Рабочая программа «Край родной»
рабочая программа по краеведению (5, 6, 7 класс) на тему
Рабочая программа «Край родной» Внеурочная деятельность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kray_rodnoy.docx | 51.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Салабайкасинская основная общеобразовательная школа» Чебоксарского района Чувашской Республики
Рассмотрено на заседании педагогического совета школы Протокол №1 от «28» августа 2015г. | УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ «Салабайкасинская ООШ» _____________ Директоров А.П. Приказ № 55/7 от «31» августа 2015 г. |
Рабочая программа
«Край родной»
Внеурочная деятельность
Основное общее образование
5-7 классы
Учитель: Шишкина Алевтина Евгеньевна
Прогнозируемые результаты:
Сбор материала для создания музея. Создание музея. Превращение музея в центр школьного патриотического воспитания. Главное, чтобы учащиеся школы выросли неравнодушными к судьбе своей школы, деревни. В будущем они приложат все силы, чтобы родная деревня и школа стали красивыми, известными не только в районе, но и за ее пределами.
В результате занятий по данной программе учащиеся смогут научиться:
- составлять свою родословную;
- проводить беседы с местным населением;
- самостоятельно собирать и обрабатывать исторический материал;
- проводить экскурсии по школьному музею;
- проводить туристические походы.
Основные методы работы:
- наблюдения, записи и фотографирования во время экскурсий;
- беседы, обсуждения;
- интервью с жителями деревень;
- метод коллекционирования (собирание газетных статей о своей малой Родине);
- сбор материала для музея (краеведческие находки, экспозиции) и оформление их в постоянные и меняющиеся экспозиции;
- метод анкетирования и опроса для определения уровня знаний, умений и навыков по краеведению.
Формы работы:
- сбор материалов, отражающих историю деревни, школы;
- работа с историческим источником с целью получения необходимой информации;
- обработка полученных материалов (составление каталогов, описание экспонатов);
- подбор материалов для проведения экскурсий, составление экскурсионного материала;
- поиск и систематизация экспонатов;
- проведение тематических экскурсий, походов, прогулок;
- организация встреч с интересными людьми;
- проведение пеших экскурсий по родному краю, отражающих историю улиц, памятных мест;
- подготовка тематических мероприятий, посвященных юбилейным событиям;
- участие в районных и республиканских конкурсах, посвященных изучению истории родного края;
- организация информационного блока работы музея.
Содержание программы
Первый год обучения.
Знакомство с предметом краеведения и его атрибутикой; создание своих родословных; история школы; музееведение; деревня в прошлом, настоящем и будущем.
Второй год обучения.
Изучение истории Чебоксарского района от древности к современности; дальнейшая работа по обогащению музея новыми материалами; оформление выставок и экспозиций в школьном музее; подготовка и участие на районных олимпиадах и конкурсах.
Третий год обучения.
Изучение истории образования Чувашии; дальнейшая работа по обогащению музея новыми материалами; оформление выставок и экспозиций в школьном музее; проведение обширных экскурсий по школьному музею; подготовка и участие на областных олимпиадах и конкурсах.
Потенциал краеведения
Занятия по краеведению способствуют развитию у учащихся любви к Отечеству, к своей земле, родному дому, семье.
Благодаря краеведению ученик имеет возможность глубже уяснить положения:
- история – это история людей;
- корни человека - в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного края и страны.
В ходе исторического процесса из поколения в поколение передаются вечные, непреходящие ценности: трудолюбие, честность, справедливость, совестливость, чувство национального достоинства, уважения к старшим поколениям, долга, милосердия.
В содержании краеведческих знаний можно выделить несколько концентров:
- Мой дом. Родословная семьи.
- Родная школа: история и традиции.
- История микрорайона школы.
Деревня: прошлое, настоящее, перспективы развития.
- История района.
- История Чувашии.
Реализация
Для реализации намеченной цели, необходим комплексный подход к изучению своего края при введении в образовательную программу собственно краеведческого компонента. Его структура включает самостоятельный учебный краеведческий курс, краеведческий компонент других учебных курсов и краеведческий компонент во внеклассной работе.
