Программа экологического кружка.
элективный курс по экологии (8 класс) по теме

Программа экологического кружка рассчитана на 2 года, по 108 часов в каждом ( 3 часа в неделю). Программа создана в основном для изучения экологической ситуации в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.  Для учащихся 8-9 классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА ( Для учащихся 8-9 классов)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Программа кружка содержит основные проблемы и задачи, которые предстоит решить в ходе занятий, раскрывает перспективы экологической науки, знакомит учащихся с основными терминами, принятыми в экологии. Основной теоретический материал содержит следующие компоненты:

Экология, как предмет, общая экология, частная экология, глобальная экология, окружающая среда, природная среда и современное общество.

Программа экологического кружка должна отражать все аспекты содержания экологического образования:

 научно-познавательного;

 ценностного;

 нормативного;

 практического

Научно-познавательный аспект содержания, развивает интерес  школьников к проблемам окружающей среды и формирует представление о научной картине мира.

Ценностный аспект содержания  раскрывает детям многогранную значимость изучаемых объектов в жизни природы и человека  ( учит милосердию, сочувствию, сопереживанию ).

Нормативный аспект содержания экологического образования  это правила (предписания и запреты) поведения человека и его деятельности   в природе .

         ПРАКТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ КРУЖКА

Изучение растительного и животного мира, почв, водоемов, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами   посадкой деревьев и кустарников, озеленением класса, сбором макулатуры, уборкой и утилизацией мусора,  подкормкой птиц,

Программа составлена из расчета  3 (академических ) часа    в неделю.

ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ:

 НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ ЛЮБИТЬ, БЕРЕЧЬ, УЛУЧШАТЬ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. СОБЛЮДАТЬ ГЛАВНОЕ ПРАВИЛО, НАХОЖДЕНИЯ В ПРИРОДЕ: НЕ НАВРЕДИ!

Ознакомить учащихся с основными понятиями: экология, окружающая среда, природопользование (рациональное, нерациональное).

Показать последствия влияния человека на рельеф, климат, воды, почву ( на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области).

Показать возможные пути решения природоохранных проблем.

Воспитать экологически грамотного человека.

                   ЗАДАЧИ:

       1.  Формирование ответственного отношения не только к людям, но и к природе.

2.. Формирование осознанной ответственности за судьбу природы каждым человеком –  для «заключения мира с природой».               

    3. Развитие познавательного интереса учащихся, творческой активности.

    4. Научить учащихся пользоваться научной литературой.

    5. Научить любить природу, правильно её использовать.

    6.Развить умение оценивать состояние окружающей среды

    7.Научить практически  применять свои знания по основам экологии.

    8.Способствовать развитию  у  учащихся экологического мышления.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ :

 1-ый год обучения- 108 часов ( 3 часа в неделю)

  ТЕМА №1  Вводное занятие.

Занятие  1.  Инструктаж по охране труда.

 Занятие 2.  Инструктаж по охране труда.

 ТЕМА №2.- Современное понимание окружающей среды и ее компоненты.- 16 часов

Занятие 3. Экология: основные понятия и предмет исследования.

Занятие 4. Основные представления об экологии.

Занятие 5.Краткий обзор истории развития экологии, как науки.

Занятие 6. Термины, принятые в экологии.

Занятие 7.Понятие окружающей среды.

Занятие.8.Компоненты окружающей среды.

Занятие 9.Взаимосвязи компонентов окружающей среды.

Занятие 10. Составление схем взаимосвязей в природном комплексе.

Занятие 11.Пищевые цепи в животном и растительном мире.

Занятие 12.Проблемы экологии.

Занятие 13. Проблемы роста больших городов, вытеснение птиц и животных.

Занятие 14. природоохранная деятельность в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

Занятие 15. Экосистемы.

Занятие 16. Составление схем взаимодействия компонентов в экосистеме, на примере аквариума.

ТЕМА №3 Состояние атмосферного воздуха Санкт-Петербурга – 12 часов.

Занятие 17. Состояние атмосферного воздуха в Санкт-Петербурге.

Занятие 18. Антропогенное воздействие на атмосферу. Воздушный бассейн над городом.

Занятие 19. Основные загрязнители атмосферного воздуха Санкт-Петербурга.

Занятие 20. Уровень загрязнения атм. воздуха. ПДК. Основные показатели.

Занятие 21. Влияние промышленных предприятий на воздушный бассейн.

Занятие 22. Влияние выбросов продуктов сжигания на ТЭС.

