Конспект музейного урока по кубановедению «Покрыты славою чудесного похода». 9-10 классы.
план-конспект урока по краеведению (9, 10 класс) на тему
Конспект урока «Покрыты славою чудесного похода».
(музейный урок)
9-10 классы.
Тип урока:
- урок комплексного применения знаний, умений и навыков в новых учебных условиях.
Форма урока:
- музейный урок.
Цель:
- использовать потенциал фонда школьного музея в целях изучения исторического периода Отечественной войны 1812 года и роли в нем тимашевского казачества.
Задачи:
- расширить представление учащихся о военном периоде отечественной истории начала ХIX века;
- показать историческую атмосферу эпохи и роли в ней кубанского казачества через изучение истории повседневности;
- совершенствовать методы поисковой и исследовательской работы учащихся, навыки анализа различных типов источников в целях развития интереса учеников к самостоятельному добыванию и освоению знаний;
- формировать навыки генерировать идеи, отстаивать их;
- продолжить формирование гражданской позиции школьников, чувства ответственности за происходящее в стране;
- способствовать воспитанию нравственных качеств личности и приобщению обучающихся к общечеловеческим ценностям.
Методы и технологии:
- работа с источниками (внутренняя и внешняя критика документа);
- эвристическая беседа;
Форма организации учебной деятельности учащихся:
- фронтальная
Оборудование урока:
- Экспонаты Школьного музея: монеты 1811, 1814, 1913 годов выпуска.
- Пакет документов с ксерокопированными материалами.
- Семейные фотографии тимашевских казаков периода конца XIX – начала XX вв.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
#кубановедение | 33.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор разработки: Мамедов С., учитель истории и кубановедения МБОУ СОШ № 4 г. Тимашевска МО Тимашевский район
Конспект урока «Покрыты славою чудесного похода».
(музейный урок)
9-10 классы.
Тип урока:
- урок комплексного применения знаний, умений и навыков в новых учебных условиях.
Форма урока:
- музейный урок.
Цель:
- использовать потенциал фонда школьного музея в целях изучения исторического периода Отечественной войны 1812 года и роли в нем тимашевского казачества.
Задачи:
- расширить представление учащихся о военном периоде отечественной истории начала ХIX века;
- показать историческую атмосферу эпохи и роли в ней кубанского казачества через изучение истории повседневности;
- совершенствовать методы поисковой и исследовательской работы учащихся, навыки анализа различных типов источников в целях развития интереса учеников к самостоятельному добыванию и освоению знаний;
- формировать навыки генерировать идеи, отстаивать их;
- продолжить формирование гражданской позиции школьников, чувства ответственности за происходящее в стране;
- способствовать воспитанию нравственных качеств личности и приобщению обучающихся к общечеловеческим ценностям.
Методы и технологии:
- работа с источниками (внутренняя и внешняя критика документа);
- эвристическая беседа;
Форма организации учебной деятельности учащихся:
- фронтальная
Оборудование урока:
- Экспонаты Школьного музея: монеты 1811, 1814, 1913 годов выпуска.
- Пакет документов с ксерокопированными материалами.
- Семейные фотографии тимашевских казаков периода конца XIX – начала XX вв.
Предварительная работа:
Были также подготовлены волонтеры школьного музея, которые во время урока стали помощниками учителя. Их задача – быть координаторами работы в группах при работе с экспонатами школьного музея.
Приглашен на урок почетный гость – атаман тимашевского казачьего общества Дмитриев М.В.
План урока:
- Организационный момент. Введение, актуализация темы урока.
- Теоретическая часть урока (внешняя и внутренняя критика экспонатов).
- Выводы и обобщения.
Ход урока:
Волонтер: 2012 год назван указом Президента РФ Годом Отечественной истории. В этом году исполняется 200 лет со времени начала Отечественной войны 1812 года – одного из важнейших событий российской и европейской истории начала XIX века. Это было величайшее испытание для нашей страны. И в то же время это был год необыкновенного подъема патриотических чувств всех россиян.
Теперь ли нам дремать в покое,
России верные сыны?
Пойдем, сомкнемся в ратном строе,
Пройдем, и в ужасах войны
Друзьям, Отечеству, народу
Отыщем славу и свободу … -
писал в те дни поэт и боевой офицер Федор Глинка. А генерал Багратион говорил: «Война теперь не обыкновенная, а национальная».
В Отечественной войне 1812 года определенную роль сыграли казаки Черноморского казачьего войска, принимавшие участие в освободительной войне русского народа против наполеоновского нашествия.
