Рабочая программа по ИКН Республики Марий Эл для 9 класса
рабочая программа по краеведению (9 класс) на тему
Рабочая программа для 9-го класса по “Истории и культуре народов Марий Эл». Разработана на основе примерной общеобразовательной программы «История и культура народов Марий Эл» для 1-11 классов /сост. Л.Е. Майкова, Г.И. Соловьева. – Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2009 г., а так же методических рекомендаций по проектированию основных образовательных программ образовательных учреждений с учетом региональных особенностей. – Йошкар-Ола: ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2011г., /сост. Е.И.Игнатьева, Г.В.Сергеева/. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и обеспечена УМК: История и культура народов Марий Эл.
Программа рассчитана на 1 час в неделю. Всего 34 часа.
Учебник: История и культура народов Марий Эл. Марийское книжное издательство,2012 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ikn-9_fgos.doc | 67 КБ |
poyasnit.zapiska-9.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Раздел | Тема урока |
| УУД | Количество часов | ||||||
Основные виды деятельности учащихся | Прогр. | План. | Журн. | Контр.р. | ||||||
1.Марийский край в начале 20 века. | 1.Социально-экономическое и культурное развитие края 2.Сельское хозяйство и промышленность. 3.Марийский край в годы революции 1905-1907 гг. 4.Зарождение марийского общественного национального движения. | Познавательная, речевая, коммуникативная.. | Личностные: развитие толерантности как ценности и социальной нормы гражданского общества. Признание ценности: культуры каждого народа вне зависимости от численности и места расселения. Развитие умений: самоидентифицировать себя как представителя этноса РМЭ и гражданина России. Регулятивные: умение анализировать, высказывать свою точку зрения; - умение обобщать и систематизировать предложенный учителем материал, делать выводы. Познавательные: - умение работать с текстом учебника, картой, документом. универсальные логические учебные действия: синтез, обобщение, абстрактное сравнение, доказательство, классификация. универсальные знаково-символические учебные действия: проведение ассоциативных связей с историей РМЭ и России. Коммуникативные: - умение общаться, работать в группах, - умение аргументировать и высказывать свою точку зрения. | 4 | 4 | |||||
2.Культура и образование в начале 20 века.. | 5.Открытие образовательных учреждений разного типа. 6.Роль Казанского университета в просвещении нерусских народов. 7.Марийский край в годы Первой мировой войны.. 8.Ежегодник «Марла календарь», его просветительская роль. 9.Контрольная работа по темам: «Марийский край в начале 20 века», Культура и образование в нач.20 века. | Познавательная, речевая, коммуникативная, исследовательская | Личностные: развитие толерантности как ценности и социальной нормы гражданского общества. признание ценности: уважительное отношение к культурной самобытности народов, населяющих республику. - традиционной этнокультуре как результата творчества народа и его стремления жить в гармонии с окружающей природой. развитие умений: - соблюдать традиции народов, проживающих в РМЭ, в повседневной жизни и специально организованных этнокультурных мероприятиях. Регулятивные: - умение ставить цели, составлять план на основе культуроведческого материала. - оценка качества культуроведческих ЗУН. Познавательные: - умение работать с текстом книги, документом. - овладение и использование специально-понятийным аппаратом. универсальные логические: мыслительные операции, абстрактное сравнение, анализ, синтез, обобщение, доказательство. универсальные знаково-символические: - умение пользоваться знаково-символическими понятиями, - умение пользоваться картами. Коммуникативные: - умение работать в парах, группе, коллективе, - умение представлять культуру своего народа в условиях межкультурного общения на уровне республики и России. | 4 | 5 | 1 | ||||
