Биосфера – живая оболочка Земли.
план-конспект урока по географии на тему
Биосфера – живая оболочка Земли. Закономерности распространения живых организмов на Земле. Урок - викторина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biosfera.docx | 32.43 КБ |
Предварительный просмотр:
[Введите текст][Введите текст][Введите текст]
Биосфера – живая оболочка Земли.
Закономерности распространения живых организмов на Земле.
(урок - викторина)
Планируемые результаты:
предметные – должны знать: особенности биосферы, закономерности распространения живых организмов на планете; взаимосвязь биосферы с другими сферами географической оболочки;
метапредметные – должны уметь: прогнозировать изменение географических явлений процессов в биосфере в результате деятельности человека;
личностные – проявляют устойчивую познавательную мотивацию, творческие способности.
Ход урока.
В классе формируются команды знатоков природы.
1 – й тур. «Живая планета».
- Назовите возраст нашей планеты?
- Вам известны 4 царства живых организмов. Назовите их.
- В какой оболочке планеты возникла жизнь?
- Назовите самую древнюю эру Земли?
- Какая эра на планете сегодня?
- Почему смогли сохраниться остатки мамонтов?
- Как называют крупных моллюсков, которые жили в морях палеозойской и мезозойской эры?
- Как называют учёных, которые изучают ископаемые останки растений животных – отпечатки стволов и листьев, зубы и кости?
- Что такое реликтовые организмы?
- Каменный уголь – это топливо, которое законсервировало энергию солнечных лучей. Как назывались растения, жившие 300 миллионов лет назад, из которых образовался каменный уголь?
- Что такое известняк? Какова история появления этой горной породы?
- В Тихом океане многие острова – коралловые. А что такое коралл?
2 – й тур. «Взаимоотношения».
В каждом из трёх случаев проставьте стрелки между организмами, чтобы показать пищевые цепи:
Куница Кора дерева Ястреб
Ель Волк Микроорганизмы
Белка Лось Пшеница
Мышь - полёвка
3 – тур. «Как его зовут?»
Определите, о ком идёт речь, а также предположите, где живёт этот организм?
- Более ста лет назад в окрестностях Скалистых гор рос паслён. Его листьями кормился жук. Американский Запад постепенно заселялся колонистами, они распахивали землю и сажали на ней картофель. Этот полосатый жук стал быстро размножаться и распространяться на восток. В Европе забеспокоились: а вдруг жук переберётся через океан? Поэтому запретили ввоз картофеля. Но во время Первой мировой войны американские войска случайно завезли жука во Францию. Жук завоевал Бельгию, из неё перебрался в Голландию, Испанию, затем проник в Швейцарию и Италию… Сегодня его знают все в нашей стране. (Колорадский жук).
- На его крепких ветвях висят большие продолговатые плоды длиной около метра. Их снимают с дерева раздвоенными палками – рогатками, прокалывают в нескольких местах колышками и оставляют на ночь. Мякоть плодов ночь бродит, словно тесто на дрожжах. Утром плоды укладывают в земляные ямы, выложенные камнями и банановыми листьями. Когда закончится брожение, их выпекают. Недозрелые плоды выпекают в золе, как картофель. Этот любимый продукт жителей Океании содержит витамины В и Е. Назовите дерево? (Хлебное дерево).
- У этих маленьких грызунов больше ухи и глаза. Они замечательно прыгают, а длинный хвост с чёрно – белой кисточкой поддерживает равновесие. (Тушканчик).
- Оказавшись на плантации этого дерева, мы увидим, что тысячи этих низеньких деревьев густо облеплены пучками ярко – красных плодов, в каждом из которых по 2 зёрнышка. Плоды собирают, сушат и, если нужно, размалывают. Европейцы очень полюбили напиток из этих арабских семян. (Кофейное дерево).
- У этого крупного животного с очень вытянутой мордой нет зубов, поэтому неразжёванные насекомые попадают в желудок и перетираются в нём песком и камушками. К его длинному языку может прилипать в день до 30 тысяч муравьёв и термитов. (Муравьед).
- Это животное обитает в реках, оно – самый крупный грызун в нашей стране, ведь в длину достигает 1 метра, а весит до 30 кг. (Бобёр).
- Излюбленное место этих деревьев – самая кромка океанического берега. Их стволы изгибаются в сторону океана, и плоды падают прямо в воду. Подгоняемые волнами, орехи становятся путешественниками. Постепенно в жидкости ореха появляются капли масла, со временем образуется белое, вкусное, подобное коровьему «молоко». Выброшенные на берег, плоды быстро прорастают. (Кокосовая пальма).
- Очень маленькое дерево. У одного экземпляра ствол в диаметре имел всего 8 см., хотя оно росло 544 года. (Карликовая берёза).
4 – тур. «Где они живут?»
Представлены иллюстрации разных природных зон: экваториальный лес, пустыня, широколиственный лес, саванна, тундра, степь, жестколистный лес, тайга.
Задания (можно каждой команде предложить свою карточку):
- Распределите группу растений по природным зонам так, чтобы в
каждую зону попало по два слова.
Лишайники, осина, баобаб, ель, берёза, ковыль, эвкалипт, тюльпан, финиковая пальма, лианы, лиственница, мхи, саксаул, папоротники, пробковый дуб, верблюжья колючка. |
- Распределите группу животных по природным зонам так, чтобы в каждую зону попало по два слова.
Суслик, сайгак, северный олень, ястреб, песец, рысь, горилла, тигр, зебра, белка, косуля, верблюд, леопард, слон, коала, райская птица. |
- Распределите географические объекты по природным зонам, в которых они находятся. В каждую зону должно попасть по одному слову.
Москва, остров Калмантан, Сахара, озеро Ньяса, полуостров Лабрадор, Канберра, Волгоград, Якутск. |
Подведение итогов викторины.
- Что такое биосфера? Какие типы растительности есть на нашей планете? Как называется растительность нашего края?
1. География. 6 класс: система уроков по учебнику под редакцией О.А. Климановой/ авт. – сост. Т.К. Торопова, И.В. Кривоноговой. – Волгоград: Учитель, 2012.- 238 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ интегрированного урока биологии и географии Тема: « Биосфера – живая оболочка Земли».
Данный интегрированный урок был проведен в рамках Дня открытых дверей в МБОУ СОШ №15. Методическая тема: "Роль метапредметных связей в формировании инновационной компетенции школьников". Для проведени...
КОНСПЕКТ интегрированного урока биологии и географии Тема: « Биосфера – живая оболочка Земли».
данный урок был проведен в рамках дня открытых дверей по методической теме "Роль метапредметных связей в формировании инновационной компетентности школьников"...
Тест-задания по теме "Биосфера. Географическая оболочка Земли"
Тест-задания на тему "Биосфера" включают тестовую часть, а также задания на повторение темы. Данный материал может быть использован на уроках географии как повторение ранее изученных тем, как пр...
Тест-задания по теме "Биосфера", "Географическая оболочка Земли" 6 класс
Задания этой самостоятельной работы составлены на закрепления материала по темам. Являются хорошим тренажером. Тест-задания направлены как на совместную работу ученика (класса) с учителем на уро...
Сценарий учебного занятия по географии "Биосфера - живая оболочка Земли" 6 класс
Обучающиеся должны уметь раскрывать суть понятий: биосфера, живое вещество, круговорот веществ в природе; факторы ограничивающие распространения жизни в разных сферах; сопоставлять биосфер...
Урок в 6 классе по теме: Биосфера-живая оболочка Земли
Изучение новой и закрепление темы:" Биосфера-живая оболочка Земли"...