Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - патриот"
занимательные факты по краеведению (5 класс) на тему
Программа разработана по внеурочной деятельности для 5 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_progr_2.docx | 33.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 21
г. Белорецка муниципального района Белорецкий район РБ
Рабочая программа по
внеурочной деятельности в 5 классе
«Я - патриот»
Разработчик: Сафиуллина Эльвира Салаватовна,
учитель истории и обществознания
высшей категории
МОБУ СОШ № 21
2016-2017 учебный год
Программа внеурочной деятельности "Я - патриот"
Авторская программа курса внеурочной деятельности «Я - патриот» составлена учителем истории и обществознания МОБУ СОШ Сафиуллиной Э.С, высшая квалификационная категория.
Актуальность. Краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств, расширении кругозора школьников, развитии их интеллектуального и творческого потенциала. Малая Родина ребёнка – это природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это памятные места родного села и, конечно, люди, гордость и слава родного села.
На современном этапе развития общества изучение родного края становится актуальным, как ведущий фактор воспитания патриотизма. Краеведение – благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному селу, краю. Для развития, обучения и воспитания школьников исключительно важны связь с прошлым поколением, формирование культурной и исторической памяти. Чтобы ребёнок мог проникнуться такими чувствами, необходимо прикоснуться к эпохе, потрогать её руками и эмоционально пережить артефакты. Помочь ребёнку в решении этих проблем сегодня может музей. Музей – своеобразная модель системы культуры, играющая огромную роль в воспитании личности.
Значительное количество занятий направлено на практическую совместную деятельность обучающихся, учителей и родителей. Программа призвана обогатить знаниями об историческом прошлом семьи, школы, города, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, воспитывать чувства гражданственности и патриотизма.
Цель курса: формирование основ гражданской идентичности школьника в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности.
Задачи курса:
1) расширять и углублять знания детей о родном городе, районе, республики, стране, народе. Изучить их историю, культуру, природу, географические особенности;
2) развивать интерес к окружающему миру, учить быть внимательным к предметам, явлениям и людям, находящимся вокруг;
3) развивать грамотную речь, умение строить эффективное общение со сверстниками и взрослыми;
4) развитие эмоциональной сферы ребёнка;
5) достижение личностных, метапредметных и предметных результатов основной образовательной программы основного общего образования
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Краеведение как особая форма научно-познавательной и просветительской деятельности давно стало органической частью современного образования, одним из важных средств воспитания патриотизма. Малая Родина ребёнка – это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это памятные места города, его исторические и культурные центры, промышленные предприятия города, это и известные люди, гордость и слава нашего края. Это такие славные даты краеведческого календаря как День основания города Белорецка. В программе заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей. Курс использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках литературы, географии, физической культуры, математики, технологии, изобразительного искусства, музыки, совместно с ними помогая детям освоить материал краеведения. Программа отличается тем, что ребёнку предлагаются задания неучебного характера, поэтому серьезная работа принимает форму игровой деятельности, что очень привлекательна именно для учащихся 5 класса. На этих занятиях не ставятся отметки, хотя устное оценивание осуществляется. К тому же ребёнок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создаёт особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.
Программа построена на принципах краеведческого воспитания и образования:
1) принцип научности (включение в содержание основных понятий, взаимосвязь и единство человека и природы, системность обучения и воспитания);
2) принцип демократичности (достигается не только тем, что школа определяет вариант еѐ реализации, но и тем, что педагог самостоятельно избирает пути достижения планируемых результатов);
3) принцип практической направленности (реализуется за счёт введения в каждый блок практических занятий, экскурсий, творческих заданий);
4) принцип гуманизации (достигается за счёт введения краеведческого материала, который используется для углубленного изучения смежных предметов, позволяет сделать основные сведения ярче, ближе и интереснее, способствует эффективному формированию ценностных ориентаций, развитию интереса и уважения к истории своего народа, своего края).
Формы организации занятий: экскурсии, литературные и исторические гостиные, исторические игры, викторины, проектная и исследовательская деятельность, использование интернет-технологий, создание презентаций, посещение школьного и городского краеведческого музея, оформление выставок, лекции, беседы, опережающие задания по использованию дополнительной литературы и местного материала, рефераты, конференции и дискуссии, работа с картами, анкетирование, интервьюирование, работа в музее, практические занятия, игровые ситуации, использование тестов и викторин.
Место курса в плане внеурочной деятельности школы
Курс изучается в рамках внеурочной деятельности школьников и является школьным компонентом, обеспечивающим реализацию основных направлений основного образования МОБУ СОШ № 21 г. Белорецка Программа рассчитана на 34 часа. Занятия проводятся в кабинете и за пределами школы (экскурсии).
