Программа экологического кружка Юннатов
рабочая программа по краеведению (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему
Актуальность программы кружка обусловлена важностью внешкольной природоохранной работы на современном этапе, необходимостью знать и изучать родные места, понимать целесообразность взаимоотношений с окружающей средой.
Включение изучения основ познания своей малой Родины в процесс воспитаниядетей дает возможность решать многие воспитательные цели и задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 219.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Важное значение для формирования экологической культуры учащихся имеет изучение природной окружающей среды. В процессе занятий учащиеся расширяют эколого-краеведческие знания.
Углубляют знания о погоде и климате, о формировании природных комплексов при взаимосвязи всех компонентов природы, о роли хозяйственной деятельности человека в системе «природа — общество — человек». Знакомятся с сущностью хозяйственной оценки природных условий и ресурсов, с необходимостью рационального использования и охраны природных богатств своего района, края.
В процессе занятий у учащихся формируются эколого-туристские умения и способы действий: поведенческие, опознавательные, преобразовательные.
Работа в кружке призвана ориентировать учащихся на осознание непрерывной связи Родины и края в экологическом плане.
Эколого-краеведческая работа активизирует мыслительные процессы учащихся, помогает выработке умений общаться, самостоятельно приобретать, практически применять научные знания, способствует овладению навыками исследовательской работы.
Внеклассные эколого-краеведческо-туристические занятия дают возможность кружковцам лучше узнать и изучить свой район и край, помогают усвоить школьную программу по географии и биологии, принять практическое участие в охране и преобразовании природы своего района.
Программа кружка направлена на допрофессиональную подготовку детей и выбор профессий, связанных с экологией, зоологией, ботаникой, географией, профессией туриста-краеведа, исследователя природы.
Актуальность программы кружка обусловлена важностью внешкольной природоохранной работы на современном этапе, необходимостью знать и изучать родные места, понимать целесообразность взаимоотношений подрастающего поколения с окружающей средой.
Включение изучения основ познания своей малой Родины, в процесс воспитания детей даёт возможность решать и решить многие воспитательные цели и задачи.
Цель:
- Реализация естественных потребностей детей в деятельности, познании, общении, формирование экологического сознания подрастающего поколения, обеспечивающего выбор целесообразного поведения в природе, эмоционально-положительного отношения к природе, вещам и материалам природного происхождения.
Задачи:
Образовательные:
Обучить
- экологической терминологии;
- умению пользоваться терминами для составления характеристики представителей флоры и фауны;
- распознаванию основных видов растений и животных Смоленщины на экскурсиях, по коллекционным и гербарным образцам;
- использованию методов исследования природы;
- правилам поведения в природе;
- умениям работать с литературой;
- трудовым умениям в практической деятельности по благоустройству и охране природной среды «малой родины»;
Воспитательные:
Воспитывать
- интерес к предметам: экология, биология, география;
- гуманное отношение к природе;
- желание заниматься наукой;
- эстетическое отношение к миру, чувство любви к природе родного края.
- понимание взаимосвязей между человеком, обществом и природой.
- эстетические чувства (умение видеть и почувствовать красоту, восхититься ею, желание сохранить ее)
- ответственность за состояние окружающей среды, формирование умения правильно оценивать свои действия в быту и на производстве с точки зрения нанесения минимального ущерба окружающей среде.
Развивающие:
Развивать
- познавательные процессы (восприятие, память, мышление, воображение)
- мыслительные операции (сравнение, сопоставление, классификация, обобщение)
Исследовательские:
- работать с литературой;
- ставить простейшие экологические опыты;
- проводить природоохранные мероприятия;
Формы и режим проведения занятий
Основные формы и методы работы с детьми по программе подчиняются следующим методическим подходам: теоретическому и практическому.
Теоретический подход обеспечивается такими формами и методами обучения, как рассказ, дискуссия, экологическая беседа, доклады, обобщающие занятия.
