Квест-игра "Мы живем на земле Ломоносова"
план-конспект занятия по краеведению (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Квест-игра посвящена нашему земляку - М.В.Ломоносову. Учащиеся проходят разные пункты назначения, носящие имя М.В.Ломоносова, выполняют задания, отвечают на вопросы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kvest_my_zhivem_na_zemle_lomonosova.doc117.5 КБ

Предварительный просмотр:

Квест-игра «Мы живем на земле Ломоносова»

                 

                                                                  Неронова Ольга Борисовна,

                                                                методист

                                             высшей квалификационной категории

Соединяя необыкновенную силу воли

 с необыкновенной силою понятия, Ломоносов

 обнял все отрасли просвещения.

Жажда науки была сильнейшей страстью

сей души, исполненной страстей. Историк,

ритор, механик, химик, минералог, художник

 и стихотворец – он всё испытал и всё проник.

А. С. Пушкин 

Среди славных имен, представляющих русскую науку, есть одно особенно близкое и дорогое нам северянам имя – имя нашего великого земляка Михаила Васильевича Ломоносова.  Его талант коснулся всех сторон науки и культуры своего времени. Ломоносов известен как физик, химик и геолог, поэт, художник и филолог, астроном, географ и технолог, литератор, историк и философ. Ломоносов  верил в российские возможности, могущество России, и  что собственных Платонов может рождать российская земля. Жизнь Ломоносова в особенности поучительна для молодежи, так как Ломоносов не только великий ученый, но и « великий характер, явление, делающее честь человеческой природе и русскому имени» (В.Г. Белинский). Более двух веков его великие труды, идеи и заветы живут жизнью могучих сил гения. Они в своём главном содержании не только не стареют, но выступают для потомков всё в более полном свете, а в наше время получают достойную оценку и  возможность претворять в жизнь многие планы и стремления, оставленные в наследство гением русской науки.

Сегодня Архангельск отдает свой долг Михаилу Васильевичу Ломоносову, сберегая память о нем на городской карте. Первый шаг в этом направлении был сделан архангелогородцами еще в девятнадцатом столетии, когда был установлен памятник великому ученому. Имя Ломоносова присвоено Поморскому государственному университету, Областному театру драмы, Архангельскому городскому лицею, Центральной городской библиотеке, проспекту города, его имя носит район города, Дом детского творчества, Дворец культуры, установлен памятник у главного корпуса ПГУ.

         

Актуальность данной программы обусловлена следующими факторами:

- отношением населения к организации  сферы культурного досуга, направленной на переход  от простых к  более сложным потребностям: от физических – к духовным, от индивидуальных – к общественным, от пассивной деятельности – к активной;

-  игра является жизненно необходимым компонентом деятельности для любого человека, мотив которой заключается не в её результатах, а в самом процессе.

Новизна программы состоит в активизации школьников и взрослых на протяжении всей игры, увлекая их в познавательный исторический мир. Создание положительно - эмоционального климата вызывает чувство новизны и неожиданности,  активная форма игры способствует формированию ценностей и культуры русского севера.

Форма и тип: квест-игра.

Цель: формирование у школьников социально-значимых ценностей, взглядов, убеждений через изучение национального наследия и его духовного богатства.

Задачи:

1) расширение кругозора и систематизация знаний школьников о великом земляке – М.В. Ломоносове;

2) развитие мотивации к познанию и творчеству;

3) развитие  устойчивого интереса к  истории, наследию М.В. Ломоносова;

4) развитие творческой активности, самостоятельности, уверенности в себе;

5) развитие эмоционально-положительного отношения между школьниками в процессе программы;

6) формирование нравственных ценностей и культуры русского севера;

7) воспитание терпения и выдержки, чувства коллективизма, взаимопомощи.

      Аудитория: учащиеся 5 – 9 классов.

      Количество участников: 6 команд по 10 человек.

Количество команд соответствует количеству пунктов назначения.

     Место проведения: определенная территория города.

     Оформление: - место сбора: портрет М.В. Ломоносова, репродукции мозаичных полотен, афоризмы, высказывания Ломоносова;

- пункты назначения определены указателями и нанесены на карту.

     Оборудование:

      Путевые листы, «задания-ключи», карточки с шифром, вопросы викторины, зашифрованные афоризмы, карта города, карточки со стихами; музыкальный центр.

