Программа экологического кружка
рабочая программа по теме
Программа дополнительного образования творческого объединения « Здоровье человека и окружающая среда»
Возраст обучающихся: 10 - 16 лет.
Программа рассчитана на 3 года обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ekologicheskogo_kruzhka.doc | 286 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
Новосёлковская средняя общеобразовательная школа
Утверждаю Директор школы
_______________
Угрюмова В. А.
Программа
дополнительного образования
творческого объединения « Здоровье человека и окружающая среда»
Возраст обучающихся: 10 - 16 лет.
Программа рассчитана на 3 года обучения.
Руководитель: учитель географии
1 квалификационной категории Солдатова Нина Николаевна.
Арзамасский район
д. Бебяево, д. 40 в.
2010 год.
Список
экологического кружка «Здоровье человека и окружающая среда»
- Андрианова Екатерина -11 а класс
- Гордеевцев Вадим -10 класс
- Глушенкова Алёна - 9 а класс
- Евстигнеев Влад - 6 класс
5. Ильина Анастасия -11 а класс
- Ледянкина Маша -10 класс
- Молотков Дима - 6 класс
- Савельева Юлия -11 а класс
- Сиднева Алёна -11 а класс
- Солдатова Анастасия - 11 а класс
- Солдатов Влад - 6 класс
- Степанцева Альбина -11 а класс
- Сычёв Дима - 6 класс
- Сулин Миша - 10 класс
- Шубин Илья -10 класс
- Чуева Маша - 9а класс
Пояснительная записка
Образование и воспитание школьников в области окружающей среды, а также сохранение здоровья и здорового образа жизни является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с молодёжью. Чем раньше начинается формирование экологической культуры, здорового образа жизни у детей, чем целесообразнее организовать этот процесс, тем выше эффективность воспитания. Научная организация процесса экологического воспитания требует чёткого определенья всех его звеньев выявления связей и зависимостей. Здоровье - не всё. Но всё без здоровья - ничто. (Сократ)
Человек - высшее творение природы. Но для того чтобы сполна насладиться её сокровищами он должен знать природу уметь приспособиться к ней не навредить себе и природе и самое главное должен отвечать по крайней мере одному требованию - быть здоровым.
Возможно, поэтому большая часть ответственности за спасение здоровья ребят берет на себя школа, которая ещё со времён Аристотеля призвана обучать и воспитывать жить в гармонии с природой, а значит и предостерегать ребёнка от тех возможных проблем, с которыми ему предстоит столкнуться во взрослой самостоятельной жизни.
Таким образом, учитывая актуальность выделенной проблемы, возникает необходимость реализации целостной профилактической системы, целью которой является создание условий для формирования у учащихся устойчивых установок на гармоничную связь с природой укрепление здоровья и здорового образа жизни.
Основания для разработки программы:
Закон РФ «Об образовании»
Конвенция ООН о правах ребенка.
Национальная доктрина образования в Российской Федерации.
Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей.
Закон Российской Федерации «Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Целевая программа: "Профилактика заболеваний и оздоровления детей, подростков и учащейся молодежи образовательных учреждений Арзамасского района.
Участники реализации программы:
1.Обучающиеся дети и педагоги МОУ Новоселковская СОШ. 2.Родители детей.
Сроки реализации программы: 2010-2012 г.г.(3 года)
Этапы реализации:
- Информационно-аналитический: анализ работы по экологическому воспитанию, здоровому образу жизни среди детей и подростков, выявление возможных путей их решения.
- Организационно-деятелъностный: обеспечение системы
организационной работы, направленной на реализацию основного содержания программы. - Этап педагогического последействия: систематизация полученных результатов.
Актуальность программы и основные положения экологического воспитания и привития здорового образа жизни учащихся.
В век новых технологий человек перестает ощущать себя частью природы, действует как её хозяин и преобразователь, что ведет к формированию утилитарного подхода к окружающей среде, что в свою очередь ведет к её загрязнению и негативному влиянию на здоровье подрастающего поколения. Но сохранение и укрепление здоровья детей одна из наиболее важных и сложных задач современности. В настоящее время только незначительная часть выпускников нашей школы являются полностью здоровыми, поэтому воспитание в данном направлении приобретает социальную значимость.
