Программа курса « История Донского края в лицах»
рабочая программа по истории (6 класс) по теме

Тезина Ирина Борисовна

Главная  цель курса состоит в ознакомлении  учащихся с жизнью и  деятельностью наиболее выдающихся  деятелей  Дона. Реализация данной цели  даёт возможность  воспитывать  у  учащихся  лучшие  гражданские качества,  содействует духовно-нравственному развитию личности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoriya_donskogo_kraya_tezina_konkurs.doc140 КБ

Предварительный просмотр:

Краткая аннотация     Программа   курса    « История  Донского края в лицах»  разработана на основе  регионального  компонента  государственного стандарта общего образования по истории  (История  Донского края).

       Главная  цель курса состоит в ознакомлении  учащихся с жизнью и  деятельностью наиболее выдающихся  деятелей  Дона. Реализация данной цели  даёт возможность  воспитывать  у  учащихся  лучшие  гражданские качества,  содействует духовно-нравственному развитию личности.

       В программе данного курса представлена следующая проблематика: «Наш  край глазами современников»,  «Человек в истории», « Культурно- историческое достояние  края». Программа курса   «История Донского края в лицах» может быть реализована за счет вариативных часов учебного плана  либо в рамках факультатива или курса дополнительного образования (кружка) и предназначена для учащихся 6-7 классов.

История Дона неразрывно связана с историей нашей страны.  В ней были   и славные, героические страницы и трагические, трудные моменты. Но одно очевидно: за каждой из этих страниц – судьбы людей, их боль и неудачи, их достижения, открытия и победы. У каждой эпохи были свои кумиры и сейчас каждый школьник, изучая историю Донского края, может найти себе  пример для подражания. Но  при этом необходимо знать и помнить об остальных её участниках, а этими людьми могут оказаться твои родные и близкие.   Такая персонализация истории делает для детей страницы прошлого зримыми и более понятными.

Программа

курса  «История Донского края в лицах»

(региональный курс для учащихся 6-7 классов)

Автор   программы:

Тезина Ирина Борисовна,

 учитель истории и обществознания

МОУ СОШ№ 24

                                            Пояснительная записка

       Программа   курса    « История  Донского края в лицах»  разработана на основе  регионального  компонента  государственного стандарта общего образования по истории  (История  Донского края).

       Главная  цель курса состоит в ознакомлении  учащихся с жизнью и  деятельностью наиболее выдающихся  деятелей  Дона. Реализация данной цели  даёт возможность  воспитывать  у  учащихся  лучшие  гражданские качества,  содействует духовно-нравственному развитию личности.

       В программе данного курса представлена следующая проблематика: «Наш  край глазами современников»,  «Человек в истории», « Культурно- историческое достояние  края». Раскрытие данных  проблем базируется на осмыслении основных идей курса:

  1. Донской край  - один из центров человеческой цивилизации, неразрывно связанный с  историей России;
  2. казачество самобытно и традиционно преданно и верно Отечеству, а его  представители в  прошлом – образец служения  Родине и радения  о судьбе своего края;
  3. Донской край - регион многонациональный -   и вклад в развитие нашего края внесли представители разных народов.

Учебными целями курса являются:

  1. формирование представлений о наиболее значимых исторических событиях как части истории России и мира;
  2. создание яркого и красочного представление об  истории Донского края, образе жизни, занятий и культуры народов, населявших  территорию Придонья;
  3. характеристика жизни и деятельности выдающихся земляков, определение факторов, повлиявших на формирование их личности;
  4. раскрытие значения культурного наследия народов Дона  для современности;
  5. раскрытие вклада наших земляков в развитие политической, экономической и духовной сфер нашего общества;
  6. воспитание  у учащихся чувства любви, гордости и гражданской ответственности за судьбу родного Донского края и своего Отечества;

     В результате усвоения основных содержательных линий данного курса учащиеся должны приобрести следующие умения:

