Программа курса « История Донского края в лицах»
рабочая программа по истории (6 класс) по теме
Главная цель курса состоит в ознакомлении учащихся с жизнью и деятельностью наиболее выдающихся деятелей Дона. Реализация данной цели даёт возможность воспитывать у учащихся лучшие гражданские качества, содействует духовно-нравственному развитию личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_donskogo_kraya_tezina_konkurs.doc | 140 КБ |
Предварительный просмотр:
Краткая аннотация Программа курса « История Донского края в лицах» разработана на основе регионального компонента государственного стандарта общего образования по истории (История Донского края).
Главная цель курса состоит в ознакомлении учащихся с жизнью и деятельностью наиболее выдающихся деятелей Дона. Реализация данной цели даёт возможность воспитывать у учащихся лучшие гражданские качества, содействует духовно-нравственному развитию личности.
В программе данного курса представлена следующая проблематика: «Наш край глазами современников», «Человек в истории», « Культурно- историческое достояние края». Программа курса «История Донского края в лицах» может быть реализована за счет вариативных часов учебного плана либо в рамках факультатива или курса дополнительного образования (кружка) и предназначена для учащихся 6-7 классов.
История Дона неразрывно связана с историей нашей страны. В ней были и славные, героические страницы и трагические, трудные моменты. Но одно очевидно: за каждой из этих страниц – судьбы людей, их боль и неудачи, их достижения, открытия и победы. У каждой эпохи были свои кумиры и сейчас каждый школьник, изучая историю Донского края, может найти себе пример для подражания. Но при этом необходимо знать и помнить об остальных её участниках, а этими людьми могут оказаться твои родные и близкие. Такая персонализация истории делает для детей страницы прошлого зримыми и более понятными.
Программа
курса «История Донского края в лицах»
(региональный курс для учащихся 6-7 классов)
Автор программы:
Тезина Ирина Борисовна,
учитель истории и обществознания
МОУ СОШ№ 24
Пояснительная записка
Программа курса « История Донского края в лицах» разработана на основе регионального компонента государственного стандарта общего образования по истории (История Донского края).
Главная цель курса состоит в ознакомлении учащихся с жизнью и деятельностью наиболее выдающихся деятелей Дона. Реализация данной цели даёт возможность воспитывать у учащихся лучшие гражданские качества, содействует духовно-нравственному развитию личности.
В программе данного курса представлена следующая проблематика: «Наш край глазами современников», «Человек в истории», « Культурно- историческое достояние края». Раскрытие данных проблем базируется на осмыслении основных идей курса:
- Донской край - один из центров человеческой цивилизации, неразрывно связанный с историей России;
- казачество самобытно и традиционно преданно и верно Отечеству, а его представители в прошлом – образец служения Родине и радения о судьбе своего края;
- Донской край - регион многонациональный - и вклад в развитие нашего края внесли представители разных народов.
Учебными целями курса являются:
- формирование представлений о наиболее значимых исторических событиях как части истории России и мира;
- создание яркого и красочного представление об истории Донского края, образе жизни, занятий и культуры народов, населявших территорию Придонья;
- характеристика жизни и деятельности выдающихся земляков, определение факторов, повлиявших на формирование их личности;
- раскрытие значения культурного наследия народов Дона для современности;
- раскрытие вклада наших земляков в развитие политической, экономической и духовной сфер нашего общества;
- воспитание у учащихся чувства любви, гордости и гражданской ответственности за судьбу родного Донского края и своего Отечества;
В результате усвоения основных содержательных линий данного курса учащиеся должны приобрести следующие умения:
- осмысливать на уровне своего возраста исторический материал, связанный с историей нашего региона;
- давать общую характеристику образу жизни, роду занятий и культуры народов, проживавших и проживающих на территории Донского края;
- давать характеристику личности исторических деятелей, связанных с историей нашего края;
- объяснять своё отношение к наиболее значительным личностям в истории Донского края;
- использовать сведения, полученные в процессе изучения курса, для аргументации собственной позиции в дискуссиях, связанных с общероссийскими и региональными проблемами;
- представлять результаты самостоятельной исследовательской деятельности в различных знаковых системах и формах: схеме, конспекте, реферате, историческом сочинении, творческой работе, буклете, презентации.