3.Зарождение марийской литературы.. | 10.Писатели-мари: Г.Микай, Н.Мухин, С.Чавайн. | Познавательная, речевая, коммуникативная, исследовательская. | Личностные: -развитие толерантности как ценности и социальной нормы гражданского общества. признание ценности: - традиционной этнокультуры как результата творчества народа, - уважительного отношения к культурной самобытности народа. развитие умений: - самоидентифицировать себя как представителя этноса РМЭ и гражданина России. Регулятивные: - оценка качества культуроведческих ЗУН, - умение вести себя и соблюдать традиции в условиях «иных» этнокультур. Познавательные: - умение работать с разными источниками информации, - выявление примеров интеграции культур, обозначение общечеловеческих ценностей, - овладение и использование специально-понятийным аппаратом. универсальные логические : - абстрактное сравнение, анализ, синтез, классификация, обобщение. универсальные знаково-символические: - ассоциативные связи с историей РМЭ и России, Коммуникативные: - умение работать в парах, группе, коллективе, - умение представлять культуру своего народа как часть культуры России. | 2 | 1 | |||||
4.Марийский край в период революции и гражданской войны (1917-1920 гг.). | 11.Отношение населения края к февральской революции 1917 года. 12.Марийское национальное движение. 13. Установление Советской власти. 14.Развитие культуры и образования. | Познавательная, речевая, коммуникативная, исследовательская. | Личностные: - развитие толерантности как ценности и социальной нормы гражданского общества. признание ценности: - культурного разнообразия в качестве источника и фактора культурного обогащения общества. Развитие умений: - работать с документами, картами, иллюстрациями. Регулятивные: - планировать деятельность на основе исторического материала - оценка качества исторических знаний. Познавательные: - умение работать с разными источниками информации, - выявление причинно-следственных связей универсальные логические: - абстрактное сравнение, синтез, классификация, доказательство. универсальные знаково-символические: - развитие умения пользоваться знаково-символическими понятиями - развитие умения пользоваться картами. Коммуникативные: - умение работать в парах, группе, коллективе, - умение давать оценку. | 4 | 4 | |||||
5.Зарождение марийской драматургии и театра. | 15-16.Жизнь и творчество А.Конакова, М.Шкетана, С.Чавайна. . | Познавательная, речевая, коммуникативная, исследовательская. | Личностные: - развитие толерантности - чувства гордости за свой народ. -восприятие культуры народа как национальной ценности. развитие умений: - соблюдать традиции народов, проживающих в РМЭ. признание ценности: - права каждого на языковое и культурное самоопределение. Регулятивные: - развитие умений разрешать межэтнические конфликты по этнокультурным вопросам. - способность к пониманию народной культуры. Познавательные: - выявление примеров интеграции культур. универсальные логические: - анализ, синтез, обобщение, доказательство. универсальные знаково-символические: - развитие умения моделировать. Коммуникативные: - умение работать в паре, группе, коллективе, - умение публичного выступления. | 2 | 2 | |||||
6.Марийская автономная область в 1920-1930 гг. | 17.Образование МАО. 18.Голод 1921-22 гг.. 19.Развитие науки, образования, культуры, здравоохранения. 20.Открытие научных и высших учебных заведений. 21.Становление марийской профессиональной музыки. | Познавательная, речевая, коммуникативная, исследовательская. | Личностные: - развитие толерантности как ценности и социальной нормы гражданского общества. признание ценности: - традиционной этнокультуры, - уважительное отношение к культуре и истории народов, проживающих в РМЭ. развитие умений: - ставить приоритеты ценностной ориентации на универсальные общечеловеческие ценности. Регулятивные: - умение ставить цели, - овладение навыками исследовательской деятельности. Познавательные: - умение работать с различными источниками информации, - умение давать оценку деятельности личности. универсальные логические: - сравнение, синтез, обобщение, доказательство. универсальные знаково-символические: - умение пользоваться знаково-символическими понятиями. - умение описать народные символы и знаки. - понимание, представление видов искусств. Коммуникативные: - умение работать в паре, группе, - умение представлять свою работу. | 5 | 5 | |||||
7.Марийская АССР в годы Великой Отечественной войны. | 22.Начало войны. 23.Наши земляки – Герои Советского Союза. 24.Перевод промышленности на выпуск военной промышленности. 25.Культура, наука, литература в годы войны. 26.Контрольная работа по теме:»Марийский край в годы ВО войны» | Познавательная, речевая, коммуникативная. | Личностные: признание ценности: - восприятие чувства гордости за свой народ развитие умений: - работать с картой, документом Регулятивные: - способность к этнической мобилизации, - способность к пониманию исторических процессов Познавательные: - овладение и использование специально-понятийным аппаратом. универсальные логические: - анализ, синтез, обобщение. Коммуникативные: - умение работать в группе, - умение публичного выступления, - умение оценивать работу своих товарищей. | 5 | 5 | 1 | ||||