Учитель: Наш урок проходит в комнате школьного музея. Мы проведем источниковедческую работу, анализируя различные материалы, представленные в нашем музее. Это копии документов 1812-1813 гг., взятые из Государственного архива Краснодарского края; монеты, бывших в торговом обращении двести лет назад; семейные фотографии казаков. Знать судьбу земляков, принимавших участие в Отечественной войне 1812 года – значит отдать долг памяти перед историческим прошлым. Хотя это люди другой эпохи, жившие в другом государстве, они и сегодня своим героическим примером пытаются помочь вам подготовиться к жизни в новых условиях. Ведь Родина начинается со связи поколений, со света памяти, истины. Наша задача на этом уроке – заставить немых свидетелей «заговорить», поведать нам о славном 1812 годе, о героической истории Черноморского казачества.
Волонтер: В Отечественной войне 1812 года и заграничных кампаниях 1813-1814 годов от Черноморского казачьего войска участвовали лейб-гвардии конная Черноморская казачья сотня, 9-й Черноморский казачий пеший полк и 1-й сборный полк. Казаки Тимашевского куреня Василий Великий, Иван Высоцкий и зауряд-хорунжий Николай Степанович Завадовский в составе лейб-гвардии казачьего полка принимали участие во всех боях с 14 июня 1812 г. при отступлении от реки Неман до Москвы и обратно до Парижа 18 марта 1814 года.
(На экране проектора выведена фотография Николая Степановича Заводовского).
Учитель: Иллюстрацией отваги, мужества и доблести казаков-черноморцев в борьбе с врагом являются формулярные списки, в которых отражено их участие в боевых действиях как на территории России, так и в заграничных походах. Формулярный список Н.С.Заводовского хранится в Государственном архиве Краснодарского края в фонде 396, дела 91 на 3-х листах.
(Учащимся предлагается сделать анализ копии формулярного списка, сделанной из альбома «Казаки Черноморского казачьего войска в Отечественной войне 1812 г.»)
Вопросы для анализа источника:
- С какого времени начал участвовать Заводовский в войне против французов?
- После какого военного события Николай Степанович был пожалован в сотники? До какого чина дослужился Заводовский в результате своей безупречной службы в войске?
- За какой подвиг Заводовский был награжден орденом св. Владимира 4-й степени с бантом?
Ответы учащихся:
- Н.С.Заводовский начал воевать против французов в составе лейб-гвардии Черноморской казачьей сотни с 14 июня 1812 года при Троках, а 16-го июня он был уже под Вильною.
- Из формулярного списка мы читаем, что за отличие в боях с 16 по 18 июля 1812 г. между Витебском и Поречьем он был произведен в сотники, когда со своими казаками обратил в бегство два эскадрона неприятельской кавалерии, и «с сильным поражением гнал более двух верст, причем и ранен в левую руку ружейною пулей».
- Н.С. Завадовский дослужился до чина генерал-лейтенанта, наказного атамана Черноморского казачьего войска и командующего войсками Кавказской линии и Черномории.
- В бою под Тарутиным 6 октября того же года Н.С.Завадовский со своими казаками разбил «кавалерийские полки и пехотные колоны» и захватил 4 орудия неприятеля, за что и был награжден орденом Равноапостольного князя Владимира 4-й ст. с бантом.
- Это был настоящий герой! Наш земляк был кавалером орденов Св. Владимира 2-й ст. «большаго креста», 3-й и 4-й ст.; Св. Станислава 1-й ст.; Св. Анны 1-й и 2-й степеней; за выслугу 25 лет Св. Георгия 4-го класса; медали за турецкие войны 1828 и 1829 годов.
Учитель: Подводя итоги военных действий 1812 года можно сказать, что казаки-черноморцы беспрерывно отбивали атаки французов. Порой бои продолжались с 8 часов утра до 9 часов вечера. Так с боями дошли казаки до поля русской славы – Бородино. В день исторического Бородинского сражения казаки лейб-гвардии Черноморской сотни, которыми командовал генерал В.В.Орлов-Денисов, находились в составе кавалерийского корпуса Ф.П.Уварова. Именно этот отряд и предпринял в разгар битвы рейд в обход левого фланга Наполеона.
В 1813 году на место убывшего 9-го полка в Черноморском войске сформировали новый полк, названный 1-м сборным конным полком, которым стал командовать есаул Данила Савинович Плохой.
(Учащимся предлагается сделать анализ копии документа под общим названием «1-й конный полк под командованием есаула Плохого в составе русской армии под начальством генерал-фельдмаршала Баркла де Толли», ГАКК фонд 249 опись 1 дело 646 листы 38-38 об.)