- осмысливать на уровне своего возраста исторический материал, связанный с историей нашего региона;

- давать общую характеристику образу жизни, роду занятий и культуры народов, проживавших и проживающих на территории Донского края;

- давать характеристику личности исторических деятелей, связанных с историей нашего края;

- объяснять своё отношение к наиболее значительным личностям в истории Донского края;

- использовать сведения, полученные в процессе изучения курса, для аргументации собственной позиции в дискуссиях, связанных с общероссийскими и региональными проблемами;

- представлять результаты самостоятельной исследовательской деятельности в различных знаковых системах и формах:  схеме, конспекте, реферате, историческом сочинении, творческой работе, буклете,  презентации.

         Усвоение важнейших положений курса «История Донского края в лицах» позволит учащимся сформировать разнообразные компетенции,  использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- для соотнесении динамики региональных исторических процессов с общероссийскими;

- выбора модели поведения в конкретных жизненных ситуациях на основе позитивных морально-нравственных ценностей, с осознанием своей этнонациональной, региональной и государственно-политической идентичности;

- вступления в диалог культур, проявления толерантности к представителям различных этнических, конфессиональных, социальных групп населения края;

- самостоятельной работы со справочной и краеведческой литературой, письменными историческими источниками и устными свидетельствами как формы самообразования;

- самостоятельной интерпретации информации;

- объяснения уклада жизни своего города, посёлка, местности, участие в решении проблем местного сообщества;

- анализа текущих событий, высказывания своей оценки важнейших событий и личностей;

- самоопределения, выбора профиля образования и профессиональной ориентации.

                       Программа курса «История Донского края в лицах»  

Программа курса   «История Донского края в лицах» может быть реализована за счет вариативных часов учебного плана  либо в рамках факультатива или курса дополнительного образования (кружка) и предназначена для учащихся 6-7 классов.

Изучение курса рассчитано на один учебный год в объеме  35 часов. Данный курс целесообразно включать в учебный процесс синхронно с базовым курсом истории. При подготовке к  занятиям могут быть использованы материалы школьного музея, семейных архивов конкретных учащихся, а также знания, полученные на уроках истории и во внеклассной деятельности школьников.

Содержание курса «История Донского края в лицах»  

      Введение. Как мы узнаём о прошлом Отечества и края. ( 1 час).

История  - рассказ о прошлом человечества. Исторические памятники и народная память. Необходимость сохранения памятников культуры, обычаев и традиций. Работа реставраторов.

Науки, помогающие изучать историю Отечества и края:

  1. Наука археология. Как работают археологи  Археологические памятники Донского края;
  2. Геральдика – описание гербов и их история. Что можно узнать по гербам.
  3. Нумизматика;
  4. Сфрагистика – наука о печатях, связях с геральдикой и нумизматикой;
  5. Этнография -  наука об особенностях быта, нравов и культуры народа;
  6. Топонимика;
  7.  Хронология, летоисчисление, календари. Каким  календарём пользовались на Дону.

    Архивы – собрания документов и их хранилища. Государственный архив ростовской области.

    Устное народное творчество, как исторический источник  Письменные источники. Мемуары. Фото, видео и аудиоматериалы.

Тема I. Образы далёкого прошлого. Жители Донских степей в древности.

          Образ древнего человека. Как жили и чем занимались первобытные люди

Влияние природно-климатических условий края  на образ жизни древнего человека.  Реконструкция  особенностей жизни и быта  древнего населения нашего края.

          Внешний облик, образ жизни, занятия и быт киммерийцев. Киммерийцы-воины.  Борьба киммерийцев со скифами.

        Внешность, образ жизни, занятия скифов и их вождей. Быт и верования скифов. Скифы-кочевники, скифы-пахари, царские скифы. Портрет скифского воина – характер, отношение к войне, оружие, культ лошади.