Между этими структурными единицами устанавливается связь по содержанию и по деятельности учащихся. Эта связь осуществляется как по горизонтали (на одном возрастном уровне между курсом, другими предметными областями и внеклассной работой), так и по вертикали (между разными возрастными ступенями).
В рамках регионального компонента других предметных областей ученики рассматривают местный материал с разных позиций, что закрепляет краеведческие знания, способствует их интеграции, содействует формированию умений, необходимых для самостоятельной познавательной деятельности по изучению края.
Итогом совместной работы учителя и учеников становятся краеведческие исследования.
При определении краеведческой тематики ученических исследований необходимо учитывать, что тема:
- Должна иметь важное образовательно-воспитательное значение.
- Раскрывать взаимосвязь страны и края, помогать, глубже осмыслить общие закономерности исторического процесса.
- Способствовать раскрытию специфических особенностей исторического развития края.
- Должна быть обеспечена необходимым количеством различных источников.
- Исходить из интересов учащихся и уровня их развития.
Успех исследования определяется следующими факторами:
- учащимся создаются условия для самостоятельных, хотя и небольших, изысканий;
- организуются интересные школьные экспедиции, походы, краеведческие выставки, кружки;
- соблюдаются принципы добровольности и учёта индивидуальных интересов и способностей учащихся при определении тем исследования;
- осуществляется руководство исследованием ученика, постоянно поддерживается атмосфера поиска;
- учитель непосредственно участвует в исследовании вместе с учащимися;
- ученики должны знать и видеть, что результаты их работы бережно хранятся в школьном музее или кабинете истории и широко используются в учебно-воспитательном процессе.
Краеведческое образование в школе — составная часть общего (школьного и внеклассного) краеведческого образования, поэтому необходима связь школы с другими учреждениями и организациями, связь, содружество с родителями.
Возможные направления взаимодействия с социальной средой таковы:
- сотрудничество с учреждениями дополнительного образования;
- участие в общероссийских, областных, городских акциях, движениях, экспедициях;
- использование культурного потенциала края (музеи, экскурсионные фирмы, театры, библиотеки);
- вовлечение в процесс краеведческого образования органов администрации (встречи, выступления представителей районной и городской администраций, молодежных движений, бюро трудоустройства), средств массовой информации;
- вовлечение родителей в процесс краеведческого образования детей, особенно в начальной школе (совместные классные мероприятия и занятия, выполнение творческих заданий, лекторий для родителей); особое внимание в рамках регионального компонента должно быть уделено микроистории – истории своей семьи.
Формы организации учебной деятельности | ||||
Информационно-просвещенческие | Поисково-исследовательские | Деятельно-познавательные | Творческо-дискуссионные | Пропагандистские |
1. Подготовка и прослушивание докладов, бесед с целью расширения знаний. | 1. Сбор, систематизация и анализ материалов по определенной теме. | 1. Расширение и углубление знаний, развитие умений и навыков в ходе выполнения практических операций | 1. Дискуссии, диспуты, конкурсы на лучшую идею. | 1. Пропаганда достижений работы клуба средствами выставок, выступлениями перед учащимися |
2. Работа по самообразованию. | 2. Проведение наблюдений по заданию руководителя. | 2. Открытие новых свойств объекта в ходе его изучения | 2. Защита проектов мероприятий, сценариев. | 2. Проведение соревнований. |
3. Подбор материала и оформление тематических папок. | 3. Обобщение уже известных фактов | 3. Проверка и подтверждение предположений на практике. | 3. Читательские конференции, обсуждение газетных и журнальных статей, кинофильмов. | 3. Выпуск проспектов, плакатов, листовок. |
4. Просмотр телепередач и научно-популярных фильмов, прослушивание радиопередач. | 4. определение индивидуальных и групповых творческих заданий учащимися. | 4. Проведение тренировочных упражнений | 4. Проведение деловых игр. | 4. Проведение итогов деятельности, определение лидеров в работе, чествование. |
5. Посещение выставок. | 5. Анкетирование учащихся с целью выработки и принятия решений | 5. Анализ различных ситуаций, возникающих в коллективе. | ||
