы в условиях Севера.

Упорный труд преображения земли, достижение гармонии, красоты, усвоение истины.

Работа в четверке

(развивающий):

«Чудо Преображения»

Ресурсный круг:

 «Как преображение человека помогает преображению земли?»

Преображение

Умирение

Общерусская святыня

14

«Соловецкий монастырь – чудо России»

1

мультимедийная установка

Учащиеся закрепляют значимость духовных ценностей России на примере Соловков – как Всероссийской духовной, хозяйственной и экологической ценности. Понять значение Соловков для каждого русского человека.

Соловки – чудо российской цивилизации. Особый мир монашества.  Соловки  - это святыня, памятник культуры, мир преображенной природы.

Особый мир монашества.  Соловки  - это святыня, памятник культуры

Работа в четверке

(оценивающий):

«Соловецкий монастырь – одно из чудес России»

Духовный подвиг

15

Храм Покрова на Нерли

(5 часов)

Когда я бываю в храме…

1

мультимедийная установка1

На основе знаний полученных во 2 кл. (тема «Храм») или экскурсии идет присоединение к теме, развивается целостное восприятие образа храма, его назначения. Как изменяется социокультурный опыт учащихся.

Храм в жизни человека. Мои ощущения в храме.

Храм в жизни человека. Мои ощущения в храме.

Ресурсный круг:

«Когда я бываю в храме?»

Гармония

Духовность

Умиротворенность

16

«Покров Пресвятой Богородицы»

1

мультимедийная установка

Учащиеся на уроке усваивают идею Покрова, заступничества Божией Матери за людей; особая значимость заступничества для России (особое признание) Значение этого праздника для русского народа.

История образа «Покров Пресвятой Богородицы»

Учащиеся на уроке усваивают идею Покрова, заступничества Божией Матери за людей

Работа в четверке

(развивающий):

«Покров Пресвятой Богородицы»

Образ Богоматери

Покров

17

«На святом месте»

1

мультимедийная установка

Обратить внимание на особенность АФО  - мнемотехника по формированию способности аудиовизуального, визуального и кинестетического восприятия и образной памяти. Показать, что храм Покрова на Нерли стал символом гармонии между миром духовным, природным и рукотворным. Развитие целостного восприятия.

История храма. Князь Андрей Боголюбский. Выбор места. Белый храм у чистой воды.

История храма. Князь Андрей Боголюбский.

Мнемотехника

(развивающий):

«На святом месте»

Ресурсный круг:

«Белый храм у чистой воды»

Душевная чистота

Безгреховность

Мир природный

18

«Храм Покрова – символ гармонии»

1

Лекция, мультимедийная установка

Расширение представлений о гармонии мира природного и рукотворного через знакомство с архитектурными особенностями храма.

Секреты храма Покрова на Нерли. Храм Покрова – символ гармонии.

Секреты храма Покрова на Нерли.

Работа в четверке

(оценивающий):

«Архитектурные секреты храма»

Гармония

Мир рукотворный

Примирение

19

«Храм покрова на Нерли  - одно из чудес России»

1

мультимедийная установка

Обобщение полученных знаний и познакомить с истоками гармонии мира духовного и мира рукотворного, мира природного, народных промыслов.

Почему храм Покрова можно считать чудом России? Промыслы Вологодчины (Шемогодская резьба)

Поморские кресты (возрождение крестов в «Северной Фиваиде»)

Почему храм Покрова можно считать чудом России?

Работа в четверке

(развивающий):

«Храм Покрова – символ гармонии»)

Ресурсный круг:

«Почему храм Покрова можно считать одним из чудес России?»

Памятник русского и мирового искусства

20

Икона «Живоначальная Троица»

(5 часов)

Икона «Живоначальная  Троица»

(возможен вариант урока – экскурсии в художественный музей или использования видеофильма «Андрей Рублев»

1

мультимедийная установка

Обратить внимание на собенности тренинга. На основе социокультурного опыта 2-3 кл. выйти на усвоение ценностей духовного смысла иконы. Первое восприятие иконы «Живоначальная Троица»

Чем является икона в православной традиции? А. Рублев.

 Иконопочитание в русской Православной традиции. Святой. Паломничество. Обет. Образ Троицы для России.

А. Рублев.

 Иконопочитание в русской Православной традиции. Святой.

Ресурсный круг:

«Что значит икона в твоей жизни?»

Чудотворные

Образ

Смысл

Святой

Обет

Духовный подвиг

21

«Путешествие в мир иконы»

1

мультимедийная установка

Прослеживается основная идея: Икона «Живоначальная Троица» - вершина русской иконописной традиции. Научиться с помощью языка символов и красок иметь представление о духовном мире; умение раскрывать библейский сюжет иконы.

