Рабочая программа "Край родной" (внеурочная деятельность)
рабочая программа по краеведению по теме
Рабочая программа и планирование для 2 класса по краеведению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_kray_rodnoy_2013.docx | 67.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»
_______________________________________________________
140208, Московская область, г. Воскресенск, ул. Быковского, д. 23
Телефоны 44-2-7405, 44-2-7206. E-mail: vosk-school9@yandex.ru
«Согласовано» Зам. директора по ВР Москотельникова Н.В. _____ «____» ______________ 2012 г. |
«Утверждаю» Директор МОУ «СОШ №9» Гафурова Л.Н. ___________ «___» _____________ 2012 г. |
Дополнительная образовательная программа
кружка «Край родной»
для 2 класса
Составитель:
Поликарпова Е.Е.
г. Воскресенск
2012 г.
«Краеведение учит людей любить не только свои родные места,
но и знать о них, приучает их интересоваться историей,
искусством, литературой, повышать свой культурный уровень.
Это самый массовый вид науки».
Д.С. Лихачёв
Пояснительная записка
Программа курса «Родной край» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности, в ее основе - развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края.
Программа модифицирована на основе «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011г. и авторской программы С.П. Казачковой / Сборник программ для организации внеурочной деятельности в начальной школе. – Волгоград: Учитель, 2011.
В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что система образования призвана обеспечить «историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
Изучение родного края необходимо уже на начальной ступени образования, так как именно в этом возрасте закладываются основные качества личности. Не зря народная мудрость гласит: «Дерево питают корни, а человека Родина», «Мира не узнаешь, не зная края своего!».
Краеведение – благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному городу, краю, Отечеству. Краеведение помогает формированию у младших школьников целостного представления о своём крае, сохранения и развития социально- экономических и культурных достижений и традиций края за счёт становления ключевых компетенций. Это способствует развитию креативных способностей учащихся, становлению гражданской позиции по отношению к окружающему миру и общественным явлениям, формированию толерантности и толерантного поведения, укреплению семейных связей: заинтересованность содержанием работы кружка не только учащимися, но и родителями; наличие богатых возможностей для большого количества учащихся; изучение истории города через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; формированию экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности, развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению через тематические акции, конкурсы, ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы, формированию способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни, видению своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.
Программа внеурочной деятельности «Родной край» является актуальной т.к. занимается решением данной проблемы – воспитанием юных патриотов своей Родины. История страны, как в зеркале, отражается в судьбах ее граждан. Чем больше изучаешь жизнь своих предков, тем лучше познаешь нюансы крупных исторических событий, более точно понимаешь их влияние на судьбы людей. А Родина каждого человека начинается с города, села, с улицы и с дома, в котором он живёт. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.
Кружок «Родной край» носит личностно ориентированный характер. Изучение родного края - это ведущий фактор воспитания патриотизма у учащихся.
Содержание программы отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии.
Новизна программы: интеграция природоведческих и социальных знаний, формируют целостный взгляд на природу, общество, место человека в них, причем происходит это во взаимосвязи с изучением красоты родной природы, ее экологических особенностей, истории края и истории своей семьи. Все это предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие способностей учеников.
Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность.
Цель программы: формирование осознанного отношения детей к природе, экологической культуры, любви к природе родного края.
Задачи программы:
Образовательные:
- формировать представления о краеведении, как о предмете исторического и культурного развития общества;
- приобретение знаний о природе родного края, о культуре, обычаях и традициях своего народа;
- научить видеть и понимать красоту живой природы;
- сформировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения;
- познакомить детей с существующими в природе взаимосвязями растений, животных и человека.
Воспитательные:
- сформировать уважительное, бережное отношения к историческому наследию своего края, его истории, культуре, природе;
- воспитать в ребенке лучшие духовно-нравственные качества: любовь к людям и природе, стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;
- воспитывать у детей ответственное отношение к окружающей среде;
- воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь.
