Рабочая программа по Экологии Республики Коми для 10 классов
рабочая программа по экологии (10 класс) на тему
Настоящая программа разработана в связи с введением в 10 классах предмета экология (1 час в неделю). Предмет «Экология Республики Коми» изучается на завершающем этапе базового образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего (полного) образования на основании авторской программы по экологии для 8 – 11 классов авторов Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника (Экология. 8-11 классы: программы для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2011) и обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания образования.
Настоящая программа составлена на 36 часов (в год), в соответствии с учебным планом школы и рассчитана на 1 год обучения.
Предлагаемый курс не противоречит общим задачам школы и направлен на решение следующих задач:
- развивать интерес к вопросам социальной экологии и современным экологическим проблемам;
- формировать социально-ценные мотивы личностного отношения к природе;
- раскрывать универсальную ценность природы;
- привлекать обучающихся к исследованию и охране природы родного края;
- формировать нравственно-экологические знания, соответствующие интеллектуальные и практические умения, обобщенные модели поведения в природной среде;
- побуждать обучающихся к оцениванию фактов воздействия человека и общества на природу и природы на человека и общество;
- привлекать обучающихся к контролю и оценке социально-значимых результатов природоохранной деятельности.
Решаемые задачи позволяют достичь цели курса, которая заключается в формировании у обучающихся старшей школы системы экологических знаний, взглядов и убеждений, обеспечивающих понимание сущности природных процессов и результатов деятельности человека в биосфере, содержания концепции устойчивого развития, а также способствующих формированию у старшеклассников экологического сознания и экологической ответственности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_ekologii.docx | 38.93 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа разработана в связи с введением в 10 классах предмета экология (1 час в неделю). Предмет «Экология Республики Коми» изучается на завершающем этапе базового образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего общего (полного) образования на основании авторской программы по экологии для 8 – 11 классов авторов Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника (Экология. 8-11 классы: программы для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2011) и обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания образования.
Настоящая программа составлена на 36 часов (в год), в соответствии с учебным планом школы и рассчитана на 1 год обучения.
Предлагаемый курс не противоречит общим задачам школы и направлен на решение следующих задач:
- развивать интерес к вопросам социальной экологии и современным экологическим проблемам;
- формировать социально-ценные мотивы личностного отношения к природе;
- раскрывать универсальную ценность природы;
- привлекать обучающихся к исследованию и охране природы родного края;
- формировать нравственно-экологические знания, соответствующие интеллектуальные и практические умения, обобщенные модели поведения в природной среде;
- побуждать обучающихся к оцениванию фактов воздействия человека и общества на природу и природы на человека и общество;
- привлекать обучающихся к контролю и оценке социально-значимых результатов природоохранной деятельности.
Решаемые задачи позволяют достичь цели курса, которая заключается в формировании у обучающихся старшей школы системы экологических знаний, взглядов и убеждений, обеспечивающих понимание сущности природных процессов и результатов деятельности человека в биосфере, содержания концепции устойчивого развития, а также способствующих формированию у старшеклассников экологического сознания и экологической ответственности.
Содержательной основой курса является учение о природной экосистеме как совокупности совместно обитающих организмов и условий их существования, находящихся в закономерной взаимосвязи. Экосистемы рассматриваются как открытые самоорганизующиеся и самовоспроизводящиеся системы, на уровне которых происходит обмен веществ, и осуществляются потоки энергии.
Современная экология имеет интегральный характер и является комплексом научных дисциплин. В названном учебном курсе раскрываются основы трёх разделов экологии — общей, прикладной и социальной экологии. Общая экология рассматривает уникальность качественного разнообразия живых существ, экологические взаимодействия на организменном и надорганизменном уровнях организации живого. Прикладная экология посвящена изучению структуры и функционирования антропогенных экосистем, разработке допустимых нагрузок на среду и экосистемы, норм использования природных ресурсов, методов управления экосистемами, моделированию экосистем. Социальная экология исследует взаимосвязи и взаимозависимости общества и природной среды, в том числе в условиях несоизмеримости темпов естественной эволюции природы с темпами развития человеческого общества.
Обучение старшеклассников экологии осуществляется на основе планомерного и преемственного развития экологических понятий, усвоения ведущих идей, теорий, научных фактов, составляющих основу практической подготовки в 10-11 классах, для формирования их экологической культуры. Поэтому содержание курса структурировано так, чтобы обучающиеся могли синтезировать имеющиеся и получаемые знания в единую систему представлений о природе и месте человека и человечества в ней.
В соответствии с программой в 10 классах школьники изучают общую экологию. Первые темы посвящены экологии видов и популяций. В них раскрыты экологические закономерности взаимодействия живых организмов и их среды обитания, описаны основные формы экологических адаптаций, взаимоотношения видов, а также популяции как элементарные надорганизменные макросистемы. Последующие темы содержат материал о составе, структуре и динамике экосистем. В одной из тем рассмотрена биосфера как самая большая экосистема Земли. Последние темы посвящены социальной экологии, включают материал о состоянии биосферы на современном этапе, концепции устойчивого развития, глобальных экологических проблемах человечества, международном сотрудничестве в области охраны окружающей среды, о вопросах формирования экологического менталитета.