Занятие 23. Влияние  автотранспорта на атмосферный воздух.

Занятие 24. Вещества. Загрязняющие воздух (выхлопные газы автомобилей, силикатная пыль).

Занятие 25. Последствия загрязнения атмосферного воздуха. Смог, кислотные дожди.

Занятие 26.Санитарно-гигиенические нормы. Заболевания,  связанные с загрязнением воздуха.

Занятие 27.Охрана атмосферы города. Меры , предупреждающие загрязнение.

ТЕМА№ 4. Состояние водоемов и качество воды- 14 часов.

Занятие 29.Состояние водоемов Санкт-Петербурга.

Занятие 30. Использование пресной воды человеком.

Занятие 31. Загрязнение вод, качество воды.

Занятие 32. Основные источники загрязнения воды в городе.

Занятие 33. Методы очистки вод.

Занятие 34. Проблемы недостатка пресной воды. Рациональное использование, контроль за потреблением.

Занятие 35.Практическая работа.» Как влияют на качество воды загрязняющих веществ (стиральный порошок, масла, песок, глина)».

Занятие 36.Качество воды в Неве. Водоканал.

Занятие 37.Рациональное использование подземных вод .

Занятие 38.Очистка акватории Невы, Финского залива  и водоохранных зон .

Занятие 39.Оздоровление, благоустройство и охрана от загрязнения водоемов СПб.

Занятие 40. Внедрение на предприятиях города эффективных водосберегающих технологий.

Занятие41. Сооружения по очистке сточных вод .Бытовая очистка воды.

Занятие42. Заболевания, связанные с некачественной и зараженной водой. Меры осторожности.

ТЕМА №5.Состояние городских почв -14 часов.

Занятие 43.Состояние городских почв.

Занятие 44. Оценка качества почв при градостроительстве.

Занятие 45. Требования к качеству почв по химическому анализу.

Занятие 46. Источники загрязнения почв в городе.

Занятие 47.Классификация почвенных загрязнителей.

Занятие 48. Радиоактивное загрязнение.

Занятие 49. Химическое загрязнение.

Занятие 50.Биологическое загрязнение.

Занятие 51. Истощение плодородного слоя почв в городе.

Занятие 52.Проблемы городских свалок, их воздействие на качество почв.

Занятие 53. Загрязнение почв тяжелыми металлами        .

Занятие 54.Наиболее загрязненные районы города.

Занятие 55. Заболевания, связанные с загрязнением почв.

Занятие 56. Меры по предупреждению загрязнения почв.

ТЕМА №6 Городские отходы – 12 часов.

Занятие 56.Городские отходы. Понятие ТБО.

Занятие 57. Проблемы вывоза мусора и переработки  ТБО.

Занятие 58. Захоронение ТБО.

Занятие 59. Сжигание ТБО.

Занятие 60.Сортировка и переработка ТБО.

Занятие 61.Свалки бытового мусора.

Занятие 62. Проблемы несанкционированных свалок, загрязняющих окружающую среду.

Занятие 63. Создание оборудованных полигонов для захоронения ТБО.

Занятие 64.Программа «Чистый город».

Занятие 65. Вторичное использование отходов.

Занятие 66. Практическое занятие « Вторая жизнь вещей», «Очумелые ручки», «Золотые россыпи помоек».

Занятие 67.Малоотходное и безотходное производство.

ТЕМА №7 Качество окружающей среды и здоровье граждан – 18 часов.

 

Занятие 68.Здоровье человека и факторы риска, влияющие на него.

Занятие 69.Качества окружающей среды.

Занятие 70. Методы оценки риска для здоровья граждан.

Занятие 71.Здоровье горожан.

Занятие 72.Влияние экономических и социальных  факторов на качество окружающей среды.

Занятие 73. Техногенные факторы деградации природы.

Занятие 74. Некачественная вода и заболеваемость людей.

Занятие 75.Загрязненный атмосферный воздух и  здоровье людей.

Занятие 76.Некачественные продукты питания.

Занятие 77. Средняя продолжительность жизни людей в крупных городах  (в частности , в СПб).

Занятие 78.Понятие «качества жизни»

Занятие 79.Меры предотвращения техногенных катастроф.

Занятие 80. Влияние радиации на жизнь и здоровье человека.

Занятие 81. Заболевания. связанные с химическим загрязнением окружающей среды.

Занятие 82. Заболевания, связанные с биологическим загрязнением.

Занятие 83.Меры по уменьшению воздействия загрязнения на здоровье людей.

Занятие84. Экология человека.

