История Донского края "Воспитание мальчика -казака"
план-конспект занятия по краеведению (5 класс) на тему
Каждый из нас, живущий в Донском крае, должен знать его историю, гордиться ею, любить свою малую родину. Вам, связавшим свое обучение с казачьей школой, нужно особенно чутко относиться к своим корням, знать и почитать традиции казаков – СЛАВНЫХ ВОИНОВ, ХРАНИТЕЛЕЙ ЮЖНЫХ РУБЕЖЕЙ ВЕЛИКОЙ РОССИИ.Цель урока-на основании исторического материала подвести детей к выводу об особенностях в воспитании мальчика – казака.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Воспитание мальчика-казака | 41.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по истории Донского края
«Воспитание мальчика-казака»
Цели урока:
1.Образовательная: на основании исторического материала подвести детей к выводу об особенностях в воспитании мальчика – казака.
2.Воспитательная: прививать чувство гордости за принадлежность к казачеству, уважения к традициям и истории своего края, чувство любви к Тихому Дону – своей малой родине.
3.Развивающая: продолжить работу над формированием умения анализировать, делать выводы. Развивать творческие способности детей на примерах донского фольклора.Расширять кругозор детей.
Тип урока: сообщение новых знаний.
План урока:
- Актуализация знаний.
- Изучение нового материала.
2.1. Рождение и крестины казачьего сына.
2.2. Праздник первых штанов. - 2.3.Детство казачонка.
- 1 годик
- 7 лет
- От 7-до 12
- 12-16
- Проводы в армию
- Встреча со службы
- Актуализация знаний.
Вводное слово учителя:
Каждый из нас, живущий в Донском крае, должен знать его историю, гордиться ею, любить свою малую родину. Вам, связавшим свое обучение с казачьей школой, нужно особенно чутко относиться к своим корням, знать и почитать традиции казаков – СЛАВНЫХ ВОИНОВ, ХРАНИТЕЛЕЙ ЮЖНЫХ РУБЕЖЕЙ ВЕЛИКОЙ РОССИИ.
У.: Скажите пожалуйста «Кто такой казак?»
Дети: «Казак – воин, защитник границы, потому что казаки жили на окраине южных границ России, в Диком поле, и надо было им защищаться от набегов кочевников, турок, крымских татар». (30 сек.+ 30 сек. приветствие)
Слайд 1
У.: Историк В.Д. Сухоруков отмечал: «Казаки имеют сложение тела твердое, крепкое и здоровое, дородны, дебелы; росту достигают довольно большого и почти все – среднего; лицом большею частию смуглы, с темными волосами. Обладают мощными физическими силами. Духом смелы, храбры и отважны; характером живы и веселы; в движениях проворны и легки». Таков был физический облик казаков.
Учитель: Какими же особыми качествами обладали казаки? Давайте на основе пословиц, поговорок создадим образ казака.( Слайд 2)
На доске изображение казака и пословицы , у детей качества. Дети определяют о каком из казачьих качеств говорится в пословице ответ вывешивается на доску.
Смелый Пословицы:
Сильный -В чистом поле казак всегда на воле .
-Враг наглеет, да и казак не робеет.
Вольный
-Терпи казак – атаманом будешь.
-Кто смел на коня сел.
Выносливый -Казаку мила донская сторона.
Любящий Родину, Родной край, Дон. .
Вот такой образ у нас получился. Но как же он таким стал? ___________________________________________________________
Дети: На протяжении всей жизни его таким воспитывали ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке ?
Тема нашего урока – «Воспитание мальчика-казака». Слайд 3
Сегодня вы сможете узнать что – то новое о быте, культуре казаков, откроете для себя традиции и обычаи, которые способствовали культурному развитию Дона.
Изучение нового материала.
1. Рождение и крестины казачьего сына. Слайд 4
Когда в казачьей семье рождался сын, это считалось большим счастьем. Родственники, знакомые приходили в дом новорожденного, приносили «на зубок» стрелу, патрон с порохом, пулю, лук. Дед дарил шашку и ружье.
