программа по краеведению. кружок "Юные историки- краеведы"
календарно-тематическое планирование по теме

учебно- тематическое планирование по краеведению. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchebno.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно- тематический  план  1-й год  обучения.( 70 ч.)

2009 – 2010 г.г.

п\п

ТЕМА

Количество часов

Содержание раздела

Основные знания

 и умения

всего

Теоретические

занятия

Практические

занятия

1.

Организационное вводное занятие.

1 ч.

 1 ч.

 -

Чем будем заниматься в кружке. Что такое историческое краеведение. Планирование и организация работы.

2.

Краеведческие возможности края.

6 ч.

3 ч.

3 ч.

Работа с физической картой.

Территория и границы Хабаровского края, района им. Лазо, с. Бичевая. Климат, растительность и животный мир края. Рельеф, реки, озера, полезные ископаемые. Административное деление края.

Знания:  границы Хабаровского края; административное деление края, названия

 городов и районов; основные виды

растительного и животного мира;

основные горные системы;

крупные реки и озера; полезные ископаемые.

Умения:  определять на карте России местоположение края; показать  на

карте границы края, находить города и

 райцентры; находить и показывать

крупнейшие реки, озера, хребты края.

3.

Далекое прошлое края.

12 ч

8ч.

 4 ч.

Экскурсия в краеведческий музей; работа с административной картой

Коренное население края, понятие терминов «малочисленные народности», «аборигены»,  места их расселения.

Знания: понятие « абориген», «коренные

народы», «малочисленные народы»; племена

 и народы населявшие территорию края

 в прошлом.

4.

Русский флаг на Амуре.

16 ч.

8 ч.

 8 ч.

Открытие и освоение российского Дальнего Востока. Русские землепроходцы: И.Ю. Москвитин, В.Д.Поярков,

Е.П. Хабаров.

«Амурский вопрос». Н.Н. Муравьев- Амурский и Г.И. Невельской - их роль в освоении Дальнего Востока. Деятельность Амурской экспедиции(1851-1855гг.)

Знания: Этапы освоения русскими Дальнего

Востока; персоналии первопроходцев;

 маршруты экспедиций землепроходцев и исследователей Амурской экспедиции.

Умения: оперировать терминами,

работать с картой.

5.

От Хабаровки  до Хабаровска.

15 ч.

8 ч.

7 ч.

Работа с историческими источниками. Сообщения на темы «Основатели города», «Первостроители», и.т.д.

Географическое положение города. История возникновения. Первостроители и основатели города. Личность Я.В. Дьяченко. Этапы становления города: изменение роли и статуса

 г. Хабаровска. Символика

г. Хабаровска, Приамурского генерал- губернаторства, Хабаровского края.

Знания: Основную периодизацию истории

города; символику города и края.

Умения:  определять местоположение

 г. Хабаровска на картах края, России; готовить сообщения.

6.

Город и его жители.

10 ч.

5 ч.

5 ч.

Подготовка сообщений, работа над составлением  родословной своей семьи.

Знакомство с деятельностью известных исторических личностей, знаменитых горожан, внесших вклад в становление и развитие г. Хабаровска. Генерал-губернаторы Приамурского края. Купечество города, ученые и исследователи Приамурья и Хабаровского края. Знаменитые земляки.

Знания:  персоналии – генерал- губернаторов

  края ( А.Н. Корф, Н.л. Гондатти, Н.И. Гродеков);

купцы – Плюснины, Пьянковы, Тифонтай;

ученые – В.К. Арсеньев, М.И. Венюков,

Р.К. Маак, К.И. Максимович, А.П. Окладников;

Терминология.

Умения: составлять родословную,

 генеалогическое древо семьи.

7.

Каменная летопись края.

10 ч.

 5 ч.

 5 ч.

Работа с краеведческой литературой

Составление картотеки памятников, мемориальных досок идр.

Памятники истории и культуры, их значение: научное, художественное, историческое. Законодательство РФ об охране памятников истории и культуры. Виды памятников, статус памятников.

Знания: типы, статус памятников,

терминология, основные памятники и архитектурные ансамбли.

Умения: составлять описание памятников; пользоваться справочной литературой.

Итого:

70 ч.

38ч .

32 ч.

Учебно- тематический  план  2-й год  обучения.( 70 ч.)

2010 – 2011 г.г.

п\п

ТЕМА

Количество часов

Содержание раздела

Основные знания

 и умения

всего

Теоретические

занятия

Практические

занятия

1.

Организационное вводное занятие.

1 ч.

 1 ч.

 -

Чем будем заниматься в кружке. Что такое историческое краеведение. Планирование и организация работы.

2.

Лики Древнего  Амура.

14 ч.

6 ч.

 8 ч.

Экскурсия в археологический музей; работа с краеведческой и справочной литературой.

