Выступление к презентации. Роль семьи в сохранении этнокультурных традиций и формировании национального самосознания подрастающего поколения
учебно-методический материал по краеведению на тему
О важности сохранения семейных традиции и применение их в воспитании детей. Выступление к презентации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
Позвольте представить вашему вниманию тему моего выступления «Роль семьи в сохранении этнокультурных традиций и формировании национального самосознания подрастающего поколения».Слайд
Народные традиции, духовная культура выступают реальными, веками проверенными и отточенными регуляторами развивающегося самосознания и поведения растущего человека. Слайд Здесь лежат истоки того, что называется этническим самосознанием, национальным характером.
К сожалению, сегодня в подрастающем поколении не воспитываются национальные черты, поэтому нарушается приверженность к своей этнокультуре, национальным обычаям и традициям, что негативно влияет на формирование национального самосознания.
Слайд В развитии национального самосознания подрастающего поколения одним из первых и самых важных критериев является сохранение и развитие родного национального языка, бережное уважительное отношение к нему. С национального языка начинается и им продолжается национальная культура и сохраняется народ как особая этническая общность. Язык всегда был и остается генетической памятью народа. Слайд К сожалению, мой опыт показывает, что современные родители не всегда оказывают должного внимания на приобщение детей к родному языку, на знание и сохранение традиций и обычаев своего народа.
Слайд Все начинается с дома и семьи. Государство тоже начинается с семьи. «Крепка семья – крепка держава», - так гласит народная мудрость. Без семьи невозможно полноценно воспитать человека. Здесь кристаллизуются лучшие его качества, здесь созревает личность. Однако современное поколение россиян, увы, утратило понимание, что такое истинная семья. Мы утратили семейную преемственность, отошли от традиций, разорили уклад. Родители, род, Родина, народ - не случайно однокоренные слова.
Чтобы не быть голословной приведу примеры воспитания из опыта нашей семьи. Жизнь прожить, не поле перейти – гласит народная мудрость. Вся история моего рода, так или иначе, связана с историей Отечества и, конечно же, с историей марийского народа Я не родилась в Марий Эл, но твёрдо убеждена, что корни мои начинаются здесь. Слайд Я отношусь к этнической группе восточных мари. Некогда и мои предки, покинув родные марийские края, возможно, спасаясь от насильственной христианизации, обосновались на территории Башкирии. Так мой род обрёл вторую родину, сохранив языческую веру своих предков. Слайд Дома у нас хранится родословная, которую составил мой троюродный брат Феликс Алексеев, со слов своей бабушки, которая прожила около ста лет. Я являюсь потомком из рода Каныбека в пятом поколении. Моих предков звали Каныбек, Миклай, Мишка, Микита, Микаля.
Слайд О появлении марийцев на башкирских землях, также подтверждает легенда об истории возникновения нашего села Мишкино.
Своей любовью к учению, к истории, к своему народу, к своим корням я обязана своему отцу Никитину Михаилу Никитичу, которого, к сожалению, с нами нет уже 17 лет, трагическая смерть забрала его Слайд С семи лет ему пришлось познать тяготы сиротской жизни, особенно в военные годы. Но он выжил наперекор всему. После успешного окончания семилетки, служба в армии, создание семьи и почти сорокалетний, отмеченный многими достижениями трудовой путь пчеловодом в Слайд родном совхозе «Заря». Многим своим ученикам он передал секреты своего мастерства. Мой отец был охотником, много занимался общественной работой, не раз избирался народным депутатом районного совета. Вместе с моей мамой Саликой Садыковной вырастили нас шестерых детей. Слайд 2
Родители воспитывали нас в строгости, учили достойно преодолевать трудности, прививали нам трудолюбие, у каждого из нас по хозяйству были свои обязанности. Они учили понимать, ценить и любить красоту родного края, дорожить своими корнями. Родители сохранили традиционную веру наших предков, учили чтить обычаи старины. Слайд Наше воспитание было тесно связано с понятием, что нельзя делать в той или иной ситуации, то есть состояло из своеобразных запретов-табу, которые у марийцев называются «ойöрö». Именно во многом благодаря отцу, его воспитанию я стала личностью, ценю, как и отец, честность и справедливость, не терплю лицемерие. Слайды 4 о семье
Секреты отцовского воспитания использую в своей воспитательной системе.
Я благодарна судьбе. У меня есть настоящая, дружная семья. Наши дети знают историю своих предков. Слайд Они говорят на марийском языке, уважают культуру и традиции своего народа. Когда они начинают говорить о возникших проблемах, привожу известную поговорку отца: «Москва слезам не верит».
Слайд Люблю свою учительскую профессию, чувствую большую ответственность за становление своих воспитанников. На своих уроках стараюсь рассказывать не только то, что написано в учебниках, но и конкретные эпизоды истории, услышанные от своего отца. Считаю, что дети должны сформировать собственные представления о правде, мнимой и настоящей, связанные с белыми пятнами истории. Я уверенна в том, что человек воспитанный своими корнями, обученный не на абстрактных, а на конкретных примерах из жизни станет настоящим патриотом, Гражданином своего Отечества, любящим и уважающим свой народ. Слайд
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация Формирование национального самосознания у школьников на примере народных традиционных ремёсел
Презентация Формирование национального самосознания у школьников на примере народных традиционных ремёсел...
Роль школьной библиотеки в формировании патриотического сознания подрастающего поколения. Описание профессионального опыта работы.
Патриотическое воспитание средставми школьной библиотеки позволяет формировать у школьников жизненные ценности, основанные на исторических традициях, нравственном, духовном и культурном наследии, прио...
Статья «К вопросу формирования гражданской идентичности и национального самосознания подрастающего поколения »
«К вопросу формирования гражданской идентичности и национального самосознания подрастающего поколения »(из опыта работы Хворостянского Дома детского творчества) В результате внедрения федеральног...
«Поликультурное образование: сохранение традиций и формирование культурного самосознания»
Р171 Развитие поликультурных коммуникаций: язык – культура – личность: сборник статей по материалам научнопрактической конференции. – Йошкар-Ола: ООО «Типография «В...
"Роль семьи в сохранении родного языка и национальных традиций"
История показывает, что пренебрежение родным языком приводит к угасанию национальной культуры, молодежь теряет свое национальное своеобразие, превращаясь в безликую группу. Поэтому важно выра...
Презентация к выступлению. Роль семьи в сохранении этнокультурных традиций и формировании национального самосознания подрастающего поколения
Презентация к выступлению на научно-практической конференции из опыта учителя о традициях семейного воспитания....
Доклад «Роль школы и семьи в формировании гражданского и национального самосознания подрастающего поколения»
Доклад «Роль школы и семьи в формировании гражданского и национального самосознания подрастающего поколения»...