Рабочая программа по родному русскому языку и родной русской литературе. 7 класс.
рабочая программа (7 класс) на тему
Программа по учебному предмету «Родной русский язык и родная русская литература» призвана научить детей рассматривать язык как материал словесности и произведения как явления искусства слова. Словесность составляет единое целое с традиционными школьными предметами – русским языком и литературой.
Рабочая программа для 7 класса построена на принципе доступности и отвечает возрастным особенностям школьников. Навыки, которые предполагается выработать в процессе изучения предмета, окажутся полезными как для построения устного ответа, так и для написания сочинений, изложений и других письменных работ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан
Рассмотрено на заседании ШМО учителей русского языка и литературы Руководитель ШМО _______ Л.А.Мозжерина Протокол № 1 от «30» августа 2017г. | Согласовано Заместитель директора школы по учебной работе _______ Л.Н.Зиангирова от «31» августа 2017г. | Утверждаю Директор МОБУ СОШ № 4 _______ Л.Ю.Юсупова Приказ № 368 от «31» августа 2017г. |
Рабочая программа
По предмету (курсу) родной русский язык и родная русская литература
Класс 7б
Учитель Васюткина Светлана Егоровна
Количество часов по программе 35 часов (16ч. – родной русский язык, 19ч. – родная
русская литература)
город Нефтекамск, 2017 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа по родному русскому языку и родной русской литературе составлена на основе:
- Федерального компонента государственного стандарта образования, утверждённого приказом Министерства образования России от 5 марта 2004 года №1089 (ред. 19.10.2009, с изм. от 31.01.2012) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего и среднего (полного) общего образования»;
- авторской программы под редакцией Р.И.Альбетковой, Дрофа, 2013г. и учебного пособия «Русская словесность. От слова к словесности» 7 класс. Р.И.Альбеткова, М.- Дрофа, 2013;
- Учебного плана МОБУ СОШ № 4 ГО г. Нефтекамск РБ на 2017 – 2018 учебный год.
Учебный предмет «Родной русский язык и родная русская литература» является одной из частей образовательной области «Филология». В учебном плане ОУ занимает 35 часов, т. е. 1 час в неделю (0,5ч. – родной русский язык, 0,5ч. – родная русская литература)
Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова.
Программа по учебному предмету «Родной русский язык и родная русская литература» призвана научить детей рассматривать язык как материал словесности и произведения как явления искусства слова. Словесность составляет единое целое с традиционными школьными предметами – русским языком и литературой.
Рабочая программа для 7 класса построена на принципе доступности и отвечает возрастным особенностям школьников. Навыки, которые предполагается выработать в процессе изучения предмета, окажутся полезными как для построения устного ответа, так и для написания сочинений, изложений и других письменных работ.
Цель: заложить основные знания о русской словесности, учить читать и понимать любой текст, в том числе художественный, анализировать его. Подробно на ярких, доступных примерах раскрывать своеобразие языка художественной литературы, учить создавать текст, знакомить с родами, видами и жанрами словесности.
Задача: формирование целостных представлений о слове будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления языковых фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, технологии компетентностной системы обучения.
Рабочая программа по родному русскому языку и родной русской литературе соотнесена с программами по русскому языку и литературе, утвержденными Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации. Вместе с тем в данной программе осуществляется специфический подход к явлениям. Если программа по русскому языку определяет изучение строя языка, то программа по словесности — изучение употребления языка. Если программа по литературе рассматривает произведения как создания определённых писателей, то программа по словесности — прежде всего как явления искусства слова.
Данная программа предлагает последовательное освоение материала от класса к классу в соответствии с возрастными возможностями школьников, с уровнем их языкового и литературного развития. При этом выделяются два концентра: первый — начальный этап, первоначальные сведения о словесности — 5—6 классы, второй — более глубокий, основы словесности, важнейшие, базовые категории искусства слова — 7-9 классы.
В 7 классе изучают разновидности употребления языка, формы словесного выражения, понятия о стиле и о стилистических возможностях лексики, фразеологии и морфологии, учатся не только понимать значение этих явлений в произведении, но и создавать собственные тексты, используя для выражения мысли средства стилистической окраски.
В 7 классе школьники не только учатся различать роды и жанры, как устной народной словесности, так и литературных произведений, не только видеть словесные средства изображения героев в произведениях разных родов и жанров, но и исходить из особенностей языка в понимании и оценке произведения в соответствии с его жанрово-родовой природой.
Данная программа представляет основы русской словесности, т. е. главные, исходные сведения о словесности, основные приемы словесного выражения содержания. Теоретические сведения рассматриваются в определенной системе; сущность этой системы составляет единство языка, выражающего определенное содержание, и произведения, содержание которого выражено посредством языка. На уроках осуществляется особый подход к явлениям языка и литературы, рассмотрение их в новой системе.
В результате изучения учебного предмета «Родной русский язык и родная русская литература» ученик должен:
знать/понимать
· богатство лексики русского языка;
· особенности употребления лексики русского языка;
· эпические жанры народной словесности и особенности их языка;
· особенности языка эпических, лирических и драматических произведений;
уметь
· определять лексическое значение слова;
· определять виды лексических единиц;
· различать жанры народной словесности;
· различать эпические, лирические и драматические произведения;
аудирование и чтение
· выразительно читать тексты различной эмоциональной окраски и различных жанров;
· пересказывать прозу;
· работать со словарями;
· находить в текстах лексические единицы;
говорение и письмо
· строить диалог;
· создание собственных текстов различных типов речи;
· создание собственных текстов различных жанров;
· употреблять лексические ресурсы языка в собственных высказываниях;
· использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· осознания значения произведений словесности в жизни человека и общества;
· творческого овладения богатствами родного языка в освоении духовного опыта человечества
Тематический план (родной русский язык)
№ | Наименование разделов | Всего часов |
1 | Введение | 2 |
2 | Разновидности употребления языка | 3 |
3 | Формы словесного выражения | 2 |
4 | Стилистическая окраска слова | 9 |
Всего | 16 |
Тематический план (родная русская литература)
№ | Наименование разделов | Всего часов |
1 | Устная народная словесность | 4 |
2 | Духовная литература | 2 |
3 | Эпическое произведение | 4 |
4 | Лирическое произведение | 4 |
5 | Драматическое произведение | 2 |
6 | Лиро-эпические произведения | 2 |
7 | Взаимовлияние произведений словесностей | 1 |
Всего | 19 |
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (родной русский язык)
1. Введение – 2ч.
Значение языка в жизни человека и общества. Слово и словесность.
2. Разновидности употребления языка – 3ч.
