Урок - КВН "Язык - путь цивилизации и культуры"
план-конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме
Перед нами конспект урока русского языка на тему "Язык - путь культуры и цивилизации". Главная проблема данного занятия - как научить школьников цивилизоанному общению? Цели занятия: формировать правила речевого поведения путем создания игровой ситуации, развивать коммуникативно-речевые умения, воспитывать внимание к слову как социально значимому явлению, культивировать стремление к цивилизованному общению. Знание правил речевого общения и умение ими пользоваться необходимо для успешной интеграции в обществе, для развития творческого потенциала личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-_kvn.doc | 84.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: русский язык
Тема: «Язык – это путь цивилизации и культуры»
Тип занятия: КВН (коммуникативный тип)
Цели занятия:
- формировать правила речевого поведения обучающихся путем создания игровой ситуации, помочь составить представление о проблемах общения и организовать деятельность, в результате которой обучающиеся будут поставлены в ситуацию необходимости их решать;
- развивать коммуникативно-речевые умения, работать над расширением словарного запаса и правильностью речи, развивать стремление правильно выражать свои мысли, выступать перед аудиторией, работать с текстовыми фрагментами различного характера;
- воспитывать внимание к слову как социально значимому явлению, культивировать стремление к цивилизованному общению.
Главная проблема занятия: как научиться цивилизованному общению?
Компетенции: учебно-познавательные, коммуникативные, информационные, социально – трудовые, компетенции личностного самосовершенствования, общекультурные компетенции.
Материалы к занятию: плакат «Язык – это путь цивилизации и культуры», эмблемы команд, таблички с цифрами, лингвистические словари, материалы с фрагментами высказываний различных авторов о языке, видеоматериалы с записью выступлений школьных ораторов на тему «Берегите наш язык», «Зачем нам нужна риторика?»
Круг реальных объектов действительности: слово, речь, текст (высказывания различных авторов), цветок (природный объект).
Для чего компетенция необходима ученику и социуму: знание правил речевого общения и умение ими пользоваться необходимо для успешной интеграции в обществе, для развития творческого потенциала личности.
Перечень знаний, умений и навыков, составляющих компетенции:
учебно-познавательные – знание правил речевого поведения, умение работать со словарями, овладение навыками совместной деятельности, навык филологического отношения к слову, овладение креативными навыками, умение разделять ответственность в процессе коллективного труда; коммуникативные – навыки работы в группе, владение различными социальными ролями при проведении ролевой игры, умение владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми, выступать с устным сообщением, возможность на практике попробовать различные приемы эффективного командного взаимодействия;
информационные – владение навыками работы с различными источниками информации, самостоятельно подбирать информацию, передавать ее, ориентироваться в информационных потоках;
социально-трудовые – владение элементами художественного творчества, компетенциями юного поэта, чтеца, исполнителя;
компетенции личностного самосовершенствования – овладение навыками речевого общения, развитие необходимых современному человеку личностных качеств, формирование культуры поведения;
общекультурные – приобретение знаний и опыта деятельности в области мировой культуры.
Способы деятельности по отношению к кругу реальных объектов: создание условий для самостоятельного поиска изучаемой проблемы; конкурс как ситуация, способная активизировать деятельность; ролевая игра как осуществление творческой деятельности; отбор информации, полученной из разных источников и ее использование в соответствующей ситуации; овладение способами слушать и понимать прекрасное через классическую литературу; овладение способностью совершать полезные для человека поступки, действия; развитие речи, формирование культуры мышления и речевого поведения; активизация эмоциональной сферы учащихся.
Минимально необходимый опыт деятельности ученика на уроке:
Самостоятельная работа по подготовке к решению проблемы с предварительной консультацией, отбор информации самого разного характера, творческое ее использование в процессе деятельности, оценка найденных способов решения.
План занятия
1.Организационный момент. – 2 мин.
2.Работа по теме занятия.
2.1.Представление команд, определение порядка игры.-4 мин.
2.2.1-й конкурс – «Приветствие». - 4 мин.
