ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКОВ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
статья по музыке

Полякова Надежда Владимировна

В данной статье рассмотрены основы организации современного урока музыки с учащимися младшего школьного возраста ГБОУ «СКОШ № 3 VIII вида».

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКОВ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Полякова Надежда Владимировна

учитель музыки ГБОУ «Специальная коррекционная общеобразовательная школа № 3 VIII вида» г. Улан-Удэ

Аннотация: в данной статье рассмотрены основы организации современного урока музыки с учащимися младшего школьного возраста ГБОУ «СКОШ № 3 VIII вида».

        Ключевые слова: музыка, игра, деятельность, артикуляционная гимнастика.

Оздоровление детей, создание эмоционального комфорта – важнейшая задача нашей школы. Организация музыкально-оздоровительной работы  с использованием современных методов здоровьесбережения обеспечивает более бережное отношение к физическому и духовному здоровью детей, помогает в комплексе решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения [6, с. 14].

Наша школа как здоровьесберегающее пространство, в котором все - учителя, ученики, родители, медицинский персонал, администрация - являются участниками в неустанной заботе о здоровье детей.

Познакомившись, с рядом здоровьесберегающих технологий я пришла к выводу, что именно урок музыки может сделать для здоровья школьников гораздо больше. Когда дети попадают в упорядоченную, спокойную атмосферу нашей школы, где отработан режим дня: уроки, перемены, прогулки, трёхразовое питание, то они очень быстро привыкают и адаптируются. На уроках музыки  они учатся не устранять причину дефекта, а бороться с ее последствием.

Учитывая, что состояние наших учеников соответствует уровню детей детского сада, я взяла за основу уроков музыки игру. Игра - прекрасное средство активизации процессов у детей, повышения интереса к окружающему миру и к общению [5, с. 110].

Цель игры, не менять, не переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого. Все мои уроки пронизаны играми.

Это игры - приветствия, пальчиковые игры, игры с предметами, музыкально - подвижные, коммуникативные, артикуляционные Игры на музыкально – шумовых инструментах, дыхательные, игры – релаксации.

Именно с помощью игр я решаю проблему здоровьесбережения учащихся. Например, работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится не просто в форме артикуляционной гимнастики, а с игровыми моментами.(«Сказка про язычок» Жил был  в ротике язычок, просыпался рано по утру и тянулся…..).

    Перед началом работы над артикуляционным аппаратом я рассказываю детям,   о том,что в произношении слов участвуют рот, губы, язык, зубы, кончик языка. Важен эмоциональный настрой и путь от простых упражнений к сложным. Сначала при выполнении заданий наблюдается напряжение движений органов артикуляционного аппарата, постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными скоординированными [2, с. 21].

При разучивании песен, мне часто приходится наблюдать, что некоторые дети неправильно произносят отдельные звуки. Это говорит о неполном развитии речевого аппарата. В наших силах помочь каждому ребенку справиться с этими трудностями при помощи специальных упражнений -  артикуляционной гимнастики. Она способствует тренировке движений, необходимых для правильного произношения звуков, слогов, целых слов. Регулярное использование артикуляционных упражнений  улучшает качество речи детей и,  соответственно, качество пения.

По такой же схеме я провожу работу над дыханием, использую более простые упражнения (нюхаем цветы, сдуваем снежинки, дуем на горячую кашу).Медиками доказано, что дыхательная гимнастика оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее и даже лечебное воздействие. Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении (в том числе и легочной ткани), способствует восстановлению центральной нервной системы, улучшает дренажную функцию бронхов, восстанавливает нарушенное носовое дыхание [2, с. 30].

Основными задачами дыхательных упражнений являются:
1. Укреплять физиологическое дыхание детей

2.Тренировать силу вдоха и выдоха
3.Формировать правильное речевое дыхание (короткий вдох – длинный выдох)
4. Развивать продолжительный вдох.

Зная о том, что чем лучше у ребенка развита мелкая моторика, тем лучше у него развита речь. На каждом уроке  использую пальчиковые игры. Ученикам пальчиковые игры очень нравятся: они доступны по содержанию, близки к жизни, интересны и разнообразны. Мне эти игры помогают решать проблему отдыха и оздоровления на уроке музыки. С их помощью я имею возможность развивать память, речь, мелкую моторику, а также осуществлять коррекцию звукопроизносительной стороны речи учащихся. К пальчиковым играм я обращаюсь на каждом уроке, и  понимаю, что пальчиковая гимнастика может укрепить здоровье любого ученика.

