Рабочая программа "Школьный музей"
рабочая программа
Рабочая программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_shkolnyy_muzey_karmanova_yu.v.docx | 44.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования и науки
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
(Тюменская область)
КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
(КОУ «НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»)
УТВЕРЖДЕНА
приказом № 173 от 17.08.2023 года
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ»
возраст обучающихся: 7-18 лет
срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Карманова Ю.В., педагог дополнительного образования
г. Нефтеюганск – 2023
Оглавление№ | Название раздела | Стр. |
1. | Пояснительная записка | 3 |
2. | Учебно-тематический план | 7 |
3. | Содержание программы | 10 |
4. | Методическое обеспечение программы | 11 |
5. | Список литературы | 12 |
- Пояснительная записка
Программа «Школьный музей» разработана в соответствии со следующими документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Приказом Министерства образования и науки РФ №1599 от 19.12.14г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее-Стандарт);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации» (Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);
- Уставом КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
- Направленность дополнительной образовательной программы
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Школьный музей» имеет туристско-краеведческую направленность и разработана для образования по дополнительной программе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.
В приобщении ребенка к ценностям, накопленным и свято хранимым человечеством в мировой культуре особая роль принадлежит музею, именно он приходит на помощь образованию. Сливаясь в единое цело, музей и образование формируют духовность человека.
Урок в музее очень важен в практике духовно-нравственного, гражданско-патриотического, историко-краеведческого воспитания личности.
Музейные предметы – вещи, ценности – выступают в качестве источника информации о людях и событиях, способны воздействовать эмоционально, вызывать чувство сопричастности, так как позволяют проникнуть в дух прошлого, эпоху Советского времени. Так прокладывается мостик к сердцу ребенка, так формируются правильные жизненные ориентиры, происходит приобщение к вечным ценностям жизни.
Воспитание чувства любви к Родине составляет основу моральных качеств учащихся. Без целостности и преемственности истории человек не способен полноценно трудиться на благо страны. И школа является тем начальным этапом, где будут заложены эти высоконравственные качества будущего гражданина. Особую роль в данном направлении занимает изучение истории государства и своего родного края. Музей «Листая страницы истории» - уникальное место, в котором благодаря возможностям сотрудников школы и их понимания значимости дела, происходит сбор, изучение, хранение и демонстрация экспонатов еще недавнего, но уже далекого периода эпохи политического строя и родного края. С помощью этих предметов можно легко понять, чем совсем еще недавно жила огромная многонациональная страна под гордым названием СССР.
- Школьный музей является важным компонентом образовательной среды для детей с ОВЗ. Известно и доказано то, что дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии правильно организованного подхода к обучению и воспитанию. Технологии музейной педагогики достаточно разнообразны, но главное заключается в том, что приоритет в школьном музее отдается образовательно-воспитательной функции, дополненной осуществлением социальной адаптации ребенка к окружающей действительности, что особенно важно для такой категории обучающихся. Интерактивные музейные экспозиция стимулируют творческую и игровую деятельность детей, способствуют их коммуникативному развитию.
Дополнительная общеразвивающая программа «Школьный музей» разработана с учетом условий для развития успешности каждого обучающегося, предоставляет альтернативные возможности для детей с ограниченными возможностями здоровья, выполняет функцию «социального лифта» в социализации и адаптации их в обществе. Программа дополнительного образования учитывает особые возможности развития образования и воспитания, в целом, расширяет применение новых образовательных технологий: контактное обучение, вариативность содержания организации образовательного процесса, интеграцию межпредметных связей.
Образовательная общеразвивающая программа дополнительного образования становится инновационной площадкой для образовательных технологий – персонализация, определяется как ведущий тренд развития образования, что соответствует Стратегии развития образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.
- Цель и задачи дополнительной образовательной программы
Цель программы: обучающийся со сформированной системой ценностей, базирующейся на гражданственности и патриотизме, чувстве ответственности за свою Родину.