Прогнозируемые результаты с учётом УУД.
В сфере познавательных универсальных учебных действий:
Знать:
-историю и традиции своей семьи;
-историю образования своего города, района, республики;
- символику города, района;
- реликвии своей семьи;
- фамилии, имена, отчества своих прародителей в 3-4 поколениях;
- профессии своих родителей, бабушек, дедушек;
- некоторых выдающихся людей – уроженцев школы, города, района, республики;
- историко-культурные достопримечательности города, района;
- историю и традиции родной школы;
Уметь:
- собирать краеведческую информацию у членов своей семьи;
- делиться собранной информацией с друзьями;
- обобщать собранный материал;
- объяснять причины образования города, района;
- проявлять уважение к людям разного возраста и разных профессий.
В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:
- внутренняя позиция на уровне положительного отношения к школе;
- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
- развитие чувства патриотизма, гордости за свою Родину, свой народ.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы;
- контролировать действия партнёра;
- использовать речь для регуляции своего действия.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускник научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
-выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
Использование приобретённых знаний и умений в практической и повседневной жизни:
В ходе занятий учащиеся выполняют разнообразные практические задания:
-подготовка и проведение праздников;
- организация словесного и художественного творчества: сочинительство небольших стихов, сказок; рисование по результатам экскурсий, наблюдений, представлениям;
- формулирование вопросов на экскурсии при обращении к человеку любого возраста;
- слушать и слышать ответы и вопросы в беседе;
- разрабатывать и реализовывать исследовательские (индивидуальные, коллективные) и общественно-полезные проекты;
- оказывать и получать помощь в затруднительных ситуациях.
Планируемые результаты реализации программы кружка «Я - патриот» ориентированы на достижение всех трёх уровней воспитательных результатов.
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни).
Школьники приобретают знания об истории происхождения названия города, об истории школы; о семье и семейных традициях; о жизни ветеранов Великой Отечественной, войны и тружеников тыла; о правилах коллективной работы; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации.
Ученик научится:
· учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
· планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,
в том числе во внутреннем плане;
· адекватно воспринимать оценку учителя;
· строить речевое высказывание в устной форме;
· осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;
· устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом).
Идёт развитие ценностных отношений школьника к историческому и духовному наследию малой родины, к людям труда, к членам своей семьи, к школе, к памятникам культуры, к людям других поколений, к своему дому, друзьям, к традициям памяти событий Великой Отечественной войны.
Ученик получит возможность для формирования основ экологической культуры:
- принятие ценности исторического мира, готовность следовать в своей деятельности нормам нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- для формирования гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.
Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия).
Школьник может приобрести опыт работы с архивными документами и материалами, музейными экспонатами и документами, через фотосессии по историческим и современным местам села, через практические занятия; опыт охраны памятников истории и культуры; опыт общения с представителями других поколений, с участниками и очевидцами Великой Отечественной войны; опыт волонтёрской деятельности; опыт организации совместной деятельности с другими детьми и работы в группе.
Ученик научится:
· включаться в творческую деятельность под руководством учителя;
· строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
· договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
· задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
Содержание курса.
Введение - 1 час.
Знакомство с целями и задачами.
Раздел 1. «Я и моя семья» – 5 часов.
Профессии в моей семье. Успехи и достижения моей семьи. Перед первым занятием учащимся даётся задание выяснить, где и в каком качестве трудятся их родители, близкие. Дети либо устно рассказывают об этом, либо (по желанию) могут попытаться нарисовать своих близких дома или на работе. Семейный архив (выставка старых фотографий, открыток). Семейные реликвии. Создание уголка старых вещей в школьном краеведческом музее. Семейные будни, праздники. Традиции семьи. Приметы и суеверия, дошедшие до наших дней (из рассказов бабушек и дедушек). Фольклор моей семьи (пословицы, поговорки, дразнилки, считалки, игры). Коллективная работа: составление книжки-раскладушки «Игры наших бабушек».
Раздел 2. «Мой дом, мои соседи, друзья» – 4 часа.
Бережное отношение к своему дому, его оборудованию, окружающей природе. Приглашение родителей для совместного с детьми решения, что можно сделать во дворе своими руками (помочь посадить цветы, расчистить снег, построить горку и т.д.). Взаимоотношения с соседями, друзьями.
Раздел 3. «Наша школа» – 5 часов.
Знакомство учащихся с традициями, историей своей школы, с выпускниками, которыми школа гордится, с учителями, работавшими в школе долгие годы. Проводятся экскурсия по школе, в школьный краеведческий музей. Обращается внимание на необходимость беречь школьное имущество.
Раздел 4. «Город, в котором я живу – 6 часов.