Занятие 85. Экология человеческой деятельности. Экологические права граждан.

ТЕМА№8 –Санкт – Петербург – город будущего.- 18 часов.

Занятие 86. Поселение,  как среда жизни.

Занятие 87.Городской ландшафт и его зоны.

Занятие 88.Урбоэкология.

Занятие 89.. Экология города

Занятие 90. Градостроительный кодекс Петра

Занятие 91. Города – «паразиты» биосферы.

Занятие 92. Города – «паразиты «биосферы.

Занятие 93.Топофилия.

Занятие 94. Практическое занятие « Восприятие нашего города».

Занятие 94.Современный градостроительный кодекс СПб.

Занятие 95.Развитие Петербурга в будущем  

Занятие 96. Намывные территории.

Занятие 97. Высотные здания города.

Занятие 98.Проблемы наводнений.

Занятие 99. Строительство нового, современного порта в СПб.

Занятие 100. Реконструкция мостов города.

Занятие 101. Автомагистрали города в будущем .

Занятие 102.Петербург – центр экономики Северо-Запада.

Занятие 103. Будущее Санкт-Петербурга. Архитектура.

Занятие 104. Проблемы «старого города».

Занятие 105.Технопарки города.

Занятие 106 .Практические разработки ( рисунки, плакаты, макеты) – СПб – город будущего.

ТЕМА№ 9

Занятие 107. Итоговое занятие ( конференция с защитой творческих работ по темам)

Занятие 108. Итоговое тестирование.

 



Предварительный просмотр:

 Второй год обучения -108 часов ( 3 часа в неделю)

1..Введение ,- 3 часа.

Вводное занятие

Вводное занятие

Инструктаж по охране труда.

2. Современное понимание окружающей среды – 15 часов.

     1.Современное понимание окружающей среды

     2. Понятие окружающей среды.  Основные компоненты. Пр /р

     3. Влияние человека на природу.    Пр./р.

      4. Техносфера, как область деятельности человека.  Пр./р.

      5 Особенности техносферы. Промышленные предприятия СПб

      6.Климатическая и географическая характеристика СПб  Пр./р

      7..Ресурсо- и энергоемкость СПб. Нагрузка на природу.

      8. Социально-бытовые объекты.  Пр./р.

      9.Понятие качества окружающей среды.

     10. Влияние промышленности на природу  Пр./р.

     11. Влияние промышленного загрязнения на зеленые насаждения города.  Пр./р

      12. Влияние промышленного загрязнения на водоемы и почвы.  Пр./р

      13. Последствия антропогенной деятельности на природу.

      14. Утилизация отходов.  Пр./р.

      15. Учение Вернандского о ноосфере.

3.  Современное состояние атмосферного воздуха Санкт-Петербурга. - 5 часов.

    1. Состояние атмосферного воздуха в СПб.

     2. Состояние атмосферного воздуха в СПб.   Пр./р

     3. Уровень загрязнения. Основные показатели.

     4. Уровень загрязнения. Основные показатели.   Пр./р

     5.Загрязняющие вещества.  Пр./р.

    6. .Загрязняющие вещества.   Пр./р.

    7..Источники стационарного загрязнения.( предприятия).

    8. Источники стационарного загрязнения.( предприятия).  Пр./р.

    9. Источники передвижного загрязнения ( транспорт)

   !0. Влияние автотранспорта на воздушную среду города.   Пр./р.

   11. Показатели загрязнения

   12. Основные загрязняющие вещества  Пр./р

   13.Меры по борьбе с загрязнением атмосферы .  Пр./р

    14. Меры по борьбе с загрязнением  воздушной среды города   Пр./р.

   15.Автоматические системы мониторинга. АСМ.

4. Состояние водоемов и качество воды.

   1.Водоемы СПб и пригородов.

   2. Основные загрязнители. вод.

  3. Основные загрязнители. вод.  Пр./р

  4. Качество водопроводной воды. Пр./р.

  5. Водоканал.  ПР./р

  6.. Загрязнение бассейна Невы промышленными стоками.

  7. Загрязнение бассейна Невы промышленными стоками.  Пр./р

  8.Загрязнение акватории Финского залива и примыкающих к ней территорий города.  Пр/р

  9. Загрязнение акватории Финского залива и примыкающих к ней территорий города.

10.Проблемы радиационной безопасности водоемов.

11. Проблемы радиационной безопасности водоемов Пр./р.

12.Городские пруды и озера.  Пр./р

13. Предприятия по берегам озер и Невы.  Пр./р.