Что же понимается под экологической культурой и здоровым образом жизни? Это качество личности включающее в себя следующие компоненты:
- Интерес к природе и здоровому образу жизни.
- Знание о природе, взаимосвязях в природе, воздействии человека на
природу. - Чувства эстетические и нравственные.
- Позитивная деятельность и поведение в природе.
- Мотивы деятельности в природе (гуманистические, познавательские,
эстетические, санитарно - гигиенические и др.)
Основными аспектами здорового образа жизни являются пропорциональное соотношение взаимодействия человека и природы, правильная организация свободного времени и досуга, в том числе и при выходе детей на природу.
Организация досуга детей и подростков является одним из основных приоритетных направлений деятельности экологического кружка, созданного при МОУ Новоселковская СОШ.
После проведенного мною анализ была выявлена проблема: школьники получают достаточно большой объем теоретических знаний, а на практике в силу объективных и субъективных причин, применять их не могут.
Для решения данной проблемы кружок имеет практическую направленность составлен с учетом психолого-физиологических особенностей младшего, среднего и старшего школьного возраста.
Данная программа будет осуществляться в МОУ Новоселковская СОШ на
экологическом кружке.
Таким образом, в области экологического воспитания и здорового образа жизни ставятся следующие цели и задачи.
Цель: формирование экологической культуры и пропаганды здорового образа жизни среди детей и подростков.
Задачи:
- Усвоение ведущих идей основных понятий и научных факторов, на основе которых определяется оптимальное воздействие человека на природу и природы на человека, способствующие здоровому образу жизни и укрепление его посредством взаимодействия с природой.
- Понимание многосторонней ценности природы как источника материального и духовного развития общества, а так же приобретения здоровья.
- Овладение прикладными знаниями, практическими умениями и навыками рационального природоиспользования, развитие способности оценить состояние природной среды, принимать правильные решения по её улучшению.
- Выработка умений предвидеть возможные последствия своей деятельности в природе и не навредить своему здоровью.
- Формирование понятий о взаимосвязях в природе и применение их для укрепления своего здоровья.
- Развитие духовной потребности в общении с природой, осознание её облагораживающего воздействия на организм человека, стремление к познанию окружающей природы в единстве с переживаниями нравственного характера.
- Формирование стремления к активной деятельности по улучшению и сохранению природной среды, пропаганде природоохранительных знаний, нетерпимого отношения действия людей, наносящих вред природе и тем самым своему здоровью.
8. Раскрыть закономерности развития организма человека о тесной связи с окружающей природной средой, способствовать формированию ответственного отношения к своему здоровью.
- Дать представление об отрицательном взаимодействии на организм человека и негативных последствий, связанных с загрязнением окружающей природы.
- Обеспечить комплексный подход в реализации программы во взаимодействии со специалистами ( социологами, мед. работниками, СОВД, МЧС, социальными педагогами, психологами)
Ожидаемые результаты.
Эта программа направлена на организацию деятельности учащихся по изучению ближайшего природного окружения и участия в реальной природоохранной деятельности своей деревни, района, области, республики.
Экологическое образование по данной программе предполагает не только получения знаний, но и воспитание экологической культуры, а также формирование умений практического характера, что позволяет учащимся нести реальный вклад в сбережение природы своей местности.
Деятельность учащихся должна быть ориентирована на мониторинг окружающей среды своей местности.
Общение с природой - это главное условие формирования экологической ответственности по отношению к природной среде.
Сохранение здоровья подрастающего поколения - важнейшая задача семьи и школы. В условиях дальнейшего ухудшения состояния окружающей среды решение этой задачи особенно актуальны. Поэтому необходимо усиление гигиенического и физического обучения и воспитания школьников, способствующего сохранению здоровья.
Особую роль приобретает программа школьного обучения, в процессе которого закладываются фундамент отношений человека с окружающим миром, и начинает просыпаться интерес к своему организму.
Школьникам среднего возраста свойственна высокая познавательная активность, направленная в окружающий мир к широкому кругу явлений, социальной природной действительности, стремление общения с природой, поэтому целесообразно вести ученый процесс современной школы экологический кружок «Здоровье человека и окружающая среда».