6.Проведение итогов определенных этапов деятельности. |
Задачи индивидуальной работы по направлениям курса «Мой край родной»
1. «Родословие» | Изучение родословных, семейных традиций и обрядов, развитие и поощрение интереса к истории рода. |
2. «Летопись родного края» | Изучение истории и природы родного края, составление летописи наших дней. |
3. «Земляки» | Изучение жизни и деятельности земляков, оказание прямой или посреднической помощи всем тем, кто в силу обстоятельств оказался оторванным от своей малой родины или не имеет возможности поддерживать с ней непосредственную связь. |
4.«Природное наследие» | Изучение и охрана природного наследия |
5.«Культурное наследие» | Изучение культурного наследия и творчества жителей родного края, фиксация событий культурной жизни родного края. |
6.«Литературное краеведение» | Изучение литературного наследия родного края, развитие литературного творчества обучающихся. |
7. «Этнография» | Изучение материальной и духовной культуры народа своей местности, их семейного и общественного быта, хозяйственных занятий и этнических процессов. |
8.«Поиск» | Изучение истории своего населенного пункта через изучение биографии людей его населяющих. |
Содержание программы
№п\п | Название темы | Количество часов |
1 - й год | ||
1 | Мой дом и моя семья | 2 |
2 | Родная школа, её история и традиции | 4 |
3 | Моя дереня в прошлом, настоящем и будущем | 8 |
4 | Население деревни, виды его деятельности | 20 |
Всего | 34 | |
2 - ой год | ||
5 | История Чебоксарского района | 3 |
6 | Природа района. | 7 |
7 | Мой район в прошлом, настоящем и будущем | 24 |
Всего | 34 | |
3 - ий год | ||
8 | Природа Чувашской республики | 7 |
9 | История республики | 5 |
10 | Современность | 21 |
Всего | 34 | |
Всего за три года | 102 |
Календарно – тематическое планирование кружка по краеведению «Мой край родной»
Первый год обучения.
Знакомство с предметом краеведения и его атрибутикой; создание своих родословных; история школы; музееведение; деревня в прошлом, настоящем и будущем.
№п\п | Название темы занятия | Всего часов | Сроки проведе - ния | Форма организации. Практические и творческие работы. | Основные изучаемые вопросы | |||
Мой дом и моя семья - 2 | ||||||||
1 | Моя семья. Понятие «генеалогическое древо» | 1 | Практическая работа: Составление генеалогического древа своей семьи и комментариев к нему. Родители, поколение бабушек и дедушек, братьев и сестер, других родственников: дата рождения, место рождения, образование, общественная и трудовая деятельность. | Уметь составлять родословную. Знать родословную своей семьи. | ||||
2 | Семья: социальная принадлежность, сословное происхождение членов семьи, трудовые и общественные дела. | 1 | Творческая работа «За что я люблю свою семью?» | |||||
3 | Семейные традиции, реликвии, фотографии. Нравственно-ценностные ориентации поколений. Судьба семьи в судьбе родного края. | 1 | ||||||
Родная школа, ее история и традиции - 4 | ||||||||
4 | Источники сведений о прошлом школы. Основные этапы истории школы. Педагоги разных поколений. Судьбы учеников. Традиции школы. Современная жизнь школы. | 1 | Знать основные сведения о школе. | |||||
5 | Педагоги разных поколений. Судьбы учеников. | 1 | ||||||
6 | Школьный архив. | 1 | Практическая работа с архивом школы. | Иметь первоначальное представление о работе с архивными документами, правилах подготовки документов для сдачи в школьный архив архив. | ||||
7 | Традиции школы. Современная жизнь школы. | 1 | Работа по опросу и беседам с членами школьного коллектива. | Уметь составлять план беседы, опроса, социологического исследования; составлять вопросы к опросам и беседам. |
Моя деревня в прошлом, настоящем и будущем - 8
8 | История знаний о прошлом деревни. Первые упоминания о деревни. | 1 | Творческая работа «Мое географическое открытие своей деревни» (с привлечением историко-литературных источников, архивных и музейных материалов, воспоминаний местных жителей) | Знать основные сведения о возникновении деревни. | |
9 | Происхождение названия деревни, улиц. | 1 | |||
10 | Географическое положение деревни. | 1 | Практическая работа «ГП деревни» | Знать основные черты ГП деревни. | |
11 | Площадь территории деревни, конфигурация, протяженность с севера на юг и с запада на восток. Главные объекты деревни. | 1 | Составление плана-схемы деревни. Выделение соседей, главных географических объектов. | ||
