Образовательная программа «Школьный музей»
рабочая программа по краеведению на тему
Цель: формирование гражданско-патриотического сознания, развитие чувства сопричастности к судьбе Отечества, сохранение и развитие гордости за свою страну
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_muzey_17-18.docx.doc | 137.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МЕЧЕТЛИНСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
МЕЧЕТЛИНСКИЙ ДОМ ПИОНЕРОВ И ШКОЛЬНИКОВ
Принято Методическим Советом | «Утверждаю» | |
МБОУ ДОД ДПиШ | Директор МБОУ ДОД ДПиШ | |
«___»_______201 г. Протокол №___ Председатель Методического Совета | ___________ «_____»_______________201 г. | |
____________ . |
Образовательная программа
«Школьный музей»
Педагог дополнительного
образования при МОБУ БГ
с.Большеустьикинское СОШ
д.Новомещерово
Наиль Салаватович Гарипов
Пояснительная записка
Школьный музей– центр патриотического воспитания учащихся школы.
Цель: формирование гражданско-патриотического сознания, развитие чувства сопричастности к судьбе Отечества, сохранение и развитие гордости за свою страну.
Задачи:
повышение качества воспитательной работы;
пропаганда знаний о героях исторических сражений, о личностях, которые составили славу нашей Родины;
оказание помощи учащимся в расширенном изучении истории Отечества, основ защиты государства;
формирование навыков поисковой и исследовательской деятельности, расширение кругозора и воспитание познавательных интересов;
вовлечение инициативных ребят в работу актива школьного музея.
школьный музей является одним из наиболее эффективных инструментов социализации школьников: развивает и воспитывает, открывает новые способности учащихся. Патриотическому воспитанию в работе школьного музея отводится главенствующая роль.
Деятельность музея направлена на изучение истории родного края. В музее имеются подлинные материалы, которые раскрывают важнейшие этапы Великой Отечественной войны, рассказывают о героических подвигах защитников нашей Родины.
Жизнедеятельность музея, как ядра воспитательной работы, сплачивает детский и взрослый коллектив гимназии. Наполняет глубоким содержанием, камерностью школьные события. Внушает огромную ответственность за свои поступки и принимаемые решения. Почвенность деятельности, близость истории и человеческих судеб – побуждает школьников быть требовательными к себе, быть благодарными и сохранять память о героях и событиях, активно участвуя в работе музея. Учащиеся занимаются поисково-исследовательской работой, экскурсионной, образовательной, культурно-просветительской деятельностью; участвуют в конкурсах и военно-патриотических мероприятиях.
«Живая» история способствует прочному овладению знаниями, оказывает большое эмоциональное воздействие на учащихся, воспитывает глубокие патриотические чувства. Педагоги школы проводят в музее уроки, конкурсы чтецов, классные часы, викторины, беседы, дискуссии, презентации. Экспозиции используются в различных классах при изучении определенных тем по истории, литературе, ОБЖ.
Учащиеся работают с литературой, документами, знакомятся с архивными материалами, обращаются за помощью в сборе материала к ветеранам войны, их родственникам, музейным работникам. Школьники учатся наблюдать, анализировать, обмениваться опытом, передавать свои знания другим, приобретают навыки исследовательской деятельности. Среди лучших можно назвать следующие исследовательские проекты: «История одного экспоната», «Судьба человека», «Никто не забыт!».
Умелый рассказ об экспонатах музея и событиях с ними связанных происходит на экскурсиях, организованных активом музея гимназии. Проведение экскурсии требует серьезной подготовки и формирует соответствующие компетентности школьников и взрослых. Экскурсии «Спасибо за мирное небо», «Друзья-однополчане», «Воины-интернациалисты» и др. вызывают большой интерес и оказывают положительное влияние на многих посетителей музея Следует отметить высокий уровень проведения в школе тематических вечеров, уроков мужества, литературно-музыкальных композиций, тематических выставок: «Нюрнбергский процесс», «Отечественная война 1812 года», «Маленькие герои большой войны», «Односельчане - герои Великой Отечественной войны», «Сталинградская битва» и др.
Дни и месячники, посвященные памятным датам Великой Отечественной войны, встречи с ветеранами, поисковые мероприятия, конкурсы творческих работ, военно-спортивные игры и другие мероприятия – неотъемлемая составляющая воспитательной работы школы, направленная на формирование нравственных ориентиров, гражданской позиции, патриотических качеств учеников.