Развивающие:
- развивать потребности общения с природой;
- развивать эмоционально доброжелательное отношение к растениям и животным, нравственные и эстетические чувства;
- развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;
- развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой.
Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдение следующих принципов:
- системность и последовательность занятий: 1 раз в неделю; обеспечение преемственности обучения;
- научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии развития современных научных знаний;
- доступность: от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному, использование методов соответствующих данному возрасту детей и их развитию;
- наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ, дополнительной научной и справочной литературы, ИКТ;
- деятельностный подход: использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно;
- активность и сознательность: понимаются цели и задачи учеником, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно, умение опираться не на авторитет учителя, а на доказательства и логику мышления;
- прочность знаний (завершённость обучения): завершение каждой темы итоговым занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки, и подготовить учащихся к восприятию материала следующей темы, применение технологии сравнения, сопоставления, противопоставления;
- принципы уважительного отношения к детскому творчеству: представление свободы выбора, создание атмосферы раскованности и талантливости, умение педагога оценить художественные достоинства детских работ.
Организация достижения целей:
- Целенаправленная внеклассная и внешкольная воспитательная работа;
- Связь с социосредой (родителями, культурой и природой).
Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность.
При отборе краеведческих сведений для занятий следует придерживаться правил:
- События местной истории и культуры должны быть важными для данного края, приятными и доступными, эмоционально насыщенными;
- Представлять учащимся возможность совершать маленькие “открытия”, привлекая их к участию в работе по какой-нибудь теме или знакомому объекту;
- Формировать умение наблюдать окружающую действительность, искать неизвестное в известном, незнакомое в знакомом;
- Вызвать интерес к родным местам, городу, улице, дому, школе, содействовать формированию патриотических чувств.
Методы работы:
- словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
- наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
- практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.
Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий с учащимися. Занятия могут проводиться в различных формах: исследование, экскурсии, работа в группах, дискуссии, путешествия, беседы, викторины, встречи с интересными людьми, конкурсы, выставки, походы с осмотром краеведческих объектов.
Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровье сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, краеведо– туристические технологии, проектные технологии.
Объекты изучения:
История: история своей семьи, история населенных пунктов, географических объектов; прошлое, настоящее и будущее поселка, края; происхождение названий населенных пунктов и географических объектов.
Природа: типичные и редкие виды представителей животного и растительного мира края; природные ресурсы края; охраняемые территории; памятники природы.
Экология: важность охраны природной среды от загрязнения, разрушения и истощения, жизненная необходимость охраны своего здоровья и здоровья окружающих людей. Хозяйство: промышленные предприятия; предприятия, производящие сельскохозяйственную продукцию; служба благоустройства; виды транспорта.
Население: национальный состав населения; отношение к окружающей природной среде; труд людей в городе и селе;
Культура: народные промыслы; произведение профессионального искусства; писатели и художники, памятники архитектуры, достопримечательности.
Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность.
На занятиях проводится демонстрация схем, таблиц, фотозарисовок, видеозарисовок, мультимедийных презентаций, видеофильмов, используется разнообразный раздаточный материал.
Программа рассчитана на учащихся 2 класса. Срок реализации 1 год.
Режим занятий.
- Общее количество часов в год – 35 часов во 2 классе.
- Количество часов в неделю – 1 час.
- Периодичность занятий – 1 раз в неделю по 25 минут.
Формы учета знаний, умений:
- педагогическое наблюдение;
- тестирование;
- тематический опрос;
- рисуночные тесты («Мой класс», «В школе»);
- методика «Ступеньки», «Волшебный день»;
- выполнение творческих заданий (составление устных и письменных рассказов, вопросов для проведения викторин, подбор обучающимися иллюстративного материала по заданию, подготовка рисунков);
- анкетирование учеников и родителей «Удовлетворённость классом и школой».
Ожидаемый результат:
- рост познавательной активности у ребят;
- увеличение числа школьников, занимающихся исследовательской, поисковой работой.
- формирование у учащихся эстетического, творческого подхода к оформлению материалов;
- развитие наблюдательности, зрительной памяти, воображения, ассоциативного мышления.
- Повышение уровня обученности школьников и качества знаний в области истории, культурологи, экологии родного края.
Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения. Это:
- готовность и способность к саморазвитию и самообучению,
- достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
- личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:
- формирование основ российской гражданской идентичности, воспитание чувства гордости за достижения своих односельчан;
- воспитание уважительного отношения к своей станице, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
- понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
- обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
- овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
- расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественно-научного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:
- познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
- регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
- коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.
Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).
Оценка результативности:
- подведение итогов работы в кружке (опрос, анкетирование, выпуск газеты, вечер отдыха);
- участие в различных конкурсах;
- проведение конференции по итогам краеведческих исследований.
Работа с родителями
- индивидуальные встречи с родителями в течение года;
- посещение родителями различных выставок, мероприятий;
- проведение занятий совместно с родителями.
Содержание программы
(35 часов)
Тема 1: Введение (2ч)
Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. Природа – наш второй дом. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. Правила поведения в группе и режим работы. Техника безопасности.
Тема 2: Мой край на карте Родины (6 ч)
Россия - наша Родина. Москва – столица Российского государства. Символы государства (герб, флаг, гимн) Символ России – берёза. Рисование дерева. Загадки, пословицы. Понятие край, область, регион. Территория и географическое положение Московской области. Знакомство с картой района, границы, история образования. Символика края. Город, в котором живем. Понятие «город». Происхождение названия города. Исторические корни нашего края. Легенды и предания. Знакомство с символикой Воскресенска.
Тема 3: Я и моя семья. (3 ч)
Родной дом и семья. Члены семьи. Профессии моих родителей. Дать выяснить учащимся кем работают их родители. Внимательные и заботливые отношения в семье. Труд и отдых в семье.
Творческий конкурс - «Старая фотография рассказала…» Моя родословная - нарисовать родословное древо.
Тема 4: Моя улица. (1 ч)
Урок-экскурсия по улицам г. Воскресенска. Учащиеся знакомятся с названием улицы, расположением домов. Исторические объекты, мемориальные доски.
Форма контроля: рассказ «Прогулка по улицам моего района».
Тема 5: Наша школа (1 ч)
Я – ученик. Традиции школы. Символика школы. Правила поведения и обязанности школьника.
Тема 6: Природа нашего края. (21 ч)
Полезные ископаемые Подмосковья и Воскресенского района.
Речная сеть области, террасы Москва - реки. Озера, их происхождение- ледниковые, карстовые. Система водохранилищ: Клязьминская, Москворецкая. Их роль в водоснабжении региона. Канал им. Москвы.
Климатическая область расположения района; средние многолетние температуры самого холодного и самого теплого месяца, среднее годовое количество осадков, средняя высота снежного покрова, сроки замерзания и вскрытия водоёмов. Ветер, причины его образования. Господствующие ветры на территории, их виды, направления, скорость, влияние на погоду.
Видовой состав растительного покрова и животного мира природного комплекса нашей природной зоны; территории района с коренной и вторичной растительностью. Лекарственные и комнатные растения. Редкие и исчезающие виды растений (Красная книга). Охрана растений.
Животный мир. Дикие и домашние животные. Роль животных в жизни человека. Редкие и исчезающие виды животных (Красная книга) Численность животного мира нашего края (много, мало); животный мир рек, водоемов; сроки и количество промысловых животных, которых можно добывать в нашем крае в охотничий сезон.
Птицы. Птицы нашей области. Группы птиц: перелетные, оседлые, кочующие. Хищники. Зимовка птиц. Охрана и подкормка птиц. Красная книга.
Законы об охране природы. Заповедники, заказники, охраняемые территории. Организации по охране природы.
Топонимы - отражение прошлого и природных особенностей в названиях. Происхождение и объяснение наиболее значимых топонимов. Легенды и предания.
Народные промыслы Подмосковья, их художественная и культурная ценность. Подносы Жостова, лаковая миниатюра Федоскина, Сергиев –Посадская матрешка, Павлово- Посадские платки, керамика Гжели, Богородская резьба по дереву, Абрамцево- кудринская резьба, производство художественного фарфора и фаянса и др. История развития промыслов, современное состояние. Традиции и современность.
Природные ресурсы края, их использовании и значении для промышленности края и страны. Знакомство с промышленностью, сельским хозяйством города (села), его предприятиями, их история.
Экологические проблемы региона и своего края.
Что мы узнали за год? Подведение итогов. (1ч)
Планируемые результаты
освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Результатом внеурочной деятельности являются универсальные учебные действия: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
На занятиях внеурочной деятельности у учащихся будут сформированы личностные универсальные учебные действия, т.е.:
- Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой частной задачи;
- Способность к самооценке на основе критерия успешности занятий;
- Основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, Татарстана, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
- Чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства культуры родного края, народа;
- Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Регулятивные универсальные учебные действия, т.е. научатся:
- Принимать и сохранять учебную задачу;
- Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с учителем;
- Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- Оценивать правильность выполнения действия;
- Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок.
Познавательные универсальные учебные действия, т.е. научатся:
- Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- Строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
- Основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов.
Коммуникативные универсальные учебные действия, т.е. научатся:
- Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- Формулировать собственное мнение и позицию;
- Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- Строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
- Задавать вопросы;
- Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Прогнозируемые результаты:
Обучающиеся должны знать:
- название страны, региона, где живет учащийся, родного города (села);
- символику страны, края, города, школы;
- традиции русского народа и семьи,
- правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе;
- условия жизни животных в естественных условиях, уголке живой природы и животных, вошедших в Красную книгу;
- окружающий растительный мир, роль растений в жизни людей, разнообразие цветочно-декоративных растений, занесенных в красную книгу;
- существующие в природе взаимосвязи растений, животных и человека;
- технологию изготовления поделок из природного материала.
- правила ТБ в кружке.
Обучающиеся должны уметь:
- видеть и понимать красоту живой природы;
- вести простейшие наблюдения в природе;
- воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;
- проводить самостоятельно наблюдения в природе;
- распознавать в окружающем мире растения и животных, которые изучали;
- сравнивать природные объекты и находить в них существенные отличительные признаки;
- самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной тематике и излагать их в виде сообщений или рассказа;
- составлять небольшие рассказы о своей Родине ее культуре, истории и великих людях, о достопримечательностях малой Родины.
Итогом воспитательной работы по программе является степень сформированности качеств личности:
- любовь к людям и природе;
- ответственное отношение к окружающей среде;
- доброжелательность к живым существам;
- стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;
- доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности;
- стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.
Ожидаемые результаты реализации программы
Воспитательные результаты внеурочной краеведческой деятельности кружка «Край родной» для учащихся 2 класса распределяются по трем уровням.
1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об истории и географии своего края через изучение достопримечательностей ближайшего окружения и школы, в которой они учатся; развитие краеведческих понятий, помогающих сформировать целостный взгляд на окружающий мир, в котором природное и социальное рассматривается в неразрывном единстве.
2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к истории и географии своего края, к прошлому и настоящему своей школы, к школьному опыту своих родителей.
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия в получении интервью, анкетировании, взаимодействия с одноклассниками и взрослыми, посещения культурно-образовательных учреждений, сбора и обработки историко-географической краеведческой информации.
Воспитательные и развивающие результаты отслеживаются по параметрам:
- приобретение практических навыков поведения в природе;
- активная жизненная позиция детей;
- экологическая грамотность, ответственность за свои действия;
- разумное отношение к своему здоровью;
- сформированность потребности заниматься природоохранными мероприятиями;
- способность к адекватной самооценки, саморазвитию и самопознанию;
- направленность личности в профессиональном выборе;
- сформированность коммуникативной культуры в детском коллективе;
- выбор личных, жизненных приоритетов.
Формы отслеживания результатов: эксперименты и наблюдения в природе, практические и исследовательские дела, экологические конференции, анкетирование, тестирование, изучение мнений обучающихся, родителей, учителей школы.
Литература:
- Аквилева Г.Н., Смирнова Т.М. – Край Московский. Атлас – М.: Ювента, 2006.
- Атлас Московской области. М., 1976, 2002.
- География (экономическая и социальная) Московской области. Учебное пособие. М.МОПИ.1990 г.
- Города Подмосковья в 3-х томах. М. Моск. рабочий 1979г.
- Греханкина Л.Ф. География Московской области (методические рекомендации по изучению курса) . М. ИПК и ПРНО МО 1993г.
- Греханкина Л.Ф. География Московской области, ж-л « География в
- Греханкина Л.Ф. Единство и многообразие изучения Подмосковья как регионального компонента содержания образования. Сб. «История и культура Подмосковья». Коломна, 2003г.
- Греханкина Л.Ф. От регионального компонента содержания - к регионализации образования, ж-л «Мир образования, образование в мире»,М.,2001г.,№3.
- Греханкина Л.Ф. Региональный компонент содержания образования, ж-л «Педагогика», М., 1999г.,№8.
- Греханкина Л.Ф. Родное Подмосковье 8-9 класс. Методическое пособие для учителя. М. МГОУ, 2003.
- Греханкина Л.Ф. «Народные промыслы Подмосковья», ж-л «География в школе» , М.,1997г.,№ 5.
- Греханкина Л.Ф. Родное Подмосковье 8-9 класс. Учебное пособие для учащихся 8-9 классов общеобразовательных учреждений Московской области. М. МГОУ, 2003.
- Заветное преданье поколений (Москва в русской поэзии), составитель В.Б.Муравьев. М. 1997г.
- Задачи олимпиад-95. (под редакцией А.С.Наумова), М. МИРОС 1996г.,(вопросы Московских областных олимпиад стр. 9- 66).
- Клепинина З.А., Клепинина Е.В. – Мой край: природа, история, культура. Рабочая тетрадь по краеведению – М.: Ювента, 2007.
- Край наш Московский. Учебное пособие,. М., Экопрос.,1997 г.
- Материалы по географии и экологии Московского региона. Пособие и рабочая тетрадь для учащихся. М. Экопрос. 1995, 1996 гг.
- Москвоведение ( география Москвы и Московской области) .Пособие для учащихся 8-9 классов. /под. Редакцией Алексеева А.И. . М. Экопрос. 1994г.
- Очерки экологии Подмосковья. (под ред. В.И. Зубова). М.1997г.
- По Москве под редакцией Н.А.Гейнеке). М.1991г.
- Природные памятники Москвы и окрестностей. Карта. М.,МГУ, 1997.
- Рогачев А.В. Окраины старой Москвы. М. МИРОС. 1993г.
- Рогачев С.В. Центральный (Московский) район. Ж-л « География в школе»., 1994г.,№1.
- Русские столицы Москва и Петербург. (составители: А.Н.Замятин, Д.Н.Замятин) М. МИРОс., 1993.
- Созвездие Московского меридиана. Подмосковье - Москва. 850.М.1997.
- Учебные материалы и рабочая тетрадь по географии и экологии Москвы и Московской области.(8-9 класс) Учебное пособие. М. Спортакадемпресс., 1999, 2000, 2001.
- Учебные материалы и рабочая тетрадь по географии Москвы и Московской области (8-9 класс). Учебное пособие. М. МГУ. 2002,2003, 2004, 2010.
- Экологическая книга для чтения. – М.: Современные тетради, 2008.
- Экология Подмосковья. Энциклопедическое пособие. – М.: Современные тетради, 2003.
- Юдина И. Г. Природоведение . Нестандартные уроки и творческие задания. 1-4 классы, издательство Учитель -АСТ, Волгоград, 2002
Календарно-тематическое планирование
учебного материала по дополнительному образованию
«Край родной» для 2 класса
1 раз в неделю (35 занятий в год)
на 2012– 2013 учебный год
№ п/п | Раздел и тема | всего ча-сов | В том числе | Дата по пла-ну | Дата фак-тическая | ||
тео-рия | практика | ||||||
Тема 1: Введение | 2 | 1 | 1 | ||||
| Краеведение- наука о родном крае. | 1 | |||||
| Природа – наш второй дом |
| 1 | ||||
Тема 2: Мой край на карте Родины | 6 | 4 | 2 | ||||
| Россия - Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России. | 1 | |||||
| Символ России – берёза. | 1 | |||||
| Подмосковье – частица России. Символика края. | 1 | |||||
| Город, в котором живем. | 1 | |||||
| Исторические корни нашего края. Легенды и предания. | 1 | |||||
| Знакомство с символикой Воскресенска. | 1 | |||||
Тема 3: Я и моя семья | 3 | 1 | 2 | ||||
| Профессии моих родителей. | 0,5 | 0,5 | ||||
| Творческий конкурс «Старая фотография рассказала…» | 1 | |||||
| Моя родословная. | 0,5 | 0,5 | ||||
Тема 4: Моя улица | 1 | 1 | |||||
| Экскурсия по улицам города Воскресенска. | 1 | |||||
Тема 5: Наша школа | 1 | 1 | |||||
| Знакомство с историей, традициями своей школы. |
| 1 | ||||
Тема 6: Природа нашего края | 21 | 12 | 9 | ||||
| Полезные ископаемые Подмосковья. | 1 | |||||
| Что дает наш край стране. | 1 | |||||
| Климат. Сезонные изменения погоды в Подмосковье. | 0,5 | 0,5 | ||||
| Реки и озера Подмосковья. | 1 | |||||
| Растительный мир Подмосковья. Лиственные и хвойные деревья региона. | 0,5 | 0,5 | ||||
| Культурные растения (садовые деревья, кустарники, травянистые растения) нашего региона. | 0,5 | 0,5 | ||||
| Лекарственные растения нашего края. | 1 | |||||
| Викторина «Что это за листья?» | 1 | |||||
| Правила поведения в лесу, в парковой зоне. | 1 | |||||
| Конкурс рисунков: «Правила поведения в природе». | 1 | |||||
| Редкие и исчезающие виды растений. Красная книга. | 1 | |||||
| Викторина «Зелёный мир вокруг нас». | 1 | |||||
| Игры, загадки, пословицы, поговорки о деревьях, кустарниках, растениях. | 1 | |||||
| Животный мир Подмосковья. | 0,5 | 0,5 | ||||
| Какие животные нашего края занесены в Красную книгу? | 1 | |||||
| Игры, загадки, пословицы, поговорки о животных. | 1 | |||||
| Викторина «В мире животных». | 1 | |||||
| Птицы родного края | 0,5 | 0,5 | ||||
| Географические названия населенных пунктов нашей местности. | 1 | |||||
| Народные промыслы Подмосковья. | 0,5 | 0,5 | ||||
| Что дает наш край стране. | 1 | |||||
| Что мы узнали за год? Подведение итогов. | 1 | 1 | ||||
ИТОГО: | 35 | 19 | 16 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности (Проектная деятельность) «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ГЕОМЕТРИИ»
Изучение геометрического материала в начальной школеиграет особую роль: с одной стороны, он помогает систематизировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанныйс восприятием предметов различной ф...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс, ФГОС
Материал предназначен для учителя-словесника.Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности...
Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Проектная деятельность учащихся»
Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Проектная деятельность учащихся» 5 класс...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»
Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Издательская деятельность: газета "Большая перемена""
Программа направлена на развитие и реализацию творческих способностей учащихся через создание школьной газеты.Подготовка газетного и журнального материала требует вовлечения шк...
Хакасия - мой край родной, внеурочная деятельность
Программа внеурочной деятельности: Хакасия - мой край родной...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...