12 | Рельеф своей местности. Основные формы рельефа, их происхождение, изменение, характерные горные породы и их использование. Влияние рельефа на условия жизни и хозяйственную деятельность людей, на особенности природы. | 1 | Практическая работа Знакомство с горными породами своей местности. Творческая работа: Составление коллекции горные породы и полезные ископаемые своей местности. | Уметь систематизировать по определенному признаку имеющийся материал и составлять коллекции | |
13 | Климат своей местности. Порядок проведения наблюдений за погодой. | 1 | Экскурсия. | Знать значение деятельности метеослужбы деревни для безопасной деятельности населения поселка. | |
14 | Особенности климата своего населенного пункта. Влияние климата на условия жизни и виды хозяйственной деятельности жителей деревни. Охрана атмосферного воздуха от загрязнения. | 1 | Обработка полученной информации по многолетним наблюдениям за погодой, составление климатических диаграмм для деревни. | Особенности климата своего населенного пункта. | |
15 | Внутренние воды своей местности. Местоположение основных речных систем, озер и болот. Распространение опасных природных явлений, связанных с водами. | 1 | Выявление источников загрязнения вод своей местности. Обсуждение предложений по устранению источников загрязнений водных объектов. | Внутренние воды своей местности. | |
16 | Общая оценка основных типов почв своей местности. | 1 | Творческая работа. Отображение в народном творчестве, традициях отношения человека к земле. | Типы почв. | |
17 | Растительный и животный мир своей местности. | 1 | Выявление видового состава растений и животных, их приспособленности к условиям обитания. Зарисовка и описание отдельных видов животных и растений. | Растительный и животный мир своей местности. | |
17 | Биоразнообразие своей местности. Использование населением даров природы. | 1 | Творческая работа. Научно-художественное описание природной зоны, в которой располагается наша деревня. Отражение природы в народном творчестве, народных промыслах и искусстве. | ||
Население поселка, виды деятельности - 20 | |||||
18 | Экскурсия в природу. | 1 | Выявление видового состава растений и животных, их приспособленности к условиям обитания. | ||
19 | Природа своей деревни (обобщение). | 1 | Творческая работа. Составление путеводителя по окрестностям деревни. | ||
20 | Древние жители деревни (XII-XIX века). | 1 | Составление хронологической таблицы. | Знать историю заселения. | |
21 | Жизнь жителей деревни в финский период (1920- 1944 годы). | 1 | |||
22 | Численность населения в советский период. | 1 | |||
23 | Причины сокращения населения деревни (1990-2009 годы). | 1 | Обработка статистических данных. | Уметь определять причины. | |
24 | Численность населения в настоящее время. Этнический состав. Характерные черты. | 1 | Социологическое микроисследование: Оценка степени привлекательности своей деревни для работы и проживания людей. Социальный портрет жителей деревни. | Уметь определять взаимосвязь условий жизни и деятельности людей с особенностями природных условий и ресурсов своей местности. | |
25 | Быт населения, его взаимосвязь с природными условиями. | 1 | |||
26 | Трудовые навыки населения. | 1 | |||
27 | Проблемы населения деревни. | 1 | |||
28 | Основные демографические процессы: продолжительность жизни, проблемы естественного прироста населения. | 1 | Знать особенности населения своего населенного пункта - временный состав, сменность состава населения. | ||
29 | Основные демографические процессы: здоровье, уровень образования. | 1 | Посещение медицинского пункта. | ||
30 | Основные демографические процессы: численность занятых пенсионеров, молодежи, половозрастной состав | 1 | Экскурсия в центр занятости населения. Микросоциологическое исследование: «Ситуация на рынке труда своего района». | ||
31 | Трудовые навыки населения, виды деятельности. | 1 | Экскурсия на заставу. | Уметь оценивать трудовые ресурсы своего населенного пункта, качественные и количественные характеристики. | |
32 | «Знаменитые» земляки, династии. | 1 | Составление картотеки рабочих мест своей деревни. | ||
33 | Проблемы деревни: социальные, экономические, экологические. | 1 | Уметь составлять модель решения имеющейся проблемы | ||
34 | Будущее деревни. | 1 | Творческая работа. Будущее деревни глазами детей. | Сами подводят итоги проделанной работы за год |
Второй год обучения.
