Конспект урока по истории Донского края: "Казак без верны не казак".
план-конспект урока по краеведению (6 класс) на тему
Конспект открытого урока по истории Донского края: "Казак без веры не казак"
Цели урока:
- развитие у обучающихся интереса к родной истории через раскрытие сущности исторических явлений и процессов на близком и ярком материале;
- развитие творческих способностей обучающихся на основе поисковой, исследовательской деятельности, изучения источников по истории родного края;
- воспитание духовно-нравственного отношения у кадет к истории своей малой Родины, любви и уважения к православным традициям донских казаков;
- формирование у кадет собственного оценочного отношения к фактам и событиям прошлого и настоящего.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kazak_bez_very_ne_kazak.docx | 39.54 КБ |
Предварительный просмотр:
«Казак без веры не казак».
Цели урока:
- развитие у обучающихся интереса к родной истории через раскрытие сущности исторических явлений и процессов на близком и ярком материале;
- развитие творческих способностей обучающихся на основе поисковой, исследовательской деятельности, изучения источников по истории родного края;
- воспитание духовно-нравственного отношения у кадет к истории своей малой Родины, любви и уважения к православным традициям донских казаков;
- формирование у кадет собственного оценочного отношения к фактам и событиям прошлого и настоящего.
Оборудование урока:
- презентация;
- компьютер, диапроектор;
- карта Ростовской области;
- макет «Казачий городок – станица Усть-Белокалитвенская»;
- фотографии храмов земли Донской и быта донских казаков;
- «исторические документы».
Разработала: учитель истории Донского края Хомякова Е.П.
Тип урока: сообщение новых знаний.
Форма урока: мультимедийный урок.
План урока:
- Вводное слово.
- Казачий городок – станица Усть-Белокалитвенская.
- Храм – святыня Донской земли.
- Колокольный перезвон.
- Православные традиции в жизни казаков.
- История Свято-Троицкого храма (х. Дядин).
- Рефлексия.
- Выставление оценок.
Ход урока.
- Вводное слово.
Станица… Что может быть роднее для казака, чем его донская станица? Каждое название станицы, что перезвон колоколов в местном храме, собирающих казаков на молитву. Именно такие казачьи станицы, были опорой государству Российскому. В них рождались и росли казаки, в них играли свадьбы, в них били ключом самобытные казачьи традиции.
(На слайде фото донских станиц, донской природы).
На плетнях развешана посуда:
Банки, склянки, толстые горшки.
Прибрано гумно, порядок всюду:
Здесь живут донские казаки.
Выбелены глиной пятистенки,
Крыши, чаканом покрытые, стоят.
Звяканье удил в порывах ветра,
Кони в холодке овес едят.
Пахнет обмолоченной соломой,
Выбитый катками, дремлет ток.
Под навесом из доски дубовой
Бочка, в ней терновый бродит сок.
Куры роются в сухом навозе,
Призывает их к себе петух.
Молоко несет хозяйка козье,
За ней сладковатый ползет дух.
Разметались за плетнем левады.
Расплелись там шапкой кабаки.
Тихо шелестят стога соломы,
Сложены прикладом кизяки.
- Не сразу, не вдруг появились на Дону казачьи городки.
- Граф М.И. Платов, атаман ВВД, генерал от кавалерии писал: (На слайде
портрет Платова)
«Мы рождены не для прогулок по паркам и не для сидения на мягких диванных подушках. Нашей священной миссией всегда били сражения за родную землю в бескрайних степях, в лесах и болотах, под палящим солнцем и проливным дождем. Нашим приютом чаще всего были горящие костры и наспех построенные шалаши. Таков наш удел, таковым ему оставаться вовеки…»
М. Платов.
- И так было долгое время.
Первое документальное упоминание о казачьих городках относится к 1549 году. Ногайский князь Юсуф жаловался царю Ивану 4: «Холопи твои, некто Сары-Азман, словет, на Дону в трех и в четырех местах городы поделали… Да наших послов… и людей стерегут да разбивают». (На слайде
портрет Сары-Азмана)
И снова дым. Но дым уже другой –
теперь он пахнет теплотой и пищей.
И первый сруб, как первый лист тугой,
из черного выходит корневища.
И медленная светлая смола,
как слезы встречи, катится по стенам.
И верят люди: жизнь благословенна,
как бы она сурова ни была!
