Статья «К вопросу формирования гражданской идентичности и национального самосознания подрастающего поколения »
материал ( класс) на тему
«К вопросу формирования гражданской идентичности и национального самосознания подрастающего поколения »
(из опыта работы Хворостянского Дома детского творчества)
В результате внедрения федерального государственного образовательного стандарта учащиеся должны достигнуть следующих личностных результатов: сформированность гражданской позиции, воспитания патриотизма и любви к своей стране, знание прошлого и настоящего многонационального народа России, осознание своей этнической и культурной принадлежности, знание языка и истории своего народа, своей малой родины, основ культурного наследия народов России и человечества.
Образ Родины является центральным символом гражданской идентичности личности.
Хворостянский Дом детского творчества решает эту задачу во взаимодействии и сотрудничестве со своими социальными партнерами: образовательными учреждениями района, отделом «Семьи материнства и детства», отделом молодежи, сельской администрацией, учреждениями культуры, общественными организациями, родителями.
Воспитательное пространство сельского социума- это среда жизнедеятельности детей, в которой реально и непрерывно осуществляется цельный педагогический процесс (на уроке, вне урока, в досуговой деятельности, в общении с жителями села в их совместной трудовой деятельности). Узнать прошлое и настоящее своего края, своей малой родины у сельских детей, наверное, больше возможностей, чем у городских. Деревенский ребенок ближе к родной земле, с детства впитывает в себя ее краски, звуки, запахи; они с ним все детство, всю юность.
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, - задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: "с молоком матери" ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, потешки, игры - забавы, загадки, пословицы, сказки, произведения народного декоративного искусства, изучая историю края, историю семьи .
В нашем Хворостянском районе Дом детского творчества открыл 6 детских объединений краеведческого направления. Здесь занимаются более 150 школьников, изучающих историю села, родной природы.
В каждую дополнительную образовательную программу обязательно включен компонент по воспитанию гражданской идентичности.
Особенно интересна в этом отношении программа «Искать! Сохранять! Исследовать!» Федькиной Н.А., руководителя детского объединения «Факел» и программа «Прошлое и настоящее нашего села» Суворовой Г.В., руководителя детского объединения «Созвездие». Программа Федькиной Н.А. заняла 1 место на Всероссийском конкурсе авторских образовательных программ. В программах много времени отводится на научно-исследовательскую деятельность. Здесь ребята учатся работать с архивными документами, описывать исторические находки, находить и защищать свои проекты. Воспитанники детского объединения «Созвездие» выпустили 8 альманахов о своем селе.
Поисковая группа «Факел» организовала несколько туристско-краеведческих экспедиций. Эти встречи со старожилами сёл, ветеранами войны оставляют глубокий след в душах подростков. По итогам их деятельности был создан сборник «Воспоминания жителей Хворостянского района»
Еще с 2009 года юные краеведы собираются в нашем селе на ежегодный межмуниципальный слет краеведов – туристов, они рассказывают о своих находках и открытиях. Ребята очень серьезно относятся к своей поисковой работе, ведь это история их земли!
Большую роль в воспитания гражданской идентичности играет объединение киновидеотворчества «Радуга». Воспитанники этого объединения вместе с руководителями Талюкой О.В. и Талюкой С.А. создают такие фильмы, как: «Летописец», « Священной памяти героев», «Наследие предков», «Мой самый сладкий торт».
К вопросу формирования патриотических чувств нельзя подходить однобоко, развивая только военно- патриотическое направление. Большую роль здесь могут играть и программы декоративно - прикладного творчества.
Если программы краеведческой направленности ориентированы на то, чтобы «искать, сохранять, исследовать», то программы декоративно-прикладной направленности нацелены на то, чтобы «знакомить, возрождать и «научать», познакомить учащихся с народными промыслами нашей страны, рукоделиями наших бабушек.
«Я убеждена, что занятия декоративно-прикладном творчеством, создание коллекций костюмов также способствуют формированию гражданских и патриотических чувств у ребят, как и занятия в военно-патриотических клубах», так говорит руководитель нашего образцового детского коллектива театра моды «Модница» Пушкарева Е.В.