Изучение истории Чебоксарского района от древности к современности; дальнейшая работа по обогащению музея новыми материалами; оформление выставок и экспозиций в школьном музее; подготовка и участие на районных олимпиадах и конкурсах.
История -3 | |||||
1 | История возникновения Чебоксарского района | 1 |
| Рассказ учителя. | Источники знаний о родном крае. |
2 | Происхождение названия города Чебоксары и посёлков района | 1 |
| Карты, план - схемы, атласы, справочники, научно- |
|
3 | Происхождение названий улиц района. | 1 | Творческая работа «Мое географическое открытие» | Источники знаний о родном крае. | |
Природа - 7 | |||||
4 | Географическое положение Чебоксарского района. | 1 |
| (Пограничные территории района; крайние точки; населённые пункты района) | Пограничные районы. Координаты крайних точек |
5 | Рельеф местности Чебоксарского района. | 1 |
| Определение по карте самой высокой и низкой точки района. Практическая работа. Знакомство с горными породами. | Рельеф, формы рельефа в области и районе. Подземные кладовые нашего края. Деление горных пород по происхождению |
6 | Главные объекты района. Соседи района. | 1 | Экскурсия в краеведческий музей г.Чебоксары | Достопримечательности родного края | |
7 | Климат Чебоксарского района. Экскурсия на метеослужбу. | 1 | Построение графика температуры воздуха, розы ветров, диаграмм облачности и осадков. Анализ полученных данных. | Температура воздуха по сезонам года. Амплитуда местности. | |
8 | Влияние климата на условия жизни и виды хозяйственной деятельности района. | 1 | Построение графиков, описание погоды | Опасные климатические явления (ветер, туман, град, гололёд и др.) и способы их предупреждения. Влияние климата на быт и виды хозяйственной деятельности населения района. | |
9 | Обработка информации полученной по многолетним наблюдениям. | 1 | Составление климатических диаграмм | Температура, роза ветров, осадки | |
10 | Внутренние воды Чебоксарского района. Местоположение основных речных систем. | 1 | Характеристика реки (по плану). Нанесение на контурную карту объектов гидросферы | Питание, режим рек, озера. | |
11 | Растительный и животный мир района. Использование населением даров природы. | 1 | Характеристика растительного и животного мира ( по плану) | Типы растительности. Основные представители животного мира. Мир птиц. Обитатели водоёмов. | |
12 | Экскурсия в природу. | 1 | Жизнь животных зимой | Виды животных | |
Мой район в прошлом, настоящем и будущем -24 | |||||
13 | Мой край в прошлом. Образование районаю | 1 | Практические задания: нанесите «соседей» нашего района на контурную карту; нанесите на контурную карту населенные пункты района. | Первые следы пребывания человека на территории края. ЭГП района. | |
14 | Памятники истории и культуры района. Фотоконкурс. | 1 | Творческий конкурс: « «Старая фотография рассказала…»
| Памятники истории и культуры на территории края. | |
15 | Хозяйственная жизнь района. Очаги культуры: школы, библиотеки. Православные храмы. | 1 | Практическая работа сбор информации и составление характеристики о ведущих промышленных предприятиях района. | Градообразующие предприятия, их роль в жизни района | |
16 | Различные группы и слои населения в различные периоды времени. | 1 | Просмотр мультимедийной презенации. | Численность населения, его воспроизводство, национальный состав; размещение по территории района, городское, сельское. | |
17 | Экскурсия в центр занятости населения. | 1 | Ознакомления с деятельностью центра и выяснение проблемы профессиональных потребностей в районе на ближайшее будущее.