Тема нашего занятия «Казак без веры не казак». (На слайде тема)
Мы с вами сегодня узнаем, когда появились первые казачьи городки. Какими они были. Построим свой городок. Познакомимся с казачьим бытом, узнаем, что любили казаки, во что верили, во имя чего готовы были отдать свои жизни.
Перед вами на столе лежат страницы старинной книги. С их помощью мы отправимся в далекое путешествие, в прошлое Донской казачьей земли, глазами наших предков увидим первый казачий городок и построим свой…
- Работа с текстом «Казачий городок».
- Казачий городок это? (На слайде фото городка, храма).
- Где основались городки? Почему?
-Что было особенностью казачьих городков?
- Что собой представляли казачьи городки?
- Что такое курень?
- Ребята, а чего не хватает в нашем городке?
Работа с макетом «Казачий городок – станица Усть-Белокалитвенская».
В 1703 году по челобитью казаков: Михайлы Никитина, Сысоя Ермолаева и Емельяна Дорогального, войсковым атаманом Екимом Филиппьевым была подписана войсковая грамота, дозволяющая заселить новый казачий городок на реке Северский Донец при впадении в него реки Калитва.
Спустя четыре десятилетия после заселения в 1740 году казаки построили в станице деревянную однопрестольную церковь. Освятили ее в честь Введения во храм Божией Матери.
На этот момент в станице насчитывалось 92 куреня и в них проживало 447 казаков. В скором времени Свято-Введенский храм не мог вместить всех молящихся и тогда станичное правление принимает решение строить новую каменную трехпрестольную церковь. В 1904-1905 годах каменный храм в станице был построен, а старая деревянная Свято-Введенская церковь была передана казакам хутора Богураев.
- Храм – святыня Донской земли. (На слайде надпись)
- Храм – это святыня Донской земли, дом Бога на Земле. В станицах, хуторах, откуда вы родом обязательно есть церковь или часовня.
- У вас было задание, провести историческое исследование по теме: «История моего храма».
- На парте лежат силуэты храмов, напишите каждый на своем силуэте название своего храма и прикрепите их на карту Ростовской области в ту точку, где они расположены.
( Кадеты кратко рассказывают историю своего храма)
Работа с картой Ростовской области и фотографиями храмов.
- Спасибо, ребята, вы хорошо справились с этим заданием!
- Результаты вашей работы станут продолжением нашего проекта «Дорога к храму».
4. Колокольный перезвон.
Донские храмы всегда славились красотой и звучностью своих колоколов. Звон колокольный сопровождал казака от рождения до смертного часа. В дни горестей и радостей, грустный или торжественный, он всегда присутствовал в жизни казака. Божественные звуки колоколов сотни лет властвуют над донскими просторами, трогая души и сердца людей.
Главное предназначение колоколов, конечно, заключалось в том, чтобы созвать народ на богослужение. Но также колокола отбивали время, звонили в набат во время пожаров или при набегах врагов. Они были путеводной звездой для заплутавшихся в непогоду путников.
- Ребята, вслушайтесь в этот колокольный перезвон!
(разное звучание колоколов, на слайде колокола)
- Как вы думаете, о чем говорит звучание этого колокола?
- А что означает этот перезвон?
- А этот?
- Православные традиции донских казаков.
- Жизнь казака богата обычаями и традициями.
- Какие православные традиции донских казаков вы знаете?
1. Рождение и крестины казачьего сына.
Когда в казачьей семье рождался сын, это считалось большим счастьем. Родственники, знакомые приходили в дом новорожденного, приносили «на зубок» стрелу, патрон с порохом, пулю, лук. Дед дарил шашку и ружье.
Таинству Крещения казаки придавали огромное значение. Ребенка как можно скорее старались крестить, чтобы оградить его тем самым от всякой беды и болезни. Крестили ребенка в храме, при совершении этого обряда должны были присутствовать крестный отец и мать. Крещение отмечалось торжественным крестинным обедом, куда приглашались ближайшие родственники.
Когда у младенца прорезался первый зуб, отец возил его в церковь служить молебен Иоанну Воину, чтобы из сына вырос доблестный и храбрый казак. У ворот родного куреня казачонка встречала мать.
«Казака принямайте! Да за ним доглядайтя! Чтоб был не квелый, да до всякой работы скорый, чтоб Богу молился да сабле учился! Чтоб малых не забижал, старших уважал, а к родителям был почтительный…»
2. Казачий свадебный обряд.
