Рабочая программа по Экологии Республики Коми для 11 классов
рабочая программа по экологии (11 класс) на тему
Настоящая программа является продолжением предмета экологии в 11 классе ( 1 час в неделю). Предмет «Экология Республики Коми» изучается на завершающем этапе базового образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего (полного) образования на основании авторской программы по экологии для 8 – 11 классов авторов Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника (Экология. 8-11 классы: программы для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2011) и методического пособия «Зеленый пакет» и обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания образования.
Настоящая программа составлена на 34 часа (в год), в соответствии с учебным планом школы и рассчитана на 1 год обучения.
Предлагаемый курс не противоречит общим задачам школы и направлен на решение следующих задач:
- развивать интерес к вопросам социальной экологии и современным экологическим проблемам;
- формировать социально-ценные мотивы личностного отношения к природе;
- раскрывать универсальную ценность природы;
- привлекать обучающихся к исследованию и охране природы родного края;
- формировать нравственно-экологические знания, соответствующие интеллектуальные и практические умения, обобщенные модели поведения в природной среде;
- побуждать обучающихся к оцениванию фактов воздействия человека и общества на природу и природы на человека и общество;
- привлекать обучающихся к контролю и оценке социально-значимых результатов природоохранной деятельности.
Решаемые задачи позволяют достичь цели курса, которая заключается в формировании новых ценностных и этических подходов, новой модели поведения в школе, дома и в обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologiya_rk_11_klass.docx | 26.38 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа является продолжением предмета экологии в 11 классе ( 1 час в неделю). Предмет «Экология Республики Коми» изучается на завершающем этапе базового образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего (полного) образования на основании авторской программы по экологии для 8 – 11 классов авторов Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника (Экология. 8-11 классы: программы для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2011) и методического пособия «Зеленый пакет» и обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания образования.
Настоящая программа составлена на 34 часа (в год), в соответствии с учебным планом школы и рассчитана на 1 год обучения.
Предлагаемый курс не противоречит общим задачам школы и направлен на решение следующих задач:
- развивать интерес к вопросам социальной экологии и современным экологическим проблемам;
- формировать социально-ценные мотивы личностного отношения к природе;
- раскрывать универсальную ценность природы;
- привлекать обучающихся к исследованию и охране природы родного края;
- формировать нравственно-экологические знания, соответствующие интеллектуальные и практические умения, обобщенные модели поведения в природной среде;
- побуждать обучающихся к оцениванию фактов воздействия человека и общества на природу и природы на человека и общество;
- привлекать обучающихся к контролю и оценке социально-значимых результатов природоохранной деятельности.
Решаемые задачи позволяют достичь цели курса, которая заключается в формировании новых ценностных и этических подходов, новой модели поведения в школе, дома и в обществе.
Содержательной основой курса является учение о природной экосистеме как совокупности совместно обитающих организмов и условий их существования, находящихся в закономерной взаимосвязи. Экосистемы рассматриваются как открытые самоорганизующиеся и самовоспроизводящиеся системы, на уровне которых происходит обмен веществ, и осуществляются потоки энергии.
Современная экология имеет интегральный характер и является комплексом научных дисциплин. В названном учебном курсе на основе методического пособия «Зеленый пакет» раскрываются основы 5 частей :
1. Природная среда: воздух, вода, почва, биоразнообразие.
2. Неблагоприятные воздействия: урбанизация, отходы, шум, химические вещества,
3. Экономика и окружающая среда: энергетика, транспорт, промышленность, сельское хозяйство, лесное хозяйство, туризм.
4. Глобальные проблемы: изменение климата, разрушение озонового слоя, подкисление и закисление, моря и океаны.
5. Ценности: общество потребления, здоровье и окружающая среда, права граждан, наша планета в будущем.
Обучение старшеклассников экологии осуществляется на основе планомерного и преемственного развития экологических понятий, усвоения ведущих идей, теорий, научных фактов, составляющих основу практической подготовки в 11 классах, для формирования новых ценностных и этических подходов, новой модели поведения в школе, дома и в обществе, а не только получение и закрепление новых знаний в области окружающей среды и устойчивого развития.
Преподавание курса «Экология Республики Коми» направлено на достижение выпускниками старшей школы следующих результатов:
- знание основных экологических принципов и правил, способствующих формированию ответственного отношения личности к природе;
- понимание сущности природных процессов и результатов деятельности человека в биосфере;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на дальнейшее изучение экологии;
- овладение комплексом элементов исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, проводить эксперименты, сравнивать, анализировать, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свою точку зрения;
- умение работать с разными источниками информации (учебником, научной и справочной литературой, словарями, Интернетом), анализировать и оценивать информацию;
- способность выбирать целевые и смысловые установки своих действий и поступков по отношению к окружающей среде;
- утверждение экологического мировоззрения в образе мышления, чувствах и поведении, осознание необходимости бережного отношения к использованию водных и земельных ресурсов, зелёных насаждений и охраняемых природных территорий;
- формирование личной ответственности перед обществом за восстановление и сохранение благоприятной окружающей среды, осознанное выполнение экологических правил и требований.
