Рабочая программа "Школьный музей"
рабочая программа

Карманова Юлия Владимировна

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_shkolnyy_muzey_karmanova_yu.v.docx44.42 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

(Тюменская область)

КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

(КОУ «НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»)

УТВЕРЖДЕНА

приказом № 173 от 17.08.2023 года

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ»

возраст обучающихся: 7-18 лет

срок реализации: 1 год

Автор-составитель:

Карманова Ю.В., педагог дополнительного образования

г. Нефтеюганск – 2023


Оглавление

Название раздела

Стр.

1.

Пояснительная записка

3

2.

Учебно-тематический план

7

3.

Содержание программы

10

4.

Методическое обеспечение программы

11

5.

Список литературы

12


  1. Пояснительная записка

Программа «Школьный музей» разработана в соответствии со следующими документами:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
  • Приказом Министерства образования и науки РФ №1599 от 19.12.14г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее-Стандарт);
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации» (Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);
  • Уставом КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
  1. Направленность дополнительной образовательной программы

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Школьный музей» имеет туристско-краеведческую направленность и разработана для образования по дополнительной программе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.

В приобщении ребенка к ценностям, накопленным и свято хранимым человечеством в мировой культуре особая роль принадлежит музею, именно он приходит на помощь образованию. Сливаясь в единое цело, музей и образование формируют духовность человека.

Урок в музее очень важен в практике духовно-нравственного, гражданско-патриотического, историко-краеведческого воспитания личности.

Музейные предметы – вещи, ценности – выступают в качестве источника информации о людях и событиях, способны воздействовать эмоционально, вызывать чувство сопричастности, так как позволяют проникнуть в дух прошлого, эпоху Советского времени. Так прокладывается мостик к сердцу ребенка, так формируются правильные жизненные ориентиры, происходит приобщение к вечным ценностям жизни.

Воспитание чувства любви к Родине составляет основу моральных качеств учащихся. Без целостности и преемственности истории человек не способен полноценно трудиться на благо страны. И школа является тем начальным этапом, где будут заложены эти высоконравственные качества будущего гражданина. Особую роль в данном направлении занимает изучение истории государства и своего родного края. Музей «Листая страницы истории» - уникальное место, в котором благодаря возможностям сотрудников школы и их понимания значимости дела, происходит сбор, изучение, хранение и демонстрация экспонатов еще недавнего, но уже далекого периода эпохи политического строя и родного края. С помощью этих предметов можно легко понять, чем совсем еще недавно жила огромная многонациональная страна под гордым названием СССР.

  1.  Школьный музей является важным компонентом образовательной среды для детей с ОВЗ. Известно и доказано то, что дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии правильно организованного подхода к обучению и воспитанию. Технологии музейной педагогики достаточно разнообразны, но главное заключается в том, что приоритет в школьном музее отдается образовательно-воспитательной функции, дополненной осуществлением социальной адаптации ребенка к окружающей действительности, что особенно важно для такой категории обучающихся. Интерактивные музейные экспозиция стимулируют творческую и игровую деятельность детей, способствуют их коммуникативному развитию.

Дополнительная общеразвивающая программа «Школьный музей» разработана с учетом условий для развития успешности каждого обучающегося, предоставляет альтернативные возможности для детей с ограниченными возможностями здоровья, выполняет функцию «социального лифта» в социализации и адаптации их в обществе. Программа дополнительного образования   учитывает особые возможности развития образования и воспитания, в целом, расширяет применение новых образовательных технологий: контактное обучение, вариативность содержания организации образовательного процесса, интеграцию межпредметных связей.

Образовательная общеразвивающая программа дополнительного образования   становится инновационной площадкой для образовательных технологий – персонализация, определяется как ведущий тренд развития образования, что соответствует Стратегии развития образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.

  1. Цель и задачи дополнительной образовательной программы

Цель программы: обучающийся со сформированной системой ценностей, базирующейся на гражданственности и патриотизме, чувстве ответственности за свою Родину.

Задачи программы:

  • Расширить знания о родном крае, его истории, традициях, культуре.
  • Воспитывать бережное и уважительное отношение к истории своего края, культурному наследию.
  1. Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы

Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы дополнительного образования «Школьный музей»: от 7 до 18 лет, представляющих различные нозологические группы.

1.5. Срок реализации программы: 1 учебный год.

1.6. Ожидаемые результаты (минимальный, достаточный уровни, личностные результаты)

Программа определяет два уровня освоения программы – достаточный и минимальный. Результатом образования по дополнительной программе обучения детей является   социальная адаптация и интеграция обучающихся в общество.