2.3.2-й конкурс – «Разминка».- 4 мин.
2.4.3-й конкурс – «Листая словарь». – 4 мин.
2.5.4-й конкурс – «Лингвистическая смешинка». – 4 мин.
2.6.5-й конкурс – «В чем соль выражения?» - 4 мин.
2.7.6-й конкурс – «Если бы меня услышало человечество». - 6 мин.
2.8.7-й конкурс – «Без языка» (театр-экспромт). – 7 мин.
2.9.8-й конкурс – «Как сердцу высказать себя?» - 6 мин.
2.10.9-й конкурс – «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык». – 7 мин.
3.Конкурс капитанов. – 5 мин.
4.Подведение итогов конкурса. – 3 мин.
Задания ученикам: придумать название команды, эмблему и приветствие; принести на занятие «хорошее» (полезное, веселое, нужное слово) (работа со словарем); подобрать и выучить стихотворение (юмор, сатира), отражающее падение языковой культуры; подобрать и произнести выразительно фрагмент текста на тему «Берегите наш язык»; подготовить к просмотру видеоматериалы на указанную тему; ролевая игра (театр-экспромт); организация творческой деятельность («Как сердцу высказать себя?»).
Форма оценки результатов конкурса: подведение итогов работы команд в ходе конкурса; проверка знаний, умений и навыков в процессе выполнения конкурсных заданий.
Список использованной литературы:
Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования. Самара: Издательство «Учебная литература», 2006 – 176 с.
Щуркова Н. Е. Собрание пестрых дел. Методический материал для работы с детьми, - М.: Новая школа, 1994 – 96 с.
Ход занятия
1.Организационный момент
1.1.Вступительное слово ведущего
Сегодня мы проводим урок-КВН. «Язык – это путь цивилизации и культуры» - так сказал о значении языка русский писатель А. И. Куприн. А еще раньше Н.В. Гоголь заметил, что «каждый человек смотрит на мир сквозь призму своего языка».
Для нас родным является русский язык. Это язык русского народа. Он служит ему во всех сферах жизни.
Русский язык – один из развитых языков мира.
Русский язык в современном мире – один из 6 официальных языков ООН.
В Российской Федерации он является государственным языком.
Свободное владение родным языком – надежная основа для каждого русского человека в жизни, труде, творчестве.
«Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку» (К.Г. Паустовский).
Я надеюсь, что сегодня на нашу встречу пришли те, кто действительно любит родное русское слово.
2.Работа по теме занятия
2.1.Представление команд, определение порядка конкурса.
2.2.1-й конкурс – «Приветствие».
Обязательное условие: приветствие, название команд, эмблемы должны отражать тематику занятия. Например, команда «Филолог» приветствует команду «Лингвист»:
Мы приветствуем лингвистов,
Вызывая на турнир.
Чтоб всегда могли учиться,
Вам вручаем сувенир. (словарь)
Любим русский мы язык.
Каждый к правилам привык.
Будем мы сражаться смело,
По возможности умело.
Жюри подводит итоги первого конкурса
2.3.2-й конкурс «Разминка»
Командам предлагается ответить на вопросы ведущих:
1.Образуйте первое лицо единственного числа от глаголов убедить, чудить.
(не употребляется)
2.Образуйте от глагола лечь форму повелительного наклонения.
(ляг)
3.Объяснить значение выражений: «китайские церемонии», «прометеев
огонь».
4.Поставьте ударение в словах: звонит, понял, феномен, свекла, крапива,
щавель.
Жюри подводит итоги второго конкурса
2.4.3-й конкурс – «Листая словарь»
Новое время внесло в наш лексикон огромное количество новых слов.
Их появление отражает новые явления и новые отношения в нашей жизни.
Каждая команда приносит на занятие слово. Форма преподнесения: «Мы
хотим вам подарить хорошее (полезное, веселое, нужное слово)». Это
компактное сообщение о значении, содержании, употреблении и стилистике
предъявленного слова. Возможно театрализованное преподнесение.