           Появление греков на берегах Азовского моря. Танаиты. Внеший облик, образ жизни и занятия . Связи с кочевниками. Легенды о гибели Танаиса. Гражданин греческого полиса Танаис -  участие в общественной и политической жизни, развлечениях.

        Сарматы и савроматы. Общественное устройство, занятия сарматов, быт,   военное искусство. Роль женщин в сарматском обществе. Сарматки – воинственные амазонки.

  Тема II. Жители Донского края в средние века.

         Походы князя Святослава. Хазария. Основные занятия и образ жизни хазар. Система управления, суд, и вероисповедание жителей Разгром хазарской державы 

         Владимир Сятославович в борьбе с печенегами. Разгром печенегов Ярославом Мудрым.

         Владимир Мономах. Борьба объединённых русских дружин во главе с Владимиром Мономахом против половцев.

         Поход князя Игоря Святославовича (1185 г.) против половцев. «Слово о полку Игореве».

        Борьба половцев  и русских дружин с монголо-татарским нашествием. Сражение на реке Калка (1223 г.).

       Дмитрий Донской. Битва на поле Куликовом (1380 г.).

Тема III. Казачество на службе Отечеству XVI – XIX в.в.

        Процесс формирования донского казачества. Причины складывания казачества на Дону в первой половине XVI века. Этнический состав казачества. Занятия, образ жизни, структура управления донских казаков. Первые казачьи атаманы:  М. Черкашенин.

Атаман Ермак. Поход Ермака на Сибирь и присоединение Сибирского ханства.  

        Социальные движения на Дону.  Народные вожди:

Предводитель крестьянской войны 1670-1671 г.г. Степан Разин;

Кондратий Булавин – борец за казачьи вольности;

Атаман Игнатий Некрасов и казаки-некрасовцы;

Емельян Пугачёв – истоки свободолюбия.

       Роль А.И.Иловайского и И.Краснощёкова в организации военной службы казачества. Донские казаки в войнах России в XVIII – начале XIX в.в. Роль казачества в Отечественной войне 1812 года  и заграничных походах 1813-1814 г.г. Атаман Матвей Платов – жизнь и легенда.                                                                                                                                                                                                                                    

    Казаки в борьбе за Кавказ. Яков Бакланов.

Тема IV. Ростов и ростовчане в XVIII-XIX в.в.

         Основание города Ростова-на-Дону. Святитель Дмитрий Ростовский. А.Ригельман – строитель Ростовской крепости.

          Ростов – купеческий и промышленный центр (к. XIX – нач. XX в.). Ростовские купцы, промышленники и меценаты  - В. Асмолов, Я.Кушнарёв, Е.Парамонов, И.Панченко. Жизнь ростовчан и облик старого Ростова. /Моя родословная/.

Тема V. Вооружённое противостояние на Дону.

Атаман А. Каледин: карьера военного и судьба политика.

Атаман П. Н.Краснов: жизнь и судьба.

Казачьи революционеры-демократы Ф.Подтелков и М. Кривошлыков.    

Ф. Миронов – полководец, политик,  человек.  

Б.М. Думенко, К.Е.Ворошилов, С.М.Будённый – создание 1-й Конной  Армии.

Тема VI. Донцы в годы Великой Отечественной войны.  

Герои великих сражений: Варфоламеев, М.М..Трифонов(Югов),С.Г.Морозов, В.И.Афонов, Г.Мадоян, А.П.Берест, Н.А. Лунин

Пионеры- герои: Витя Черевичкин, Марат Казей, Саша Чебанов, Эдик Жмайлов, Валерик Нижегородцев. /Моя семья в годы Великой Отечественной войны/   Ветераны Великой Отечественной войны – жители нашего микрорайона/. 

Тема VII. Ими мы можем гордиться.    

В.П. Поляничко – человек, патриот,  гражданин.  

Андрей Орлов – Герой России.

Михаил Емельянов – депутат Государственной Думы, выпускник нашей школы. 