Ожидаемые личностные и предметные результаты (минимальный и достаточный уровни) представлены в таблице 1.

Таблица 1

Ожидаемые результаты освоения программы дополнительного образования

Планируемые результаты

Планируемые личностные результаты

Минимальный уровень

Достаточный уровень

  • Знает и соблюдает правила ТБ;
  • Знает и соблюдает правила поведения в музее;
  • Различает музейные экспозиции;
  • Знает основные исторические даты, государственные символы;
  • Понимает и применяет полученную информацию при выполнении заданий;

Может рассказать об экспонате (3-6 предложений);

Применяет на практике некоторые навыки в проведении экскурсии;

Умеет ухаживать за музейными экспонатами;

Оформляет тематические стенды под руководством учителя;

Сформированы представления об этапах исторического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и города Нефтеюганска;

- готовность к реализации дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями

-элементарные представления о социальной роли

-элементарные представления об эстетических ценностях

-способность организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты

-мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности

- обобщать, давать оценку своему труду

1.7. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.

Оценка уровня освоения дополнительной общеобразовательной программы проводится посредством входного, текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации.

Входная диагностика – проводится на первом занятии в целях определения стартового уровня образовательных возможностей обучающихся; в форме опроса и в рамках вводного практического занятия.

Для отслеживания результативности образовательного процесса и выявления творческого роста, обучающихся используются:

  • текущий контроль – оценка уровня и качества освоения тем Программы осуществляется на занятиях в течение всего учебного года. Проводится в формах: опроса и самостоятельной практической работы.
  • промежуточный контроль – проводится в конце полугодия с целью выявления уровня усвоения Программы. Осуществляется в форме: опроса и самостоятельной практической работы.
  • итоговый контроль реализации Программы – оценка уровня и качества освоения обучающимися Программы по завершению периода обучения по Программе. Форма контроля: выставка. 

По качеству освоения программного материала выделены следующие уровни знаний, умений и навыков:

- высокий - программный материал усвоен обучающимися детьми полностью, воспитанник имеет высокие достижения;

- достаточный - усвоение программы в полном объеме, при наличии несущественных ошибок;

- ниже достаточного - усвоение программы в неполном объеме, допускает существенные ошибки в теоретических и практических заданиях.


2. Учебно-тематический план

№ п/п

Разделы

Всего часов

Теория

Практика

1.

Введение.

6

6

0

Моя малая Родина

13

3

10

История школы

7

1

6

Новогодние хлопоты

6

0

6

Назад в СССР

19

3

16

Как у бабушки в избе

8

0

8

Во славу Отечества

9

2

7

ИТОГО

68

15

53

Календарно-тематический план

№ п/п

Дата

Тема

Кол -во часов

Форма занятия

Введение

01.09

Вводное занятие. ТБ в школьном музее

1

Теория

04.09

История музееведения.

1

Теория

08.09

Виды музеев

1

Теория

11.09

Великие музеи России и мира

1

Теория

15.09

Музейные профессии

1

Теория

18.09

Профессия «Экскурсовод»

1

Теория

Моя малая Родина

22.09

История г. Нефтеюганска

1

Теория

02.10

Фото прогулка по городу «Город вчера и сегодня»

1

Практика

06.10

Экскурсия в музейный комплекс Усть-Балык

1

Практика

09.10

Сбор и обработка материала для стенда ко дню города Нефтеюганска

1

Практика

13.10

Сбор и обработка материала для стенда ко дню города Нефтеюганска

1

Практика

16.10

Оформление стенда ко дню города Нефтеюганска

1

Практика

20.10

История ханты-Мансийского АО.

1

Теория

23.10

Экскурсия «Быт и промыслы народов ханты и манси»

1

Практика

27.10

Инсценировка «День из жизни хантов»

1

Практика

10.11

Традиции и праздники народов ханты и манси

1

Теория

13.11

Игры народов ханты и манси.

1

Практика

17.11

Мастер-класс по рисованию «Хантыйские узоры»

1

Практика

20.11

Мастер-класс по изготовления оберега коренных народов ханты и манси «Кукла Акань»

1

Практика

История школы

24.11

Вводное занятие. Немного из истории школы

1

Теория

27.11

Сбор и обработка материала для школьной летописи

1

Практика

01.12

Сбор и обработка материала для школьной летописи

1

Практика

04.12

Сбор и обработка материала для школьной летописи

1

Практика

08.12

Сбор и обработка материала для школьной летописи

1

Практика

11.12

Оформление школьной летописи

1

Практика

15.12

Оформление школьной летописи

1

Практика

Новогодние хлопоты

18.12

Подготовка к экскурсии «Новый год в разрезе истории»

1

Практика

22.12

Подготовка к экскурсии «Новый год в разрезе истории»

1

Практика

25.12

Передвижная экскурсия «Новый год в разрезе истории»

1

Практика

29.12

Передвижная экскурсия «Новый год в разрезе истории»

1

Практика

12.01

Передвижная экскурсия «Новый год в разрезе истории»

1

Практика

15.01

Передвижная экскурсия «Новый год в разрезе истории»

1

Практика

Назад в СССР

19.01

Вводное занятие.