Например, «Я принес вам интересное слово «эсперанто». Я нашел его
в Современном словаре иностранных слов. Эсперанто – искусственный
международный язык, созданный в 1887 г. варшавским ученым врачом
Заменгофом; отличается несложностью словообразования и грамматики,
корни слов э. взяты из наиболее распространенных европейских языков».
Жюри подводит итоги третьего конкурса
2.5.4-й конкурс «Лингвистическая смешинка»
В ходе второго конкурса командам предлагается прочитать стихи забавного
содержания. Чтобы Смешинка была смешной по-настоящему, к подготовке
нужно отнестись серьезно. Падение духовной культуры как признак времени
немедленно сказывается на языке (в речи)- дети усваивают искаженный
вариант русского языка. Послушаем веселые стихи о том, как не надо
говорить. Удалось ли вам подобрать такие? Цель – внимание к слову как
социально значимому явлению.
Жюри подводит итоги четвертого конкурса
2.6.5-й конкурс – «В чем соль выражения?»
Этот вопрос предполагает, что говорящий хочет доискаться до сущности
явления, события, действия, факта.
Малая толика соли, входящая в состав блюда, делает эту соль незаметной. Сущность, как и соль, незаметна, до нее докапываются, ее ищут, обнаруживают благодаря духовному усилию.
Можно отыскать соль в афоризмах, шутках, фразеологизмах.
Детям могут быть предложены фразеологизмы:
Малиновый звон – это красивый, мелодичный, приятный шум колоколов. Малиновый звон – это одно из тех заимствованных выражений, которые настолько поэтически переосмыслялись в русском языке, что их невозможно узнать. Глубокое звучание колокольного звона связывалось у наших предков с особым ароматом, сравнить который можно было разве что с малиной – одной из излюбленных в народе ягод. Или с ее цветом – малиновым: не ярким, броским, а приглушенным, мягким, ласкающим глаз и душу русского человека. Вот как в одном слове могли возникать и соединяться ассоциации и с цветом, и со звучанием, и с запахом, и со вкусом. (Малиновой водой, например, русские крестьяне называли лесной источник.)
Яблоко раздора.
Согласно древнегреческому мифу, однажды богиню раздора Эриду не пригласили на пир. Затаив обиду, Эрида решила отомстить богам.
Она взяла золотое яблоко, на котором было написано «прекраснейшей», и незаметно бросила его между богинями Герой, Афродитой и Афиной. Богини заспорили, кому из них оно должно принадлежать. Каждая считала себя прекраснейшей. Сын троянского царя Парис, которого пригласили быть судьей. Отдал яблоко Афродите, и она в благодарность помогла ему похитить жену спартанского царя Елену. Из-за этого вспыхнула Троянская война.
Выражение «яблоко раздора» превратилось во фразеологизм, обозначающий причину ссоры, вражды.
Жюри подводит итоги пятого конкурса
2.7. 6-й конкурс – «Если бы меня услышало человечество» (турнир ораторов)
Это способ культивировать речь учащихся, развивать логическое мышление, умение слушать слова и ценить значение каждого слова.
Выступление ограничено во времени – не более одной минуты, чтобы дети не могли остро ощутить свою интеллектуальную бедность.
Необходимо выстраивать речь по формуле: тезис – аргумент – иллюстрация.
Нельзя забывать о публике. Ораторов внимательно слушают. Установка на доброжелательность производится правилом «Нет плохих ораторов – есть плохой слушатель, ибо выступление каждой личности интересно, как сама личность».
Конечно, учитель для ораторов проводит подготовительную консультацию.
Все смотрят видеоматериалы – выступление на тему «Зачем нам нужна риторика (тексты составлены учащимися)
Устное публичное выступление на тему
«Зачем нужна риторика?»
Манина Татьяна,10 класс
Уважаемые участники семинара, проблема, о которой я буду говорить, очень актуальна. Это проблема человеческого общения.
