Программа по краеведению "Мой северный край"
рабочая программа (5,6,7,8 класс) по теме
Данная программа по краеведению призвана изложить содержание нового учебного предмета – «Краеведение» и полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом в структуре и организации обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma._kraevedenie.docx | 25.95 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ»
Принята на заседании Утверждена приказом
педагогического совета директора МОУ ДОД «ЦВР»
«_____»_____________2011 г. ___________ Н.Н. Ведищева
Протокол № _________ Приказ № ________
от «____» _________ 2011 г.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«МОЙ СЕВЕРНЫЙ КРАЙ»
Автор: Самарина Мария Петровна,
педагог дополнительного образования
Возраст обучающихся: 11-14 лет
Срок реализации: 1 год
Оленегорск
2011 год
Пояснительная записка
Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Одной из главных ступеней духовно-нравственного развития школьников, определённых в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» является «осознанное принятие обучающимися традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края. Здесь наполняются конкретным, чувственно-выразительным содержанием через семью, родственников, друзей, школу, природную среду и социальное окружение такие понятия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом». Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает устойчивые межпредметные связи.
Программа модифицированная, составлена на основе специальной литературы и имеет общекультурную направленность.
Цель программы:
- углубить имеющиеся представления об истории родного края, изученные на уроках географии, истории, литературы,
- воспитание гражданственности, патриотизма, любви к родному краю, к своей «малой Родине».
Задачи:
- развивать навыки самостоятельной работы с картографическими материалами (сопоставлять несколько карт одновременно, делать выводы по полученным результатам);
- развивать внимательность, самостоятельность, логическое мышление, коммуникабельность, толерантность, умение работы в группах;
- поддерживать интерес к изучению исторического и творческого наследия родного края;
- воспитывать у обучающихся бережное отношение к окружающему миру, любви к родному Отечеству.
Данная программа предназначена для обучающихся 11-14 лет (5-8 классы) и рассчитана на 1 год обучения (144 часа). Занятия проводятся всем составом 2 раза в неделю по 2 часа.
Формы обучения:
- беседа, лекция;
- практические занятия (выходы в лес, экскурсии, посещение музея, встречи с ветеранами)
- игровая деятельность (викторины, кроссворды и др.);
- тестирование.
Методы обучения:
- по виду источника: словесные (объяснения), практические;
- по виду дидактических задач: закрепление навыков;
- по характеру познавательной деятельности: индуктивный, продуктивный.
- групповое обучение.
Ожидаемые результаты:
В результате освоения программы обучающиеся должны
знать:
- географическое местоположение Кольского полуострова;
- историю заселения;
- названия (и происхождение названий) населенных пунктов, озер, рек, гор;
- растения, произрастающие на территории Кольского полуострова;
- животных, населяющих Мурманскую область;
- экономическое развитие Кольского полуострова;
уметь:
- распознавать растения;
- работать с географическими и контурными картами;
- организовывать поисковую деятельность, работать с дополнительным материалом.
Формы контроля знаний, умений и навыков.
Контроль над усвоением знаний осуществляется в ходе выполнения практических заданий (заполнения контурных карт, подбора дополнительного материала к темам), тестирование.
Методическое обеспечение:
- учебная и художественная литература;
- географические карты, атласы.
Материальное обеспечение:
- учебный класс;
- интерактивная доска, компьютер;
- виодеофильмы о Заполярье, аудиозаписи песен о Мурмане.
Учебно-тематический план
№ п/п | Название темы | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
Вводное занятие | 2 | 2 | - | |
1. | Древняя история края | 8 | 8 | - |
2. | История заселения и освоения Кольского полуострова | 6 | 5 | 1 |
3. | Наш край на карте (ФГП, ЭГП: границы, площадь, административный центр, символика, населен, пункты) | 4 | 3 | 1 |
4. | Население (численность, нац. состав, воспроизводство, демографическая ситуация, трудовые ресурсы) | 4 | 3 | 1 |
5. | Города (населенные пункты) Мурманской области | 90 | 65 | 25 |
6. | Животный и растительный мир | 10 | 7 | 3 |
7. | Памятники природы | 8 | 6 | 2 |
8. | Культурное наследие Кольского полуострова | 8 | 4 | 4 |
Заключительное занятие | 4 | - | 4 | |
Итого: | 144 | 104 | 40 |
Содержание программы
Вводное занятие - 2 часа
Цели и задачи. План работы на год. Вводный контроль (проверка общего уровня знаний и навыков обучающихся).
Тема 1. Древняя история края - 8 часов
Первые следы пребывания человека на территории края. Ледниковый период. Легенды и загадки связанные с Кольским полуостровом.
Тема 2. История заселения и освоения Кольского полуострова - 6 часа
Исторические особенности заселения. Первооткрыватели. Появление коренного населения (саами). Возникновение первых русских поселений. Значение освоение северных земель для государства.