8. Марийскаяя АССР в 1945-1990 гг.. | 27.Переход от войны к мирному труду. 28.Успехи в промышленности и строительстве. 29.Труженики села – Герои Социалистического труда. 30. Высшая школа и наука. 31.Хоровая капелла имени А.И.Искандарова. | Личностные: - развитие ценностной ориентации и уважительного отношения к истории народов РМЭ, уважительное отношение к героям и труженикам республики. признание ценности: - умение вести себя и соблюдать традиции в условиях «иных» этнокультур. Познавательные: - умение работать с разными историческими информации, - овладение и использование специально-понятийным аппаратом. универсальные логические: - сравнение, анализ, синтез, обобщение. универсальные знаково-символические: - понимание, представление видов трудовой деятельности. Коммуникативные: - умение представлять историю и культуру своего народа в условиях межэтнического общения. | 5 | 5 | ||||||
9.Семья.Родство. | 32.Семейный кодекс РФ. | Познавательная, речевая, коммуникативная, Игровая. | Личностные: - ставить приоритеты ценностной ориентации, уважение к себе, к окружающим. признание ценности: - уважительное отношение к закону, традициям развитие умений: - формирование умений исследовательской деятельности. Регулятивные: - оценка качества правовых ЗУН. Познавательные: - умение работать с источниками информации. - овладение и использование специально-понятийным аппаратом. универсальные логические: - сравнение, анализ, синтез, доказательство. Коммуникативные: - уметь представлять свои работы, - работать в паре, группе. | 1 | 1 | |||||
10.Праздники. | 33.Календарные, народные, профессиональные праздники. 34.Итоговое повторение курса. | 1 | 1 | 1 | ||||||
Итого: | 34 часа. |
Предварительный просмотр:
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
курса «История и культура народов Марий Эл»
Рабочая программа для 9-го класса по “Истории и культуре народов Марий Эл». Разработана на основе примерной общеобразовательной программы «История и культура народов Марий Эл» для 1-11 классов /сост. Л.Е. Майкова, Г.И. Соловьева. – Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2009 г., а так же методических рекомендаций по проектированию основных образовательных программ образовательных учреждений с учетом региональных особенностей. – Йошкар-Ола: ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2011г., /сост. Е.И.Игнатьева, Г.В.Сергеева/. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и обеспечена УМК: История и культура народов Марий Эл.
Программа рассчитана на 1 час в неделю. Всего 34 часа.
Учебник: История и культура народов Марий Эл. Марийское книжное издательство,2012 г.
Целью изучения курса является: ознакомление с историей Марий Эл 20 века, культурного наследия марийского народа. Изучение предмета дает возможность показать особенности проявления общих закономерностей исторических процессов применительно к истории конкретного региона, отдельного народа. Пример Марийского края показывает, как в различных конкретно-исторических условиях развивались взаимоотношения разных народов, межнациональные связи; хотя при этом имелись и конфликтные ситуации и формы национального угнетения, и преследования на национальной почве, в целом развивались в толще народа отношения толерантности, согласия. В то же время пример марийского народа показывает, как на протяжении веков в тяжелых условиях он вел борьбу за выживание и сумел сохранить свой язык и культуру, этнические особенности. Изучение курса дает богатый материал для показа роли выдающихся личностей – просветителей, общественно-политических деятелей, деятелей культуры в истории марийского народа. В процессе прохождения курса происходит воспитание патриотизма, любви к родному краю, интернационализма, уважительного отношения к истории и культуре всех национальностей; создаются условия для правильного понимания места Марий Эл в Российском государстве, финно-угорском мире. Знание исторического опыта и уроков прошлого родного края не только обогащает новыми знаниями, но помогает понять и осмыслить настоящее и определить будущее.