Знакомство учащихся с историей города. Обращается внимание на название города, его значение. Географическое положение города. Первые жители. Учащиеся должны уяснить, для чего следует знать о прошлом, почему надо беречь то, что осталось от прошлого. Важно, чтобы из занятий дети вынесли практическое желание сделать что-либо для того, чтобы их город стал ещё лучше. Рассказы о людях, прославивших наш посёлок: старожилы, ветераны труда, передовики производства. Национальный состав населения нашего города. Их обычаи, традиции, праздники, национальные блюда. Календарные праздники и обряды (Рождество, Масленица, Пасха и т.д.) Прикладное искусство нашего города (выставки).
Раздел 5. «Деятели культуры моего края» – 2 часа.
Выяснение того, кто из деятелей культуры был связан с родным краем. Знакомство с творчеством поэтов-земляков, писателей.
Раздел 6. «Мой край в годы войн» – 5 часов.
Тема предполагает изучение событий истории, жизни и деятельности героев революции, гражданской войны, Великой Отечественной войны, тружеников тыла живших и живущих на территории города. Можно предложить ребятам узнать, кто из ветеранов или членов их семей проживает рядом, и взять над ними шефство. На занятия возможно приглашение кого-либо из семей школьников для беседы или небольшого рассказа. Проводятся экскурсии в Аллею Славы и к мемориалу.
Раздел 7.
«Россия – Родина моя» - 6 часов
Даётся понятие о своём крае как составной части Родины. Изучается символика нашего государства. Конкурс рисунков «Моя малая родина».
Раздел 8.
Практическая работа - Составление викторин, кроссвордов, газеты для школьников
№ п/п | Тема занятия | Краткое описание деятельности учащихся Форма организации внеурочной деятельности / форма занятия/ | Кол-во часов | ||
аудит. |
| ||||
теория | практика | ||||
1 | Вводное занятие. | Занятие в учебном кабинете | 1 | ||
Раздел 1. Я и моя семья. | |||||
2 | Профессии в моей семье. | Беседа. Рассказы учащихся о том, где трудятся их родители. Рисование на тему «Моя мама (папа) на работе. Мини- сочинение: «Успехи и достижения моей семьи | 1 | ||
3 | Семейный архив. | Организация выставки семейных реликвий /открытки, фотографии и т.д./ в школьном краеведческом музее. Презентация «Семейные реликвии». | 1 | ||
4 | Традиции семьи. Семейные будни, праздники. | Беседа о том, как проходят семейные будни и праздники. Разучивание игр для семейных праздников. Импровизация «Игра в гостей». Анализ ситуации « Ко мне пришли гости». Правила приема гостей в доме и правила поведения для гостей. Практикум «К нам гости пришли»
| 1 | ||
5 | Приметы и суеверия. Фольклор моей семьи. | Рассказы учащихся о том, что им удалось узнать от бабушек и дедушек | 1 | ||
6 | «Игры наших бабушек». | Ролевые игры. Составление книжки-раскладушки с детскими работами (рисунки). Оформление и защита творческих работ | 1 | ||
Раздел 2. Мой дом, мои соседи, друзья. | |||||
7 | Мой дом. | Беседа. Рисование на тему « Мой дом» Что значить радовать родных и близких добрыми делами? Разыгрывание ситуаций. Игра «Покажи, не называя», «Кто скорее соберёт?». Игра « Кто, где живёт?».
| 1 | ||
8 | Мой двор. | Создание проекта своего двора. Чтобы вы хотели изменить в своём дворе. Оформление и защита творческих работ
| 1 | ||
9 | Мои соседи. | Беседа. Рассказы учащихся о своих соседях. Разработка правил взаимоотношений с соседями. Упражнения на умение строить диалог. | 1 | ||
10. | Мои друзья. | Рассказы учащихся о том, кого можно считать другом и почему Анализ и обработка информации.. Конкурс рисунков «Мой друг». Этюды на выражение эмоций, жестов. Игра «Будь внимателен». Игра – драматизация «Всё в порядке».
