Рабочая программа "Край родной" (внеурочная деятельность)
рабочая программа по краеведению по теме

Поликарпова Елена Евгеньевна

Рабочая программа и планирование для 2 класса по краеведению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_kray_rodnoy_2013.docx67.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9»

_______________________________________________________

140208, Московская область, г. Воскресенск, ул. Быковского, д. 23

Телефоны  44-2-7405,  44-2-7206. E-mail: vosk-school9@yandex.ru

 «Согласовано»

Зам. директора по ВР

Москотельникова Н.В. _____

«____» ______________ 2012 г.

 

«Утверждаю»

Директор МОУ «СОШ №9»            

Гафурова Л.Н. ___________

«___» _____________ 2012 г.

 

                                                                       

 

 

Дополнительная образовательная программа

  кружка «Край родной»

для  2 класса

 

 Составитель: 

    Поликарпова Е.Е.

г. Воскресенск

2012 г.

«Краеведение учит людей любить не только свои родные  места,

но и знать о них, приучает их интересоваться историей,

искусством, литературой, повышать свой культурный уровень.

Это самый массовый вид науки».

Д.С. Лихачёв

Пояснительная записка

        Программа курса «Родной край» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности, в ее основе - развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края.   

Программа модифицирована на основе  «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование».  (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011г. и авторской программы С.П. Казачковой / Сборник программ для организации внеурочной деятельности в начальной школе. – Волгоград: Учитель, 2011.

В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что система образования призвана обеспечить «историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

Изучение родного края необходимо уже на начальной ступени образования, так как именно в этом возрасте закладываются основные качества личности. Не зря народная мудрость гласит: «Дерево питают корни, а человека Родина», «Мира не узнаешь, не зная края своего!».

          Краеведение – благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному городу, краю, Отечеству. Краеведение помогает формированию у младших школьников целостного представления о своём крае, сохранения и развития социально- экономических и культурных достижений и традиций края за счёт становления ключевых компетенций. Это способствует развитию креативных способностей учащихся, становлению гражданской позиции по отношению к окружающему миру и общественным явлениям, формированию толерантности и толерантного поведения, укреплению семейных связей: заинтересованность содержанием работы кружка не только учащимися, но и родителями; наличие богатых возможностей для большого количества учащихся; изучение истории города  через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; формированию экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности, развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению через тематические акции, конкурсы, ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы, формированию способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни, видению своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.

 Программа внеурочной деятельности «Родной край» является актуальной т.к. занимается решением данной проблемы – воспитанием юных патриотов своей Родины. История страны, как в зеркале, отражается в судьбах ее граждан. Чем больше изучаешь жизнь своих предков, тем лучше познаешь нюансы крупных исторических событий, более точно понимаешь их влияние на судьбы людей. А Родина каждого человека начинается с города, села, с улицы и с дома, в котором он живёт. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.

           Кружок «Родной край» носит личностно ориентированный характер. Изучение родного края -  это ведущий фактор воспитания патриотизма у учащихся.

 Содержание программы отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии.

 Новизна программы: интеграция природоведческих и социальных знаний, формируют целостный взгляд на природу, общество, место человека в них, причем происходит это во взаимосвязи с изучением красоты родной природы, ее экологических особенностей, истории края  и  истории своей  семьи. Все  это предполагает  расширение  краеведческого  кругозора,  развитие  способностей  учеников.                                                                                                                                                                                                                                                                                    

        Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность.

         Цель программы:  формирование осознанного отношения детей  к природе, экологической культуры, любви к природе родного края.

          Задачи программы:

Образовательные:

  1. формировать представления о краеведении, как  о предмете исторического и культурного развития общества;
  2. приобретение знаний о природе родного края, о  культуре, обычаях и традициях своего народа;
  3. научить видеть и понимать красоту живой природы;
  4. сформировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения;
  5. познакомить детей с существующими в природе взаимосвязями растений, животных и человека.

Воспитательные:

  1. сформировать уважительное,  бережное  отношения к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе;
  2. воспитать в ребенке лучшие духовно-нравственные качества: любовь к людям и природе, стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;
  3. воспитывать у детей ответственное отношение к окружающей среде;
  4.  воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь.

Развивающие:

  1. развивать потребности общения с природой;
  2. развивать эмоционально доброжелательное отношение  к растениям и животным, нравственные и эстетические чувства;
  3. развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;
  4. развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой.

Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдение следующих принципов:

  1. системность и последовательность занятий: 1 раз в неделю; обеспечение преемственности обучения;
  1. научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии развития современных научных знаний;
  1. доступность: от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному, использование методов соответствующих данному возрасту детей и их развитию;
  1. наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ, дополнительной научной и справочной литературы, ИКТ;
  2. деятельностный подход: использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно;
  3. активность и сознательность: понимаются цели и задачи учеником, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно, умение опираться не на авторитет учителя, а на доказательства и логику мышления;
  4. прочность знаний (завершённость обучения): завершение каждой темы итоговым занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки, и подготовить учащихся  к восприятию материала следующей темы, применение технологии сравнения, сопоставления, противопоставления;
  1. принципы уважительного отношения к детскому творчеству: представление свободы выбора, создание атмосферы раскованности и талантливости, умение педагога оценить художественные достоинства детских работ.

Организация достижения целей: 

  1. Целенаправленная внеклассная и внешкольная воспитательная работа;
  2. Связь с социосредой (родителями, культурой и природой).

Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность.

При отборе краеведческих сведений для занятий следует придерживаться правил: 

  1. События местной истории и культуры должны быть важными для данного края, приятными и доступными, эмоционально насыщенными;
  2. Представлять учащимся возможность совершать маленькие “открытия”, привлекая их к участию в работе по какой-нибудь теме или знакомому объекту;
  3. Формировать умение наблюдать окружающую действительность, искать неизвестное в известном, незнакомое в знакомом;
  4. Вызвать интерес к родным местам, городу, улице, дому, школе, содействовать формированию патриотических чувств.

Методы работы:

  1. словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
  2. наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
  3. практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.

        Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий с учащимися. Занятия могут проводиться в различных формах:  исследование, экскурсии, работа в группах,  дискуссии, путешествия, беседы, викторины, встречи с интересными людьми, конкурсы, выставки, походы с осмотром краеведческих объектов.  

        Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровье сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, краеведо– туристические технологии, проектные технологии.

        Объекты изучения:

История: история  своей  семьи, история населенных пунктов, географических объектов; прошлое, настоящее и будущее поселка, края; происхождение названий населенных пунктов и географических объектов.

Природа: типичные и редкие виды представителей животного и растительного мира края; природные ресурсы края; охраняемые территории; памятники природы.

Экология: важность охраны природной среды от загрязнения, разрушения и истощения, жизненная необходимость охраны своего здоровья и здоровья окружающих людей.                                        Хозяйство: промышленные предприятия; предприятия, производящие сельскохозяйственную продукцию; служба благоустройства; виды транспорта.

Население: национальный состав населения; отношение к окружающей природной среде; труд людей в городе и селе;

Культура: народные промыслы; произведение профессионального искусства; писатели  и художники, памятники архитектуры, достопримечательности.  

 Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность.

На занятиях проводится демонстрация схем, таблиц, фотозарисовок, видеозарисовок, мультимедийных презентаций, видеофильмов, используется разнообразный раздаточный материал.

Программа рассчитана на учащихся 2 класса.   Срок реализации 1 год.

Режим занятий.

  1. Общее количество часов в год –  35 часов во 2 классе.
  2. Количество часов в неделю – 1 час.
  3. Периодичность занятий – 1 раз в неделю по 25  минут.  

 

                 

   Формы учета знаний, умений:

- педагогическое наблюдение;

- тестирование;        

- тематический опрос;

- рисуночные тесты («Мой класс», «В школе»);

- методика «Ступеньки», «Волшебный день»;

- выполнение творческих заданий (составление устных и письменных рассказов, вопросов для проведения викторин, подбор обучающимися иллюстративного материала по заданию, подготовка рисунков);

- анкетирование учеников и родителей «Удовлетворённость классом и школой».

Ожидаемый результат:

  1. рост познавательной активности у ребят;
  2. увеличение числа школьников, занимающихся исследовательской, поисковой работой.
  3. формирование у учащихся эстетического, творческого подхода к оформлению материалов;
  4. развитие наблюдательности, зрительной памяти, воображения, ассоциативного мышления.
  5. Повышение уровня обученности школьников и качества знаний в области истории, культурологи, экологии родного края.

        Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения. Это:

  1. готовность и способность к саморазвитию и самообучению,
  2.  достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
  3. личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:

  1. формирование основ российской гражданской идентичности, воспитание чувства гордости за  достижения своих односельчан;
  2. воспитание уважительного отношения к своей станице, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
  3. понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  4. формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.

Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

  1. осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
  2. обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
  3. овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
  4. использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
  5. расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественно-научного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:

  1. познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
  2. регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
  3. коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.

Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

 Оценка результативности:

  1. подведение итогов работы в кружке (опрос, анкетирование, выпуск газеты, вечер отдыха);
  2. участие в различных конкурсах;
  3. проведение конференции по итогам краеведческих исследований.

Работа с родителями

  1. индивидуальные встречи с родителями в течение года;
  2. посещение родителями различных выставок, мероприятий;
  3. проведение занятий совместно с родителями.

Содержание программы

(35 часов)

Тема 1:    Введение  (2ч)

Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники.  Природа – наш второй дом. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. Правила поведения в группе и режим работы. Техника безопасности.

Тема 2: Мой край на карте Родины (6 ч)

 Россия -  наша Родина. Москва – столица Российского государства. Символы государства (герб, флаг, гимн) Символ России – берёза. Рисование дерева. Загадки, пословицы.    Понятие  край, область, регион. Территория и географическое положение Московской области. Знакомство с картой района, границы, история образования.     Символика края. Город, в котором живем. Понятие «город». Происхождение названия города. Исторические корни нашего края. Легенды и предания. Знакомство с символикой Воскресенска.

Тема 3: Я и моя семья. (3 ч)

Родной дом и семья. Члены семьи. Профессии моих родителей. Дать выяснить учащимся кем работают их  родители. Внимательные и заботливые отношения в семье. Труд и отдых в семье.

Творческий  конкурс  - «Старая фотография рассказала…» Моя родословная - нарисовать родословное древо.

Тема 4: Моя улица. (1 ч)        

Урок-экскурсия по улицам г. Воскресенска. Учащиеся знакомятся с названием улицы, расположением домов. Исторические объекты, мемориальные доски.

Форма контроля:  рассказ «Прогулка по улицам моего района».

 

Тема 5: Наша школа (1 ч) 

Я – ученик. Традиции школы. Символика школы. Правила поведения и обязанности школьника.

Тема 6:  Природа нашего края. (21 ч)

Полезные ископаемые Подмосковья и Воскресенского района.

Речная сеть области, террасы Москва - реки. Озера, их происхождение- ледниковые, карстовые. Система водохранилищ: Клязьминская, Москворецкая. Их роль в водоснабжении региона. Канал им. Москвы.

Климатическая область расположения района; средние многолетние температуры самого холодного и самого теплого месяца, среднее годовое количество осадков, средняя высота снежного покрова, сроки замерзания и вскрытия водоёмов. Ветер, причины его образования. Господствующие ветры на территории, их виды, направления, скорость, влияние на погоду.

Видовой состав растительного покрова и животного мира природного комплекса нашей природной зоны; территории района с коренной и вторичной растительностью. Лекарственные  и  комнатные растения.  Редкие     и  исчезающие  виды  растений (Красная   книга). Охрана  растений.

Животный  мир. Дикие  и  домашние  животные. Роль  животных  в  жизни  человека.  Редкие  и  исчезающие  виды  животных (Красная  книга)   Численность животного мира нашего края (много, мало); животный мир рек, водоемов;  сроки и количество промысловых животных, которых можно добывать в нашем крае в охотничий сезон.

Птицы.  Птицы  нашей  области. Группы птиц: перелетные,  оседлые,  кочующие. Хищники. Зимовка  птиц.  Охрана  и  подкормка  птиц.  Красная  книга.  

