Программа по краеведению
рабочая программа по краеведению (6 класс) на тему
Рабочая программа по краеведению для обучающихся 6 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_kraevedenie_6.doc | 144 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Арх-Голицынская основная общеобразовательная школа»
Рассмотрена и одобрена на заседании методического объединения руководителем МО _______/Соловьёва О.В./ «__»___________ 2017 г. | Согласована с заместителем директора по УВР _________/Сорокина Н.В./ «____»____________2017 г. | Утверждена руководителем образовательного учреждения «___» __________ 2017 г. |
Рабочая программа
учебного курса «Краеведение»
в 6 классе
Составитель: Боровик Валентина Геннадьевна
2017-2018 учебный год
Рабочая программа составлена на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и предназначена для организации и проведения уроков по курсу «Краеведение» в 6 классах общеобразовательных учреждений. Занятия проводятся из расчета 1 час в неделю.
Рабочая программа курса «Краеведение» предназначена для учащихся шестых классов. Продолжительность обучения 34 часа. В нее входит как теоретическая, так и практическая часть.
Данная программа позволяет использовать краеведческий материал, активно изучать местную природу, мероприятия по ее преобразованию и рациональному хозяйственному использованию.
Назначение данной учебной программы заключается в следующем:
- программа предназначена для учащихся общеобразовательных школ Республики Мордовия (6 класс);
- основной упор в программе делается на изучение объектов географического краеведения, культуры и истории народов, городов и сельской местности;
- курс обучения − 1 год; программа адресована учителям географии, работающим в 6 классах;
- занятия проводятся из расчета 1 час в неделю;
- на изучение курса отводится 34 часа.
Актуальность учебной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение географического краеведения в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков бережного отношения к природе, истории и культуре родного края. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.
Цель программы − систематизировать знания о природе и человеке, подготовить учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями. Создать условия для духовно-ценностной ориентации ребёнка в окружающем мире, воспитывая его гражданское самосознание через ознакомление с историей, природой и культурой родного края.
Главной целью краеведческого образования в основной школе является воспитание гражданина России, патриота малой Родины, знающего и любящего свой край, город, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.
В преподавании курса краеведения реализуются важнейшие требования модернизации школьного образования – переход от знаниевой к развивающей модели обучения, к деятельностным формам организации учебного процесса. На это направлена система формирования разнообразных умений, навыков и способов познавательной деятельности учащихся в процессе обучения краеведению.
Планируемые результаты
Личностным результатом обучения краеведению в общеобразовательной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения краеведению:
1. Ценностные ориентации учащихся, отражающие их индивидуально-личностную позицию:
- осознание себя как члена общества на региональном и локальном уровнях;
- осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли;
- осознание единства географического пространства региона как единой среды обитания всех населяющих его народов, определяющей общность их исторических судеб.
2. Гармонично развитые социальные чувства и качества:
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни, толерантность;
3. Образовательные результаты — овладение системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
Метапредметные результаты освоения программы по краеведению заключается в формировании понятий и развитии мышления посредством знания:
- познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни;
- способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью.
Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые, в том числе, и в школьном курсе краеведения и применяемые в реальных жизненных ситуациях:
1. Умения организовать свою деятельность, определять её цели и задачи. Выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.
2. Умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий.
3. Организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина.
4. Умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей.
5. Умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, написать письмо и т. п.
6. Умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Предметными результатами освоения программы по краеведению являются:
- понимание роли и места краеведения в системе научных дисциплин, его роли в решении современных практических задач и глобальных проблем;
- умение работать с разными источниками географической и краеведческой информации;
- умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений своего региона, населенного пункта;
- картографическая грамотность;
- владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды своего региона, населенного пункта;
- умение вести наблюдение за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия;
- умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;
- умение соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Содержание учебного курса
Название темы | Количество часов (при 1 ч. в неделю) |
Введение | 1 |
Развитие знаний о Земле | 5 |
Изображение Земли на глобусе и карте. Положение Республики Мордовия на карте мира и России | 8 |
Литосфера. | 3 |
Рельеф Республики Мордовия и его основные формы | 5 |
Гидросфера — водная оболочка Земли. Реки и озера Республики Мордовия | 3 |
Атмосфера — воздушная оболочка Земли. Климат Республики Мордовия | 5 |
Биосфера | 3 |
Почва как особое природное образование. Почвы Республики Мордовия и их использование | 1 |
Население Республики Мордовия | 1 |
Всего | 34 |
Практических работ | 11 |
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение.
