Специфика формирования эффективных навыков общения у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и интеллектуальной недостаточностью в условиях школы
статья

Илона Валентиновна Высоцкая

Одна из первых социальных потребностей ребенка - это потребность в общении. Общение - сложный и весьма многогранный процесс. Общение является важнейшей социальной потребностью, без реализации которой замедляется, а иногда и прекращается формирование личности. В социальном общении происходит психическое развитие и самореализация индивида. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vysotskaya_statya.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Специфика формирования эффективных навыков общения у детей  с нарушениями опорно-двигательного аппарата  и интеллектуальной недостаточностью в условиях школы  

Илона Валентиновна Высоцкая

Одна из первых социальных потребностей ребенка - это потребность в общении. Общение - сложный и весьма многогранный процесс. Общение является важнейшей социальной потребностью, без реализации которой замедляется, а иногда и прекращается формирование личности. В социальном общении происходит психическое развитие и самореализация индивида. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. Социализация - это процесс усвоения человеком социальных норм, ценностей, моделей поведения, принятых в обществе и формирование индивидуальности. Содержание процесса социализации определяется культурой и психологией общества с одной стороны, и социальным опытом ребенка с другой стороны. Социальный опыт - это всегда результат действия ребенка, его активного взаимодействия с окружающим миром.[2]

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья  (ОВЗ) подразумевает, что ребёнок с особыми потребностями, являясь полноправным членом общества, имеет право пользоваться всеми благами социума. Помогает в этом  детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА)  и интеллектуальной недостаточностью система коррекционной работы, которая способствует формированию и развитию эффективных  навыков общения.[1]

В условиях школы № 584 «Озерки» сопровождение обучающихся с нарушениями ОДА и интеллектуальной недостаточностью представляет собой систему реабилитационных мероприятий, направленных на повышение социальной активности, развитие самостоятельности, укрепление социальной позиции ребенка, развитие интеллектуальных процессов, и, в первую очередь, эффективных  навыков общения, которые соответствуют психическим и физическим возможностям учащихся, через различные виды деятельности - игру, общение, учение, труд, а так же через социальную адаптацию личности. У многих учащихся нашей школы диагностирован детский церебральный паралич (ДЦП) – сложное  неврологическое заболевание, возникающее вследствие раннего органического поражения центральной нервной системы. Поражение это носит мозаичный характер, что определяет сложную структуру нарушений: сочетание двигательных нарушений с нарушениями корковых функций. При ДЦП нарушается координированная деятельность различных анализаторных систем. Патология зрения, слуха, мышечно-суставного чувства сказывается на восприятии в целом, ограничивает объём информации, затрудняет интеллектуальную деятельность.[5] Как показывает наш опыт работы, у большинства детей с ДЦП отмечается несформированность или недоразвитие навыков общения.

Практика показывает, что в повседневной жизни родители детей с отклонениями в развитии сталкиваются с множеством проблем, не имея опыта, специальных знаний в области дефектологии и психологии, испытывают трудности при выборе воспитательных и образовательных средств развития. К тому же, проблемы, обусловленные рождением «особенного» ребенка, часто не способствуют формированию оптимальных межличностных отношений в таких семьях. Как следствие, при поступлении в школу ребенок с нарушениями опорно-двигательного аппарата и интеллектуальной недостаточностью, в большинстве случаев уже имеет ограниченные возможности адаптации в социуме, не умеет коммуницировать с окружающим миром, а, следовательно, нуждается в организованных, системных мероприятиях.

Ограниченность представлений об окружающем мире, слабость речевых контактов, незрелость интересов, снижение потребности в речевом общении представляют собой значимые факторы, обусловливающие замедленное и аномальное развитие коммуникативных умений у детей с нарушениями ОДА и интеллектуальной недостаточностью.

Опыт показывает, что овладение техникой общения, как, впрочем, и многими другими умениями, у ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата и интеллектуальной недостаточностью происходит в значительно более поздние сроки, чем у нормотипично развивающегося ребёнка, а часто, без специального обучения, не происходит вообще.