Задачи программы:
- Расширить знания о родном крае, его истории, традициях, культуре.
- Воспитывать бережное и уважительное отношение к истории своего края, культурному наследию.
- Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы
Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы дополнительного образования «Школьный музей»: от 7 до 18 лет, представляющих различные нозологические группы.
1.5. Срок реализации программы: 1 учебный год.
1.6. Ожидаемые результаты (минимальный, достаточный уровни, личностные результаты)
Программа определяет два уровня освоения программы – достаточный и минимальный. Результатом образования по дополнительной программе обучения детей является социальная адаптация и интеграция обучающихся в общество.
Ожидаемые личностные и предметные результаты (минимальный и достаточный уровни) представлены в таблице 1.
Таблица 1
Ожидаемые результаты освоения программы дополнительного образования
Планируемые результаты | Планируемые личностные результаты | |
Минимальный уровень | Достаточный уровень | |
| Может рассказать об экспонате (3-6 предложений); Применяет на практике некоторые навыки в проведении экскурсии; Умеет ухаживать за музейными экспонатами; Оформляет тематические стенды под руководством учителя; Сформированы представления об этапах исторического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и города Нефтеюганска; | - готовность к реализации дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями -элементарные представления о социальной роли -элементарные представления об эстетических ценностях -способность организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты -мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности - обобщать, давать оценку своему труду |
1.7. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.
Оценка уровня освоения дополнительной общеобразовательной программы проводится посредством входного, текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации.
Входная диагностика – проводится на первом занятии в целях определения стартового уровня образовательных возможностей обучающихся; в форме опроса и в рамках вводного практического занятия.
Для отслеживания результативности образовательного процесса и выявления творческого роста, обучающихся используются:
- текущий контроль – оценка уровня и качества освоения тем Программы осуществляется на занятиях в течение всего учебного года. Проводится в формах: опроса и самостоятельной практической работы.
- промежуточный контроль – проводится в конце полугодия с целью выявления уровня усвоения Программы. Осуществляется в форме: опроса и самостоятельной практической работы.
- итоговый контроль реализации Программы – оценка уровня и качества освоения обучающимися Программы по завершению периода обучения по Программе. Форма контроля: выставка.
По качеству освоения программного материала выделены следующие уровни знаний, умений и навыков:
- высокий - программный материал усвоен обучающимися детьми полностью, воспитанник имеет высокие достижения;
- достаточный - усвоение программы в полном объеме, при наличии несущественных ошибок;
- ниже достаточного - усвоение программы в неполном объеме, допускает существенные ошибки в теоретических и практических заданиях.
2. Учебно-тематический план
№ п/п | Разделы | Всего часов | Теория | Практика |
1. | Введение. | 6 | 6 | 0 |
Моя малая Родина | 13 | 3 | 10 | |
История школы | 7 | 1 | 6 | |
Новогодние хлопоты | 6 | 0 | 6 | |
Назад в СССР | 19 | 3 | 16 | |
Как у бабушки в избе | 8 | 0 | 8 | |
Во славу Отечества | 9 | 2 | 7 | |
ИТОГО | 68 | 15 | 53 |