   

     Музыкальное сопровождение:

     В месте сбора участников программы звучит музыка, позывные в начале мероприятия.

     Принципы игры:

Игра  организуется на следующих принципах:
- принцип честной игры, который соблюдают игроки, подразумевая под этим умышленно не мешать соперникам;
- принцип самостоятельного выполнения заданий каждой командой участников;
- принцип равных условий выполнения заданий для каждой из команд;
- принцип обособленности организатора и координатора от команд;
- принцип безопасности участия.

       Условия игры:

1. К игре допускаются только участники,  прошедшие инструктаж по технике безопасности.

2. Участникам запрещается создавать препятствия соперникам.

3. Участникам требуется строго соблюдать правила дорожного движения.

4. Некорректное поведение команды во время игры, оскорбляющее других игроков или организаторов, ведет к исключению из игры.

5. Команды могут использовать общественный или личный транспорт.

6. Команда обязательно  сопровождает взрослый.

 

Подготовка игры:

1. Для этого мероприятия необходимо придумать задания, которые можно провести как на улице, так и в помещении, привлекая по возможности, как можно больше школьников.

2. Количество пунктов (этапов)   должно быть равно количеству команд. Все пункты раскиданы по определенной территории города. У каждой команды - свой маршрут, своя последовательность следования.  На каждом этапе находится координатор, который дает задания, делает отметки в путевом листе, выдает «задания-ключи» и шифр.

3. Для всех команд готовится путевой лист, карта с отмеченными местами. На нём указаны этапы пути,  для каждой команды старт сдвигается на один этап, чтобы избежать скопления нескольких команд в одном месте.

Проведение игры:

1. Игра состоит из последовательного прохождения этапов – пунктов назначения.

2. Все участники проходят инструктаж по технике безопасности.

3. Каждая команда получает путевой лист, где указаны номера пунктов, карту города,  карточку с «заданием-ключом» (Приложение 3),  участники должны разгадать, о чем идет речь - найти правильный ответ, и быстро отправится к месту назначения. Эти пункты связаны с именем М.В. Ломоносова, нанесены на карту города.  Если команда сомневается в правильности ответа, она может попросить подсказку, это отмечается в их путевом листе, что будет не в пользу команде.

4. В пункте назначения их встречает координатор конкурса, он принимает путевой лист, предлагает командам выполнить задание, по окончании команда получает «задание-ключ» для отгадывания следующего пункта, разгадывает, получает шифр для разгадывания  фразы в окончательном пункте назначения и следуют на следующий пункт, и т.д.

5. Результаты игры фиксируются в путевом листе: побеждает команда, быстрее прошедшая весь путь, набравшая наибольшее количество очков и разгадавшая зашифрованную фразу.

6. Пункты назначения:

  1. Памятник М.В. Ломоносову напротив главного здания САФУ.
  2. Проспект им. М.В. Ломоносова.
  3. Памятник М.В. Ломоносову напротив главного здания ПГУ (ныне САФУ).
  4. Городская библиотека им М.В. Ломоносова.
  5. Областной театр драмы им. М.В. Ломоносова.
  6. АГЛ им М.В. Ломоносова.

Сценарный ход:

Звучат музыка, позывные

Ведущий: Добрый день, уважаемые участники программы, гости! Окружающий нас мир и наша жизнь в этом мире поражают своим многообразием и сложностью. Природа, техника, общественная жизнь и сам человек с его неповторимым духовным и физическим обликом, стремлением к познанию и творчеству, с его интересами и способностями, чувствами и переживаниями.

Михаил Васильевич Ломоносов  является самородком в науке, литературе, в живописи. Его тяга к наукам безгранична, он молодым человеком отправился пешком в Москву, чтобы получить знания. Все свои открытия он посвятил своему Отечеству, он был патриотом.