В течении занятий экологического кружка « Здоровье человека и окружающая среда» будут сформированы компетенции:
1. Знание зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды и здорового образа жизни;
2. Умение оздоровлять окружающую среду внося посильный вклад в улучшение санитарно-гигиенических и экологических условий жизни человека;
3. Развиваться умения и навыки, направленные на сохранение и укрепление
индивидуального здоровья учащихся;
4. Овладение экологической культурой учащимися.
Приоритетное направление деятельности - создание условий для его самореализации, стимулирование творческой активности и развитие индивидуальных задатков и способностей.
Кружок рассчитан на учащихся в возрасте с 10 до 15 лет, талантливых и любознательных, интересующихся биологией, экологией, химией, географией. Оптимальное количество детей в группе 15 человек. Переход от одного года обучения проходит по принципу повторения и обобщения.
В работе кружка рассчитано использование познавательных игр, экскурсий, диспутов, практической работы на местности, соматометрические измерения, встречи с интересными людьми (врачами, студентами, лесником, агрономом).
Принципы организации экологического воспитания.
- Процесс формирования ответственного отношения к природе является
составной частью общей системы воспитания, актуальным её направлением. - Процесс формирования экологической культуры строится на взаимосвязи
глобального, регионального и краеведческого подходов к раскрытию современных экологических проблем. - В основе формирования бережного отношения к природе лежит единство интеллектуального, эмоционального восприятия окружающей среды и практической деятельности по её улучшению
4. Процесс формирования экологической культуры школьников опирается
на принципы систематичности, непрерывности, и междисциплинарности
в содержании и организации экологического образования.
Формы, методы и средства организации экологического
воспитания:
а) традиционные;
б) активные инновационные.
Наиболее действенным средством экологического воспитания является разнообразная деятельность детей (учебная, познавательная, художественная, творческая, игровая). Особую роль играет природоохранительная деятельность школьников. Виды ее многообразны:
- по защите природной среды ( спасание животных, попавших в беду; борьба с мусором; изготовление кормушек и домиков для птиц, установка табличек в местах распространения охраняемых растений);
-по предупреждению дурных поступков в природе и борьбе с ними (участие в «зеленом» патруле, рейдах в природу);
-по улучшению природной среды ( посадка растений, озеленение склонов, расчистка леса от сушняка);
-по пропаганде и разъяснению идей охраны природы (беседы с товарищами, родителями, взрослыми, изготовление плакатов, выпуск стенгазет, подготовка радиопередач);
-по сохранению и использованию эстетических ценностей природы ( сбор природного материала, изготовление панно, поделок из природного материала).
Основным критерием эффективности работы по формированию экологической культуры школьников является единство экологического сознания и поведения.
Механизм реализации программы
Координацию деятельности по реализации программы осуществляет «Экологический кружок», организованный в МОУ Новоселковская СОШ.
В состав кружка входят участники образовательного процесса, заинтересованные в организации и совершенствовании деятельности по экологическому воспитанию и воспитанию здорового образа жизни.
Экологический кружок определяет содержание конкретных мероприятий по реализации программы, организует их выполнение, обсуждает предложения, направленные на повышение эффективности в работе.
Основными исполнителями мероприятий Программы являются учащиеся, посещающие экологический кружок, педагоги.
Оценка эффективности реализации Программы.
Оценка эффективности Программы осуществляется на основе обобщенных оценочных показателей, включающих целенаправленность воспитательного процесса, его системный, содержательный и организационный характер, научную обоснованность методов и использование современных технологий воспитательного воздействия, широту охвата объектов воспитания.
В результате изучения данной программы учащиеся должны ЗНАТЬ:
Определения основных экологических понятий (факторы среды, лимитирующие факторы)
- О типах взаимодействия организмов
- Современные проблемы охраны природы
- О рациональном использовании и охране водных ресурсов
- О современном состоянии, использовании и охране растительности
- Вредные для здоровья факторы
- О норме и режиме питания
- Об охраняемых территориях и объектах своей местности.
- Влияние окружающей среды на рост и развитие растений
Учащиеся должны УМЕТЬ:
- Решать простейшие экологические задачи
- Применять знания экологических правил при анализе различных видов
хозяйственной деятельности - Определять уровень загрязнения воздуха и воды
- Подкармливать и охранять птиц
- Объяснять влияние различных факторов абиотической, биотической и
социальной среды на здоровье отдельного человека и демографические
показатели.