| 1 | ||
Раздел 3. Наша школа. | |||||
11 | Моя школа. | Экскурсия по школе. Беседа о бережном отношении к школьному имуществу. Чтение стихотворения по теме Я. Аким «Идут гурьбою школьники…» Анализ фотовыставки «Наш класс на перемене». | 1 | ||
12 | История и традиции моей школы. | Знакомство с историей родной школы, её традициями. | 1 | ||
13 | Кто учит и кто учится? | Встреча с ветеранами педагогического труда и выпускниками школы. | 1 | ||
14 | Экскурсия в краеведческий музей | Экскурсия. Наблюдение. Работа с материалами музея. | 1 | ||
15 | Экскурсия в школьный Краеведческий музей. | Экскурсия. Работа с материалами школьного музея. Анализ и обработка информации. | 1 | ||
Раздел 4. Город, в котором я живу. | |||||
16 | Моя малая родина. | Экскурсия - прогулка по городу. Просмотр и обсуждение компьютерной презентации «Прошлое и настоящее нашего города» | 1 | ||
17-18 | История города | Знакомство с историей города: рассматривание книг и фотографий. Беседа. Анализ и обработка информации. | 2 | ||
19-20 | Люди, прославившие наш город. | Встреча с ветеранами труда, передовиками производства. | 2 | ||
21 | Знакомство с музеями города | Экскурсия в музей милиции | 1 | ||
Раздел 5. Деятели культуры моего края. | |||||
22-23 | Литературное белоречье | Знакомство с творчеством поэтов - земляков. Рассматривание книг, чтение стихов. Конкурс чтецов. Читательская конференция по прочитанным книгам наших земляков | 2 | ||
Раздел 6. Мой край в годы войн | |||||
24 | Белорецк в годы революции и гражданской войны | Знакомство с историческим прошлым нашего города, связанного с гражданской войной | 1 | ||
25-26 | «Их подвиг будет жить в веках». Земляки - участники Великой Отечественной войны. | Знакомство с историческим прошлым нашей Родины, с участием земляков в ВОВ. Экскурсия в Аллею Славы. Составление вопросов викторины | 2 | ||
27 | Мои близкие на фронтах Великой Отечественной; труженики тыла. | Приглашение на занятие членов семей учащихся. Рассказы об участии родных в Великой Отечественной войне. | 1 | ||
28 | Они нуждаются в нашей заботе. | Изготовление поздравительных открыток для ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла. | 1 | ||
Раздел 7. Моя Родина. | |||||
29 | Моя Родина - Россия. | Рассматривается название нашей страны, понятие «Мы - граждане России». Знакомство с символикой нашего государства. Рисование российского флага. | 1 | ||
30 | Мы - путешественники. | Рассказы учащихся о том, в каких уголках нашей Родины они побывали вместе с родителями. Рассматривание фотографий, открыток, сувениров.
| 1 | ||
31 | Наш край - часть большой страны. | Рассматривается место нашей малой родины как составной части страны, её значение. Викторина «Наш край». Составление вопросов | 1 | ||
Раздел 8: Практическая работа - Составление викторин, кроссвордов, газеты для школьников | |||||
32-34 | Работа с полученной информацией |
| 3 | ||
Итого: | 6 | 19 | 9 |
Список литературы:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
- Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы основного общего образования
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011.
- Вырщиков А.Н., Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. - М.: Глобус, 2007. – 78 с.
- Горбова М.А., Патриотическое воспитание средствами краеведения. - М.: Глобус, 2007. – 140 с.
- Даринский А.В., Краеведение. - М.: Просвещение, 1987. – 245 с.
- Касимова Т.А., Яковлев Д.Е., Патриотическое воспитание школьников. - М.: Айрис - пресс, 2005. – 95 с.
- И. Кондратьева, Города России. Энциклопедия — М.: Большая Российская Энциклопедия, 1994. – 148 с.
- Пчелов Е.В., Государственные символы России – герб, флаг, гимн. – Москва: «Русское слово», 2002. – 94 с.
- Книга памяти.
- 1.http://yandex.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности (Проектная деятельность) «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ГЕОМЕТРИИ»
Изучение геометрического материала в начальной школеиграет особую роль: с одной стороны, он помогает систематизировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанныйс восприятием предметов различной ф...
Рабочая программа по внеурочной деятельности спортивного направления «Школьный спортивный клуб Патриот» 2 класс
Рабочая программа для спортивно – патриотического клуба составлена на основе Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов (авторы: доктор педагогических наук В. И. Лях, кан...
Приказы, рабочие программы по внеурочной деятельности и элективным курсам. Подтверждение реализации рабочих программ по доп. образованию находится в публичных докладах директора школы 2015-2016 (с.11), 2016-2017 (с.5,11,12), 2017-2018 (с.5,12-13)
Приказы, рабочие программы по внеурочной деятельности и элективным курсам...
Рабочая программа по внеурочной деятельности (духовно-нравственное направление). Кружок "Патриот".
Пояснительная запискаПроблемы патриотического воспитания личности нашли отражение в нормативных документах Министерства образования РФ: государственной программе “Патриотическое воспитание гражд...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сдаем ГТО » для 10-11 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)
Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Ку...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Первая помощь» для 5 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)
Актуальность курса. В современных условиях все возрастающей сложности и напряженности жизни, пребывания людей в стрессовых ситуациях, роста аварийности на предприятиях и дорогах, возрастает роль...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...