В восемнадцатом веке народ  России был безграмотен, но Ломоносов стремился сделать народ просвещеннее, чтобы облегчить их участь  в жизни. Ломоносову судьба приготовила скромную жизнь помора, но он, преодолевая все невзгоды, препятствия достигает своей цели. Он не был «баловнем» судьбы, всё, чего он добился, было достигнуто великим трудом. А он, раз вырвавшись из предначертанной помору линии судьбы, и далее отважно шагал неизведанным путем, заставляя мистиков гадать: а не путь ли это какого-то другого человека из будущего, так как видел Ломоносов зорче и дальше современников, забегая в своих работах на века вперед, смог открыть законы, по которым устроена Природа. Как бы не был велик талант ученого, художника, поэта, а народы веками хранят благоговейную память именно о тех, кто прожил жизнь ради своей Родины, её процветания и преумножении её славы, чем послужил и общему прогрессу всего человечества. Ломоносов своими талантами увековечен в памяти народа.

 Сегодня Архангельск отдает свой долг Михаилу Васильевичу Ломоносову, сберегая память о нем на городской карте. Первый шаг в этом направлении был сделан архангелогородцами еще в девятнадцатом столетии. И сегодня вам, потомкам великого помора, предстоит вспомнить, разгадать, а может и узнать новое в истории, судьбе Ломоносова и побывать в тех местах города Архангельска, которые связаны с именем М.В. Ломоносова.

Мы начинаем, и я приглашаю капитанов команд подойти ко мне получить сои путевые листы и первое «задание-ключ».

Объяснение правил игры, инструктаж

        Итак, игра начинается!

Команды следуют в свои пункты назначения

Пункты назначения № 1

 «Памятник М.В. Ломоносову

напротив главного корпуса САФУ»

Координатор 1: Здравствуйте, ребята! Вы прибыли в первый пункт назначения совершенно верно. 25 июня 1832 года неподалеку от Троицкого кафедрального собора был открыт памятник ученому. Монумент был выстроен на деньги, собранные по подписке по всей России – 53 тысячи 384 рубля. Выполнить заказ согласился известный скульптор, ректор Академии художеств Иван Петрович Мартос –автор памятников Минину и Пожарскому в Москве и герцогу Ришелье в Одессе. Идею памятника скульптор нашел в оде самого Ломоносова «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». По его словам, « Ломоносов представлен стоящим на северном полушарии для означения, что есть северный поэт, и взирающим на величественное небесное явление с восторгом и умилением; гений, или ангел разума, подает ему лиру для воспетия его бессмертных стихов. На лире изображено вензелевое имя императрицы Елизаветы Петровны, коея века он был певец. На полушарии выгравировано место его отчизны Холмогоры». Памятник был отлит из бронзы петербургским литейщиком Якимовым, а гранит для пьедестала привезли из Финляндии. При торжественном открытии на верхней ступеньке пьедестала были положены сочинения Ломоносова, физические и химические инструменты, а на нижней – рыболовные сети.

35 лет простоял он на Соборной площади, а затем по ходатайству горожан был перенесен в центр города, к зданию губернских присутственных мест, где сейчас стоит Обелиск Севера. Долгое время бронзовый Ломоносов взирал на деяния членов городской думы и успехи архангельских гимназистов, размещавшихся поблизости. Последние десятилетия скульптура располагается здесь: перед фасадом главного здания Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова.

С этим заданием вы справились хорошо, теперь следующее задание: назовите основные открытия М.В. Ломоносова.

Ответы школьников

Координатор 1: Задание выполнено, я делаю отметку в путевом листе, вы получаете следующее задание-ключ и часть шифра.

Школьники отгадывают задание-ключ

и следуют на следующий пункт назначения.

Пункт назначения № 2

«Проспект им. М.В. Ломоносова»

(здание - филиал ПГУ (ныне САФУ))

Координатор 2: Здравствуйте! Вы находитесь на одном из центральных городских проспектов – проспекте  Ломоносова, носящий это имя с 1961 года. Тогда по всей стране прошли торжества, связанные с 250-летием со дня рождения нашего земляка. Длина проспекта около шести километров. Он расположен параллельно Северной Двине и в южной части города переходит в Ленинградский. За долгую историю города многие улицы неоднократно, как и в данном случае, меняли названия. Первоначально проспект Ломоносова назывался Въезжей дорогой, ибо именно по нему путешественники через городскую заставу попадали в Архангельск. В 1884 году он был переименован в Петербургский, а позднее, в связи с Первой мировой войной, стал зваться Петроградским на русский манер. Архангелогородцам времен Великой Отечественной и послевоенного времени он известен как Петроградка.    