Мероприятия по реализации программы
1.Познавательно - игровые:
- Мы друзья природы - турнир викторина «Охраняемые растения и животные
территории д. Бебяево. - Жалеть надо уметь - КТД «Мой маленький друг», о животных, содержащихся дома.
- Наш друг - лес - экологические игры: «Тайны лесной тропинки», «Робинзоны»,
«Птичья столовая», «Сбор грибов». - Как мы помогаем природе ?! - Эстафета любимых занятий (уход за растениями,
животными, выращивание растений, фотоохота, рыбалка, изготовление поделок из
природного материала, сбор марок и открыток о природе). - О культуре поведения в природе - комплексное мероприятие - человек, природа,
искусство. - Учитесь доброте: Экскурсии: «Музей природы», «Тропики, тайны, голоса».
2. Тематические беседы:
- Удивительное рядом.
- Наш друг лес.
- Тайны бионики.
- Звери и птицы зимой.
- Зеленая аптека.
- Где живут наши меньшие братья.
- О тех, кого мы не любим.
- Как мы познаем природу.
3. Просмотры фильмов:
- Вода - это жизнь.
- Растения и животные
- Тундры
- Лесотундры
- Лесов
- Степей
- Пустынь и полупустынь
- Океан - загадка мира.
- Природные катаклизмы.
- Экологические кризисы на земле.
4. Развлекательные:
- Конкурс чтецов, певцов, музыкантов (по произведениям о природе).
- Праздники Весны, Лета, Осени, Зимы.
- Праздник цветов.
- Праздник птиц.
- Праздник «лесной карнавал».
- Утренник «Природа и искусство».
- Экологический праздник «Театр на столе с витаминной страной».
5. Практические:
- Мастерская «Самоделкина». Изготовление кормушек, домиков для птиц.
- Операция «Первоцвет». Очистка от мусора памятника воинам ВОВ.
- Озеленение класса.
- заготовка кормов для птиц.
- Операция «Мой школьный двор - моя забота».
- Наш выбор - здоровье.
- Полоса препятствий - практическое занятие по профилактике вредных привычек.
- Школа хороших манер - конкурс.
Раздел 1. Природа своей местности
Ориентирование на местности: по Полярной звезде и по Солнцу. Определение сторон горизонта на местности. Определение азимутов.
Ландшафты и экосистемы своей местности. Освоение местности человеком. Население своей местности. Хозяйственная деятельность и быт населения, преобладающие профессии. Изменение ландшафтов и экосистем под влиянием естественных причин и деятельности человека.
Оценка, высказывание суждений о мерах по улучшению условий жизни населения своей местности. Охраняемые территории и объекты своей местности.
Уход за ландшафтом.
Изучение литературы о родном крае - книг, журналов, газет. Посещение краеведческого музея, других достопримечательностей. Встреча с интересными людьми своего края. Изучение картосхемы своего края. Оформление материалов наблюдений.
Раздел П. Растительный организм
Строение растительной клетки. Жизнедеятельность клетки. Внешнее и внутреннее строение семени, типы семян. Значение семян в природе и жизни человека
Внутреннее строение корня. Строение и значение побегов у растений. Видоизмененные побеги. Внешнее и внутреннее строение листа
Внешнее и внутреннее строение листа. Видоизменения подземных побегов
Строение, функции и типы цветков. Соцветия. Многообразие и значение плодов
Корневое питание растений. Космическая роль зеленых растений. Фотосинтез
Роль воды в жизни растений. Экологические группы по отношению к воде. Вегетативное размножение растений. Рост и развитие растений
Влияние окружающей среды на рост и развитие растений. Подцарство водоросли
Подцарство Папоротникообразные. Подцрство Покрытосеменные Семейства двудольных растений. Пасленовые, Крестоцветные, сложноцветные Класс Однодольные растения. Семейство Злаковые. Хозяйственное значение злаковых. Эволюция высших растений Дары Старого и Нового Света
Разнообразие бактерий Царство Грибы. Общая характеристика Лишайники. Приспособленность организмов к совместной жизни. Смена сообществ.
РАЗДЕЛ 3 «Окружающая среда и здоровье человека»
Тема 1. Здоровье и окружающая среда человека.