Для оценки достижений учеников используются экологические викторины и практические, творческие работы.
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны знать:
понятия «экология», «природа», «экологическая ниша», «пищевые взаимосвязи», взаимосвязь живой и неживой природы; названия растений и животных, занесённых в « Красную книгу Республики Коми», встречающиеся в данной местности; значение лесной зоны в жизни людей; экологические проблемы. Промышленные предприятия Республики Коми, которые являются основными виновниками загрязнения окружающей среды.
В чём заключается взаимосвязь природы и человека; общие признаки экологических проблем; значение международного сотрудничества в решении экологических проблем; правила и нормы поведения в окружающей природной среде.
Учащиеся должны уметь:
наблюдать природные явления, определять и объяснять взаимосвязь «человек- природа», «человек - общество»; оценивать отношения окружающих людей (друзей, одноклассников, взрослых) к природе; получать информацию из различных источников; правильно вести себя в лесу, на реке, в общественных местах. оценивать состояние окружающей среды своего села; состояние собственного здоровья; предпринимать конкретные действия по улучшению состояния окружающей среды и своего здоровья; научить нормам поведения в природной среде окружающих
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
- Природная среда: вода, воздух, почва, биоразнообразие. Основные загрязнители воздуха. Способы очистки воды. Экономия воды. Типы почв в Республике Коми. Способы охраны почв. Биоразнообразие республики коми. Человек и биоразнообразие. Богатства леса и их охрана.
- Неблагоприятные воздействия: урбанизация, шум и способы снижения уровня шума. Материалы и отходы. Управление отходами. Отходы в нашем населенном пункте. Сжигание отходов. Основные принципы борьбы с отходами. Химикаты вокруг нас.
- Экономика и окружающая среда: энергетика. Производство энергетики и окружающая среда. Как экономить энергию? Энергосберегающие электрические лампы. Транспорт: на велосипеде в будущее. Промышленное загрязнение в России и Республике Коми. Сельское хозяйство в Республике Коми и его проблемы. Лесное хозяйство: экологические ценности и возраст девственных лесов.
- Глобальные проблемы (в пределах Республики Коми): изменение климата, плюс еще один градус, парниковый эффект, как справиться с проблемой парникового эффекта. Воздействие человека на окружающую среду. Последствия разрушения озонового слоя для людей. Кислотные дожди и последствия.
- Ценности: здоровье и окружающая среда – всегда ли еда полезна для здоровья. Полезные растения. Здоровье человека на севере. Стресс и здоровье. Право знать и участвовать: право на информацию. Наше будущее в наших руках. Аллергия и загрязнение окружающей среды. Мы и поколения будущего.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
Экология Республики Коми. 11 класс.
№ | Тема | Форма проведения | Практика . Часы. | Теория. Часы | Дата проведения. |
| |||||
1. | Воздух. Основные загрязнители воздуха | Беседа | 1 | ||
2. | Исследование запыленности воздуха в школьном помещении ( практ. №1). Определение углекислого газа в помещении ( практ. №2). | Практическая работа | Практическая работа №1, 2 | 1 | |
3. | Вода основа жизни. | Беседа | 1 | ||
4. | Этапы очистки вода в РК. | Практическая работа с элементами беседы. Доклады. | Практическая работа №3 « Определение мутности и прозрачности воды» | 1 | |
5. | Способы экономии воды. | Обсуждение | 1 | ||
6. | Почвы. Типы почв РК. Функции почв. | Рассказ. | 1 | ||
7. | Простые способы охраны почв. | Обсуждение беседа | 1 | ||
8. | Биоразнообразие РК. | Рассказ | 1 | ||
9. | Как сохранить биоразнообразие в лесах. | Доклады. | 1 | ||
10. | Как сохранить травянистые местообитания. Экологическая игра. | Экологическая игра. | 1 | ||
| |||||
11. | Шум. Способы снижения уровня шума | Рассказ. Беседа. | 1 | ||
12. | Материалы и отходы. Отходы в нашем населенном пункте. | Обсуждение. Сбор информации. | 1 | ||
13. | Сжигание отходов. Основные принципы борьбы с отходами. | Обсуждение | 1 | ||