        Вы верно добрались до места назначения, следующее задание вашей команде: «Имя Ломоносова на карте мира»: назовите географические объекты, которым присвоено имя нашего великого земляка.

Ответы школьников

Координатор 2: Задание выполнено, я делаю отметку в путевом листе, вы получаете следующее задание-ключ и часть шифра.

Школьники отгадывают задание-ключ

и следуют на следующий пункт назначения.

Пункт назначения № 3

«Памятник Ломоносову

 перед зданием ПГУ (ныне САФУ) им. М.В. Ломоносова»

Координатор 3: Добрый день, уважаемые участники! Если вы сейчас находитесь здесь, значит, вы  правильно разгадали задание-ключ. Это памятник Ломоносову, ранее это было здание Поморского государственного университета им. Ломоносова. Свою историю этот архангельский вуз ведет с 1932 года, когда первые 167 студентов приступили 13 ноября к занятиям в городском вечернем педагогическом институте. Дневное отделение и статус государственного институт получил в 1938 году. Первоначально обучение студентов велось на трех факультетах: физико-математическом, историческом и филологическом. Затем появились факультет иностранных языков, географический, факультет физической культуры и спорта. В 1957 году Архангельскому государственному педагогическому институту было присвоено имя первого российского академика Михаила Васильевича Ломоносова, которое Поморский университет сохраняет в своем названии, по сей день.

        Следующее испытание – ответы  на вопросы викторины, посвященной М.В. Ломоносову.

Ответы школьников

Координатор 3: Задание выполнено, вы получаете следующее задание-ключ и часть шифра.

Школьники отгадывают задание-ключ

и следуют на следующий пункт назначения.

Пункт назначения № 4

 «Центральная городская библиотека имени Ломоносова»

Координатор 4: Здравствуйте, ребята, вы прибыли на следующий пункт назначения – Центральная городская библиотека. К юбилею Ломоносова в 1911 году, в Архангельске была открыта небольшая читальня, из которой выросла Центральная городская библиотека имени Ломоносова. Раньше читальня ютилась на далекой окраине города. В ней было всего 890 книг исторического и религиозного содержания. Теперь библиотека расположена здесь в самом центре города, на Троицком проспекте, и ее книжный фонд составляет десятки тысяч книг.

        Вашей команде следующее задание: вам предлагаются  отрывки из од и стихов, вам необходимо дополнить недостающими словами, в каждом отрывке не хватает по четыре слова. На выполнение задания отводится 10 минут.

 Выполнение задания

Координатор 4: Задание выполнено, вы получаете следующее задание-ключ и часть шифра.

Школьники отгадывают задание-ключ

и следуют на следующий пункт назначения.

Пункт назначения № 5

 «Областной  театр драмы  имени М.В. Ломоносова»

Координатор 5: 12 апреля 1920 года по поручению наркома просвещения А.В. Луначарского в Архангельске был открыт первый советский театр на Севере. Он назывался Первый Показательный губернский советский театр и размещался в бывшем здании Архангельского Совета. Современное здание драматического театра было построено в 1931 году на месте разрушенного Троицкого кафедрального собора. 27 ноября 1961 года в его стенах прошло юбилейное заседание, посвященное 250-летию со дня рождения М.В.Ломоносова. На юбилей прибыли ученые из Москвы, Ленинграда, Киева и других городов страны. В этот день театру было присвоено имя великого земляка.

Химия, физика, астрономия, география, метеорология и горное дело — все эти науки составляют лишь одну сторону многогранной деятельности Ломоносова. Рядом с естественными науками в его трудах обозначилось и другое направление — гуманитарное. Литература, история — вот чему был отдан талант Ломоносова.

Следующее состязание — в ораторском искусстве. Докажите справедливость слов критика В.Г. Белинского о значении творчества Ломоносова: “С Ломоносова начинается наша литература; он был её Петром Великим”.

Ответы школьников (примерные):

— Ломоносов создал «Российскую грамматику».

— Положил начало созданию литературного русского языка, создал “теорию

трёх штилей”.

— Стал реформатором стихосложения («Письмо о правилах российского стихотворства», 1739).

