Урок памяти«АФГАНЕЦ, ПУТЬ ТВОЙ БЫЛ ТЯЖЕЛЫЙ…»
методическая разработка по краеведению (11 класс) на тему
Урок памяти посвящен нашим станичникам, которые выполняли свой воинский долг в республике Афганистан. Сегодня их осталось не так уж и много. Сложно получить информацию о службе в ДРА. Некоторые скромны , некоторые считают себя обманутыми государством. Но свой долг они выполнили с честью и достоинством. Им мы посвящаем нашу память!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
afgan.rar | 34.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» станицы Ярославской
«АФГАНЕЦ, ПУТЬ ТВОЙ БЫЛ ТЯЖЕЛЫЙ…»
Урок памяти
Педагог –организатор Портянова Н.П.
Ярославская 2018год
Цель.
Сохранение памяти о воинах интернационалистах, жителях станицы Ярославской, выполнявших воинский долг в Афганистане
Задачи.
- показать мужество и героизм советских воинов в Афганистане;
- формировать уважительного отношения к советским воинам
- интернационалистам, продемонстрировавшим лучшие качества человека – гражданина, патриота: неиссякаемую верность долгу и традициям старших поколений, непреклонную волю к победе, отвагу и мужество;
- воспитывать уважение к ратному подвигу солдат – интернационалистов;
- способствовать осознанию чувства гордости за мужество наших солдат и вызвать чувство боли за погибших.
Оборудование.
Мультимедийная аппаратура ,ноутбук; портреты станичников-афганцев.
Использование интернет ресурсов. Фильм ютуб «Хронология Афганской войны»(10 мин);видеоролик Афганская Песня «Пришел приказ»(4 мин),
видеоролик вывода войск из Афганистана «Мы уходим» исп. Гр. «Поворот»(3 мин)
Участники.
Учащиеся СОШ№14, 11 класс
Дата и время проведения.
15 февраля в 14.00
(Слайд1)
Ведущая: Здравствуйте ребята и уважаемые гости! Сегодня мы собрались здесь, чтобы провести урок мужества, урок памяти-«АФГАНЕЦ, ПУТЬ ТВОЙ БЫЛ ТЯЖЕЛЫЙ…». Этот урок мы посвящаем войнам-интернационалистам, для которых два года службы в Афганистане остались позади, годы, наполненные тревогой и риском. Ведь героизм - это добросовестное выполнение до конца и в любых условиях своего долга: человеческого, воинского.
Афган. Как слово это ухо режет
Как сердце разрывает на куски
В нем вой, и жуть, и лязг, и скрежет
Огня, металла, боли и тоски.
В нем кровь и милосердие – не во благо.
В нем разных разностей не счесть.
Но в нем еще и доблесть, и отвага
И жертвенность, и преданность, и честь.
Давайте пройдем тропами героизма и подвига, наших солдат в Афганистане. Коснемся войны, о которой мало что известно, о которой почти не написано в учебниках истории.
15 февраля 2018 года исполняется 29 лет со дня вывода советских войск из Афганистана. Именно в этот день закончилась война, которая длилась в два раза дольше, чем Великая Отечественная. Её долго замалчивали. Дозировали правду о героях и потерях. Даже плакать над могилами не разрешали. Скупились на ордена. Потом эта война прорвалась стихами и песнями, трагическими, светлыми и мужественными. Сегодня мы их услышим. Они, тоже как солдаты, вернувшиеся из боя, расскажут вам о мужестве и силе духа человеческого.
Многие слышали такие фразы “Он афганец”, “Он воевал в Афганистане”, “Он воин – интернационалист”. Что означают эти слова? Когда была война в Афганистане? Как Советский Союз оказался связанным с Афганистаном? Почему и за что погибали в афганской войне русские солдаты и офицеры?
(Слайд2)Для Советского Союза Афганистан был соседом. Граница проходила через Туркменскую ССР, Таджикскую ССР, Узбекскую ССР. Столица город Кабул. После второй мировой войны Афганистан, имевший статус нейтрального государства, фактически находился в сфере советского влияния. Сотрудничество было тесным. В стране постоянно находилось большое количество специалистов, а многие афганцы обучались в советских вузах.
В марте 1978 года в Афганистане вспыхнул мятеж. К власти пришла группа офицеров во главе с Тараки, лидером Народно-демократической партии Афганистана, которые стремились в стране построить социализм. Трудно было. Тараки обратился с просьбой к Советскому Союзу о военной помощи. И вопрос рассматривался на Политбюро. Брежнев так мотивировал отказ: “ участие наших войск в Афганистане может нанести вред не только нам, но и прежде всего им”.