| Центр занятости населения | |
18 | Традиции и праздники в районе | 1 |
| Встреча с директором краеведческого музея в посёлке Никель | Типы поселений в нашем крае. |
19 | Экскурсия по боевым и трудовым местам | 1 | Подготовка фоторепортажей о памятниках района | ||
20 | Встречи с ветеранами войны и труда | 1 | Подготовка эссе | ||
21 | Знаменитые люди района | 1 | Практическая работа. «Интервью со знаменитым земляком» | ||
22 | Историки-краеведы нашего района | 1 | Встреча с краеведами | ||
23 | Культурное наследие края | 1 | Посещение творческих выставок земляков. | ||
24 | Современные периодические издания, их роль | 1 | Работа с периодической печатью. Обзор современные периодические издания, их роль | Газеты, журналы, брошюры | |
25 | Летописи литературных событий района. | 1 | Оформление летописи литературных событий района | Летопись | |
26 | Отражение природы края в народных промыслах, народном творчестве. Моя родословная. | 1 |
| Составление генеалогического дерева, создание макета саамского дома | Саамы, промыслы, жилища |
27 | Географические адреса | 1 |
|
|
|
28 | Календарь памятных дат района | 1 | Практическая работа. Работа с историческими источниками. | ||
29 | Проблемы развития района | 1 | Практическая работа. Работа с историческими источниками. | ||
30 | Экологические проблемы Чебоксарского района | 1 | Творческая работа. Написание сочинений на тему « Экологические проблемы района» | Мониторинг состояния окружающей среды своей местности | |
31 | Экология человека, воспитание экологической культуры. | 1 | Творческая работа «современный житель моего района. Какой он?» | ||
32 | Перспективы развития района | 1 | Практическая работа. | Работа с периодической печатью. | |
33 | «Мой район в будущем». | 1 |
| Защита проектов |
|
34 | «Мой район в будущем». | 1 | Защита проектов |
Третий год обучения.
Изучение истории образования Чувашской республики; дальнейшая работа по обогащению музея новыми материалами; оформление выставок и экспозиций в школьном музее; проведение обширных экскурсий по школьному музею; подготовка и участие на областных олимпиадах и конкурсах.
Природа - 7 | |||||
1 | Что изучает краеведение? Виртуальная экскурсия по Чувашской республике | 1 | Рассказ учителя. Презентация о родном крае. Творческое задание: Подобрать стихотворения, пословицы и поговорки о родном крае. | Человек и его окружение. Что изучает краеведение. | |
2 | Природные условия области. Особенности рельефа, почвы. | 1 | Работа с интернетом, создание презентация о рельефе края. | Знакомство с природой всей Чувашской республики. Климат. Растительный мир. Животный мир. Легенды и предания. Воспитание бережного отношения к природе. Памятник природы. Красная книга. | |
3 | Полезные ископаемые. Охрана почв и недр. | 1 | Практическая работа: Знакомство с горными породами республики. | ||
4 | Реки. Сравнительное описание. | 1 | Работа с литературой. Подготовка сообщений о водоёмах республики. Современное состояние реки. Экология. | ||
5 | Растительность края. Памятники природы. | 1 | Рассказ учителя. Зарисовка и описание отдельных видов животных и растений. | ||
6 | Заповедники и заказники. Общая характеристика. Заочная экскурсия. | 1 | Виртуальное путешествие по заповедникам . Легенды и предания. | ||
7 | Творческий отчёт о заповедных местах. | 1 | Составление туристических реклам уникальных мест республики. Творческий отчёт учащихся на одну из тем: «Редкие виды растений, животных » и т. д. | ||
История - 5 | |||||
8 | Достопримечательности. Архитектурные сооружения. | 1 | Лекция. Работа с архивным материалом. | Знакомство с бытом и традициями русских в нашей области. | |