Понятие краеведения, основные термины, определения, объекты для краеведческого изучения. Роль и значение этой науки в жизни и хозяйственной деятельности человека.
Раздел 1. Источники географической информации.
Глобус. Масштаб и его виды. Градусная сеть и её предназначение. Географические координаты и их определение. Соотношение размеров. Расчет (измерения) расстояний. Протяженность границ РМ, координаты, положение.
План местности. Условные знаки, определение направлений и расстояний. Разнообразие карт по масштабу и содержанию. Сравнение плана местности и географической карты. Легенды карт, виды условных знаков. Линейный, именованный и численный масштаб. Специальные и тематические карты Республики Мордовия. Географический атлас Республики Мордовия.
Географическая карта. Относительная и абсолютная высоты. Формы рельефа. Горизонтали, способы изображения рельефа на топографических и географических картах.
Ориентирование на местности и его способы. Компас. Определение сторон горизонта и расстояний на местности. Азимут. Дальномер. Способы глазомерной съемки местности. План местности.
Раздел 2. Земля как планета Солнечной системы. Положение Республики Мордовия на карте мира и России.
Движение Земли. Высота Солнца над горизонтом. Время. Продолжительность года. Смена времен года. Фенологические признаки наступления времен года.
Земля — планета Солнечной системы. Распределение солнечного тепла и света по поверхности Земли, России, Республики Мордовия. Неравномерность распределения солнечного света и тепла. Пояса освещенности. Дни солнцестояний и равноденствий. Высота Солнца и продолжительность дня и ночи.
История открытия и исследования территории Республики Мордовия. Путешествия как способ познания окружающего мира. Исследователи, побывавшие на территории Республики Мордовия, и их маршруты.
Раздел 3. Земная кора и литосфера. Рельеф Республики Мордовия и его основные формы.
Земная кора и литосфера. Горные породы Республики Мордовия. Свойства горных пород.
Основные формы рельефа Республики Мордовия. Разнообразие рельефа. Воздействие на рельеф внутренних и внешних сил. Различие гор и равнин по высоте. Описание основных форм рельефа Республики Мордовия на географической карте.
Движение земной коры. Медленные вертикальные и горизонтальные движения и их роль в изменении поверхности Республики Мордовия.
Человек и литосфера. Хозяйственная деятельность человека. Использование недр. Влияние деятельности человека на ресурсы и рельеф Республики Мордовия. Месторождения полезных ископаемых в Республике Мордовия. Опасные природные явления, их предупреждение. Преобразование рельефа, антропогенные формы рельефа.
Раздел 4. Атмосфера — воздушная оболочка Земли. Климат Республики Мордовия.
Атмосфера. Состав атмосферы, её состав и структура. Источники пополнения газов. Роль содержания газов в атмосфере для природных процессов. Нагревание атмосферы; температура воздуха, распределение тепла на Земле, в Российской Федерации, Республике Мордовия. Различия в нагревании в течение суток и года. Средние температуры, амплитуды температур. Изотермы. Особенности температурного режима в Республике Мордовия. Зависимость температуры от угла падения солнечных лучей.
Погода и климат. Влага в атмосфере. Водяной пар в атмосфере, источники его поступления. Абсолютная и относительная влажность. Расчет влажности с помощью гигрометра. Облака, их виды, влияние на погоду. Распределение осадков по сезонам года в Республике Мордовия.
Атмосферное давление. Изменения атмосферного давления. Барометр. Ветер. Образование ветра, характеристики, зависимость от давления. Постоянные ветры. Местные ветры. Определение по картам направление ветров и причины их образования. Роза ветров.
Погода и климат Республики Мордовия. Карты погоды, их чтение. Прогнозы погоды. Причины, влияющие на климат Республики Мордовия. Выявление особенностей погоды. Карты погоды. Количественные и качественные показатели состояния атмосферы. Местные признаки и прогноз погоды. Особенности климата Республики Мордовия. Характерные особенности погоды по сезонам года. Описание климата. Аномальные погодные явления на территории Республики Мордовия.
Раздел 5. Гидросфера — водная оболочка Земли. Реки и озера Республики Мордовия
Водная оболочка Земли. Мировой океан. Малый круговорот воды в природе на примере Республики Мордовия. Значение гидросферы. Роль океана в формировании климата России, Республики Мордовия. Взаимосвязь между составными частями гидросферы. Особенности воздействия гидросферы на другие оболочки Земли и жизнь человека.
