Конспект урока на тему "Воспитание в казачьей семье.Воспитание мальчика – казака".
план-конспект занятия по краеведению (6 класс)

Дубинина Елена Владимировна

Конспект урока на тему "Воспитание в казачьей семье.Воспитание мальчика – казака".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_v_kazachey_seme._vospitaniemalchikov.docx29.43 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Воспитание в казачьей семье.

            Воспитание мальчика – казака.

Цель урока:

На основании исторического материала познакомить обучающихся с особенностями в воспитании мальчика – казака.

Задачи  урока:

Продолжить знакомить с обычаями и традициями казаков.

Показать роль казачества в воспитании молодого поколения.

Прививать чувство патриотизма, уважения к традициям и истории своего края, чувство любви к малой Родине.

 Оборудование:

Компьютерная презентация «Воспитание в казачьей семье. Воспитание мальчика – казака»

Ход урока:

Слайд 1.

Здравствуйте, ребята. На прошлых уроках мы с вами говорили о том, что

казаки – уникальное явление в российской истории.

Казаки сохранили вековые традиции уклада жизни до самого последнего времени.

 Естественно до нас дошли лишь отголоски мощной культуры Казачества. Что-то сохранилось в быту по сей день, что-то известно по летописям, легендам, песням и преданиям, а что-то утеряно безвозвратно.

Попробуем же воссоздать Казачий быт, построение общества и воспитание-образование Казаков на наших уроках. И сегодня мы с вами поговорим о воспитании казачат.

Слайд 2.

Казаки жили семьями в укреплённых поселениях – «городках», позже названных «станицами» и «хуторами». Основополагающим принципом существования был принцип Рода, который объединял в себе прошлое, настоящее и будущее: заветы предков, достойную воспитание и жизнь настоящих поколений и деяния ради здоровой и активной жизни будущих поколений рода. Весь быт был подчинён этому принципу. Общество делилось на возрастные группы - «партии» или «беседы». Старики, женатые Казаки, холостые Казаки, Казаки-малолетки (не служившие или не участвовавшие в боевых действиях), Казачата-подростки и совсем маленькие Казачата. У каждой из этих групп были свои «беседы».

Выше всего в этой иерархической лестнице стояли старики. У них было всё для воспитания молодых поколений Казаков: мудрость, знания, опыт, традиции и заветы предков.

Слайд 3.

Самым главным событием в казачьей семье было рождение ребенка. Если рождался сын, то этому радовался и отец, и вся его родня.

Появление на свет младенца приветствовалось выстрелами из ружей. Казаку, у которого родился сын, добавляли надел земли. Ведь казаки за собственные средства покупали форму, оружие и коня.

Слайд 4.

Новорожденного стремились как можно скорее окрестить.

        Родители тщательно выбирали крестных для своего ребенка, так как они считались духовными наставниками. Отказаться от роли крестного было невозможно, это считалось кровной обидой для родителей.

        Перед самым таинством ребенок находился на руках у повитухи, которая передавала его крестному отцу. Крестная мать готовила купель для обряда. Как ни странно, воду в купель наливали прямо из колодца, ни в коем случае не грели ее и не добавляли теплой воды. Считалось, что, опуская ребенка в ледяную воду (даже зимой), придают ему большую стойкость к болезням.

        После завершения обряда священник передавал младенца крестным родителям: если мальчик, то крестной матери, если девочка, то крестному отцу, которые и несли ребенка в дом. После этого младенец становился полноправным членом семьи. Младенца выносили их храма на бурке, а наиболее верные друзья стояли, скрестив шашки. Этот обычай пережил века и сейчас многие казаки поступают так же, как их предки. На следующий день после крещения в дом родителей приходили родственники, друзья и близкие. Устраивали застолье, первые тосты всегда произносили за здоровье ребенка, его родителей и повитухи, принимавшей роды.

Новорожденному  все родные и друзья отца  приносили в дар ружье, патроны, порох, пули, лук и  стрелы.

         Эти подарки развешивались на стене, где лежала родительница с младенцем.

Слайд 5.

С первых дней жизни мальчиков воспитывали воином.

 Детей старались поменьше брать на руки, чтобы ребенок не привыкал к рукам, его клали в зыбку, подвешиваемую к потолку.

Женщинам не позволяли сюсюкаться с мальчиком: «Не портьте, бабы, казака!» Если где-то ушибся и заплакал, то поучали: «Не плачь, ты же казак, а казак не плачет!» или «Не плачь, казак, атаманом будешь!»

Слайд 6.

Заботу о воспитании подрастающего поколения проявляли не только родители, но все взрослое население хутора станицы. За неправильное поведение подростка взрослый не только мог сделать замечание, но и запросто «надрать уши», а то и «угостить» легкой оплеухой, сообщить о случившемся родителям, которые незамедлительно «добавят».

Слайд 7.

Первый раз мальчик знакомился с воинской наукой, хоть и в игровой форме, в год после первого причастия.

Годовалого казачонка на женской половине дома усаживали на кошму, и крестная срезала его первые прядки волос, которые потом на протяжении всей жизни сохранялись за именной иконой.

