План - конспект внеклассного мероприятия - интерактивная сказка о народных игрушках.
методическая разработка
План - конспект внеклассного мероприятия - интерактивная сказка о народных игрушках. Выполнение народжной куклы их ткани методом перетяжек.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект Внеклассное мероприятие - интерактивная сказка о народных игрушках. | 21.23 КБ |
Предварительный просмотр:
План и конспект внеклассного мероприятия
для детей 7-9 лет на тему:
«Кто такие тарараи»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Волотовская детская школа искусств»
Педагог дополнительного образования Красевич Любовь Алексеевна
План внеклассного мероприятия на тему: «Кто такие тарараи».
Цель занятия: пробудить у детей интерес к русской народной игрушке.
Задачи:
- Систематизировать знания детей о традиционной игрушке;
- Познакомить с традиционными игрушками из различного материала,
- Познакомить с одним простым приёмом изготовления тряпичной куклы.
Материалы и оборудование: стол для установки макета терема, стол для игры «Ярмарка», три стола для групп, магнитная доска, ножницы и заготовки для изготовления кукол на каждого ученика, макет терема, сундучок, куклы «Царевна Несмеяна» (большая кукла с открывающимся ртом), Петрушка (перчаточная кукла), раздаточный материал для игр и заданий, маски (гончар, пекарь, скоморох), образцы традиционных игрушек из различного материала.
Этапы занятия и задачи | Деятельность педагога | Деятельность детей |
1 этап Организационный момент. Знакомство с группой. Эмоционально-психологический настрой детей. 2 этап Систематизация знаний детей о русской народной игрушке. 3 этап Практическая работа. Изготовление куклы- Покосницы методом перетяжек. 4 этап Подведение итогов. | Знакомство с детьми в шуточной форме, проведение мини-тренинга с целью снятия психологического барьера. Создание проблемной ситуации «Как помочь Царевне-Несмеяне?» (использование сказочно-игровой формы с целью активизации учебной деятельности детей); организация игры «Ярмарка; работы в группах по знакомству с различными народными игрушками. Показ последовательности изготовления куклы. Выявление первоначальных навыков. Создание условий для активного участия детей в подведении итогов занятия. Выявление степени удовлетворённости детей занятием. | Ответы на вопросы педагога, выполнение несложных заданий. Ответы на вопросы педагога; знакомство с народными игрушками; участие в театрализованной игре «Ярмарка»; выполнение заданий на сравнение и классификацию игрушек «Найди игрушку», «Назови куклу». Изготовление куклы- Покосницы» вместе с педагогом. Сочинение с педагогом окончания сказки о Царевне - Несмеяне. Высказывание детей о своём отношении к выполненной работе. |
Конспект открытого занятия на тему: «Кто такие тарараи».
1 этап. Организационный момент.
Знакомство с группой. Эмоционально-психологический настрой детей.
( учащиеся сидят в группах по 4 человека за отдельными столами)
Представляюсь детям.
Здравствуйте ребятишки!
И девчонки, и мальчишки!
Рассаживайтесь, не стесняйтесь,
Поудобнее располагайтесь.
Да позвольте представиться
Зовут меня Любовь Алексеевна.
А теперь отвечайте,
Ничего не скрывайте!
(проведение мини-тренинга)
Задание: Поднимите руку те, кто любит играть.
Задание: Кто играет в спортивные игры - потопайте.
Задание: Кто в компьютерные - похлопайте.
Вопрос: А в игрушки-то кто-нибудь играет? Поднимите сразу две руки.
Вопрос: Как вы думаете, а взрослые играют в игрушки?
Я вам открою один маленький секрет. Никому не расскажите? Я очень люблю играть в игрушки. Потому что я их сама делаю, да детей учу.
Да игрушки не обычные, а русские народные.
2 этап. Систематизация знаний детей о русской народной игрушке.
Я к вам не с пустыми руками, мои воспитанники прислали вам подарочки (достаю из сундучка платочки)
Вопрос: Как вы думаете, зачем они подарили именно платочки? ( дети высказывают свои догадки) Мои ученики сказали, что платочки эти пригодятся вам на занятии. Давайте мы их пока спрячем, может и правда пригодятся.
Вопрос: А знаете ли вы, что в давние времена русские народные игрушки называли ТАРАРУШКАМИ?
Тарарушки, тарарушки
Это русские игрушки
Очень славные да забавные.
Просто в старину было такое слово тарарай. Так называли шутников – чудаков, да сказочников.
Получается, что мастеров, которые делали игрушки, считали шутниками да сказочниками.
Давайте и мы наше занятие постараемся сделать весёлым да сказочным.
И так…
В некотором царстве,
В некотором государстве
Жила- была царевна
(открываю ставни терема, а там Царевна плачет, слезами обливается)
Ребята, что будем делать, Как её успокоить?
Царевна: «Надоело мне целый день сидеть
В окошко глядеть
Не хочу наряды да побрякушки.
А хочу народные игрушки
Забавные тарарушки.
Вопрос: Как вы думаете, как зовут царевну? (Несмеяна)
Ребята, нам придётся помочь Царевне-Несмеяне и отправиться на поиски народных игрушек, иначе она нам своими слезами всё занятие испортит.
Вопрос: Какие вы знаете народные игрушки?
Вопрос: Из чего их делали?
Вопрос: Где раньше покупали игрушки?
Тогда отправляемся на ярмарку.
Вопрос: Вы представляете, что такое ярмарка?
На больших базарах и ярмарках продавали всё-всё: разные овощи и фрукты, и другие продукты, одежду и обувь, домашнюю утварь, коней, коров и другой домашний скот да птицу. И все нахваливали свой товар, громко выкрикивая заклички.
А ещё на них обязательно работали цирковые балаганы, играли шарманщики, кувыркались и приплясывали учёные медведи.
