Родной свой край
проект по краеведению на тему
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
« Малую Родину знай и люби»
Составила: учитель истории КГОБУ «Елизовская школа интернат для обучающихся с ОВЗ» Камчатский край.РФ.
2018 год.
«Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал. Ты вспоминаешь Родину такую, кокой её ты в детстве увидал»
Константин Симонов
Актуальность.
Родина, Отечество….В корнях этих слов близкие каждому образу: мать и отец, родители, те, кто даёт жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у школьников - процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребёнка.
В последние годы идёт переосмысление сущности патриотического воспитания : идея воспитания патриотизма и гражданственности , приобретая всё большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании школьников рассматривают национально-региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство детей с родным краем: с историко - культурными, национальными ,географическими, природными особенностями, формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает своё чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос.
В связи с тем, что проблема воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпала из поля зрения учёных и практиков на многие годы, то перед нами, педагогами, стоит задача – углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нём некоторые доступные для ребёнка исторические сведения, показать все, что свято чтут люди,- значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.
С введением в действие закона РФ «Об образовании» произошли существенные изменения в развитии системы образования . Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей школьного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.
Основные задачи нравственно – патриотического воспитания в системе образования:
- Обеспечить историческую преемственность поколений ,сохранение, распространение и развитие национальной культуры , воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
- Воспитание граждан правового , демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества;
- Формирование межличностных отношений и т.д.
Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась ещё в ДОУ, но необходимо усилить работу в данном направлении, наполнить её новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями города и края. Решением данной проблемы стала реализация проекта « Мой родной Камчатский край!!!»
Ожидаемый результат
Если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике, края, достопримечательностях , будут знать имена тех, кто основал и прославил край, начнут проявлять интерес к событиям гражданской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности , то можно считать , что цель и задачи проекта выполнены.
Цель: Приобщение школьников к истории и культуре родного края школе, местным достопримечательностям, природному богатству.
Задачи:
- Дать знания детям о родном крае, городе: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация в крае.
- Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город Елизово
- Познакомить с культурой и традициями города.
- Пробудить в детях чувство любви к своему городу, краю, уважение к его традициям, обычаям
- Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.
- Пополнить знания педагогов и родителей о Камчатском крае,о своём городе.
- Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края.
Предполагаемый результат:
- У детей будут сформированы знания о родном городе, крае.
- Дети и родители примут активное участие в выставках, конкурсах, дискуссиях, других видах деятельности
- Школьники приобретут навыки социального общения с взрослыми
- Дети проявят внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, будут способны оказать им посильную помощь
- Педагоги и родители пополнят знания о Камчатском крае, о своём городе
- Продукт проекта: пополнение материалом уголка по краеведению.
Участники проекта:
1.Обучающиеся (5-9 классы), библиотекарь, педагоги, специалисты, сотрудничающие с нашей школой – интернатом.
2.Родители.
3.Жители города (потомки первых казаков прибывших на Камчатку в далеком 19 веке - Савинская Татьяна Александровна, её брат Савинский Борис Александрович).
Срок реализации: 2016 – 2019 гг.
1 Этап: Информационно – накопительный:
Изучение интереса для определения целей проекта.
Сбор и анализ литературы.
Обращение к специалистам.
2 Этап: Разработка проекта:
Анкетирование педагогов. Цель: выявить знания о родном крае, их готовность пополнить эти знания, поделиться с коллегами; Уровень готовности педагогов к проблеме.
Создание творческой группы (включаются педагоги, заинтересованные в данной теме; педагоги,имеющие опыт работы по данной теме)
Довести до участников проекта важность данной проблемы. Заинтересованность каждого педагога темой проекта.
Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстрированного материала по данной теме, ресурсы интернет-сайтов.
Составление плана работы над проектом с учетом мнения всех участников.
3 Этап: Выполнение проекта:
Форма работы с педагогами - сбор материалов в методическую копилку.