14 сентября 1979 года член правительства Афганистана Амин совершил покушение на Нур Мухаммеда Тараки. Тараки освободили от занимаемой должности, он был посажен в тюрьму и задушен. Во главе государства встал проамерикански настроенный Хафизула Амин.
После захвата власти Амином, а также решением НАТО разместить в Европе американские ракетные системы и намерениями использовать Афганистан как военный плацдарм против СССР, в начале декабря 1979 года на совещании у Брежнева с участием Андропова, Устинова, Суслова, Громыко было решено ввести наши войска с одной лишь целью – свергнуть Амина и передать власть республиканцам во главе с Бабраком Кармалем.
25 декабря в зимний солнечный день начался ввод войск. Вот как это было.
ВИДЕО Фильм ютуб «Хронология Афганской войны»(10 мин)(Смотреть онлайн
Ведущая: 25 декабря 1979 года в 15.00 московского времени государственную границу СССР пересекли воздушно-десантная дивизия, военно-транспортные самолёты, инженерные части, в повышенной готовности стали мотострелковые дивизии Краснознамённого военного округа. Начался ввод ограниченного контингента советских войск на территорию Афганистана, через Кушку – на Герат и Кандагар, а дальше на Кабул.
Итак, война продолжалась девять лет, один месяц и девятнадцать дней.
Сейчас модно рассуждать о «ненужной войне» и «тысячах загубленных жизней». О геополитических мотивах и экономических аспектах. О том, что «воевали неправильно». И что против армии СССР в этой войне чуть ли не открыто воевало сразу несколько иностранных держав, а сами моджахеды активно вооружались извне… Все это было… и люди - были.
(Слайд3)Те самые шестьсот тысяч парней - офицеров, генералов, рядовых - кто был в Афгане - и вернулся оттуда. И те пятнадцать тысяч, что остались там навсегда. Эти люди - воевали. Они не думали о геополитике. Они выполняли свой долг. Долг перед Родиной. Перед теми, кто вместе с ними шел в бой, охранял караваны грузовиков, мерз на блокпостах и скрипел зубами от ран.
(Слайд4) Из-за высоких гор Гиндукуша к нам долгое время не поступало почти никаких сведений, лишь воздушные доставлявшие гробы, напоминали, что там идёт настоящая война и нашим ребятам служба выпала не из лёгких... А пока в нашей прессе царило молчание, в Афганистане шла война. Не знали родные советских воинов того, что их сыновья, мужья, братья брошены в огонь настоящих боев... Спустя время мы узнали, как опасна профессия вертолетчика, что слово “дух” может означать не только что-то возвышенное, но и бородатое существо с “калашниковым” наперевес. Военный жаргон обогатился новыми терминами: “зеленка”, “вертушка”, “груз – триста”, “груз – двести”…
Среди нас живут и работают те, которые воевали там. Это наши земляки. Они не любят вспоминать и говорить о этой страшной войне…Но есть и те которые уже ушли из жизни. Это тоже наши станичники. Именно им, кто жил и живет рядом с нами и посвящена эта встреча.
Тогда, до декабря 1979 года, всё было так же, как всегда. Мальчишки учились, работали, бегали на дискотеки, влюблялись.
И вдруг… Эта страшная, чудовищная, чужая война... Афганская война.
(Слайд5)Девочка.
Вчера мальчишки выпускной гуляли,
Ломился стол от всяческих сластей.
И в ночь подруги им судьбу гадали -
И нагадали тысячу путей.
(Слайд6)
Но выпала всем дальняя дорога
В чужую, неизвестную страну.
И не нашлось другой судьбы у Бога,
Чем эта - через страшную войну!
И им пришлось испить ее до края,
И, обманув в письме отца и мать,
Мол, не на бой - «по делу» вылетаем -
В жестокой сече к смерти привыкать.
Их уносили «Черные тюльпаны»
Не в небо - к Богу в девятнадцать лет...
За землю предков дрались там душманы,
А мы за что? Никто не даст ответ.
Афганская Песня «Пришел приказ»(видео ролик)
Ведущий : Наша сегодняшняя встреча — дань памяти всем, кто причастен к героической и трагической афганской войне.
До сих пор нет однозначной оценки этой войны.
Афганистан – это боль, Афганистан - это слёзы, Афганистан – это память.
Сегодня мы поговорим о наших земляках афганцах, наших станичниках. В Ярославской на данный момент проживает всего 4 афганца.
Трудно получить какую-то информацию о земляках. Не любят говорить они о этой непонятной войне, после которой они остались забытыми, брошенными, не нужными государству.