— Пропагандирует ямб как наиболее благородный стихотворный метр. (Поэтическое состязание в переложении «Псалма № 143» между Тредиаковским, Сумароковым и Ломоносовым в 1743 году.)

— Новаторство Ломоносова в области жанра. (Эволюция в его творчестве жанра оды, создание “поэзии мысли” — стихотворения-“размышления”, традиция переложения псалмов.)

— Поэзию Ломоносова отличает глубокая проникновенность в духовный мир человека. Ломоносов в своём творчестве выразил основные духовные проблемы, которые впоследствии не смог обойти ни один большой писатель.

— XVIII век требовал неукоснительного следования “образцам”. По мнению Ломоносова, “неподражаемость” является залогом бессмертия для художника. Ломоносов привил русским поэтам вкус к самостоятельному, свободному мышлению.

Координатор 5: Задание выполнено, вы получаете следующее задание-ключ и часть шифра.

Школьники отгадывают задание-ключ

и следуют на следующий пункт назначения.

Пункт назначения № 6

 «Архангельский городской лицей имени Ломоносова»

Координатор 6:  Здравствуйте, ребята, вы правильно прибыли в пункт назначения. На этом месте, где сегодня стоит Архангельский городской лицей, раньше находился Благовещенский храм (при котором действовала воскресная школа), просуществовавший до 1931 года. Затем его разобрали и на этом месте разбили сквер. В 1935 году построили госпиталь, принимавший в годы Великой Отечественной войны раненых, вскоре ставший одной из больниц города. Позднее, здание было отдано в пользование городской школы № 19. Приказом областного управления народного образования № 481 от 2 июля 1990 года средняя школа № 19 была реорганизована в Архангельский городской лицей имени М. В. Ломоносова.

        Все начинается с детства. Ваше задание на этом этапе – рассказать биографию М.В. Ломоносова.

Рассказ школьников

Координатор 6: Задание выполнено, вы получаете последнюю  часть шифра и отправляется в начальный пункт назначения, где вас ждет зашифрованная фраза.

Команды возвращаются

Команды, выполнившие все задания и получившие шифры, сдают путевые листы, показывают шифры и получают зашифрованную фразу (Приложение 10). На выполнение задания дается 15 минут. В это время организаторы подсчитывают баллы, заработанные командами.

Звучит музыка

Подведение итогов, объявление победителей, награждение

Ведущий: Ребята, какие объекты или места, носящие имя Ломоносова стали для вас новыми? Что оказалось малоизвестным из истории нашего земляка? Считаете ли вы, что труды, жизнь и творчество Ломоносова - это национальное наследие и его нужно хранить? Гордитесь ли вы тем, что М.В. Ломоносов – наш великий земляк?

Ответы школьников

Ведущий: Всех участников благодарим за участие. До новых встреч! До свидания!

Методические рекомендации

        При подготовке игровой программы следует определиться с аудиторией школьников, программа рассчитана на школьников 5 – 9 классов, но  может проводиться как для подростков, так и для младших школьников. Следует учесть возрастные особенности, интеллектуальное и физическое развитие, для  младшего возраста необходимо упростить задания. Задания, конкурсы можно менять, усложнять или упрощать некоторые элементы. Программа может охватить большое количество школьников, количество пунктов назначения должно соответствовать количеству команд или быть больше.

Для координации действий по подготовке необходимо составить план, включающий весь объем предстоящей деятельности, начиная с идеи реализации и заканчивая сметой расходов на мероприятие. Для реализации идеи может работать целевая творческая группа, которая периодически собирается и отмечает шаги продвижения в реализации программы. Предусматривается деятельность самих школьников в подготовке оформления. Возможен выход педагогов в аудиторию школьников с предварительной беседой и мотивацией на предстоящую деятельность. Подбор  заданий отличается разнообразием, интересом, массовостью, соответствует тематике. Программу можно проводить на территории города, можно проводить в помещении (игра по станциям, заочное путешествие) с использованием ИКТ. Может проводиться как самостоятельное мероприятие, как часть цикла мероприятий, приуроченных к юбилейной дате Ломоносова, как часть цикла интеллектуальных программ.

Сценарный ход предусматривает  выполнение заданий, передвижение по городу, посещение мест и объектов, связанных с именем Ломоносова, историческая информация. Перед мероприятием все участники проходят инструктаж по технике безопасности, правилам дорожного движения. Участие команд допускается только при сопровождении взрослых, отвечающих за безопасность школьников.