Археология как наука. Археологическое прошлое края. История коренного населения Амура. История археологических исследований на Дальнем Востоке. Академик А.П. Окладников и его вклад в изучение далекого прошлого края. Этнография как наука. Культурное наследие коренного населения края.

Знания: понятия – «археология», « этнос», «этнография»; основные периоды истории древнего населения Приамурья; основные этапы археологических исследований; основные археологические памятники.

3.

История освоения и заселения Приамурья.

15 ч.

8 ч.

 7 ч.

Работа с краеведческой литературой,  физической картой, подготовка сообщений.

Русские землепроходцы XVII в. Их вклад в освоение русского Дальнего Востока. Русско-китайские отношения  XVII – XIX вв;  русско- китайские договоры; «Амурский вопрос» в середине XIX в.; «Амурские сплавы»; заселение Приамурья; русские села, казачество.

Знания: этапы освоения Приамурья;

персоналии – В.Д.Поярков, И.Ю. Москвитин, Е.П.Хабаров, Н.Н. Муравьев- Амурский, Г.И. Невельской, В.П.Казакевич, Н.К. Бошняк,

Д.И. Орлов, Н.М. Чихачев; даты подписания

 русско-китайских договоров; периодизация заселения Дальнего Востока.

Умения:  работать с физической картой, краеведческой и статистической литературой,

Выступать с сообщениями.

4.

Наш край в конце  XIX – нач. XXвека.

10 ч.

5 ч.

5 ч.

Работа с административной картой края, написание и защита рефератов, экскурсия в краеведческий музей.

Границы и территориальное деление Приамурского края. Возникновение и развитие городов. Развитие промышленности, торговли, транспорта. Население края: его численность, национальный и социальный состав. Торгово-промышленные выставки.

Знания: даты основания крупных

населенных пунктов края; основные этапы экономического развития края в дореволюционный период;

Умения: работать с фондами библиотеки; писать и защищать рефераты.

5.

Генерал-губернаторы и их роль в истории Приамурского края.

 10 ч.

 5 ч.

 5 ч.

Работа с краеведческой литературой, периодической печатью, подготовка и защита рефератов.

История возникновения института генерал-губернаторства. Роль Н.Н. Муравьева-Амурского в освоении Дальнего Востока. Генерал-губернаторы Приамурского края: люди, события, факты.

Знания: понятие «генерал-губернатор», полномочия и права генерал-губернатора, персоналии- Н.Н.Муравьев- Амурский,  А.Н. Корф, Н.Л.Г ондатти, Н.И.Гродеков, С.М. Духовской, Д.И.Субботич.

6.

Русские путешественники, ученые, исследователи Приамурья.

 10 ч.

 5 ч.

 5 ч.

Работа с географическими картами, подготовка рефератов.

История изучения Приамурья. Известные путешественники, Н.М. Прижевальский, Ф. Нансен. Ученые- исследователи В.К. Ванин, К.И. Максимович, Р.К. Маак, М.И. Венюков, В.К. Арсеньев.

 И их роль в исследовании Дальнего Востока.

Знания: имена путешественников, исследователей и их конкретный вклад в изучение края; основные этапы изучения Приамурья.

Умения: работать с фондами библиотек, каталогами, выступать перед аудиторией.

7.

Культурная жизнь края ( к.  XIX -   нач.XX.)

10 ч.

 5 ч.

 5 ч.

Работа с краеведческими материалами, подготовка презентаций, сообщений.

История общественных организаций края. Образование Приамурского географического общества. Его роль в изучении Приамурья. Открытие краеведческого музея, библиотеки. Первые театральные труппы. Благотворительные общества. Меценаты, строительство храмов, первые печатные издания.

Знания: даты основания краеведческого

 музея, краевой научной библиотеки;

определения «благотворительность», «меценатство».

Умения: работать с краеведческими источниками; отбирать материал для сообщений.

 Итого:

70 ч.

35 ч.

35 ч.

Учебно- тематический  план  3-й год  обучения.( 70 ч.)

2011 – 2012 г.г.

п\п

ТЕМА

Количество часов

Содержание раздела

Основные знания

 и умения

всего

Теоретические

занятия

Практические

занятия

1.

Организационное вводное занятие.

1 ч.

 1 ч.

 -

Чем будем заниматься в кружке. Что такое историческое краеведение. Планирование и организация работы.

2.

На Восточной окраине.

12 ч.

6 ч.

 6 ч.

Работа со справочной литературой и картографическим материалом, подготовка бесед по истории Хабаровского края.

Общегеографическая характеристика Хабаровского края. История коренного населения. Археологическое прошлое края. Основные этапы освоения и заселения Дальнего Востока. Основание и развитие городов. Дореволюционный период истории Хабаровского края.

Знания:  основные этапы

дореволюционного развития края;

основные периоды истории г. Хабаровска.

