КОНСПЕКТ интегрированного урока биологии и географии Тема: « Биосфера – живая оболочка Земли».
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему
данный урок был проведен в рамках дня открытых дверей по методической теме "Роль метапредметных связей в формировании инновационной компетентности школьников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nechaeva_konspekt_uroka.doc | 584.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №15
КОНСПЕКТ
интегрированного урока биологии и географии
Тема: « Биосфера – живая оболочка Земли».
День открытых дверей.
Методическая тема:
«Роль метапредметных связей
в формировании инновационной
компетентности школьников».
6 класс.
Нечаева Наталия Игоревна
учитель географии, высшая квалификационная категория
г.о. Коломна
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ГЕОГРАФИИ И БИОЛОГИИ
«БИОСФЕРА - ЖИВАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ»
6 КЛАСС.
Цель урока:
- обобщить материал о биосфере из курса географии и биологии 6 класса
- проверить качество его усвоения
Задачи урока:
Обучающие
- закрепить и проверить знания учащихся о биосфере - живой оболочке Земли
- продолжить формирование простейших навыков экспресс - диагностики состояния окружающей среды с помощью аппаратного комплекса AFS
Развивающие
- развивать общеучебные навыки и умения работать по плану, с раздаточным материалом
- развивать мышление учащихся (сравнение, анализ)
- развивать умения делать самостоятельные выводы
- развивать различные виды памяти (механическую, зрительную, слуховую)
Воспитательные
- формирование экологической культуры
- привить любовь к природе родного края
- продолжить формирование толерантного отношения к окружающим
- воспитывать чувство ответственности, коллективизма
Тип урока: урок-зачет
Оборудование:
- мультимедийный компьютер
- проектор
- экран
- доска
- учебники биологии и географии
- раздаточный материал
- настенная географическая карта (контурная карта)
- аппаратный комплекс AFS
- открытки с изображением животных и растений Коломенского края, занесенных в Красную книгу
- маршрутные листы для каждого учащегося
Ход урока.
1. Орг. момент.
Сегодня, ребята, мы с вами отправляемся в путешествие. В путешествие по стране ваших знаний и умений, которые вы получили на уроках географии и биологи по теме: «Биосфера – живая оболочка Земли». Эти две науки очень похожи – обе они занимаются изучением природы, обе применяют для этого схожие способы и методы и, даже, используют одни и те же термины. Вот мы и предлагаем Вам сегодня убедиться в этом, путешествуя по биосфере – живой оболочке Земли.
Задание 1. Перед вами, на столе лежит карта путешествия, на которой изображен ваш сегодняшний маршрут. Давайте с ней познакомимся. Где же мы побываем? ( Страна эрудитов – Страна знакомых лиц – Страна быстрых и умных – Страна трудных вопросов – Красивая страна – Страна SOS – Страна выводов). Вы готовы отправиться в путешествие? (Да)
Итак, отправляемся в путь!
Задание 2. Страна эрудитов. ( приложение 1)
Перед Вами лежит зашифрованная информация, которую надо расшифровать. Термины и их определения перепутались. Для того, чтобы путешествие началось, надо навести порядок. Надеюсь, у Вас это получится.
Давайте проверим, никто не заблудился в этой стране (проверка результатов по ключу)
«5» - 7- верных пар
«4» - 6 верных пар
«3»- 4-5 верных пар
Замечательно! Эту страну мы прошли без потерь! Но нас ждет новое приключение!
Вы уже знаете, что очень много людей разных национальностей и возрастов в разное время занималось изучением природы. И было бы очень невежливо с нашей стороны не вспомнить о них и об их вкладе в науку.
Итак, мы с вами в стране знакомых лиц.
Страна знакомых лиц. (Презентация 1)
Перед вами два изображения - две фотографии знаменитейших ученых. Кто это? (В.В. Докучаев и В.Н. Вернадский). Оба ученых внесли неоценимый вклад в развитие, как географии, так и биологии. Знаете ли вы об их исследованиях? Давайте проверим!
Задание 3.
Перед Вами на экране будут появляться предложения, в которых содержатся сведения об этих ученых и их вкладе в науку. Ваша задача определить, какое из высказываний характеризует работу каждого ученого, и записать номер соответствующего утверждения в нужную строку Готовы? Тогда начинаем! ( презентация)
В путешествии очень важна помощь друзей, без которой порой не обойтись! Вот сейчас и настал именно такой случай. Давайте доверим друзьям проверить результаты своей работы! (поменяйтесь работами с соседом - взаимопроверка). Правильные ответы на экране.