Практические занятия – 1 час (просмотр видеофильма)
Тема 3. Наш край на карте - 4 часа
Физико-географическое положение, экономико-географическое положение: границы, площадь, административный центр, символика; географические координаты района и населенных пунктов.
Практические занятия - 1 час
Работа с контурной картой: населенные пункты Оленегорского района.
Тема 4. Население - 4 часа
Численность населения, его воспроизводство, национальный состав; размещение по территории района; занятия населения района.
Практическое занятие (викторина) – 1 час
Тема 5. Города Кольского полуострова - 90 часов
Мурманск – Романов-на-Мурмане; Апатиты – северный уголок лета; Оленегорск – город рудников; Кандалакша – крупный транспортный узел Мурманской области; Мончегорск – город металлургов; Североморск - город-порт.
Географическое положение городов. История городов. Основание. Революция и интервенция. Предвоенные годы. Связь городов со Второй Мировой Войной. Послевоенные годы. Современность. Индустрия. Численность населения. Промышленность (градообразующие предприятия городов, района). Памятники культуры. Символика каждого города.
Практические занятия – 25 часов.
Работа с контурной картой: города Мурманской области (население, промышленность, рельеф, полезные ископаемые, климатические зоны).
Тема 6. Животный и растительный мир Мурманской области - 10 часов
Видовой состав растительного покрова и животного мира природной зоны Кольского края:
- численность животного мира нашего края (много, мало);
- животный мир рек, водоемов;
- разнообразие лекарственных растений (сроки сбора и правила их заготовки);
- количество промысловых животных, которых можно добывать в нашем крае в охотничий сезон;
- растения и животные района, занесенные в Красную книгу;
- лесные ресурсы (проблема сохранности, меры по восстановлению, выращиванию и уходом за лесом).
Практические занятия - 3 часа
Оказание помощи лесничеству в восстановлении лесов нашего края.
Экскурсии в лесничество и местный краеведческий музей.
Тема 7. Памятники природы.
Интересные места Кольского полуострова - 8часов
Дать понятие «памятники природы». Классификация памятников природы (заказники, заповедники и др.). Место, занимаемое памятниками природы в современном мире.
Практические занятия – 2 часа.
Нахождение памятников природы на карте. Экскурсия в «Музей камня» (г.Мончегорск).
Тема 8. Культурное наследие Кольского полуострова - 8 часов
Литературное, художественное, музыкальное творчество, СМИ, физкультура и спорт; земляки, прославившие родной край.
Практические занятия - 4 часа.
Сбор и оформление краеведческого материала о творческих людях; выявление особенностей культуры своего населенного пункта.
Посещение творческих выставок земляков.
Заключительное занятие - 4 часа
Практические занятия – 4 часа.
Экскурсия в лес - «Экологическая тропа». Игра-викторина «Край в котором мы живем».
Работа над очерком «Моя малая родина».
Список литературы для педагога
1. Андреев Н.В. Топография и картография. - М.: Просвещение, 1985.- 195с.
2. Курин А.М. Занимательная картография. - М.: Просвещение, 1989.-135с.
3. Леонтьев А.А. Путешествие по картам языков мира. - М.: Просвещение, 1990. – 81 с.
4. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. - М.: Дрофа, 2004. – 144 с.
5. Пивоварова Г.П. По страницам занимательной географии. – М.: Просвещение, 1990. – 103 с.
Список литературы для обучающихся
1. Куприн А.М. Занимательная картография.- М.: Просвещение, 1989. - 135с.
2. Учебные атласы для 5, 6, 7, 8 классов.
Программу составила
педагог дополнительного образования
МОУ ДОД «Центр внешкольной работы» М. П. Самарина
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа по краеведению "Дмитровский край"
Авторская программа по краеведению "Дмитровский край" для 5-7 классов...
Авторская программа по краеведению "Край родной"
Данная программа направлена на расширение знаний учащихся о родном крае, развитие чувства патриотизма....
Рабочая программа по краеведению "История Тверского края" в 9 классе
Рабочая программа содержит пояснительную записку, задачи курса, планируемые результаты обучения,основное содержание и список литературы....
Дополнительная образовательная программа по краеведению "Мой край: в прошлом, настоящем и будущем"
Дополнительная образовательная программа по краеведению "Мой край: в прошлом, настоящем и будущем"...
Программа по краеведению "Ненецкий автономный округ. Комплексная характеристика природы, истории и культуры родного края"
Национально-региональный компонент входит в учебную программу по многим предметам с 1 по 9 класс, и составляет от 5 до 10%, но позиционирован он как дополнительная информация к основной теме урока. На...
Рабочая программа по краеведению: " История Самарского края"
Примерная рабочая программа по краеведению, которая включает в себя история Самарского края с древности и до 21 века....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Северный край" -1 класс
Программа внеурочной деятельности «Северный край» составлена с учетом национально-регионального компонента для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию...