Программа экологического кружка "Наш дом -Земля"
материал по экологии по теме

Головнина Татьяна Витальевна

 Программа  направлена ра развитие экологического образования в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Согласовано на                                                                                                             Утверждаю

Заседании МО                                                                                                               директор  школы

от «___»_____2010г.                                                                                                    ________/Балабанова Н.М./                                                              

                   

                                                                                                                Количество  учащихся: 12 человек

                                                                                                                В возрасте от 12 до 16 лет

                                                                                                                Срок   действия программы: 3 года

                                                                                                                Разработала  учитель биологии

                                                                                                                Головнина Татьяна Витальевна

                                                                    с. Новая Бурка-2010

                              Пояснительная записка

Образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с молодежью. Чем раньше начинается формирование экологической культуры у детей, тем целесообразнее организовать этот процесс, тем выше эффективность воспитания.

        Программа экологического воспитания МОУ «Новобурковской СОШ» разработана на основании Федерального закона «Об окружающей среды» от 10 января 2002 года №7-ФЗ(статьи 6,71-74)

      Потребность в экологическом образовании связана с необходимостью обеспечения благоприятной среды для жизни человека. Качество окружающей среды определяет здоровье — основное право человека и главная цель развития цивилизации. Без необходимых для существования и развития человека природных предпосылок все социальные вопросы теряют смысл. Поэтому экологическое образование должно не просто проникнуть в структуру системы образования, а стать одной из ее основ. Экологическое образование необходимо для формирования компетентного отношения к природе, определения допустимой меры ее преобразования, усвоение специфических закономерностей и нормативов поведения, при которых возможно дальнейшее существование и развитие человека. Все изменения природной среды, и естественные, и вызванные деятельностью человека, оказывают влияние на условия жизни здоровья населения.

Низок уровень восприятия экологических проблем как личностно значимых. Не развита потребность практического участия в реальной работе по изучению и улучшению среды, окружающей человека. Поэтому основная цель экологического образования — формирование ответственного отношения к природе.

Направленность программы

Программа направлена на познание окружающей среды, способствующего успеху современного человека. Это достигается путем наблюдения за природой и активных мероприятий по ее защите; немаловажную роль в освоении навыков защиты природы является работа с широкой общественностью, а также вовлечению учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения, агитационную деятельность (акции практической направленности – очистка территории, пропаганда экологических знаний - листовки, блиц-опросы, газеты, видеоролики, спектакли).

Актуальность программы

Понять проблемы окружающей среды во всей их сложности, определить пути их разрешения для обеспечения устойчивого развития очень трудно. Для этого потребуется новый этап образования – экологическое образование. Экологическое образование носит мировоззренческий характер и строится на осознании человека как части окружающей среды.

Экологическое образование должно являться неотъемлемой частью общего образования школьников.

В настоящее время, когда развитие человечества стало тесно связано не только с использованием природных ресурсов, но и с их сохранением и возобновлением, важно научить будущих граждан с раннего возраста заботиться об окружающей природе.

 Цель программы:

  • Создание условий для социального становления и развития личности через организацию совместной познавательной, преобразовательной, природоохранной деятельности детей, осуществление действенной заботы о себе через заботу об окружающей среде.

Задачи:

  • Реализация познавательных и других интересов и потребностей ребенка через изучение природы своей малой и большой Родины средствами экологии, краеведения;
  • Организация и претворение в жизнь посильных  социально значимых дел, акций, ролевых игр по сохранению и приумножению природного наследия;
  • Модификация традиционных и разработка новых форм реализации исследовательских и познавательных интересов детей в играх, учебе, делах, общении;
  • Формирование нравственной экологической позиции.

Отличительные особенности программы

Программа строится на основе развивающего обучения в результате социального взаимодействия учащихся между собой и учителем,общественности, а также поэтапного формирования мыслительной деятельности.

.

Сроки реализации программы – 3 года.

Формы и режим занятий

Программа  курса обучения составлена из расчета 34 учебных часов на учебный год (по 1часу x 1 раз в неделю).