Усвоение важнейших положений курса «История Донского края в лицах» позволит учащимся сформировать разнообразные компетенции, использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для соотнесении динамики региональных исторических процессов с общероссийскими;
- выбора модели поведения в конкретных жизненных ситуациях на основе позитивных морально-нравственных ценностей, с осознанием своей этнонациональной, региональной и государственно-политической идентичности;
- вступления в диалог культур, проявления толерантности к представителям различных этнических, конфессиональных, социальных групп населения края;
- самостоятельной работы со справочной и краеведческой литературой, письменными историческими источниками и устными свидетельствами как формы самообразования;
- самостоятельной интерпретации информации;
- объяснения уклада жизни своего города, посёлка, местности, участие в решении проблем местного сообщества;
- анализа текущих событий, высказывания своей оценки важнейших событий и личностей;
- самоопределения, выбора профиля образования и профессиональной ориентации.
Программа курса «История Донского края в лицах»
Программа курса «История Донского края в лицах» может быть реализована за счет вариативных часов учебного плана либо в рамках факультатива или курса дополнительного образования (кружка) и предназначена для учащихся 6-7 классов.
Изучение курса рассчитано на один учебный год в объеме 35 часов. Данный курс целесообразно включать в учебный процесс синхронно с базовым курсом истории. При подготовке к занятиям могут быть использованы материалы школьного музея, семейных архивов конкретных учащихся, а также знания, полученные на уроках истории и во внеклассной деятельности школьников.
Содержание курса «История Донского края в лицах»
Введение. Как мы узнаём о прошлом Отечества и края. ( 1 час).
История - рассказ о прошлом человечества. Исторические памятники и народная память. Необходимость сохранения памятников культуры, обычаев и традиций. Работа реставраторов.
Науки, помогающие изучать историю Отечества и края:
- Наука археология. Как работают археологи Археологические памятники Донского края;
- Геральдика – описание гербов и их история. Что можно узнать по гербам.
- Нумизматика;
- Сфрагистика – наука о печатях, связях с геральдикой и нумизматикой;
- Этнография - наука об особенностях быта, нравов и культуры народа;
- Топонимика;
- Хронология, летоисчисление, календари. Каким календарём пользовались на Дону.
Архивы – собрания документов и их хранилища. Государственный архив ростовской области.
Устное народное творчество, как исторический источник Письменные источники. Мемуары. Фото, видео и аудиоматериалы.
Тема I. Образы далёкого прошлого. Жители Донских степей в древности.
Образ древнего человека. Как жили и чем занимались первобытные люди
Влияние природно-климатических условий края на образ жизни древнего человека. Реконструкция особенностей жизни и быта древнего населения нашего края.
Внешний облик, образ жизни, занятия и быт киммерийцев. Киммерийцы-воины. Борьба киммерийцев со скифами.
Внешность, образ жизни, занятия скифов и их вождей. Быт и верования скифов. Скифы-кочевники, скифы-пахари, царские скифы. Портрет скифского воина – характер, отношение к войне, оружие, культ лошади.
Появление греков на берегах Азовского моря. Танаиты. Внеший облик, образ жизни и занятия . Связи с кочевниками. Легенды о гибели Танаиса. Гражданин греческого полиса Танаис - участие в общественной и политической жизни, развлечениях.
Сарматы и савроматы. Общественное устройство, занятия сарматов, быт, военное искусство. Роль женщин в сарматском обществе. Сарматки – воинственные амазонки.
Тема II. Жители Донского края в средние века.
Походы князя Святослава. Хазария. Основные занятия и образ жизни хазар. Система управления, суд, и вероисповедание жителей Разгром хазарской державы
Владимир Сятославович в борьбе с печенегами. Разгром печенегов Ярославом Мудрым.
Владимир Мономах. Борьба объединённых русских дружин во главе с Владимиром Мономахом против половцев.
Поход князя Игоря Святославовича (1185 г.) против половцев. «Слово о полку Игореве».
Борьба половцев и русских дружин с монголо-татарским нашествием. Сражение на реке Калка (1223 г.).
Дмитрий Донской. Битва на поле Куликовом (1380 г.).
Тема III. Казачество на службе Отечеству XVI – XIX в.в.