Свадьбу казаки играли в любое время года, кроме постов. Однако чаще всего их играли осенью после окончания полевых работ и до рождественского поста. Днем свадьбы, как правило, выбирали воскресенье. Перед тем, как ехать за невестой, жениха благословляли родители иконой. Он целовал ее три раза и кланялся в ноги родителям. Этот же обряд происходил и в доме невесты. Когда невеста была готова, ее сажали под святыми образами в ожидании будущего мужа. Жених проходил разные испытания, платил за невесту выкуп и молодые отправлялись в церковь, где над ними совершался венчальный обряд. Из церкви новобрачных везли в венцах, с ними ехал священник. В доме он снимал с молодых венцы, читал установленную молитву. После чего всех приглашали к столу.
3. Проводы в армию.
Проводы казаков на службу являлись целым событием, им придавалось большое значение. Перед уходом сына на службу, отец брал в руки икону и благословлял сына на верную службу Отечеству. Получив благословление отца, казак кланялся в ноги своим родным, говоря: «Даст Бог, вернусь!». Все уходившие на службу казаки собирались в церковь на молебен. Они обязательно брали собой горсть родной земли около своей церкви или в своем дворе. Землю зашивали в мешочек и привешивали к кресту на груди. Если казаку суждено было пасть в бою, родная земля первая ложилась ему на грудь.
4. Встреча казака со службы.
Встречали казаков со службы всей станицей. Казаки въезжали в станицу торжественно, один из них держал образ Спасителя. Старший урядник рапортовал станичному атаману о благополучном возвращении со службы, затем все отправлялись в храм. Возвратившиеся со службы казаки справляли на свои средства знамя из цветной материи с изображением святого и жертвовали станице на память о своей службе и возвращении с нее. Такие знамена освящались и хранились в станичных церквях. За свои успехи и удачи в воинских делах казаки благодарили Господа Бога.
- Казачьи православные праздники.
С особой любовью казаки отмечали церковные православные праздники.
Особо любимыми у донцов были рождественские праздники. Праздничные дни на Дону продолжались две недели: начинались праздником Рождества Христова и завершались Крещением Господним.
Одним из самых главных и светлых праздников казаки считают Пасху.
Пасха – это праздник Светлого Христова Воскресения. В пасхальную ночь задолго до полуночи, верующие в светлых одеждах собираются в храме и ожидают наступления пасхального торжества. После пасхальной литургии совершается освящение куличей и пасок. Возвратившись из церкви, вся семья садилась разговляться. Важным событием пасхальных торжеств было поминание усопших.
- Сельскохозяйственные работы казаков.
Любую работу казаки начинали с благословления Божьего. Так перед началом сева устраивали обед прямо в поле. Брали с собой свяченую воду и брызгали ее поле, прося у Бога хорошего урожая. После чего, сделав сначала семенами крест, начинали сеять.
По окончании сева был обычай весьма распространенный в пределах Дона – хождение духовенства с иконами. Обычно носили икону Божьей Матери и крест.
- Ребята, вы сейчас рассказали о традициях и обычаях донских казаков.
- Так что же является основой казачьей жизни?
(Ответ: На протяжении всей жизни казак неразрывно связан с православной верой….)
Мы идем, спотыкаясь о зло и барьеры.
Я боюсь заблудиться в странном мире без веры. (На слайдах храмы)
Без нее мы – лишь капли на камнях раскаленных.
Без нее мы – лишь тени в мрачной мгле воспаленной.
Мы как птицы без крыльев или небо без солнца,
Как колодец, испитый до гранитного донца,
Мы – всего лишь песчинки, уносимые ветром,
Иль остывшие звезды, обделенные светом,
Как моря без волнений, как слепцы – одиночки,
Как весна без цветенья, без налившейся почки,
Без церквей – моя Русь, как без весел галеры:
Эту жизнь не могу я представить без веры.
- История Свято-Троицкого храма (х. Дядин).
Богата Донская земля уникальными памятниками культурного наследия. Один из таких выдающихся памятников истории и церковной архитектуры находится на нашей земле в хуторе Дядин – это Храм во Имя Святой Троицы. Фото на доске.