Темы коллекций театра моды «Модница» самые разные, но больше всего театру близки темы, которые отражают любовь к большой и малой Родине. С каждой новой коллекцией, таких как «Мой край любимый родины частица», «Символы великой России», «Шагом марш», «Мы друзья со флота», «Девичьи грезы», «Наследники революции», в детях укрепляется уважение к героической истории страны, к государственной символике, к культуре нашего народа. Например, коллекция «Мой край любимый, Родины частица», выполненная из колосьев пшеницы, семян подсолнечника, кукурузы воспевает наш хлеборобный край, вызывает у детей уважение и гордость за своих сельчан, ведь эти хлеба растили их родители, и сами дети хорошо знают, как растет хлеб. В коллекции много элементов русского народного костюма, а плетеные лапти делают коллекцию поистине народной.
Каждая коллекция театра мод носит воспитательный характер. Мы уверены, что те дети, кто в детстве прикоснулся к живительному источнику народной культуры, народному творчеству сделают и свою жизнь, и жизнь окружающих людей красивее и достойнее.
У коллектива театра моды «Модница» сложились прочные связи с советом ветеранов района, местными органами правопорядка, военкоматом, отделом молодежи. Можно сказать, что коллекции «Аты-Баты», «Наследники революции», «Шагом марш», ансамбль барабанщиц созданы по просьбе наших друзей-партнеров. Жители района хорошо знают этот коллектив и всегда ждут выступления «Модницы» с коллекциями на встречах ветеранов, на мероприятиях в честь воинов-участников локальных войн, на праздниках села.
Свою лепту в решение воспитательных задач Дома детского творчества вносит интерактивный музей «Русский Дом», которым руководит Землянкин Ю. А.
Музей стал центром, возрождения, сохранения и распространения традиционных ремесел, творческой лабораторией, где не только возрождаются утраченные технологии, но и создаются, новые отечественные виды прикладного художественного творчества, появляются новые приемы кузнечного ремесла, раскрывая индивидуальность каждого мастера-художника.
И в каждом начинании, в каждом детском объединении Дома детского творчества Хворостянского района свою работу мы ведем вместе с родителями наших учащихся.
Семья- это необходимый компонент социальной структуры любого общества, выполняющий многие социальные функции. Она играет важную роль в общественном развитии. Через семью сменяются поколения людей, в семье происходят первичная социализация и воспитание детей вплоть до достижения ими гражданской зрелости. Совместное участие детей и родителей в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить семейный досуг новым содержанием. Родители становятся активными участниками педагогического процесса: они принимают участие в проведении русских народных праздников, в мастер - классах, участвуют в конкурсах и интерактивных играх, активно обсуждают вопросы воспитания на родительских собраниях и семинарах.
Мы - потомки и духовные наследники людей, заложивших основу великой культуры, должны ее сохранить, развивать и передать нашим детям.
Духовно - нравственное, гражданское, патриотическое воспитание -важнейшая задача, которую должны решать сегодня все, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в души детей сегодня, проявится позднее и станет их и нашей жизнью. Мы растим граждан будущей России, строим ее завтрашний день.
Пушкарева Е.В., пдо, руководитель театра моды «Модница»
Глазунова О.Н., методист ДДТ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 19.63 КБ |
Предварительный просмотр:
«К вопросу формирования гражданской идентичности и национального самосознания подрастающего поколения »
(из опыта работы Хворостянского Дома детского творчества)
В результате внедрения федерального государственного образовательного стандарта учащиеся должны достигнуть следующих личностных результатов: сформированность гражданской позиции, воспитания патриотизма и любви к своей стране, знание прошлого и настоящего многонационального народа России, осознание своей этнической и культурной принадлежности, знание языка и истории своего народа, своей малой родины, основ культурного наследия народов России и человечества.
Образ Родины является центральным символом гражданской идентичности личности.
Хворостянский Дом детского творчества решает эту задачу во взаимодействии и сотрудничестве со своими социальными партнерами: образовательными учреждениями района, отделом «Семьи материнства и детства», отделом молодежи, сельской администрацией, учреждениями культуры, общественными организациями, родителями.