Введение. Представление о здоровье. Воспитание культуры здоровья.
Здоровье человека.
Практическая работа. Соматометрические измерения человека
Тема2. Учитесь быть здоровым!
Движение и красота человека. Физическая культура в жизни человека.
Активный отдых. Подвижные игры на свежем воздухе
Закаливание и его роль в укреплении здоровья. Простудные заболевания и их
предупреждения. Учитесь быть здоровым!
Гигиена питания. Режим и правила питания. Сервировка и оформление
обеденного стола. Гигиена твоего жилища. Чистота в доме и квартире
Практическая работа. Сервировка и оформление обеденного стола.
Подвижные игры на свежем воздухе
Тема 3. Медицина против болезней
Растения лечат и калечат. Путешествие с комнатными растениями.
Гиподинамия. Движение - это твоё лекарство. Красивая походка. Изучение
физического развития и функционального состояния организма.
Практическая работа. Оказание первой медпомощи. Правила хранения лекарств и обращение с ними.
Раздел 4. Человек, вода, водоем
Тема 1. Вода и водоем в жизни человека.
Связи местного населения и отдельного человека с водой и водоемом:
потребности в пресной воде для питья и хозяйства.
Воды исследуемой территории: виды вод местности, водные ресурсы.
Источники снабжения водой местного населения. Ведение наблюдений и
исследования.
Практическая работа. Ведение наблюдений и исследования. Тема 2. Виды водопользования на исследуемой территории. Особенности местности, прилегающей к исследуемому водоему: степень
населения, густота гидрологических объектов, степень использования
водоемов в хозяйстве и быту, их состояние, охрана от истощения и
загрязнения.
Целебные воды. Химический состав некоторых минеральных вод.
Воздействие их на организм. Минеральные источники своей местности.
Оценка их состояния. Использование местным населением. Оборудование
источника. Составление плана расположения водных источников
исследуемой территории.
Практическая работа Химический состав некоторых минеральных вод Тема 3. Исследование прилегающей к водоему местности. Связь водоема с другими компонентами территории. Зависимость его состояния от состояния исследуемой территории. Особенности рельефа. Поверхностный сток воды в водоем. Загрязнение водоема поверхностными водами. Причины и меры предупреждения. Тип грунта исследуемой территории (глинистый, песчаный, торфяной и т. д.). Зависимость состояния грунтовых и поверхностных вод.
Практическая работа Исследование прилегающей к водоему местности
Тема 4. Свойства и качества воды.
План описания водоема. Условия, необходимые для жизнедеятельности обитателей водоемов; температура, прозрачность золы, наличие течений, концентрация кислорода, углекислого газа, биогенных веществ.
Физические свойства воды (теплоемкость, скрытая теплота плавления, парообразование, плотность воды). Зависимость температуры воды в водоеме от климата местности, характера водоема, свойств воды.
Органолептические свойства воды (запах, вкус, цвет). Различение запахов: естественного и искусственного происхождения. Норма на запах. Способы определения запахов.
Зависимость вкуса воды от ее химического состава.. Жесткость воды. Способы определения и устранения жесткости воды. Практическая работа Органолептические свойства воды (запах, вкус, цвет).
Учебно-тематический план
экологического кружка «Здоровье человека и окружающая среда»
по программе – 144 часа, по плану – 70 часов (2 часа в неделю)
Цель первого года обучения: формирование экологической культуры и пропаганды здорового образа жизни среди детей и подростков.
Задачи:
- Усвоение ведущих идей основных понятий и научных факторов, на основе которых определяется оптимальное воздействие человека на природу и природы на человека, способствующие здоровому образу жизни и укрепление его посредством взаимодействия с природой.
- Понимание многосторонней ценности природы как источника материального и духовного развития общества, а так же приобретения здоровья.