Процесс формирования донского казачества. Причины складывания казачества на Дону в первой половине XVI века. Этнический состав казачества. Занятия, образ жизни, структура управления донских казаков. Первые казачьи атаманы: М. Черкашенин.
Атаман Ермак. Поход Ермака на Сибирь и присоединение Сибирского ханства.
Социальные движения на Дону. Народные вожди:
Предводитель крестьянской войны 1670-1671 г.г. Степан Разин;
Кондратий Булавин – борец за казачьи вольности;
Атаман Игнатий Некрасов и казаки-некрасовцы;
Емельян Пугачёв – истоки свободолюбия.
Роль А.И.Иловайского и И.Краснощёкова в организации военной службы казачества. Донские казаки в войнах России в XVIII – начале XIX в.в. Роль казачества в Отечественной войне 1812 года и заграничных походах 1813-1814 г.г. Атаман Матвей Платов – жизнь и легенда.
Казаки в борьбе за Кавказ. Яков Бакланов.
Тема IV. Ростов и ростовчане в XVIII-XIX в.в.
Основание города Ростова-на-Дону. Святитель Дмитрий Ростовский. А.Ригельман – строитель Ростовской крепости.
Ростов – купеческий и промышленный центр (к. XIX – нач. XX в.). Ростовские купцы, промышленники и меценаты - В. Асмолов, Я.Кушнарёв, Е.Парамонов, И.Панченко. Жизнь ростовчан и облик старого Ростова. /Моя родословная/.
Тема V. Вооружённое противостояние на Дону.
Атаман А. Каледин: карьера военного и судьба политика.
Атаман П. Н.Краснов: жизнь и судьба.
Казачьи революционеры-демократы Ф.Подтелков и М. Кривошлыков.
Ф. Миронов – полководец, политик, человек.
Б.М. Думенко, К.Е.Ворошилов, С.М.Будённый – создание 1-й Конной Армии.
Тема VI. Донцы в годы Великой Отечественной войны.
Герои великих сражений: Варфоламеев, М.М..Трифонов(Югов),С.Г.Морозов, В.И.Афонов, Г.Мадоян, А.П.Берест, Н.А. Лунин
Пионеры- герои: Витя Черевичкин, Марат Казей, Саша Чебанов, Эдик Жмайлов, Валерик Нижегородцев. /Моя семья в годы Великой Отечественной войны/ Ветераны Великой Отечественной войны – жители нашего микрорайона/.
Тема VII. Ими мы можем гордиться.
В.П. Поляничко – человек, патриот, гражданин.
Андрей Орлов – Герой России.
Михаил Емельянов – депутат Государственной Думы, выпускник нашей школы.
Тема VIII. Наши современники.
Проблемы и перспективы развития края в наши дни. Деятельность В.Ф. Чуба на посту губернатора Ростовской области.
М.А. Чернышов – мэр города Ростова-на-Дону.
Роль казачества в наши дни.
Тема IX. Вклад жителей Дона в развитие отечественной культуры.
Изобразительное искусство: А.И.Куиджи, Н.Н. Дубовской, М.Б. Греков, М.С.Сарьян.
Скульптура Е.В. Вутечич.
Музыка: концертная деятельность на Дону известных русских музыкантов -
М. П. Мусоргского, А.Н. Скрябина, С.В. Рахманинова.
Литература: А.П. Чехов, В.Г. Короленко, М.А.Шолохов, А. Калинин, А.И. Солженицын.
Защита творческих проектов учащихся.
Тематическое планирование
Тема урока | Основное содержание урока | Основные понятия по теме | Методы и формы учебной деятельности | Домашнее задание |
1. Вводный урок. Как мы узнаём о прошлом своего края? | Вспомогательные исторические дисциплины; Исторические памятники нашего края | исторические источники археология геральдика нумизматика сфрагистика этнография хронология фольклор мемуары фото, видео, аудио материалы топонимика | Практическая работа с экспонатами школьного музея. Классификация предметов по группам исторических источников. | Составить кроссворд по теме. |
2. Первобытные люди на Дону. | Образ древнего человека. Как жили и чем занимались первобытные люди Влияние природно-климатических условий края на образ жизни древнего человека. Реконструкция особенностей жизни и быта древнего населения нашего края. | палеолит мезолит черты первобытного строя стоянка керамика род племя поселения древнейших людей на Дону: | Урок- экскурсия в краеведческом музее | Нарисуйте орудия труда первобытного человека; сделайте рисунки, отражающие жизнь и быт первобытных людей |
3. Борьба киммерийцев со скифами | Внешний облик, образ жизни, занятия и быт киммерийцев. Киммерийцы-воины. Борьба киммерийцев со скифами. Внешний облик, образ жизни, занятия скифских воинов и их вождей. Быт и верования скифов. Скифы-кочевники, скифы-пахари, царские скифы.