Воспитательное пространство сельского социума- это среда жизнедеятельности детей, в которой реально и непрерывно осуществляется цельный педагогический процесс (на уроке, вне урока, в досуговой деятельности, в общении с жителями села в их совместной трудовой деятельности). Узнать прошлое и настоящее своего края, своей малой родины у сельских детей, наверное, больше возможностей, чем у городских. Деревенский ребенок ближе к родной земле, с детства впитывает в себя ее краски, звуки, запахи; они с ним все детство, всю юность.
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, - задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: "с молоком матери" ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, потешки, игры - забавы, загадки, пословицы, сказки, произведения народного декоративного искусства, изучая историю края, историю семьи .
В нашем Хворостянском районе Дом детского творчества открыл 6 детских объединений краеведческого направления. Здесь занимаются более 150 школьников, изучающих историю села, родной природы.
В каждую дополнительную образовательную программу обязательно включен компонент по воспитанию гражданской идентичности.
Особенно интересна в этом отношении программа «Искать! Сохранять! Исследовать!» Федькиной Н.А., руководителя детского объединения «Факел» и программа «Прошлое и настоящее нашего села» Суворовой Г.В., руководителя детского объединения «Созвездие». Программа Федькиной Н.А. заняла 1 место на Всероссийском конкурсе авторских образовательных программ. В программах много времени отводится на научно-исследовательскую деятельность. Здесь ребята учатся работать с архивными документами, описывать исторические находки, находить и защищать свои проекты. Воспитанники детского объединения «Созвездие» выпустили 8 альманахов о своем селе.
Поисковая группа «Факел» организовала несколько туристско-краеведческих экспедиций. Эти встречи со старожилами сёл, ветеранами войны оставляют глубокий след в душах подростков. По итогам их деятельности был создан сборник «Воспоминания жителей Хворостянского района»
Еще с 2009 года юные краеведы собираются в нашем селе на ежегодный межмуниципальный слет краеведов – туристов, они рассказывают о своих находках и открытиях. Ребята очень серьезно относятся к своей поисковой работе, ведь это история их земли!
Большую роль в воспитания гражданской идентичности играет объединение киновидеотворчества «Радуга». Воспитанники этого объединения вместе с руководителями Талюкой О.В. и Талюкой С.А. создают такие фильмы, как: «Летописец», « Священной памяти героев», «Наследие предков», «Мой самый сладкий торт».
К вопросу формирования патриотических чувств нельзя подходить однобоко, развивая только военно- патриотическое направление. Большую роль здесь могут играть и программы декоративно - прикладного творчества.
Если программы краеведческой направленности ориентированы на то, чтобы «искать, сохранять, исследовать», то программы декоративно-прикладной направленности нацелены на то, чтобы «знакомить, возрождать и «научать», познакомить учащихся с народными промыслами нашей страны, рукоделиями наших бабушек.
«Я убеждена, что занятия декоративно-прикладном творчеством, создание коллекций костюмов также способствуют формированию гражданских и патриотических чувств у ребят, как и занятия в военно-патриотических клубах», так говорит руководитель нашего образцового детского коллектива театра моды «Модница» Пушкарева Е.В.
Темы коллекций театра моды «Модница» самые разные, но больше всего театру близки темы, которые отражают любовь к большой и малой Родине. С каждой новой коллекцией, таких как «Мой край любимый родины частица», «Символы великой России», «Шагом марш», «Мы друзья со флота», «Девичьи грезы», «Наследники революции», в детях укрепляется уважение к героической истории страны, к государственной символике, к культуре нашего народа. Например, коллекция «Мой край любимый, Родины частица», выполненная из колосьев пшеницы, семян подсолнечника, кукурузы воспевает наш хлеборобный край, вызывает у детей уважение и гордость за своих сельчан, ведь эти хлеба растили их родители, и сами дети хорошо знают, как растет хлеб. В коллекции много элементов русского народного костюма, а плетеные лапти делают коллекцию поистине народной.