Древние говорили: «Много падших от острия меча, но не столько, сколько падших от языка. Он причина всякого зла и всякой скорби. Он всюду и везде посевает раздоры, ссоры, ненависть. Он нарушает мир семейства, в целом обществе и в сердце каждого человека, он никого не уважает, против всего восстает, восстает против бога и людей». Трудно выразить все зло, если им злоупотреблять. Так что же делать, чтобы язык служил на пользу себе и ближним?
Во всем мире принято считать, что в каждой школе должен существовать специальный учебный предмет риторика как предмет культурообразующего и интегрирующего характера. Действительно, нужна ли нам сегодня риторика? Согласитесь, это необходимость. Ведь слишком часто в настоящее время демонстрируют неумение общаться не только выпускники школы, но и профессионалы. Каждый человек должен уметь точно, красочно и кратко выражать свои мысли. Да, в наше время общение не стало удивительной роскошью нашей жизни, умение говорить, слушать, читать, писать не стало реальным действием, инструментом поисков согласия, конструктивных идей в решении вопросов. Если справедлива пословица: по одежке встречают – по уму провожают, то она в первую очередь приложима к человеческому общению, где слова – одежки наших мыслей. Люди знали это с древнейших времен.
«Заговори, чтоб я тебя увидел»- говорил Сократ. От умения общаться во многом зависят и личные успехи и успехи общества в целом, поэтому общению нужно обязательно учиться.
Дар слова – это врожденная способность человека или результат длительного и кропотливого обучения и самообразования? Может быть, нельзя научить общению? Оказывается, можно. Один из русских государственных ученых и государственных ученых и теоретиков Сперанский говорил: «Обучать красноречию не можно, ибо не можно обучать иметь блистательное воображение и сильный ум. Но можно обучать, как пользоваться сиим божественным даром – даром слова».
Мы знаем, что любой выпускник среднего учебного заведения в развитых странах зарубежья получает определенную риторическую практику. Общая практика подготовки ораторского мастерства становится неотъемлемым элементом подготовки специалистов любого профиля.
Да, владение словом ценится высоко. А.П.Чехов говорил: «Для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличным, как неумение читать и писать». А Платон считал риторику искусством управлять умами. А разве не об этом мечтает политик, общественный деятель, руководитель?
Итак, тот предмет, который называется риторика, нужен. Но пока, к сожалению, не все эту мысль осознали, не для всех она в полную меру стала очевидной.
Древние спрашивали: «откуда появляются взрослые, не умеющие говорить в публичной аудитории, откуда берутся люди со столь примитивным мышлением, не умеющие связать даже двух слов, о трех словах речи нет». Сами же древние ораторы отвечали: «Они вырастают из детей, только из детей». Следовательно, курс риторики может помочь школе в обеспечении более высокого ораторского, общекультурного и, наконец, интеллектуального развития учащихся, как этот предмет помогает мне.
Жюри подводит итоги конкурса.
2.8.7-й конкурс – «Без языка» (театр-экспромт)
Задача – психологическое раскрепощение школьника. На спектакль приглашаются все желающие из болельщиков сначала первой, а затем второй команды.
Сюжет не должен быть известен детям. Поэтому, сыграв один спектакль, необходимо заново составлять текст для другого представления.
Методика организации театра-экспромта предельно проста. Составляется текст для «Голоса за кадром», обычно сказочный, фантастический, детективный, так чтобы на сцене развертывались занимательные события. Потом фиксируются все персонажи представления, они обозначаются на карточках. Эти карточки распределяются среди пришедших на спектакль детей, и они тут же приглашаются за кулисы. По ходу звучания текста, несущего в себе информацию о действиях героев, актеры появляются из-за кулис и исполняют все, о чем сообщает «Голос за кадром».
Тексты, служащие опорой для разыгрывания действий на сцене:
«…Море. Море волнуется. Находится в постоянном движении. У берега на Камне сидит Философ. Он углубился в мысли, ничего не замечает вокруг. Со стороны кажется, что он дремлет. Не замечает Волн, набегающих на берег. Не замечает, как подплыла Акула и разинула хищную пасть, собираясь съесть Философа. Не замечает он, как стайка веселых Дельфинов прогоняет злую Акулу в Море.
