Конспект развлечения по познавательному развитию на тему «Русско-народный костюм» для детей средней группы.
план-конспект

Хлынина Вера Александровна

Цель: знакомство детей с русско-народным костюмом.

Задачи:

Образовательные:

 - познакомить детей с традициями русского народа.

  - формировать знания о русском костюме.

  - познакомить с символикой в украшении костюма.

 

Развивающие:

  - расширять кругозор, развивать любознательность.

  - создавать условия для обогащения и активизации словаря.

  - способствовать развитию эстетического и художественного вкуса.

 -  содействовать развитию декоративного творчества детей; умения создавать узоры на силуэтах русских костюмов.

 

Воспитательные:

  - создавать условия для воспитания  интереса к русской культуре.

  - воспитывать взаимовыручку, самостоятельность.

 

Словарная работа: сарафан, кокошник, лапти, орнамент, сударыня, сударь.

 

Материал и оборудование: две куклы в русских национальных костюмах: сарафанах и рубахах, кокошниках, лаптях, поясах. Иллюстрации: костюмы русской национальной одежды: сарафан, рубаха, кокошник, лапти, пояс. Книги с русско-народными сказками. Домик со скамейкой. Бумажные куклы с одеждой для них. Карточки с изображением одежду кукол. Аудиозапись с русско-народной музыкой.

 

Раздаточный материал: центр творчества - рисование:  трафареты сарафана и мужской рубахи, кисти, гуашь, баночки с водой, салфетки, подставки под кисть, цветные карандаши, фломастеры, образцы работ. Плоскостная лепка: полоски цветного картона с изображением узора, пластилин, доски для лепки, стеки, образцы работ. Центр математики: листы бумаги с изображение геометрических фигур, ножницы, листы белой бумаги 1\2, клей, салфетки, образцы работ.

 

Предварительная работа:  рассматривание иллюстраций с русскими национальными костюмами, чтение русских народных сказок. Рассматривание Дымковской и Филимоновской игрушек. Просмотр видеоролика «История русского узора»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_russko-narodnogo_kostyuma._srednyaya_gruppa.docx23.88 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 

                                               Ход деятельности:

I.  Воспитатель. Посмотрите, к нам гости идут. (Вынос кукол, мальчика и девочку, в русских костюмах)

Куклы. Здравствуйте, люди добрые! Низкий вам поклон!

Воспитатель. Какие интересные гости к нам пожаловали! И одеты чудно, и здороваются по – особенному.

- Никто из вас не догадался, откуда они к нам пришли?

- Давайте спросим у кукол, откуда они пришли.

Дети: Откуда вы пришли, гости дорогие?

Куклы: Мы пришли к вам прошлого, из Древней Руси.

Воспитатель: Ребята, когда-то страна наша называлась Русью. От этого и произошло ее сегодняшнее название – Россия. Похожи эти названия? Давным-давно на Руси все люди так одевались, и была особая манера разговора.

Женщин на Руси звали сударынями, сударушками, а к мужчин– «сударь».

Давайте посмотрим, во что одета Марьюшка.

            Воспитатель и дети обсуждают одежду и обувь  девочки, закрепляют названия предметов одежды.

Воспитатель: На Руси был обычай: когда девушка замуж выходила, одну косу расплетали на две, и должна была она всегда носить головной убор – кокошник. 

Воспитатель: Во что же одет Иванушка?

                  Воспитатель и дети обсуждают одежду и обувь мальчика.

Куклы: Вы заметили, какой интересный узор вышит на нашей одежде? Он называется орнаментом. В орнаменте каждый элемент имеет определенный смысл.

Например: (показ и рассматривание иллюстраций)

знак солнца. Что оно дарит людям? (тепло, добро). Поэтому и сам знак обозначает плодородие, счастье, благополучие.

-На что похож этот знак? (на волны, на реку). Это знак воды. Ручеек журчит и веселит нас, несет радость, веселье.

-Другой знак – засеянное поле. Он приносит счастье, богатство, достаток.

-Каждый цвет в одежде обозначает что-то свое:

Красный – благополучие, (хорошую жизнь)

Желтый – тепло и ласку,

Синий – радость,

Черный – богатство.

Воспитатель: Ребята, а хотите тоже создать свой костюм? Я предлагаю игру «Одень куклу» (несколько ребят подходят к магнитной доске и одевают бумажного мальчика или девочку) Молодцы, остальные тоже  обязательно поиграют.

Воспитатель: ребята, у меня есть карточки с изображением русско-народной одежды, в которую одеты наши гости. Я сейчас буду читать загадки, а вы их будете отгадывать, будете поднимать картинку с изображением правильного ответа.

                                               

                                                 Игра «Найди и покажи»

Каждый день поутру надеваю я трубу.

Ну не догадаться вам?

Она зовется (Сарафан)

Он украшает голову, на цветок похож.

Весь расшит узорами, уж очень он хорош.

А зовут такой убор (Кокошник)

Что же это за одежда:

С четырьмя отверстиями.