| киммерийцы Гомер Геродот скифы курганы «Пять братьев» скифы-кочевники скифы-земледельцы царские скифы
| Комбинированный урок. Сообщения учащихся. Составление Сравнительной таблицы на основе схем учебника Ю.Н.Круглова «История Донской земли» | Составьте рассказ на тему: 1.Опишите внешний вид скифа (киммерийца) 2. Каков вклад скифов (киммерийцев) в мировую историю и мировую культуру. |
4. Танаиты. | Город Танаис (III в. до н.э. - III в. н. э.) Особенности укреплений и городской застройки. Жители города: греки, меоты. Сарматы. Амазонки.Образ жизни и занятия танаитов. Связи с кочевниками. Пожар и гибель города. Причины его гибели (возможные версии). | полис демократия переселенцыколонизация колония метрополия гражданин варвары меоты Меотида Танаис (река) Кремны Елизаветинское городище | Урок – театр. Инсценирование фрагментов известных легенд о Танаисе | Составить дневник путешественника, побывавшего в Танаисе Возможно дополнить его рисунками, схемами застройки, гербарием, интервью с жителями города |
5. Урок повторения:«По следам исчезнувших народов» | основные определения по теме | Игра-викторина | ||
6. Походы князя Святослава. Разгром хазарской державы. | Появление хазар. Внешний облик, основные занятия и образ жизни хазар. Система управления, суд, и вероисповедание жителей Хазарии. Крепость Саркел. Поход Святослава и разгром хазарской державы. | кочевники хазары печенеги стоянки древних славян на Дону: Самбек, Белая Вежа, Куричи степняки | Эвристическая беседа с постановкой опережающего задания. Составьте план рассказа « Встреча древнерусских воинов с хазарами». | Опираясь на стихотворение А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» докажите, что он встречался с хазарами. Составьте словесный портрет Святослава |
7 . Князь Владимир в борьбе против печенегов. | Печенеги. Образ жизни и основные занятия печенегов Владимир Сятославович в борьбе с печенегами. Разгром печенегов Ярославом Мудрым.. | степняки-кочевники печенеги | Изложение нового материала с элементами обобщающей беседы | Познавательное задание: Почему известный своей храбростью Святослав не смог победить печенегов, а Владимир сделал это? |
8. Владимир Мономах в борьбе против половцев. Поход Игоря Святославовича. Битва на реке Каяле. | Появление половцев на территории Донских степей. Образ жизни, занятия и культура пол Борьба объединённых русских дружин во главе с Владимиром Мономахом против половцев. Поход князя Игоря Святославовича (1185 г.) против половцев. «Слово о полку Игореве». | половцы степняки-кочевники | Практическая работа с картой. Анализ отрывка «Слова о полку Игореве» Составление исторического портрета | 1. На шаблоне карты нашей области от метьте важнейшие географические объекты, упоминающиеся в «Слове…». 2. Почему дружина князя Игоря Святославовича потерпела поражение |
9. Монголо-татарские завоеватели на Дону. Битва на реке Калке. | Борьба половцев и русских дружин с монголо-татарским нашествием. Сражение на реке Калка (1223 г.). | половцы монголо-татары Батый река Калка | Историческая справка. Обсуждение видео фрагмента . Образ русича-воина. | Задания обобщающего характера: 1. Что заставило объединиться бывших врагов: русских и половцев? 2. В чем причины поражения объединённого войска? |
10. На поле Куликовом. | Дмитрий Донской. Битва на поле Куликовом (1380 г.). Участники Куликовской битвы (Летопись 1471 г. о казаках) | казаки | Комбинированный урок. Составление исторического портрета Дмитрия Донского. Игра «исторический снежный ком» | Объясните почему князь Дмитрий получил прозвище Донской? |
11. Донское казачество на заре своей истории. Первые донские атаманы. М. Черкашенин. | Процесс формирования донского казачества. Этнический состав казачества. Занятия, образ жизни, структура управления донских казаков. Первые казачьи атаманы. М. Черкашенин | казаки городок хутор войско войсковой атаман круг зипун походы за зипунам пищаль | Коллективное творческое дело. Работа по группам: 1 группа: подготовить рассказ о казаках, образе жизни и быте 2 группа: подобрать стихи , песни, поговорки об их жизни и службе 3 группа: подобрать высказывания историков на проблему происхождения казачества | Подготовить презентацию на одну из тем: 1.Формирование казачества на Дону. 2. Первые атаманы. М. Черкашенин |