Разговорный язык. Разновидности разговорного языка. Язык художественной литературы.
3. Формы словесного выражения – 2ч.
Формы словесного выражения в нехудожественной словесности. Формы словесного выражения в художественной словесности. Диалог и монолог.
4. Стилистическая окраска слова – 9ч.
Стилистическая и эмоционально-экспрессивная окраска слов. Стилистические возможности синонимов. Стилистические возможности антонимов. Стилистические возможности фразеологизмов. Стилистические возможности существительного, прилагательного и глагола. Стиль в художественной словесности.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (родная русская литература)
1. Устная народная словесность – 4ч.
Роды, виды и жанры словесности. Эпические виды и жанры народной словесности. Лирические виды и жанры народной словесности. Драматические виды и жанры народной словесности.
2. Духовная литература – 2ч.
Библия и особенности её стиля. Состав и жанры Библии.
3. Эпическое произведение – 4ч.
Виды и жанры эпических произведений. Герой эпического произведения. Композиция эпического произведения. Художественная деталь.
4. Лирическое произведение – 4ч.
Лирические произведения, их своеобразие и виды. Композиция и герой лирического произведения. Своеобразие художественного образа в лирике. Комплексный анализ лирического произведения (по выбору учителя).
5. Драматическое произведение – 2ч.
Драматические произведения, их своеобразие и виды. Герои драматического произведения и способы их изображения. Сюжет, конфликт и композиция драматического произведения
6. Лиро-эпические произведения – 2ч.
Лиро-эпические произведения, их своеобразие и виды.
7. Взаимовлияние произведений словесностей – 1ч.
Эпиграф. Цитаты. Реминисценции.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО РОДНОМУ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
№ | Темы уроков | Часы | Дата | Планируемые результаты | ||||
план | факт | Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД | Примечание | |||
Введение | 2 | |||||||
1. | Значение языка в жизни человека и общества | 1 | 5.09 | Научиться составлять рассуждение на лингвистическую тему | Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, с достаточ-ной полнотой и точностью вы-ражать свои мысли в соответ-ствии с задачами коммуника-ции. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать поз-навательную цель, искать и вы-делять нужную информацию. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры, содержания и значения слова. | Формирование сознания того, что русский язык — важнейший показатель культуры человека. | ||
2. | Слово и словесность | 1 | 12.09 | Совершенствование духовно-нравственных качеств личности | ||||
Разновидности употребления языка | 3 | |||||||
3. | Разговорный язык. Разновидности разговорного языка. | 1 | 19.09 | Умение различать разговорную и книжную окраску выражений. Разли- чение понятий: устная речь и разговорный язык | Коммуникативные: представ-лять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. Регулятивные: определять но-вый уровень отношения к само-му себе как субъекту деятель-ности. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения. | Формирование устойчивой мотивации к коллективной творческой и аналитической деятельности | ||
4. | Язык художественной литературы | 1 | 26.09 | Знать богатство лексики русского языка; роль лекси-ческих единиц в произведениях сло весности; стилис-тические возмож-ности изученных языковых единиц. | Коммуникативные: восприятие на слух литературных произве-дений разных жанров, осмыс-ленное чтение и адекватное восприятие. Регулятивные: самостоятельно определять цели учебной зада чи, развивать мотивы и инте-ресы своей познавательной деятельности. Познавательные: объяснять яв ления, процессы, связи и отно-шения, выявляемые в ходе исследования. | Адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров. | ||
5 | Развитие речи. Сочинение «Вот и лето прошло» | 1 | 3.10 | Уметь создавать текст на заданную тему, составлять план, определять основную мысль, отбирать содержа-ние, выстраивать его в определен-ной последова-тельности. | Коммуникативные:формулиро- вать собственное мнение и пози цию, аргументировать ее Регулятивные: определять цели предстоящей речевой деятель-ности, планирование действий, оценивание достигнутых резуль татов. Познавательные: Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования и конструирования текста | Интерес к созданию собственного текста; стремление к речевому самосовершенствованию. | ||
Формы словесного выражения | 2 | |||||||
6 | Диалог и монолог в нехудожест-венной словесности | 1 | 10.10 | Выразительно читать тексты; строить диалог и монолог | Коммуникативные: строить мо-нологическое контекстное выс-казывание; организовывать и планировать учебное сотруд-ничество с учителем и сверстни ками. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать поз-навательную цель, искать и вы-делять необходимую информа-цию. Познавательные:осуществлять логическую операцию установ-ления родовидовых отношений, ограничение понятия; | Осознавать роль слова в выражении мысли. | ||
7 | Диалог и монолог в художествен-ной словесности | 1 | 17.10 | Выразительно читать тексты; строить диалог и монолог | Коммуникативные: строить мо-нологическое контекстное выс-казывание; организовывать и планировать учебное сотруд-ничество с учителем и сверст-никами. Регулятивные: планировать пу-ти достижения целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познаватель ных задач. Познавательные: осуществлять логическую операцию установ-ления родовидовых отношений, ограничение понятия. | Формирование общей куль-туры и мировоззрения, соот-ветствующего практике сегодняшнего дня. | ||
Стилистическая окраска слова | 9 | |||||||
8 | Стилистическая и эмоционально-экспрессивная окраска слов | 1 | 24.10 | Употреблять в соб ственных выска-зываниях слова и выражения в соот-ветствии с их сти-листической и эмо циональной окрас-кой. | Коммуникативные: формули-ровать собственное мнение и позицию, аргументировать ее. Регулятивные: определять цели предстоящей речевой деятель-ности, планирование действий, оценивание достигнутых резуль татов. Познавательные осуществлять логическую операцию установ-ления родовидовых отношений, ограничение понятия. | Интерес к изучению языка | ||
9 | Стилистические возможности синонимов. | 1 | 7.11 | Знать стилисти-ческие возможнос-ти синонимов, уметь находить в тексте близкие по значению слова. | Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для орга низации собственной деятель-ности и сотрудничества с парт-нёром. Регулятивные: планировать пу-ти достижения целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познаватель ных задач. Познавательные: осуществлять логическую операцию установ-ления родовидовых отношений, ограничение понятия. | Осознание лексического богат ства русского языка, гордость за язык; стремление к речево-му самосовершенствованию | ||