Задачи курса:
1. активизация познавательной самостоятельности обучающихся в плане обучения их алгоритмам познавательной деятельности, методам рационального объяснения исторических процессов;
2.патриотическое воспитание учащихся;
3. воспитание толерантности в межнациональных отношениях
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного предмета.
В результате освоения содержания предметного курса ИКН у учащихся предполагается формирование УУД ( познавательных, регулятивных, коммуникативных).
Личностные УУД
- развитие толерантности как ценности и социальной нормы гражданского общества.
- уважительное отношение к культурной самобытности народов, населяющих республику. - самоидентификация себя как представителя этноса, Республики Марий Эл и гражданина России.
- признание этнокультуры как результата творчества народа и его стремления жить в гармонии с окружающей природой.
- соблюдать традиции народов, проживающих в Марий Эл, в повседневной жизни и специально организованных этнокультурных мероприятиях.
- самоидентифицировать себя как представителя этноса, РМЭ и гражданина России.
Регулятивные УУД
- умение ставит цели, планировать проектную деятельность на основе культуроведческого материала.
- проведение коррекции ошибок по отношению к выполнению обрядов, исполнению традиционных правил.
- развитие умений корректно разрешать внутриэтнические, межэтнические разногласия..
- способствовать к этнической мобилизации.
- умение вести себя и соблюдать традиции в условиях «иных» этнокультур.
Познавательные УУД
- умение работать с разными источниками информации об истории и культуре народов республики и России.
- выявление примеров интеграции культур, обозначение общечеловеческих ценностей.
- овладение и использование специально-понятийным аппаратом, помогавшим описывать поликультурную среду республики в целом.
- развитие умения произвести мыслительные операции на историческом материале.
- понимание, представление видов искусств как образно-символьных систем.
- развитие умения пользоваться картами, таблицами, схемами, диаграммами.
- развитие умения моделировать полученные знания в виде таблиц, схем, моделей, диаграмм.
Коммуникативные УУД
- умение работать в парах, группе, коллективе.
- умение учитывать особенности этикета народов Марий Эл и России в условиях диалога.
- готовность к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям.
- умение представлять историю своего народа как часть общероссийской истории.
Метапредметные УУД
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.
- формирование умений планировать, конструировать и оценивать учебную деятельность, определять наиболее эффективные способы достижения результатов.
- вносить соответствующие коррективы в их выполнение
- понимать причины успеха, неуспеха учебной деятельности.
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникативных технологий
- умение осуществлять информационный поиск.
- овладение навыками смыслового чтения.
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей, построение рассуждений.
- готовность слушать собеседника, вести диалог.
Предметные УУД
Результатами изучения предмета «История и культура народов Марий Эл» являются следующие знания и умения;
Обучающиеся должны знать:
– особенности развития республики в 20 веке на фоне исторических событий России
– взаимоотношение марийского народа с соседними народами.
– взаимовлияние культур народов, проживающих на территории республики.
– современное состояние Республики Марий Эл, перспективы её развития.
Обучающиеся должны уметь:
– делать общие и конкретные выводы, давать общую оценку историческим, культурным процессам конкретного периода истории края;
– анализировать факты, выявлять взаимосвязи и взаимодействия исторических явлений и процессов;
– работать с историческими документами;
- составлять презентации, исследовательские работы
– знать основные исторические факты, даты, события и имена исторических деятелей республики.