Законы  об  охране  природы. Заповедники, заказники,  охраняемые  территории. Организации  по  охране  природы.

Топонимы - отражение прошлого и природных особенностей в названиях. Происхождение и объяснение наиболее значимых топонимов. Легенды и предания.

Народные промыслы Подмосковья, их художественная и культурная ценность. Подносы Жостова, лаковая миниатюра Федоскина, Сергиев –Посадская матрешка, Павлово- Посадские платки, керамика Гжели, Богородская резьба по дереву, Абрамцево- кудринская резьба, производство художественного фарфора и фаянса и др. История развития промыслов, современное состояние. Традиции и современность.

Природные ресурсы края, их использовании и значении для промышленности края и страны. Знакомство с промышленностью, сельским хозяйством города (села), его предприятиями, их история.

Экологические проблемы региона и своего края.

Что мы узнали за год? Подведение итогов. (1ч)

Планируемые результаты

освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

Результатом внеурочной деятельности являются универсальные учебные действия: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

На занятиях внеурочной деятельности у учащихся будут сформированы личностные универсальные учебные действия, т.е.:

  1. Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой частной задачи;
  2. Способность к самооценке на основе критерия успешности занятий;
  3. Основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, Татарстана, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
  4. Чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства культуры родного края, народа;
  5. Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Регулятивные универсальные учебные действия, т.е. научатся: 

  1. Принимать и сохранять учебную задачу;
  2. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с учителем;
  3. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  4. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  5. Оценивать правильность выполнения действия;
  6. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок.

Познавательные универсальные учебные действия, т.е. научатся: 

  1. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
  2. Строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
  3. Основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов.

Коммуникативные универсальные учебные действия, т.е. научатся: 

  1. Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  2. Формулировать собственное мнение и позицию;
  3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  4. Строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
  5. Задавать вопросы;
  6. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Прогнозируемые результаты:

Обучающиеся должны знать:

  1. название страны, региона, где живет учащийся, родного города (села);
  2. символику страны, края, города, школы;
  3. традиции русского народа и семьи,
  4. правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе;
  5. условия жизни животных в естественных условиях, уголке живой природы и животных, вошедших в Красную книгу;
  6. окружающий растительный мир, роль растений в жизни людей, разнообразие  цветочно-декоративных растений, занесенных в красную книгу;
  7. существующие в природе взаимосвязи растений, животных и человека;
  8. технологию изготовления поделок из природного материала.
  9. правила ТБ в кружке.

Обучающиеся должны уметь:

  1. видеть и понимать красоту живой природы;
  2. вести простейшие наблюдения в природе;
  3. воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;
  4. проводить самостоятельно наблюдения в природе;
  5. распознавать в окружающем мире растения и животных, которые изучали;
  6. сравнивать природные объекты и находить в них существенные отличительные признаки;
  7. самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной тематике и излагать их в виде сообщений или рассказа;
  8. составлять небольшие рассказы о своей Родине ее культуре, истории и великих людях, о достопримечательностях малой Родины.

Итогом воспитательной работы по программе является степень сформированности качеств личности:

  1. любовь к людям и природе;
  2. ответственное отношение к окружающей среде;
  3. доброжелательность к живым существам;
  4. стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;
  5. доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности;
  1. стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.

 Ожидаемые результаты реализации  программы

Воспитательные результаты внеурочной  краеведческой деятельности кружка «Край родной» для учащихся 2 класса распределяются по трем уровням.  

1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об истории и географии своего края через изучение достопримечательностей ближайшего окружения и школы, в которой они учатся;  развитие краеведческих понятий, помогающих сформировать целостный взгляд на окружающий мир, в котором природное  и социальное рассматривается в неразрывном единстве.

2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к истории и географии своего края, к прошлому и настоящему своей школы, к школьному опыту своих родителей. 

3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия в получении интервью, анкетировании, взаимодействия с одноклассниками и взрослыми, посещения культурно-образовательных учреждений, сбора и обработки историко-географической краеведческой информации.