10 | Стилистические возможности антонимов. | 1 | 14.11 | Знать стилисти-ческие возможнос-ти антонимов, уметь находить в тексте противопо-ложные по значе-нию слова | Коммуникативные: владеть мо-нологической и диалогической формами речи в соответствии с грамма тическими и синтакси-ческими нормами родного язы-ка. Регулятивные: планировать пу-ти достижения целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познава-тельных задач Познавательные: осуществлять поиск информации с исполь-зованием ресурсов библиотек и Интернета | Усвоение лексического много образия русского языка. Уме-ние адекватно понимать ин-формацию устного и письмен-ного сообщения, осознавать значение родного языка в жизни человека и общества. | ||
11 | Стилистические возможности фразеологизмов. | 1 | 21.11 | Знать стилистичес кие возможности фразеологизмов, уметь находить в тексте | Коммуникативные: уважитель-но относиться к партнёрам в процессе достижения общей целисовместной деятельности. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую инфор-мацию. Познавательные отбирать и систематизировать материал на определенную тему, | Осознание отражения во фразеологии духовной культуры русского народа | ||
12 | Развитие речи. Подготовка к написанию сжатого изложения. | 1 | 28.11 | Знать определение текста, его призна-ки, умеют доказы-вать принадлеж-ность к тексту, употреблять смыс-ловую и граммати-ческую связь пред ложений в тексте, подбирать загла-вие, отражающее тему. | Коммуникативные: вступать в диалог, участвовать в дискус-сии и аргументировать свою позицию. Регулятивные: владеть основа-ми самоконтроля, самооценки, принятия решений и осущест-вления осознанного выбора в учебной и познавательной де-ятельности. Познавательные: Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования и конструи рования текста. | Осознание лексического богатства русского языка, гордость за язык; стремление к самосовершенствованию. | ||
13 | Развитие речи. Сжатое изложение. | 1 | 5.12 | Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, с достаточ-ной полнотой и точностью выра жать свои мысли в соответст-вии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: планировать пу ти достижения целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познаватель ных задач. Познавательные: Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования и конструи рования текста | Осознание ответственности за написанное; интерес к созда-нию сжатой формы исходного текста. | |||
14 | Стилистические возможности су-ществительного, прилагательного и глагола | 1 | 12.12 | Знать стилисти-ческие возможнос-ти сущ., прилаг., глаголов, уметь находить в тексте противоположные по значению слова | Коммуникативные: формиро-вать навыки учебного сотруд-ничества в ходе работы. Регулятивные: определять цели предстоящей речевой деятель-ности, планирование действий, оценивание достигнутых резуль татов. Познавательные: отбирать и систематизировать материал на определенную тему. | Вормирование общей культуры и мировоззрения | ||
15 | Контрольный диктант. | 1 | 19.12 | Проверить степень усвоения пройден-ного материала; проверить орфогра фические и пункту ационные навыки; выявить наиболее часто встречаю-щиеся ошибки и отработать их | Коммуникативные: формиро-вать навыки самостоятельной работы с последующей самопроверкой. Регулятивные: владеть основа-ми самоконтроля, самооценки, принятия решений и осущест-вления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Познавательные: явления, про-цессы, связи и отношения, выяв ляемые в ходе выполнения кон-трольной работы. | Способность к самооценке | ||
16 | Стиль в художественной словесности | 1 | 26.12 | Уметь различать слова по их стилистической окраске | Коммуникативные: осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать Регулятивные: планировать пути достижения целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач Познавательные: осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета | Интерес к изучению языка |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО РОДНОЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
№ | Темы уроков | Часы | Дата | Планируемые результаты | ||||
план | факт | Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД | Примечание | |||
Устная народная словесность | 4 | |||||||
1 | Роды, виды и жанры словесности | 1 | 16.01 | Знать род, виды, жанры словес-ности | Коммуникативные: работать в группе — устанавливать ра-бочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать поз-навательную цель, искать и вы-делять необходимую информа-цию. Познавательные: отбирать и систематизировать материал на определенную тему. | Интерес к изучению языка | ||
2 | Эпические виды и жанры народной словесности | 1 | 23.01 | Развивать навыки определения видов эпического рода словесности. | Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, с достаточ-ной полнотой и точностью выра жать свои мысли в соответ-ствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: планировать пу ти достижения целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познаватель ных задач. Познавательные: осуществлять поиск информации с использо-ванием ресурсов библиотек и Интернета. | Интерес к изучению языка | ||
3 | Лирические виды и жанры народной словесности | 1 | 30.01 | Развивать навыки определения видов лирического рода словесности. | Коммуникативные: формиро-вать навыки учебного сотрудни чества в ходе работы. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать поз-навательную цель, искать и вы-делять необходимую информа-цию. Познавательные: отбирать и систематизировать материал на определенную тему. | Формирование общей культуры и мировоззрения | ||
4 | Драматические виды и жанры народной словесности | 1 | 6.02 | Развивать навыки определения ви-дов драматичес-кого рода словес-ности. | Коммуникативные: устанавли-вать разные точки зрения, преж де чем принимать решения и делать выбор. Регулятивные: планировать пу-ти достижения целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познаватель ных задач. Познавательные: осуществлять поиск информации с использо-ванием ресурсов библиотек и Интернета. | Совершенствование духовно-нравственных качеств личнос-ти. | ||
Духовная литература | 2 | |||||||
5 | Библия и особенности её стиля. | 1 | 13.02 | Иметь представле-ние о содержании книги и кто её ав-тор, донести до учащихся основ-ную мысль вечной книги, особеннос-ти стиля. | Коммуникативные: работать в группе — устанавливать рабо-чие отношения, эффективно со-трудничать и способствовать продуктивной кооперации. Регулятивные: отбирать и сис-тематизировать материал на определенную тему. Познавательные: отбирать и систематизировать материал на определенную тему. | Формирование готовности к самообразованию и самовоспитанию | ||
6 | Состав и жанры Библии | 1 | 20.02 | Иметь представле-ние о содержании книги и кто её ав-тор, донести до учащихся основ-ную мысль вечной книги, особеннос- ти стиля. | Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, с достаточ-ной полнотой и точностью выра жать свои мысли в соответст-вии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать поз-навательную цель, искать и вы-делять необходимую информа-цию. Познавательные: осуществлять поиск информации с использо-ванием ресурсов библиотек и Интернета. | Осознавать возможности рус-ского языка для самовыраже-ния и развития творческих способностей | ||
Эпическое произведение | 4 | |||||||