(выходят старшеклассники с портретами афганцев – станичников:
Гордиенко Владимир Александрович, Черняков Анатолий Анатольевич,
Пензев Сергей Анатольевич, Гельмутдинов Игорь Николаевич
Кравченко Петр Николаевич.)
(Слайд 7)1.Учащийся.(Стас)
Нет, вы ничего не забыли!
Распахнется при свете душа,
И внезапно напомнит, как жили,
И поманит за горы, спеша…
Вновь пройдет караванной тропою,
Крепко сжав боевой автомат…
Не выходит расстаться с войною
У совсем поседевших солдат!
(Слайд8)Черняков Анатолий Анатольевич родился 24 января 1966года. Награжден орденом Красной звезды, юбилейными медалями.
Очень переживает о трагических событиях Афганистана, и не хочет давать ни какой информации о службе и полученном ранении в правую ногу, в результате которого он имеет инвалидность.
А.А. Черняков был женат, имеет взрослую дочь. Сейчас проживает один в нашей станице. О состоянии здоровья говорить не хочет.
После демобилизации он вел клуб юных интернационалистов в доме пионеров и школьников станицы Ярославской.
2.Учащаяся.(Ксения)
Гордиенко Владимир Александрович
Уроженец станицы Ярославской. 7 августа 1963года рождении. После 6 классов обучения в школе переехал с родителями на Украину в г. Жданов. Оттуда в 1981году ушел в армию. Получил звание старшего сержанта. Служил в Беларусии, в г. Витебске. 3 месяца был в учебке 103 Воздушно-десантной дивизии.
В Афганистан попал сразу же. 1 марта 1981 прилетел, а 8 марта вступил в бой.
Дивизия стояла в Кабуле. Владимиру Александровичу приходилось сопровождать колонны в Джелалабаде, в Понширском ущелье, Гордезе и многих других местах.
В 1982году за боевые заслуги награжден медалью« За боевые заслуги»
3.Учащийся. (Саша)
Гельмутдинов Игорь Николаевич
Родился 23 мая 1967 года в г. Державинске Целиноградской области. Окончил среднюю школу, получил профессию.
В октябре 1986года был мобилизован в ряды Советской Армии г.Батайск Ростовской области. Как и многие военнослужащие проходил свою службу в ДРА, в провинции Пактия г. Гардез, 56 –ОДШБ(отдельная десантно-штурмовая бригада) № п.п.44585 Артдивизион 1батарея 1 взвод в качестве командира орудия в звании младшего сержанта.
Награжден грамотой, благодарностью за хорошую службу Родине, подписанной Б.Н. Ельциным.
Участник Чеченской войны с 1995-1998года.
4.Учащаяся.(Нина)
Карпенко Сергей Александрович
Родился 10.02 1960 года в г. Небид-Даге, Туркменской ССР. По материнской линии является коренным жителями станицы Ярославской. В Туркмении закончил школу, затем в 1978 году получил профессию электрогазосварщика.
В1979 году был призван в ряды С.А. 8 мая 1981 года, в должности наводчика оператора боевых машин пехоты, был направлен в ДРА в воинскую часть № п.п. 51883
16 декабря 1981 года был уволен в запас.
Сергей Александрович награжден грамотой Президиума Верховного Совета СССР, Юбилейной медалью «70 лет Вооруженных сил СССР»,
«Воину-интернационалисту от благодарного народа», «20 лет вывода Советских войск из Афганистана»
5.Учащийся. (Игорь)
Пензев Сергей Анатольевич.
Воин-интернационалист. Радист. 15 февраля 1989 года его часть последней покидала территорию Афганистана. Награждён грамотами благодарностями, и медалью «Воину-интернационалисту от благодарного Афганского народа», юбилейными медалями.
В 1968 году 8 декабря в г. Красноводске родился Пензев Сергей Анатольевич. Вскоре семья переехала в станицу Ярославскую. Учился в СШ№14, окончил 10 классов. Поступил в Краснодаре в строительный техникум, после окончания в 1987 году, был призван в ряды Советской Армии. 6 месяцев находился в учебке, а оттуда в Афганистан.
Весельчак и оптимист по натуре, балагур. Мало кто из станичников не знает его.
Сергей Анатольевич категорически отказывается вступать в диалог на эту тему. О его службе в Афганистане узнали из писем Чернякову А.А., в них он пишет: «…Родакам сказал, что нахожусь в Монголии. Ни чего пока не говори…», «…Вылетаю в Кандагар. Родакам не говори. Когда вернусь, не знаю».
Сергей Анатольевич каждую свободную минуту на войне использовал для стихов.
Время мчится, словно птица.
Жребий бросила судьба.
У Китая на границе
Служба встретила меня.
Ну, а коль вдаваться глубже,
Если, честно говоря,
Уточнить, пожалуй, нужно
Приграничные края.
Служба здесь скажу вам, братцы,
Как бы это не соврать…
Не трудна, коль разобраться,
Но хотелось бы сказать,
Что связисты здесь на вроде
Дирижера в алтаре,
Ни десанту, ни пехоте
Не пройти без нас нигде.
Так что мы гордиться вправе,
Что победою своей,
Миг победный приближаем
Раз наверно в сто быстрей.
И, естественно, заботу
Нашим доблестным войскам.
За особую работу
Проявляют тут и там.
Опекают, кормят классно,
Привилегий здесь не счесть.
Кинозал, сгущенка, масло,
Даже баня в части есть.
Но домой как прежде тянет,
Что греха в душе таить.
Вспомнишь дом-
И сердце ранит память,
Что в душе моей царит.
Помню, снится утром рано,
Как петух, взмахнув крылом,
Повернулся на границу,
Запоет порой о том,
Как прекрасен край станичный,
В сладком запахе сирень,
Как в просторном поле чистом,
Колосится рожь, ячмень.
Где ж вы, годы молодые,
Где ж вы, памятные дни.
Край родной, его просторы,
Как мне дороги они.
Так пишите, хлопцы, чаще,
И пишите обо всем.
Чтоб как прежде был я счастлив,
Прочитать опять о том,
Как прекрасен край станичный,
В сладком запахе сирень.
Как в просторном поле чистом,
Колосится рожь, ячмень.
21 февраля 1988 года передача «Служу Советскому Союзу» показывала нашего земляка Сергея Анатольевича Пензева. Он был одним из поэтов, стихи которого вошли в сборник стихов об Афганистане.
Ведущий: Нашим верным помощником в данной теме был Петр Николаевич Кравченко.
6.Учащийся. (Женя)
Кравченко Петр Николаевич.
Родился 30 июня 1960 года в станице Ярославской. В 1975 году закончил 8 классов Ярославской СШ №14 и поступил в Лабинское медицинское училище, где учился 4 года.
В мае 1979 года призвался в армию. 1 месяц находился в «учебке», в г. Камышине. Затем направили в Высшее летное училище им. Ткачева, где в течении месяца принимал в медкомиссии призывников-летчиков. потом направили в г. Котельников. В 1980 году, 9 марта Петра Николаевича отправили для дальнейшего прохождения службы в г.Бухару, а оттуда через 1,5 месяца поэтапно в Афганистан.
На колонну из 60 машин Кравченко П.Н был единственным сопровождающим медиком, оказывающим медицинскую помощь 180 бойцам, движущимся в Кандагар. Передвижение заняло 5суток.
Оказание медпомощи осуществлялось с помощью вертолетов. (Слайд9)Добраться в горах до мест, где шли сражения, порой было не очень просто. И помощь медиков была важна как воздух. Приходилось Петру Николаевичу оказывать жизненно важную помощь, а порой она опаздывала.
(Слайд10)Страшные ранения молодых мальчишек открывались взору фельдшера, душа кричала, а разум заставлял «собраться», и руки делали свое дело - собирали внутренности разорванных полостей живота, оторванные части тела…
Медработники в частях ходили без знаков различия, потому что «духи» могли убить их в первую очередь, ведь от медиков зависела жизнь бойцов.
Кроме оказания помощи своим солдатам, Кравченко П.Н. лечил и местное население. Афганцы через узбеков, так как у них есть похожие слова, обращались за помощью к нему: у кого ребенок заболел, у кого зубы не давали покоя. Он всегда выполнял долг медика, ни смотря на то, кто был болен, соотечественник или афганец.
(Слайд11)За это Кравченко Петр Николаевич 15 мая 1988года награжден медалью «Воину-интернационалисту от благодарного Афганского народа», юбилейной медалью « 20 лет вывода Советских войск из Афганистана», орден « Дружбы народов».
Сам Петр Николаевич был контужен взрывной волной от взорванного вертолета.
(Слайд12)Наш земляк работал фельдшером на скорой помощи. Стаж работы в Ярославской скорой помощи более 30 лет. Всю свою жизнь Петр Николаевич оказывал первую неотложную помощь людям.
А еще у Петра Николаевича было «большое» сердце- очень гостеприимный и творческий человек. Его хобби - коллекция грампластинок - их у него 240 штук! Есть 2 пластинки 1901 года с записью великого Шаляпина! Пластинка 1930 года с песнями Утесова, и Марка Бернеса, запись 1940 года. Есть песни о Афганистане, о судьбах наших мальчишек, попавших в плен или зверски убитых духами. От таких повествований, слез удержать не возможно.
