программа по краеведению. кружок "Юные историки- краеведы"
календарно-тематическое планирование по теме
Предварительный просмотр:
Учебно- тематический план 1-й год обучения.( 70 ч.)
2009 – 2010 г.г.
№ п\п | ТЕМА | Количество часов | Содержание раздела | Основные знания и умения | ||
всего | Теоретические занятия | Практические занятия | ||||
1. | Организационное вводное занятие. | 1 ч. | 1 ч. | - | Чем будем заниматься в кружке. Что такое историческое краеведение. Планирование и организация работы. | |
2. | Краеведческие возможности края. | 6 ч. | 3 ч. | 3 ч. Работа с физической картой. | Территория и границы Хабаровского края, района им. Лазо, с. Бичевая. Климат, растительность и животный мир края. Рельеф, реки, озера, полезные ископаемые. Административное деление края. | Знания: границы Хабаровского края; административное деление края, названия городов и районов; основные виды растительного и животного мира; основные горные системы; крупные реки и озера; полезные ископаемые. Умения: определять на карте России местоположение края; показать на карте границы края, находить города и райцентры; находить и показывать крупнейшие реки, озера, хребты края. |
3. | Далекое прошлое края. | 12 ч | 8ч. | 4 ч. Экскурсия в краеведческий музей; работа с административной картой | Коренное население края, понятие терминов «малочисленные народности», «аборигены», места их расселения. | Знания: понятие « абориген», «коренные народы», «малочисленные народы»; племена и народы населявшие территорию края в прошлом. |
4. | Русский флаг на Амуре. | 16 ч. | 8 ч. | 8 ч. | Открытие и освоение российского Дальнего Востока. Русские землепроходцы: И.Ю. Москвитин, В.Д.Поярков, Е.П. Хабаров. «Амурский вопрос». Н.Н. Муравьев- Амурский и Г.И. Невельской - их роль в освоении Дальнего Востока. Деятельность Амурской экспедиции(1851-1855гг.) | Знания: Этапы освоения русскими Дальнего Востока; персоналии первопроходцев; маршруты экспедиций землепроходцев и исследователей Амурской экспедиции. Умения: оперировать терминами, работать с картой. |
5. | От Хабаровки до Хабаровска. | 15 ч. | 8 ч. | 7 ч. Работа с историческими источниками. Сообщения на темы «Основатели города», «Первостроители», и.т.д. | Географическое положение города. История возникновения. Первостроители и основатели города. Личность Я.В. Дьяченко. Этапы становления города: изменение роли и статуса г. Хабаровска. Символика г. Хабаровска, Приамурского генерал- губернаторства, Хабаровского края. | Знания: Основную периодизацию истории города; символику города и края. Умения: определять местоположение г. Хабаровска на картах края, России; готовить сообщения. |
6. | Город и его жители. | 10 ч. | 5 ч. | 5 ч. Подготовка сообщений, работа над составлением родословной своей семьи. | Знакомство с деятельностью известных исторических личностей, знаменитых горожан, внесших вклад в становление и развитие г. Хабаровска. Генерал-губернаторы Приамурского края. Купечество города, ученые и исследователи Приамурья и Хабаровского края. Знаменитые земляки. | Знания: персоналии – генерал- губернаторов края ( А.Н. Корф, Н.л. Гондатти, Н.И. Гродеков); купцы – Плюснины, Пьянковы, Тифонтай; ученые – В.К. Арсеньев, М.И. Венюков, Р.К. Маак, К.И. Максимович, А.П. Окладников; Терминология. Умения: составлять родословную, генеалогическое древо семьи. |
7. | Каменная летопись края. | 10 ч. | 5 ч. | 5 ч. Работа с краеведческой литературой Составление картотеки памятников, мемориальных досок идр. | Памятники истории и культуры, их значение: научное, художественное, историческое. Законодательство РФ об охране памятников истории и культуры. Виды памятников, статус памятников. | Знания: типы, статус памятников, терминология, основные памятники и архитектурные ансамбли. Умения: составлять описание памятников; пользоваться справочной литературой. |
Итого: | 70 ч. | 38ч . | 32 ч. |
Учебно- тематический план 2-й год обучения.( 70 ч.)
2010 – 2011 г.г.