В программе предлагаются следующие формы работы:

  • теоретическое осмысление элементарных практических основ экологии.
  • групповые практические занятия:
  • индивидуальные занятия (подготовка докладов, индивидуальных проектов, исследовательской деятельности);
  • общешкольные мероприятия по экологии;
  • участие в природоохранных акциях.

                                Содержание программы

   Данная программа предназначена для обучающихся среднего и старшего школьного возраста, то есть 12–16 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу ( 34 часа в год) в группе постоянного состава, также  могут создаваться временные команды.

  Программа построена на теоретическом изучении природы и экологии как науки и практической деятельности по сохранению окружающей среды.

        В ходе реализации программы учащиеся овладевают определенным набором знаний, умений и навыков, которые помогают им узнать проблемы экологии нашего региона и страны в целом, познакомиться с разнообразием животного и растительного мира планеты.

  В практической части программы дети знакомятся с теми видами деятельности человека, которые не приносят вреда природе, а также вносят свой посильный вклад в сохранение природы.

  В рамках данной программы дети приобщаются к здоровому образу жизни через активные виды отдыха: экологические игры на местности, экскурсии.

      Основной формой организации занятий является работа в малых группах сотрудничества, что позволяет эффективно использовать рабочее время и выполнять несколько работ одновременно, но на разных участках. В дальнейшем группы кооперируются с целью совместного подведения итогов и анализа результатов. Главный вид деятельности – самостоятельная исследовательская работа, связанная с наблюдениями, моделированием процессов окружающей среды. Предусмотрено программой и участие в семинарах, конкурсах, проведение экскурсий, бесед по обсуждению изучаемых вопросов.

                                    Направления работы:

  • Познавательное
  • Природоохранное
  • Здоровьесберегающая.

                        Познавательная часть программы ( формы работы):

  • Конкурсы экологических  плакатов и рисунков « Наш зеленый мир»;
  • Участие в районном  экологическом конкурсе агитбригад  «Через искусство к зеленой планете»;
  • Фотовыставки;
  • Познавательные экологические игры;
  •  Викторины, КВН, дебаты;
  • Участие в областном конкурсе «Подкормите птиц зимой»

                         Природоохранная  часть программы (формы работы):

  • Мусор. После человека остается огромное количество мусора. Поэтому мы проводим субботники, акции «Сделай село чистым».
  • Озеленение. Конечно, надо начинать со школьного двора. Реализация проектов по озеленению пришкольной территории.(«Красота вокруг нас своими руками»)
  • День Земли. Этот день проводится ежегодно 22 апреля во всем мире. Мы ежегодно мы  проводим  экологический  двухмесячник.
  • Первоцветы. Каждую весну мы печатаем листовки под названием «Внимание, первоцветы!»
  • Экологические игры. Через игру дети  быстрее получают необходимые знания и умения.
  • Кормушки и скворечники. Это хорошо известная форма работы. Ежегодно мы изготавливаем скворечники и кормушки.

                            Формирование здорового образа жизни (формы работы):

  • Игры на местности.
  • Экскурсии
  • Пришкольная  оздоровительная площадка с экологическим направлением

                                Учебно – тематический план

Виды занятий

Количество часов по годам обучения

Всего по темам

Первый год обучения

Второй год обучения

Третий год обучения

1.

Жизнь прекрасна

2

1

1

           4

2.

Природа,  красота явлений

3

3

2

           8

3.

История возникновения и развития экологии

2

1

           3

4.

Человеческий организм

3

4

5

         12

5.

Многообразие животных и растений

4

3

3

         10

6.

Место человека в природе

3

5

6

         14

7.

Современные проблемы  экологии

2

3

3

         8

8.

Состояние  экологии в Томской области

4

4

5

        13

9.

Влияние окружающей среды на здоровье человека

5

4

3

        12

10.

Природоохранная деятельность

6

6

6

        18

Всего

34

34

34

       102

             Программой  предусмотрены следующие результаты: 

  • Повышение уровня экологической грамотности;
  • Развитие творческих способностей учащихся;
  • Внедрение проектной деятельности и новых технологий в процесс обучения   учащихся;
  • Практические мероприятия: участие в конкурсах, олимпиадах, акциях и пр.;
  • Овладение разнообразными формами и методами поиска знаний, практическими умениями, организаторскими способностями, расширение кругозора
  • Формирование ценностного отношения  к своей малой и большой Родине.

