Различные формы проведения урока – один из путей повышения познавательной активности школьников.
статья по теме
В статье отражены положительные стороны использования нетрадиционных форм проведения уроков. Приведены краткие описания некоторых нетрадиционных форм уроков.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Различные формы проведения урока – один из путей повышения познавательной активности школьников.
Сообщение на ЕМД.
В основе урока заложены три постулата:
1. Урок есть часть жизни ребенка.
2. Урок есть открытие истины, поиск и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя.
3. Человек является наивысшей ценностью, выступая в роли цели, но никогда не выступая в роли средства.
Ситуация современного урока – это ситуация расставания с уроком строгим, характеризующимся исполнительностью, и встреча с уроком свободным. Вчерашнее «вы должны запомнить» преобразовалась в сегодняшнее «мы с вами должны осмыслить».
Разнообразие форм и методов, применяемых в школе, указывают на эффективность ее развития. Сегодня все большее внимание уделяется человеку как личности - его сознанию, духовности, культуре, нравственности, а также высоко развитому интеллекту и интеллектуальному потенциалу. Соответственно, не вызывает сомнения чрезвычайная важность, острая необходимость такой подготовки подрастающего поколения, при которой среднюю школу оканчивали бы образованные интеллектуальные личности, обладающие знанием основ наук, общей культурой, умениями самостоятельно и гибко мыслить, инициативно, творчески решать жизненные и профессиональные вопросы.
В школах должен происходить постоянный поиск, цель которого - найти новые формы и приемы, позволяющие слить в единый процесс работу по образованию, развитию и воспитанию учащихся на всех этапах обучения.
Сегодня мы остановимся на теме «нетрадиционный урок» в связи с тем, что его можно рассматривать как одну из форм активного обучения. Нетрадиционный урок – это форма специально организованного общения, психологическое воздействие которого основано на активных методах.
Активность является необходимым условием современного успешного обучения.
Разрабатывая планирование урока, учитель в системе ЛОО учитывает ресурсы личности, максимальные возможности развития каждого ученика, старается раскрыть эти возможности на уроке, создать ситуацию успеха, ориентируясь на развитие самореализации личности, чтобы ученик почувствовал свою значимость и необходимость на уроке. Главная задача состоит в том, чтобы помочь ребенку обнаружить то, что в нем уже заложено, а не обучать его, «отливая» в определенную форму, придуманную кем-то заранее. В результате учение, направляемое социумом, должно уступить место учению, направляемому «изнутри». Именно учение, направляемое самой личностью, откроет наиболее благоприятные условия для самореализации.
Функция учения в таком случае означает создание необходимых условий для реализации ребенком своих природных потенциалов, самоактуализации своего «я».
Учитель должен больше выступать в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности, учить учеников грамотно работать с источниками информации, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, а также быть коммуникабельным в различных социальных группах.
Для учащихся нетрадиционный урок – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве.
Творец. Творить. Творчество. Слова, ласкающие душу учителя. Как архитектор творит свое изделие, так и учитель формирует ученика, вкладывая в него свою душу. Творческая учебно-познавательная деятельность – это творение того, чего еще не было, а в субъективном смысле – освоение того, что, может, и было, но главное – ученику самому дойти до этого.
Творчество приведет к раскрепощению личности, умению ориентироваться в обществе и найти свое место в жизни, быть нужным и полезным людям, а это и есть главный результат нашей работы.
Мотивирование потребности к познанию, поддержание любопытства, рождает, в свою очередь, эмоционально окрашенную интеллектуальную активность ребенка.
Учитель должен овладеть новыми, гиперактивными педагогическими технологиями, среди которых нетрадиционные формы проведение уроков и методы обучения.
ВОЗМОЖНОСТИ.
- Такой урок – это возможность развивать свои творческие способности и личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук, это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду.
- Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, науке, а так же развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными, самыми необычными источниками знаний.
- Сама организация такого урока подводит учащихся к необходимости творческой оценки изучаемых явлений.
- В процессе проведения этих уроков складываются благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, к изложениям кратких, но точных выводов.
- Интерес к работе вызывается и необычной формой проведения урока, чем снимается традиционность урока, оживляется мысль.
- Такие занятия позволяют шире вводить элементы занимательности, что повышает интерес к предмету.
- Нетрадиционные формы уроков содержат в себе неограниченные возможности в деле ликвидации перегрузки учащихся домашними заданиями путем использования различных способов изучения нового материала на уроке.