Понятие о требованиях к организации и проведению поисково-исследовательская работы, к написанию и оформлению учебно-исследовательской работы | Составление плана поисковой работы. Общение с людьми. Грамотное ведение поисковых и исследовательских записей. Написание и оформление учебно-исследовательской работы |
Понятие об основной учетной документации музея | Заполнение инвентарной книги. Составление паспорта на музейный предмет |
Понятие о планировании и организации экспозиционной работы | Составление тематико-экспозиционного плана. Оформление экспозиции. Составление аннотаций к экспозиции |
Понятие об основных требованиях к художественному оформлению выставки | Оформление стенда, выставки. Подготовка экспонатов для выставки |
Понятие об экскурсионной методике и профессиональном мастерстве экскурсовода | Создание текста экскурсии. Проведение экскурсии. Сочетание показа с рассказом |
Основные памятники истории и культуры родного края. Понятие о методике проведения экскурсии по городу | Изучение краеведческих объектов. Разработка маршрута по памятным местам своего края. Проведение экскурсии |
Понятие об организации культурно-образовательной работы в музее | Выступление с докладом на научно-практической конференции |
Понятие о современном развитии музеев | Составление рекламной афиши, буклета. Оформление текста для публикации в СМИ |
Требования к уровню подготовки обучающихся
Учащиеся научатся:
—работать с источниками разных типов: как с вещественными, так и с письменными, устными и информационными источниками;
—находить и осуществлять отбор нужной информации;
— анализировать источники по заданным критериям;
—высказывать свою точку зрения, приводить аргументы;
—наблюдать, описывать, строить тексты, отвечать на вопросы;
—находить причины и следствия событий, происходящих в историкогеографическом пространстве;
—сравнивать свой образ жизни с образом жизни людей, живших в другом времени или в другом географическом пространстве;
—выделять общее и частное в поведении людей и явлениях культуры;
—вести записи при работе с документами.
Благодаря работе в музее школьники получат опыт научно-исследовательской работы, возможность включиться в социально значимую деятельность по сохранению историко-культурного наследия школы. Примут участие в реализации социальных проектов, проводимых в учебном учреждении. Обучение может осуществляться в форме сюжетных игр, музейных уроков, экскурсий, практической работы с фондами школьного музея, экспедиций.
Особая музейная среда расширяет и оживляет процесс познания истории, а занятия, проходящие в форме игры, дают возможность детям совершить увлекательное путешествие в прошлое страны, познакомиться с бытом и нравами наших далёких предков, погрузиться в атмосферу сказок, старинных обрядов и фольклора.
Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения. Это:
∙ готовность и способность к саморазвитию и самообучению,
∙ достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
∙ личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:
∙ формирование основ российской гражданской идентичности, воспитание чувства гордости за достижения своих односельчан;
∙ воспитание уважительного отношения к своей станице, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
∙ понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
∙ формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
∙ осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
∙ обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
∙ овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
∙ использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественно-научного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:
∙ познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
∙ регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой; коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.
Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).
Оценка результативности:
∙ подведение итогов работы в кружке (опрос, анкетирование, выпуск газеты, вечер отдыха);
∙ участие в различных конкурсах; проведение конференции по итогам краеведческих исследований.
Принципы работы школьного музея
Существующая практика музейного дела выявила необходимость соблюдения в данном виде деятельности следующих принципов.
Систематическая связь с уроками, со всем учебно-воспитательным процессом. Проведение научного и учебно-исследовательского поиска, включающего в себя краеведение как базу развития и деятельности школьного музея.
Использование в учебно-воспитательном процессе разнообразных приёмов и форм учебной и внеучебной работы музейных уроков, школьных лекций, семинаров, научно-практических конференций, поисковой и проектной деятельности, шефской помощи ветеранам и др.
Самостоятельность, творческая инициатива учащихся, выступающая важнейшим фактором создания и жизни музея.
Помощь руководителю музея, Совету музея со стороны учительского коллектива, ветеранов педагогического труда.
Связь с общественностью, с ветеранами войны и труда, ветеранами локальных войн, ветеранами педагогического труда.
Обеспечение единства познавательного и эмоционального начал в содержании экспозиции, проведении экскурсий, во всей деятельности музея.
Строгий учёт, правильное хранение и экспонирование собранных материалов. Организация постоянных связей с государственными музеями и архивами, их научно-методическая помощь школьным музеям.
Формы работы в школьном музее
Учебная работа: Воспитательная работа:
- практическая работа на местности; - кружки, экскурсии, походы;
- учебные экскурсии вне музея; - туристические поездки;
- уроки в музее; - встречи, читательские конференции
- экскурсии в музее; вне музея;
- самостоятельное изучение. - встречи, сборы, собрания;
- экскурсии, встречи в музее
В основу программы положен системно-деятельностный подход, целью которого является:
- научить учащихся самостоятельно учиться;
- помочь освоить ключевые компетенции (умения), которые позволят им успешно социализироваться в современном мире.
В ходе реализации программы используются технологии проектного обучения, интерактивных технологий, личностно-ориентированного подхода. ИКТ-технологии позволяют учащимся осуществлять поисковую и исследовательскую работу.
План работы совета школьного музея на 201 – 201 учебный год
№ п/п | Мероприятие | Дата | Ответственный |
Организационные мероприятия | |||
1 | Отчет совета музея за прошедший год | Сентябрь | Гарипов Н., актив музея |
2 | Выборы актива музея | Сентябрь | Гарипов Н., актив музея |
3 | Составление плана работы на год, перспективные планы работы музея | Сентябрь | Гарипов Н., актив музея |
4 | Подведение итогов, перспективное планирование | Май | Гарипов Н., актив музея |
Экскурсионно – выставочная работа | |||
1 | Обзорная экскурсия «Школьный музей» для 1-2 классов | Сентябрь-декабрь, февраль | Гарипов Н., актив музея |
2 | Подготовка новых экскурсоводов | Сентябрь - ноябрь | Гарипов Н., актив музея |
3 | Экскурсия по теме «Новомещерово в годы Великой Отечественной войны» для 5-х классов | Декабрь, февраль | Гарипов Н., актив музея |
4 | Экскурсия по теме «76-летие начала контрнаступления советских войск под Москвой » для 3-х классов | Декабрь | Гарипов Н., актив музея |
5 | Экскурсия по теме «История школьного музея» для 6-7 классов | Ноябрь, январь | Гарипов Н., актив музея |
6 | Экскурсия по теме «Встреча выпускников» | Январь, февраль | Гарипов Н., актив музея |
7 | Экскурсия в городской музей(Уфа или Малаяз) | Март | Гарипов Н., актив музея |
8 | Экскурсия по теме «День Победы!» | Апрель | Гарипов Н., актив музея |
Научно – фондовая работа | |||
1 | Учет экспозиции музея | В течение года | По плану |
2 | Опись фонда музея | В течение года | По плану |
Научно – просветительская работа | |||
1 | Участие в научно – практических конференциях | Сентябрь - Февраль | Гарипов Н., актив музея |
2 | Встречи с ветеранами | Февраль | Гарипов Н., актив музея |
3 | Создание выпуска газеты, посвященного истории школьного музея | Январь - Март | Гарипов Н., актив музея |
4 | Викторина «75-летию контрнаступления советских войск под Москвой посвящается» | Сентябрь | Гарипов Н., актив музея |
5 | Поисковые задания по классам | В течение года | Классные руководители и классы |
6 | Конкурс газет «Спасибо за Победу!» | Февраль-март | Классные руководители, классы |
7 | Размещение на школьном сайте материалов о музее школы | В течение года | Гарипов Н., актив музея |
8 | Уроки мужества | Февраль, май | Гарипов Н., актив музея |
9 | Участие в конкурсе – смотре школьных музеев | Май | Гарипов Н., актив музея |
Календарно – тематическое планирование кружка «Школьный музей»
№ п/п | Дата | Тема занятия | Кол-во часов | Практика | Теория |
1 | Вводное занятие. Правила посад-ки.. Техника безопасности | 1 | 1 | ||
2-3 | Учредительные документы. Совет музея. Выборы актива музея. Составление плана работы. | 2 | 2 | ||
4 | Проведение обзорной экскурсии для новых членов кружка | 1 | 1 | ||
5 | Проведение обзорной экскурсии для 1-х классов | 1 | 1 | ||
6-7 | Распределение поисковых заданий | 2 | 2 | ||
8-9 | Экскурсия по теме «История школьного музея» для 6-7 классов | 4 | 2 | 2 | |
10-11 | Творческие работы «Моя семья в истории моей страны» | 2 | 1 | 1 | |
12 | Экскурсия в районный музей в с.Большеустьикинское. | 1 | 1 | ||
13-16 | Подготовка и проведение экскурсии по теме « -лет родной школе» | 4 | 2 | 2 | |
17-18 | Фонды школьного музея: основной и вспомогательный | 2 | 2 | ||
19-20 | Система учета музейных фондов, опись, паспорт, картотека | 2 | 2 | ||
21-22 | Атрибуция музейных предметов и их шифровка | 2 | 2 | ||
23-24 | Работа с документацией | 4 | 4 | ||
25-26 | Встреча с ветеранами войны и труда | 2 | 2 | ||
27-31 | Работа с документацией | 4 | 4 | ||
32-33 | Основные приемы выявления, учета и описания объектов культурного наследия | 2 | 2 | ||
34-38 | Работа с документацией | 4 | 4 | ||
39-40 | Понятие «Культурное наследие» | 2 | 2 | ||
41-45 | Подготовка и проведении экскурсии по теме «День Победы!» | 4 | 2 | 2 | |
46-49 | Работа с документацией | 4 | 4 | ||
50-51 | Подведение итогов работы кружка | 2 | 2 | ||
52-53 | Перспективное планирование работа на 2018-2019 уч.г. | 2 | 2 | ||
66-68 | Размещение материалов о работе музея на школьном сайте | 2 | 2 | ||
69-70 | Резервные занятия | 2 | 1 | 1 |
Ожидаемые результаты
Для школьного музея:
1) оптимизация деятельности музея в русле основного направления программы;
2) совершенствование содержания деятельности музея;
3) рост профессионального мастерства юных экскурсоводов;
4) укрепление материальной базы музеев.
Для учащихся:
Данная программа нацелена на развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
Личностные результаты:
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (эссе, презентация, реферат и др.);
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
активное участие учеников в краеведческих и исторических конкурсах, олимпиадах, массовых мероприятиях.
Предметные результаты:
овладение представлениями об историческом пути народов своей страны как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей в истории родного края и своей страны;
· готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своего родного края и страны.
1) в воспитательном плане предполагаются позитивные изменения духовно – нравственного развития школьников;
2) в ходе реализации программ у учащихся будет целенаправленно формироваться историческое сознание.
Список литературы
- Актуальные вопросы деятельности общественных музеев. М., 1980.
- Голышева Л.Б. Музейная педагогика/Преподавание истории в школе №2, 2003 г.
- Методика историко-краеведческой работы в школе, под ред. Н.С. Борисова. М., 1982
- Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М. Обучение жизненно важным навыкам в школе. Спб., 2002.
- Родин А.Ф., Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа по истории, М., 1974.
- Садкович Н.П., Практические рекомендации по созданию текста истории школы/Преподавание истории в школе «2, 2003 г.
- Смирнов В.Г., Художественное краеведение в школе, М., 1987.
- Туманов В.Е., Школьный музей, М., 2002
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Школьный музей"
Программа "Школьный музей" направлена на формирование гражданской идентичности обучающихся и включает содержание по истории родного края....
Образовательная программа "Школьный пресс- клуб"
Программа для кружковой работы...
Рабочая программа "Школьный музей"
Рабочая программа дополнительного образования детей "Школьный музей"...
Программа "Школьный музей как воспитательное пространство для социализации школьников"
Дополнительная образовательная туристско-краеведческая программа для обучающихся 1-11кл...
Дополнительная общеразвивающая программа «Школьный музей»
Программа «Школьный музей» предполагает обучение детей основам краеведения и музейного дела в процессе создания и обеспечения деятельности школьного музея....
Дополнительная общеобразовательная программа «ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ»
В последние годы все больше внимания стало уделяться организации и функционированию школьных музеев как центров нравственного, историко-культурного, гражданско-патриотического воспитания. Общество про...
Рабочая программа "Школьный музей"
Школьный музей – это один из эффективнейших социальных институтовискусственно созданного культурного пространства, где можно прикоснутьсяк разнообразным культурным достижениям и находкам человеч...