Образовательная программа «Школьный музей»
рабочая программа по краеведению на тему

Цель: формирование гражданско-патриотического сознания, развитие чувства сопричастности к судьбе Отечества, сохранение и развитие гордости за свою страну

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_muzey_17-18.docx.doc137.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МЕЧЕТЛИНСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

МЕЧЕТЛИНСКИЙ ДОМ ПИОНЕРОВ И ШКОЛЬНИКОВ

Принято Методическим Советом

«Утверждаю»

МБОУ ДОД ДПиШ

Директор МБОУ ДОД ДПиШ

«___»_______201 г. Протокол №___

Председатель Методического Совета

___________    

«_____»_______________201 г.

 ____________  .

Образовательная программа

«Школьный музей»

Педагог дополнительного

                                                                                            образования при МОБУ БГ

с.Большеустьикинское СОШ

                                                                          д.Новомещерово

                                                                                            Наиль Салаватович Гарипов

                                        Пояснительная записка

Школьный музей–  центр патриотического воспитания учащихся школы.

Цель: формирование гражданско-патриотического сознания, развитие чувства сопричастности к судьбе Отечества, сохранение и развитие гордости за свою страну.

Задачи:

повышение качества воспитательной работы;

пропаганда знаний о героях исторических сражений, о личностях, которые составили славу нашей Родины;

оказание помощи учащимся в расширенном изучении истории Отечества, основ защиты государства;

формирование навыков поисковой и исследовательской деятельности, расширение кругозора и воспитание познавательных интересов;

вовлечение инициативных ребят в работу актива школьного музея.

     школьный музей является одним из наиболее эффективных инструментов социализации школьников: развивает и воспитывает, открывает новые способности учащихся.  Патриотическому воспитанию в работе школьного музея отводится главенствующая роль.     

     Деятельность музея направлена на изучение истории родного края. В музее имеются подлинные материалы, которые раскрывают важнейшие этапы Великой Отечественной войны, рассказывают о героических подвигах защитников нашей Родины.

     Жизнедеятельность музея, как ядра воспитательной работы, сплачивает детский и взрослый коллектив гимназии. Наполняет глубоким содержанием, камерностью школьные события. Внушает огромную ответственность за свои поступки и принимаемые решения. Почвенность деятельности, близость истории и человеческих судеб – побуждает школьников быть требовательными к себе, быть благодарными и сохранять память о героях и событиях, активно участвуя в работе музея.  Учащиеся занимаются поисково-исследовательской работой, экскурсионной, образовательной, культурно-просветительской деятельностью; участвуют в конкурсах и военно-патриотических мероприятиях.

       «Живая» история способствует прочному овладению знаниями, оказывает большое эмоциональное воздействие на учащихся, воспитывает глубокие патриотические чувства. Педагоги школы проводят в музее уроки, конкурсы чтецов, классные часы, викторины, беседы, дискуссии, презентации. Экспозиции используются в различных классах при изучении определенных тем по истории, литературе, ОБЖ.    

    Учащиеся работают с литературой, документами, знакомятся с архивными материалами, обращаются за помощью в сборе материала к ветеранам войны, их родственникам, музейным работникам. Школьники учатся наблюдать, анализировать, обмениваться опытом, передавать свои знания другим, приобретают навыки исследовательской деятельности. Среди лучших можно назвать следующие исследовательские проекты: «История одного экспоната», «Судьба человека», «Никто не забыт!».  

           Умелый рассказ об экспонатах музея и событиях с ними связанных происходит на экскурсиях, организованных активом музея гимназии. Проведение экскурсии требует серьезной подготовки и формирует соответствующие компетентности школьников и взрослых.  Экскурсии «Спасибо за мирное небо», «Друзья-однополчане», «Воины-интернациалисты» и др. вызывают большой интерес и оказывают положительное влияние на многих посетителей музея    Следует отметить высокий уровень проведения в школе тематических вечеров, уроков мужества, литературно-музыкальных   композиций, тематических выставок: «Нюрнбергский процесс», «Отечественная война 1812 года», «Маленькие герои большой войны», «Односельчане - герои Великой Отечественной войны», «Сталинградская битва» и др.

