Программа экологического кружка Юннатов
рабочая программа по краеведению (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему
Актуальность программы кружка обусловлена важностью внешкольной природоохранной работы на современном этапе, необходимостью знать и изучать родные места, понимать целесообразность взаимоотношений с окружающей средой.
Включение изучения основ познания своей малой Родины в процесс воспитаниядетей дает возможность решать многие воспитательные цели и задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunyy_naturalist_programma_2017_18_uchebnyy_god.doc | 219.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Важное значение для формирования экологической культуры учащихся имеет изучение природной окружающей среды. В процессе занятий учащиеся расширяют эколого-краеведческие знания.
Углубляют знания о погоде и климате, о формировании природных комплексов при взаимосвязи всех компонентов природы, о роли хозяйственной деятельности человека в системе «природа — общество — человек». Знакомятся с сущностью хозяйственной оценки природных условий и ресурсов, с необходимостью рационального использования и охраны природных богатств своего района, края.
В процессе занятий у учащихся формируются эколого-туристские умения и способы действий: поведенческие, опознавательные, преобразовательные.
Работа в кружке призвана ориентировать учащихся на осознание непрерывной связи Родины и края в экологическом плане.
Эколого-краеведческая работа активизирует мыслительные процессы учащихся, помогает выработке умений общаться, самостоятельно приобретать, практически применять научные знания, способствует овладению навыками исследовательской работы.
Внеклассные эколого-краеведческо-туристические занятия дают возможность кружковцам лучше узнать и изучить свой район и край, помогают усвоить школьную программу по географии и биологии, принять практическое участие в охране и преобразовании природы своего района.
Программа кружка направлена на допрофессиональную подготовку детей и выбор профессий, связанных с экологией, зоологией, ботаникой, географией, профессией туриста-краеведа, исследователя природы.
Актуальность программы кружка обусловлена важностью внешкольной природоохранной работы на современном этапе, необходимостью знать и изучать родные места, понимать целесообразность взаимоотношений подрастающего поколения с окружающей средой.
Включение изучения основ познания своей малой Родины, в процесс воспитания детей даёт возможность решать и решить многие воспитательные цели и задачи.
Цель:
- Реализация естественных потребностей детей в деятельности, познании, общении, формирование экологического сознания подрастающего поколения, обеспечивающего выбор целесообразного поведения в природе, эмоционально-положительного отношения к природе, вещам и материалам природного происхождения.
Задачи:
Образовательные:
Обучить
- экологической терминологии;
- умению пользоваться терминами для составления характеристики представителей флоры и фауны;
- распознаванию основных видов растений и животных Смоленщины на экскурсиях, по коллекционным и гербарным образцам;
- использованию методов исследования природы;
- правилам поведения в природе;
- умениям работать с литературой;
- трудовым умениям в практической деятельности по благоустройству и охране природной среды «малой родины»;
Воспитательные:
Воспитывать
- интерес к предметам: экология, биология, география;
- гуманное отношение к природе;
- желание заниматься наукой;
- эстетическое отношение к миру, чувство любви к природе родного края.
- понимание взаимосвязей между человеком, обществом и природой.
- эстетические чувства (умение видеть и почувствовать красоту, восхититься ею, желание сохранить ее)
- ответственность за состояние окружающей среды, формирование умения правильно оценивать свои действия в быту и на производстве с точки зрения нанесения минимального ущерба окружающей среде.
Развивающие:
Развивать
- познавательные процессы (восприятие, память, мышление, воображение)
- мыслительные операции (сравнение, сопоставление, классификация, обобщение)
Исследовательские:
- работать с литературой;
- ставить простейшие экологические опыты;
- проводить природоохранные мероприятия;
Формы и режим проведения занятий
Основные формы и методы работы с детьми по программе подчиняются следующим методическим подходам: теоретическому и практическому.
Теоретический подход обеспечивается такими формами и методами обучения, как рассказ, дискуссия, экологическая беседа, доклады, обобщающие занятия.
Практический подход осуществляется через исследование природы родного края, работу с литературными источниками, проведение экскурсий. Изучение района должно быть связано с посильной общественно полезной работой: поиск полезных ископаемых, изучение местных водоёмов (родников, ручьёв, рек, прудов), растительности, почв, микроклимата, рекреационных зон — выявление экологической нагрузки и прогнозирование, составление топографических карт; охрана и преобразование природы района.
Знания и умения, полученные учащимися на теоретических и практических занятиях, должны закрепляться в экскурсиях, выставках, учебно-исследовательских конференциях.
.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Должны знать:
- основные экологические термины, характеризующие представителей флоры и фауны Смоленской области;
- основные виды растений и животных Смоленщины;
- правила ведения наблюдений, полевых исследований;
- особо охраняемые территории и памятники природы Смоленской области .
Должны уметь:
- выявлять факторы среды, оказывающие действие на растительные организмы;
- доказывать наличие взаимовлияний и взаимосвязи между организмами на примере растения;
- оценивать влияние природы на человека (его эмоциональное, нравственное состояние и физическое здоровье);
- применять имеющиеся знания в практической деятельности по благоустройству и охране природной среды «малой родины»;
- различать лесные и луговые биоценозы, биоценозы живых организмов, памятники природы;
- различать охраняемые растения и животные Смоленской области;
- работать с литературой и Интернет- ресурсами;
Программа кружка рассчитана на учащихся V—IX классов (по 2 часа в неделю, 72 часа в год). Занятия осуществляются в кабинете химии- биологии.
Срок реализации программы – 1 год.
Тематическое планирование
№п/п | Тема | Кол-во часов |
1 | Введение. | 2 |
2 | Правила поведения в природе. | 2 |
3 | Карта природы вокруг школы. | 3 |
4 | Краеведение | 6 |
5 | Почвы Смоленской области. Полезные ископаемые Смоленской области. | 9 |
6 | Знаменитые исследователи, путешественники, ученые — наши земляки. | 2 |
7 | Плоды и семена. | 6 |
8 | Практическая работа. | 10 |
9 | Комнатные растения. | 4 |
10 | Экология Смоленской области | 6 |
11 | Проверка всхожести семян | 5 |
12 | Фотовыставка. Природа глазами детей. | 2 |
13 | Садовый дизайн. | 5 |
14 | Птицы Смоленской области. | 4 |
15 | Экологический эрудит | 4 |
16 | Итоговое занятие. | 2 |
Всего: | 72 |
Содержание программы
- Введение. Охрана труда при проведении кружка. Предмет и задачи программы.
- Правила поведения в природе. Составления правил поведения в природе.
- Карта природы вокруг школы. Составить план местности, окружающий школу. Эта тема одна из первых в работе кружка. Она требует участия не одного, а многих юннатов.
- Краеведение. Флора Смоленской области. Растительность. Редкие виды растений. Грибы. Фауна Смоленской области. Беспозвоночные. Позвоночные.
- Почвы Смоленской области. Почвы области. Почвенные обитатели, их приспособленность к условиям жизни в почве. Проделать опыты по изучению состава и свойства почвы.
- Знаменитые исследователи, путешественники, ученые — наши земляки.
Работа с литературой, написание сообщений, докладов и составление презентаций.
- Плоды и семена. Сбор семян однолетних цветочных культур для посева весной на рассаду. Сбор семян сорных растений для подкормки птиц в зимний период.
- Практическая работа. Фенологический календарь наблюдений. Явления природы. Осень. Фенологический календарь наблюдений. Явления природы. Зима.
Фенологический календарь природы. Явления природы. Весна. Изготовление поделок из бытового мусора и природного материала.
- Комнатные растения. Рассмотреть внешний вид комнатного растения и зарисовать его. Прочесть о родине его, условиях проживания. Научиться правильно ухаживать за комнатными растениями.