Календарно-тематический план
№ п/п | Дата | Тема | Кол -во часов | Форма занятия |
Введение | ||||
01.09 | Вводное занятие. ТБ в школьном музее | 1 | Теория | |
04.09 | История музееведения. | 1 | Теория | |
08.09 | Виды музеев | 1 | Теория | |
11.09 | Великие музеи России и мира | 1 | Теория | |
15.09 | Музейные профессии | 1 | Теория | |
18.09 | Профессия «Экскурсовод» | 1 | Теория | |
Моя малая Родина | ||||
22.09 | История г. Нефтеюганска | 1 | Теория | |
02.10 | Фото прогулка по городу «Город вчера и сегодня» | 1 | Практика | |
06.10 | Экскурсия в музейный комплекс Усть-Балык | 1 | Практика | |
09.10 | Сбор и обработка материала для стенда ко дню города Нефтеюганска | 1 | Практика | |
13.10 | Сбор и обработка материала для стенда ко дню города Нефтеюганска | 1 | Практика | |
16.10 | Оформление стенда ко дню города Нефтеюганска | 1 | Практика | |
20.10 | История ханты-Мансийского АО. | 1 | Теория | |
23.10 | Экскурсия «Быт и промыслы народов ханты и манси» | 1 | Практика | |
27.10 | Инсценировка «День из жизни хантов» | 1 | Практика | |
10.11 | Традиции и праздники народов ханты и манси | 1 | Теория | |
13.11 | Игры народов ханты и манси. | 1 | Практика | |
17.11 | Мастер-класс по рисованию «Хантыйские узоры» | 1 | Практика | |
20.11 | Мастер-класс по изготовления оберега коренных народов ханты и манси «Кукла Акань» | 1 | Практика | |
История школы | ||||
24.11 | Вводное занятие. Немного из истории школы | 1 | Теория | |
27.11 | Сбор и обработка материала для школьной летописи | 1 | Практика | |
01.12 | Сбор и обработка материала для школьной летописи | 1 | Практика | |
04.12 | Сбор и обработка материала для школьной летописи | 1 | Практика | |
08.12 | Сбор и обработка материала для школьной летописи | 1 | Практика | |
11.12 | Оформление школьной летописи | 1 | Практика | |
15.12 | Оформление школьной летописи | 1 | Практика | |
Новогодние хлопоты | ||||
18.12 | Подготовка к экскурсии «Новый год в разрезе истории» | 1 | Практика | |
22.12 | Подготовка к экскурсии «Новый год в разрезе истории» | 1 | Практика | |
25.12 | Передвижная экскурсия «Новый год в разрезе истории» | 1 | Практика | |
29.12 | Передвижная экскурсия «Новый год в разрезе истории» | 1 | Практика | |
12.01 | Передвижная экскурсия «Новый год в разрезе истории» | 1 | Практика | |
15.01 | Передвижная экскурсия «Новый год в разрезе истории» | 1 | Практика | |
Назад в СССР | ||||
19.01 | Вводное занятие. | 1 | Теория | |
22.01 | Что такое СССР? | 1 | Теория | |
26.01 | Экспозиция школьного музея. Школьная пора | 1 | Практика | |
29.01 | Экспозиция школьного музея. Школьная пора | 1 | Практика | |
02.02 | Экспозиция школьного музея. Советские фото- и кинематография. | 1 | Практика | |
05.02 | Экспозиция школьного музея. Советские фото- и кинематография. | 1 | Практика | |
09.02 | Экспозиция школьного музея. Быт советских людей | 1 | Практика | |
12.02 | Экспозиция школьного музея. Быт советских людей | 1 | Практика | |
16.02 | Экспозиция школьного музея. Быт советских людей | 1 | Практика | |
19.02 | Викторина «Назад в СССР. Отгадай советские вещи по картинкам» | 1 | Практика | |
26.02 | Экспозиция школьного музея. Фалеристика | 1 | Практика | |
01.03 | Экспозиция школьного музея. Фалеристика | 1 | Практика | |
04.03 | Экспозиция школьного музея. Нумизматика | 1 | Практика | |
11.03 | Экспозиция школьного музея. Нумизматика | 1 | Практика | |
15.03 | Экспозиция школьного музея. Бонистика | 1 | Практика | |
18.03 | Экспозиция школьного музея. Бонистика | 1 | Практика | |
22.03 | Правила ухода за музейными экспонатами | 1 | Теория | |