Что изображено на иконе?

«Язык»  иконы.

Дерево, храм, гора.

Что изображено на иконе?

Работа в четверке

(развивающий):

«Путешествие в мир иконы»

Единство

Нераздельность

Неотмирное единство

22

«Звенящие краски иконы»

1

мультимедийная установка

Учащиеся знакомятся с особенностями цветовой символики иконы, которые помогают приблизиться к миру духовному, небесном, помогают понять смысл иконы, учат духовному общению с теми, кто на ней изображен. Глубже проникнуться в мир иконы.

Духовный смысл иконы. Цвет. Краски.

Нераздельность Троицы.

Духовный смысл иконы. Цвет. Краски.

Работа в четверке

(развивающий):

«Звенящие краски иконы»

Нераздельность

Горний мир

Завершенность

Вечность

23

«Нераздельность и неслиянность лиц Святой Троицы»

1

мультимедийная установка1

Выход на понимание нераздельности и неслиянности лиц Св. Троицы. Увидеть соответствие библейского текста с иконой А. Рублева. Обратить внимание на особенности тренинга по закреплению ресурса успеха учащихся.

Что незримо присутствует в иконе? Неслиянность лиц Св. Троицы.

Что незримо присутствует в иконе?

Работа в четверке

(оценивающий):

«Нераздельность и неслияннсть лиц Пресвятой Троицы»

24

«Икона «Живоначальная Троица» как чудо России».

1

мультимедийная установка

Обобщаются знания по данной теме, по формированию духовных и художественных ценностей российской цивилизации.

Почему икона А.Рублева является чудом России?

Почему икона А.Рублева является чудом России?

Ресурсный круг:

«Почему икону А. Рублева «Троица» можно читать чудом России?»

25

Московский Кремль

(5 часов)

«Щит военный.

Щит духовный».

1

мультимедийная установка

Учащиеся присоединяются в этой теме к древнейшему институту сбережения и закрепления жизненного и духовного опыта. Формируется понимание выражений «щит военный», «щит духовный».

Московский Кремль – щит военный, щит духовный.

Московский Кремль

Работа в четверке

(развивающий):

«Щит военный, щит духовный».

Щит военный

Щит духовный

Общероссийская светница

26

«Сооружения и соборы Московского Кремля».

(«Кто в Кремле не бывал, тот красоты не видал»)

(возможно использование в/ф «Московский Кремль»)

1

мультимедийная установка

Расширяются знания о Московском Кремле. Заочное путешествие по Московскому кремлю и знакомство с сооружениями, соборами, памятниками.

История Кремля. Исторические памятники Кремля.

История Кремля.

Работа в четверке

(развивающий):

«Сооружения и соборы Московского Кремля».

Историческая память

27

«Московский Кремль – центр государства»

1

мультимедийная установка

Учащиеся выходят на восприятие Московского Кремля не только как исторического центра, но государственная ценность Московского Кремля сегодня. Подчеркивается значение Кремля как центра Российского государства. Закрепить знание об основных святынях Московского Кремля.

Кремль – центр российской государственности. Символы государства.

Кремль – центр российской государственности. Символы государства.

Работа в четверке

(развивающий):

«Московский Кремль – символ Российского государства»

Резиденция

Государственные регалии

Символы государства

Вера и Правда

28

«Хранитель истории, доблести, славы».

(возможно использование в/ф «Московский Кремль»)

1

мультимедийная установка

Формирование образа исторической памяти и верности: передать идею: Московский Кремль – символ черт и идеалов российской цивилизации: патриотизма, державности, связь земного Отечества с духовными идеалами.

Большой Кремлевский Дворец, Оружейная палата.

Формирование образа исторической памяти и верности:

Мнемотехника

(развивающий):

«Хранитель истории, доблести, славы».

Связь времен

29

«Московский кремль – чудо России»

1

мультимедийная установка

Обобщающий урок по теме с закреплением основных социокультурных ценностей раздела. Прочувствовать свое родство и свои общие истоки с символом могущества и славы.

В чем видим, чувствуем гордость за Московский Кремль, как чудо России?

В чем видим, чувствуем гордость за Московский Кремль, как чудо России?

Ресурсный круг:

«Путешествие по Московскому Кремлю»

Работа в четверке

(оценивающий):

«Московский Кремль – чудо России».

Центр истории;

Общерусская святыня;

Шедевр культуры;

Символ государства

30

Летописи

(4 часа)

«Первые летописцы и первые летописи»

1

Лекция, мультимедийная установка

Учащимся дается представление о первых летописцах, их мировоззрения, т.к. они отражали историю Отечества в свете Божественного Промысла. Показать в теме особенность древнерусской литературы. Ознакомить с различными путями тяготения к познанию истории через традиции фольклора.