- Экология Смоленской области
Экологические проблемы, связанные с человеческой деятельностью. Изучение экологической обстановки д. Новые Батеки, его окрестностей. Определение запыленности воздуха на пришкольной территории. Определение качества питьевой воды
- Проверка всхожести семян. Научиться различать семена важнейших овощных культур, цветочно -декоративных по внешнему виду. Определить всхожесть семян, подготовленных к посеву. Поставить опыты, выясняющие условия, необходимые для прорастание семян. Наблюдать за развитием растений из семян.
- Фотовыставка. Природа глазами детей.
- Садовый дизайн. Украшение школьного двора. Подборка растений. Выращивание рассады цветов. Подготовка почвы, высадка рассады в грунт и дальнейший уход за цветниками.
- Птицы Смоленской области. Познакомиться с разнообразием птиц нашей местности. Прочитать об этих птицах и выяснить, чем питаются, как размножаются, узнать повадки. Чем полезны или вредны. В зимний период организовать подкормку в школе и дома.
- Экологические игры. Экологический эрудит Экологическая викторина.
- Итоговое занятие. Отчетная выставка.
Литература
- «Туристу о природе», А.Н. Стрижев, Москва Профиздат, 1986г.
- «Экологическое воспитание школьников», П.П. Костенков, Барнаул, Алтайское книжное издательство, 1990г.
- «Экология. 9 класс», Е.А. Криксунов, Москва, «Дрофа», 1995г.
- «Окружающая среда и её охрана», И.Р. Голубев, Москва, «Просвещение», 1985г.
- «В дружбе с людьми и природой», А.П. Букин, Москва, «Просвещение», 1991г.
Календарно -тематическое планирование
№ п/п | Тема занятий | Дата |
Введение (2 часа) | ||
1 | ОТ при проведении занятий. | |
2 | Предмет и задачи программы. | |
Правила поведения в природе (2 часа) | ||
3 | Составления правил поведения в природе. | |
4 | Составления правил поведения в природе. | |
Карта природы вокруг школы (3 часа) | ||
5 | Составление плана местности. | |
6 | Составление плана местности. | |
7 | Составление плана местности. | |
Краеведение ( 6 часов) | ||
8 | Растительность. | |
9 | Редкие виды растений. Красная книга Смоленской области. | |
10 | Грибы. Съедобные и ядовитые. | |
11 | Беспозвоночные | |
12 | Позвоночные | |
13 | Национальный парк «Смоленское Поозерье» | |
Почвы области ( 3 часа) | ||
14 | Почвенные обитатели, их приспособленность к условиям жизни в почве. | |
15 | ОТ. Демонстрация опытов. Состав и свойства почв. | |
16 | Почвы Смоленской области. | |
Полезные ископаемые Смоленской области ( 6 часов) | ||
17 | ОТ. Проведение экскурсии на места разработок глины. | |
18 | ОТ. Демонстрация опытов по изучению свойств глины. | |
19 | Разнообразие полезных ископаемых Смоленщины. | |
20 | Знакомство с коллекциями полезных ископаемых. | |
21 | Просмотр презентации «Торф, его образование и использование» | |
Знаменитые исследователи, путешественники, ученые — наши земляки ( 2 часа) | ||
23 | Работа с литературой, написание сообщений, составление презентаций. | |
24 | Работа с литературой, написание сообщений, составление презентаций. | |
Плоды и семена ( 4 часа). | ||
25 | ОТ. Сбор семян. | |
26 | ОТ. Сбор семян однолетних цветочных культур. | |
27 | ОТ. Сбор семян сорных растений. | |
28 | ОТ. Сбор семян сорных растений. | |
Практическая работа ( 10 часов) | ||
29 | Фенологический календарь наблюдений. Явления природы. Осень. | |
30 | Фенологический календарь наблюдений. Явления природы. Зима. | |
31 | Фенологический календарь природы. Явления природы. Весна. | |
32 | ОТ. Изготовление поделок из бытового мусора и природного материала | |
33 | ОТ. Изготовление поделок из бытового мусора и природного материала | |
34 | ОТ. Изготовление поделок из бытового мусора и природного материала | |
35 | ОТ. Изготовление поделок из бытового мусора и природного материала | |
36 | ОТ. Изготовление поделок из бытового мусора и природного материала | |
37 | ОТ. Изготовление поделок из бытового мусора и природного материала | |
38 | Изготовление поделок из бытового мусора и природного материала | |
Комнатные растения (4 часа) | ||
39 | Комнатные растения классных комнат школы. | |
40 | Знакомство с их родиной, условиями проживания. | |
41 | ОТ. Уход за комнатными растениями. | |
42 | ОТ. Уход за комнатными растениями. | |
Экология Смоленской области ( 6 часов) | ||
43 | Экологические проблемы, связанные с человеческой деятельностью | |
44 | Изучение экологической обстановки д. Новые Батеки, его окрестностей. | |
45 | ОТ. Определение запыленности воздуха на пришкольной территории. | |
46 | ОТ. Определение качества питьевой воды | |
47 | ОТ. Определение качества питьевой воды | |
48 | ОТ. Определение загрязненности почв.