       Промежуточные итоги подводятся в виде реальной деятельности по сохранению среды – выпуск информационных листков, воззваний, обращений к общественности, публикации в прессе,  реализация проектов ,участие в конкурсах и научно-практических конференциях.

                 Сроки реализации программы

Срок реализации программы рассчитан на 3 года:

Краткое описание тем:                                

 Введение.

Вводное занятие. Знакомство детей между собой. Знакомство с кабинетом. Распорядок работы.

Тема №1. Жизнь прекрасна!

Тайна происхождения жизни. Живое и неживое в природе. Природа источник красоты и гармонии. Смотрим репродукции известных художников И.И. Шишкина, В.Д. Поленова, И.К. Айвазовского. Слушаем музыку Баха, Бетховена, Римского-Корсакого. Читаем стихи русских поэтов.

  • Экскурсия в лес
  • Конкурс плакатов и рисунков «Наш зеленый мир»

Тема №2. Природа, красота явлений природы.

Явления природы: снегопад, дождь, листопад, северное сияние, затмение луны и солнца. Неистовые вихри: циклоны, торнадо, смерчи, ураганы. Электричество в воздухе: молнии.

Восход и закат солнца.

  • Конкурс рисунков на тему «Осень»;
  • Проведение праздника «Осенний марафон» (ребята своими руками мастерят поделки из природного материала).
  • Фотовыставка

Тема №3. История возникновения и развития экологии.

  • Общая и частная экология. Некоторые теории происхождения жизни на Земле. История, испытания и изменение облика планеты.

Тема №4. Человеческий организм.

Как мы растём? Как мы усваиваем пищу? Почему мы потеем? Почему мы испытываем жажду? Почему мы устаём? Что происходит, когда мы спим? Что вызывает сны? Как циркулирует кровь? Как определить группу крови? Что такое переливание крови? Что такое кожа? Почему кожа у людей разного цвета? Что такое веснушки? Почему у нас есть родинки? Из чего состоит глаз? Как мы различаем цвета? Как работает ухо. Что такое человеческие зубы? Почему у людей такие разные волосы? Седеют ли волосы от испуга?

Из чего сделаны ногти? Есть ли одинаковые отпечатки пальцев? Как мы разговариваем? Как мы запоминаем? Почему мы плачем? Почему мы смеёмся? Что вызывает икоту? Что такое боль? Что такое простуда? От чего бывает жар? Вредные привычки (никотин, алкоголь).

  • Практическое занятие оказание помощи пострадавшему (измерение температуры тела, перебинтовывание кистей и пальцев рук, головы, полоскание горла минеральной водой, искусственное дыхание);
  • Дебаты «Лучше не пробуй» (о вреде никотина и алкоголя).

Тема №5. Многообразие животных и растений.

Типы лесов. Растения, формирующие лес. Структура леса. Леса умеренных широт. Лиственные и хвойные леса. Пойменные леса. Тропические леса. Субэкваториальные леса. Горные леса. Сосновые, еловые, кедровые, лиственные леса. Лес как планетарное явление. Пространственное распределение лесов. Животный мир лесов, его разнообразие. Леса-лёгкие Земли. Приспособляемость различных видов животных к условиям обитания.

  • Экскурсия в лес, очистка леса от мусора.

А). Жизнь в лесу.

Дикие животные, их виды. Домашние животные их виды и приносимая человеку польза.

 Деревья и кустарники, произрастающие в Западной Сибири. Лесная аптека. Взаимодействие различных типов растений между собой. Конкуренция растений и что она означает. Комнатные растения Общие правила ухода за растениями. Практическая работа по формированию навыков ухода за растениями в школе.

  • . Приглашение  ветеринарного врача. Практическая работа по пересадки комнатных растений. Отработка основных навыков по уходу за комнатными растениями
  • Изготовление кормушек, скворечников
  • Участие в областном конкурсе «Подкормите птиц зимой»

Б). Планете имя-океан.