У каждого новорожденного казака или казачки, помимо кровных отца да матери, были крёстный отец и крёстная мать.
Таинству Крещения казаки придавали огромное значение. Ребенка как можно скорее старались крестить, чтобы оградить его тем самым от всякой беды и болезни. Крестили ребенка в храме. Крещение отмечалось торжественным крестинным обедом, куда приглашались ближайшие родственники.
О выборе крёстных кровные родители заботились заранее. Это не должны были быть родственники (как принято сейчас).
Крёстного подбирал отец – это должен быть человек надёжный . у которого было чему поучиться. Это он в первую очередь формировал дух казака. И немаловажный фактор и крёстный отец, и крёстная мать должны участвовать в воспитании ребёнка – жить недалеко открестника (крестницы).
Опережающее задание
А кто выбирал крестных родителей и об их роли в воспитании казачат нам расскажет ________________________ (Слайд 5)
Ученик.
Крёстную подыскивала кровная мать из числа своих подруг (желательно хотя бы немного старше её возраста).
Если в семье родился казак, то основная нагрузка ложилась на крёстного – он делал из казака воина. Главная задача крёстной матери в этом случае состояла в том, чтобы сформировать в казаке отношение к девушке-казачке, как к жене, матери и хозяйке..
Учитель слайд 6
После крестин казачонку клали шашку (кинжал) либо пулю (раньше стрелу), что называется «на зубок». И наблюдали за его реакцией: если начнёт с ней играть – добрый будет казак, если же расплачется – есть над чем задуматься.
Слайд 7
Когда у младенца прорезался первый зуб, отец возил его в церковь служить молебен Иоанну Воину, чтобы из сына вырос доблестный и храбрый казак. У ворот родного куреня казачонка встречала мать.
«Казака принямайте! Да за ним доглядайтя! Чтоб был не квелый, да до всякой работы скорый, чтоб Богу молился да сабле учился! Чтоб малых не забижал, старших уважал, а к родителям был почтительный…»
Далее, мальца всегда старались окружать именно теми вещами, которые являлись непременными атрибутами жизни казаков.
Шло время,казачонку исполнялся годик . В год у казачонка многое было впервые.Очень много традиций связано с этим возрастом.
Учитель :У вас на столах лежат тексты, Вам дается 2 минуты на подготовку, чтобы ответить на вопрос : что же происходило с казачонком, в этот период его жизни? Слад 9, 10
1 годик
Когда казачонку исполнялся год, его вели к первому причастию. Мальчика стригли первый раз, когда ему исполнялся год. Этот обряд описан в древнерусских летописях как великокняжеский, и неизвестно, пришел ли он на Русь из степи или в степь от Руси. Но у казаков он сохранился до наших дней. Годовалого казака на женской половине дома усаживали на кошму и крестная срезала его первые прядки волос, которые потом на протяжении всей жизни сохранялись за именной иконой.
Впервые его одного сажали на коня, надевали на него отцовскую шашку, отец брал коня по уздцы и проводил его по двору.
И ещё один обряд совершался в год от рождения. Собирались все мужчины рода и вели мальца на священное место своей станицы (или хутора). У донцов оно называлось «урочищем», у черноморцев «кругликом». Там совершались действия, позволяющие передать на духовном уровне силу и знания рода новому поколению. (4 мин)
Учитель:
Праздник первых штанов слайд 11
Праздник первых штанов наступал в зависимости от общего развития мальца, но, как правило, лет с трех – пяти. Штаны дарил старший в роду. Это должны быть обязательно шаровары. Мальчика все поздравляли с первыми штанами, и казачонок ими очень гордился.
Детство казачонка до 7 лет
До 7-8 лет казачонок жил на женской половине куреня.
В этот момент воспитание шло и от женской части семьи и от мужской. В основном в его основе лежала наглядность. И главное здесь – личный пример старших и погружение мальца в соответствующую среду.
Учиель: Посмотрите на доску и подумайте: А что в себя включала именно казачья среда обитания для казачонка? Слайд 12
Ответы детей.
