Интегрированный урок по обществознанию и литературе. Тема урока: « Конфликт и пути выхода из конфликта»
план-конспект урока по обществознанию (9 класс) на тему

Жукова Галина Александровна

В этом уроке закрепляется понятие конфликта, его видов, процесс развития и пути выхода из конфликта на примере героини повести В.К. Железникова "Чучело". В ходе урока у учащихся воспитываются чувства толерантности и уважения другим людям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok_po_obshchestvoznaniyu_i_literature.docx22.01 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок по обществознанию и литературе.

Тема урока: « Конфликт и пути выхода из конфликта».

Цель урока:

  1. Закрепить у  учащихся понятие конфликта, его видов и путей его  преодоления.
  2. Показать мужество шестиклассницы, сумевшей выстоять в столкновении с подлостью и предательством на примере героини фильма  Р. Быкова « Чучело» по мотивам повести В. К.Железникова.
  3.  Воспитывать у учащихся чувство толерантности, уважения  по отношению к другим людям.

Оборудование урока: 

экран, проектор, слайды, кадроы из фильма Р. Быкова « Чучело».

На доске эпиграф:

«Верю я: придёт пора,

Силу подлости и злобы

Одолеет дух добра»

Пастернак.

Ход урока.

Учитель обществознания. Сегодня у нас урок обществознания и литературы. Мы рассмотрим тему:

« Конфликт и пути выхода из конфликта» на материале произведении Владимира Карповича Железникова « Чучело»

Учитель литературы рассказывает об авторе, его книге и героях произведения.

Учитель обществознания. Каждый из нас живёт, учится, работает среди  людей. Мы ходим в гости, встречаемся с друзьями, выполняем какие-то дела. В любой ситуации мы, независимо от нашего желания общаемся с людьми: родителями, учителями, коллегами. Одних мы любим, к другим относимся нейтрально, третьих ненавидим, с четвёртыми вообще неизвестно зачем разговариваем. Но без общения человеку трудно прожить. Французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери считал, что общение – единственная настоящая роскошь.

На экране столбиком напечатаны слова. Учащимся предлагается  сначала прочитать вслух слова, которые помогают людям общаться, а затем – слова, которые мешают общению.

Доброта                                                                     Жестокость

Честность                                                                   Ложь

Любовь                                                                       Трусость

Уважение                                                                    Предательство

Благородство                                                          Равнодушие и трусость

Учитель литературы. Обращаемся  к повести « Чучело». На каких человеческих качествах строится общение шестиклассников в повести?

Ответ.  Жестокости, лжи, трусости, предательстве, равнодушии и подлости.

Вопрос. Что происходит, когда люди утрачивают эти качества в процессе общения?

Ответ. Возникает конфликт. Урок переходит к учителю обществознания

Что же такое конфликт. ( Запись в тетрадь). «Конфликт – это столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений, серьёзное разногласие, острый спор, приводящий к борьбе.

Какие бывают конфликты?

Конфликты бывают:

  • Внутриличностные.
  • Межличностные.  
  • Социальные.

Какие виды конфликтов  мы видим в повести? Межличностные.

Как это понимать? Межличностный конфликт – это всегда столкновение нескольких участников (от двух и более), каждый из которых отстаивает свою позицию, выступая против интересов, мнений остальных участников событий.

Конфликты бывают конструктивными и неконструктивными. В чём их отличие? При конструктивном конфликте стороны не выходят за рамки деловых, нравственных отношений. Их отношения не переходят границ приличия.

При неконструктивном конфликте стороны не гнушаются недостойных средств ради достижения цели. Последствия могут быть самыми драматичными.

Запись в конспекте:

Конфликт-это процесс, он протяжён во времени. В своём развитии он проходит пять ступеней:

  • Возникновение конфликтной ситуации.
  • Осознание конфликта.
  • Проявление конфликтного поведения.
  • Углубление конфликта.
  • Разрешение конфликта.

Как развивается конфликт, зависит от поведения участников.   Рассмотрим развитие конфликта по повести « Чучело»

Учитель литературы. Как возникла конфликтная ситуация?