Большое внимание уделяю на уроке музыки и упражнениям на развитие  общей моторики. Провожу игровые физкультминутки под музыку. Происходит смена деятельности учащихся, которая дает возможность отдыха и одновременно активизирует внимание на последующую деятельность.

Очень люблю включать в урок  игры- релаксации, стараюсь начинать уроки  играми- приветствиями. Помогает совершенствовать себя как учителя музыки технология М.Монтессори, которая удивительно технологична и продумана,  и позволяет мне помочь ребенку развиваться в его собственном темпе, в соответствии с его способностями, что очень важно для коррекционной школы.

М.Монтессори говорила, что в воспитании мы должны касаться не только науки, сколько интереса к человечеству и его культуре. Культура- всеобщий аспект, способный объединить разум всех людей в одну гармонию. Гармония дает детям уверенность в себе: я все смогу, у меня все получится. С этой психологической ступени начинается путь в страну детского сотрудничества, когда учитель вместе с детьми, а не над ними. Творчество требует от человека координации всех нравственных сил, всплеск активности.

Творческий процесс исцеляет.  Еще один интересный элемент музыкально-оздоровительной работы в  нашей школе - игроритмические упражнения. Это специальные упражнения для согласования движений с музыкой, я использую их как на уроках музыки, так и на музыкально – ритмических переменах. Игра и движение  - важнейшие компоненты жизнедеятельности детей. Подобные упражнения способствуют развитию воображения, музыкально-творческих способностей ребенка, формированию процесса восприятия и включению в работу обоих полушарий мозга, снимает мышечную закрепощенность, улучшает физическое самочувствие, повышает общительность детей. Через игроритмические упражнения ребенок выражает свои чувства и высвобождает накопленную энергию, превращая её в активное творческое воплощение.

Итогом творческой работы учителя музыки могут служить массовые общешкольные мероприятия: утренники, музыкальные праздники, конкурсы инсценированных песен, фольклорные праздники, музыкальные викторины.

В школе работает в рамках дополнительного образования вокальный  кружок «Весёлые голоса», который посещают, учащиеся начальной школы. На всех общешкольных мероприятиях сочетаются разные виды музыкальной, художественно речевой, игровой, свободно- импровизированной деятельности. Для проведения таких мероприятий важно ощущение успеха. Если  ребенок с проблемами в здоровье преодолевает свой страх, свое неумение, застенчивость, робость, неуверенность в себе, то он успешен, а значит коррекция дает положительный результат.

Оздоровление детей, создание эмоционального комфорта – важнейшая задача нашей школы. Организация в школе музыкально-оздоровительной работы  с использованием современных методов здоровьесбережения обеспечивает более бережное отношение к физическому и духовному здоровью детей, помогает в комплексе решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения.  Ведь от состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. 

Урок музыки в коррекционной школе - это не только приобщение детей к музыкальной культуре, развитие их музыкальных способностей, но и коррекция нарушений в развитии ребенка средствами музыки, музыкальной деятельности. В процессе организации  и проведения урока музыки с такими детьми важно учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей, использовать специальные методы и приемы музыкального обучения и воспитания. А самое главное, каждый урок музыки может стать полезным, интересным, запоминающимся благодаря инициативе и творчеству учителя.

Список литературы

  1. Абдулин Э. Б., Николаева Е. В.Методика музыкального образования. М.: Музыка, 2006.  - 336 с.;
  2. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика,- М. Просвещение, 2003.
  3. Затямина Т. А.Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль.
    М.: Глобус, 2007.  - 170 с.
  4. МедведеваЕ.А. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика.- М., Просвещение,2002.
  5. Рачина Б. С. Технология и методика обучения музыке в общеобразовательной школе. СПб.: Композитор, 2007. 544 с.;
  6. Чупаха И.В. Здоровьесберегающие технологии. Ставрополь, 2006.

Сборник «Интегрированные уроки в коррекционной школе». Стр 29.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

особенности организации уроков физкультуры в начальной школе

организация уроков физкультуры в начальной школе...

Проект "Цифровая школа" в коррекционной школе для детей с умственной отсталостью.

Выступление на педсовете, которое сопровождается презентацией по теме "Цифровая школа в коррекционной школе для умственно отсталых учащихся". Основные направления развития школы в проекте &q...

Дидактическая игра в начальном обучении математике детей с умственной отсталостью

Статья об особенностях математического представления у детей с умственной отсталостью и дидактических играх....

Особенности организации урока музыки с использованием мультимедийных технологий в общеобразовательной школе

Особенности организации урока музыки с использованием мультимедийных технологий в общеобразовательной школе Применение мультимедийных технологий в образовательном процессе становится актуальной п...