В одно входишь,

А в три выходишь. (Рубаха)

Целый день я в нем хожу словно в обруче. (Пояс)

Не ботинки, не сапожки,

Но их тоже носят ножки.

В них ходили раньше люди

И плели из лыка.

А чтоб с ножки не спадали,

Их веревкой привязали. (Лапти)

 II. Воспитатель: Молодцы, отлично справились. Ребята, всю одежду женщины шили сами, и только в городах князьям и боярам шили одежду специально выученные люди. Они назывались портные.

Одежду на Руси берегли, не выбрасывали, передавали по наследству, перешивали и донашивали до полной ветхости.

Я предлагаю вам стать портными и «съшить» свой костюм или орнамент для него. А делать это вы сможете в наших центрах:

  1. В центре творчества вы сможете нарисовать по трафарету одежду и раскрасить ее гуашью, фломастерами или цветными карандашами.
  2. В нашем центре творчества также можно создать из пластилина орнаменты-узоры для русско-народной одежды. Предлагаю вам плоскостную лепку.
  3. В центре математики вы сможете создать одежду из геометрических фигур. Для этого их нужно будет вырезать из бумаги.

Для вашего творчества в наших центрах есть всё необходимое, а если возникнуть вопросы, мы вам обязательно поможем.

Воспитатель: Ребята, а теперь давайте выясним, кто в какой центр отправится. (Детям предлагаются карточки с изображением центров по количеству детей, перевёрнутые обратной стороной)

Воспитатель: Прекрасно! Теперь можете приступать к работе. Желаем вам успехов, у вас все получится!

    Дети расходятся по центрам, при возникающих вопросах, воспитатель помогает или просит помочь кого-то из детей своему товарищу. Во время деятельности детей звучит русско-народная музыка.

III.  Воспитатель: Молодцы, ребята, все справились! Красивые получились у вас наряды. Итак, о чем мы с вами сегодня говорили, что нового узнали?

Как называли мужчину и женщины на Руси?

Какие названия одежды вы запомнили и для чего она служила?

Что такое орнамент?

Как называлась обувь на Руси?

Во время деятельности в центрах всё ли успели сделать?

Что больше всего понравилось и запомнилось?

Какие трудности возникли? Почему?

Что интересного вы сможете рассказать родителям?

Воспитатель: Ребята, наши гости хотят с вами поиграть в русско-народную игру «Чурилки». Для игры выберем водящего русской народной считалкой «Кафтан»:

У Ивана три кафтана:

Красный, белый, голубой,

У Ивана три кафтана,

Выбирай себе любой.

Игра «Чурилки». Играющие выбирают двоих детей. Одному завязывают платком глаза, другому дают бубен; затем ведут вокруг них хоровод и поют:

Колокольцы, бубенцы,

Раззвонились удальцы.

Диги-диги-диги-дон,

Отгадай, откуда звон?

После этих слов игрок с бубном начинает звонить и ходить в круге, а «жмурка»  старается его поймать.

Как только «жмурка» поймает его, их меняют другие игроки.

Воспитатель:  А теперь, попрощайтесь с гостями, им пора возвращаться, но они непременно к нам еще заглянут и проверят, узнали ли вы что-нибудь новое о традициях нашего народа.

      Ребята, а мы сейчас с вами пойдём на прогулку и поиграем ещё в подвижные русско-народные игры!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по развитию ориентировки в пространстве и коллективному конструированию для средней группы детей с нарушением зрения.

На интегрированном занятии дети с нарушением зрения обучаются ориентировке в пространстве и коллективному конструированию....

Конспект внеклассного мероприятия для уч-ся Тема: Русский народный костюм

Цель: Познакомить учащихся с русским народным костюмом, с его элементами; показать значение  символики и колорита в одежде. и задачи: сформировать представления учащихся о русском народном к...

Конспект развлечения по познавательному развитию на тему «По тропинкам любимых сказок» для детей средней группы

Цель: закрепление знаний детей о русско-народных сказках. Задачи: Образовательные:1. Учить детей узнавать знакомые сказки, сказочных героев.2. Формировать умение решать логические задания; а...

Развлечения по познавательному развитию на тему «По тропинкам любимых сказок» для детей средней группы

Цель: закрепление знаний детей о русско-народных сказках.Задачи: Образовательные:1. Учить детей узнавать знакомые сказки, сказочных героев.2. Формировать умение решать логические задания; активиз...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему « В мире книг» для детей младшей группы

Цель:  обобщение первичных представлений  об окружающем мире по темам: животные (домашние и дикие), овощи и фрукты, произведения художественной литературы....

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе Тема «Русский народный костюм»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждениегорода Новосибирска «Детский сад № 420 комбинированного вида «Сибирячок»Конспект интегрированного занятия в подготови...

Конспект проведения открытой образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» на тему «Все профессии важны» для детей старшей группы

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ЛЕНИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНАМУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №22 «ГОРОД ДЕТСТВА»...