Воспитательные и развивающие результаты отслеживаются по параметрам:

  1. приобретение практических навыков поведения в природе;
  2. активная жизненная позиция детей;
  3. экологическая грамотность, ответственность за свои действия;
  4. разумное отношение к своему здоровью;
  5. сформированность потребности заниматься природоохранными мероприятиями;
  6. способность к адекватной самооценки, саморазвитию и самопознанию;
  7. направленность личности в профессиональном выборе;
  8. сформированность коммуникативной культуры в детском коллективе;
  9. выбор личных, жизненных приоритетов.

       Формы отслеживания результатов: эксперименты и наблюдения в природе, практические и  исследовательские дела, экологические конференции, анкетирование, тестирование, изучение мнений обучающихся, родителей, учителей школы.

Литература:

  1. Аквилева Г.Н., Смирнова Т.М. – Край Московский. Атлас – М.: Ювента, 2006.
  2. Атлас Московской области. М., 1976, 2002.
  3. География (экономическая и социальная) Московской области. Учебное пособие. М.МОПИ.1990 г.        
  4. Города Подмосковья в 3-х томах. М. Моск. рабочий 1979г.
  5. Греханкина Л.Ф.  География Московской области (методические рекомендации по изучению курса) . М. ИПК и ПРНО МО 1993г.
  6. Греханкина Л.Ф.  География Московской области, ж-л « География в                      
  7. Греханкина Л.Ф.  Единство и   многообразие изучения Подмосковья как регионального компонента содержания образования. Сб. «История и культура Подмосковья». Коломна, 2003г.
  8. Греханкина Л.Ф.  От регионального компонента содержания - к регионализации образования, ж-л «Мир образования, образование в мире»,М.,2001г.,№3.
  9. Греханкина Л.Ф.  Региональный компонент содержания    образования,  ж-л «Педагогика»,  М.,   1999г.,№8.    
  10. Греханкина Л.Ф.  Родное Подмосковье 8-9 класс. Методическое пособие для учителя. М. МГОУ, 2003.    
  11. Греханкина Л.Ф. «Народные промыслы Подмосковья», ж-л «География        в школе» , М.,1997г.,№ 5.
  12. Греханкина Л.Ф. Родное Подмосковье 8-9 класс.  Учебное пособие для учащихся 8-9 классов общеобразовательных учреждений Московской области. М. МГОУ, 2003.
  13. Заветное преданье поколений (Москва в русской поэзии), составитель В.Б.Муравьев. М. 1997г.
  14. Задачи олимпиад-95. (под редакцией А.С.Наумова), М. МИРОС 1996г.,(вопросы Московских областных олимпиад стр. 9- 66).
  15. Клепинина З.А., Клепинина Е.В. – Мой край: природа, история, культура. Рабочая тетрадь по краеведению – М.: Ювента, 2007.
  16. Край наш Московский. Учебное пособие,. М., Экопрос.,1997 г.
  17. Материалы по географии и экологии Московского региона. Пособие и рабочая тетрадь для учащихся. М. Экопрос. 1995, 1996 гг.
  18. Москвоведение ( география Москвы и Московской области) .Пособие для учащихся 8-9 классов. /под. Редакцией Алексеева А.И. . М. Экопрос. 1994г.
  19. Очерки экологии Подмосковья. (под ред. В.И. Зубова). М.1997г.
  20. По Москве  под редакцией Н.А.Гейнеке). М.1991г.
  21. Природные памятники Москвы и окрестностей. Карта. М.,МГУ, 1997.
  22. Рогачев А.В. Окраины старой Москвы. М. МИРОС. 1993г.
  23. Рогачев С.В. Центральный (Московский) район. Ж-л « География в школе»., 1994г.,№1.
  24. Русские столицы Москва и Петербург. (составители: А.Н.Замятин, Д.Н.Замятин) М. МИРОс., 1993.
  25. Созвездие Московского меридиана. Подмосковье - Москва. 850.М.1997.
  26. Учебные материалы и рабочая тетрадь  по географии и экологии Москвы и Московской области.(8-9 класс) Учебное пособие. М. Спортакадемпресс., 1999,  2000, 2001.
  27. Учебные материалы и рабочая тетрадь  по географии Москвы и Московской области (8-9 класс). Учебное пособие. М. МГУ. 2002,2003, 2004, 2010.
  28. Экологическая книга для чтения. – М.: Современные тетради, 2008.
  29. Экология Подмосковья. Энциклопедическое пособие. – М.:  Современные тетради, 2003.
  30. Юдина И. Г. Природоведение . Нестандартные уроки и творческие задания. 1-4 классы, издательство Учитель -АСТ, Волгоград, 2002