(Слайд13)А какая коллекция природных камней из Франции! Есть и лунный камень, и камень с Лазурного берега. Много поделок из природного материала. Петр Николаевич видит в корягах удивительные сюжеты - туфельку Золушки, лапу избушки Бабы Яги и т.д.
(Слайд14) К сожалению, в 2017году, тяжелая болезнь оборвала его жизнь…
(Слайд15)Ведущий. Вот такие наши земляки! Ребята, по сути мальчишки. Которых не щадили моджахеты. Ребята, тела которых уносил в небо «черный тюльпан»
Ведущий.15 февраля 1989 г., стал днем, когда кончился счет потерям наших солдат, офицеров, служащих. В этот день Ограниченный контингент войск покинул Афганистан.
(Слайд16) 15 февраля 1989 года последние воинские части 40-й армии были выведены из Афганистана, война для нас закончилась. Сороковая армия шла домой по мосту Дружбы через реку Амударью, разделявшую Афганистан и СССР. Бойцы до конца честно выполнили свой воинский долг. Последним перешёл через мост генерал Борис Всеволодович Громов - командующий 40-й армией (в 10 часов 30 минут) . Всю свою боль вложил этот мужественный человек вот в такие строки:
На фоне песни: «Мы уходим» исп. Гр. «Поворот» на фоне кадров хроники вывода войск из Афганистана учащийся читает-
(Слайд17)Учащийся. (Ваня)
Наша боль и опасений тень
С вашими тревогами слились,
Наконец настал последний день,
Наконец его мы дождались.
Кто вставал, кто падал под огнём,
У судьбы не спросишь что — кому,
Девять лет вы жили этим днём,
Девять лет с боями шли к нему.
Как измерить боль горячих ран?
Облегчить как горе матерей?
Будет сердце жечь Афганистан
И в объятьях Родины своей.
Ведущий. Афганистан - это слово болью отдается в наших сердцах. Сотни тысяч наших ребят всех национальностей, без оглядки, по долгу совести, по долгу чести, верные воинской присяге ушли в Афганистан на встречу со смертью. Но, как известно, смерть глуха. Тысячи ребят, остались навечно лежать в земле. Сколько жен осталось вдовами. Детей сиротами, матерей без сыновей в безутешном горе.
Спасибо вам, воины-афганцы, за то, что показали нам пример мужества, стойкости, бескорыстной любви к Родине и настоящей мужской дружбы.
Мы гордимся Вами, и сколько бы времени не прошло - будем помнить! Ведь это наша история. Без прошлого не бывает будущего. В этот памятный день хочется пожелать всем ветеранам Афганистана, воинам-интернационалистам крепкого здоровья, чтобы не тревожили старые боевые раны, семейного благополучия, радости и жизненного оптимизма, непоколебимой силы духа, душевного спокойствия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку по физике "Путь при равномерном движении"
Презентация к уроку по физике "Путь при равномерном движении".Порядок слайдов в презентации:Запись Д/зАктуализация знанийИзучение нового материалаЗакрепление изученного материала...
Различные формы проведения урока – один из путей повышения познавательной активности школьников.
В статье отражены положительные стороны использования нетрадиционных форм проведения уроков. Приведены краткие описания некоторых нетрадиционных форм уроков....
Урок - КВН "Язык - путь цивилизации и культуры"
Перед нами конспект урока русского языка на тему "Язык - путь культуры и цивилизации". Главная проблема данного занятия - как научить школьников цивилизоанному общению? Цели занятия: формировать прави...
Урок "Германия на пути к единству"
методическая разработка урока по всеобщей истории 8 класс...
Урок- экскурсия "Героический путь 28-й Легендарной"
Рассказ о героических страницах истории 28-ой Армии, которая защищала подступы к Астрахани от фашистских захватчиков. Материал урока основан на поисковых документах, воспоминаниях астраханцев- участни...
Интегрированный урок по обществознанию и литературе. Тема урока: « Конфликт и пути выхода из конфликта»
В этом уроке закрепляется понятие конфликта, его видов, процесс развития и пути выхода из конфликта на примере героини повести В.К. Железникова "Чучело". В ходе урока у учащихся воспитываются чувства ...
Технологическая карта урока английского языка в 5 классе УМК «Brilliant» Ю.А.Комаровой, И.В. Ларионовой. Урок № 30 "Мой путь в школу"
Тенхнологическая карта урока английского языка, соотвтествующая ФГОС в 5 классе на тему "Мой путь из школы" УМК Ю.А. Комаровой, И.В. Ларионовой....