1

Теория

22.01

Что такое СССР?

1

Теория

26.01

Экспозиция школьного музея. Школьная пора

1

Практика

29.01

Экспозиция школьного музея. Школьная пора

1

Практика

02.02

Экспозиция школьного музея. Советские фото- и кинематография.

1

Практика

05.02

Экспозиция школьного музея. Советские фото- и кинематография.

1

Практика

09.02

Экспозиция школьного музея. Быт советских людей

1

Практика

12.02

Экспозиция школьного музея. Быт советских людей

1

Практика

16.02

Экспозиция школьного музея. Быт советских людей

1

Практика

19.02

Викторина «Назад в СССР. Отгадай советские вещи по картинкам»

1

Практика

26.02

Экспозиция школьного музея. Фалеристика

1

Практика

01.03

Экспозиция школьного музея. Фалеристика

1

Практика

04.03

Экспозиция школьного музея. Нумизматика

1

Практика

11.03

Экспозиция школьного музея. Нумизматика

1

Практика

15.03

Экспозиция школьного музея. Бонистика

1

Практика

18.03

Экспозиция школьного музея. Бонистика

1

Практика

22.03

Правила ухода за музейными экспонатами

1

Теория

05.04

Генеральная уборка школьного музея

1

Практика

08.04

Генеральная уборка школьного музея

1

Практика

Как у бабушки в избе

12.04

Русское народное творчество - наше богатство. Сбор и обработка материала по теме «Русская изба»

1

Практика

15.04

Русское народное творчество - наше богатство. Сбор и обработка материала по теме «Русская изба»

1

Практика

19.04

Экспозиция школьного музея. Русская изба

1

Практика

22.04

Дидактическая игра «В русской избе»

1

Практика

26.04

Экспозиция школьного музея. Быт и традиции русского народа

1

Практика

29.04

Дидактическая игра «Русский двор»

1

Практика

03.05

Экскурсия по экологической тропе.

1

Практика

06.05

Инсценировка русской народной сказки «Колобок»

1

Практика

Во славу Отечества

10.05

Сбор и обработка материала, оформление стенда ко Дню Победы

1

Практика

13.05

Изготовление открытки к 9 мая

1

Практика

17.05

Великая Отечественная война. Онлайн экскурсия в музей военной техники ВОВ

1

Практика

20.05

Красная армия. Обмундирование солдата

1

Практика

24.05

Акция «Посылка солдату»

1

Практика

27.05

Экспозиция школьного музея. Герои рядом с нами

1

Практика

28.05

Экспозиция школьного музея. Герои рядом с нами

1

Практика

Итоговое занятие

1

Теория

Итоговое занятие

1

Теория

3. Содержание программы

Введение. ТБ в школьном музее. Правила поведение в музее, на экскурсии. Типы и виды музеев: краеведческие, боевой славы, исторические и др.; государственные, частные, муниципальные, школьные и др. Школьные музеи. Профили и задачи школьных музеев. О чем рассказывает школьный музей. Профиль музея и его основные разделы. Задачи школьного музея. Знакомство со школьным музеем: история его создания, экспозиции, выставочные экспонаты. Ознакомительные экскурсии в школьный музей.

Моя малая Родина. История г. Нефтеюганска. Фото прогулка по городу «Город вчера и сегодня». Экскурсия в музейный комплекс Усть-Балык. Сбор и обработка материала для стенда ко дню города Нефтеюганска. Оформление стенда ко дню города Нефтеюганска. История ханты-Мансийского АО. Экскурсия «Быт и промыслы народов ханты и манси». Инсценировка «День из жизни хантов». Традиции и праздники народов ханты и манси. Игры народов ханты и манси. Мастер-класс по рисованию «Хантыйские узоры». Мастер-класс по изготовления оберега коренных народов ханты и манси «Кукла Акань».

История школы.  История школы. Сбор и обработка материала для школьной летописи. Оформление альбомов со школьной летописью.

Новогодние хлопоты. История происхождения праздника. Праздничные традиции у разных народов. Проведение экскурсии для обучающихся и учителей «Новый год в разрезе истории».

Назад в СССР. Что такое СССР? Экспозиция школьного музея. Школьная пора. Экспозиция школьного музея. Советские фото- и кинематография. Экспозиция школьного музея. Быт советских людей. Викторина «Назад в СССР. Отгадай советские вещи по картинкам». Экспозиция школьного музея. Фалеристика. Экспозиция школьного музея. Нумизматика. Экспозиция школьного музея. Бонистика. Правила ухода за музейными экспонатами.

Как у бабушки в избе.  Русское народное творчество - наше богатство. Сбор и обработка материала по теме «Русская изба». Экспозиция школьного музея. Русская изба. Дидактическая игра «В русской избе». Экспозиция школьного музея. Быт и традиции русского народа. Дидактическая игра «Русский двор». Экскурсия по экологической тропе. Инсценировка русской народной сказки «Колобок».

Во славу Отечества. Сбор и обработка материала, оформление стенда ко Дню Победы. Изготовление открытки к 9 мая. Великая Отечественная война. Онлайн экскурсия в музей военной техники ВОВ. Красная армия. Обмундирование солдата. Акция «Посылка солдату». Экспозиция школьного музея. Герои рядом с нами. Итоговое занятие.

4. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

  1. Интерактивная доска.
  2. Компьютер.
  3. Проектор.
  4. Флэш-карты.
  5. Экран.
  6. -Средства телекоммуникации (локальные школьные сети, выход в интернет).
  7. Укомплектованный музей.
  8. Экологическая тропа.


5. Список литературы

1. Мартышин В.С. Твоя родословная. – М. – «Школьная пресса», 2002.

2. Методические рекомендации экскурсоводам школьных музеев. Шкурко А.И.- М.1973.

3. Музееведение. Музеи исторического профиля: Учеб. Пособие для вузов по спец. «История» /Проф. К.Г. Левыкина и проф. В. Хербста.- М.: Высшая школа, 1988.

4. О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации: Федеральный Закон: Принят Государственной Думой 24 апреля 1996 года.

5. Примерное положение о музее образовательного учреждения (школьном музее): Приложение к письму Министерства образования России: «О деятельности музеев образовательных учреждений» от 12 марта 2003 г. № 28-51-181/ 16.

6. Программа туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации «Отечество». /Наследие и современность: Информационный сборник. Вып.11: Школьное краеведение: проблемы, программы, методики. – М.: 2002.

7. Персин А.И. Краеведение и школьные музеи: Учебно-методическое пособие. – М., ФЦДЮТиК, 2006.

8. Решетников Н.И. Школьный музей и комплектование его собрания: Учебно-методическое пособие. - М.: ФЦДЮиК, 2005.

9. Сейненский А.Е.. Музей воспитывает юных. М.: Просвещение, 1988.

10. Туманов В.Е. Школьный музей – хранитель народной памяти. Методическое пособие, изд.третье, дополненное. М.: ФЦДЮиК, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл "Экскурсия по виртуальному музею" Часть 3: Необычные музеи мира

Цикл "Экскурсия по виртуальному музею" состоит из нескольких частей, которые представляют краткий обзор по музеям мира. Часть 3: Необычные музеи мира...

Рабочая программа "Музеи и театры Москвы"

Программа рассчитана на учащихся 10 класса СКОШ VIII вида.Целью курса является формирование у школьников представлений и понятий, необходимых для дальнейшего  их самостоятельного проживания, адап...

Конспект урока "Музей мадам Тюссо", презентация "музей мадам Тюссо"

Музей мадам Тюссо - один из самых известных музеев мира. Туристы, путешествуя по Лондону, никогда не дбходят его стороной....

Методическая разработка урока французского языка в 9 классе с мспользованием ИКТ. Тема: Музеи. Живопись. Тема урока: Тульский художественный музей. Творчество художников – импрессионистов

Методическая разработка урока французского языка в 9 классе с мспользованием ИКТ. Тема: Музеи. Живопись.  Тема урока: Тульский художественный музей. Творчество художников – импрессионистов...

Методическая разработка музыкально-художественного проекта "МУЗы (музей+музыка)"

Идея музыкально-художественного проекта "МУЗы (музей+музыка)" появилась у учеников 6го класса школы "Тутти". Помимо увлечения игрой на различных музыкальных инструментах, ребята пр...

Статья о музее " Хранитель Памяти"( краеведческий музей Героя Советского Союза Н.В.Грибанова)

Музей в школе - это центр патриотического воспитания.Ребята изучают историю родного края не только по книгам, но в походах , поездках по достопримечательным местам, во время встреч с интересными людьм...