И В.В. Докучаев и В.Н. Вернадский пришли, как вы уже знаете, к главному выводу: в природе все взаимосвязано, все подчиняется определенным закономерностям. Распространение живых организмов не исключение. Эти закономерности можно увидеть наглядно, но сделать это можно только в «Стране быстрых и умных».
Задание 4. Страна быстрых и умных. (приложение 2).
У каждого из вас на рабочем месте имеется изображение животного или растения (картинка с кусочком скотча). Возьмите его в руки, вспомните, где оно на земном шаре проживает или произрастает, и прикрепите это изображение на карту в соответствующем месте.
Ну вот, закономерность налицо! Надо только ее озвучить. Кто решится на такой героический поступок?
( В направлении с севера на юг количество растений и животных увеличивается, исключение – зона пустынь. Это объясняется разным количеством тепла и влаги, разными типами почв).
Но, может быть, эта закономерность соблюдается только в масштабах всей планеты, а на небольших участках поверхности Земли она нарушается? Давайте проверим.
Задание 5. Страна трудных вопросов. (приложение 3)
Поскольку мы оказались в стране трудных вопросов, то отвечать на них лучше сообща. Поэтому я предлагаю вам сесть по группам. Групп у нас четыре. Это: экологи, почвоведы, гидрологи и исследователи атмосферы. У каждой группы своё задание, на выполнение которого у вас 5 минут, после чего один из вас должен озвучить результаты работы и главные выводы поместить на доску.
Анализ полученных результатов.
Оценка вашей работы на этом этапе будет выставляться следующим образом: сначала рейтинговая, а затем фактическая.
Какая группа лучше всех выступила перед нами….
Какая на втором месте
Третьими стали…
Красивая страна. Минута отдыха (видео и аудио фрагмент «Живет повсюду красота…)
Наш мир- хрупкое стекло!
Оно уже пошло трещинами!
Нельзя позволить ему исчезнуть!
Задание 6. Страна SOS.
Перед вами перечень растений и животных , которые встречаются в нашей местности. Какие из них, по вашему мнению, занесены в Красную книгу Коломны и Коломенского района. Подчеркните их.
Проверка через экран (изображение-ответ).
Ну, вот и подходит к концу наше путешествие. Осталась только одна страна – Страна выводов. Она самая главная и задания в ней самые трудные, так как вам самим нужно будет оценить ваши знания и умения.
Задание 7. Страна выводов.
Общие критерии оценок ( за урок).
Но у вас будут помощники, слова-подсказки, с которых вам предстоит начинать свой ответ.
Я знаю….
Я могу…
Я умею…
Озвучьте, пожалуйста, ваши результаты. (Учащиеся читают вслух свои записи).
Рефлексия. Нам очень хотелось бы знать с какими чувствами вы уходите с урока и для этого мы просим вас выполнить еще одно небольшое задание. У Вас на столе имеется три квадрата разного цвета. Если вам понравился урок, вы справились с заданиями и вам хочется рассказать о нем, прикрепите на доску квадрат желтого цвета. Если вы справились с заданиями, но рассказать об уроке не сможете – квадрат зеленого цвета. Если задания вы не выполнили, и было неинтересно на уроке – квадрат синего цвета.
Итоги урока. Вот и закончилось наше путешествие по стране ваших знаний и умений. Завершился урок-зачет по теме: «Биосфера- живая оболочка Земли», на котором мы, надеюсь, смогли показать вам, что география и биология не отдельные, несвязанные предметы школьной программы, а науки сообща изучающие нашу планету, нашу маленькую Землю, на которой живет так много разных живых организмов. А главное, вы проверили свои знания и умения, которые получили при изучении темы биосфера на уроках географии и биологии. Маршрутные листы, на которых вы выполняли задания, оставьте на парте. Есть ли какие вопросы по сегодняшнему уроку? Спасибо за урок! До свидания.
Приложение 1.( терминология)
- Биосфера – внешняя оболочка Земли, населенная живыми организмами и преобразованная ими.
- Биологический круговорот- перенос веществ и энергии из одних частей биосферы в другие, осуществляемый живыми организмами
- Почва- поверхностный слой земной коры на суше, обладающий плодородием
- Почвоведение- наука о почве, законах ее образования и сохранения плодородия
- Флора- растительный мир
- Фауна- животный мир
- Ботаника – наука о растениях
Приложение 2 (ученые)
В.Н. Вернадский.
- создал учение о взаимоотношении природы и общества
- первым провел систематические исследования закономерностей строения и состава литосферы, атмосферы и гидросферы
- написал труды о биосфере, став тем самым основоположником современного учения о биосфере.
В.В. Докучаев
- разработал учение о взаимодействии всех элементов живой и неживой природы
- Заложил основы физической географии
- основоположник почвоведения, основатель русской школы почвоведения и географии почв, в 1886 году дал первую в мире научную классификацию почв.