Источник: «Именной список 3-го конного полка нижним чинам, назначенным в комплектуемый конный полк к походу, март 1813».
Казаки куреней. | |
…Тимошевского | |
1. Григорий Сидоренко. | Ему оказана помощь казаками того куреня. Дана лошадь с седломъ. |
2. Степанъ Семененко. | Ему оказал помощь казак того куреня Семенъ Заяцъ. Он дал лошадь, кафтанъ, шаровары. |
3. Сергей Цыбь. | Ему оказал помощь казак того куреня Ефимъ Волкодавъ. Он дал лошадь и 50 рублей. |
4. Иван Гробъ. | Ему оказал помощь казак того куреня Степанъ Ищенко. Он дал лошадь. |
5. Прокопецъ Денисъ. | Самъ… |
Вопрос для анализа источника:
- Какую проблему вы увидели при прочтении документа?
Ответы учащихся:
- Я увидел, что и двести лет назад мужчины призывного возраста пытались «откосить» от армии. Более зажиточные казаки откупались от службы, находя себе замену бедными казаками, снарядив их за свой счет на войну.
- Я не согласен. Мне кажется, что в документе показано явление благотворительного характера. Известно, что казаки на службу должны были прибыть со своей лошадью, оружием и формой. Не каждый мог себе позволить выполнить данное условие. Вот земляки и помогали друг другу. Люди понимали, что кто-то может не вернуться с войны, а значит мелочиться не стоит.
Учитель: Известно, что из этого списка тимашевских казаков не вернулся домой живым Иван Гроб, он погиб в 1814 году в сражениях с французами.
Волонтер: 1-й конный полк участвовал в военных действиях 1813-1814 гг. в составе авангарда летучего корпуса генерала М.И.Платова.
(На экране проектора выведена фотография М.И.Платова).
Учитель: Из уроков кубановедения вы уже знакомы с именем дореволюционного собирателя фольклора кубанских и терских казаков Акима Дмитриевича Бигдая. Он издал сборник «Песни кубанских казаков» в 1896 – 1898 гг., куда вошли 560 песен.
(Учащимся предлагается сделать критический анализ фрагментов песни
«Из-под горки, с-под горы»).
Из-под горки, с-под горы Француз его не узнал,
Подымалися ветры, За купчика принимал,
Подымалися ветры, За купчика принимал,
Всколыхнулася вода. За белыя руки брал.
Весть по городу пошла Выпей рюмку, выпей три,
И до Белого царя, Про Платова расскажи,
И до Белого царя Про Платова расскажи,
Про Платова казака. Он и ростом он такой.
А в Платова казака Он и ростом такой,
Нестрижена голова, Как и братец мой родной,
Не стрижена голова, Как и братец мой родной,
Небритая борода. На нем шапочка с пером.
Небритая голова, Вы подайте мои слуги
Усы-бороду обрил, Лист бумаги гербовой.
Усы-бороду обрил, Напишу я письмецо
Во французы поступил. Про Платовское лицо.
Во французы поступил, Ты ворона, ты ворона,
У француза в гостях был, Ты французская сова,
У француза в гостях был, Не умела ты, ворона,
Француз его не узнал. Ловить сокола в хоромах.
Вопросы к тексту песни:
- О чем повествует сюжет данной песни?
- Как в песне отражается позиция неизвестного автора по отношению к французам? Найдите подтверждение ваших слов в тексте песни.
- Помогают ли песенные произведения казаков более детально изучать историю родного края?
Ответы учащихся:
- В песне «Из-под горки, с-под горы» повествуется о храбрости казака Платова, который пробрался в стан врага, чтобы выведать секреты противника.
- Песня осмеивает французов, которые не смогли догадаться, что сам Платов у них в «гостях».
- Французы показаны аллегорично – в виде «ворон» и слепых «сов», которых можно легко обмануть.
- А казак Платов – это «сокол», которого невозможно «словить».
3. Я считаю, что страницы учебника истории отражают иногда события сжато, сухо. Литературное или песенное произведение помогают лучше их понять, эмоциональнее прочувствовать.
Волонтер: В составе 1-го сводного конного полка Черноморского войска под командованием есаула Д.С.Плохого в заграничном походе против французских войск в 1813-1814 годах приняли участие тимашевские казаки 2-ой сотни Михаил Волошин, Василий Скаженник, 3-й сотни Григорий Сидоренко, Степан Семененко, Денис Прокопец, Иван Гроб, Сергей Цыбь, 4-ой сотни Никита Барин, Кондрат Момот, Илия Дахно, Петр Козаченко.