Шум стоял невообразимый!!!!
( Игра в ярмарку: каждому ребёнку даётся своя закличка, по знаку все одновременно начинают её выкрикивать, получается общий гул)
Вопрос: Как вы думаете, легко среди такого шума найти игрушки?
Тогда давайте сначала будем искать глиняные игрушки.
Вопрос: Какой ремесленник мог сделать глиняные игрушки?
Значит, идём в гончарные ряды.
Нам нужен гончар (приглашается желающий, одевает маску)
Гончар выкрикивает:
Горшки, миски да кружки,
А для малышей игрушки!
Задание на сравнение и классификацию.
Здесь игрушки трёх школ мастерства: игрушка каргопольская, филимоновская, дымковская. Ваша задача: Каждой группе даётся описание какой-то одной школы и вы по описания должны выбрать из всех свои игрушки.
Несмеяна: А сможете вы найти такую игрушку, которая сама ходит, говорит, да народ веселит?
Вопрос: И что-же это за игрушка такая диковинная?
Петрушка:
Здравствуйте почтеннейшие господа! А вот и я!
(одеваю маску скомороха)
Кто любит веселье да шутки,
Вас ждут Петрушкины прибаутки!
Без весёлого озорника Петрушки не обходилась ни одна ярмарка. Бродячие артисты ходили из города, в город и давали свои представления.
Несмеяна:
А мы с папенькой на ярмарке видели такую игрушку, которую никто из вас не отгадает. В неё можно играть, и за обе щеки уплетать. Такая вкусная!
Вопрос: Ребята, кто из вас знает такую игрушку?
Кто хоть раз играл в пряники? Почему вы так удивились? Да, да раньше в пряники играли, потому что они были совсем не такие, как сейчас.
Вопрос: Кто мог делать такую игрушку?
И кто хочет быть пекарем?
(пекарь одевает маску)
Пряники печатные,
Вкусные, ароматные!
Подходи, не скупись,
Пряничком угостись!
Пряники пекли в виде домов, теремов, коней, коров, всадников, павлинов, рыб, зайцев, парусников, часов, солдат, медведей, баранов, пастухов. На ярмарке можно было целый сказочный город купить и заселить жителями.
Вопрос:Кто может назвать любимую игрушку девочек?
Раньше куклу делали из пучка соломы или травы, но чаще из ткани.
Крестьянские куклы были очень простыми. Делали их с помощью традиционных приёмов. Названия у них были очень странными- закрутка или скатка, столбовка или столбушка, золянка, живулька.
Вопрос: Рассмотрите внимательно кукол и скажите, почему их так называли? (способ изготовления)
Кукол мальчиков делали очень редко, а вот женских фигурок было огромное разнообразие.
Женский образ был очень почитаем., он встречался и в вышивке, и в тканых узорах.
Называли их Богиня плодородия, мать- Земля.
Вопрос: Как вы думаете, откуда такое уважение?
Женщина даёт начало новой жизни, также, как и Земля родит новый урожай. Разве это не чудо? Считалось, что женщина, у которой много детей, счастливая, а семья такая любима Богом.
3 этап. Практическая работа.
Изготовление куклы- Покосницы методом перетяжек.
А теперь снова открываем сундучок.
Вопрос: Кто догадался, для чего нам эти платочки?
Сейчас мы с вами всего за 12- 15 минут сделаем вот такую куклу. Не верите, тогда приступаем.
( изготовление куклы методом перетяжек)
4 этап. Подведение итогов.
Вопрос: понравилась вам ваша кукла, кому вы её подарите?
Наши предки оставили нам богатое наследство, и его нужно изучать.
Вы только посмотрите, царевна совсем перестала плакать. Знаете почему, потому что народная игрушка приносит радость.
Вопрос: А чем она теперь будет заниматься?
Зачем целый день плакать-надрываться
Интереснее делом заниматься.
Вопрос: А почему она всегда плакала? (ей делать нечего)
В народе так говорили: «Умелые руки не знают скуки».
Сказка закончилась, а с ней закончилось и наше мероприятие. Надеюсь вам понравилось. До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект внеклассного мероприятия "Салтарла сехет"
План-конспект на чувашском языке. Мероприятие посвящено ко дню рождения И.Я.Яковлева....
План-конспект внеклассного мероприятия для 5 классов "Математическая мозаика"
Целью проведения данного мероприятия являются :- Расширение знаний учащихся;- Развитие познавательного интереса к математике;- Воспитание стремления к непрерывному совершенствованию своих ...
План-конспект внеклассного мероприятия по русскому языку "Конкурс знатоков русского языка"
Внеклассное мероприятие по русскому языку, проведенное с учащимися 5 - 8 классов в рамках недели русского языка и литературы....
План-конспект внеклассного мероприятия по немецкому языку "Кот, лиса и петух"т
План-конспект внеклассного мероприятия по немецкому языку "Кот, лиса и петух". 3 класс. Учитель Сорокоумова Л.В....
План-конспект внеклассного мероприятия в 6 классе сказка "Рождественская ёлочка"
План-конспект внеклассного мероприятия в 6 классе сказка "Рождественская ёлочка"...
План-конспект внеклассного мероприятия на тему: "В гостях у сказки"
Цель: вспомнить вместе с ребятами любимые сказки, развивать желание больше читать и пополнять свои знания о сказках.Ход мероприятияТы представь себе на миг,Как бы жили мы без книг?Что бы делал уч...
План-конспект внеклассного мероприятия по английскому языку Лексический КВН по теме «Продукты» c театрализованной постановкой сказки "Репка " на английском языке
План-конспект внеклассного мероприятия по английскому языку Лексический КВН по теме «Продукты» c театрализованной постановкой сказки "Репка " на английском язык...