Умения: работать с различными видами источников; составлять тексты бесед;

 выступать перед аудиторией.

3.

Приамурье в годы гражданской войны.

17 ч.

 10 ч.

 7 ч.

Экскурсии по памятным местам села, района, края, связанные с историей гражданской войны и интервенции, работа со справочным и картографическим материалом.

Гражданская война на Дальнем Востоке. Причины и характер интервенщины. Партизанское движение  в крае, районе, селе. История ДВР: причины возникновения, условия существования, руководители, историческое значение. Герои и жертвы гражданской войны.

 Знания: характеристику основных

 периодов гражданской войны на Дальнем Востоке;  причины и характер

 интервенции; основные события

гражданской войны на Дальнем Востоке; руководителей

партизанского движения; герои- земляки.

4.

История военных конфликтов 20-30-х годов  XX века.

10 ч.

 5 ч.

 5 ч.

Экскурсия в музей КДВО. Работа со справочной литературой, подготовка рефератов.

Военно-политическое положение Дальнего Востока в 20-30-е годы. Причины советско-китайского конфликта на КВЖД и его разрешение. Причины возникновения и разрешения конфликта на о. Хасан. Советско-монгольский конфликт на р. Халкин-Гол.

Знания: даты и события основных

военных конфликтов; причины

возникновения и пути разрешения

военных конфликтов памятные места , связанные с событиями на КВЖД

5.

Социально-экономическое развитие края 20-40 гг.  XX в.

4 ч.

 2 ч.

 2 ч.

Работа с архивными документами, материалами периодической печати, подготовка сообщений.

Административно- территориальное устройство Дальнего Востока после окончания гражданской войны. Развитие промышленности, транспорта. Рост населения, развитие науки, культуры, народного образования.

Знания: как менялось административно- территориальное устройство

 Дальнего Востока,; какие новые

 предприятия, железные дороги были построены в этот период; социально- экономическую характеристику края в довоенный период.

6.

Дальний Восток в годы Великой Отечественной войны.

16 ч.

 8 ч.

 8 ч.

Экскурсия «Войны XXв.», работа с краеведческой литературой, встреча с ветеранами войны и тыла, подготовка сообщений «Земляки-герои».

Международное и военно-политическое положение ДВ в годы Вов. Дальневосточники на фронтах Вов. Перестройка народного хозяйства на военный лад. Трудовые подвиги дальневосточников. Коренные народы ДВ в годы ВО войны. Дальневосточный фронт. Участие дальневосточных дивизий в разгроме милитаристской Японии. Мемориалы г. Хабаровска. Памятные обелиски села.

Знания: как изменилась жизнь края в годы войны; особенности перестройки

народного хозяйства на военный лад на Д.Востоке;

самые знаменитые

дальневосточные соединения на фронтах Великой отечественной войны;

 как увековечена память о земляках-героях.

7.

Послевоенное развитие Хабаровского края.

 10 ч.

5 ч.

 5 ч.

Работа со справочным и картографическ

им  материалом; подготовка сообщений.

Социально экономическое развитие региона. Развитие промышленности, сельского хозяйства. Строительство БАМа. Наука, образование, культура. Хабаровский край в системе международных отношений.

Знания: демографическое и социально- экономическое состояние Хабаровского

 края в 50-80-е г. причины и итоги

 строительства БАМа; основные проблемы развития сельского хозяйства; проблемы коренных народов Дальнего Востока.

Итого:

70 ч.

37 ч.

33 ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы школьного кружка "Юный Краевед"

Программа внеурочной деятельности кружка при музее школы....

Рабочая программа по краеведению "Школа юного краеведа" /6 класс/

Рабочая программа разработана на основе вариативной программы  учебной дисциплины для 6-9 классов  общеобразовательных учреждений Челябинской области.  Программа опубликована в издании ...

Программа летнего школьного лагеря "Юный краевед"

Данная программа способствует созданию благоприятной среды для самореализации созидательных потребностей детей на основе социально-значимой трудовой деятельности через приобщение к традициям националь...

Семинар-практикум Лиги историков-краеведов

План проведения районного семинара - практикума Лиги историков-краеведов...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ИСТОРИКИ-КРАЕВЕДЫ».

Туризм и краеведение в средней школе и внешкольных учреждениях развиваются в непосредственной связи с общими учебно-воспитательными задачами школы; они содействуют осуществлению прочной связи обучения...

Баршевская И.И. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа детского объединения "Юные журналисты-краеведы"

 Программа объединения "Юные журналисты-краеведы", созданного в 2004 году  для подростков 13 - 17 лет, совмещает изучение истории родного края с преподаванием навыков и умений в облас...

Программа краеведческого кружка "Историки-краеведы"

Программа рассчитана на 2 года обучения для учащихся 12-17 лет  в рамках дополнительного образования учащихся....