29 марта 1813 года полк выступил в поход на Брест-Литовск. Полк часто оказывался на первой линии огня. Он участвовал в сражениях при Люцине, под Бауценом, Дрезденом, Кульмом. Особенно отличились казаки в генеральном сражении под Лейпцигом 4 октября 1813 года, вошедшим в историю под названием «Битва народов».
Учитель: Я предлагаю вам сделать анализ документа – ведомости о состоянии казачьего войска за февраль и июль 1814 года.
Ведомость о состоянии войска Черноморского конного казачьего Плохого полка на февраль 1814.
Звание полка | По списку состоит | Больных и раненых | Умерших Убитых | Во время сражения неизвестно где попавшие | В полку числится живыми | |||||||||||||||||||
При полку | В госпиталях | |||||||||||||||||||||||
Штаб-офицеров | Обер-офицеров | урядников | казаков | Штаб-офицеров | Обер-офицеров | урядников | казаков | Штаб-офицеров | Обер-офицеров | урядников | казаков | Штаб-офицеров | Обер-офицеров | урядников | казаков | Штаб-офицеров | Обер-офицеров | урядников | казаков | Штаб-офицеров | Обер-офицеров | урядников | казаков | |
Черноморского | 1 | 16 | 11 | 550 | - | 1 | 3 | 14 | - | 1 | - | 11 | - | 2 | - | 34 | - | - | 2 | 19 | 1 | 13 | 9 | 429 |
Ведомость о состоянии войска Черноморского конного казачьего Плохого полка на 2 июля 1814.
Звание полка | По списку состоит | Больных и раненых | Умерших Убитых | Во время сражения неизвестно где попавшие | В полку числится живыми | |||||||||||||||||||
При полку | В госпиталях | |||||||||||||||||||||||
Штаб-офицеров | Обер-офицеров | урядников | казаков | Штаб-офицеров | Обер-офицеров | урядников | казаков | Штаб-офицеров | Обер-офицеров | урядников | казаков | Штаб-офицеров | Обер-офицеров | урядников | казаков | Штаб-офицеров | Обер-офицеров | урядников | казаков | Штаб-офицеров | Обер-офицеров | урядников | казаков | |
Черноморского | 1 | 16 | 11 | 550 | - | - | 1 | 16 | - | - | 1 | 42 | - | - | - | 52 | - | - | - | 16 | 1 | 16 | 8 | 440 |
Вопросы для анализа таблиц:
- Сравните предложенные ведомости и определите, в какой период времени бои проходили интенсивнее и кровопролитнее. Как вы думаете, почему? Докажите выдержкой из документов.
- Потери в каких чинах были более высоки?
Волонтер: В фондах школьного музея хранится уникальный экспонат – нумизматическая коллекция. В ней имеются экземпляры монет 1811, 1814 годов выпуска, которые являются ровесниками событий Отечественной войны 1812 года. Монета 1814 года имеет темно-коричневый цвет (медь). На лицевой стороне рельефно обозначен номинал «2 копейки». По окружности монеты помещено рельефное изображение двух лавровых ветвей к низу перевязанных лентой в виде банта. На оборотной стороне монеты в центре диска обозначен Герб Российской империи в виде двуглавого орла, увенчанного царской короной. В лапах орел слева держит скипетр, а справа – державу.
Вопросы для беседы:
- Прочитайте этикетаж к экспонатам и ответьте, как называются лицевая и оборотная сторона монет? Какие еще дополнительные слова вы узнали?
- Сравните монеты 1814 и 1913 годов, выявите отличия их друг от друга и схожесть.
Ответы учащихся:
- Лицевая сторона монеты называется аверс, а оборотная – реверс.
- Еще мы узнали, что монету называют диском, ее ободок – гуртом.
2. Монета 1814 года больше по размеру диска, чем монета 1913 года. Разница между монетами 100 лет.
- Номинал «старшей» монеты 2 копейки, а монета 1913 года – 1 копейка.
- Обе монеты сохранили изображение двуглавого орла.
- Монета 1814 года на вес тяжелее, чем 1913 года.
Учитель: В 1913 году праздновался столетний юбилей Отечественной войны 1812 г. Министерство Народного Просвещения подготовило циркуляр за № 9510 по празднованию школами юбилейной даты. Инспектор народных училищ Кубанской области VIII-го района рапортовал Директору народных училищ Кубанской области о том, что в школе станицы Тимашевской торжественно прошли мероприятия по случаю юбилея.
В этом же году на Кубани развернулась благотворительная акция по сбору пожертвований по случаю строительства памятника, посвященного юбилею «Битве народов» под Лейпцигом 4 октября 1813 года.