Подстриженного мальчонку женщины передавали мужчинам, и те несли его к церкви. Там его ждал неоседланный конь.

Казачонка сажали верхом на коня на расстеленный шелковый платок (в который потом заворачивали первые волосы) и гадали, как он будет себя вести, по малейшим приметам стараясь угадать судьбу будущего воина.

Схватится за гриву — будет жив. Заплачет, повалится с коня — быть убитому. Коня обводили вокруг церкви. Потом отец брал его на руки, а крестный надевал на них обоих портупею так, чтобы издали казалось: идет по улице казак при шашке.

У ворот родной хаты казаков встречала женщины. «Казака принимайте! Да за ним доглядайте! Чтоб был не квёлый, до всякой работы скорый, чтоб Богу молился да сабле учился! Чтоб малых не обижал, старших уважал, а к родителям был почтительней…»

Крестная снимала с отца и сына шашку со словами: «Возьми, крестный, шашку, нашему казаку еще расти нужно. Сохраняй ее до срока».

Крестный принимал оружие, хранил его и вручал крестнику в семнадцать лет, после того, как малолетку приписывали к полку. Он же, крестный, обучал крестника всем церковным обычаям, но в большей степени всем видам воинского искусства.

Считалось, что отец может быть излишне строг или чрезмерно мягок, поскольку это его плоть и кровь, а крестный — духовный отец — будет и строг, и справедлив.

Слайд 8.

Обучение начиналось после «праздника первых штанов».

В прежние времена казаки следовали дедовскому обычаю: когда сын в семье достигал пятилетнего возраста, ему преподносили его первые в жизни казачьи штаны. Да не простые, а с лампасами, т.е. нашивкой на боковом шве шаровар. Цвет нашивки имел особое значение и означал принадлежность к тому или иному казачьему войску.

Первые штаны каждого мальчишки становились его начальным символом принадлежности к родовому казачьему сословию. Носить такие штаны разрешалось только казакам, прочий люд не имел подобного права.

Штаны, как правило, дарил старший в роду. Мальчика все поздравляли с первыми штанами, и казачонок ими очень гордился.

Слайд 9.

Как правило, с трех-пяти лет казачонка уже приучали к верховой езде, рукопашному бою, передавая особые, в каждом роду сохранявшиеся приемы.

Обучение было тяжелым и постоянным.

Стрелять учили с семи лет, рубить шашкой — с десяти.

Сначала пускали тонкой струйкой воду и «ставили руку», чтобы клинок шел под правильным углом и резал воду, не оставляя брызг. Потом учили «рубить лозу», сидя на коновязи — на бревне, и только потом на боевом коне, по-боевому, по-строевому осёдланному.

Мальчика воспитывали гораздо строже, чем девочку, и жизнь его с очень раннего возраста была заполнена трудом и обучением.

С пяти лет мальчишки работали с родителями в поле: погоняли волов на пахоте, пасли овец и другой скот. Но время для игры оставалось. И крестный, и атаман, и старики следили, чтоб мальчонку «не заездили», чтобы играть позволяли. Но сами игры были такими, что в них казак обучался либо работе, либо воинскому искусству.

Слайд 10.

Одной из самых любимых была древнейшая игра — дзига, или кубарь, в которую играли с утра до вечера. Специально изготовленную игрушку, похожую и на шпульку от ниток, и на волчок, подхлестывали кнутами. Условия были самыми разными: стараясь не уронить, гоняли дзигу по маршруту, гоняли наперегонки…

Особые мастера ухитрялись выделывать потрясающие номера с кубарем, подбрасывая его в воздухе или попадая им в цель за много метров. Бывали командные соревнования, бывали бои, когда сшибали дзиги противников…

Несмотря на то, что взрослые считали «гонять кубарь» пустым занятием, именно оно развивало глазомер, реакцию, ловкость, выносливость, да и просто обучало пастушьему владению кнутом и боевому умению обращаться с нагайкой.

Слайд 11.

В семь лет мальчонку стригли ритуально во второй раз. Бритоголовым он шел в первый раз с мужчинами в баню, а затем к первой исповеди. Дома после праздничного обеда, за которым он в последний раз ел детские сласти, под украдкой роняемые матерью, сестрами и бабушкой слезы, он собирал постель и переходил из детской в комнату братьев.

Старшие братья придирчиво осматривали его одежонку и немилостиво выбрасывали все, что считали излишне теплым или мягким. «Все! — говорили они. — Учись служить! Чай, теперь ты не дите, а пол казака!»

С этой минуты мальчика могли наказывать только мужчины (или, если отец погиб или умер, только мать). Женщины не имели права вмешиваться в его воспитание.

А когда старшие уезжали из дома, он оставался за хозяина. «Смотри, — говорил отец, — на тебе дом и женщины. Доглядай хозяйство». И если поначалу это могло восприниматься не совсем серьезно, то в десять лет казачонок уже полностью понимал меру ответственности и действительно был опорой дома и семьи.

