Воспитание на народных традициях в учреждении интернатного типа
статья по краеведению на тему

Пакачакова Татьяна Васильевна

Одно из приоритетных направлений совершенствования современного общества – духовное возрождение национальных традиций школы, потому что без знаний основ народной жизни, фольклора, искусства невозможно воспитывать интерес и уважение к культуре других народов. Если человек с раннего детства не узнает истоков своей национальной культуры, ему будет чужда и культура других народов.

В интернате в разные годы были организованы программы, основанные на народных праздниках – «Чыл пазы» (хакасский новый год «Голова года») в 2013 году, соревнования по национальным видам спорта («Хазых», «Тобит», Курес» и др.) в 2014 году, «Ыр марии» (конкурс исполнения хакасской песни «Битва хоров») в 2018 году и др. Праздники очень нравятся не только детям, но и всем взрослым, которые узнали много нового на этих программах, так действительно возрождается чувство любви к своим корням.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пакачакова Татьяна Васильевна, старший воспитатель МБОШИ «Аскизский лицей-интернат» им.М.И.Чебодаева Аскизского района Республики Хакасия

ВОСПИТАНИЕ НА НАРОДНЫХ ОБЫЧАЯХ И ТРАДИЦИЯХ В УЧРЕЖДЕНИИ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА

Российское государство очень многонационально, поэтому в системе образования очень важным являются вопросы воспитания у подрастающего поколения чувства уважения к другим народам, чувства гордости за свою Родину. Одно из приоритетных направлений совершенствования современного общества – духовное возрождение национальных традиций школы, потому что без знаний основ народной жизни, фольклора, искусства невозможно воспитывать интерес и уважение к культуре других народов. Если человек с раннего детства не узнает истоков своей национальной культуры, ему будет чужда и культура других народов.

Любой педагог ясно понимает, что в основе традиций лежит огромный длительный опыт. Традиции, благодаря которым передается и закрепляется социальный опыт от поколения к поколению – это самый ранний способ обеспечения единства и целостности поколений. Традиции присущи всем культурным регионам и тесно связаны с этнокультурой, они являются специфической памятью народа. Патриотическое воспитание детей и подростков, основа на традициях народной педагогики, - есть сложный, системный и последовательный педагогический процесс, направленный на формирование собственного опыта приобщения к ценностям народной культуры, любви и уважения к малой Родине, её истории, родному языку, своему народу, его обычаям и идеалам.

Задача патриотического воспитания в школе – сформировать просвещенного и убежденного патриота, гражданина, обладающего не только чувством любви к Родине, но и знанием ее истории, культуры, сопричастного к жизни народа.

Возрождение утраченных обрядов и праздников становится эффективным способом приобщения современной молодежи к своим культурным корням – основе патриотических убеждений и чувств, осознания неразрывной связи со своим народом, его традиционного уклада жизни. Поэтому основы патриотического воспитания обретают современные социально-культурные технологии.

Традиционные народные обряды мало знакомы современной молодежи, но они сохраняются и продолжают существовать, поэтому они возрождаются и интегрируются в социально-культурную сферу в аспекте патриотического воспитания детей и молодежи.

В условиях пришкольного интерната праздники для школьников, основанные на традиционном хакасском фольклоре, на обрядах, обычаях и традициях тщательно продумываются и проводятся в ярком, доступном, наглядном виде, соответствующем сегодняшним требованиям, именно так они откладывают положительный отпечаток на сознании подрастающего поколения.

На практике в интернате в разные годы были организованы программы, основанные на народных праздниках – «Чыл пазы» (хакасский новый год «Голова года») в 2013 году, соревнования по национальным видам спорта («Хазых», «Тобит», Курес» и др.) в 2014 году, «Ыр марии» (конкурс исполнения хакасской песни «Битва хоров») в 2018 году и др.

Праздники очень нравятся не только детям, но и всем взрослым, которые узнали много нового на этих программах, так действительно возрождается чувство любви к своим корням.

Проанализировав прошлый опыт, который был в интернате, можно и привнести что-то новое, интересное, например, можно делать интересные электронные презентации и многое другое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ В КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА».

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми...

Проект: Система работы по предупреждению и профилактике девиантного поведения детей и подростков, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа

в презентации преведен алгоритм работы с детьми  девиантного поведения, находящихся в условиях учреждений интернатного типа....

Курсовая работа по педагогике «Особенности воспитания детей-сирот в учреждении интернатного типа».

представлен материал о детях-сиротах, их особенности и проблемы, а также практическая часть...

Доклад: « Особенности профилактической работы в образовательном учреждении интернатного типа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

В докладе отражена роль трудового воспитания и образования в профилактике правонарушений учащихся с  ограниченными возможностями здоровья...

Формы работы с семьей ребенка-инвалида, посещающего учреждение интернатного типа

В статье описываются формы работы с семьей, которые способствуют не только взаимопониманию между  педагогами и родителями, но и мотивируют родителей к тесному сотрудничеству по вопросам воспитани...

РЕАЛИЗАЦИЯ ВОПРОСОВ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В УЧРЕЖДЕНИИ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА

В статье коротко описываются методы и приемы работы по духовно-нравственному воспитанию школьников 5-11 классов в учреждении интернатного типа...

О системе трудового воспитания в учреждении интернатного типа

В современных условиях воспитателям пришкольного интерната запрещено без письменного разрешения родителей привлекать воспитанников к общественно-полезной трудовой деятельности (дежурство по классу и и...