7 | Виды и жанры эпических произведений. | 1 | 27.02 | Знать особенности эпического произведения;. | Коммуникативные: строить монологическое контекстное высказывание. Регулятивные: планировать пу-ти достижения целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познаватель ных задач. Познавательные: способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полу-ченной в результате чтения и слушания; основам рефлексив-ного чтения. | Совершенствование духовно-нравственных качеств личности | ||
8 | Герой эпического произведения. | 1 | 6.03 | Знать способы создания эпичес-кого литератур-ного героя | Коммуникативные: строить мо-нологическое контекстное высказывание. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать поз-навательную цель, искать и вы-делять необходимую информа-цию. Познавательные: способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полу-ченной в результате чтения и слушания; основам рефлексив-ного чтения. | Формирование готовности к самообразованию и самовоспитанию | ||
9 | Композиция эпического произве-дения. Художественная деталь. | 1 | 13.03 | Знать композицию эпического произведения. | Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, с достаточ-ной полнотой и точностью вы-ражать свои мысли в соответ-ствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: планировать пу-ти достижения целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познаватель ных задач. Познавательные: осуществлять поиск информации с использо-ванием ресурсов библиотек и Интернета. | Формирование готовности к самообразованию и самовоспитанию | ||
10 | Развитие речи. Комплексный анализ текста | 1 | 20.03 | Развивать навык художественного анализа текста | Коммуникативные: вступать в диалог, участвовать в дискус-сии и аргументировать свою позицию. Регулятивные: владеть основа-ми самоконтроля, самооценки, принятия решений и осущест-вления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования и конструи рования текста. | Осознавать возможности русского языка для самовыражения и развития творческих способностей | ||
Лирическое произведение | 4 | |||||||
11 | Лирические произведения, их своеобразие и виды | 1 | 3.04 | Знать особенности лирического произ ведения; их виды | Коммуникативные: работать в группе — устанавливать рабо-чие отношения, эффективно со-трудничать и способствовать продуктивной кооперации. Регулятивные: определять цели предстоящей речевой деятель-ности, планирование действий, оценивание достигнутых резуль татов. Познавательные: осуществлять сравнение, классификацию, под руководством учителя выбирая основания и критерии для ука-занных логических операций. | Совершенствование духовно-нравственных качеств лич-ности | ||
12 | Композиция и герой лирического произведения | 1 | 10.04 | Знать особенности построения лирического произведения | Коммуникативные: строить мо-нологическое контекстное высказывание. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать поз-навательную цель, искать и вы-делять необходимую информа-цию. Познавательные: осуществлять поиск информации с использо-ванием ресурсов библиотек и Интернета. | Формирование готовности к самообразованию и самовоспитанию | ||
13 | Своеобразие художественного образа в лирике | 1 | 17.04 | Развивать навык художественного анализа поэти-ческого текста. | Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, с достаточ-ной полнотой и точностью выра жать свои мысли в соответ-ствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать поз-навательную цель, искать и вы-делять необходимую информа-цию. Познавательные: осуществлять поиск информации с использо-ванием ресурсов библиотек и Интернета. | Совершенствование духовно-нравственных качеств личности | ||
14 | Развитие речи. Комплексный анализ лирического произведения. | 1 | 24.04 | Развивать навык художественного анализа поэтичес-кого текста | Коммуникативные: вступать в диалог, участвовать в дискус-сии и аргументировать свою позицию. Регулятивные: владеть основа-ми самоконтроля, самооценки, принятия решений и осущест-вления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования и конструи рования текста. | Осознавать возможности русского языка для самовыражения и развития творческих способностей | ||
Драматическое произведение | 2 | |||||||
15 | Драматические произведения, их своеобразие и виды | 1 | 8.05 | Знать особенности драматического произведения; | Коммуникативные: работать в группе — устанавливать рабо-чие отношения, эффективно со-трудничать и способствовать продуктивной кооперации. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать поз-навательную цель, искать и вы-делять необходимую информа-цию. Познавательные: осуществлять поиск информации с использо-ванием ресурсов библиотек и Интернета. | Формирование готовности к самообразованию и самовоспитанию | ||
16. | Сюжет, конфликт, композиция драматического произведения | 1 | 15.05 | развивать умение работать с текстом, знать специфику драматического произведения | Коммуникативные: работать в группе — устанавливать рабо-чие отношения, эффективно со-трудничать и способствовать продуктивной кооперации. Регулятивные: определять цели предстоящей речевой деятель-ности, планирование действий, оценивание достигнутых результатов. Познавательные: осуществлять поиск информации с использо-ванием ресурсов библиотек и Интернета. | способность к самооценке речевого поведения; стремление к речевому самосовершенствованию | ||
Лиро-эпические произведения | 2 | |||||||
17 | Лиро-эпические произведения, их своеобразие и виды | 1 | 22.05 | Выразительное чтение лиро-эпи-ческих произведе-ний, рассуждение о героях баллады и поэмы | Коммуникативные: строить мо-нологическое контекстное выс-казывание. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать поз-навательную цель, искать и вы-делять необходимую информа-цию. Познавательные: осуществлять поиск информации с использов-анием ресурсов библиотек и Интернета. | Формирование готовности к самообразованию и самовос-питанию. | ||
18 | Развитие речи. Комплексный анализ лирического произведения. | 1 | 22.05 | Развивать навык художественного анализа поэтичес-кого текста | Коммуникативные: вступать в диалог, участвовать в дискус-сии и аргументировать свою позицию. Регулятивные: владеть основа-ми самоконтроля, самооценки, принятия решений и осущест-вления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования и конструи рования текста. | Осознавать возможности русского языка для самовыражения и развития творческих способностей | ||
Взаимовлияние произведений словесностей | 1 | |||||||
19 | Эпиграф. Цитаты. Реминисценции. | 1 | 29.05 | Умение разграни-чивать эпиграф и цитату | Коммуникативные: строить мо-нологическое контекстное выс-казывание. Регулятивные: определять цели предстоящей речевой деятель-ности, планирование действий, оценивание достигнутых резуль татов. Познавательные: осуществлять поиск информации с использо-ванием ресурсов библиотек и Интернета. | Совершенствование духовно-нравственных качеств личности |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Альбеткова Р.И. Русская словесность: От слова к словесности. 7 класс. – М.: Дрофа, 2013.
- Альбеткова Р.И. Методические рекомендации к учебнику «Русская словесность. От слова к словесности. 7 класс». – М.: Дрофа, 2013.
