Рабочая программа. Истоки. 2 класс
рабочая программа на тему

Рабочая программа. Истоки. 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma._istoki._2_klass.docx19.36 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по курсу «Истоки»

для _2_ класса

учителя

МБОУ «Обозерская ОСШ №1»

Сидоровой Галины Александровны

На 2014-2015 учебный год

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Обозерская ОСШ №1»

«___»__________________20__года

«Утверждаю»

Заместитель директора МОУ

МБОУ «Обозерская ОСШ №1» по УР

_______________    ____________________

«___ »__________20__года

Рабочая программа

по  Истокам

  2 класс

Кол-во часов:  34

Пояснительная записка

«Истоки» – базовый учебный предмет, при взаимодействии с программой «Воспитание на социокультурном опыте» формирующий социокультурную основу учебно-воспитательного процесса, позволяющий ответить на вопросы: «Как развить духовность индивидуума в разных звеньях образования?» и «Как научить детей с ранних лет чувствовать и развивать истоки русской земли?» («Краткий словарь Истоковедения», с.12)

Курс «ИСТОКИ» разработан на основе социокультурного системного подхода, что обеспечивает преподавателя:

* знаниями по развитию управленческих и коммуникационных способностей, эффективными стратегиями образования;

* социокультурным инструментарием;

* активными формами обучения и воспитания;

* действенными составляющими социокультурного присоединения и  социокультурных связок;

* технологиями эффективного обучения, позволяющими развивать целостное восприятие, мышление, чувствование ребенка, его мотивацию к самосовершенствованию;

* действенными способами вознаграждения и показателями качества социокультурного образования;

* знаниями по развитию первоначальных социокультурных ценностей.

Шаг за шагом учащиеся, преподаватели и родители приближаются к развитию социокультурной основы личности, приобретают социокультурный опыт (духовный, управленческий, коммуникационный, экологический и опыт самоутверждения).

Целевая установка предмета – приоритетность духовности, нравственности, культуры в ценностных ориентациях учащихся.

Мир духовных ценностей нельзя навязать ребенку, ценности вырабатываются собственными усилиями. Только тогда, когда нравственные знания становятся прочувствованным опытом, происходит приращение духовной основы личности. А для этого необходимо перевести ребенка в активную позицию, включить его в значимую деятельность, организовать эффективное взаимодействие учащихся друг с другом, с учителем, родителями. Применение традиционных методик обучения и воспитания не может решить поставленные предметом задачи. Методика преподавания курса «ИСТОКИ» разработана на основе элементов социокультурного системного подхода, что дает возможность строить образовательный процесс технологично.

Технологичность процесса – это гарантированность конечного результата образовательной деятельности. В основе методики лежат технологии эффективного обучения (истоковская педагогическая технология), являющиеся результатом взаимодействия социокультурных технологий и традиционных педагогических технологий, имеющегося педагогического опыта учителя.

Основная идея истоковской педагогической технологии – идея полноценного использования всех психических процессов, функций и свойств личности, в целом ресурсов человека.

Постепенно, шаг за шагом учитель присоединяется к психическим функциям восприятия, мышления, впечатления, развивает их. Важно, чтобы это присоединение было последовательным.

В результате использования социокультурных технологий у детей появляется способность работать результативно, открываются неограниченные возможности учащихся в самоутверждении.

Общие цели  предмета:

  1. Дальнейшее обогащение представлений, образов и понятий, связанных с социокультурными истоками;
  2. Приобщение к глубинным (смысловым, нравственным, духовным) пластам выдающихся памятников – явлений отечественной и духовной культуры;
  3. Закрепление и развитие имеющегося у ребенка опыта многомерного восприятия действительности, и через  этот опыт ощущения укорененности в российской этнической и социокультурной среде;
  4. Развитие интереса к самостоятельному поиску и осмыслению истоков;
  5. Развитие единого контекста в группе и продолжение работы по формированию активно действующей четверки, в ресурсном круге.

 

Учебный курс «ИСТОКИ» для 2 класса начинает вводить младшего школьника в круг основных социокультурных ценностей, присущих российской цивилизации. В его рамках происходит  интегрирование получаемых в школе и семье знаний о среде, в которой живет и развивается ребенок, а также приобретается первый опыт целостного социокультурного ее восприятия. Целостное восприятие мира, нерасчлененное на отдельные автономные отрасли знания, основывающиеся на единении восприятия, мышления, чувствования и духовного переживания, в наибольшей  степени соответствует особенностям младшего возраста, опирается на него.

Главными целями этого курса во 2-м классе являются:

  • раннее и относительно системное приобщение ребенка к истокам родной культуры, духовных ценностей и образа жизни;
  • посредством совместной деятельности ученика и его семьи, направляемых учителем, приобщать ребенка к целостному взгляду на окружающий мир, выявлять его (мира) истоки;
  • развивая восприятие, мышление, чувствование и духовный опыт ребенка, формировать ощущение своего начального родства окружающему социокультурному и духовному пространству, уверенность в том, что окружающий мир не является чужим, ибо отчужденность его ведет к отчужденности от своих истоков, непониманию их.  

Базовое содержание курса «ИСТОКИ-2» объединено в четыре тематических блока – «РОДНОЙ ОЧАГ, РОДНЫЕ ПРОСТОРЫ, ТРУД ЗЕМНОЙ и ТРУД ДУШИ». Текст учебной книги не должен заучиваться. Доминирующая логика его может быть представлена схемой: от настоящего – к истокам, а от них – вновь к настоящему, к осознанию тех его качеств, которые имеют непреходящую ценность.

Несмотря на то, что текст включает в себя ведущие понятия и направления мысли, он все же является лишь основой для размышлений ученика и его близких. Усвоение и осознание базового содержания должно происходить путем его существенного расширения в ходе чтения, рассуждения, выполнения разнообразных заданий (как самостоятельно, так и с участием взрослых), а также дополнительных наблюдений ребенка за окружающим миром.

Предлагаемая программа является результатом совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании И. А. Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогического Университета А. В. Камкина, доктора исторических наук.

Социокультурный системный подход в образовании позволяет:

* развивать социокультурную основу личности с первого года обучения начальной школы;

* осуществить присоединение от семьи к начальной школе и от начальной школы к средней школе;

* создать социокультурный стержень в учебном процессе и развить межпредметные связи;

* обеспечить преподавателя социокультурным инструментарием и эффективно управлять внутренними ресурсами человека.    

С 1990 г. по основам системного подхода прошли подготовку более 3000 преподавателей в различных регионах России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа "Истоки" 6 класс

рабочая программа по Истокам для 6 класса: "Слово и Образ России" рассчитана на 34 часа, с тематическим планированием....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...

Рабочая программа. Истоки. 4 класс

Рабочая программа. Истоки. 4 класс...

Рабочая программа Истоки 5 класс

Рабочая программа Истоки 5 класс...

Рабочая программа Истоки 8 класс

Рабочая программа "Социокультурные истоки" 8 класс...

Рабочая программа "Истоки слово и образ России" 5 класс

Учебная деятельность ученика в рамках курса «Истоки. Слово и образ России», как и в предыдущие годы, должна строиться на основе единения восприятия, мышления, чувствова...

Рабочая программа "Истоки слово и образ России" 6 класс.

Рабочая программа для 6класса составлена на основе: - авторской учебной программы «Истоки», автор А.В.Камкин, И.А.Кузьмин М: Издательский дом &laq...