Программа экологического кружка
методическая разработка по биологии на тему
Программа экологического кружка опробирована, показала отличные результаты
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekopeople.doc | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3»
Авторская образовательная программа объединения
« Экоpeopel»
Для детей школьного возраста с 12 до 16 лет
Срок реализации 1 год
Авторская программа
Учителя биологии, высшей
квалификационной категории
Максютиной А.И.
г. Менделеевск
2012 год
Содержание
- Пояснительная записка
- Цели и задачи программы
- Учебно-тематический план
- Содержание программы
- Образовательный минимум
- Литература
Пояснительная записка
Природа не знает ни государственных, ни административных границ. Ее терпение, способность само восстанавливаться, ее богатства, не беспредельны. Вот почему один их главных, важнейших вопросов современной жизни и природопользования, вопрос: Как хозяйствовать? не разрушая природу, должен быть предметом серьезного разговора.
В этом микрорайоне проживает большинство учащихся нашей школы. Ежегодный медицинский осмотр здоровья учеников показывает увеличение заболеваний органов дыхания, ЖКТ, аллергических реакций. В настоящее время на диспансерном учёте с заболеваниями почек состоят 65 детей (10,5 %),желудочно-кишечного тракта – 78 детей (12,6 %), сердечнососудистых заболеваний – 80 детей (13 %), бронхиальной астмы – 5 детей (0,8 %), крови -3 человека (0,5%),аллергические проявления – 31 человек (5 %), детей с ограниченными возможностями – 9 человек (1,7 %).
Поэтому тема улучшения санитарно-экологической обстановки в микрорайоне, а также в городе волнует всю общественность в лице учащихся, родителей, учителей, местных жителей.
Программа реализуется под девизом «Думай глобально - действуй локально!», которынаправлен на локальное решение экологических проблем нашего микрорайона и города в целом. При разработке программы был проведен социологический опрос населени. В социологическом опросе населения «От кого зависит чистота микрорайона?» (Приложение № 1) принимали участие : 2 человека от 7 до 12 лет, 54 – от 13 до 17 лет, 8 – от 18 до 25 лет, 11 – от 26 до 36 лет, 45- от 36 до 50 лет, 30 – старше 50 лет, из них 54 – обучающихся, 36- рабочих, 16 – служащие, 34 – пенсионеры и 10 неработающих.
Проанализировав соц. опрос показал, что экологические проблемы возникают из-за экологически неграмотного поведения людей. От решения данной проблемы зависит благополучие и существование человечества.
Программа отличается вариативностью и творческой направленностью, является моделью совместной деятельности педагогов, учащихся и родителей, а также органов власти. Программа рассчитана на командную, классную и индивидуальную работу участников. Он состоит из теоретической части и практической деятельности по реализации конкретных дел, благотворительных акций.
Поэтому данная программа является актуальной.
Охрана окружающей среды от загрязнения и разрушении, сбережения генетического разнообразия биосферы, сохранения человека стали глобальными проблемами ,которые требует неотложного решения. Природа
Земли уже не в состоянии нейтрализовать последствия человеческой деятельности. Сегодня стало очевидно, что изменить ситуацию можно лишь перестроив отношение должно перейти на смену потребительскому. На перестройку этого отношения нацелена данная программа.
Цель: интегрировать учащихся в деятельность , направленную на улучшение экологического качества среды
Задачи:
Общеобразовательная :сформировать представление о городской экосистеме;
Углубить или закрепить экологические знания; раскрыть значение рационального природопользования;
Развивающая: способствовать формированию экологического мышления; стимулировать интерес молодого поколения к решению актуальных экологических проблем, приобретения практического опыта;
Воспитательная: воспитание чувства прекрасного и бережного отношения к природе, повышение экологической культуры;
Работа по данной программе ведется с 2003 года и рассчитана на 1 год обучения (144 часа). В объединении занимаются дети 6-11 классов по 4 часа в неделю.