12.Атаман Ермак. Покорение Сибири. | Атаман Ермак. Поход Ермака на Сибирь и присоединение Сибирского ханства. | казак атаман походы | Урок- путешествие с Ермаком по Сибири. Игра «три предложения» - прослушав рассказ учителя выразить значение покорения Сибири в трёх предложениях | Определить значение присоединения Сибири. |
13. Крестьянская война под предводительством Степана.Разина. | Социальные движения на Дону. Предводитель крестьянской войны 1670-1671 г.г. Степан Разин. | зипун походы за зипунами персидский поход прелестные письма домовитые казаки голытьба казачьи городки | Практическая работа с картой: -походы Степана Разина; -ход крестьянской войны | Вспомните народные песни и предания о Степане Разине. Какие черты личности Степана Разина были особо близки простым людям? |
14. К Булавин – борец за казачьи вольности. | Социальные движения на Дону. К.Булавин – борец за казачьи вольности Атаман И.Некрасов и казаки-некрасовцы | домовитые казаки голытьба казачьи городки | Урок: интервью с К.Булавиным | Подумайте, почему почти все крестьянские восстания в России возглавлялись казаками? В чём вы видите причины поражения восстания К.Булавина? |
15. Емельян Пугачёв – истоки свободолюбия. | Емельян Пугачёв – истоки свободолюбия Становление личности предводителя крестьянской войны | Прелестные письма пищаль осада крепость | Опережающее задание: Историческая справка. Как происходит формирование личности Е.Пугачёва? Работа с литературными источниками: А.С.Пушкин «Капитанская дочка» и «История Пугачёвского бунта». | Какие факторы повлияли на становление личности Е.Пугачёва? |
16. Атаман Платов – человек-легенда. | Донские казаки в войнах России в XVIII – начале XIX в.в. Роль казачества в Отечественной войне 1812 года и заграничных походах 1813-1814 г.г. Атаман М. Платов – жизнь и легенда. | Отечественная война ополчение лава вентерь партизанская война | Комбинированный урок: Сообщения учащихся по темам Донские казаки в Бородинском сражении. Атаман М.И.Платов – герой войны 1812 года участие донцов в заграничных походах Беседа по теме «Роль казаков в войне 1812 года» | Как сохранились память о М. Платове? Своё мнение обоснуйте. |
17. Основатели родного города. | Основание города Ростова-на-Дону. Святитель Дмитрий Ростовский. А.Ригельман – строитель Ростовской крепости. | Темерницкая таможня крепость святитель Дмитрий Ростовский - строитель крепости А.Ригельман | Опережающее задание: Подготовить презентации на тему: « Создатели города Ростова». Обсуждение по теме: Почему наш город получил имя Дмитрия Ростовского | Какими талантами обладал А.Ригельман? |
18. Ростовские купцы, промышленники и меценаты. | Ростов – купеческий и промышленный центр (к. XIX – нач. XX в.). Ростовские купцы, промышленники и меценаты - В. Асмолов, Я.Кушнарёв, Е.Парамонов, И.Панченко | купцы Меценаты --промышленники финансисты В. Асмолов Я. Кушнарёв Е.Парамонов И.Панченко | Урок- экскурсия по старому Ростову. | Подготовить сообщение на тему: «Почётные граждане Ростова-на-Дону». |
19. Облик старого Ростова. | Жизнь ростовчан и облик старого Ростова. /Моя родословная/. | сословия классы стачка нелегальное движение этнический состав образ жизни | Урок- театрализованное представление | Исследование своей родословной |
20. Атаман А. Каледин: карьера военного и судьба политика. | Противостояние на Дону. Атаман А. Каледин: карьера военного и судьба политика. Участие Каледина в I Мировой войне. А.М. Каледин В борьбе за казачью автономию. Лидер антибольшевистского движения на Дону. | гражданская война противостояние | Урок- конференция Новые подходы к оценке личности А.М.Каледина | Подготовить презентацию о деятельности А.М. Каледина. Подготовка выпуска альманаха «Гражданская война на Дону». |
21. Атаман П.Краснов: жизнь и судьба. | Противостояние на Дону в годы гражданской войны. Атаман П. Н.Краснов: жизнь и судьба. | гражданская война противостояние | Составление исторического портрета | Подготовка выпуска альманаха «Гражданская война на Дону». |