Слайд 12.

С ранних лет мальчиков готовили к различным испытаниям и трудностям. Это были скачки на лошадях, военизированные игры, которые проводились под руководством взрослого. С 10-11 лет казачата участвовали в скачках-соревнованиях, организуемых местной властью. Программа была не из легких: скачки через препятствия со стрельбой, рубкой чучел и прутьев; умение броситься на «врага» с «холодным» оружием и поразить его, пленить предполагаемого противника и т. п.

Подростки упражнялись в джигитовке и ловкости, владении оружием в подготовительных лагерях, где их готовили к будущей службе на благо Родины. Казачьи школы, где обучались мальчики, имели специальную программу по военной подготовке и устав, который неукоснительно должен был соблюдать каждый ученик.

Слайд 13.

С очень раннего возраста казачонок осознавал себя частью станичного общества. С двенадцати лет казачонка вводили в круг (сход). Предания донесли до нас известия о том, что на всех старинных казачьих войсковых кругах обязательно были смышленые казачата. Для этого торжественного случая им даже шилась, за счет атаманской казны, праздничная одежда.

Разумеется, они не принимали участия в спорах казаков, у них была другая задача — слушать и запоминать. В особо важных случаях таких мальчишек бывало несколько. Они стояли друг от друга порознь, чтобы не разговаривали между собою, и после круга их расспрашивали: что они запомнили, о чем шла речь, кто и что говорил, кто кому возражал, какое было принято решение…

Так народ сохранял свою историю. Бывали старики, которые с поразительной точностью рассказывали о событиях вековой давности, и на вопрос, откуда ему это известно, старик отвечал коротко и просто: «Я там был!».

В 16 лет казак должен был пройти испытание, обычно это была охота, а на общем сходе он должен был продемонстрировать свои умения, показать, что он становится «матерым казачиной».

От 19 до 21 года казак, в зависимости от региона, принимался на военную службу.

Слайд 14.

Но самой главной задачей казачонка всегда была учеба. Особым уважением пользовались школяры. Ими гордились в семьях, они вели себя на улице солидно и достойно.

Те, кому посчастливилось учиться в кадетском казачьем корпусе или в гимназии, были известны поименно всем жителям станицы или хутора. Их приглашал в правление и поздравлял с каникулами атаман. Студентов и юнкеров даже старики звали по имени-отчеству…

Слайд 15.

Но кроме этого каждый казачонок ежедневно учился работать, перенимая мастерство от старших. Семилетний мальчик вполне справлялся с лошадьми и волами, мог и запрячь и поставить в конюшню.

Пахать на волах ему не хватало силенок, но боронить, сгребать сено на лошадях было исключительно мальчишеским делом.

С весны до осени казачата, как правило, жили в степи при отарах или на бахчах со стариками. И здесь учеба не прекращалась ни на один день. Казачат учили ежедневно стрелять, скакать на коне, рубить шашкой, бороться.

Сыновьям казачьих офицеров времени на детские игры отпускалось меньше, чем сыновьям простых казаков. Как правило, с пяти, семилетнего возраста отцы забирали их в сменные сотни, полки и увозили с собой на службу, часто и на войну. 

Слайд 16.

Во все времена к воспитанию детей подходили серьёзно. Дети – будущее народа. И от воспитания зависит и жизнь родителей в старости. В казачьей культуре упор делали на качества характера в первую очередь и на почитание старейшин. Многие поколения семей казаков живут дружно и, порой, под одной крышей. Старшие покровительствуют над младшими, молодые уважают и почитают стариков. Только такой прочный союз поколений может составить надёжную опору для всего народа.

А теперь давайте посмотрим как внимательно вы меня сегодня слушали. Ответьте на мои вопросы:

  1. Когда казачка первый раз сажали на лошадь?
  2. В каком возрасте казачка стригли?
  3. Что такое Праздник первых штанов?
  4. Что вам больше всего запомнилось на уроке?

Ребята, спасибо вам за активную работу. Все сегодня молодцы!

До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Казачья кобза. Фольклор кубанских казаков" 5-7 класс

     Данная программа предназначена для детей и подростков, обучающихся в классах казачьей направленности общеобразовательных школ.      Традиционн...

Казачьи посиделки "Эх, донские казаки"

Цель:  формирование у воспитанников чувства любви к малой родине.Задачи:  пробудить интерес к изучению истории Донского края через знакомство с культурой и бытом казачества....

конспект урока по самопознанию в 5 классе "Дружба мальчиков и девочек"

Дана разработка урока самопознания в 5 классе по теме "Дружба мальчиков и девочек"...

Сценарий выступления на казачьем Сполохе 2016 года "Казаки на спортивных берегах"

Поминутный сценарий спортивно-театрализованного выступления команды...

Презентация "Воспитание в казачьей семье.Воспитание мальчика – казака".

Презентация  "Воспитание в казачьей семье.Воспитание мальчика – казака"....

Конспект урока " Казачья песня, как душа казака"

Конспект направлен на развитие чувства  патриотизма и повышение знаний о своей малой родине....