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан
Рассмотрено на заседании ШМО учителей русского языка и литературы Руководитель ШМО _______ Л.А.Мозжерина Протокол № 1 от «30» августа 2017г. | Согласовано Заместитель директора школы по учебной работе _______ Л.Н.Зиангирова от «31» августа 2017г. | Утверждаю Директор МОБУ СОШ № 4 _______ Л.Ю.Юсупова Приказ № 368 от «31» августа 2017г. |
Рабочая программа
По предмету (курсу) родной русский язык и родная русская литература
Класс 7б
Учитель Васюткина Светлана Егоровна
Количество часов по программе 35 часов (16ч. – родной русский язык, 19ч. – родная
русская литература)
город Нефтекамск, 2017 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа по родному русскому языку и родной русской литературе составлена на основе:
- Федерального компонента государственного стандарта образования, утверждённого приказом Министерства образования России от 5 марта 2004 года №1089 (ред. 19.10.2009, с изм. от 31.01.2012) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего и среднего (полного) общего образования»;
- авторской программы под редакцией Р.И.Альбетковой, Дрофа, 2013г. и учебного пособия «Русская словесность. От слова к словесности» 7 класс. Р.И.Альбеткова, М.- Дрофа, 2013;
- Учебного плана МОБУ СОШ № 4 ГО г. Нефтекамск РБ на 2017 – 2018 учебный год.
Учебный предмет «Родной русский язык и родная русская литература» является одной из частей образовательной области «Филология». В учебном плане ОУ занимает 35 часов, т. е. 1 час в неделю (0,5ч. – родной русский язык, 0,5ч. – родная русская литература)
Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова.
Программа по учебному предмету «Родной русский язык и родная русская литература» призвана научить детей рассматривать язык как материал словесности и произведения как явления искусства слова. Словесность составляет единое целое с традиционными школьными предметами – русским языком и литературой.
Рабочая программа для 7 класса построена на принципе доступности и отвечает возрастным особенностям школьников. Навыки, которые предполагается выработать в процессе изучения предмета, окажутся полезными как для построения устного ответа, так и для написания сочинений, изложений и других письменных работ.
Цель: заложить основные знания о русской словесности, учить читать и понимать любой текст, в том числе художественный, анализировать его. Подробно на ярких, доступных примерах раскрывать своеобразие языка художественной литературы, учить создавать текст, знакомить с родами, видами и жанрами словесности.
Задача: формирование целостных представлений о слове будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления языковых фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, технологии компетентностной системы обучения.
Рабочая программа по родному русскому языку и родной русской литературе соотнесена с программами по русскому языку и литературе, утвержденными Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации. Вместе с тем в данной программе осуществляется специфический подход к явлениям. Если программа по русскому языку определяет изучение строя языка, то программа по словесности — изучение употребления языка. Если программа по литературе рассматривает произведения как создания определённых писателей, то программа по словесности — прежде всего как явления искусства слова.
Данная программа предлагает последовательное освоение материала от класса к классу в соответствии с возрастными возможностями школьников, с уровнем их языкового и литературного развития. При этом выделяются два концентра: первый — начальный этап, первоначальные сведения о словесности — 5—6 классы, второй — более глубокий, основы словесности, важнейшие, базовые категории искусства слова — 7-9 классы.
В 7 классе изучают разновидности употребления языка, формы словесного выражения, понятия о стиле и о стилистических возможностях лексики, фразеологии и морфологии, учатся не только понимать значение этих явлений в произведении, но и создавать собственные тексты, используя для выражения мысли средства стилистической окраски.
В 7 классе школьники не только учатся различать роды и жанры, как устной народной словесности, так и литературных произведений, не только видеть словесные средства изображения героев в произведениях разных родов и жанров, но и исходить из особенностей языка в понимании и оценке произведения в соответствии с его жанрово-родовой природой.
Данная программа представляет основы русской словесности, т. е. главные, исходные сведения о словесности, основные приемы словесного выражения содержания. Теоретические сведения рассматриваются в определенной системе; сущность этой системы составляет единство языка, выражающего определенное содержание, и произведения, содержание которого выражено посредством языка. На уроках осуществляется особый подход к явлениям языка и литературы, рассмотрение их в новой системе.
В результате изучения учебного предмета «Родной русский язык и родная русская литература» ученик должен:
знать/понимать
· богатство лексики русского языка;
· особенности употребления лексики русского языка;
· эпические жанры народной словесности и особенности их языка;
· особенности языка эпических, лирических и драматических произведений;
уметь
· определять лексическое значение слова;
· определять виды лексических единиц;
· различать жанры народной словесности;
· различать эпические, лирические и драматические произведения;
аудирование и чтение
· выразительно читать тексты различной эмоциональной окраски и различных жанров;
· пересказывать прозу;
· работать со словарями;
· находить в текстах лексические единицы;
говорение и письмо
· строить диалог;
· создание собственных текстов различных типов речи;
· создание собственных текстов различных жанров;
· употреблять лексические ресурсы языка в собственных высказываниях;
· использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· осознания значения произведений словесности в жизни человека и общества;
· творческого овладения богатствами родного языка в освоении духовного опыта человечества
Тематический план (родной русский язык)
№ | Наименование разделов | Всего часов |
1 | Введение | 2 |
2 | Разновидности употребления языка | 3 |
3 | Формы словесного выражения | 2 |
4 | Стилистическая окраска слова | 9 |
Всего | 16 |
Тематический план (родная русская литература)
№ | Наименование разделов | Всего часов |
1 | Устная народная словесность | 4 |
2 | Духовная литература | 2 |
3 | Эпическое произведение | 4 |
4 | Лирическое произведение | 4 |
5 | Драматическое произведение | 2 |
6 | Лиро-эпические произведения | 2 |
7 | Взаимовлияние произведений словесностей | 1 |
Всего | 19 |
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (родной русский язык)
1. Введение – 2ч.
Значение языка в жизни человека и общества. Слово и словесность.
2. Разновидности употребления языка – 3ч.
Разговорный язык. Разновидности разговорного языка. Язык художественной литературы.
3. Формы словесного выражения – 2ч.
Формы словесного выражения в нехудожественной словесности. Формы словесного выражения в художественной словесности. Диалог и монолог.
4. Стилистическая окраска слова – 9ч.
Стилистическая и эмоционально-экспрессивная окраска слов. Стилистические возможности синонимов. Стилистические возможности антонимов. Стилистические возможности фразеологизмов. Стилистические возможности существительного, прилагательного и глагола. Стиль в художественной словесности.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (родная русская литература)
1. Устная народная словесность – 4ч.
Роды, виды и жанры словесности. Эпические виды и жанры народной словесности. Лирические виды и жанры народной словесности. Драматические виды и жанры народной словесности.
2. Духовная литература – 2ч.
Библия и особенности её стиля. Состав и жанры Библии.
3. Эпическое произведение – 4ч.
Виды и жанры эпических произведений. Герой эпического произведения. Композиция эпического произведения. Художественная деталь.