22. Казачьи революционеры-демократы. Ф.Подтелков и М. Кривошлыков. | Противостояние на Дону в годы гражданской войны. Казачьи революционеры-демократы Ф.Подтелков и М. Кривошлыков. | гражданская война Противостояние революционеры-демократы | Комбинированный урок Работа с литературными источниками - отрывками из «Тихого Дона» Обсуждение проблемы | Выпуск альманаха «Гражданская война на Дону». |
23. Ф Миронов: полководец, политик, человек. | Ф. Миронов – полководец, политик, человек | гражданская война Противостояние расказачивание террор | Комбинированный урок Сообщения по теме. Причины гибели Ф.Миронова | Определите своё отношение к принципу «революционной целесообразности» |
24.Создатели 1-й Конной Армии. Б.М. Думенко, К.Е.Ворошилов, С.М.Будённый | Б.М. Думенко, К.Е.Ворошилов, С.М.Будённый – создание 1-й Конной Армии | гражданская война Противостояние террор конница 1 Конная Армия корпус комиссар комдив | Определите роль 1 Конной Армии в годы гражданской войны. | |
25. Легенды расскажут какими мы были… | Урок обобщения в игровой форме. | Историческая игра | «В названьях память сохраним» - Какие улицы нашего города названы именами героев? | |
26. Герои Великой Отечественной войны. | Герои великих сражений: Варфоламеев, М.М..Трифонов(Югов),С.Г.Морозов, В.И.Афонов, Г.Мадоян, А.П.Берест. | Отечественная война партизаны оккупация ополчение | Комбинированный урок: сообщение о героях ВОВ. Исторический снежный ком | Как сложилась судьба героев ВОВ? Что значит быть патриотом сейчас? |
27. Пионеры-герои | Пионеры- герои: Витя Черевичкин, Марат Казей, Саша Чебанов, Эдик Жмайлов, ребята с у лицы Ульяновской Валерик Нижегородцев. /Моя семья в годы Великой Отечественной войны/ | Отечественная война партизаны оккупация ополчение пионеры-герои | Литературно- музыкальная композиция. Викторина на тему «Великая Отечественная война на Дону» | Задание по подготовке к защите проектов. Заполнение анкеты для исследования «Моя семья в годы ВОВ» |
28.Герои наших дней | В.П. Поляничко – человек, патриот, гражданин. Андрей Орлов – Герой России. Михаил Емельянов – депутат Государственной Думы, выпускник нашей школы | миротворец благотворительный фонд депутат Государственная Дума | Урок экскурсия на базе школьного музея | Конкурс сочинений на тему: «Может ли сын героем стать?» |
29. Ребята с нашего двора… | Учащиеся школы герои чеченской войны: А Пуханов, М. Евдонский, Д . Блинов | чеченская война боевики террористы | Урок экскурсия на базе школьного музея | Подготовить сообщение на тему: «Герои живут среди нас». |
30. Наши современники | Проблемы и перспективы развития края в наши дни. Деятельность В.Ф. Чуба на посту губернатора Ростовской области. М.А. Чернышов – мэр города Ростова-на-Дону. Роль казачества в наши дни. | мэр губернатор возрождение казачества | Виртуальное путешествие по современному Ростову | Подготовка к конкурсу « Мой город в будущем». Творческая работа учащихся: презентации, буклеты, рисунки, проекты,поделки. |
31. Живописцы Дона. | Изобразительное искусство: А.И.Куиджи, Н.Н. Дубовской, М.Б. Греков, М.С.Сарьян. Скульптура Е.В. Вутечич. | скульптура живопись жанр барельеф горельеф | Урок - вернисаж | Подготовить свои рисунки на тему: « Природа нашего края» |
32. Чтоб громче музыка звучала… | Музыка: концертная деятельность на Дону известных русских музыкантов -М. П..Мусоргского, А.Н. Скрябинова, С.В. Рахманинова. | концерт жанр песня | Музыкальный салон | Какие памятные места связаны с жизнью и деятельностью известных русских музыкантов |
33. Литературная жизнь на Дону. | Литература: А.П. Чехов, Короленко, М.А.Шолохов, А. Калинин, А.И. Солженицын. | издание | Урок- конференция. Работа учащихся в группах по опережающим заданиям | Подготовка сообщений «Моя любимая книга» |
34-35. Защита творческих работ учащихся | Защита творческих работ учащихся | Подготовка работ для участия в краеведческой конференции |
Учебно-методическая литература по курсу:
1. Веряскина О.Г.История Донского края. Ростов н / Д., 2007-2012.