Тема VIII. Наши современники.

Проблемы и перспективы развития края в наши дни. Деятельность В.Ф.  Чуба на посту губернатора Ростовской области.        

М.А. Чернышов – мэр города Ростова-на-Дону.

Роль казачества в наши дни.

Тема IX. Вклад жителей Дона в развитие отечественной культуры.

Изобразительное искусство: А.И.Куиджи, Н.Н. Дубовской,  М.Б. Греков, М.С.Сарьян.    

Скульптура Е.В. Вутечич.

Музыка: концертная деятельность на Дону известных русских музыкантов    -

М.  П. Мусоргского,  А.Н. Скрябина,  С.В. Рахманинова.

Литература:  А.П. Чехов,  В.Г. Короленко, М.А.Шолохов, А. Калинин, А.И. Солженицын.

Защита творческих проектов учащихся. 

Тематическое  планирование

Тема урока

Основное содержание урока

Основные понятия по теме

Методы и формы учебной деятельности

Домашнее

задание

1. Вводный урок. Как мы узнаём о прошлом своего края?

Вспомогательные исторические дисциплины; Исторические памятники нашего края

исторические источники

археология

геральдика

нумизматика

сфрагистика

этнография

хронология

фольклор

мемуары

  фото, видео,

аудио материалы

топонимика

Практическая работа с экспонатами школьного музея. Классификация предметов по  группам исторических  источников.

Составить кроссворд по теме.

2. Первобытные люди на

Дону.

  Образ древнего человека. Как жили и чем занимались первобытные люди

Влияние природно-климатических условий края  на образ жизни древнего человека.  Реконструкция  особенностей жизни и быта  древнего населения нашего края.

палеолит

мезолит

черты первобытного строя

стоянка

керамика

род

племя

поселения древнейших людей на Дону:

Урок-  экскурсия в краеведческом музее

Нарисуйте орудия труда первобытного человека;  сделайте рисунки,         отражающие

жизнь и быт первобытных людей

3.  Борьба киммерийцев со скифами

  Внешний облик, образ жизни, занятия и быт киммерийцев. Киммерийцы-воины.  Борьба киммерийцев со скифами.

        Внешний облик, образ жизни, занятия скифских воинов и их вождей. Быт и верования скифов. Скифы-кочевники, скифы-пахари, царские скифы.

                                                                 

киммерийцы

Гомер Геродот

скифы

курганы «Пять братьев»

скифы-кочевники

скифы-земледельцы

царские скифы

 

Комбинированный урок.

Сообщения учащихся. Составление

Сравнительной таблицы  на основе схем учебника Ю.Н.Круглова «История Донской земли»                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

Составьте рассказ на  тему:

1.Опишите внешний вид скифа

(киммерийца)

2. Каков вклад скифов (киммерийцев) в мировую историю и мировую культуру.

4. Танаиты.

Город Танаис (III в. до н.э. -  III в. н. э.) Особенности укреплений и городской застройки. Жители города: греки, меоты. Сарматы. Амазонки.Образ жизни и занятия танаитов. Связи с кочевниками. Пожар и гибель города. Причины его гибели (возможные версии).

полис

демократия

переселенцыколонизация

колония метрополия

гражданин

варвары

меоты

Меотида Танаис (река)

Кремны

Елизаветинское городище

Урок – театр.

Инсценирование фрагментов известных легенд о Танаисе

Составить дневник путешественника, побывавшего в Танаисе Возможно     дополнить его рисунками, схемами застройки, гербарием,

интервью с жителями города

5. Урок повторения:«По следам исчезнувших народов»

основные определения по теме

Игра-викторина

6. Походы князя Святослава. Разгром хазарской державы.

     Появление хазар.  Внешний облик, основные занятия и образ жизни хазар. Система управления, суд, и вероисповедание жителей Хазарии. Крепость Саркел. Поход Святослава и разгром хазарской державы.