Практический подход осуществляется через исследование природы родного края, работу с литературными источниками, проведение экскурсий. Изучение района должно быть связано с посильной общественно полезной работой: поиск полезных ископаемых, изучение местных водоёмов (родников, ручьёв, рек, прудов), растительности, почв, микроклимата, рекреационных зон — выявление экологической нагрузки и прогнозирование, составление топографических карт; охрана и преобразование природы района.
Знания и умения, полученные учащимися на теоретических и практических занятиях, должны закрепляться в экскурсиях, выставках, учебно-исследовательских конференциях.
.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Должны знать:
- основные экологические термины, характеризующие представителей флоры и фауны Смоленской области;
- основные виды растений и животных Смоленщины;
- правила ведения наблюдений, полевых исследований;
- особо охраняемые территории и памятники природы Смоленской области .
Должны уметь:
- выявлять факторы среды, оказывающие действие на растительные организмы;
- доказывать наличие взаимовлияний и взаимосвязи между организмами на примере растения;
- оценивать влияние природы на человека (его эмоциональное, нравственное состояние и физическое здоровье);
- применять имеющиеся знания в практической деятельности по благоустройству и охране природной среды «малой родины»;
- различать лесные и луговые биоценозы, биоценозы живых организмов, памятники природы;
- различать охраняемые растения и животные Смоленской области;
- работать с литературой и Интернет- ресурсами;
Программа кружка рассчитана на учащихся V—IX классов (по 2 часа в неделю, 72 часа в год). Занятия осуществляются в кабинете химии- биологии.
Срок реализации программы – 1 год.
Тематическое планирование
№п/п | Тема | Кол-во часов |
1 | Введение. | 2 |
2 | Правила поведения в природе. | 2 |
3 | Карта природы вокруг школы. | 3 |
4 | Краеведение | 6 |
5 | Почвы Смоленской области. Полезные ископаемые Смоленской области. | 9 |
6 | Знаменитые исследователи, путешественники, ученые — наши земляки. | 2 |
7 | Плоды и семена. | 6 |
8 | Практическая работа. | 10 |
9 | Комнатные растения. | 4 |
10 | Экология Смоленской области | 6 |
11 | Проверка всхожести семян | 5 |
12 | Фотовыставка. Природа глазами детей. | 2 |
13 | Садовый дизайн. | 5 |
14 | Птицы Смоленской области. | 4 |
15 | Экологический эрудит | 4 |
16 | Итоговое занятие. | 2 |
Всего: | 72 |
Содержание программы
- Введение. Охрана труда при проведении кружка. Предмет и задачи программы.
- Правила поведения в природе. Составления правил поведения в природе.
- Карта природы вокруг школы. Составить план местности, окружающий школу. Эта тема одна из первых в работе кружка. Она требует участия не одного, а многих юннатов.
- Краеведение. Флора Смоленской области. Растительность. Редкие виды растений. Грибы. Фауна Смоленской области. Беспозвоночные. Позвоночные.
- Почвы Смоленской области. Почвы области. Почвенные обитатели, их приспособленность к условиям жизни в почве. Проделать опыты по изучению состава и свойства почвы.
- Знаменитые исследователи, путешественники, ученые — наши земляки.
Работа с литературой, написание сообщений, докладов и составление презентаций.
- Плоды и семена. Сбор семян однолетних цветочных культур для посева весной на рассаду. Сбор семян сорных растений для подкормки птиц в зимний период.
- Практическая работа. Фенологический календарь наблюдений. Явления природы. Осень. Фенологический календарь наблюдений. Явления природы. Зима.
Фенологический календарь природы. Явления природы. Весна. Изготовление поделок из бытового мусора и природного материала.
- Комнатные растения. Рассмотреть внешний вид комнатного растения и зарисовать его. Прочесть о родине его, условиях проживания. Научиться правильно ухаживать за комнатными растениями.