1913 год стал последним мирным годом в истории России в первой четверти ХХ века, потом начнется Первая мировая война 1914-1918 гг. И опять кубанские казаки откликнутся на призыв о защите Родины.
(Учащимся предлагается стать экспертами финансовой сферы российского государства 1913 и 2012 годов).
Задание: Заполните предложенную таблицу и сделайте выводы.
Товары, которые можно купить, используя стоимость монеты 1913 и 2012 годов.
«Одна копейка» 1913 года | «Десять копеек» 2012 года | ||||
№ п/п | Наименование товара | Цена | № п/п | Наименование товара | Цена |
1 | Хлеб ситный | 15 копеек | 1 | Хлеб белый | |
2 | Говядина (1 кг.) | 54 копейки | 2 | Говядина (1 кг.) | |
3 | Масло сливочное (1 кг) | 1 руб. 22 коп | 3 | Масло сливочное (1 кг) | |
4 | Сахар-песок | 29 копеек | 4 | Сахар-песок | |
5 | Ботинки за пару | 5 рублей | 5 | Ботинки за пару |
Учитель: Немые свидетели эпохи 200-летней давности «заговорили» с вашей помощью, ребята. Чтобы хорошо знать и понимать, что было вчера, надо сохранять и передавать историческую память. Это должно быть важным для вас, так как будущее государство строить вам и вам жить в нем. Каким оно будет, зависит от вас.
Главное, вы должны помнить то, что начиналось 200 лет назад (победа в Отечественной войне 1812 года), продолжилось 70 лет назад (победа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.), тесными нитями связано с днем сегодняшним.
Домашнее задание: Подготовить сообщения по теме: «Как был отмечен подвиг кубанцев в Отечественной войне 1812 года императорской семьей, исторической памятью».
Список источников и литературы:
- ГАКК ф. 249 оп. 1 Д. 646 л. 38-38 об.
- ГАКК ф. 249 оп. 1 д. 646 л. 219, 227.
- ГАКК ф. 249 оп.1 д. 646 л. 250
- ГАКК ф. 470 оп. 2 д. 1447 л. 30
- Архив школьного музея «Светоч» МБОУ СОШ № 15.
- Бардадым В. «Ратная доблесть кубанцев», статья «Герои 1812 года», Краснодар, 2010, с. 26-40.
- Бигдай А.Д. «Песни кубанских казаков» т. 2, Краснодар, 1995, стр. 57-58.
- Жарова Л.Н., Мишина И.А. «История Отечества. ХХ век», учебник 9 кл., М., 2005, стр. 49.
- Пурас Л.М., Фролов Б.Е., Хорольская Н.А. «Казаки Черноморского казачьего войска в Отечественной войне 1812 года и заграничных походах 1813-1814 годов: документальный альбом», Краснодар, 2011.
- Шкуро В.И. «Казаки Тимашевского района на защите Отечества», сб. материалов научно-практической конференции «Российское казачество: проблемы истории и современность», Краснодар, 2006, с. 274.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного урока (музыка, литература) Тема: Образ зимы в искусстве 6 класс
Цель: Учить детей анализировать музыкальные и литературные произведения, видеть образ зимы.Коррекционная работа с опорой на эмоциональные впечатления.Учить детей работать в коллективе....
Покрыты славою чудесного похода....
Цели: 1)создание условий для формирования представления о героях войны 1812 г, их образах в творчестве современного художника И.Клейнера2)развитие интеллектуальных умений, расширение...
Конспект модульного урока по географии по теме "Минеральные ресурсы России". 8 класс.
В материале представлена методическая разработка урока по географии по теме "Минеральные ресурсы России" с применением модульной технологии обучения....
План-конспект интегрированного урока по окружающему миру и английскому языку в третьем классе по теме «Охрана животного мира»
План-конспект интегрированного урока по окружающему миру и английскому языку в третьем классе по теме «Охрана животного мира»...
Конспект обобщающего урока по теме: «Вглядываясь в человека. Жанр портрета» 6 класс.
Конспект урока ИЗО в 6 классе по программе Б.М.Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд". Урок-обобщение по теме: "Вглядываясь в человека. Жанр портрета" проводится в форме игры "Де...
Конспект обобщающего урока "Логарифмическая функция. Методы решения логарифмических уравнений", алгебра 11 класс.
Урок обобщения и систематизации знаний с использованием индивидуальной, фронтальной, коллективной форм работы. Используются разноуровневые задания.Урок позволяет создать условия для развития творчески...
Конспект открытого урока по кубановедению 10 класс. Раздел VII. «Духовные истоки Кубани». Тема урока: «Традиционные семейные ценности».
О традициооных ценностиях семьи на Кубани....