4. Лирическое произведение – 4ч.
Лирические произведения, их своеобразие и виды. Композиция и герой лирического произведения. Своеобразие художественного образа в лирике. Комплексный анализ лирического произведения (по выбору учителя).
5. Драматическое произведение – 2ч.
Драматические произведения, их своеобразие и виды. Герои драматического произведения и способы их изображения. Сюжет, конфликт и композиция драматического произведения
6. Лиро-эпические произведения – 2ч.
Лиро-эпические произведения, их своеобразие и виды.
7. Взаимовлияние произведений словесностей – 1ч.
Эпиграф. Цитаты. Реминисценции.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО РОДНОМУ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
№ | Темы уроков | Часы | Дата | Планируемые результаты | ||||
план | факт | Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД | Примечание | |||
Введение | 2 | |||||||
1. | Значение языка в жизни человека и общества | 1 | 5.09 | Научиться составлять рассуждение на лингвистическую тему | Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, с достаточ-ной полнотой и точностью вы-ражать свои мысли в соответ-ствии с задачами коммуника-ции. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать поз-навательную цель, искать и вы-делять нужную информацию. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры, содержания и значения слова. | Формирование сознания того, что русский язык — важнейший показатель культуры человека. | ||
2. | Слово и словесность | 1 | 12.09 | Совершенствование духовно-нравственных качеств личности | ||||
Разновидности употребления языка | 3 | |||||||
3. | Разговорный язык. Разновидности разговорного языка. | 1 | 19.09 | Умение различать разговорную и книжную окраску выражений. Разли- чение понятий: устная речь и разговорный язык | Коммуникативные: представ-лять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. Регулятивные: определять но-вый уровень отношения к само-му себе как субъекту деятель-ности. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения. | Формирование устойчивой мотивации к коллективной творческой и аналитической деятельности | ||
4. | Язык художественной литературы | 1 | 26.09 | Знать богатство лексики русского языка; роль лекси-ческих единиц в произведениях сло весности; стилис-тические возмож-ности изученных языковых единиц. | Коммуникативные: восприятие на слух литературных произве-дений разных жанров, осмыс-ленное чтение и адекватное восприятие. Регулятивные: самостоятельно определять цели учебной зада чи, развивать мотивы и инте-ресы своей познавательной деятельности. Познавательные: объяснять яв ления, процессы, связи и отно-шения, выявляемые в ходе исследования. | Адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров. | ||
5 | Развитие речи. Сочинение «Вот и лето прошло» | 1 | 3.10 | Уметь создавать текст на заданную тему, составлять план, определять основную мысль, отбирать содержа-ние, выстраивать его в определен-ной последова-тельности. | Коммуникативные:формулиро- вать собственное мнение и пози цию, аргументировать ее Регулятивные: определять цели предстоящей речевой деятель-ности, планирование действий, оценивание достигнутых резуль татов. Познавательные: Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования и конструирования текста | Интерес к созданию собственного текста; стремление к речевому самосовершенствованию. | ||
Формы словесного выражения | 2 | |||||||
6 | Диалог и монолог в нехудожест-венной словесности | 1 | 10.10 | Выразительно читать тексты; строить диалог и монолог | Коммуникативные: строить мо-нологическое контекстное выс-казывание; организовывать и планировать учебное сотруд-ничество с учителем и сверстни ками. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать поз-навательную цель, искать и вы-делять необходимую информа-цию. Познавательные:осуществлять логическую операцию установ-ления родовидовых отношений, ограничение понятия; | Осознавать роль слова в выражении мысли. | ||
7 | Диалог и монолог в художествен-ной словесности | 1 | 17.10 | Выразительно читать тексты; строить диалог и монолог | Коммуникативные: строить мо-нологическое контекстное выс-казывание; организовывать и планировать учебное сотруд-ничество с учителем и сверст-никами. Регулятивные: планировать пу-ти достижения целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познаватель ных задач. Познавательные: осуществлять логическую операцию установ-ления родовидовых отношений, ограничение понятия. | Формирование общей куль-туры и мировоззрения, соот-ветствующего практике сегодняшнего дня. | ||
Стилистическая окраска слова | 9 | |||||||
8 | Стилистическая и эмоционально-экспрессивная окраска слов | 1 | 24.10 | Употреблять в соб ственных выска-зываниях слова и выражения в соот-ветствии с их сти-листической и эмо циональной окрас-кой. | Коммуникативные: формули-ровать собственное мнение и позицию, аргументировать ее. Регулятивные: определять цели предстоящей речевой деятель-ности, планирование действий, оценивание достигнутых резуль татов. Познавательные осуществлять логическую операцию установ-ления родовидовых отношений, ограничение понятия. | Интерес к изучению языка | ||
9 | Стилистические возможности синонимов. | 1 | 7.11 | Знать стилисти-ческие возможнос-ти синонимов, уметь находить в тексте близкие по значению слова. | Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для орга низации собственной деятель-ности и сотрудничества с парт-нёром. Регулятивные: планировать пу-ти достижения целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познаватель ных задач. Познавательные: осуществлять логическую операцию установ-ления родовидовых отношений, ограничение понятия. | Осознание лексического богат ства русского языка, гордость за язык; стремление к речево-му самосовершенствованию | ||
10 | Стилистические возможности антонимов. | 1 | 14.11 | Знать стилисти-ческие возможнос-ти антонимов, уметь находить в тексте противопо-ложные по значе-нию слова | Коммуникативные: владеть мо-нологической и диалогической формами речи в соответствии с грамма тическими и синтакси-ческими нормами родного язы-ка. Регулятивные: планировать пу-ти достижения целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познава-тельных задач Познавательные: осуществлять поиск информации с исполь-зованием ресурсов библиотек и Интернета | Усвоение лексического много образия русского языка. Уме-ние адекватно понимать ин-формацию устного и письмен-ного сообщения, осознавать значение родного языка в жизни человека и общества. | ||
11 | Стилистические возможности фразеологизмов. | 1 | 21.11 | Знать стилистичес кие возможности фразеологизмов, уметь находить в тексте | Коммуникативные: уважитель-но относиться к партнёрам в процессе достижения общей целисовместной деятельности. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую инфор-мацию. Познавательные отбирать и систематизировать материал на определенную тему, | Осознание отражения во фразеологии духовной культуры русского народа | ||
12 | Развитие речи. Подготовка к написанию сжатого изложения. | 1 | 28.11 | Знать определение текста, его призна-ки, умеют доказы-вать принадлеж-ность к тексту, употреблять смыс-ловую и граммати-ческую связь пред ложений в тексте, подбирать загла-вие, отражающее тему. | Коммуникативные: вступать в диалог, участвовать в дискус-сии и аргументировать свою позицию. Регулятивные: владеть основа-ми самоконтроля, самооценки, принятия решений и осущест-вления осознанного выбора в учебной и познавательной де-ятельности. Познавательные: Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования и конструи рования текста. | Осознание лексического богатства русского языка, гордость за язык; стремление к самосовершенствованию. | ||