- Опыт школьных преподавателей и исследования педагогов-новаторов показали, что нетрадиционные формы проведения уроков поддерживают интерес учащихся к предмету и повышают мотивацию учения.
Безусловно, подготовка таких уроков требует значительных затрат времени, индивидуальной работы с учениками. Вместе с тем, такие уроки дают большой простор для исследовательской деятельности учеников, развивают их фантазию, речь, учат обобщать и анализировать учебный материал.
Но следует помнить основную функцию урока. Ценность урока в приобретении знаний учеником. Самое главное не переоценить значение формы до такой степени, что она начинает превалировать над содержанием и целями. Академик Ю.К.Бабанский как-то с легкой иронией заметил: «Конечно, эти уроки развлекают, вдохновляют, потрясают, изумляют. Но учителям хорошо бы в этом случае не забыть, что урок, ну хоть немного, ну хоть чуть-чуть, должен ещё и … обучать».
Немаловажным условием проведения урока является грамотная постановка задач урока и успешная их реализация. Цель и задачи урока в системе ЛОО также ставятся в нетрадиционной форме, они не навязываются учителем. Мастерство педагога смоделировать ситуацию, при которой цель урока станет необходимой для каждого ученика, станет его личной целью.
В системе ЛОО важное место отводится оценке. Она необходима как оценка деятельности, но не личности. Это оценка-стимул, оценка – показатель успешности.
НЕКОТОРЫЕ НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ УРОКА.
Видеоурок
Достоинством видеофильма является его эмоциональное воздействие на учащихся. Поэтому внимание должно быть направлено на формирование у школьников личностного отношения к увиденному. Использование видеофильма помогает также развитию различных сторон психической деятельности учащихся, и прежде всего внимания и памяти. Во время просмотра в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. В этих условиях даже невнимательный ученик становится внимательным. Для того, чтобы понять содержание фильма, школьникам необходимо приложить определенные усилия. Так, непроизвольное внимание переходит в произвольное, его интенсивность оказывает влияние на процесс запоминания. Использование различных каналов поступления информации (слуховое, зрительное восприятие) положительно влияет на прочность запечатления материала.
Урок с применением ИКТ.
Подготовка к уроко материала учащимися (презентации, таблицы Excel и др.) дает возможность учазимся комплексно продемонстрировать свои знания из других областей (информатики, математики)
Урок-праздник ( история, ин.яз., литер)
Эта форма урока расширяет знания учащихся о традициях и обычаях, имеет ярко выраженную эмоциональную окраску.
Урок –интервью (история, ин.яз., эконом., географ., физика, литер)
Урок-интервью - это своеобразный диалог по обмену информацией.
Урок-эссе.
За основу берет выработку собственной позиции, собственного отношения к прочитанному: соразмышления, сопереживания, сопряжения своего и авторского "я".Словарь кратких литературоведческих терминов трактует понятие "эссе" как разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий, ассоциаций. Ученики анализируют избранную проблему, отстаивают свою позицию. Учащиеся должны уметь критически оценивать прочитанные произведения, тексты, статьи, в письменном виде излагать мысли согласно поставленной проблеме, научиться отстаивать свою точку зрения и осознанно принимать собственное решение.
Такая форма урока развивает психические функции учащихся, логические и аналитическое мышление.
Интегрированный урок
Межпредметная интеграция дает возможность систематизировать и обобщать знания учащихся по смежным учебным предметам.
Исследования показывают, что повышение образовательного уровня обучения с помощью межпредметной интеграции усиливает его воспитывающие функции. Особенно заметно это проявляется в области гуманитарных предметов. Кроме того, науки гуманитарного цикла ставят предмет для разговора, повод для коммуникации.
Урок-мюзикл
Известно, что в Древней Греции многие тексты разучивались пением, а во многих школах Франции это практикуется и сейчас. Тоже можно сказать и об Индии, где в настоящее время в начальной школе азбуку и арифметику выучивают пением.
Урок-мюзикл содействует эстетическому и нравственному воспитанию школьников, более полно раскрывает творческие способности каждого ученика.
Благодаря пению мюзикла на уроке создается благоприятный психологический климат, снижается усталость, активизируется деятельность. Во многих случаях он служит и разрядкой, снижающей напряжение, и восстанавливает работоспособность учащихся.
Метод проектов
Метод проектов приобретает в последнее время все больше сторонников. Он направлен на то, что бы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике.