Воды суши. Река и её части, притоки. Речная система, водосборный бассейн, водораздел. Источники питания и режим рек, их зависимость от климата. Составление характеристики реки. Водохранилища, их создание. Электростанции. Загрязнение и очищение вод. Озера, их разнообразие, зависимость размещения от климата и рельефа. Сточные и бессточные озера. Подземные воды. Происхождение и виды подземных вод. Использование и охрана вод Республики Мордовия. Роль внутренних вод в жизненном укладе населения Республики Мордовия. Особенности воздействия человека на воды в Республике Мордовия. Пути решения экологических проблем. Составление описаний крупнейших рек и озер Мордовии.
Раздел 6. Биосфера.
Растительный мир Республики Мордовия. Разнообразие растительного мира. Причины изменения растительного мира. Влияние человека. Растения, занесенные в Красную книгу.
Животный мир. Разнообразие животного мира. Причины изменения животного мира. Влияние человека на животный мир. Заповедник им. П. Г. Смидовича и Национальный парк в Смольном.
Раздел 7. Почва как особое природное образование. Почвы Республики Мордовия и их использование.
Почвы Республики Мордовия. Роль почвы для растений. Условия образования почв. Плодородие почв и пути его повышения на примере Республики Мордовия. Причины разной степени плодородия используемых человеком почв. Строение почв, их отличие друг от друга. Строение профиля подзолистой почвы и чернозема. Роль человека в сохранении и улучшении почв.
Раздел 8. Географическая оболочка Земли
Территориальные комплексы Республики Мордовия. Проявление зональных и азональных факторов в формировании природы. Природные зоны Республики Мордовия. Природные, природно-антропогенные антропогенные территориальные комплексы. Взаимосвязи компонентов природы и хозяйственной деятельности человека. Проявление антропогенного влияния на природу.
Раздел 9. Население Республики Мордовия.
Численность и динамика численности населения Республики Мордовия, факторы, определяющие динамику численности. Рождаемость, смертность, естественный прирост населения, их количественные различия и географические особенности. Влияние величины естественного прироста на средний возраст населения Республики Мордовия и продолжительность жизни. Структура населения по полу и возрасту. Миграция.
Размещение населения по территории Республики Мордовия. Плотность населения. Неравномерность размещения населения. Показатель средней плотности населения. Природные, исторические и экономические факторы, влияющие на размещение населения, на примере Республики Мордовия. Адаптация человека к природным условиям.
Народы и религии. Народ как совокупность людей, проживающих на территории Республики Мордовия. География национальностей. Языковые семьи. Мировые и национальные религии на территории Республики Мордовия.
Хозяйственная деятельность людей. Основные виды хозяйственной деятельности в Республики Мордовия, их география. Основные виды поселений: города и сельские поселения, их различия по внешнему облику и занятиям людей. Многообразие сельских поселений. Ведущая роль городов в хозяйственной, культурной и политической жизни людей. Функции городов. Городские агломерации.
Календарно-тематическое планирование
№ п\п | Тема урока | Количество часов | Вид занятия | Практические работы | Дата проведения занятия | |
по плану | Факти чески | |||||
Раздел 1. Развитие знаний о Земле | 5 | |||||
1 | Что изучает краеведение. Моя малая Родина. | 1 | ИНМ | |||
2 | Экскурсия Наблюдение за высотой солнца. Сезонные изменения погоды. | 1 | К | |||
3 | Экскурсия. Определение форм поверхности и характер залегания горных пород. | 1 | К | |||
4 | Путешествие как форма познания окружающего мира | 1 | К | |||
5 | Составление рассказа о своём путешествии | 1 | ПР | Пр.р. №1. Составление географического рассказа об одном из путешествий. | ||
Тема 1. Изображение Земли на глобусе и карте. | 8 | |||||
6 | Определение на местности азимутов и расстояний. | 1 | ПР | Пр.р. №2. Определение азимутов, расстояний и направлений. | ||
7 | Построение простейших планов местности | 1 | ПР | Пр.р. №3. Построение простейших плана местности. | ||
8 | Знакомство с картой Мордовии. Масштаб, условные знаки. | 1 | К | |||
9 | Решение задач по карте Мордовии | 1 | ПР | |||