Личностная сфера детей с нарушениями ОДА и интеллектуальной недостаточностью формируется с отклонениями и с опозданием. Наблюдаются отставания в развитии эмоционально-волевой сферы: дети эмоционально нестабильны, не могут дифференцировать свои эмоции и чувства другого человека, имеют ограниченный диапазон переживаний, крайне редко проявляют адекватные реакции радости или печали, что находит отражение в формировании и развитии навыков общения.

Дети зачастую импульсивны и не умеют регулировать свое поведение. Инертность нервных процессов способствует стереотипности реакций, которые часто не соответствуют создавшейся обстановке, затрудняют формирование навыков общения и, как следствие, социальное взаимодействие ребенка в стремительно изменяющихся условиях современного мира. Создание благоприятных условий обучения и воспитания для детей с нарушениями ОДА и интеллектуальной недостаточностью позволяет в процессе коррекционной работы научить школьников в некоторой степени контролировать свои эмоциональные проявления, такие как гнев, обида, радость и более успешно взаимодействовать с семьей.

При поступлении в школу ребенок с нормотипичным развитием имеет определенный уровень навыков общения. В состав предпосылок необходимых для начала обучения ребенка в школе,  по мнению исследователей, входят:  потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками; владение определенными вербальными и невербальными средствами общения; приемлемое отношение к процессу сотрудничества; ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника.[3]

Низкое развитие навыков общения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и интеллектуальной недостаточностью приводит к трудностям взаимодействия ребенка со взрослыми и другими детьми.  

Коррекционная работа по развитию навыков общения в условиях школы 584 «Озерки» строится в процессе более доступного для ребенка вида деятельности. Наиболее эффективным способом развития навыков коммуникативного общения младшего школьника с нарушениями ОДА и интеллектуальной недостаточностью является игра. Уроки в начальной школе для данной категории детей проводятся в игровой форме, с использованием различных пособий, дидактических и сюжетно-ролевых игр, предметов-заместителей. Данный вид деятельности основан на возможностях детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и интеллектуальной недостаточностью проецировать в игру социальные связи и личностные отношения, в которых они не могут принять непосредственного участия в реальных ситуациях. В начале урока школьникам предлагаются игровые ситуации, затем под руководством педагога происходит распределение ролей между детьми и непосредственное проигрывание необходимых игровых действий. В процессе проведения игр, происходит закрепление определенных представлений, знаний и умений, а часто и их совокупности по нескольким темам, освоение определенных социальных ролей, накопление опыта социальных взаимоотношений, коммуникативных умений.  Занятие проводится в групповой форме с учетом индивидуальных особенностей учащихся начальной школы.

При работе с «безречевыми» детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата и интеллектуальной недостаточностью специалисты  оценивают перспективы речевого развития и распределяют акценты в формировании коммуникативных умений ребенка.  Общение всегда сопровождается четкой и эмоционально окрашенной речью взрослого, направлено на  формирование  возможности использования ребёнком средств альтернативной коммуникации -  знаков, символов, схем для выражения  своих потребностей.

В системе работы с детьми с нарушениями ОДА и интеллектуальной недостаточностью по формированию коммуникативных умений и навыков специалисты обучают адекватной реакции на речевые обращения, учат использованию доступную ребёнку знаковую систему (речь, жест, пиктограмма) в играх и в быту для сообщения о своем состоянии, просьбы и других нуждах (систему альтернативной коммуникации). Педагоги стремятся воспитывать на уроках  элементарные этикетные умения (приветствия, благодарности и т.п.). Общение детей организовывается таким образом, чтобы оно положительно влияло на их эмоциональное состояние. Формирование коммуникативных умений включается во все виды школьной деятельности  и  реализуется на материале игр и упражнений, предлагаемых всеми  направлениями коррекционной работы.[5]

Для успешного процесса адаптации человека, а особенно ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата и интеллектуальной недостаточностью, очень важно общение с другими людьми, умение поддержать беседу. Младшие школьники нашей школы часто неинициативны и немотивированы на общение. Дети зачастую не воспринимают информацию, не слышат, что им говорят.  Поэтому они или совсем не могут дать ответ на вопрос, или отвечают невпопад, или эхолалически повторяют вопрос.