| |
Проверка всхожести семя ( 5 часов) | ||
49 | Знакомство с семенами важнейших овощных культур, цветочно -декоративных по внешнему виду. | |
50 | ОТ. Определение всхожести семян, подготовленных к посеву. | |
51 | ОТ.Демонстрация опытов, выясняющих условия, необходимые для прорастания семян. | |
52 | Наблюдение за развитием растений из семян. | |
53 | Наблюдение за развитием растений из семян. | |
Фотовыставка. Природа глазами детей ( 2 часа) | ||
54 | Фотовыставка. Природа глазами детей. | |
55 | Фотовыставка. Природа глазами детей. | |
Садовый дизайн ( 5 часов) | ||
56 | ОТ. Выращивание рассады цветов. | |
57 | Украшение школьного двора. Подборка растений. | |
58 | ОТ. Подготовка почвы, высадка рассады в грунт | |
59 | ОТ. Уход за цветниками. | |
60 | ОТ. Уход за цветниками. | |
Птицы Смоленской области ( 4 часа) | ||
61 | Разнообразие птиц нашей местности. | |
62 | Питание, размножение, повадки. | |
63 | Значение птиц в жизни человека, в природе. | |
64 | ОТ. Подкормка птиц в зимний период в школе и дома. | |
Экологические игры ( 6 часов) | ||
65 | Экологический эрудит. | |
66 | Экологический эрудит. | |
67 | Экологическая викторина. | |
68 | Экологическая викторина. | |
69 | Экологическая викторина. | |
70 | Экологическая викторина. | |
Итоговое занятие. Отчетная выставка ( 2 часа) | ||
71 | Отчетная выставка | |
72 | Итоговое занятие. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа экологического кружка "Росток"
Программа «Росток» имеет экологическую направленность и разработана на основе программы «_Экология», допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации 2005 года выпуска – авторы ...
Программа экологического кружка.
Программа экологического кружка рассчитана на 2 года, по 108 часов в каждом ( 3 часа в неделю). Программа создана в основном для изучения экологической ситуации в Санкт-Петербурге и Ленинградской обла...
Программа экологического кружка
Программа экологического кружка опробирована, показала отличные результаты...
ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА "Земля наш дом родной"
ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА "Земля наш дом родной"...
Программа экологического кружка
Программа дополнительного образования творческого объединения « Здоровье человека и окружающая среда» Возраст обучающихся: 10 - 16 лет.Программа рассчитана на 3 года обучения....
Программа экологического кружка "Наш дом -Земля"
Программа направлена ра развитие экологического образования в школе....
Рабочая программа экологического кружка для учащихся 5-6 классов
Цель кружка - научить детей любить, беречь, улучшать окружающий мир, соблюдать главное правило нахождение в природе: не навреди!...