- Экология Смоленской области
Экологические проблемы, связанные с человеческой деятельностью. Изучение экологической обстановки д. Новые Батеки, его окрестностей. Определение запыленности воздуха на пришкольной территории. Определение качества питьевой воды
- Проверка всхожести семян. Научиться различать семена важнейших овощных культур, цветочно -декоративных по внешнему виду. Определить всхожесть семян, подготовленных к посеву. Поставить опыты, выясняющие условия, необходимые для прорастание семян. Наблюдать за развитием растений из семян.
- Фотовыставка. Природа глазами детей.
- Садовый дизайн. Украшение школьного двора. Подборка растений. Выращивание рассады цветов. Подготовка почвы, высадка рассады в грунт и дальнейший уход за цветниками.
- Птицы Смоленской области. Познакомиться с разнообразием птиц нашей местности. Прочитать об этих птицах и выяснить, чем питаются, как размножаются, узнать повадки. Чем полезны или вредны. В зимний период организовать подкормку в школе и дома.
- Экологические игры. Экологический эрудит Экологическая викторина.
- Итоговое занятие. Отчетная выставка.
Литература
- «Туристу о природе», А.Н. Стрижев, Москва Профиздат, 1986г.
- «Экологическое воспитание школьников», П.П. Костенков, Барнаул, Алтайское книжное издательство, 1990г.
- «Экология. 9 класс», Е.А. Криксунов, Москва, «Дрофа», 1995г.
- «Окружающая среда и её охрана», И.Р. Голубев, Москва, «Просвещение», 1985г.
- «В дружбе с людьми и природой», А.П. Букин, Москва, «Просвещение», 1991г.
Календарно -тематическое планирование
№ п/п | Тема занятий | Дата |
Введение (2 часа) | ||
1 | ОТ при проведении занятий. | |
2 | Предмет и задачи программы. | |
Правила поведения в природе (2 часа) | ||
3 | Составления правил поведения в природе. | |
4 | Составления правил поведения в природе. | |
Карта природы вокруг школы (3 часа) | ||
5 | Составление плана местности. | |
6 | Составление плана местности. | |
7 | Составление плана местности. | |
Краеведение ( 6 часов) | ||
8 | Растительность. | |
9 | Редкие виды растений. Красная книга Смоленской области. | |
10 | Грибы. Съедобные и ядовитые. | |
11 | Беспозвоночные | |
12 | Позвоночные | |
13 | Национальный парк «Смоленское Поозерье» | |
Почвы области ( 3 часа) | ||
14 | Почвенные обитатели, их приспособленность к условиям жизни в почве. | |
15 | ОТ. Демонстрация опытов. Состав и свойства почв. | |
16 | Почвы Смоленской области. | |
Полезные ископаемые Смоленской области ( 6 часов) | ||
17 | ОТ. Проведение экскурсии на места разработок глины. | |
18 | ОТ. Демонстрация опытов по изучению свойств глины. | |
19 | Разнообразие полезных ископаемых Смоленщины. | |
20 | Знакомство с коллекциями полезных ископаемых. | |
21 | Просмотр презентации «Торф, его образование и использование» | |
Знаменитые исследователи, путешественники, ученые — наши земляки ( 2 часа) | ||
23 | Работа с литературой, написание сообщений, составление презентаций. | |
24 | Работа с литературой, написание сообщений, составление презентаций. | |
Плоды и семена ( 4 часа). | ||
25 | ОТ. Сбор семян. | |
26 | ОТ. Сбор семян однолетних цветочных культур. | |
27 | ОТ. Сбор семян сорных растений. | |
28 | ОТ. Сбор семян сорных растений. | |
Практическая работа ( 10 часов) | ||
29 | Фенологический календарь наблюдений. Явления природы. Осень. | |
30 | Фенологический календарь наблюдений. Явления природы. Зима. | |
31 | Фенологический календарь природы. Явления природы. Весна. | |
32 | ОТ. Изготовление поделок из бытового мусора и природного материала | |
33 | ОТ. Изготовление поделок из бытового мусора и природного материала | |
34 | ОТ. Изготовление поделок из бытового мусора и природного материала | |
35 | ОТ. Изготовление поделок из бытового мусора и природного материала | |
36 | ОТ. Изготовление поделок из бытового мусора и природного материала | |
37 | ОТ. Изготовление поделок из бытового мусора и природного материала | |
38 | Изготовление поделок из бытового мусора и природного материала | |
Комнатные растения (4 часа) | ||
39 | Комнатные растения классных комнат школы. | |
40 | Знакомство с их родиной, условиями проживания. | |
41 | ОТ. Уход за комнатными растениями. | |
42 | ОТ. Уход за комнатными растениями. | |
Экология Смоленской области ( 6 часов) | ||
43 | Экологические проблемы, связанные с человеческой деятельностью | |
44 | Изучение экологической обстановки д. Новые Батеки, его окрестностей. | |
45 | ОТ. Определение запыленности воздуха на пришкольной территории. | |
46 | ОТ. Определение качества питьевой воды | |
47 | ОТ. Определение качества питьевой воды | |
48 | ОТ. Определение загрязненности почв.