9 | Наш край в годы октябрьской революции | 1 | Беседа «Установление советской власти на территории области». | Поселения области в этот период. | |
10 | Страницы военной истории края. | 1 | Знакомство с книгой «Памяти». Знакомство с книгой «Они вернулись с победой» Составление эссе «Война в судьбе моей семьи». Сбор материала о страницах военной истории. | Наши земляки Герои Советского Союза. Военная доблесть наших земляков. | |
11 | Участие жителей края в защите Отечества, военных компаниях. | ||||
12 | Игра-викторина «Листаем страницы истории» | 1 | Игра-викторина, проведенная членами кружка для учащихся начальной школы. | История моей области. | |
Современность - 23 | |||||
13 | Современная Чувашия. Заочная экскурсия. | 1 | Презентация «Мурманская область на карте России». Работа с архивными источниками «Происхождение названия области родного края». | Физико-географическая характеристика. | |
14 | Геральдика нашего края. | 1 | Рассказ учителя. Самостоятельное создание файла «Геральдика» | Герб и флаг нашего края. Знают значение каждого элемента на флаге и гербе. | |
15 | Наши земляки. | 1 | Лекция. Мультимедийная презенация. | Основные демографические процессы на территории области. Знаменитые земляки. | |
16 | Ими гордится наш край. | 1 | Встречи со знаменитыми земляками. Сбор материала о героях социалистического труда. Сбор материалов о людях разных профессий. | ||
17 | Уроженцы края в других регионах страны и за рубежом. | 1 | Беседа. Работа с периодической печатью. | ||
18 | Уроженцы края в других регионах страны и за рубежом. | 1 | Практическая работа. Подготовить эссе. | ||
19 | Заседание в клубе интересных встреч. | Взять интервью у родственников и знакомых. | |||
20 | Ремёсла и промыслы Чувашии. Народные мастера. | 1 | Практическая работа «Характеристика ведущих предприятий республики» | Ремёсла и промыслы Чувашии. | |
21 | Ремёсла и промыслы Чувашии. Народные мастера. | 1 | Творческая работа: Составление презентации «Народные промыслы Чувашии» | ||
22 | Праздники, обряды на чувашской земле. | 1 | Встреча с коренными жителями | Праздники, обряды на | |
23 | Храмы | 1 | Виртуальное путешествие по святым местам области. Просмотр фильма. Творческая работа: Составление буклета «Святыни республики» | Святые места Чувашии. | |
24 | Храмы | 1 | |||
25 | Конкурс «Знаешь ли ты свою республику?» | 1 | Конкурс | ||
26 | Топонимика (из истории названий городов, районов, посёлков. рек и т.д.). | 1 | Объяснение названий населенных пунктов, географических объектов на территории области. | Наука топонимика. | |
27 | Чебоксары – столица Чувашии. Географическое положение. Топографическая карта. | 1 | Рассказ учителя, просмотр фильма о городе Чебоксары | Достопримечательности Чебоксары | |
28 | Стихотворения о г.Чебоксары и других городах наших земляков. | 1 | Составление каталога поэтов. | ||
29 | Экскурсия в краеведческий музей города Чебоксары. | 1 | Написание эссе | ||
30 | Экскурсия в океанарий. Знакомство с животными. | 1 | Написание рассказа «Мои впечатления от увиденного» | ||
31 | Природа и Чебоксары. Пешеходная экскурсия, наблюдение за природой. | 1 | Рисунок «Мой город» | ||
32 | Экономические, научные и культурные связи в пределах края, с другими регионами страны, государствами | 1 | Практическая работа. Работа с периодической печатью. | Экономика Чувашской республики. | |
33 | Проблемы развития края. | 1 | Практическая работа. Работа с периодической печатью. | ||
34 | Перспективы развития края. | 1 | Практическая работа. Работа с периодической печатью. |
Средства, необходимые для реализации Программы
- Канцелярские принадлежности.