(Фото храма на слайде)
Храм был построен усердием и на средства Усть-Белокалитвенских казаков в 1894 году. В судьбе храма принимали участие известные зодчие – Карл Федорович Кюнцель и архитектор Донской Епархии Петр Семенович Студеникин. В 1873 году хутор Дядин насчитывал 726 человек (111 дворов) и находился на 5 месте по численности населения среди других хуторов в станице Усть-Белокалитвенской. Свято-Троицкий Храм действовал до 1937 года. В советские годы Храм не использовали по своему прямому назначению, в нём прекратились Богослужения. В период разрушения с Храма исчезли купола и кресты, оконные и дверные проёмы пришли в негодность, в куполе была дыра, оставленная снарядом в годы Великой Отечественной войны.
Более пятидесяти лет сиротливо стоял полуразрушенный храм с пробитой крышей и заколоченными дверями. В сентябре 2007 года по благословению архиепископа Ростовского и Новочеркасского Пантелеймона был образован Свято-Троицкий приход хутора Дядин, который ставит своей целью возрождение полноценной духовной жизни Храма. В 2009 году настоятелем храма отцом Александром, духовником нашего корпуса была проведена первая служба.
Храм постепенно возрождается. Появилась колокольня, залатали крышу. Ведутся реставрационные работы как внутри, так и снаружи. В этом процессе принимаю участие и кадеты нашего корпуса.
Возрождение Свято-Троицкого Храма это пример огромной безмерной любви людей к вере. Мы сильны своей верой, и эта сила помогает нам преодолевать все жизненные трудности.
- Рефлексия.
Вдали виднелись 2 фигуры, идущие по лугу.
-Дед, а что там впереди виднеется?
-Это храм.
-А где же хутор?
-Был, да пропал. Люди ушли и дома пали. Дома без людей долго не стоят.
- А почему храм стоит?
- Храм – дом Божий, потому и стоит. И даже роспись уцелела.
- А кто же его строил и расписывал?
- Мастера, зодчие, иконники!
- Дед, а ты видел, как этот храм строили и расписывали?
- Да нет, он уже больше 100 лет стоит!
-А тебе сколько?
-Да мне уже скоро 70 будет.
-Значит, он уже до тебя стоял?
-Стоял. И после меня стоять будет.
-И после меня тоже?
- Ребята, а как вы думаете?
(Будут стоять на православной земле храмы. Будет становиться крепким государство, прочно стоящее на великой, вечной, православной земле).
- Итоги урока.
- Скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы говорили на нашем уроке?
- Что нового вы для себя открыли на нашем занятии?
- Выставление оценок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты уроков по истории с мультимедийными презентациями. История России в 1 четверти 19 в.
Конспекты уроков по истории с мультимедийными презентациями. История России в 1 четверти 19 в. Александр I/ Внутрення и внешняя политика 1 четверти 19 в....
Конспекты уроков по истории с мультимедийными презентациями. История России во 2 четверти 19 в.
Конспекты уроков по истории с мультимедийными презентациями. История России во 2 четверти 19 в. Николай II? Его внутренняя и внешняя политика. Культура 1 половины 19 в....
Конспекты уроков по истории с мультимедийными презентациями. Всеобщая история. 19 век. 8 класс 19 в.
Конспекты уроков по истории с мультимедийными презентациями. Всеобщая история. 19 век. 8 класс 19 в.Некоторые презентации к урокам слишком большие по объему, поэтому не размещены....
Конспект урока по истории. 5 класс. Что такое история? История – наука о прошлом человечества.
Класс 5 Тема: Что такое история? История – наука о прошлом человечества. Цель: дать представление об истории как науке о прошлом человечества. Задачи: Ознакомить учащихся с понятием история, истори...
Урок по истории Донского края по теме " История заселения Морозовского района"
урок проводился в рамках изучение регионального компонента по истории Донского края.Цель урока:1. ознакомление с историей родного города.2.Формирование умения работать с дополнительной литератур...
Конспект урока по Истории России для 11 класса по теме «Первые месяцы большевистского правления» (учебник История России, XX – начало XXI века. А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов, С.В. Мироненко, 2014)
Политические и социально-экономические проблемы, которые большевикам предстояло решать после прихода к власти...
Конспект урока по истории России для 7 класса по теме «Народные движения» (учебник История России конец 16-18 в. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, 2014)
Ход и результаты народных выступлений XVII века...