2. Содержание учебного предмета
9 КЛАСС
Учебно-тематический план
№ п/п | Темы занятий | Количество часов (всего) | Теоретические занятия | Практические занятия |
1 | Марийский край в нач.20 в. | 4 | 3 | 1 |
2 | Культура и образование в нач.20 в. | 4 | 3 | 1 |
3 | Зарождение марийской литературы | 2 | 1 | 1 |
4 | Марийский край в период революций и гражданской войны (1917-1920 гг.) | 4 | 3 | 1 |
5 | Зарождение марийской драматургии и театра. | 2 | 1 | 1 |
6 | Марийская автономная область в 1920-1930-е гг. | 5 | 4 | 1 |
7 | Марийская АССР в годы Великой Отечественной войны. | 5 | 4 | 1 |
8 | Марийская АССР в 1945-1990-е гг. | 5 | 4 | 1 |
9 | Семья. Родство. | 1 | 1 | - |
10 | Праздники. | 1 | 1 | - |
11 | Итоговый урок | 1 | 1 | - |
Итого | 34 | 26 | 8 |
Тема 1. Марийский край в начале 20 века.
Социально-экономическое и культурное развитие края в нач. 20 в.
Общественно-политическая жизнь и антиправительственные выступления в Марийском крае в годы революции 1905-1907 гг.
Тема 2. Культура и образование в нач. 20 века.
Открытие гимназий, школы садоводства и пчеловодства, сельскохозяйственной школы.
Марийский край в годы первой мировой войны.
Периодическая печать на марийском языке.
Тема 3. Зарождение марийской литературы
Влияние русских поэтов А.С. Пушкина, М.ЮЛермонтова, Н.А.Некрасова на творчество марийских писателей.
Писатели-мари Г.Микай, Н.С.Мухин, С.Г.Чавайн.
Тема 4. Марийский край в период революций и гражданской войны (1917-1920)
Отношение населения края к февральской революции 1917 г.
Население Марийского края в условиях «военного коммунизма»
Тема 5. Зарождение марийской драматургии и театра
Обзор о жизни и творчестве марийских писателей.
Творческий час. Встреча с артистами Марийского национального театра драмы имени М.Шкетана.
Тема 6. Марийская автономная область в 1920-1930-е гг.
Образование Марийской автономной области.
Коренизация в области науки, образования и культуры.
Становление марийской профессиональной музыки.
Тема 7. Марийская АССР в годы Великой Отечественной войны.
Начало войны.
Культура и наука Марийской АССР в годы войны.
Исследовательские навыки. Подготовка презентации «Участники войны – мои земляки».
Тема 8. Марийская АССР в 1945-1990 гг.
Переход от войны к мирному труду. Ведущие сельско-хозяйственные предприятия республики.
Развитие образования.
Развитие средств массовой информации.
Марийская государственная хоровая капелла им. А.И.Искандарова
Марийская литература в послевоенные годы.
Творческие параллели с литературой других народов.
Тема 9. Семья.Родство.
Конституция РФ о семейных отношениях.
Крепкий род-крепкое поколение.
Притча о браке сына царёва.
Тема 10. Праздники.
Месяцеслов. Календарные и народные праздники.
Тема 11. Итоговый урок.
Защита исследовательской работы по изученным темам.
3.Тематическое планирование
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Рабочая программа по литературе Республики Коми
Рабочая учебная программа по изучению Литературы Республики Коми предназначена для обучающихся 10 - 11 классоа. Рассчитана на 68 часов, по одному часу в 10 и 11 классе. Программа учитывает национально...
Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс
Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс с календарно-тематическим планированием и КИМами...
Рабочая программа по Экологии Республики Коми для 10 классов
Настоящая программа разработана в связи с введением в 10 классах предмета экология (1 час в неделю). Предмет «Экология Республики Коми» изучается на завершающем этапе базового образован...
Рабочая программа по Экологии Республики Коми для 11 классов
Настоящая программа является продолжением предмета экологии в 11 классе ( 1 час в неделю). Предмет «Экология Республики Коми» изучается на завершающем этапе базового образования.Программа состав...
Разработка урока математики "Математические путешествия по Республике Марий Эл" (5 класс)
Урок по теме "Проценты" в 5 классе. Данный урок помогает расширить знания о растениях края Марий Эл. Идет воспитание средствами математики бережного отношения к природе и понятия о здорово...
Родная литература (русская) 6 класс рабочая программа и КТП. Родной язык (русский) 6 класс рабочая программа и КТП
Родная литература (русская) 6 класс рабочая программа и КТП. Родной язык (русский) 6 класс рабочая программа и КТП...