кочевники

хазары

печенеги

стоянки древних славян на Дону: Самбек, Белая Вежа, Куричи

степняки

Эвристическая беседа с постановкой опережающего задания.

Составьте план рассказа       « Встреча древнерусских воинов с хазарами».

Опираясь на стихотворение А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» докажите, что он встречался с хазарами.

Составьте

словесный портрет Святослава 

7 . Князь Владимир в борьбе против печенегов.

     Печенеги. Образ жизни и основные занятия печенегов Владимир Сятославович в борьбе с печенегами. Разгром печенегов Ярославом Мудрым..

степняки-кочевники

печенеги

Изложение нового материала с  элементами обобщающей беседы

Познавательное задание:

Почему известный своей храбростью Святослав не смог победить печенегов, а Владимир сделал это?

8. Владимир Мономах в борьбе против половцев. Поход Игоря Святославовича. Битва на реке Каяле.

         Появление половцев на территории Донских степей. Образ жизни, занятия и культура пол Борьба объединённых русских дружин во главе с Владимиром Мономахом против половцев.

 Поход князя Игоря Святославовича (1185 г.) против половцев. «Слово о полку Игореве».

половцы

степняки-кочевники

Практическая работа с картой.

Анализ отрывка

«Слова о полку Игореве»

Составление исторического портрета

1. На шаблоне карты нашей области от метьте важнейшие географические объекты, упоминающиеся в «Слове…».

2. Почему дружина   князя Игоря Святославовича потерпела поражение

9. Монголо-татарские завоеватели на Дону. Битва на реке Калке.

     Борьба половцев  и русских дружин с монголо-татарским нашествием. Сражение на реке Калка (1223 г.).

 половцы

монголо-татары

Батый

река Калка

Историческая справка. Обсуждение видео фрагмента . Образ русича-воина.

Задания обобщающего характера:

1. Что заставило объединиться бывших врагов: русских и половцев?

2. В чем причины поражения объединённого войска?

10. На поле Куликовом.

Дмитрий Донской. Битва на поле Куликовом (1380 г.). Участники Куликовской битвы (Летопись 1471 г. о казаках)

казаки

Комбинированный урок. Составление исторического портрета Дмитрия Донского.

 Игра «исторический снежный ком»

Объясните почему князь Дмитрий получил прозвище Донской?

11. Донское казачество на заре своей истории. Первые донские атаманы.          М. Черкашенин.

     Процесс формирования донского казачества.  Этнический состав казачества. Занятия, образ жизни, структура управления донских казаков. Первые казачьи атаманы. М. Черкашенин

казаки

городок хутор

войско

войсковой атаман

круг

зипун

походы за зипунам пищаль

Коллективное творческое дело.   Работа по группам:

1 группа: подготовить рассказ о казаках, образе жизни и быте

2 группа: подобрать стихи , песни, поговорки об их жизни и службе

3 группа: подобрать высказывания историков на проблему происхождения казачества

Подготовить презентацию на одну из тем:

1.Формирование казачества на Дону.

2. Первые атаманы.

М. Черкашенин

12.Атаман Ермак. Покорение Сибири.

Атаман Ермак. Поход Ермака на Сибирь и присоединение Сибирского ханства.  

казак

атаман

походы

Урок- путешествие  с Ермаком по Сибири. Игра «три предложения» - прослушав рассказ учителя выразить значение покорения Сибири в трёх предложениях  

Определить значение присоединения Сибири.                                                                  

13. Крестьянская война под предводительством Степана.Разина.

     Социальные движения на Дону.  Предводитель крестьянской войны 1670-1671 г.г. Степан Разин.

зипун

походы за зипунами

 персидский поход

 прелестные письма

домовитые казаки

голытьба

казачьи городки


Практическая работа с картой:

-походы Степана Разина;

-ход крестьянской войны

Вспомните народные песни и предания о Степане Разине.