№ п\п | ТЕМА | Количество часов | Содержание раздела | Основные знания и умения | ||
всего | Теоретические занятия | Практические занятия | ||||
1. | Организационное вводное занятие. | 1 ч. | 1 ч. | - | Чем будем заниматься в кружке. Что такое историческое краеведение. Планирование и организация работы. | |
2. | Лики Древнего Амура. | 14 ч. | 6 ч. | 8 ч. Экскурсия в археологический музей; работа с краеведческой и справочной литературой. | Археология как наука. Археологическое прошлое края. История коренного населения Амура. История археологических исследований на Дальнем Востоке. Академик А.П. Окладников и его вклад в изучение далекого прошлого края. Этнография как наука. Культурное наследие коренного населения края. | Знания: понятия – «археология», « этнос», «этнография»; основные периоды истории древнего населения Приамурья; основные этапы археологических исследований; основные археологические памятники. |
3. | История освоения и заселения Приамурья. | 15 ч. | 8 ч. | 7 ч. Работа с краеведческой литературой, физической картой, подготовка сообщений. | Русские землепроходцы XVII в. Их вклад в освоение русского Дальнего Востока. Русско-китайские отношения XVII – XIX вв; русско- китайские договоры; «Амурский вопрос» в середине XIX в.; «Амурские сплавы»; заселение Приамурья; русские села, казачество. | Знания: этапы освоения Приамурья; персоналии – В.Д.Поярков, И.Ю. Москвитин, Е.П.Хабаров, Н.Н. Муравьев- Амурский, Г.И. Невельской, В.П.Казакевич, Н.К. Бошняк, Д.И. Орлов, Н.М. Чихачев; даты подписания русско-китайских договоров; периодизация заселения Дальнего Востока. Умения: работать с физической картой, краеведческой и статистической литературой, Выступать с сообщениями. |
4. | Наш край в конце XIX – нач. XXвека. | 10 ч. | 5 ч. | 5 ч. Работа с административной картой края, написание и защита рефератов, экскурсия в краеведческий музей. | Границы и территориальное деление Приамурского края. Возникновение и развитие городов. Развитие промышленности, торговли, транспорта. Население края: его численность, национальный и социальный состав. Торгово-промышленные выставки. | Знания: даты основания крупных населенных пунктов края; основные этапы экономического развития края в дореволюционный период; Умения: работать с фондами библиотеки; писать и защищать рефераты. |
5. | Генерал-губернаторы и их роль в истории Приамурского края. | 10 ч. | 5 ч. | 5 ч. Работа с краеведческой литературой, периодической печатью, подготовка и защита рефератов. | История возникновения института генерал-губернаторства. Роль Н.Н. Муравьева-Амурского в освоении Дальнего Востока. Генерал-губернаторы Приамурского края: люди, события, факты. | Знания: понятие «генерал-губернатор», полномочия и права генерал-губернатора, персоналии- Н.Н.Муравьев- Амурский, А.Н. Корф, Н.Л.Г ондатти, Н.И.Гродеков, С.М. Духовской, Д.И.Субботич. |
6. | Русские путешественники, ученые, исследователи Приамурья. | 10 ч. | 5 ч. | 5 ч. Работа с географическими картами, подготовка рефератов. | История изучения Приамурья. Известные путешественники, Н.М. Прижевальский, Ф. Нансен. Ученые- исследователи В.К. Ванин, К.И. Максимович, Р.К. Маак, М.И. Венюков, В.К. Арсеньев. И их роль в исследовании Дальнего Востока. | Знания: имена путешественников, исследователей и их конкретный вклад в изучение края; основные этапы изучения Приамурья. Умения: работать с фондами библиотек, каталогами, выступать перед аудиторией. |
7. | Культурная жизнь края ( к. XIX - нач.XX.) | 10 ч. | 5 ч. | 5 ч. Работа с краеведческими материалами, подготовка презентаций, сообщений. | История общественных организаций края. Образование Приамурского географического общества. Его роль в изучении Приамурья. Открытие краеведческого музея, библиотеки. Первые театральные труппы. Благотворительные общества. Меценаты, строительство храмов, первые печатные издания. | Знания: даты основания краеведческого музея, краевой научной библиотеки; определения «благотворительность», «меценатство». Умения: работать с краеведческими источниками; отбирать материал для сообщений. |
Итого: | 70 ч. | 35 ч. | 35 ч. |
Учебно- тематический план 3-й год обучения.( 70 ч.)
2011 – 2012 г.г.