Проектная методика отличается кооперативным характером выполнения заданий при работе над проектом, деятельность, которая при этом осуществляется, является по своей сути креативной и ориентированной на личность учащегося. Она предполагает высокий уровень индивидуальной и коллективной ответственности за выполнение каждого задания по разработке проекта. Совместная работа группы учащихся над проектом неотделима от активного коммуникативного взаимодействия учащихся. Проектная методика является одной из форм организации исследовательской познавательной деятельности, в которой учащиеся занимают активную субъективную позицию. Тема проекта может быть связана с одной предметной областью или носить междисциплинированный характер. При подборе темы проекта учитель должен ориентироваться на интересы и потребности учащихся, их возможности и личную значимость предстоящей работы, практическую значимость результата работы над проектом. Выполненный проект может быть представлен в самых разных формах: статья, рекомендации, альбом, коллаж и многие другие. Разнообразны и формы презентации проекта: доклад, конференция, конкурс, мультимедийная инсталляция, праздник, спектакль. Главным результатом работы над проектом будут актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков и умений и их творческое применение в новых условиях.
Работа над проектом осуществляется в несколько этапов и обычно выходит за рамки учебной деятельности на уроках: выбор темы или проблемы проекта; формирование группы исполнителей; разработка плана работы над проектом, определение сроков; распределение заданий среди учащихся; выполнение заданий, обсуждение в группе результатов выполнения каждого задания; оформление совместного результата; отчет по проекту; оценка выполнения проекта.
Работа по проектной методике требует от учащихся высокой степени самостоятельности поисковой деятельности, координации своих действий, активного исследовательского, исполнительского и коммуникативного взаимодействия. Роль учителя заключается в подготовке учащихся к работе над проектом, выборе темы, в оказании помощи учащимся при планировании работы, в текущем контроле и консультировании учащихся по ходу выполнения проекта на правах соучастника.
Основная идея метода проектов заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся в ходе совместной творческой работы.
Урок-парадокс
Цель - повторение материала, развитие внимания и критического мышления.
Данные уроки активизируют внимание, развивают аналитические навыки, изменяют мотивацию учения. Общеизвестны требования к лекции: научность, целостность раскрытия темы, связь с жизнью, четкость аргуметации, доказательность выводов, эмоциональность изложения.Лекции-парадоксы практикуются в старших классах . Их продолжительность 25-30 минут, остальное время урока отводится на обсуждение и оценку проделанной учениками работы.
И хорошо известные формы уроков:
урок – экскурсия
урок-викторина
урок-инсценировка
урок-консультация
урок – радиопередача, телепередача.
урок-защита знаний, урок - защита идей
урок-лекция,
урок-встреча и др.
Итак, эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия. Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний.
Такие формы проведения занятий "снимают" традиционность урока, оживляют мысль. Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, что в конечном счете приведет к снижению у учащихся интереса к предмету.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пути повышения познавательной активности на уроках математики
В данной работе рассказывается о работе по активизации познавательной деятельности на уроках математики. В данной работе раскрыты различные формы и методы работы, позволяющие стимулировать работу обуч...
Обобщение опыта по теме самообразования: «Нестандартные формы и методы проведения уроков русского языка как один из путей повышения познавательной деятельности учащихся»
Нетрадиционные формы урока - одна из форм активного обучения. Проведение нетрадиционных уроков способствовало повышению эффективности обучения, дало возможность свести в...
Отчёт по теме самообразования "Нестандартные формы и методы проведения уроков, как один из путей повышения познавательной деятельности учащихся"
Методические рекомендации по организации и проведении нестандартных уроков...
«Нестандартные уроки русского языка как один из путей повышения познавательной деятельности учащихся»
«Спеши в школу как на игру. Она и есть такова», - писал Ян Коменский. Не правда ли, про современную школу так не скажешь? Хорошо ли это? Ведь именно интерес является осно...
Нестандартные формы и методы проведения уроков музыки, как один из путей повышения познавательной деятельности учащихся
Выступление...
Нетрадиционные формы и методы проведения уроков как один из путей повышения познавательной деятельности учащихся
Урок - гибкая форма организации обучения. Он включает разнообразное содержание, в соответствии с которым используются необходимые методы и приемы обученияТрадиционные уроки: уроки изучения нового мате...
Доклад. «НЕКОТОРЫЕ ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА УРОКАХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ.
В практике коррекционной школы формирование речевых навыков и умений учащихся характеризуется некоторой односторонностью, так как эта работа в большей степени направлена на овладение учащимися навыков...