Активное познание в области экологии предполагает большую самостоятельную работу школьников в исследовании окружающей среды, решение локальных экологических проблем. Основная задача таких исследований заключается в том, чтобы на «живых» примерах показать природные взаимодействия и губительные последствия их нарушения. Слежение природных и антропогенных экосистемах дает реальную и достоверную информацию, оперируя которой, учащиеся могут выявить местные экологические проблемы с тем, чтобы в дальнейшем развернуть посильную работу по их устранению.
Данная программа призвана научить школьников освоить методику проведения исследований в городской экосистеме и развить оценочное суждение по результатам этих исследований. Программа способствует формированию активной жизненной позиции в защиту природы. Главное в программе - понимание школьником важности гражданского участия в решение актуальных экологических проблем на уровне города и попытки найти и предложить свои варианты в решении проблемы; привлечение внимания властных структур к важности решения затронутых проблем.
В современных городах сосредоточена основная масса населения, и экологические проблемы стоят здесь наиболее остро. Вот почему приобретение исследовательских навыков по оценке экологического качества среды- насущная необходимость. Главным видом деятельности школьников является самостоятельная исследовательская деятельность.
Программа подразумевает, кроме экспериментальной работы, участие в семинарах, конференциях проведения экскурсий и бесед.
Основной формой организации: является работа в малых группах по 3-5 человек. Это позволяет эффективнее использовать учебное время, выполняя несколько работ параллельно.
Учебно-тематический план
П/п | Наименование тем | Всего часов | В том числе | ||||
теория | практика | экскурсия | |||||
1. | Вводное занятие | 2 | 1 | - | 1 | ||
2. | Среда обитания. Экологические факторы | 2 | 2 | - | - | ||
3. | Экологический мониторинг окружающей среды
| 20 | 4 | 16 | - | ||
4. | Бытовой мусор: конкурс презентаций «Моя экологическая семья» (рациональное использование вторичного сырья) - конкурс поделок из бытового мусора | 20 | 8 | 8 | 4 | ||
5. | Акция «Сохраним ёлочку» - выпуск листовок - выступления агитбригад - мастер-классы по изготовлению альтернативных ёлочек | 20 | 4 | 6 | 10 | ||
6. | Экологическая акция «Поможем птицам»:
| 10 | 3 | 3 | 4 | ||
7. | Акция «Мы в ответе за тех, кого приручили»: - Защита мини-проектов «Мой любимый питомец» -разработка и распространение экологических листовок - организация круглого стола «Проблема бродячих животных» | 20 | 2 | 16 | 2 | ||
8. | Конкурс семейный «Экодом» (рациональное использование энергоресурсов, воды, тепла | 10 | 2 | 6 | 2 | ||
9. | Акция «Берегите первоцветы!»
Озеленение | 20 | 4 | 10 | 6 | ||
10 | Исследовательская деятельность | 10 | 2 | 6 | 2 | ||
11. | Озеленение | 10 | 10 |
Содержание программы:
1. Вводное занятие (2 часа): цели , задачи программы, методы изучения
2. Среда обитания. Экологические факторы(2 часов): среды жизни, абиотические , биотические и антропогенные факторы среды
3. Экологический мониторинг окружающей среды: понятие мониторинг и его значение, методика его проведения (20 часов):
-оценка степени загрязнения промышленными и бытовыми отходами реки Тоймы
-оценка степени загрязнения почвы
4. Бытовой мусор: виды мусора, утилизация мусора, вред мусора(20 часов):
-конкурс презентаций «Моя экологическая семья» (рациональное использование вторичного сырья)
- конкурс поделок из бытового мусора
5. Акция «Сохраним ёлочку» : проблемы елей в период праздника «Нового года», причины проблем и их решение(20 часов):
- выпуск листовок
- выступления агитбригад
- мастер-классы по изготовлению альтернативных ёлочек
6. Экологическая акция «Поможем птицам»: виды зимующих птиц , проблемы зимующих птиц: (10 часов)
-познавательные беседы
-конкурс плакатов и рисунков
-изготовление кормушек
7. Акция «Мы в ответе за тех, кого приручили»: проблемы бродячих животных и пути решения проблемы (20 часов):
- Защита мини-проектов
«Мой любимый питомец»
-разработка и распространение экологических листовок
- организация круглого стола «Проблема бродячих животных»
8. Конкурс семейный «Экодом» :рациональное использование энергоресурсов, воды, тепла(10 часов)
9. Акция «Берегите первоцветы!»: виды первоцветов, проблемы первоцветов(20 часов)
-выступление агитбригады
-конкурс плакатов и рисунков
-выпуск листовок
10. Исследовательская деятельность(10 часов)
11.Озеленение(10 часов)
Итого: 144 часа
Образовательный минимум 1 года обучения
Должны знать: понятия экосистема, биосфера, экологические факторы и их роль в жизни организмов, понятие экологического равновесия, рациональное природопользование, ресурсосбережение, первоцветы ,вторсырьё, проблема брошенных животных, овладение методикой экологического мониторинга.