| |
Проверка всхожести семя ( 5 часов) | ||
49 | Знакомство с семенами важнейших овощных культур, цветочно -декоративных по внешнему виду. | |
50 | ОТ. Определение всхожести семян, подготовленных к посеву. | |
51 | ОТ.Демонстрация опытов, выясняющих условия, необходимые для прорастания семян. | |
52 | Наблюдение за развитием растений из семян. | |
53 | Наблюдение за развитием растений из семян. | |
Фотовыставка. Природа глазами детей ( 2 часа) | ||
54 | Фотовыставка. Природа глазами детей. | |
55 | Фотовыставка. Природа глазами детей. | |
Садовый дизайн ( 5 часов) | ||
56 | ОТ. Выращивание рассады цветов. | |
57 | Украшение школьного двора. Подборка растений. | |
58 | ОТ. Подготовка почвы, высадка рассады в грунт | |
59 | ОТ. Уход за цветниками. | |
60 | ОТ. Уход за цветниками. | |
Птицы Смоленской области ( 4 часа) | ||
61 | Разнообразие птиц нашей местности. | |
62 | Питание, размножение, повадки. | |
63 | Значение птиц в жизни человека, в природе. | |
64 | ОТ. Подкормка птиц в зимний период в школе и дома. | |
Экологические игры ( 6 часов) | ||
65 | Экологический эрудит. | |
66 | Экологический эрудит. | |
67 | Экологическая викторина. | |
68 | Экологическая викторина. | |
69 | Экологическая викторина. | |
70 | Экологическая викторина. | |
Итоговое занятие. Отчетная выставка ( 2 часа) | ||
71 | Отчетная выставка | |
72 | Итоговое занятие. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/19/picture-958-1666206191.jpg)
Программа экологического кружка "Росток"
Программа «Росток» имеет экологическую направленность и разработана на основе программы «_Экология», допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации 2005 года выпуска – авторы ...
Программа экологического кружка.
Программа экологического кружка рассчитана на 2 года, по 108 часов в каждом ( 3 часа в неделю). Программа создана в основном для изучения экологической ситуации в Санкт-Петербурге и Ленинградской обла...
Программа экологического кружка
Программа экологического кружка опробирована, показала отличные результаты...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/13/picture-186051-1360783646.jpg)
ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА "Земля наш дом родной"
ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА "Земля наш дом родной"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/05/picture-196844-1360081211.jpg)
Программа экологического кружка
Программа дополнительного образования творческого объединения « Здоровье человека и окружающая среда» Возраст обучающихся: 10 - 16 лет.Программа рассчитана на 3 года обучения....
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/09/picture-290693-1378710419.jpg)
Программа экологического кружка "Наш дом -Земля"
Программа направлена ра развитие экологического образования в школе....
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/11/picture-201110-1360569368.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА «Экологическое краеведение. Юный исследователь»
Связь человека с природой начинается с раннего детства. Став взрослым, мы очень часто вспоминаем детские годы. Многое, конечно, забывается, но то, что связано с природой, навсегда остается в памяти. П...