      Дни и месячники, посвященные памятным датам Великой Отечественной войны, встречи с ветеранами, поисковые мероприятия, конкурсы творческих работ, военно-спортивные игры и другие мероприятия – неотъемлемая     составляющая воспитательной работы школы, направленная на формирование нравственных ориентиров, гражданской позиции, патриотических качеств учеников.

Понятие о требованиях к организации и проведению поисково-исследовательская работы, к написанию и оформлению учебно-исследовательской работы

Составление плана поисковой работы. Общение с людьми. Грамотное ведение поисковых и исследовательских записей. Написание и оформление учебно-исследовательской работы

Понятие об основной учетной документации музея

Заполнение инвентарной книги. Составление паспорта на музейный предмет

Понятие о планировании и организации экспозиционной работы

Составление тематико-экспозиционного плана. Оформление экспозиции. Составление аннотаций к экспозиции

Понятие об основных требованиях к художественному оформлению выставки

Оформление стенда, выставки. Подготовка экспонатов для выставки

Понятие об экскурсионной методике и профессиональном мастерстве экскурсовода

Создание текста экскурсии. Проведение экскурсии. Сочетание показа с рассказом

Основные памятники истории и культуры родного края. Понятие о методике проведения экскурсии по городу

Изучение краеведческих объектов. Разработка маршрута по памятным местам своего края. Проведение экскурсии

Понятие об организации культурно-образовательной работы в музее

Выступление с докладом на научно-практической конференции

Понятие о современном развитии музеев

Составление рекламной афиши, буклета. Оформление текста для публикации в СМИ

Требования к уровню подготовки обучающихся

Учащиеся научатся:

—работать с источниками разных типов: как с вещественными, так и с письменными, устными и информационными источниками;

—находить и осуществлять отбор нужной информации;

— анализировать источники по заданным критериям;

—высказывать свою точку зрения, приводить аргументы;

—наблюдать, описывать, строить тексты, отвечать на вопросы;

—находить причины и следствия событий, происходящих в историкогеографическом пространстве;

—сравнивать свой образ жизни с образом жизни людей, живших в другом времени или в другом географическом пространстве;

—выделять общее и частное в поведении людей и явлениях культуры;

—вести записи при работе с документами.

Благодаря работе в музее школьники получат опыт научно-исследовательской работы, возможность включиться в социально значимую деятельность по сохранению историко-культурного наследия школы. Примут участие в реализации социальных проектов, проводимых в учебном учреждении. Обучение может осуществляться в форме сюжетных игр, музейных уроков, экскурсий, практической работы с фондами школьного музея, экспедиций.

Особая музейная среда расширяет и оживляет процесс познания истории, а занятия, проходящие в форме игры, дают возможность детям совершить увлекательное путешествие в прошлое страны, познакомиться с бытом и нравами наших далёких предков, погрузиться в атмосферу сказок, старинных обрядов и фольклора.

        Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения. Это:

∙ готовность и способность к саморазвитию и самообучению,

∙ достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

∙ личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:

∙ формирование основ российской гражданской идентичности, воспитание чувства гордости за достижения своих односельчан;

∙ воспитание уважительного отношения к своей станице, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;

∙ понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

∙ формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.

Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

∙ осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;

∙ обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;

∙ овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);

∙ использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;

расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественно-научного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:

∙ познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);

∙ регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой; коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.

Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

 Оценка результативности:

∙ подведение итогов работы в кружке (опрос, анкетирование, выпуск газеты, вечер отдыха);

∙ участие в различных конкурсах; проведение конференции по итогам краеведческих исследований.

Принципы работы школьного музея

Существующая практика музейного дела выявила необходимость соблюдения в данном виде деятельности следующих принципов.

Систематическая связь с уроками, со всем учебно-воспитательным процессом. Проведение научного и учебно-исследовательского поиска, включающего в себя краеведение как базу развития и деятельности школьного музея.

Использование в учебно-воспитательном процессе разнообразных приёмов и форм учебной и внеучебной работы музейных уроков, школьных лекций, семинаров, научно-практических конференций, поисковой и проектной деятельности, шефской помощи ветеранам и др.

Самостоятельность, творческая инициатива учащихся, выступающая важнейшим фактором создания и жизни музея.