Какие черты личности Степана Разина были особо близки простым людям?

14. К Булавин – борец за казачьи вольности.

     Социальные движения на Дону.   К.Булавин – борец за казачьи вольности Атаман И.Некрасов и казаки-некрасовцы

домовитые казаки

голытьба

казачьи городки

 Урок: интервью с К.Булавиным

Подумайте, почему почти все крестьянские восстания в России возглавлялись  казаками?

В чём вы видите причины поражения восстания К.Булавина?

15. Емельян Пугачёв – истоки свободолюбия.

 Емельян Пугачёв – истоки свободолюбия Становление личности предводителя крестьянской войны

Прелестные

письма пищаль

осада

крепость

Опережающее задание: Историческая справка. Как происходит формирование личности Е.Пугачёва?

Работа с литературными источниками: А.С.Пушкин «Капитанская дочка» и «История Пугачёвского бунта».

Какие факторы повлияли на становление личности Е.Пугачёва?

16. Атаман Платов – человек-легенда.

Донские казаки в войнах России в XVIII – начале XIX в.в. Роль казачества в Отечественной войне 1812 года  и заграничных походах 1813-1814 г.г. Атаман М. Платов – жизнь и легенда.                                                                                                                                                                                                                                    

Отечественная война

ополчение

лава

вентерь

партизанская война

Комбинированный урок:

Сообщения учащихся по темам

Донские казаки в Бородинском сражении.

Атаман М.И.Платов – герой войны 1812 года

 участие донцов в заграничных походах

Беседа по теме   «Роль казаков в войне 1812 года»

Как сохранились память о М. Платове? Своё мнение обоснуйте.

17. Основатели родного города.

Основание города Ростова-на-Дону. Святитель Дмитрий Ростовский. А.Ригельман – строитель Ростовской крепости.

Темерницкая таможня

крепость

святитель Дмитрий Ростовский

- строитель крепости А.Ригельман

Опережающее задание:

Подготовить презентации на тему: « Создатели города Ростова».

Обсуждение по теме:

Почему наш город получил имя Дмитрия Ростовского

Какими талантами обладал А.Ригельман?

18. Ростовские купцы, промышленники и меценаты.

   Ростов – купеческий и промышленный центр (к. XIX – нач. XX в.). Ростовские купцы, промышленники и меценаты  - В. Асмолов, Я.Кушнарёв, Е.Парамонов, И.Панченко

 купцы

Меценаты --промышленники

финансисты

В. Асмолов

Я. Кушнарёв Е.Парамонов

 И.Панченко

Урок- экскурсия по старому Ростову.

Подготовить сообщение на тему: «Почётные граждане Ростова-на-Дону».

19.   Облик старого Ростова.

Жизнь ростовчан и облик старого Ростова. /Моя родословная/.

сословия

классы

стачка

нелегальное движение

этнический состав

образ жизни

Урок- театрализованное представление

Исследование своей родословной

20. Атаман А. Каледин: карьера военного и судьба политика.

Противостояние на Дону. Атаман А. Каледин: карьера военного и судьба политика. Участие Каледина в I  Мировой войне. А.М. Каледин В борьбе за казачью автономию. Лидер  антибольшевистского движения на Дону.

гражданская война

противостояние

Урок- конференция

Новые подходы к оценке личности А.М.Каледина

Подготовить презентацию о деятельности А.М. Каледина.

Подготовка выпуска альманаха «Гражданская война на Дону».

21. Атаман  П.Краснов: жизнь и судьба.    

Противостояние на Дону в годы гражданской войны. Атаман П. Н.Краснов: жизнь и судьба.

 гражданская война

противостояние

Составление исторического портрета

 Подготовка выпуска альманаха «Гражданская война на Дону».

22.  Казачьи революционеры-демократы. Ф.Подтелков и М. Кривошлыков.