2. Самарина Н.В., Виктюк О.Г. История Донского края. Ростов н / Д., 2007-2012.
3. Кислицын С.А., Кислицына И.Г.История Донского края. Ростов н / Д., 2007-2012.
4. Круглов Ю.Н., История Донской земли. Ростов н/Д., ПРО-ПРЕСС, 2006.
5. История Дона (с древнейших времён до падения крепостного права) // Под ред. А.П. Пронштейна. Ростов н/Д., 1973.
6. История Донского края // Под ред. В.И. Кузнецова. Ростов н/Д.; Изд-во Рост. Ун-та, 1971.
7. Левченко В.С., Чеботарёв Б.Д. История Донского края. Ростов н/Д.,1982.
8. Чеснок В.Ф. Вначале была легенда. Ростов н/Д., 2005.
9. Чеснок В.Ф. Танаис. Продолжение легенды. Ростов н/Д., 2005
10. Чеснок В.Ф. Как одевались предки. Ростов н/Д., 2007.
11. Данцев А.А. Великие сыны Дона. Ростов н/Д., 1985.
12. История Донского казачества / Под ред. А.В.Венкова. Ростов н/Д..,2001.
13. Казаки // Иллюстрированная история Отечества. СПб.,1999.
14. Астапенко М.П. Кондратий Булавин. Ростов н/Д., 1988.
15. Соловьёв В.М. Степан Разин и его время. М.: Просвещение,1990.
16. Лунин Б.В. Степан Разин. Ростов н/Д., 1971.
17. В боях за Дон 1941 – 1943. Ростов н/Д., 1983.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курса "Мой край Шолоховская земля"
Программа предназначена для изучения краеведческого материала Шолоховского района....
рабочая программа элективного курса "История России в лицах"
Элективный курс "История России в лицах X-XVIII вв." для 10 класса, расчитан на 35 часов в год.Курс освещает исторические персоналии российской истории и их роль в исторической судьбе нашей страны....
Программа курса "Мой край родной"
Программа внеурочной деятельности разработана для занятий с обучающимися 6 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО. Актуальность программы заключается в усилении внимания к таким в...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "История в лицах"
Рабочая программа курса внеурочной детялеьности "История в лицах" рассчитана для обучающихся 10-11 классов. Программа соответствует структуре ФГОС СОО. Основным методическим сопровожде...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Лицом к лицу к экзаменам»
Предлагаемая программа внеурочной деятельности направлена на профилактика негативных эмоциональных переживаний учащихся, связанных с ситуацией подготовки и сдачи ГИА. Может использоваться в рабо...
Программа факультатива "История Владимирского края в лицах"
Эта программа ориентирована на расширение знаний учащихся о важнейших деятелях Владимирской земли, внесших значительный вклад в развитие нашего края и страны....
Авторская программа курса «Родной край – Оймяконье», 5 класс, 34 ч.
Курс «Родной край - Оймяконье» в 5 классе опирается на Государственный стандарт НРК в географическом образовании, является пропедевтическим курсом для изучения систематических предметов и ...