14. Меры по борьбе с загрязнением водоемов СПб.

15. Охрана водоемов СПб. Охранные документы . Пр./р.

 5...Состояние городских почв- 12 часов.

  1. Состояние почв СПб.

  2. Загрязнение почв СПб.

  3. Загрязнение почв тяжелыми металлами.

  4. Влияние автотранстпорта на загрязнение почв ( Свинец)

  5. Влияние промышленных предприятий города на качество почв.

 6. Влияние промышленных предприятий города на качество почв.

 7. Загрязнение почв органическими токсинами.

 8.  Загрязнение почв неорганическими токсинами.

 9. Захоронение строительного мусора в почвы.

 10 Влияние городского мусора и свалок на состояние почв в городе.

.11. Меры по предотвращению загрязнения почв.

 12 Охрана почв СПб и пригородов.

6. Городские отходы.-15 часов .

1. Виды городских отходов

2. Биоразлагающиеся городские отходы.

3.Опасные городские отходы.

4.Отходы добывающей промышленности.

5. Отходы перерабатывающей промышленности.

6.Отходы , образующиеся при выработке электроэнергии.

7.Отходы, образующиеся при  строительстве и сносе зданиу и сооружений.

8.Обращекние с отходами.9.Утилизация отходов.

9.Сжигание отходов.

10. Захоронение отходов.

11.Альтернативные способы переработки отходов.

12.Полигон « Красный Бор».

13.Несанкционированные свалки.

14.Предупреждение образования отходов.

15. Меры по борьбе с загрязнением отходами СПб.

7.Качество окружающей среды и здоровье горожан.-15 часов.

1. Понятие качества окружающей среды.

2.Международная охрана окружающей среды.

3.Факторы, влияющие на качество окружающей среды.

4.Химическое загрязнение среды и здоровье человека.

5.Биологическое загрязнение среды и здоровье горожан.

6.Шумовое загрязнение.

7.Погода и самочувствие человека.

8.Питание и здоровье человека.

9.Ландшафт – как фактор здоровья.

10.Гигиена  окружающей  среды.

11. Факторы, формирующие здоровье человека.

12. Факторы, формирующие здоровье человека.

13. Закон РФ « Об охране окружающей среды»

14.Меры по предотвращению дальнейшего загрязнения окружающей среды.

15.Меры по улучшению качества окружающей среды и здоровья горожан.

8. Санкт –Петербург – город будущего.- 12 часов.

1.Основные направления развития  Санкт-Петербурга.

2.Превращение СПб в крупнейший международный центр.

3.Санкт-Петербург , как центр инноваций.

4.Санкт-Петербург, как чистый и безопасный город.

5.Дальнейшее социально-экономическое развитие города.

6.Улучшение состояния городской среды.

7.Градостроительная политика.

8.Развитие метрополитена. Технопарки.

9.Санкт-Петербург, как крупнейший торгово-транспортный центр.

10.Проблемы городских свалок, намывные территории.

11. Небоскребы, подземные сооружения.

12.Сохранение исторического облика города и пригородов.

9.Итоговое занятие- 6 часов

1.Виды и принципы работы очистных сооружений.

2.Нормативно-правовые основы охраны окружающей среды.

3.Закон и охрана природы.

4.Глобализация экологических проблем.

5.Пути решения экологических проблем.

6. Практическое занятие «Думай глобально, а делай локально»

( Посадка зеленых насаждений, уборка от мусора школьной территории, сбор макулатуры, поддержим мир в борьбе с курением)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа экологического кружка "Росток"

Программа «Росток» имеет экологическую  направленность и разработана на основе программы «_Экология», допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации 2005 года выпуска – авторы ...

Программа экологического кружка

Программа экологического кружка опробирована, показала отличные результаты...

ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА "Земля наш дом родной"

ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА "Земля наш дом родной"...

Программа экологического кружка

Программа дополнительного образования творческого объединения « Здоровье человека и окружающая среда» Возраст обучающихся: 10 - 16 лет.Программа рассчитана на 3 года обучения....

Программа экологического кружка "Наш дом -Земля"

Программа  направлена ра развитие экологического образования в школе....

Рабочая программа экологического кружка для учащихся 5-6 классов

Цель кружка  - научить детей любить, беречь, улучшать окружающий мир, соблюдать главное правило нахождение в природе: не навреди!...

Программа экологического кружка в 5 классе ФГОС

Программа экологического кружка в 5 классе ФГОСПроблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому школьников с юных лет необходимо научить любить, охранят...