Календарно-тематическое планирование

 учебного материала по дополнительному образованию

   «Край родной» для 2 класса

1 раз в неделю (35 занятий в год)

на 2012– 2013 учебный год

№ п/п

Раздел и тема

всего ча-сов

В том числе

Дата по пла-ну

Дата фак-тическая

тео-рия

практика

Тема 1: Введение

2

1

1

  1. (1)

Краеведение- наука о родном крае.

1

  1. (2)

Природа – наш второй дом

 

 1

Тема 2:  Мой край на карте Родины

6

4

2

  1. (1)

Россия - Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России.

1

  1. (2)

Символ России – берёза.

1

  1. (3)

Подмосковье – частица России. Символика края.

1

  1. (4)

Город, в котором живем.

1

  1. (5)

Исторические корни нашего края. Легенды и предания.

1

  1. (6)

Знакомство с символикой Воскресенска.

1

Тема 3:   Я и моя семья

3

1

2

  1. (1)

Профессии моих родителей.

0,5

0,5

  1. (2)

Творческий конкурс «Старая фотография рассказала…»

1

  1. (3)

Моя родословная.

0,5

0,5

Тема 4:   Моя улица

1

1

  1. (1)

  Экскурсия по улицам города Воскресенска.

1

Тема 5:  Наша школа

1

1

  1. (1)

Знакомство с историей, традициями своей школы.

 

1

Тема 6: Природа нашего края

21

12

9

  1. (1)

Полезные ископаемые Подмосковья.

1

  1. (2)

Что дает наш край стране.

1

  1. (3)

Климат. Сезонные изменения погоды в Подмосковье.

0,5

0,5

  1. (4)

Реки и озера Подмосковья.

1

  1. (5)

Растительный мир Подмосковья. Лиственные и хвойные деревья региона.

0,5

0,5

  1. (6)

Культурные растения (садовые деревья, кустарники, травянистые растения) нашего региона.

0,5

0,5

  1. (7)

Лекарственные растения нашего края.

1

  1. (8)

Викторина «Что это за листья?»

1

  1. (9)

 Правила поведения в лесу, в парковой зоне.

1

  1. (10)

Конкурс рисунков: «Правила поведения в природе».

1

  1. (11)

Редкие     и  исчезающие  виды  растений. Красная книга.

1

  1. (12)

Викторина «Зелёный мир вокруг нас».

1

  1. (13)

Игры, загадки, пословицы, поговорки о деревьях, кустарниках, растениях.

1

  1. (14)

Животный мир Подмосковья.

0,5

0,5

  1. (15)

Какие животные нашего края занесены в Красную книгу?

1

  1. (16)

Игры, загадки, пословицы, поговорки о животных.

1

  1. (17)

Викторина «В мире животных».

1

  1. (18)

Птицы  родного  края

0,5

0,5

  1. (19)

Географические названия населенных пунктов нашей местности.

1

  1. (20)

Народные промыслы Подмосковья.

0,5

0,5

  1. (21)

Что дает наш край стране.

1

  1. (1)

Что мы узнали за год? Подведение итогов.

1

1

ИТОГО:

35

19

16

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности (Проектная деятельность) «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ГЕОМЕТРИИ»

Изучение геометрического материала в начальной школеиграет особую роль: с одной стороны, он помогает систематизировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанныйс восприятием предметов различной ф...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс, ФГОС

Материал предназначен для учителя-словесника.Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности...

Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Проектная деятельность учащихся»

Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Проектная деятельность учащихся» 5 класс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»

Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Издательская деятельность: газета "Большая перемена""

Программа направлена на  развитие  и реализацию  творческих  способностей учащихся через создание школьной газеты.Подготовка газетного и журнального материала требует вовлечения шк...

Хакасия - мой край родной, внеурочная деятельность

Программа внеурочной деятельности: Хакасия - мой край родной...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...