- Фотоаппарат.
- Видеокамера.
- Компьютер.
Кружок «Край Родной»
№ | Тема | Дата |
1. | Моя семья. Понятие «генеалогическое древо» | |
2. | Семья: социальная принадлежность, сословное происхождение членов семьи, трудовые и общественные дела. | |
3. | Источники сведений о прошлом школы. Основные этапы истории школы. Педагоги разных поколений. Судьбы учеников. Традиции школы. Современная жизнь школы. | |
4. | Педагоги разных поколений. Судьбы учеников. | |
5. | Школьный архив. | |
6. | Традиции школы. Современная жизнь школы. | |
7. | История знаний о прошлом деревни. Первые упоминания о деревни. | |
8. | Происхождение названия деревни, улиц. | |
9. | Географическое положение деревни. | |
10. | Площадь территории деревни, конфигурация, протяженность с севера на юг и с запада на восток. Главные объекты деревни. | |
11. | Рельеф своей местности. Основные формы рельефа, их происхождение, изменение, характерные горные породы и их использование. Влияние рельефа на условия жизни и хозяйственную деятельность людей, на особенности природы | |
12. | Климат своей местности. Порядок проведения наблюдений за погодой. | |
13. | Особенности климата своего населенного пункта. Влияние климата на условия жизни и виды хозяйственной деятельности жителей деревни. Охрана атмосферного воздуха от загрязнения. | |
14. | Внутренние воды своей местности. Местоположение основных речных систем, озер и болот. Распространение опасных природных явлений, связанных с водами. | |
15. | Общая оценка основных типов почв своей местности. | |
16. | Растительный и животный мир своей местности. | |
17. | Биоразнообразие своей местности. Использование населением даров природы. | |
18. | Экскурсия в природу | |
19. | Природа своей деревни (обобщение | |
20. | Древние жители деревни (XII-XIX века). | |
21. | Жизнь жителей деревни в финский период (1920- 1944 годы | |
22. | Численность населения в советский период. | |
23. | Причины сокращения населения деревни (1990-2014 годы | |
24. | Численность населения в настоящее время. Этнический состав. Характерные черты | |
25. | Быт населения, его взаимосвязь с природными условиями. | |
26. | . Трудовые навыки населения | |
27. | Проблемы населения деревни | |
28. | Основные демографические процессы: продолжительность жизни, проблемы естественного прироста населения | |
29. | Основные демографические процессы: здоровье, уровень образования | |
30. | Основные демографические процессы: численность занятых пенсионеров, молодежи, половозрастной состав | |
31. | Трудовые навыки населения, виды деятельности | |
32. | «Знаменитые» земляки, династии | |
33. | Проблемы деревни: социальные, экономические, экологические | |
34. | Будущее деревни. | |
35. | Подводим итоги работы кружка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Край родной" (внеурочная деятельность)
Рабочая программа и планирование для 2 класса по краеведению....
Рабочая программа по родному языку и родной литературе 5 класс
Рабочая программа для родного русского языка...
Рабочая программа по родному русскому языку и родной русской литературе. 7 класс.
Программа по учебному предмету «Родной русский язык и родная русская литература» призвана научить детей рассматривать язык как материал словесности и произведения как явления искусства сло...
Рабочая программа по родному (татарскому) языку для учащихся 9 класса русской школы, изучающих татарский как родной
Рабочая программа по родному (татарскому) языку для учащихся 9 класса русской школы, изучающих татарский как родной...
Рабочие программы по родному языку и родной литературе, методические материалы
Рабочие программы по родному языку и родной литературе, методические материалы...
Рабочая программа т.о. Феникс к доп. обр. программе "Край мой Смоленский" 2021-2022 уч.год
Тип программы: общеобразовательная (общеразвивающая)Вид программы: адаптированнаяНаправленность программы: туристско – краеведческаяДополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа ...