Конспект внеклассного мероприятия для уч-ся Тема: Русский народный костюм
методическая разработка по краеведению (5, 6, 7 класс) на тему

Цель: Познакомить учащихся с русским народным костюмом, с его элементами; показать значение  символики и колорита в одежде.

 

и задачи: сформировать представления учащихся о русском народном костюме, дополнить знания о его элементах и деталях

 

·        расширять кругозор, развивать любознательность; формировать образную речь; обогащать словарь;

 

·        прививать любовь к своей Родине; формировать эстетический вкус; воспитывать интерес к народному быту.

 

·        способствовать проявлению гордости за принадлежность к русской традиционной культуре.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_rozhdalas_rubashka.doc799 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект внеклассного мероприятия для уч-ся

Тема:  Русский народный костюм

Цель: Познакомить учащихся с русским народным костюмом, с его элементами; показать значение  символики и колорита в одежде.

и задачи:

  • сформировать представления учащихся о русском народном костюме, дополнить знания о его элементах и деталях

  • расширять кругозор, развивать любознательность; формировать образную речь; обогащать словарь;

  • прививать любовь к своей Родине; формировать эстетический вкус; воспитывать интерес к народному быту.

  • способствовать проявлению гордости за принадлежность к русской традиционной культуре.

Форма: беседа

Тип занятия : комбинированный (изучение нового материала с элементами проблемного обучения и  занятия  формирования умений и навыков)

Вид занятия : сообщения новых знаний

Форма организационной деятельности: индивидуальная, групповая      

(Этот вид  выбран не случайно, ведь творческое задание придает смысл обучению, мотивирует учащихся. При этом используется индивидуальная форма деятельности)

Оборудование:  презентация,  видео, иллюстрации к сказкам «Курочка ряба», «Царевна лягушка», «Хаврошечка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», иллюстрации русских народных костюмов

Ход беседы 

Орг.момент : (обучающиеся до урока разделены на 2 группы)

Прозвенел звонок для нас!

Мы зашли спокойно в класс.

Место  заняли красиво,

Поздоровались учтиво-

Тихо сели, спинки прямо,

Все легонечко вздохнём и   занятие начнём!

Формулирование темы занятия

Вы сегодня особенно красивы, так как у нас гости. Но для человека важна не только красота внешняя, но и внутренняя. Вам знакома поговорка: - “Встречают по одежке - провожают по уму”?

- Да!        

- А как Вы ее понимаете?

- Ответ. -  

В Древней Руси одежду называли  «одежа». Слово одеяние, имеющее для нас некий торжественный смысл, тоже часто употреблялось древними славянами в значении «одежда вообще». Действительно, давайте вслушаемся: одеяние – то, что одевает.  - Ребята, сегодня мы поговорим об истории русского народного костюма.

- Что означает «одежда вообще»?

 мы рассмотрим русские народные костюмы.

  Формулирование задачи  

-Ребята, какую задачу мы должны поставить перед собой, чтобы узнать каков русский народный костюм?

- Определить из каких элементов состоит женский и мужской костюм Определить различие костюмов разных территорий России.

2. Основная часть

История русского народного костюма насчитывает многие столетия.          -

Откуда мы можем узнать, какой была одежда раньше?

Источниками для изучения истории одежды служат музейные коллекции, фрески, иконы, летописные источники.

 

Хочешь знать про одежду на Руси,

В сундук  своей  бабушки  или  прабабушки загляни.

    .  

              

“ Одежда не столь уж далеких предков служила не только для защиты от холода. Она была призвана сберечь человека от злых сил и дурного глаза, а праздничная одежда, кроме того, являлась посредником человека с высшими силами. Поэтому и вкладывали мастерицы в свою работу умение, талант и душу, чудесным образом превращая обыденные вещи в предмет любования и гордости. Белая рубаха оформлялась орнаментом, где преобладал красный цвет, в язычестве - цвет божественный

Какой бывает одежда в зависимости от назначения? Ведь на Руси считалось невозможным пойти в одном и том же наряде “и в пир, и в мир, и добрые люди”.

Ответ-    Были рубахи повседневные  ,были и праздничные.

В каждой губернии  одевались по-своему. Местный традиционный костюм  повторял старинные образцы и нёс в себе древние  художественные  традиции.

 Главным элементом  в одежде была  рубаха.  Рубахи носили все: девочки  и мальчики, юноши и девушки,  мужчины и женщины- различались они  покроем и отделкой. 

Без хлеба нет жизни, но в  ТОГУЛЕ и без одежды не проживешь; и одежда нужна разная: и на лето, и на зиму, и на весну, и на осень.

- В древней Руси в основном шили одежду сами.

 КАК РОЖДАЛАСЬ РУБАШКА

 - Из чего можно сшить одежду? (из ткани, кожи, меха)

 - Как называют человека, который шьет одежду? (портной – от слова порты)

 - Из каких материалов получали ткань?

 - Хлопок, лен, шелк, крапива, шерсть. Из этих материалов получали самые разные ткани: из льна – льняную, из хлопка – хлопчатобумажную, из шерсти – шерстяную, из шелка – шелковую.

 - Как вы думаете, легко ли было изготовить из них одежду?

 - Чтобы из семечка льна получить, например, рубашку, нужно было выполнить множество действий. Давайте перечислим, что делали люди. (Сеяли лен,

     пололи его,

          убирали с поля – жали серпом,

                вымачивали,

                   трепали, чтобы получить волокна – кудель;

                       из кудели пряли нитки,

                        из ниток ткали холст,

             потом его отбеливали – расстилали на морозе,

             сушили на солнце;  

 кроили одежду, шили ее, вышивали на ней узоры.

 Иногда холст красили.)

Для окраски   наши предки  использовали  различные растения :до 50 видов.

Красный  цвет  давали  лебеда, гречишник,

 Оранжевый – чистотел,

зелёный – крапива,  пижма,  шишки  сосновые,  

синий -  кора дуба и ясеня.

  - Быстро ли делалась такая работа? (Сеяли  -  в какое  время года?-весной,

пололи  - летом,

убирали -  осенью,

 а зимой,  длинными вечерами, пряли нитки и ткали полотно.)

 - Нелегким и долгим был труд, зато какой красивый результат

Хоть  и, к сожалению, у наших женщин  выбор  был невелик: шерсть да  лён. Но из этих тканей они создавали  такую  немыслимую красоту, равной которой, нет в мире, и по  сей день. В этих нарядах женщины  выглядели  просто красавицами, а мужчины  казались ещё  статнее и благороднее

        

 - А сейчас давайте рассмотрим русские народные костюмы. ВИДЕО

- Рассмотрим женский костюм. Главная часть женского костюма сорочка (рубаха), сарафан. Холщовые белые рубахи и передники северные крестьянки носили с сарафанами. - Кокошник носили по праздникам, кичку – женщины, ленточку - коса- девушки

 - Для одежды русских крестьянок была характерна конструкция рубахи, состоящей из двух полотнищ холста, покрывающих спину и грудь, и соединенных на плечах четырехугольными кусками ткани – поликами. 

Повседневные    почти не украшали,  праздничные  были богато украшенные. Украшением  чаще  всего  служила  вышивка. А поскольку  считалось, что  в праздник  человек разговаривает с  Богом, то и рубаха  тоже как бы участвовала  в разговоре. На ней  Языком  орнамента – повторяющегося узора- (ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ  И РАСТИТЕЛЬНЫЕ)  были записаны  все просьбы  человека  к Богу. Наиболее распространенные элементы орнамента: ромбы, косые кресты, восьмиугольные звезды, елочки, кустики, фигуры женщины, птицы, коня, оленя. Полосы орнамента, а в более позднее время ленты, тесьмы, цветного кружева располагались обязательно по подолу, краям рукавов, на оплечье, по вороту и вдоль разреза на груди.

Всем  известна  поговорка «Своя рубашка  ближе  к телу»

-Как  вы её  понимаете.

 Женщины  трепетно относились  к своей рубахе. В народе  верили, что продавать свою рубаху нельзя, иначе распрощаешься со счастьем, отпустишь удачу.

 Но самой красивой по праву считалась свадебная рубаха. Ее расшивали многоцветными узорами, где главное место занимал красный цвет. Молодая жена еще несколько лет надевала ее по большим праздникам, а затем бережно хранила. Прядением и ткачеством полотна занимались женщины.

Верили, что только добрым женским рукам, не державшим оружия, можно доверять изготовление одежды. Владели этим ремеслом практически все женщины в сельских, а на первых порах и в городских семьях.

- Теперь рассмотрим мужской костюм. Главная часть мужского костюма косоворотка, порты. Мужской костюм состоял из рубахи-косоворотки с невысокой стойкой или без нее и нешироких штанов из холста или крашенины. Рубаху из белого или цветного холста носили поверх штанов и подпоясывали ремнем или длинным шерстяным кушаком. Декоративное решение косоворотки — вышивка по низу изделия, низу рукавов, горловине. Вышивка часто сочеталась со вставками из ткани другого цвета, расположение которых подчеркивало конструкцию рубахи (долевые швы переда и спинки, ластовицы, обшивка горловины, линия соединения рукава с проймой). - Как называется эта одежда? (косоворотка, порты) На голове? (картуз) Обувь - сапоги, лапти. Рубаху делали длинной и подпоясывались кушаком.

  - Крестьянин, горожанин и боярин носили рубаху одинакового покроя, разница была лишь в качестве ткани.

- Особое значение приобрела мужская рубаха в различных древних обрядах. Повседневная одежда мужчин не имела украшений, а праздничную расшивали жены, сестры или матери цветными шелковыми или шерстяными нитями. У состоятельных мужчин праздничная одежда украшалась золотой тесьмой, серебряными шнурами.

  - Детская одежда в Древней Руси, как у мальчиков, так и у девочек, состояла из одной рубашонки. Право на взрослую одежду мальчики и девочки получали, не просто достигнув определенного возраста, а только тогда, когда могли делом доказать свою «взрослость», то есть надо было выдержать определенное испытание.

Сегодня мы воспринимаем лишь эстетическую сторону отделки, любуясь ее красотой и бесконечным  разнообразием.

Но орнамент возник не как украшение, а как оберег,

 имел магический смысл и размещался в определенных, наиболее уязвимых для человека местах его одежды: по вороту, подолу, низу рукавов, шел по обеим сторонам от разреза на груди. –

Обратите внимание, какие красивые украшения на всей одежде. Оформленная таким образом рубаха служила человеку надежной защитой от посягательств многочисленной и разнообразной нечисти.

 В украшениях, вышивке предпочтение чаще отдавалось красному цвету.

Даже в пословице говорится: «Красный цвет мил на весь свет».

  А знаете, почему? Что вам напоминает красный цвет?

-- (Огонь, солнце.)

 - Огонь, солнце были очень важны для людей, поэтому красный цвет был цветом защиты от сил зла, от разных напастей. В старину слово «красный» означало и «красивый», говорили «красна девица», «красно солнышко».

 - Как же относились люди к одежде?

-(Очень бережно, чтобы носить ее подольше, а нарядные сарафаны, кокошники, рубахи надевали по праздникам и передавали своим детям и внукам).

 - Красивый пояс, вышитая сорочка , сарафан были лучшим подарком. Художники-модельеры используют элементы народного костюма в украшении современных нарядных туалетов; мастера хранят и передают другим умения по созданию костюма, его элементов – вышивки, плетения поясов, изготовления головных уборов). 

Ребята! Русский народный костюм популярен и в наше время. Он используется в кино, в выступлениях фольклорных ансамблей, на фестивалях народного искусства и т. д

Сейчас его надевают в торжественных случаях (встреча с иностранными гостями, праздники). 

Свой народный костюм каждый человек очень любит, гордится им, прославляет в песнях.  

(Видео «Во поле берёза  стояла»)

 У каждого народа был свой особенный костюм. Посмотрите на эти костюмы ( КОЛЛЕКЦИЯ  кукол).

  - Костюм – это гордость народа. -  На основе увиденного материала о костюме будем выполнять эскиз набросок  костюма. Каждый выбирает технику: либо рисунок красками, карандашами,

 либо аппликацию из кусочков  бумаги

        Шаблон сарафана и рубахи  предлагается как раздаточный мате-риал.)

        А сейчас переходим к практической работе. Сегодня вы на уроке художники модельеры, будете создавать свои модели русского праздничного костюма.

Делимся на группы.  Мальчики и девочки. Мальчики выполняют эскиз мужского праздничного костюма. Девочки выбирают сарафанный или понёвный праздничный комплекс.

Работает на форма  А 4.  Простым карандашом намечаем контур сарафана и рубахи, намечаем вышивку. Затем переходим к цвету,

Проводится индивидуальная работа, уточняется композиционный замысел каждого ученика в линейном рисунке, в проработке цветом основных частей композиции костюма; роспись кистью элементов узора; орнаментированная разработка фрагментов украшений.        

3. Заключение. Подведение итогов Просмотр и выставка готовых эскизов, обсуждение

Повторим: На каких местах рубахи нужно было наносить орнамент?.

- А теперь Вы можете это сделать самостоятельно на больших бумажных заготовках  сарафана  или рубахи.

Учащиеся выполняют орнамент, используя знак солнца и плодородия. - Какова наша цель?

- Ответ:   Мы  не просто учимся рисовать орнамент, используя знак плодородия и знак солнца.

- Для чего нужно на костюме наносить этот или любой другой орнамент?

- Ответ: Чтобы костюм был красивым

Показ лучших работ  

Какой же элемент одежды является основой русского костюма? Рубаха (сорочка, исподка, подноска) – древнейший, главный элемент русского народного костюма.

- Ребята, сегодня мы побываем в гостях у сказки. Посмотрите внимательно на эти иллюстрации.

- Из какой сказки эта иллюстрация? («Курочка ряба», «Царевна лягушка», «Хаврошечка»)

- Обратите внимание, как одета бабка? (сарафан, сорочка, платок, лапти)

- Как одет дед? (косоворотка, порты, лапти)

- На иллюстрации к какой сказке, одежда нарядная, праздничная? («Царевна лягушка», «Хаврошечка»)

- На какой иллюстрации одежда рабочая, а на какой повседневная? («Курочка ряба», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

- Почему вы думаете, что здесь одежда нарядная? (украшена, вышивка, кокошник, сапожки)

- Почему вы думаете, что здесь одежда повседневная? (простой сарафан, платок)

Рефлексия

.- Что вы узнали сегодня на нашей беседе? Достигли мы цели?

- Ответ. 

- Ребята вам было интересно на уроке?

- Какое у вас настроение после урока?- Оцените деятельность класса, оцените свою деятельность на уроке:

1. Тот, кто хорошо понял пройденный материал, поднимает красный ромб.

2. Тот, кто затрудняется, - зеленый ромб.

3. Тот, кто не понял, - желтый ромб.

- Мы сегодня узнали много интересного о русском костюме, о традициях, обычаях на Руси. Вы молодцы! Мы ещё много будем узнавать нового о русском человеке, о жизни нашего народа

ФИЗМИНУТКА

Мы устали, рисовали ( немножечко  устали )

наши рученьки устали,

мы немного потрясем,

и опять творить начнем.

Мы устали, рисовали

наши глазоньки устали,

мы немного поморгаем

и опять учиться станем.

.

        

.        

Пояснительная записка

Цель: Познакомить учащихся с русским народным костюмом, с его элементами; показать значение  символики и колорита в одежде.

Тип урока: комбинированный (изучение нового материала с элементами проблемного обучения и урока формирования умений и навыков)

Вид урока: урок- сообщения новых знаний

Форма организационной деятельности: индивидуальная

      Этот вид урока выбран не случайно, ведь творческое задание придает смысл обучению, мотивирует учащихся. При этом используется индивидуальная форма деятельности.

Для достижения наилучших результатов была выбрана следующая структура урока:

1.        Орг. Момент. (проверка готовности к уроку)

2.        Вводный этап, постановка проблемного вопроса . На данном этапе частично применяется метод проблемного обучения.

3.        Первичное усвоение. Первичное осмысление и применение знаний.                                                Этап урока знакомит с особенностями русского народного костюма. Используется словесный и наглядный метод. Метод обучения на данном этапе- информационно-репродуктивный.

4.        Игровой момент «Наряди куклу».

5.        Самостоятельная творческая деятельность.(Работа индивидуальная, каждый выбирает свою технику исполнения)

6.        Итог урока. Рефлексия.

    -На каждом этапе урока шло формирование УУД:

Познавательные- знакомство с народным костюмом;

Коммуникативные- сотрудничает с учителем, с одноклассниками; осознают содержание своих действий; самостоятельно планируют пути достижения цели. Адекватно воспринимает оценку учителя и высказывания одноклассников с отзывами о выполненном рисунке.

Личностные- демонстрирует способность изображать новые образы, проявляя творческое воображение и фантазию;

Предметные- демонстрирует умение пользоваться образным языком изобразительного искусства;

Регулятивные- анализирует и оценивает результат своего труда;

     -Урок был направлен на:- Развитие внимания, воображения, памяти учащихся.

Осознание ими содержания урока. Формирование рефлексивной, адекватной самооценки. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общества. Формирование осознанного уважительного отношения к другому человеку, его мнению, культуре, традициям.

                                                                                                                                                                                               

Не случайно учиться всем премудростям женского рукоделия начинали очень рано: нередко с 6-7 лет девочки умели прясть пряжу, а с 10-12 лет садились за ткацкий стан вместе с матерью. Кроме того, необходимо было уметь выращивать лен и коноплю, превращать грубые стебли растений в мягкое пушистое волокно, из которого выпрядались нити.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок технологии-7 класс Тема: «Русский женский народный костюм»

В ходе урока учащиеся знакомятся с тадициями русского народа, с женским народным русским костюмом.Одежда может многое рассказать о человеке, носившем её: откуда он родом, какого возраста и сослов...

Конспект внеклассного мероприятия по истории в 7 классе. Игра «Поле чудес» Тема «Русские богатыри»

Конспект внеклассного мероприятия по истории в 7 классе СКОУ 8 вида в игровой форме. Игра "Поле чудес" на тему "Русские богатыри"...

План - конспект внеклассного мероприятия - интерактивная сказка о народных игрушках.

План - конспект внеклассного мероприятия - интерактивная сказка о народных игрушках. Выполнение народжной куклы их ткани методом перетяжек....

Конспект развлечения по познавательному развитию на тему «Русско-народный костюм» для детей средней группы.

Цель: знакомство детей с русско-народным костюмом.Задачи: Образовательные: - познакомить детей с традициями русского народа.  - формировать знания о русском костюме.  - п...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе Тема «Русский народный костюм»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждениегорода Новосибирска «Детский сад № 420 комбинированного вида «Сибирячок»Конспект интегрированного занятия в подготови...