В процессе коррекционной работы по развитию эффективных навыков общения у детей появляются возможности, владение которыми обеспечивает  включение ребенка в общение, как в процесс установления и развития контактов с людьми для совместной деятельности. Потребность в  совместной деятельности подталкивает ребенка к общению, стимулирует овладение коммуникативными умениями и дальнейшее их совершенствование.

Коммуникативные умения младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата и интеллектуальной недостаточностью понимаются как освоенные детьми способы выполнения действий в процессе общения, зависящие от характера их отношений к себе, к одноклассникам, от степени эмоционального состояния  каждого школьника в процессе общения.[4]

Создание и изучение системы работы по развитию эффективных навыков общения у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и интеллектуальной недостаточностью в условиях школы  привели  к следующим выводам:

- для ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата и интеллектуальной недостаточностью усвоение основных коммуникативных компонентов является проблемой, которую ребенок зачастую не может решить самостоятельно.

-создание реальных условий для успешного формирования и развития навыков эффективного сотрудничества со взрослыми и сверстниками и, как следствие, выстраивание более ровных и эмоционально благоприятных отношений с ними, необходимо как школе, так и в семье ребенка.

-учет особенностей уровня умственного развития ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата и интеллектуальной недостаточностью при формировании ведущей для его возраста деятельности, послужит залогом более эффективного развития коммуникативных навыков и умений, что, в свою очередь, положительно повлияет на процесс социализации личности.

Реализуемая в школе №584 «Озерки» технология развития эффективных навыков  общения у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и интеллектуальной недостаточностью - это продуманная система, которая выстраивается из планомерных и взаимосвязанных мероприятий, охватывающих весь период школьного обучения от простого и малого в начальной школе к более сложному в старшей школе.

Система работы по развитию эффективных навыков  общения направлена на создание условий для развития человека, способного самостоятельно находить взаимопонимание с окружающими людьми, взаимодействовать с ними на нравственной и профессиональной основе, т.е. социализацию детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и интеллектуальной недостаточностью.

 Список литературы:

1.Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. - М., Владос, 2003.

2.Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. – М., Академия, 2000.

3.Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольников М.: Педагогика, 1984. - 128 с.

4.Мардахаев Л.В. Социально-педагогическая реабилитация детей с ДЦП. – М., МГСУ, 2001.

5.Мастюкова Е. М., Ипполитова М. В. «Нарушения речи у детей с церебральными параличами» М., 1985 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по предмету " История и культура родного края" для 9 класса для учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и интеллектуальными нарушениями.

Данная адаптированная рабочая программа составлена на основе материалов книги "Культура родного края" авторов В.Н.Лупоядова и Л.Ю. Лупоядовой....

Методическая разработка по развитию коммуникативных навыков детей и подростков с интеллектуальной недостаточностью в условиях школы-интерната

Программа бесед и упражнений, направленных на развитие коммуникативных навыков детей-сирот с ОВЗ. В данном материале описан цикл занятий для повышения коммуникативного уровня детей, находящихся в сиро...

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ В РАМКАХ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ

В  статье рассматриваются вопросы необходимости формирования и развития коммуникативных навыков у  детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата  и интеллектуальной недостаточностью...

Определение эффективности методики профилактики и коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата у детей старшего дошкольного возраста

На современном этапе развития общества выявлена тенденция ухудшения здоровья детей: все ниже опускается порог жизненной устойчивости, выносливости и защитных механизмов в человечекой жизни....

Советы родителям детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата по организации режима в условиях перехода на дистанционное обучение и длительного пребывания дома.

В  течение ближайших нескольких недель многие семьи будут находиться в режиме самоизоляции. Эта новая, непривычная для нас  ситуация  становится источником стресса и негативных эмоций к...