(На стене в курене шашка отцовская (или дедовская). Нагайки у двери и в руках казаков. Лампасы, папахи, фуражки на близких мальцу людях. Кресты и медали на груди деда, отца, дядьки или крёстного. Кони. Кони везде, у себя на базу, на улице, у соседей, в степи за станицей…)
Учитель: А ещё сказки на ночь, о том, как казаки побеждают ведьм и чудищ несусветных, и как с честью выходят из той или иной ситуации.
А ещё песни, которые казаки и казачьи постоянно поют..
Давайте прослушаем казачья колыбельную песню . который написал Михаил Юрьевич Лермонтов и сделаем вывод , о чем поют матери маленьким казачатам?( Песня 3 мин. 30 сек)
Спи, младенец мой прекрасный,
Баюшки-баю.
Тихо смотрит месяц ясный
В колыбель твою.
Стану сказывать я сказки,
Песенку спою;
Ты ж дремли, закрывши глазки,
Баюшки-баю…………
Ответы детей: О славе казачьей, былых походах, битвах и героях
А ещё пословицы и поговорки из уст старших. Станичные праздники, где казаки и казачки поют, пляшут – кто лучше. Состязания в кулачках, в стрельбе, в скачках и джигитовке, в фехтовании.
Всё это перед глазами мальца-казачонка. Всё это формирует в нём причастность именно к этой группе людей. К СВОИМ.
(слайд 13)
Мальчика воспитывали гораздо строже, чем девочку, и жизнь его с очень раннего возраста была заполнена трудом и обучением. С пяти лет мальчишки работали с родителями в поле: погоняли волов на пахоте, пасли овец и другой скот. Но время для игры оставалось. И крестный, и атаман, и старики следили, чтоб мальчонку "не заездили", чтобы играть позволяли. Но сами игры были такими, что в них казак обучался либо работе, либо воинскому искусству. Практически все они проходили под присмотром станичных (хуторских) стариков, которые строго следили за поведением каждого из казачат. И в том случае, если кто-то вёл себя недостойно, старики вдохновенно наставляли и поправляли нерадивого.
В этот период мужчины следили за тем, как формируется казачонок. Женщинам всё меньше позволяли сюсюкаться с ним: «Не портьте, бабы, казака!» Если где-то ушибся и заплакал, то поучали: «Не плачь, ты же казак, а казак не плачет!» слайд 14
Как вы понимаете эту пословицу?
Береги землю родимую, как мать любимую.(о бережном отношении к природе и родной земле)
Для казаков река была священна. Когда они возвращались на Дон из Азовского моря, то перед входом в устье реки они вытягивали свои лодки на берег – сушили, чистили, конопатили. Затем смолили лодки и только после этого плыли домой. Это делалось для того, чтобы чёлн чистым вошёл в родную реку! Так же бережно они относились и к речной живности.
Сценка «Не води коней на водопой»
(девочка вбегает во двор, мать занимается домашними делами.)
Девочка: Мама, а Ванька коней на водопой к реке повёл.
Мать: А ну-ка, быстро вертай его назад. (девочка убегает, возвращается вместе с братом)
Мать: Ты чего это, дурень, удумал? Забыл, о чём батька вчерась гуторил?
Мальчик (испуганно): Ой, рыба- то на нерест пошла. Ох, я и бестолковый. Мамка, ты бате не сказывай, я сейчас быстро исправлюсь.
(мальчик убегает, а девочка с матерью уходят в дом)
Учитель:
Вот, ребята, как бережно относились казаки к воде! А что вы можете сделать, чтобы наша река была чистой? (очистим берега от мусора, расчистим родники, которые питают нашу реку)
В сценке прозвучали слова, которые сейчас многим не понятны. Язык донского казачества был довольно своеобразен.
Сейчас мы поиграем в игру «Переводчик». Переведите текст, заменяя казачий говор более понятными для нас словами.
Ноне гутарил один казак: « Надысь наловил в речке сулу, чебаков. Развёл костёр, устроил казан, да и наварил щербы. Тут пострелята мои прибежали, уселись вечерить. Глядь, а супротив нас чапура чикиляет».