№ | Тема | Форма занятия | Кол-во часов по плану | Кол-во часов | Дата | Корректировка | |
Теоретические | Практические | ||||||
1 | Раздел 1. Природа своей местности. 18 час. Введение. Что мы будем изучать на экологическом кружке? | Вводная лекция элементами беседы. Дискуссия. Турнир викторина «Мы друзья природы» | |||||
2 | Нижегородская область, Арзамасский район, д.Бебяево на карте нашей Родины | Рассказ учителя, беседа с учениками. Рассказы стихов о родных просторах. Работа с картой с Нижегородской обл | |||||
3 | Ориентирование на местности; определение сторон горизонта, азимута. | Экскурсия №1 работа с компасом | |||||
4 | Ландшафты и экосистемы своей местности. | Экскурсия №2 выделение природных компонентов земли и природной зоны. | |||||
5 | Население своей местности | Рассказ учителя. Конкурс чтецов, певцов, музыкантов, связанных с фольклором своей местности | |||||
6 | Хозяйственная деятельность быт населения, преобладающие профессии | Диспут: удивительное – рядом | |||||
Изменение ландшафтов и экосистем под влиянием естественных причин и деятельности человека | Экскурсия №3 посещение музея «затерянный мир» | ||||||
Оценка, высказывание суждений о мерах по улучшению условий жизни населения своей местности и экологической обстановки. | Рассказ учителя, дискуссия Проектная работа №1 «Вот моя деревня» | ||||||
Уход за ландшафтами | Уборка около школ, дороги к школе, памятника военным в ВОВ | ||||||
Изучение литературы о родном крае | Беседа библиотекаря. О книгах, журналах, газетах своей местности | ||||||
Встреча с интересными людьми своего края | Встреча с родителями детей. Рассказы стихов, песни | ||||||
Оформление материалов наблюдений | Выпуск стен, газеты на тему: «Природа своего края | ||||||
Раздел 2 Человек, вода, водоем 12 часов | |||||||
Связи местного населения и отдельного человека с водой и водоемами: потребности в пресной воде для питья и хозяйства | Исследовательская работа 1. Определение потребления воды жителями села | ||||||
Вода исследуемой территории: виды вод местности, водные ресурсы | Ведение наблюдений и исследований для исследовательской работы №1 | ||||||
Особенности местности, прилегающей к исследуемому водоему: степень населения, гидрологических объектов, степень использования водоемов в хозяйстве и быту, их состояние, охрана от истощения и загрязнения. | Экскурсия №4 на очистные сооружения, р. Тешу. Ведение наблюдений и исследований для исследовательской работы № 1. | ||||||
Целебные источники: белые, серые, голубые глины, химический состав, воздействие на организм, воды р. Теши, использование местным населением. | Проектная работа №2 «Значение природной химии для улучшения состояния водоемов, здоровья людей. | ||||||
Загрязнение водоемов. Причины и меры предупреждения. | Экскурсия №5 на р. Тешу ведение наблюдений и исследований для проектной работы №2. | ||||||
Органолептические свойства водопроводной воды. | Исследовательская работа №2 Практическая работа №1 Способы определения и устранения жесткости воды. | ||||||
Раздел 3. Растительный организм 10 часов | |||||||
Значение семян в природе и жизни человека. | Пр.р. №2. Выращивание в комнатных условиях растений | ||||||
Влияние окружающей среды на рост и развитие растений. | Исследовательская работа №3 «Влияние света на рост и развитие растений» | ||||||
Болезнетворные, ядовитые растения. | Лекция «Растения лечат и калечат» | ||||||
Исчезающие растения. | Исследовательская работа №4 «Какие растения на территории д. Бебяево записаны в Красную книгу» | ||||||
Растения, употребляемые в пищу. | Практ. Работа №3 «Заготовка и хранение пищевых продуктов» | ||||||
Раздел 4. Окружающая среда и здоровье человека. Введение. Представление о здоровье. Воспитание культуры здоровья. | 1. Лекция 2. Игра путешествие для 1-4 классов «Откуда берутся грязнули» 3. Конкурс рисунков: «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья» Для 5-6 классов | ||||||
Как мы растем и развиваемся | Пр. раб №4 «Соматометрические измерения человека» | ||||||
Движение и красота человека | «Свет мой, зеркальце, скажи...» познавательная программа | ||||||
Физическая культура в жизни человека. Активный отдых. | Беседа. Встреча со спортсменами | ||||||