Литература
- Э. Тагиров. Экология: безопасность нации. – Казань: «Экополис», творческое объединение «Енарыш», 1998.
- Государственный доклад «О состоянии окружающей природной среды Республики Татарстан в 2000 году» под редакцией Н.П. Торсуева.
- Мизун .Г. Экология известная и неизвестная. – М.: НПЦ «Экология и здоровье», 1994.
- Закон Российской федерации от 19 декабря 1991 года №2010 «Об охране окружающей природной среды».
- Закон Республики Татарстан от 12 февраля 1997 года №1040 «Об охране окружающей природной среды в Республике Татарстан».
- Федеральный закон Российской Федерации от 23 ноября 1995 года «Об экологической экспертизе».
- Зеленая книга Республики Татарстан под редакцией Н.П. Торсуева. – Казань: Издательство КГУ.
- Экология Татарстана: современная ситуация, пути к устойчивому развитию. – Казань: Экоцентр, 1996.
- Биология и экология: Универсальная энциклопедия школьника. – Минск: ТОО «Харвей».
- Мухутдинов А.А., Борзнов Н.И., Петров Б.Г., Мухутдинова Т.З., Шаяхметов Д.К. Основы и менеджмент промышленной экологии. – Казань: «Магариф», 1998.
- Щеповских А.И. Красная книга РТ. – Казань: Природа, 1995.
- Сборник программ для естественного и гуманитарного профилей. – М.: Просвещение, 1997.
- Трускова В.А., Гатауллина С.К. Природа просит защиты. – Казань: Школа, 2001.
- Региональная экологическая газета. 2000, 2001, 2002
- Попов В.А., Лукин А.В. Животный мир Татарии. – Казань: Таткнигоиздат, 1988.
- Газета «Педсовет». – Москва: Правда, 2002.
- Экология человека глазами математика. – М.: 1998.
- Никитин Д.П., Новиков Ю.В. Окружающая среда и человек. – М., 1986.
- Веденин Ю.А. География и здоровье человека (География в школе 1991).
Замалетдинов Р.И., Галеева Д.Н., Павлов А.В. Зилант. Методщическое пособие. – Казань, 2001
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа экологического кружка "Росток"
Программа «Росток» имеет экологическую направленность и разработана на основе программы «_Экология», допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации 2005 года выпуска – авторы ...
Программа экологического кружка.
Программа экологического кружка рассчитана на 2 года, по 108 часов в каждом ( 3 часа в неделю). Программа создана в основном для изучения экологической ситуации в Санкт-Петербурге и Ленинградской обла...
ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА "Земля наш дом родной"
ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА "Земля наш дом родной"...
Программа экологического кружка
Программа дополнительного образования творческого объединения « Здоровье человека и окружающая среда» Возраст обучающихся: 10 - 16 лет.Программа рассчитана на 3 года обучения....
Программа экологического кружка "Наш дом -Земля"
Программа направлена ра развитие экологического образования в школе....
Рабочая программа экологического кружка для учащихся 5-6 классов
Цель кружка - научить детей любить, беречь, улучшать окружающий мир, соблюдать главное правило нахождение в природе: не навреди!...
Программа экологического кружка в 5 классе ФГОС
Программа экологического кружка в 5 классе ФГОСПроблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому школьников с юных лет необходимо научить любить, охранят...