 Противостояние на Дону в годы гражданской войны. Казачьи революционеры-демократы Ф.Подтелков и М. Кривошлыков.    

гражданская война

Противостояние

революционеры-демократы

Комбинированный урок

Работа с литературными источниками

- отрывками из «Тихого Дона»

Обсуждение проблемы

 Выпуск альманаха «Гражданская война на Дону».

23. Ф Миронов: полководец, политик, человек.

Ф. Миронов – полководец, политик,  человек

гражданская война

Противостояние

расказачивание

террор

Комбинированный урок

Сообщения по теме. Причины гибели Ф.Миронова

Определите своё отношение к принципу «революционной целесообразности»

24.Создатели 1-й Конной Армии. Б.М. Думенко, К.Е.Ворошилов, С.М.Будённый

Б.М. Думенко, К.Е.Ворошилов, С.М.Будённый – создание 1-й Конной  Армии

гражданская война

Противостояние

террор

конница

1 Конная Армия

 корпус

  комиссар

 комдив

Определите роль 1 Конной Армии  в годы гражданской войны.

25. Легенды расскажут какими мы были…

Урок обобщения в игровой форме.

Историческая игра

«В названьях память сохраним» - Какие улицы нашего города названы именами героев?

26. Герои Великой Отечественной войны.

Герои великих сражений: Варфоламеев, М.М..Трифонов(Югов),С.Г.Морозов, В.И.Афонов, Г.Мадоян, А.П.Берест.

Отечественная война

партизаны

оккупация

ополчение

Комбинированный урок:  сообщение о героях ВОВ.

Исторический снежный ком

Как сложилась судьба героев ВОВ?

Что значит быть патриотом сейчас?

27. Пионеры-герои

Пионеры- герои: Витя Черевичкин, Марат Казей, Саша Чебанов, Эдик Жмайлов,  ребята с у лицы Ульяновской Валерик Нижегородцев. /Моя семья в годы Великой Отечественной войны/   

Отечественная война

партизаны

оккупация

ополчение

пионеры-герои

Литературно- музыкальная композиция. Викторина на тему «Великая Отечественная война на Дону»

Задание по подготовке к защите проектов.

Заполнение анкеты для исследования «Моя семья в годы ВОВ»

28.Герои наших дней

В.П. Поляничко – человек, патриот,  гражданин.  

Андрей Орлов – Герой России.

Михаил Емельянов – депутат Государственной Думы, выпускник нашей школы

миротворец

благотворительный фонд

депутат

Государственная Дума

Урок экскурсия на базе школьного музея

Конкурс сочинений на тему:  «Может ли сын героем стать?»

29. Ребята с нашего двора…

Учащиеся школы герои чеченской войны:

 А Пуханов,          

М. Евдонский,

Д . Блинов

 чеченская война

боевики  

террористы

Урок экскурсия на базе школьного музея

Подготовить сообщение на тему: «Герои живут среди нас».

30. Наши современники

    Проблемы и перспективы развития края в наши дни. Деятельность В.Ф.  Чуба на посту губернатора Ростовской области.        

    М.А. Чернышов – мэр города Ростова-на-Дону. Роль казачества в наши дни.

мэр

губернатор

возрождение казачества

Виртуальное путешествие по современному Ростову

Подготовка к конкурсу « Мой город в будущем».

Творческая работа учащихся: презентации, буклеты, рисунки, проекты,поделки.

31. Живописцы Дона.

Изобразительное искусство: А.И.Куиджи, Н.Н. Дубовской,  М.Б. Греков, М.С.Сарьян.    

Скульптура Е.В. Вутечич.

скульптура

живопись

 жанр

барельеф

 горельеф

Урок - вернисаж

Подготовить свои рисунки   на тему:  « Природа нашего края»

32. Чтоб громче музыка звучала…

Музыка: концертная деятельность на Дону известных русских музыкантов    -М.  П..Мусоргского,  А.Н. Скрябинова,  С.В. Рахманинова.