Жизнь в морях и океанах. Поверхностные и глубинные морские животные. Рыбы, их многообразие и необычные формы. Жизнь на дне. Кораллы. Хищники морских глубин (акулы, скаты, касатки). Всепланетный океан. Уровень мирового океана. Приливы и отливы. Куда текут океанские воды? Гольфстрим - водяное отопление Европы. Волны на воде. Айсберги - плавающие ледяные горы.

  • Конкурс рисунков «Обитатели морей и океанов».

Тема № 6. Место человека в природе.

Природа- колыбель человечества.

Загадка появления человека. Человек- животное, обладающее разумом.

Будущее человека, может ли человек выжить без природы. Возвращение в природу - один из возможных вариантов развития человечества. Варианты примирения человека и природы. Пример первобытных племён, это пример единения с природой. Что ожидает человечество.

  • Эссе «Мое будущее через 20 лет»

А) Цивилизация - начало борьбы с природой.

Первые цивилизации – начало борьбы с природой. Взаимоотношения первых цивилизаций с природой. Нарушение равновесия в природе. Истребление растений и животных. Роль разума в дальнейшем отчуждении человека от природы. Опасность глобальной экологической катастрофы.

Тема №7. Современные  проблемы экологии.

Проблема заболоченности территории. Проблема роста больших городов и вытеснения ими животных и птиц с места их постоянного обитания. Проблема загрязнения Мирового океана, водоёмов, суши и уменьшение пресной воды.  Влияние экологических факторов на физическое и психическое здоровье человека и на генофонд человеческой популяции.

  • Борьба со стихийными свалками мусора.

А). Состояние экологии в России.

Состояние экологии в России в отличие от капиталистических стран. Природоохранная деятельность.

  • Выступление ребят с докладами о проблемах экологии в России. Беседа о состоянии экологии в современной России.

Тема №8. Состояние экологии  Томской области.

Медико – экологические аспекты качества жизни детского населения крупного регионального центра.  Основные экологические проблемы нашего региона.

А) Основные экологические термины и понятия.

Термин экология предложенный зоологом Э. Геккелем. Формулирование понятий экосистемы и биогеоценоза. Понятие конкурентного исключения, популяций у растений. Знакомство с литературой экологического направления.

  • Записи в тетрадях, оформление и ведение словаря юного эколога.

Тема №9. Влияние окружающей среды на здоровье человека.

Погода и самочувствие. Заболевания с наследственной предрасположенностью. Экология человека

  • Проект «Влияние погоды на самочувствие»

А). Практическое значение экологии.

Взаимосвязь человека с природой. Нужна ли экологическая деятельность.

Тема №10.Природоохранная деятельность.

Исчезающие виды растений и животных. Заповедники, заказники, природоохранные зоны. Красная книга Томской области. Зарубежная практика в области охраны животной среды.

  • Расчистка леса от мусора. Публикации в местной прессе.
  • Участие в районном конкурсе «Через искусство к зеленой планете»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Рельеф Земли. Сейсмические пояса Земли".

План- конспект урока по географии 7 класс,  на тему " Рельеф Земли. Сейсмические пояса Земли"...

Конспект классного часа "Земля отцов -моя земля"

Методическая разработка классного часа для учащихся 5 -го класса - победитель кревого конкурса методических материалов в рамках проведения фестиваля "Навстречу юбилею"!...

Гравитационное поле Земли. Ускорение свободного падения Земли.

Описано гравитационное поле Земли, ускорение свободного падения Земли, движение тела, брошенного под углом к горизонту, баллистическая траектория....

Классный час. Земля отцов-моя Земля (6 класс)

Цель: формировать у учащихся ответственность за сохранение культурно-исторического наследия родного края, сознание причастности к прошлому, настоящему, будущему казачества. Речь пойдет о нашем к...

Тест по географии 7 класс по темам "Гидросфера Земли. Биосфера Земли. Земля - планета людей".

Тест по географии 7 класса предназначен для проверки знаний учащихся по темам "Гидросфера Земли. Биосфера Земли. Земля - планета людей". Учебник: Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География мате...

Технологическая карта урока на тему: "Земля - планета Солнечной системы. Гипотезы возникновения Земли. Формы и размеры земли. Их географические следствия"

технологическая карта урока на тему: "Земля - планета солнечной системы. Гипотезы о возникновении Земли. Формы и размеры Земли. Их географические следствия"...