(гутарил-рассказывал, надысь-недавно, сула-судак, чебаков –лещ, казан-котёл металлический, щербы-ухи, пострелята-дети, вечерить-ужинать, супротив-напротив, чапура-белая цапля, чикиляет-идёт прихрамывает)
После 7 лет (слайд 18)
С 7- 8 лет казачонка переселяли в мужскую половину куреня. В это время снова проводился обряд в урочище. С этого же времени казачонок учился владеть нагайкой.
Опережающее задание
А какие изменения в жизни казачонка происходили в этом возрасте нам расскажет ____________________
В семь лет мальчонку стригли ритуально во второй раз. Бритоголовым он шел в первый раз с мужчинами в баню, а затем к первой исповеди. Дома после праздничного обеда, за которым он в последний раз ел детские сласти, под украдкой роняемые матерью, сестрами и бабушкой слезы, он собирал постель и переходил из детской в комнату братьев.
Старшие братья придирчиво осматривали его одежонку и немилостиво выбрасывали все, что считали излишне теплым или мягким. "Все! - говорили они. - Учись служить! Чай, теперь ты не дите, а пол казака!"
С этой минуты мальчика могли наказывать только мужчины (или, если отец погиб или умер, только мать). Женщины не имели права вмешиваться в его воспитание. А когда старшие уезжали из дома, он оставался за хозяина. "Смотри, - говорил отец, - на тебе дом и женщины. Доглядай хозяйство". И если поначалу это могло восприниматься не совсем серьезно, то в десять лет казачонок уже полностью понимал меру ответственности и действительно был опорой дома и семьи.
ВЫВОД_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Учитель: Как вы думаете, что еще было очень главным для казачонка, помимо обучения военному делу?(самой главной задачей казачонка всегда была учеба)
Особым уважением пользовались школяры. Ими гордились в семьях, они вели себя на улице солидно и достойно. Те, кому посчастливилось учиться в кадетском казачьем корпусе или в гимназии, были известны поименно всем жителям станицы или хутора. Их приглашал в правление и поздравлял с каникулами атаман. Студентов и юнкеров даже старики звали по имени-отчеству...
С 12 до 16 лет слад 19
С 12 до 16 лет – ещё один цикл в воспитании казака. И опять же он начинался и заканчивался обрядами в урочище.
С 12 лет казачонка начинали водить на круг (сход) и другие общественно значимые мероприятия. Его основная задача – смотреть и запоминать. Приучали к боевому оружию – шашке (кинжалу).
И в 16 лет по готовности казака его ждало более серьёзное испытание – в основном это была охота на хищника (волка, кабана и пр.).
Проводы в армию. Слайд 20
Казаки по своей воле, а не по присяге, защищали южные рубежи России от татар и турок. Много подвигов совершили казаки, служа Отечеству.
Проводы казаков на службу являлись целым событием, им придавалось большое значение. Как говорил один старик-казак «Казаков много не бывает, но мало не покажется!»
( Инсценировка "Проводы казака в армию")
Отец: Ну чаво, давайте сундук собирать (братья казака выносят сундук).
Дед: Ну, казак, пришло твоё время собираться в путь - дорожку. Ефим, неси-ка служивому обмундирование (выносят шинель, бабка укладывают шаровары, рубаху, шерстяные носки)
Сын: Прости, батяня, может чем обидел. Дай мне своё родительское благословение.
Отец: (взяв икону) Бог тебя простит, сынок и я прощаю…Вот тебе моё родительское благословение, на веки веков нерушимое. Береги, сынок, землю русскую от врага. Помни свой дом, своих родителей. Будь лихим донцом, не бойся врага. Помни свой долг, что в тебе течёт казачья кровь.
Бабка: Сынок, возьми "отче наш", она ить от пули злодейки тебя уберегёть. На, на грудь гайтан повесь.
Сын: Маманя, и ты прости меня.
Мать: Господь тебя прощает и я прощу.
(служивый, целует образ и все его провожают до ворот).
Казачка: Получив благословение отца, казак кланялся в ноги матери, отцу, и в сопровождении родных и близких казаки выходили из станицы, обязательно напевая печальную песню..