Философ сидит, погруженный в мысли. Ничто не может вывести его из раздумий о смысле жизни. Он так неподвижен, что появившаяся Чайка принимает его за камень и садится ему на голову.
На берегу появляется Торговец с Корзиной. Целый день он продавал товар на рынке. Усталый, волочит корзину по песку. Торговец видит одинокую фигуру человека, сидящего на Камне, и направляется к нему.
Заметив человека, Чайка с криком улетает. Философ сохраняет прежнюю задумчивость.
Подойдя к Философу, Торговец просит присмотреть за Корзиной… Раздевается и идет окунуться в Море.
В это время на берегу появляются два Шутника. Они видят погруженного в мысли Философа, крадучись подбираются к Корзине с одеждой. Забирают ее и пускаются наутек.
Торговец видит, как похищают его Корзину с деньгами и одеждой, быстро плывет к берегу и кричит: «Спасите!» От крика Философ пробуждается и бросается на помощь. Конечно, спасти человека для Философа – это все равно что спасти высшую ценность.
Торговец отбивается от Философа. Вскоре они оказываются на берегу. Шутники убегают все дальше и дальше.
Торговец мечется по берегу, умоляет Философа дать ему на время одежду, чтобы поймать шутников. Философ отвечает, что одежда не самое главное в жизни, что она только средство, а не цель… и вновь впадает в глубокую задумчивость.
Торговец прыгает вокруг, бьет Философа по спине, пытаясь вывести его из задумчивости, становится на колени, умоляя об одежде…
Приплывают Дельфины – обсуждают ситуацию. Чайка кричит, дает советы голому Торговцу. Философ невозмутим. Дельфины уплывают. Чайка улетает.
Торговец раздевает Философа, бежит спасать свое добро.
На Камне одинокий Философ, погруженный в мысли о смысле жизни…
Занавес
Ведущий по окончании представления должен сделать все возможное, чтобы у каждого участника вызвать чувство удовлетворения своей актерской работой.
Ведущий: Вы очень внимательно слушали текст, пытались понять каждое слово и воплотить в жизнь невербальными средствами, то есть неязыковыми. Видите, за каждым словом – жизнь. Вы ее приняли и почувствовали через СЛОВО. Молодцы!
В этом конкурсе жюри выбирает самого лучшего актера.
2.9.8-й конкурс «Как сердцу высказать себя?»
Чтобы тебя понимали, надо уметь говорить, то есть соблюдать языковые нормы. Чтобы тебя приятно было слушать, нужно говорить красиво, выразительно, подбирая уместные выразительные средства.
Однажды профессор русской словесности Кошанский пришел в класс и предложил описать розу стихами. Это было в девятнадцатом веке, и среди его учеников был поэт А. Пушкин.
В аудиторию приносят розу. Задача конкурсантов – взглянуть на нее по- своему, отыскать в данном предмете реального мира весь спектр полезности и ценности для людей. При этом каждый берет розу в руки, показывает всем, раскрывая то содержание, которое обнаружено им.
Жюри подводит итоги седьмого конкурса, в это время заранее подготовленный ученик читает стихотворение А. С. Пушкина «Где наша роза, друзья мои?..», демонстрируются видеоматериал с урока риторики.
Тема «Поговорим об украшении языка – «лекифе»
Дорогие друзья!
Проблема, как правильно и красиво говорить, весьма актуальна в XXI веке.
Правильно и красиво говорить – это не только владеть большим словарным запасом, а и умело украшать свою речь «цветами», то есть украшениями, которые могут сделать речь более изящной и выразительной. Цицерон называл такие украшения «лекифом». «Лекиф» - это античный флакон тонкой работы, в котором в те времена женщины хранили духи.
Что же такое ораторский лекиф? Ораторский лекиф многообразен: это могут быть и тропы (слова или фразы, использованные в переносном значении, например, метафора, оксюморон, гипербола), и фигуры (необычные по синтаксису обороты речи, применяемые для усиления выразительности выступления: градация, инверсия, парцелляция, эпифора, эллипс, антитеза, гипербатон, хиазм). Цитаты, элементы остроумия и юмора, пословицы и поговорки тоже относят к украшениям речи.