05.04 | Генеральная уборка школьного музея | 1 | Практика | |
08.04 | Генеральная уборка школьного музея | 1 | Практика | |
Как у бабушки в избе | ||||
12.04 | Русское народное творчество - наше богатство. Сбор и обработка материала по теме «Русская изба» | 1 | Практика | |
15.04 | Русское народное творчество - наше богатство. Сбор и обработка материала по теме «Русская изба» | 1 | Практика | |
19.04 | Экспозиция школьного музея. Русская изба | 1 | Практика | |
22.04 | Дидактическая игра «В русской избе» | 1 | Практика | |
26.04 | Экспозиция школьного музея. Быт и традиции русского народа | 1 | Практика | |
29.04 | Дидактическая игра «Русский двор» | 1 | Практика | |
03.05 | Экскурсия по экологической тропе. | 1 | Практика | |
06.05 | Инсценировка русской народной сказки «Колобок» | 1 | Практика | |
Во славу Отечества | ||||
10.05 | Сбор и обработка материала, оформление стенда ко Дню Победы | 1 | Практика | |
13.05 | Изготовление открытки к 9 мая | 1 | Практика | |
17.05 | Великая Отечественная война. Онлайн экскурсия в музей военной техники ВОВ | 1 | Практика | |
20.05 | Красная армия. Обмундирование солдата | 1 | Практика | |
24.05 | Акция «Посылка солдату» | 1 | Практика | |
27.05 | Экспозиция школьного музея. Герои рядом с нами | 1 | Практика | |
28.05 | Экспозиция школьного музея. Герои рядом с нами | 1 | Практика | |
Итоговое занятие | 1 | Теория | ||
Итоговое занятие | 1 | Теория |
3. Содержание программы
Введение. ТБ в школьном музее. Правила поведение в музее, на экскурсии. Типы и виды музеев: краеведческие, боевой славы, исторические и др.; государственные, частные, муниципальные, школьные и др. Школьные музеи. Профили и задачи школьных музеев. О чем рассказывает школьный музей. Профиль музея и его основные разделы. Задачи школьного музея. Знакомство со школьным музеем: история его создания, экспозиции, выставочные экспонаты. Ознакомительные экскурсии в школьный музей.
Моя малая Родина. История г. Нефтеюганска. Фото прогулка по городу «Город вчера и сегодня». Экскурсия в музейный комплекс Усть-Балык. Сбор и обработка материала для стенда ко дню города Нефтеюганска. Оформление стенда ко дню города Нефтеюганска. История ханты-Мансийского АО. Экскурсия «Быт и промыслы народов ханты и манси». Инсценировка «День из жизни хантов». Традиции и праздники народов ханты и манси. Игры народов ханты и манси. Мастер-класс по рисованию «Хантыйские узоры». Мастер-класс по изготовления оберега коренных народов ханты и манси «Кукла Акань».
История школы. История школы. Сбор и обработка материала для школьной летописи. Оформление альбомов со школьной летописью.
Новогодние хлопоты. История происхождения праздника. Праздничные традиции у разных народов. Проведение экскурсии для обучающихся и учителей «Новый год в разрезе истории».
Назад в СССР. Что такое СССР? Экспозиция школьного музея. Школьная пора. Экспозиция школьного музея. Советские фото- и кинематография. Экспозиция школьного музея. Быт советских людей. Викторина «Назад в СССР. Отгадай советские вещи по картинкам». Экспозиция школьного музея. Фалеристика. Экспозиция школьного музея. Нумизматика. Экспозиция школьного музея. Бонистика. Правила ухода за музейными экспонатами.
Как у бабушки в избе. Русское народное творчество - наше богатство. Сбор и обработка материала по теме «Русская изба». Экспозиция школьного музея. Русская изба. Дидактическая игра «В русской избе». Экспозиция школьного музея. Быт и традиции русского народа. Дидактическая игра «Русский двор». Экскурсия по экологической тропе. Инсценировка русской народной сказки «Колобок».