13 | Развитие речи. Сжатое изложение. | 1 | 5.12 | Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, с достаточ-ной полнотой и точностью выра жать свои мысли в соответст-вии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: планировать пу ти достижения целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познаватель ных задач. Познавательные: Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования и конструи рования текста | Осознание ответственности за написанное; интерес к созда-нию сжатой формы исходного текста. | |||
14 | Стилистические возможности су-ществительного, прилагательного и глагола | 1 | 12.12 | Знать стилисти-ческие возможнос-ти сущ., прилаг., глаголов, уметь находить в тексте противоположные по значению слова | Коммуникативные: формиро-вать навыки учебного сотруд-ничества в ходе работы. Регулятивные: определять цели предстоящей речевой деятель-ности, планирование действий, оценивание достигнутых резуль татов. Познавательные: отбирать и систематизировать материал на определенную тему. | Вормирование общей культуры и мировоззрения | ||
15 | Контрольный диктант. | 1 | 19.12 | Проверить степень усвоения пройден-ного материала; проверить орфогра фические и пункту ационные навыки; выявить наиболее часто встречаю-щиеся ошибки и отработать их | Коммуникативные: формиро-вать навыки самостоятельной работы с последующей самопроверкой. Регулятивные: владеть основа-ми самоконтроля, самооценки, принятия решений и осущест-вления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Познавательные: явления, про-цессы, связи и отношения, выяв ляемые в ходе выполнения кон-трольной работы. | Способность к самооценке | ||
16 | Стиль в художественной словесности | 1 | 26.12 | Уметь различать слова по их стилистической окраске | Коммуникативные: осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать Регулятивные: планировать пути достижения целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач Познавательные: осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета | Интерес к изучению языка |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО РОДНОЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
№ | Темы уроков | Часы | Дата | Планируемые результаты | ||||
план | факт | Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД | Примечание | |||
Устная народная словесность | 4 | |||||||
1 | Роды, виды и жанры словесности | 1 | 16.01 | Знать род, виды, жанры словес-ности | Коммуникативные: работать в группе — устанавливать ра-бочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать поз-навательную цель, искать и вы-делять необходимую информа-цию. Познавательные: отбирать и систематизировать материал на определенную тему. | Интерес к изучению языка | ||
2 | Эпические виды и жанры народной словесности | 1 | 23.01 | Развивать навыки определения видов эпического рода словесности. | Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, с достаточ-ной полнотой и точностью выра жать свои мысли в соответ-ствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: планировать пу ти достижения целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познаватель ных задач. Познавательные: осуществлять поиск информации с использо-ванием ресурсов библиотек и Интернета. | Интерес к изучению языка | ||
3 | Лирические виды и жанры народной словесности | 1 | 30.01 | Развивать навыки определения видов лирического рода словесности. | Коммуникативные: формиро-вать навыки учебного сотрудни чества в ходе работы. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать поз-навательную цель, искать и вы-делять необходимую информа-цию. Познавательные: отбирать и систематизировать материал на определенную тему. | Формирование общей культуры и мировоззрения | ||
4 | Драматические виды и жанры народной словесности | 1 | 6.02 | Развивать навыки определения ви-дов драматичес-кого рода словес-ности. | Коммуникативные: устанавли-вать разные точки зрения, преж де чем принимать решения и делать выбор. Регулятивные: планировать пу-ти достижения целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познаватель ных задач. Познавательные: осуществлять поиск информации с использо-ванием ресурсов библиотек и Интернета. | Совершенствование духовно-нравственных качеств личнос-ти. | ||
Духовная литература | 2 | |||||||
5 | Библия и особенности её стиля. | 1 | 13.02 | Иметь представле-ние о содержании книги и кто её ав-тор, донести до учащихся основ-ную мысль вечной книги, особеннос-ти стиля. | Коммуникативные: работать в группе — устанавливать рабо-чие отношения, эффективно со-трудничать и способствовать продуктивной кооперации. Регулятивные: отбирать и сис-тематизировать материал на определенную тему. Познавательные: отбирать и систематизировать материал на определенную тему. | Формирование готовности к самообразованию и самовоспитанию | ||
6 | Состав и жанры Библии | 1 | 20.02 | Иметь представле-ние о содержании книги и кто её ав-тор, донести до учащихся основ-ную мысль вечной книги, особеннос- ти стиля. | Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, с достаточ-ной полнотой и точностью выра жать свои мысли в соответст-вии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать поз-навательную цель, искать и вы-делять необходимую информа-цию. Познавательные: осуществлять поиск информации с использо-ванием ресурсов библиотек и Интернета. | Осознавать возможности рус-ского языка для самовыраже-ния и развития творческих способностей | ||
Эпическое произведение | 4 | |||||||
7 | Виды и жанры эпических произведений. | 1 | 27.02 | Знать особенности эпического произведения;. | Коммуникативные: строить монологическое контекстное высказывание. Регулятивные: планировать пу-ти достижения целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познаватель ных задач. Познавательные: способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полу-ченной в результате чтения и слушания; основам рефлексив-ного чтения. | Совершенствование духовно-нравственных качеств личности | ||
8 | Герой эпического произведения. | 1 | 6.03 | Знать способы создания эпичес-кого литератур-ного героя | Коммуникативные: строить мо-нологическое контекстное высказывание. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать поз-навательную цель, искать и вы-делять необходимую информа-цию. Познавательные: способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полу-ченной в результате чтения и слушания; основам рефлексив-ного чтения. | Формирование готовности к самообразованию и самовоспитанию | ||
9 | Композиция эпического произве-дения. Художественная деталь. | 1 | 13.03 | Знать композицию эпического произведения. | Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, с достаточ-ной полнотой и точностью вы-ражать свои мысли в соответ-ствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: планировать пу-ти достижения целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познаватель ных задач. Познавательные: осуществлять поиск информации с использо-ванием ресурсов библиотек и Интернета. | Формирование готовности к самообразованию и самовоспитанию | ||