Посмотрите, как украшает гипербола стихотворение Бориса Пастернака:
Мело, мело по всей земле,
Во все пределы…
Не менее красиво звучит афоризм Владимира Солоухина: «Раньше гусиными перьями писали «вечные истины», теперь «вечными перьями» пишут гусиные мысли».
Нельзя не упомянуть о том, что намеренная нелепость обычно отталкивает, но посмотрите, как изящен оксюморон в стихотворении Анны Ахматовой:
Смотри, ей весело грустить
Такой нарядно обнаженной…
Таким образом, правильно и красиво говорить – искусство. Красота речи должна быть чем-то похожа на лицезрение розы. «Разметался у розы подол на ветру» - читаем мы у Омара Хайама. А ведь, действительно, чтобы украсить розу, достаточно всего лишь капельки росы…
Но все-таки нужно помнить, что ораторское искусство «не спускается к нам с небес» и что ему нужно учиться, при этом учиться не только логике, лексике, но и умелому и грамотному украшению речи.
2.10.8-й конкурс «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык…»
«Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью». Эти слова А. И. Куприна кажутся особенно актуальными сегодня, когда речевая культура испытывает сильный натиск жаргона и заимствованных слов, когда люди перестают понимать слова, а, следовательно, и друг друга. Поэтому участники конкурса сегодня выступают с речью в защиту родного языка (выразительно читаются заранее подготовленные стихотворения на данную тему).
Пока жюри подводит итоги, все слушают еще одну речь в защиту цивилизации и культуры (видеоматериалы с уроков риторики, где выступают старшеклассники)
3.Конкурс капитанов
Звучит песня «Капитаны, капитаны…»
По традиции в конце конкурс капитанов.
Задание для капитанов: написать письмо своему сопернику, используя такое украшение речи, как фразеологизм. В помощь капитанам даются подсказки:
Ни жив ни мертв От нечего делать
Мастер на все руки Спустя рукава
Ни к селу ни к городу Не сводить глаз
С минуты на минуту Медвежья услуга
Кривить душой Утереть нос
Выбиваться из сил По головке не погладят
От всего сердца Не падать духом
4.Подведение итогов КВН
Пока жюри подводит итоги, зрители и болельщики подходят к микрофону и высказывают свое мнение о сегодняшнем конкурсе.
Слово жюри: называют счет, поздравляют команды, вручают грамоты и призы.
Учитель Мальцева Ю. П.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка уроков по теме "Цивилизация Древнего Рима"
Данную разработку уроков можно использовать как в 5-м, так и в 10-м классах. Она универсальна, но практические работы каждый учитель подбирает сам. В данных уроках использовала схемы...
статья "Проблемное обучение на уроках литературы как путь формирования «человека культуры»"
данная статья предназначена учителям, работающим по технологии проблемного обучения...
7 класс, открытый урок. Тема:"Древние цивилизации Латинской Америки. Майя."
Представляю итоговый урок по теме "Древние цивилизации Латинской Америки.Майя" в 7 классе...
Словарная работа на уроках русского языка - один из путей повышения языковой культуры учащихся
Статья, посвященная словарной работе на уроках русского языка...
урок 11 кл. Цивилизация.Прогресс.
Развитие коммуникативных умений учащихся по теме " Цивилизация. Прогресс ". "Civilisation. Progress and development" ...
Урок истории "Мировая цивилизация:новые проблемы на рубеже тысячелетий" (11 класс)
Учитель Швецова Ирина Владимировна Место работы МКОУ СОШ п. Пластун Тернейского района Приморского края УМКЗагладин Н.В. Всемирная история.XX век Класс11...
Формирование эмоционально-волевой сферы подростков на уроках ОБЖ путем интегрирования с предметом физическая культура
Задачи интегрированных уроков – способствовать активному и осознанному усвоению учениками учебного материала, развитии логического мышления, дает возможность использовать в ходе обучения современные и...