 концерт

жанр

 песня

Музыкальный салон

Какие памятные места связаны с жизнью и деятельностью известных русских музыкантов

33. Литературная жизнь на Дону.

Литература:  А.П. Чехов,  Короленко, М.А.Шолохов, А. Калинин, А.И. Солженицын.

издание


Урок- конференция.

Работа учащихся в группах по опережающим   заданиям

Подготовка сообщений «Моя любимая книга»      

34-35. Защита творческих работ учащихся

Защита творческих работ учащихся

Подготовка работ для участия в краеведческой конференции

                 

                         

                                                                 

                                                   

                    Учебно-методическая литература по курсу:

1. Веряскина О.Г.История Донского края. Ростов н / Д., 2007-2012.    

2. Самарина Н.В., Виктюк О.Г. История Донского края. Ростов н / Д., 2007-2012.  

3. Кислицын С.А.,  Кислицына  И.Г.История Донского края. Ростов н / Д., 2007-2012.

4. Круглов Ю.Н., История Донской земли. Ростов н/Д., ПРО-ПРЕСС, 2006.

5. История Дона (с древнейших времён до падения крепостного права) // Под ред. А.П.        Пронштейна. Ростов н/Д., 1973.

6. История Донского края  // Под ред. В.И. Кузнецова. Ростов н/Д.; Изд-во Рост. Ун-та, 1971.

7. Левченко В.С., Чеботарёв Б.Д. История Донского края. Ростов н/Д.,1982.

8. Чеснок В.Ф. Вначале была легенда. Ростов н/Д., 2005.

9. Чеснок В.Ф. Танаис. Продолжение легенды. Ростов н/Д., 2005

10. Чеснок В.Ф. Как одевались предки. Ростов н/Д., 2007.

11. Данцев А.А. Великие сыны Дона. Ростов н/Д., 1985.

12. История Донского казачества / Под ред. А.В.Венкова. Ростов н/Д..,2001.

13. Казаки //  Иллюстрированная история Отечества.  СПб.,1999.

14. Астапенко  М.П. Кондратий Булавин. Ростов н/Д., 1988.

15. Соловьёв В.М. Степан Разин и его время. М.: Просвещение,1990.

16. Лунин Б.В. Степан Разин. Ростов н/Д., 1971.

17. В боях за Дон 1941 – 1943. Ростов н/Д., 1983.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса "Мой край Шолоховская земля"

Программа предназначена для изучения краеведческого материала Шолоховского района....

рабочая программа элективного курса "История России в лицах"

Элективный курс "История России в лицах X-XVIII вв." для 10 класса, расчитан на 35 часов в год.Курс освещает исторические персоналии российской истории и их роль в исторической судьбе нашей страны....

Программа курса "Мой край родной"

Программа  внеурочной деятельности разработана для занятий с обучающимися 6 классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО. Актуальность программы заключается в усилении внимания к таким в...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "История в лицах"

Рабочая программа  курса внеурочной детялеьности "История в лицах" рассчитана для обучающихся 10-11 классов. Программа соответствует структуре ФГОС СОО. Основным методическим сопровожде...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Лицом к лицу к экзаменам»

Предлагаемая программа внеурочной деятельности направлена на профилактика негативных эмоциональных  переживаний учащихся, связанных с ситуацией подготовки и сдачи ГИА. Может использоваться в рабо...

Программа факультатива "История Владимирского края в лицах"

Эта программа ориентирована на расширение знаний учащихся о важнейших деятелях Владимирской земли,  внесших значительный вклад в развитие нашего края и страны....

Авторская программа курса «Родной край – Оймяконье», 5 класс, 34 ч.

Курс «Родной край - Оймяконье» в 5 классе опирается на Государственный стандарт НРК в географическом образовании, является пропедевтическим курсом для изучения систематических предметов и ...