10 | Развитие речи. Комплексный анализ текста | 1 | 20.03 | Развивать навык художественного анализа текста | Коммуникативные: вступать в диалог, участвовать в дискус-сии и аргументировать свою позицию. Регулятивные: владеть основа-ми самоконтроля, самооценки, принятия решений и осущест-вления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования и конструи рования текста. | Осознавать возможности русского языка для самовыражения и развития творческих способностей | ||
Лирическое произведение | 4 | |||||||
11 | Лирические произведения, их своеобразие и виды | 1 | 3.04 | Знать особенности лирического произ ведения; их виды | Коммуникативные: работать в группе — устанавливать рабо-чие отношения, эффективно со-трудничать и способствовать продуктивной кооперации. Регулятивные: определять цели предстоящей речевой деятель-ности, планирование действий, оценивание достигнутых резуль татов. Познавательные: осуществлять сравнение, классификацию, под руководством учителя выбирая основания и критерии для ука-занных логических операций. | Совершенствование духовно-нравственных качеств лич-ности | ||
12 | Композиция и герой лирического произведения | 1 | 10.04 | Знать особенности построения лирического произведения | Коммуникативные: строить мо-нологическое контекстное высказывание. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать поз-навательную цель, искать и вы-делять необходимую информа-цию. Познавательные: осуществлять поиск информации с использо-ванием ресурсов библиотек и Интернета. | Формирование готовности к самообразованию и самовоспитанию | ||
13 | Своеобразие художественного образа в лирике | 1 | 17.04 | Развивать навык художественного анализа поэти-ческого текста. | Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, с достаточ-ной полнотой и точностью выра жать свои мысли в соответ-ствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать поз-навательную цель, искать и вы-делять необходимую информа-цию. Познавательные: осуществлять поиск информации с использо-ванием ресурсов библиотек и Интернета. | Совершенствование духовно-нравственных качеств личности | ||
14 | Развитие речи. Комплексный анализ лирического произведения. | 1 | 24.04 | Развивать навык художественного анализа поэтичес-кого текста | Коммуникативные: вступать в диалог, участвовать в дискус-сии и аргументировать свою позицию. Регулятивные: владеть основа-ми самоконтроля, самооценки, принятия решений и осущест-вления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования и конструи рования текста. | Осознавать возможности русского языка для самовыражения и развития творческих способностей | ||
Драматическое произведение | 2 | |||||||
15 | Драматические произведения, их своеобразие и виды | 1 | 8.05 | Знать особенности драматического произведения; | Коммуникативные: работать в группе — устанавливать рабо-чие отношения, эффективно со-трудничать и способствовать продуктивной кооперации. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать поз-навательную цель, искать и вы-делять необходимую информа-цию. Познавательные: осуществлять поиск информации с использо-ванием ресурсов библиотек и Интернета. | Формирование готовности к самообразованию и самовоспитанию | ||
16. | Сюжет, конфликт, композиция драматического произведения | 1 | 15.05 | развивать умение работать с текстом, знать специфику драматического произведения | Коммуникативные: работать в группе — устанавливать рабо-чие отношения, эффективно со-трудничать и способствовать продуктивной кооперации. Регулятивные: определять цели предстоящей речевой деятель-ности, планирование действий, оценивание достигнутых результатов. Познавательные: осуществлять поиск информации с использо-ванием ресурсов библиотек и Интернета. | способность к самооценке речевого поведения; стремление к речевому самосовершенствованию | ||
Лиро-эпические произведения | 2 | |||||||
17 | Лиро-эпические произведения, их своеобразие и виды | 1 | 22.05 | Выразительное чтение лиро-эпи-ческих произведе-ний, рассуждение о героях баллады и поэмы | Коммуникативные: строить мо-нологическое контекстное выс-казывание. Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать поз-навательную цель, искать и вы-делять необходимую информа-цию. Познавательные: осуществлять поиск информации с использов-анием ресурсов библиотек и Интернета. | Формирование готовности к самообразованию и самовос-питанию. | ||
18 | Развитие речи. Комплексный анализ лирического произведения. | 1 | 22.05 | Развивать навык художественного анализа поэтичес-кого текста | Коммуникативные: вступать в диалог, участвовать в дискус-сии и аргументировать свою позицию. Регулятивные: владеть основа-ми самоконтроля, самооценки, принятия решений и осущест-вления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования и конструи рования текста. | Осознавать возможности русского языка для самовыражения и развития творческих способностей | ||
Взаимовлияние произведений словесностей | 1 | |||||||
19 | Эпиграф. Цитаты. Реминисценции. | 1 | 29.05 | Умение разграни-чивать эпиграф и цитату | Коммуникативные: строить мо-нологическое контекстное выс-казывание. Регулятивные: определять цели предстоящей речевой деятель-ности, планирование действий, оценивание достигнутых резуль татов. Познавательные: осуществлять поиск информации с использо-ванием ресурсов библиотек и Интернета. | Совершенствование духовно-нравственных качеств личности |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Альбеткова Р.И. Русская словесность: От слова к словесности. 7 класс. – М.: Дрофа, 2013.
- Альбеткова Р.И. Методические рекомендации к учебнику «Русская словесность. От слова к словесности. 7 класс». – М.: Дрофа, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по русскому языку/ Турнир знатоков русского языка среди учащихся 5-6 классов
Данное внеклассное мероприятие по русскому языку поможет проверить знания учащихся ся по русскому языку, привить интерес к изучению родного языка,способствовать активации мыслительной деят...
Методические рекомендации по развитию речи учащихся на уроках русского языка с родным (нерусским) языком обучения
Главной целью методических рекомендаций является развитие учащегося как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: познание, коммуникации, пр...
Рабочая программа по русскому языку. Внеурочная деятельность. "Русский язык и культура речи". 9 класс.
Рабочая программа. Внеурочная деятельнсть. "Русский язык и культура речи". 9 класс....
Внеклассное мероприятие по русскому языку Игра «Знатоки русского языка» (для учащихся 8-9 класса) в рамках «Недели русского языка и литературы»
· формирование познавательного интереса учащихся к изучению русского языка;·...
Рабочая программа по родному (русскому) языку предметная область «Русский язык и литература» для 5-9 класса (ФГОС ООО)
Рабочая программа по родному (русскому) языку 5- 9 класс...
Урок русского языка на тему: «Русский язык - основа любой профессии». 9 класс
Урок предназначен для обучающихся 9 класса, может быть проведен для формирования у учеников представления о профессиях и специальностях ,связанных с филологическим образованием. Проведен с использован...
Конспект урока родного (русского) языка "Орфоэпические нормы русского языка"
Конспект урока родного языка. Возможно для использования при подготовке к ЕГЭ...