Помощь руководителю музея, Совету музея со стороны учительского коллектива, ветеранов педагогического труда.

Связь с общественностью, с ветеранами войны и труда, ветеранами локальных войн, ветеранами педагогического труда.

Обеспечение единства познавательного и эмоционального начал в содержании экспозиции, проведении экскурсий, во всей деятельности музея.

Строгий учёт, правильное хранение и экспонирование собранных материалов. Организация постоянных связей с государственными музеями и архивами, их научно-методическая помощь школьным музеям.

Формы работы в школьном музее

Учебная работа:        Воспитательная работа:

- практическая работа на местности;        - кружки, экскурсии, походы;

- учебные экскурсии вне музея;        - туристические поездки;

- уроки в музее;        - встречи, читательские конференции

- экскурсии в музее;        вне музея;

- самостоятельное изучение.        - встречи, сборы, собрания;

        - экскурсии, встречи в музее

 В основу программы положен системно-деятельностный подход, целью которого является:

- научить учащихся самостоятельно учиться;

- помочь освоить ключевые компетенции (умения), которые позволят им успешно социализироваться в современном мире.

В ходе реализации программы используются технологии проектного обучения, интерактивных технологий, личностно-ориентированного подхода. ИКТ-технологии позволяют учащимся осуществлять поисковую и исследовательскую работу.

План работы совета школьного музея  на 201  – 201  учебный год

№ п/п

Мероприятие

Дата

Ответственный

Организационные мероприятия

1

Отчет совета музея за прошедший год

Сентябрь

Гарипов Н., актив музея

2

Выборы актива музея

Сентябрь

Гарипов Н., актив музея

3

Составление плана работы на год, перспективные планы работы музея

Сентябрь

Гарипов Н., актив музея

4

Подведение итогов, перспективное планирование

Май

Гарипов Н., актив музея

Экскурсионно – выставочная работа

1

Обзорная экскурсия «Школьный музей» для 1-2 классов

Сентябрь-декабрь, февраль

Гарипов Н., актив музея

2

Подготовка новых экскурсоводов

Сентябрь - ноябрь

Гарипов Н., актив музея

3

Экскурсия по теме «Новомещерово в годы Великой Отечественной войны» для 5-х классов

Декабрь, февраль

Гарипов Н., актив музея

4

Экскурсия по теме «76-летие начала контрнаступления советских войск под Москвой » для 3-х классов

Декабрь

Гарипов Н., актив музея

5

Экскурсия по теме «История школьного музея» для 6-7 классов

Ноябрь, январь

Гарипов Н., актив музея

6

Экскурсия по теме «Встреча выпускников»

Январь, февраль

Гарипов Н., актив музея

7

Экскурсия в городской музей(Уфа или Малаяз)

Март

Гарипов Н., актив музея

8

Экскурсия по теме «День Победы!»

Апрель

Гарипов Н., актив музея

Научно – фондовая работа

1

Учет экспозиции музея

В течение года

По плану

2

Опись фонда музея

В течение года

По плану

Научно – просветительская работа

1

Участие в научно – практических конференциях

Сентябрь - Февраль

Гарипов Н., актив музея

2

Встречи с ветеранами

Февраль

Гарипов Н., актив музея

3

Создание выпуска газеты, посвященного истории школьного музея

Январь - Март

Гарипов Н., актив музея

4

Викторина «75-летию контрнаступления советских войск под Москвой  посвящается»

Сентябрь

Гарипов Н., актив музея

5

Поисковые задания по классам

В течение года

Классные руководители и классы

6

Конкурс газет «Спасибо за Победу!»

Февраль-март

Классные руководители, классы

7

Размещение на школьном сайте материалов о музее школы

В течение года

Гарипов Н., актив музея

8

Уроки мужества

Февраль, май

Гарипов Н., актив музея

9

Участие в конкурсе – смотре школьных музеев

Май

Гарипов Н., актив музея

Календарно – тематическое планирование кружка «Школьный музей»

№ п/п

Дата

Тема занятия

Кол-во часов

Практика

Теория

1

Вводное занятие. Правила посад-ки.. Техника безопасности

1

1

2-3

Учредительные документы. Совет музея. Выборы актива музея. Составление плана работы.

2

2

4

Проведение обзорной экскурсии для новых членов кружка

1

1

5

Проведение обзорной экскурсии для 1-х классов

1

1

6-7

Распределение поисковых заданий

2

2

8-9

Экскурсия по теме «История школьного музея» для 6-7 классов

4

2

2

10-11

Творческие работы «Моя семья в истории моей страны»

2

1

1

12

Экскурсия в районный музей в с.Большеустьикинское.

1

1

13-16

Подготовка  и  проведение экскурсии по теме « -лет родной школе»

4

2

2

17-18

Фонды школьного музея: основной и вспомогательный

2

2

19-20

Система учета музейных фондов, опись, паспорт, картотека

2

2

21-22

Атрибуция музейных предметов и их шифровка

2

2

23-24

Работа с документацией

4

4

25-26

Встреча с ветеранами войны и труда

2

2

27-31

Работа с документацией

4

4

32-33

Основные приемы выявления, учета и описания объектов культурного наследия

2

2

34-38

Работа с документацией

4

4

39-40

Понятие «Культурное наследие»

2

2

41-45

Подготовка и проведении экскурсии по теме «День Победы!»

4

2

2

46-49

Работа с документацией

4

4

50-51

Подведение итогов работы кружка

2

2

52-53

Перспективное планирование работа на 2018-2019 уч.г.

2

2

66-68

Размещение материалов о работе музея на школьном сайте

2

2

69-70

Резервные занятия

2

1

1

Ожидаемые результаты

Для школьного музея:

1)  оптимизация деятельности музея в русле основного направления программы;

2)  совершенствование содержания деятельности музея;

3)  рост профессионального мастерства юных экскурсоводов;

4)  укрепление материальной базы музеев.

Для учащихся:

Данная программа нацелена на развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.

Личностные результаты:

осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества;

осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты:

способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (эссе, презентация, реферат и др.);

готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;

активное участие учеников в краеведческих и исторических конкурсах, олимпиадах, массовых мероприятиях.

Предметные результаты:

овладение представлениями об историческом пути народов своей страны как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей в истории родного края и своей страны;

 · готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своего родного края и страны.

1) в воспитательном плане предполагаются позитивные изменения духовно – нравственного развития школьников;

2) в ходе реализации программ у учащихся будет целенаправленно формироваться историческое сознание.

Список литературы

  1. Актуальные вопросы деятельности общественных  музеев. М., 1980.
  2. Голышева Л.Б. Музейная педагогика/Преподавание  истории в школе №2, 2003 г.
  3. Методика историко-краеведческой работы в школе, под ред. Н.С. Борисова. М., 1982
  4. Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М. Обучение жизненно важным навыкам в школе. Спб., 2002.
  5. Родин А.Ф., Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа по истории, М., 1974.
  6. Садкович Н.П., Практические рекомендации по созданию текста истории школы/Преподавание истории в школе «2, 2003 г.
  7. Смирнов В.Г., Художественное краеведение в школе, М., 1987.
  8. Туманов В.Е., Школьный музей, М., 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Школьный музей"

Программа "Школьный музей"  направлена на формирование  гражданской идентичности обучающихся  и включает содержание по истории родного края....

Образовательная программа "Школьный пресс- клуб"

Программа для кружковой работы...

Рабочая программа "Школьный музей"

Рабочая программа дополнительного образования детей "Школьный музей"...

Программа "Школьный музей как воспитательное пространство для социализации школьников"

Дополнительная образовательная туристско-краеведческая программа для обучающихся 1-11кл...

Дополнительная общеразвивающая программа «Школьный музей»

Программа «Школьный музей» предполагает обучение детей основам краеведения и музейного дела в процессе создания и обеспечения деятельности школьного музея....

Дополнительная общеобразовательная программа «ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ»

В последние годы все больше внимания стало уделяться организации и функционированию школьных музеев как центров нравственного, историко-культурного, гражданско-патриотического воспитания. Общество про...

Рабочая программа "Школьный музей"

Школьный музей – это один из эффективнейших социальных институтовискусственно созданного культурного пространства, где можно прикоснутьсяк разнообразным культурным достижениям и находкам человеч...