10 | Расположение Мордовии относительно морей и океанов. | 1 | К | |||
11 | Исследование территории мордовии. | 1 | К | |||
12 | Работа по к/к | 1 | ПР | Пр.р. №4 Подписать моря и океаны омывающие Россию. Определить расстояние до Чёрного, Белого и Балтийского морей. | ||
13 | Обобщение темы | 1 | ОП | |||
Раздел 2. Природа Земли. | 21 | |||||
Тема 1. Литосфера. | 3 | |||||
14 | Горные породы. Залегание горных пород. | 1 | ИНМ | |||
15 | Определение горных пород по образцам | 1 | ПР | Пр.р. №5 Определение горных пород по образцам | ||
16 | Определение положения Мордовии относительно районов землетрясений и вулканов. | 1 | ПР | Пр.р. №6 Работа с картой России и полушарий. | ||
Тема 2. Рельеф. | 2 | |||||
17 | Особенности рельефа территории Мордовии. Основная форма рельефа. | 1 | К | Пр.р. №7. Анализ физической карты Мордовии. | ||
18 | Изменение рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов, деятельности людей. | 1 | К | Пр.р. №8. Описание рельефа Мордовии | ||
Тема 3. Гидросфера. | 3 | |||||
19 | Описание путешествия капельки воды по большому круговороту. | 1 | К | Пр. р. № 9. Описание путешествия капельки воды по большому круговороту. | ||
20 | Реки Мордовии. Озёра. | 1 | К | Пр.р. №10 Анализ карты Мордовии. | ||
21 | Использование и охрана вод в своей местности. | 1 | ИНМ | |||
Тема 4. Атмосфера | 5 | |||||
22 | Особенности температурного режима в Мордовии. Различия по сезонам. | 1 | ПР | Пр.р. №11 Построение графика хода температуры, розы ветров. | ||
23 | Распределение осадков по сезонам года Мордовии. | 1 | К | |||
24 | Особенности климата Мордовии. Характерные особенности погоды по сезонам. | 1 | ИНМ | |||
25 | Причины, влияющие на климат Мордовии. | 1 | К | |||
26 | Описание погоды Мордовии по плану. | 1 | К | |||
Тема 5. Биосфера | ||||||
27 | Растительный и животный мир Мордовии | 1 | ИНМ | |||
28 | Выявление и объяснение особенностей компонентов природы в Мордовии | 1 | ИНМ | |||
29 | ПК Мордовии. Их изменения под влиянием хозяйственной деятельности человека | 1 | К | |||
30 | Почвы Мордовии | 1 | К | |||
31 | Природные и стихийные бедствия на территории Мордовии. Меры безопасности. | 1 | К | |||
32 | Занятия населения Мордовии. Антропогенные изменения в природе. | 1 | ИНМ | |||
33 | Природоохранные мероприятия на территории Мордовии. | 1 | ИНМ | |||
34 | Заповедники, заказники, национальные парки. | 1 | К |
ИНМ – изучение нового материала
К – комбинированный
ПР – практикум
П – путишествие
ОП – обобщающие повторение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по краеведению "Уголок маенький России" (кружковая работа)
Успех овладения русским языком и литературой в школе может быть достигнут на основе реализации строго продуманной системы учебно-воспитательных мероприятий. Важным звеном в этой системе является внекл...
Программа "Географическое краеведение" для учащихся 6-х классов общеобразовательных учреждений Оренбургской области
Программа преднозначена для учащихся 6-х классов общеобразовательных учреждений Оренбургской области. Программа включает теоретическое обоснование курса, информацию о содержании учебно-тематического п...
программа по краеведению. кружок "Юные историки- краеведы"
учебно- тематическое планирование по краеведению....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 6 КЛАСС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ», 6 КЛАСС ...
Программа "Географическое краеведение"
Программа курса рассчитана на учащихся 5-6 классов, возраст, когда важнейшее значение имеет принцип связи исторического прошлого с сегодняшней жизнью, воспитание ценности достижений прошлого, когда ра...
Учебный проект для 6 класса по региональной программе «Биологическое краеведение» на тему: «Многообразие природных сообществ по Тверской области»
Проект ориентирован на обучающихся 6 класса по региональной программе «Биологическое краеведение».В результате самостоятельных исследований по основополагающему и проблемным вопросам обучающиеся...
Программа по краеведению "Мой северный край"
Данная программа по краеведению призвана изложить содержание нового учебного предмета – «Краеведение» и полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом в структуре и организации обучения....