Простудные заболевания и их предупреждение. | Агитационно-тематическое мероприятие: «Мы в ответе за свое здоровье» | ||||||
Закаливание и его роль в укреплении здоровья | Беседа Конкурсная программа: «Здоров будешь, все добудешь» | ||||||
Учитесь быть здоровыми | Устный журнал
5 стр «Советы бывалого» | ||||||
Гигиена питания | Игровая программа: «Путешествие в волшебную страну Витаминию» | ||||||
Режим и правила питания | Пр. раб №5 Анкетирование | ||||||
Сервировка и оформление обеденного стола | Пр. раб №6 Сервировка стола Познавательная программа «овощи на твоём столе- здоровье обеспечат на 100 лет» | ||||||
Гигиена твоего жилища | Лекция с элементами беседы | ||||||
Чистота в доме, в квартире, в классе | Игра викторина «Школа хороших манер» | ||||||
Красивая походка- хорошее здоровье | Развлекательная программа «Юморины» | ||||||
Изучение физического развития функционального состояния организма | Исследовательская работа №5«Исследование функционального состояния школьников по различным пробам» | ||||||
Правила оформления НИР | Оформление результатов исследования | ||||||
Методы экологических исследований в работе с учащимися | Лекция | ||||||
Общий план изложения научной работы | Рассказ | ||||||
Методические рекомендации по проведению наблюдений за живыми организмами | Экскурсия №6 в лес. |
Примерный тематический план занятий 2 года обучения
Цель второго года обучения: формирование экологической культуры и пропаганды здорового образа жизни среди детей и подростков.
Задачи:
- Овладение прикладными знаниями, практическими умениями и навыками рационального природоиспользования, развитие способности оценить состояние природной среды, принимать правильные решения по её улучшению.
- Выработка умений предвидеть возможные последствия своей деятельности в природе и не навредить своему здоровью.
- Формирование понятий о взаимосвязях в природе и применение их для укрепления своего здоровья.
Тема | Кол-во часов по плэну | Кол-во часов фактич. | В том числе | Дата | Корректир. | ||
Теорет. | Практич. | ||||||
Раздел 1. Природа своей местности. | |||||||
1. | Строение земной коры Нижегородской области . | 7 | |||||
2. | Геологические процессы своей местности . | 7 | |||||
3. | Природа соей местности. | 8 | |||||
4. | Завод при переработке пород. | 8 | |||||
Раздел II. Растительный организм. | |||||||
5. | Строение растительной клетки. | 6 | |||||
6. | Жизнедеятельность клетки. | 6 | |||||
7. | Космическая роль зелёных растений. | 6 | |||||
8. | Фотосинтез. | 7 | |||||
9. | Влияние окружающей среды на рост и развитее растений. | 7 | |||||
10. | Дары Старого и Нового Света. | 6 | |||||
11. | Грибы. | 6 | |||||
12. | Приспособленность растений к совместной жизни. | 6 | |||||
13. | Взаимосвязь организмов и неживой природы. | 6 | |||||
14. | Экскурсии по сезонам года. | 6 | |||||
Раздел III. Окружающая среда и здоровье человека. | |||||||
15, | Представление о здоровье. | 6 | |||||
16. | Воспитание культуры здоровья. | 6 | |||||
17. | Учитесь быть здоровыми. | 6 | |||||
18. | Режим и правила питания. | 6 | |||||
19. | Гигиена тела. | 6 | |||||
20. | Изучение физического развития и функционального состояния организма. | 6 | |||||
21. | Вредные привычки. | 10 | |||||
Раздел IV. Человек, вода и водоём. | |||||||
22. | Источники снабжения водой местного населения. | 4 | |||||
23. | Ведение наблюдений и исследований. | 5 | |||||
24. | Определение РН - воды. | 15 | |||||
25. | Определение 02 воды. | 15 | |||||
26. | Определение нитратов воды. | 15 | |||||
27. | Определение железа воды. | 15 | |||||
28. | Определение кишечной палочки в воде. | 14 | |||||
29. | Методические рекомендации. | 1 |
Примерный тематический план занятий 3 года обучения
Цель третьего года обучения: формирование экологической культуры и пропаганды здорового образа жизни среди детей и подростков.
Задачи:
- Развитие духовной потребности в общении с природой, осознание её облагораживающего воздействия на организм человека, стремление к познанию окружающей природы в единстве с переживаниями нравственного характера.
- Формирование стремления к активной деятельности по улучшению и сохранению природной среды, пропаганде природоохранительных знаний, нетерпимого отношения действия людей, наносящих вред природе и тем самым своему здоровью.