Каждая коллекция театра мод носит воспитательный характер. Мы уверены, что те дети, кто в детстве прикоснулся к живительному источнику народной культуры, народному творчеству сделают и свою жизнь, и жизнь окружающих людей красивее и достойнее.
У коллектива театра моды «Модница» сложились прочные связи с советом ветеранов района, местными органами правопорядка, военкоматом, отделом молодежи. Можно сказать, что коллекции «Аты-Баты», «Наследники революции», «Шагом марш», ансамбль барабанщиц созданы по просьбе наших друзей-партнеров. Жители района хорошо знают этот коллектив и всегда ждут выступления «Модницы» с коллекциями на встречах ветеранов, на мероприятиях в честь воинов-участников локальных войн, на праздниках села.
Свою лепту в решение воспитательных задач Дома детского творчества вносит интерактивный музей «Русский Дом», которым руководит Землянкин Ю. А.
Музей стал центром, возрождения, сохранения и распространения традиционных ремесел, творческой лабораторией, где не только возрождаются утраченные технологии, но и создаются, новые отечественные виды прикладного художественного творчества, появляются новые приемы кузнечного ремесла, раскрывая индивидуальность каждого мастера-художника.
И в каждом начинании, в каждом детском объединении Дома детского творчества Хворостянского района свою работу мы ведем вместе с родителями наших учащихся.
Семья- это необходимый компонент социальной структуры любого общества, выполняющий многие социальные функции. Она играет важную роль в общественном развитии. Через семью сменяются поколения людей, в семье происходят первичная социализация и воспитание детей вплоть до достижения ими гражданской зрелости. Совместное участие детей и родителей в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить семейный досуг новым содержанием. Родители становятся активными участниками педагогического процесса: они принимают участие в проведении русских народных праздников, в мастер - классах, участвуют в конкурсах и интерактивных играх, активно обсуждают вопросы воспитания на родительских собраниях и семинарах.
Мы - потомки и духовные наследники людей, заложивших основу великой культуры, должны ее сохранить, развивать и передать нашим детям.
Духовно - нравственное, гражданское, патриотическое воспитание -важнейшая задача, которую должны решать сегодня все, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в души детей сегодня, проявится позднее и станет их и нашей жизнью. Мы растим граждан будущей России, строим ее завтрашний день.
Пушкарева Е.В., пдо, руководитель театра моды «Модница»
Глазунова О.Н., методист ДДТ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Обучающие тренинги как активный метод по формированию гражданской идентичности школьников"
Одной из форм работы по формированию гражданской идентичности у подростков являются использование обучающих тренингов и их элементов. Тренинговая форма работы ориентирована на использование активных м...
ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ КАК ФАКТОРА ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА
Кризис мультикультурного общества в XXI веке напрямую связан с кризисом западных ценностей, не воспринимаемых и отвергаемых мигрантами, имеющими собственные традиционные ценности. Процесс глобализации...
«Формирование гражданской идентичности личности в контексте разработки новых образовательных стандартов общего образования второго поколения»
«Формирование гражданской идентичности личности в контексте разработки новых образовательных стандартов общего образования второго поколения»...
Выступление к презентации. Роль семьи в сохранении этнокультурных традиций и формировании национального самосознания подрастающего поколения
О важности сохранения семейных традиции и применение их в воспитании детей. Выступление к презентации....
Презентация к выступлению. Роль семьи в сохранении этнокультурных традиций и формировании национального самосознания подрастающего поколения
Презентация к выступлению на научно-практической конференции из опыта учителя о традициях семейного воспитания....
Доклад «Роль школы и семьи в формировании гражданского и национального самосознания подрастающего поколения»
Доклад «Роль школы и семьи в формировании гражданского и национального самосознания подрастающего поколения»...
В Северо-Кавказском федеральном округе прошли образовательно-просветительские мероприятия по вопросам формирования гражданской идентичности и межнационального согласия
В Северо-Кавказском федеральном округе на площадке ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет» прошла серия образовательно-просветительских мероприятий по вопросам формирования...