Ребята сбежали с уроков в кино, а Димка рассказал учительнице.

Учитель обществознания. Здесь мы видим, как конфликт  из внутреннего состояния перешёл во внешнее.

Учитель литературы. В чём проявилось конфликтное поведение? Ребята мстят Бессольцевой за поступок, который она не совершала, гоняют её по городу, объявляют бойкот.

В чём мы видим углубление конфликта? Какая сцена говорит об углублении конфликта? Сожжение чучела на костре.

Идёт просмотр кадров фильма. Какими мы увидели героев? Какие чувства испытали вы, глядя на этот фрагмент?

Учитель обществознания. Теперь мы подходим к моменту  разрешения конфликта. Есть несколько способов разрешения конфликта.

  1. Подчинение – это, когда одна из сторон полностью или частично принимает правила, навязанные другой стороной
  2. Компромисс – это, когда обе стороны идут на уступки.
  3. Прерывание конфликтных действий – это возможно по желанию сторон или в результате исчерпания самой причины, из-за разделения конфликтующих ( один из конфликтующих уезжает в другой город)
  4. Интеграция: обе стороны сделали для себя выводы для изменения позиции

Какой из способов разрешения конфликта произошёл в 6 классе?

Учитель обществознания. Какой эпизод можно считать началом развязки?

Дедушка Бессольцев приносит в класс портрет

Как разрешился конфликт в повести?

Прервалась конфликтная ситуация, т.к. ребята узнали, что это Димка рассказал Маргарите Ивановне, что они сбежали в кино, а не Бессольцева.

Учитель литературы. Как вы думаете,  ребята 6 класса осознали своё поведение?

Возможно, в какой-то момент произошло осознание их поступков. Ребята отказались от бойкота Сомову, кроме Мироновой, а Рыжий  даже сказал, что они «детки из клетки». Последние слова, которые ребята написали на доске: «Чучело, прости нас!»

Учитель литературы. Чему учит нас эта книга? Какие нравственные уроки даёт нам писатель? (Ответы учащихся)

Обобщение.

Я согласна с вами, дорогие друзья, и рада, что книга заставила вас  задуматься об очень важных и нужных уроках:

  • Не быть жестокими к людям, далёким и близким, к животным и цветам – ко всему живому на земле.
  • Защищать своё человеческое достоинство, не позволять его топтать никому и никогда, ибо это грозит гибелью личности.
  • Наконец, книга учит разбираться в людях, в настоящих и мнимых друзьях, ибо разочарование в них больно ранит душу.

Учитель обществознания. Важное условие нормальных человеческих отношений – это поставить себя на место другого человека. Конфликты существовали всегда. Они неотъемлемая часть нашей жизни, но, как разрешиться конфликт, зависит от нашего поведения. Желаю всем нам, чтобы в нашей жизни конфликты всегда заканчивались положительно.

Ещё раз обратимся к словам великого поэта:

«Верю я: придёт пора,

Силу подлости и злобы

Одолеет дух добра».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по обществознанию и литературе "Конфликт и пути выхода из конфликта"

Силен тот, кто валит, сильнее тот, кто поднимается.Русская пословицаВерю я: придет пораСилу подлости и злобыОдолеет дух добра.Б. Пастернак...

Интегрированный урок по обществознанию и литературе "Конфликт и пути выхода из конфликта"

Силен тот, кто валит, сильнее тот, кто поднимается.Русская пословицаВерю я: придет пораСилу подлости и злобыОдолеет дух добра.Б. Пастернак...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 КЛАСС Тема урока: Правовое государство

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 Тема урока: Правовое государство  9кл...

Сценарий урока по обществознанию XI класс Тема урока: « Организационно-правовые формы предприятий»

Целевая установка: создание условий для систематизации и обобщения знаний  о субъектах предпринимательского права.Основные задачи:обучающие- создать условий для закрепления знаний об организацион...

Конспект урока по обществознанию (5 класс) тема урока: "Семья и семейные отношения"

Урок по теме «Семья» акцентирует внимание обучающихся на таком современном социальном институте как семья. Изучение этой темы призвано создать условия для полноценного выполнения выпускник...