Специфичность активной формы мероприятия нацеливает организаторов на рациональную организацию большого количества школьников, используя помощь взрослых.

Оценивается каждое задание отдельно. В конце подводятся итоги игровой программы, идет награждение победителей.

         Педагогические возможности: данная программа помогает объединить школьников на основе общих интересов, дает возможность для каждого члена программы раскрыть свои   творческие, интеллектуальные   способности, дает определенный заряд бодрости и  положительных эмоций. Программа была реализована на обучающихся (5-8 классы). Создание комфортного состояния у школьников через программу может быть хорошей основой для последующего обучения школьников.

          Программа может быть использована учителями в общеобразовательной школе как урок истории, краеведения; педагогами-организаторами, классными руководителями, воспитателями продленного дня в целях организации воспитательной работы, как в учреждениях дополнительного образования детей,  так и в общеобразовательных и специализированных учреждениях.

Список литературы:

1. Белинский В. Г.Полн. собр. соч. Т. 11. С. 84—85.

2. Ишлинский А.Ю.; «Ломоносов – Великий русский ученый». Архангельск,  «Педагогика», 1978 .

3. Карпеев Э.П. «М. В. Ломоносов. Краткая биография».  Архангельск. 1999.

4. Ломоносов М. В. Избранные произведения. Л., 1986. С. 236.

5. Организация общешкольных мероприятий: сценарии тематических и творческих праздников, представлений, творческих вечеров, интеллектуальных игр и игр-путешествий, фестивалей, конкурсов и турниров/ сост. С.А. Цабыбин. – Волгоград: Учитель, 2007.

6. Серман И. З. Поэтический стиль Ломоносова. М.; Л., 1966. С. 117—128.

7. «Слово о Ломоносове». Архангельск; Северо-Западное книжное издание, 1986.                 

8. Тынянов Ю. Н. Ода как ораторский жанр // Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977.

9. Тынянов Ю. Н. Ода как ораторский жанр.  О специфике форм выражения авторской позиции в личных местоимениях см.: Западав А. В. Умение прочитать оду // Западав А. В. В глубине строки. М., 1972.

 10.  Фруменков Г. Г. «М. В. Ломоносов – историк нашей Родины»; Архангельск. Северо-Западное книжное издательство. 1970 год.

11. Чудинов И. А.; «Богатырь науки и искусства (молодым – о М. В. Ломоносове)»; Архангельск. Международный «Институт управления» 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мы живем на земле донских казаков.Программа Элективного курса в рамках профильной подготовки для учащихся 10-х классов

Интегрированный курс по географии,истории, краеведению, биологии для пофильной подготовки учащихся...

"Живи, процветай, земля Донская!"

Общешкольное мероприятие, посвященное 75-летию Ростовской области. В сценарии вы найдете историю образования Ростовской области, познакомитесь с достопримечательностями нашего края....

КОНСПЕКТ интегрированного урока биологии и географии Тема: « Биосфера – живая оболочка Земли».

Данный интегрированный урок был проведен в рамках Дня открытых дверей в МБОУ СОШ №15. Методическая тема: "Роль метапредметных связей в формировании инновационной компетенции школьников". Для проведени...

Технологическая карта урока географии 5 класс "Живая оболочка Земли"

Технологическая карата урока герграфии "Живая оболочка Земли" 5 класс, ФГОС....

КОНСПЕКТ интегрированного урока биологии и географии Тема: « Биосфера – живая оболочка Земли».

данный урок был проведен в рамках дня открытых дверей по методической теме "Роль метапредметных связей в формировании инновационной компетентности школьников"...

Биосфера – живая оболочка Земли.

Биосфера – живая оболочка Земли. Закономерности распространения живых организмов на Земле. Урок - викторина...

Сценарий мероприятия к 300-летию со дня рождения русского ученого М.В. Ломоносова «Я живу на земле Михаила Васильевича Ломоносова»

1.    Пояснительная запискаВ 2011 году исполняется 300 лет со дня рождения первого российского академика Михаила Васильевича Ломоносова (19.11.1711-15.04.1765).М.В. Ломоносов великий ру...