- Раскрыть закономерности развития организма человека о тесной связи с окружающей природной средой, способствовать формированию ответственного отношения к своему здоровью.
№ п/п | Тема | Кол-во часов по плану | Кол-во часов фактически | В том числе | Дата | Корректировка | |
Теоретически | Практически | ||||||
Раздел 1 Исследование пищевых продуктов | |||||||
1 | Методы Исследований | 27 | |||||
2 | Методика Исследований | 27 | |||||
3 | Исследования мясных блюд | 27 | |||||
4 | Исследования молочных продуктов | 27 | |||||
5 | Исследования хлебобулочных изделий | 27 | |||||
6 | Исследования овощей | 27 | |||||
7 | Исследования фруктов | 27 | |||||
8 | Оформление результатов | 27 |
Список литературы, используемый педагогом:
- А.А. Обухов. Исследовательская работа школьников Российская Академия
Наук «Я и Земля» / Народное образование. 2005год. - Берестецкий О.А. «Биологические основы плодородия почвы» - М, Колос -
2006год.
- Боева А.И., Переславцев А.А. «Влияние удобрений на почвенную
микрофлору». Научные труды. Воронежского сельскохозяйственного
института - 2005 год. - Величковский Б.Т., Кирпичев В.И., Суравегина И.Т. здоровье человека и
окружающая среда. Учебное пособие. М.: Новая школа 2009год- 240с - Горлов А.А. Жить в согласии с природой. - М., 2003
- Губарева Л.И., Мизирева О.М., Чурилова Т.М. Экология человека:
Практикум для вузов. - М.: Гуманитарн. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 112с. - Гуминский А.А., Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Руководство к
лабораторным занятиям по общей и возрастной физиологии. М.:
Просвещение, 1990.239с. - Каневский 3. Крик о помощи //Знание-сила, 1990.-№1
- Методические указания по организации научно-исследовательской
работы учащихся / Под общ. ред. Л.В. Егорова - Чебоксары. 2009. 106с.
- Мурманцев B.C., Юшкин Н.В. Человек и природа. - М.: 2001
- Руководство к лабораторным занятиям по гигиене детей и подростков /
Под ред. В.Н. Кардашенко. М.: Медицина 2006. 264с.
12.Судаков К.В. и др. Основы физиологии функциональных систем. - Москва 2007
СПИСОК ПЕКОМЕНДУМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ:
- Горлов А.А. Жить в согласии с природой. - М., 2003
- Каневский 3. Крик о помощи// Знание - сила, 1990. - №1
- Лаптев Л.П. Азбука закаливания. -.: Фис 2009
- Мурманцев B.C., Юшкин Н.В. Человек и природа. - М.: 2001
- Копыт Н.Я., Скворцов Е.С. Алкоголь и подростки. - М.: Медицина,
2008 - Руденко И. Наследство Жана Нико. - М.: Медицина, 2003
- Шанцева Н.Н. Наш выбор-Здоровье Волгоград 2009. Издательство
Учитель - Афанасьев С. Веселые конкурсы для больших и маленьких 1000
советов из газеты «Комсомольская, правда» Москва Аст-Пресс, 2004 .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа экологического кружка "Росток"
Программа «Росток» имеет экологическую направленность и разработана на основе программы «_Экология», допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации 2005 года выпуска – авторы ...
Программа экологического кружка.
Программа экологического кружка рассчитана на 2 года, по 108 часов в каждом ( 3 часа в неделю). Программа создана в основном для изучения экологической ситуации в Санкт-Петербурге и Ленинградской обла...
Программа экологического кружка
Программа экологического кружка опробирована, показала отличные результаты...
ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА "Земля наш дом родной"
ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА "Земля наш дом родной"...
Программа экологического кружка "Наш дом -Земля"
Программа направлена ра развитие экологического образования в школе....
Рабочая программа экологического кружка для учащихся 5-6 классов
Цель кружка - научить детей любить, беречь, улучшать окружающий мир, соблюдать главное правило нахождение в природе: не навреди!...
Программа экологического кружка в 5 классе ФГОС
Программа экологического кружка в 5 классе ФГОСПроблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому школьников с юных лет необходимо научить любить, охранят...