№ п\п | ТЕМА | Количество часов | Содержание раздела | Основные знания и умения | ||
всего | Теоретические занятия | Практические занятия | ||||
1. | Организационное вводное занятие. | 1 ч. | 1 ч. | - | Чем будем заниматься в кружке. Что такое историческое краеведение. Планирование и организация работы. | |
2. | На Восточной окраине. | 12 ч. | 6 ч. | 6 ч. Работа со справочной литературой и картографическим материалом, подготовка бесед по истории Хабаровского края. | Общегеографическая характеристика Хабаровского края. История коренного населения. Археологическое прошлое края. Основные этапы освоения и заселения Дальнего Востока. Основание и развитие городов. Дореволюционный период истории Хабаровского края. | Знания: основные этапы дореволюционного развития края; основные периоды истории г. Хабаровска. Умения: работать с различными видами источников; составлять тексты бесед; выступать перед аудиторией. |
3. | Приамурье в годы гражданской войны. | 17 ч. | 10 ч. | 7 ч. Экскурсии по памятным местам села, района, края, связанные с историей гражданской войны и интервенции, работа со справочным и картографическим материалом. | Гражданская война на Дальнем Востоке. Причины и характер интервенщины. Партизанское движение в крае, районе, селе. История ДВР: причины возникновения, условия существования, руководители, историческое значение. Герои и жертвы гражданской войны. | Знания: характеристику основных периодов гражданской войны на Дальнем Востоке; причины и характер интервенции; основные события гражданской войны на Дальнем Востоке; руководителей партизанского движения; герои- земляки. |
4. | История военных конфликтов 20-30-х годов XX века. | 10 ч. | 5 ч. | 5 ч. Экскурсия в музей КДВО. Работа со справочной литературой, подготовка рефератов. | Военно-политическое положение Дальнего Востока в 20-30-е годы. Причины советско-китайского конфликта на КВЖД и его разрешение. Причины возникновения и разрешения конфликта на о. Хасан. Советско-монгольский конфликт на р. Халкин-Гол. | Знания: даты и события основных военных конфликтов; причины возникновения и пути разрешения военных конфликтов памятные места , связанные с событиями на КВЖД |
5. | Социально-экономическое развитие края 20-40 гг. XX в. | 4 ч. | 2 ч. | 2 ч. Работа с архивными документами, материалами периодической печати, подготовка сообщений. | Административно- территориальное устройство Дальнего Востока после окончания гражданской войны. Развитие промышленности, транспорта. Рост населения, развитие науки, культуры, народного образования. | Знания: как менялось административно- территориальное устройство Дальнего Востока,; какие новые предприятия, железные дороги были построены в этот период; социально- экономическую характеристику края в довоенный период. |
6. | Дальний Восток в годы Великой Отечественной войны. | 16 ч. | 8 ч. | 8 ч. Экскурсия «Войны XXв.», работа с краеведческой литературой, встреча с ветеранами войны и тыла, подготовка сообщений «Земляки-герои». | Международное и военно-политическое положение ДВ в годы Вов. Дальневосточники на фронтах Вов. Перестройка народного хозяйства на военный лад. Трудовые подвиги дальневосточников. Коренные народы ДВ в годы ВО войны. Дальневосточный фронт. Участие дальневосточных дивизий в разгроме милитаристской Японии. Мемориалы г. Хабаровска. Памятные обелиски села. | Знания: как изменилась жизнь края в годы войны; особенности перестройки народного хозяйства на военный лад на Д.Востоке; самые знаменитые дальневосточные соединения на фронтах Великой отечественной войны; как увековечена память о земляках-героях. |
7. | Послевоенное развитие Хабаровского края. | 10 ч. | 5 ч. | 5 ч. Работа со справочным и картографическ им материалом; подготовка сообщений. | Социально экономическое развитие региона. Развитие промышленности, сельского хозяйства. Строительство БАМа. Наука, образование, культура. Хабаровский край в системе международных отношений. | Знания: демографическое и социально- экономическое состояние Хабаровского края в 50-80-е г. причины и итоги строительства БАМа; основные проблемы развития сельского хозяйства; проблемы коренных народов Дальнего Востока. |
Итого: | 70 ч. | 37 ч. | 33 ч. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа работы школьного кружка "Юный Краевед"
Программа внеурочной деятельности кружка при музее школы....
Рабочая программа по краеведению "Школа юного краеведа" /6 класс/
Рабочая программа разработана на основе вариативной программы учебной дисциплины для 6-9 классов общеобразовательных учреждений Челябинской области. Программа опубликована в издании ...
Программа летнего школьного лагеря "Юный краевед"
Данная программа способствует созданию благоприятной среды для самореализации созидательных потребностей детей на основе социально-значимой трудовой деятельности через приобщение к традициям националь...
Семинар-практикум Лиги историков-краеведов
План проведения районного семинара - практикума Лиги историков-краеведов...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ИСТОРИКИ-КРАЕВЕДЫ».
Туризм и краеведение в средней школе и внешкольных учреждениях развиваются в непосредственной связи с общими учебно-воспитательными задачами школы; они содействуют осуществлению прочной связи обучения...
Баршевская И.И. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа детского объединения "Юные журналисты-краеведы"
Программа объединения "Юные журналисты-краеведы", созданного в 2004 году для подростков 13 - 17 лет, совмещает изучение истории родного края с преподаванием навыков и умений в облас...
Программа краеведческого кружка "Историки-краеведы"
Программа рассчитана на 2 года обучения для учащихся 12-17 лет в рамках дополнительного образования учащихся....