Дети.Казаки, уходившие на войну, обязательно брали горсть земли. Обычно старались брать такую землю у церкви или у могилы отца, матери, или в саду своего дома. Зашивали в специальный мешочек и вешали на грудь к кресту. Если суждено казаку умереть на чужбине, первой на его гроб падала родная земля, и считалось, хоть он и похоронен в чужом краю, но в родной земле.
Учитель: по времени
А теперь попробуйте отгадать военные казачьи загадки.
1.Крепка, звонка да отточена, кого поцелует, тот и с ног долой. (сабля)
2.Летит птица крылатая без глаз, без крыл, сама свистит, сама бьёт. (стрела)
3.На чужой спине едет, на своей груз везёт. (седло)
4.Шесть ног, две головы, один хвост. (всадник на коне)
5.Обувь в огне изготавливается и с ног не снимается. (подковы)
6.Погоны жёлтые, шашки острые, пики длинные, кони борзые, полем едут с песнями искать царю чести, а себе славы. (казаки)
4. Встреча казака со службы.
Встречали казаков со службы всей станицей. Казаки въезжали в станицу торжественно, один из них держал образ Спасителя. Старший урядник рапортовал станичному атаману о благополучном возвращении со службы, затем все отправлялись в храм. Возвратившиеся со службы казаки справляли на свои средства знамя из цветной материи с изображением святого и жертвовали станице на память о своей службе и возвращении с нее. Такие знамена освящались и хранились в станичных церквях. За свои успехи и удачи в воинских делах казаки благодарили Господа Бога.
Закрепление :
О чем мы сегодня говорили на уроке?
Что нового узнали?
Какие традиции донского казачества мы ценим и сейчас?
Учащиеся отвечают: Уважение к старшим, к родителям, отношение к земле родной, почитание отчего дома, родного края, служение Отечеству.
Во все времена, у всех народов хорошая песня отражала самые сокровенные мечты, думы. Донской край испокон считался песенным краем. Далеко слышна раздольная, удалая, казачья песня. То тягучая, печальная, долгая, как степь донская, то искрометная, озорная, лихая, как ветер степной! А на Тихом Дону песни не просто поют, их играют. И приговаривают, и
пританцовывают. С особой казачьей удалью. Пели песни и в поле, и на проводах в армию, в военных походах, и конечно, на посиделках.
Давайте закончим наше мероприятие песней о казаках
Слайд 21
Учитель:
Отчий край- колыбель нашего детства – выводит каждого в большой мир по своей тропке. Выйдите в поле, в степь. Оглянитесь вокруг. Вдохните воздух полной грудью. Какой простор и глубина! И вы поймёте, как прекрасен и величав наш край. Поэтому так хочется сказать: «Я люблю, тебя, родимый край!».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
История Донского края
Данный материал можно использовать для урока истории или классного часа....
Рабочая программа по истории Донского края
Рабочая программа по истории Донского края для 5 класса. Расчитана на 35 учебных часов, 1 час в неделю....
Программа курса « История Донского края в лицах»
Главная цель курса состоит в ознакомлении учащихся с жизнью и деятельностью наиболее выдающихся деятелей Дона. Реализация данной цели даёт возможность воспиты...
Урок по истории Донского края по теме " История заселения Морозовского района"
урок проводился в рамках изучение регионального компонента по истории Донского края.Цель урока:1. ознакомление с историей родного города.2.Формирование умения работать с дополнительной литератур...
Конспект урока по истории Донского края: "Казак без верны не казак".
Конспект открытого урока по истории Донского края: "Казак без веры не казак"Цели урока: - развитие у обучающихся интереса к родной истории через раскрытие сущности исторических явлений и процессов на ...
Конспект урока на тему "Воспитание в казачьей семье.Воспитание мальчика – казака".
Конспект урока на тему "Воспитание в казачьей семье.Воспитание мальчика – казака"....
Презентация "Воспитание в казачьей семье.Воспитание мальчика – казака".
Презентация "Воспитание в казачьей семье.Воспитание мальчика – казака"....