Во славу Отечества. Сбор и обработка материала, оформление стенда ко Дню Победы. Изготовление открытки к 9 мая. Великая Отечественная война. Онлайн экскурсия в музей военной техники ВОВ. Красная армия. Обмундирование солдата. Акция «Посылка солдату». Экспозиция школьного музея. Герои рядом с нами. Итоговое занятие.
4. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
- Интерактивная доска.
- Компьютер.
- Проектор.
- Флэш-карты.
- Экран.
- -Средства телекоммуникации (локальные школьные сети, выход в интернет).
- Укомплектованный музей.
- Экологическая тропа.
5. Список литературы
1. Мартышин В.С. Твоя родословная. – М. – «Школьная пресса», 2002.
2. Методические рекомендации экскурсоводам школьных музеев. Шкурко А.И.- М.1973.
3. Музееведение. Музеи исторического профиля: Учеб. Пособие для вузов по спец. «История» /Проф. К.Г. Левыкина и проф. В. Хербста.- М.: Высшая школа, 1988.
4. О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации: Федеральный Закон: Принят Государственной Думой 24 апреля 1996 года.
5. Примерное положение о музее образовательного учреждения (школьном музее): Приложение к письму Министерства образования России: «О деятельности музеев образовательных учреждений» от 12 марта 2003 г. № 28-51-181/ 16.
6. Программа туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации «Отечество». /Наследие и современность: Информационный сборник. Вып.11: Школьное краеведение: проблемы, программы, методики. – М.: 2002.
7. Персин А.И. Краеведение и школьные музеи: Учебно-методическое пособие. – М., ФЦДЮТиК, 2006.
8. Решетников Н.И. Школьный музей и комплектование его собрания: Учебно-методическое пособие. - М.: ФЦДЮиК, 2005.
9. Сейненский А.Е.. Музей воспитывает юных. М.: Просвещение, 1988.
10. Туманов В.Е. Школьный музей – хранитель народной памяти. Методическое пособие, изд.третье, дополненное. М.: ФЦДЮиК, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цикл "Экскурсия по виртуальному музею" Часть 3: Необычные музеи мира
Цикл "Экскурсия по виртуальному музею" состоит из нескольких частей, которые представляют краткий обзор по музеям мира. Часть 3: Необычные музеи мира...
Рабочая программа "Музеи и театры Москвы"
Программа рассчитана на учащихся 10 класса СКОШ VIII вида.Целью курса является формирование у школьников представлений и понятий, необходимых для дальнейшего их самостоятельного проживания, адап...
Тема: «Школьный музей как одна из форм организации учебно-воспитательной работы по освоению художественной культуры Подмосковья» «Разработка содержания занятия в школьном музее»
Тема: «Быт и культура народа своего края». Русская изба. Народные умельцы....
Конспект урока "Музей мадам Тюссо", презентация "музей мадам Тюссо"
Музей мадам Тюссо - один из самых известных музеев мира. Туристы, путешествуя по Лондону, никогда не дбходят его стороной....
Методическая разработка урока французского языка в 9 классе с мспользованием ИКТ. Тема: Музеи. Живопись. Тема урока: Тульский художественный музей. Творчество художников – импрессионистов
Методическая разработка урока французского языка в 9 классе с мспользованием ИКТ. Тема: Музеи. Живопись. Тема урока: Тульский художественный музей. Творчество художников – импрессионистов...
Методическая разработка музыкально-художественного проекта "МУЗы (музей+музыка)"
Идея музыкально-художественного проекта "МУЗы (музей+музыка)" появилась у учеников 6го класса школы "Тутти". Помимо увлечения игрой на различных музыкальных инструментах, ребята пр...
Статья о музее " Хранитель Памяти"( краеведческий музей Героя Советского Союза Н.В.Грибанова)
Музей в школе - это центр патриотического воспитания.Ребята изучают историю родного края не только по книгам, но в походах , поездках по достопримечательным местам, во время встреч с интересными людьм...