14. | Химикаты вокруг нас. | Практическая работа. Рассказ. Обсуждение. | Практическая работа №4 «Исследования вреда и пользы полиэтилена» | 1 | |
| |||||
15. | Энергетика. Как экономить энергию. Энергосберегающие лампы. | Рассказ. Обсуждение. | 1 | ||
16. | Транспорт. На велосипеде – в будущее. | Диспут. Обсуждение. | 1 | ||
17. | Промышленные загрязнения в России и РК. | Доклады. Обсуждение. | 1 | ||
18. | Сельское хозяйство в РК. Проблемы. | Доклады. Обсуждение. | 1 | ||
19. | Лесное хозяйство: ценности, возраст девственных лесов. | Доклады. Обсуждение. | 1 | ||
| |||||
20. | Изменение климата: плюс еще один градус | Рассказ. Обсуждение. | 1 | ||
21. | Парниковый эффект. Как справиться с проблемой. | Диспут. | 1 | ||
22. | Изменение климата: воздействие на человека и окружающую среду. | Диспут. Обсуждение. | 1 | ||
23. | Последствия разрушения озонового слоя для людей. | Доклады. Обсуждение. | 1 | ||
24. | Кислотные дожди и их последствия. | Беседа. | 1 | ||
| |||||
25. | Здоровье и окружающая среда. Всегда ли еда полезна для здоровья. | Беседа. Обсуждение. | 1 | ||
26. | Полезные растения РК. | Доклады. | 1 | ||
27. | Здоровье человека на севере. | Рассказ. Обсуждение. Информационный поиск. | 1 | ||
28. | Стресс и здоровье. | Рассказ. Обсуждение. Информационный поиск | 1 | ||
29. | Права граждан. Право на информацию. | Рассказ. | 1 | ||
30. | Окружающая среда и здоровье: наше будущее в наших руках. | Обсуждение. Диспут. | 1 | ||
31. | Аллергия и загрязнение окружающей среды. | Рассказ. | 1 | ||
32. | Мы и поколения будущего. | Обсуждение. Информационный поиск. | 1 | ||
33. | Наша планета в будущем | Обсуждение. Информационный поиск. | 1 | ||
34. | Заключительное занятие. | Экологическая викторина | 1 | ||
Итого | 34 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Криксунов Е.А, Пасечник В.В. экология. 10 класс: учеб. Для общеобразовательных учеб. Заведений. – 3 изд. . – М.: 2012.
- Криксунов Е.А, Пасечник В.В. экология. 10 класс: учеб. Для общеобразовательных учеб. Заведений. – 3 изд. . – М.: 1999.
- «Зеленый пакет»: Комплект образовательных материалов. – Сентендре (Венгрия): РЭЦ, 2009.
- Чернова Н.М. основы экологии: учеб. Для 1-11 классов\ под ред. Н.М Чернова. В.М Галушин. В.М Константинов. – М.: Дрофа,2006.
- Маркин Б.М, Наумов Л.Г. Экология России. Учебник для 9-11 классов.-М.: АО МДС, 1996.
- Биологическое разнообразие Республики Коми. Чалышева Л.В, Стрелова Н.Г. методическое пособие – Сыктывкар, Полиграф-Сервис. 2012.
- Атлас Республики Коми. – М.: Дизайн. Информация. Картография, 2001.
- Историко-культурный атлас Республики Коми.- М.: ДРОФА, ДиК. 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по экологии для 6 - 9 классов.
Рабочая программа курса экологии для учащихся 5-9 классов составлена на основе Региональной программы для общеобразовательных учреждений,1-11 класс (под ред. д-ра биол. наук, проф. С.И. Беляниной и ка...
Рабочая программа по экологии для учащихся 5 класса по ФГОС второго поколения.
Рабочая программа разработана на основе Закона Российской Федерации « Об образовании», федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программно-методичес...
Рабочая программа по литературе Республики Коми
Рабочая учебная программа по изучению Литературы Республики Коми предназначена для обучающихся 10 - 11 классоа. Рассчитана на 68 часов, по одному часу в 10 и 11 классе. Программа учитывает национально...
конспект урока на тему: "Рыбы водоёмов Республики Коми" (7 класс)
Цель: Сформировать знания у учащихся о рыбах водоёмов Республики Коми: об особенностях внешнего строения рыб в связи с ведущим образом жизни и о видовом разнообразии рыб, обитающих в водоёмах Республи...
Рабочая программа по Экологии Республики Коми для 10 классов
Настоящая программа разработана в связи с введением в 10 классах предмета экология (1 час в неделю). Предмет «Экология Республики Коми» изучается на завершающем этапе базового образован...
Программа факультатива "География Республики Коми"
Программа факультатива " География Республики Коми" , 6 класс, 8 класс...
Рабочая программа по экологии для 5-7 классов.
Рабочая программа по экологии....