Посещение открытых мероприятий.
Консультации о поэтах, писателях, художниках (библиотека).
Консультации тематические: « Экология», « Полезные ископаемые»,
« Природа», «Климат», «История освоения», « Водные ресурсы полуострова Камчатка».
Аукцион форм работы по ознакомлению с родным городом. Цель: выявить интерес к проблеме методов активного обучения; обмен опытом работы.
Формы и методы работы с обучающимися.
Игровая деятельность
Дидактические игры по краеведению:« Узнай, где я нахожусь», « Собери картинку», « Карта моего города», « Город будущего», « Я фотограф» и др.
Познавательное развитие
Экскурсия по городу.
Экскурсия в городскую библиотеку. Рассказ библиотекаря об образовании нашего города. Показ презентации о г. Елизово.
Игры, песни, танцы коренных народов Камчатки (с показом видеофильма).
Проведение цикла познавательной образовательной деятельности, на темы: « Родники - прошлое и настоящее», « моя Родина - Камчатка», « Елизовчане - участники ВОВ», « О чём рассказала старая фотография». Показ презентации « П-Камчатский - город воинской славы».
Посещение краеведческого музея совместно с родителями.
Продуктивная деятельность
Изготовление на региональный конкурс творческой работы. Тема: этнос Камчатки (Кутха на фоне российского флага).
Лепка «Животные и птицы Камчатки».
Создание папки рисунков «Елизово глазами маленьких жителей и их родителей».
Изготовление макета вулкана Корякский.
Оформление фотоальбома «Елизово - капелька России».
Работа по развитию речи
Составление творческих рассказов « Мой любимый уголок Елизово».
Беседы с обучающимися об истории их семьи.
Формирование интереса к музыке и литературе
Ознакомление с художественной литературой Камчатских авторов.
Работа со словарём: изучаем корякский язык.
Прослушивание песен о Камчатке с просмотром видеофильмов о творчестве С. Косыгина и ансамбля Нургэнэк.
Формы и методы работы с родителями.
Беседы с родителями о важности данной темы проекта.
Изготовление семейных альбомов.
Знакомство с потомками первых казаков покоривших Камчатку.
Привлечение родителей к пополнению школьного исторического музея экспонатами национального быта.
Субботник в честь 55 юбилея школы-интерната.
Оформление фотоальбома « Наши знаменитые земляки».
Сообщение о ходе продвижения проекта на электронный домашний адрес.
4 Этап презентационно – завершающий
Оформление уголка краеведения «Мой любимый город».
Открытое занятие « Моя малая Родина » (экологическая конференция для обучающхся выпускных классов).
Выставка продуктов деятельности обучающихся.
Оценка этапов реализации проекта детьми.
Презентации, видеоролики, фотоколлажи.
5 этап Контрольно-рефлексивный
Подведение итогов.
Беседа «Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Люби и знай родной свой край
Игра-путешествие по родному краю. Материал по патриотическому воспитанию для следопытов...
Внеклассное мероприятие "Люби и знай родной свой край!"в форме игры "Умники и умницы"
Актуализация биологических и экологических знаний на основе национально-регионального компонента; развитие интереса к предмету; расширение кругозора; любовь к родной стороне и бережное отношение...
Проект "Люби и знай родной свой край"
Проект- знакомство с культурой родного края - Республики Марий Эл...
Проект «Родной свой край люби и знай»
Родина. Отечество...В корнях этих слов близкие каждому образы: мать, отец, родители......
Проект "Люби и знай родной свой край"
Проект по нравственно-патриотическому воспитнанию...
Командная игра «ЛЮБИ и ЗНАЙ родной свой край» по предмету «Этнография коренных народов Севера»
Повторение и закрепление пройденного материала по предмету "Этнография коренных народов Севера", развитие познавательных способностей учащихся, воспитание любви к своей Родине - Югре....
Внеклассное мероприятие "Люби и знай родной свой край!"
Методическая разработка внеклассного мероприятия...