Историческая память, сказатели, первые летописи и летописцы. Жития Вологодских святых.

Историческая память, сказатели, первые летописи и летописцы.

Работа в четверке

(развивающий):

«Какими были первые летописцы?»

Национальное достояние;

Исторические источники;

Книжники;

Летопись;

Мудрость;

Патриотизм.

31

«Как писали и украшали летописи?»

(возможно проведение урока в музее или интегрированного урока с литературой)

1

мультимедийная установка

Создается образное представление о труде летописца, подлинного мастера и таланта.

Образ летописца, его труда, жизни. Как рождались летописи?

Образ летописца, его труда, жизни. Как рождались летописи?

Мнемотехника

(развивающий):

«В келье летописца»

Работа в четверке

(развивающий):

«Рождение летописи»

Житие

Сказание

Слово

32

«Преподобный Нестор и его летописи»

1

мультимедийная установка

У учащихся формируется представление об образе пр. Нестора – летописца и его главном труде «Повести временных лет». Учащиеся воспринимают и прочувствуют главную особенность летописи – патриотичность, злободневность, религиозность, историзм, народную мудрость. Учащиеся подводятся к мысли, что летописи Нестора – чудо России.

Преп. Нестор «Повесть временных лет»

Пр. Нестор и наш край.

Преп. Нестор «Повесть временных лет»

Работа в четверке

(развивающий):

«Первый летописец»

Энциклопедия древнерусской истории, литературы

«Повесть временных лет» - чудо России.

33

«Летописи – чудо России».

1

мультимедийная установка

Обобщение и закрепление по теме. Учащиеся выходят на понимание, что летописи объединяет тема родины. На уроке идет глубинное, прочувственное восприятие  летописей и их значения для каждого русского человека и Отечества. Воспитательный момент, что летописи учат добру, справедливости.

Почему летописи чудо России? Каково значение их для дня сегодняшнего? Чему учат нас летописи?

Почему летописи чудо России?

Работа в четверке

(оценивающий):

«Чему нас могут научить летописи?»

Ресурсный круг:

«Летописи – чудо России».

34-35

Семь чудес России

(обобщающий урок)

1 час

2

Обобщаются знания, полученные на «Истоках» в 5 кл. Определить, какие вечные, непреходящие ценности заключает в себе каждое чудо России. Присоединение к Вологодским истокам. Закрепление мотивации на дальнейшее изучение предмета.

Чудеса России – семь ярких и самобытных памятников отечественной культуры. Житие Димитрия Прилуцкого. Дионисий. Ферапонтово. Вологодская София. Кирилло – Белозерский монастырь – крепость государства.

Чудеса России – семь ярких и самобытных памятников отечественной культуры

Работа в четверке

(оценивающий):

«Семь чудес России»

Ресурсный круг:

«Что значат для тебя семь чудес России?

Учебно-методический комплекс

№ п/п

Тип пособия

Автор

Наименование

Издательство, год

Учебник

Камкин А.В.

 «Истоки», 5 класс. Учебное пособие

М.: Издательский дом «Истоки», 2014. – 128 с.

Рабочая тетрадь

Котельникова Н.В., Красикова Н.Б.,    

Мисаилова О.И., Твардовская Н.Ю.  

«Истоки», 5 класс, части 1 и 2.

М.: Издательский дом «Истоки», 2014. – 32 с.

Методическое  пособие для учителя

Истоковедение. Том2.

М.: Издательский дом «Истоки», 2007 – 368 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карточки (слова) "Здоровый образ жизни".

Карточки для оформления доски для открытого урока: "Здоровый образ жизни"...

Слово и образ на уроке обществознания как средство формирования семейных и социальных ценностей.

Аннотация: статья раскрывает концептуальные подходы в работе  с художественным текстом как основе воспитательного процесса. Культурный текст (художественное произведение) на уроке обществознания ...

«Икона – слово в образе».

Цель: Приобщения учащихся к иконе, развитие целостного восприятия о ней, воспитание положительных черт характера...

Рабочая программа "Истоки слово и образ России" 6 класс.

Рабочая программа для 6класса составлена на основе: - авторской учебной программы «Истоки», автор А.В.Камкин, И.А.Кузьмин М: Издательский дом &laq...

Конспект урока факультативного курса «Истоки» “Слово и образ малой родины”.

Цели:Организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению по теме: “Родной край – частица Родины”.Актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы: &ldquo...

«Лебедь, слово, понятие, образ».

Тема урока: «Лебедь, слово, понятие, образ».«Если в мире есть вещи достойные названия «чудо», то слово, бесспорно, первая и самая чудесная из них». ...