Приложение 3 (задание для групп)
Исследователи атмосферы.
Атмосфера – это ( воздушная оболочка Земли, которая движется вместе с ней). В атмосфере можно выделить несколько слоев, а именно… (тропосфера, стратосфера, верхние слои)
Самая заселенная часть атмосферы – это (тропосфера), ее верхняя граница проходит на высоте 8-18 км. В этой части сосредоточено самое большое количество живых организмов, т.к именно в этом слое сконцентрировано наибольшее количество воздуха.
Воздух –это (смесь газов). Для живых организмов главными являются (кислород и углекислый газ), т.к. растения и животные дышат …(кислородом), а растения на свету участвуют в…( фотосинтезе) – процессе поглощения углекислого газа и выделении кислорода.
Проведя исследования воздуха в микрорайоне Колычево, мы пришли к выводу…
Гидрологи
Вся вода на Земле составляет… (гидросферу)- водную оболочку Земли. Реки, озера, болота, пруды – это пресные водоемы, составляющие …(воды суши). В нашей местности много рек. Например, ….(Ока, Москва, Осетр, Коломенка, Репинка) Много прудов, например, …( Семеновский, пруды поселка им. Кирова). Реки Коломны с … (весенним) половодьем (ежегодно повторяющимся подъемом уровня воды в реке, вызванным интенсивным таянием снегов) и …(зимней) меженью (самым низким уровнем воды в реке). Воду из рек используют в хозяйстве и быту. Вода способствует росту и развитию растений. Взяв пробы воды из разных коломенских водоемов……
Почвоведы
Почва – это …(особое природное тело, обладающее плодородием).
Образование почв зависит от следующих условий… (состава горных пород, климата, поверхностных и подземных вод, растений и животных).
По соотношению песка и глины почвы делятся на … (песчаные и глинистые). Из-за разнообразия условий образования, выделяют много типов почв, например…(черноземы, серые лесные, тундровые и т.д.) В России самыми распространенными типами почв являются… (подзолистые) почвы.
Почвенные исследования показали, что в Колычеве…
Экологи.
Экология – это… (наука о связях живых организмов между собой и окружающей средой. Это слово произошло от двух греческих слов … («Ойкос» - дом, жилище и «логос» - учение). В этом доме люди часто ведут себя … (неправильно) : отравляют … (почву и воздух отходами производства, вырубают леса) , не думая о последствиях, - ведь в природе все взаимосвязано.
Экология учит людей, как вести себя в большом … (доме «природы», чтобы сохранить ее для себя и будущих поколений)
Несмотря на то, что почвоведы, гидрологи и исследователи атмосферы сделали заключение об удовлетворительной экологической обстановке в микрорайоне Колычево, а значит и в Коломне, не все так хорошо. На Земле каждые 3 часа исчезают 3 вида растений и животных (в сутки 36 видов). В Коломне и Коломенском районе есть своя книга, в которую занесены редкие и исчезающие виды растений и животных. А это - сигнал, что в природе не все обстоит хорошо. Что нам всем нужно бережно относиться к природе, уважать ее законы и прежде чем что-то сделать в любом направлении, нужно семь раз отмерить, и только один раз отрезать.
А сейчас мы Вас познакомим с редкими растениями и животными Коломенского района.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ интегрированного урока биологии и географии Тема: « Биосфера – живая оболочка Земли».
Данный интегрированный урок был проведен в рамках Дня открытых дверей в МБОУ СОШ №15. Методическая тема: "Роль метапредметных связей в формировании инновационной компетенции школьников". Для проведени...
Биосфера – живая оболочка Земли.
Биосфера – живая оболочка Земли. Закономерности распространения живых организмов на Земле. Урок - викторина...
Сценарий учебного занятия по географии "Биосфера - живая оболочка Земли" 6 класс
Обучающиеся должны уметь раскрывать суть понятий: биосфера, живое вещество, круговорот веществ в природе; факторы ограничивающие распространения жизни в разных сферах; сопоставлять биосфер...
Конспект урока на тему: «Биосфера - биологическая оболочка Земли»
Конспект урока на тему: «Биосфера - биологическая оболочка Земли»...
Тема урока В 6 КЛАССЕ: «Биосфера – земная оболочка. Разнообразие живых организмов на Земле. Границы биосферы».
Цель: создать условия для формирования представлений о биосфере, как оболочке Земли, населенной живыми организмами, ее границах....
Урок в 6 классе по теме: Биосфера-живая оболочка Земли
Изучение новой и закрепление темы:" Биосфера-живая оболочка Земли"...