Преподавание курса «Экология Республики Коми» направлено на достижение выпускниками старшей школы следующих результатов:
- знание основных экологических принципов и правил, способствующих формированию ответственного отношения личности к природе;
- понимание сущности природных процессов и результатов деятельности человека в биосфере;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на дальнейшее изучение экологии;
- овладение комплексом элементов исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, проводить эксперименты, сравнивать, анализировать, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свою точку зрения;
- умение работать с разными источниками информации (учебником, научной и справочной литературой, словарями, Интернетом), анализировать и оценивать информацию;
- способность выбирать целевые и смысловые установки своих действий и поступков по отношению к окружающей среде;
- утверждение экологического мировоззрения в образе мышления, чувствах и поведении, осознание необходимости бережного отношения к использованию водных и земельных ресурсов, зелёных насаждений и охраняемых природных территорий;
- формирование личной ответственности перед обществом за восстановление и сохранение благоприятной окружающей среды, осознанное выполнение экологических правил и требований.
Для оценки достижений учеников используются экологические викторины и практические, творческие работы.
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны знать:
понятия «экология», «природа», «экологическая ниша», «пищевые взаимосвязи», взаимосвязь живой и неживой природы; названия растений и животных, занесённых в « Красную книгу Республики Коми», встречающиеся в данной местности; значение лесной зоны в жизни людей; экологические проблемы. Промышленные предприятия Республики Коми, которые являются основными виновниками загрязнения окружающей среды.
В чём заключается взаимосвязь природы и человека; общие признаки экологических проблем; значение международного сотрудничества в решении экологических проблем; правила и нормы поведения в окружающей природной среде.
Учащиеся должны уметь:
наблюдать природные явления, определять и объяснять взаимосвязь «человек- природа», «человек - общество»; оценивать отношения окружающих людей (друзей, одноклассников, взрослых) к природе; получать информацию из различных источников; правильно вести себя в лесу, на реке, в общественных местах. оценивать состояние окружающей среды своего села; состояние собственного здоровья; предпринимать конкретные действия по улучшению состояния окружающей среды и своего здоровья; научить нормам поведения в природной среде окружающих
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
- История развития экологии. Понятие экология. Что это такое? Великие исследователи экологии: Карл Линней, Жан Батист Ламарк, Томас Мальтус, Чарльз Дарвин, Болотов, Вернадский, Сукачев. Объект экологии – экосистема. Связь экологии с другими науками.
- Среда. Закономерности действия факторов. Абиотические, биотические, антропогенные факторы. Факторы среды Республики Коми.
- Экологические ресурсы. Экологические ресурсы Республики Коми.
- Структура экологии. Понятие. Общая экология. Биосферная экология. Лесная экология. Экология тундры. Экология морей. Сельскохозяйственная экология. Городская экология. Математическая экология. Химическая экология. Их характеристика.
- Экосистема. Типы экосистем. Естественная экосистема. Антропогенная экосистема. Автотрофная экосистема. Гетеротрофная экосистема. Состав и типы экосистем Республики Коми.
- Распознавание встречающихся в данной местности растений и животных. Деревья. Кустарники, травянистые растения, насекомые. Птицы, звери, другие животные.
- Знакомимся с исчезнувшими растениями. Местные растения. Местные лекарственные растения. Лекарственные растения. Травы. Лекарственные травы Республики Коми, Сыктывдинского района. Лекарственные растения , занесенные в красную книгу Республики Коми. Правила их сбора, употребления, применения.
- Промышленные предприятия Республики Коми, загрязняющие окружающую среду. Сыктывкарский Лесоперерабатывающий Комплекс (СЛПК), Лукойл-Коми, «Воркутауголь».
- Атмосферный воздух. Понятие. Состав. Мероприятия. Связанные с охраной атмосферного воздуха. Качество атмосферного воздуха в городах Республики Коми. Промышленные предприятия, загрязняющие атмосферный воздух Республики Коми. Сосногорский газоперерабатывающий завод, ОАО «Воркутауголь», ОАО «ЛЙКОЙЛ –Коми», ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК», ОАО «ТГК – 9», ОАО «Транснефть», Усинский ГПЗ.
- Поверхностные водные объекты. Характеристика качества воды на основных объектах Республики Коми. Характеристика качества воды. Питьевые источники Республики Коми. Промышленные предприятия , загрязняющие воды Республики Коми: «ЛУКОЙЛ –Коми», ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК», ОАО «Северные магистральные нефтепроводы».
- Особо охраняемые природные территории (ООПТ). ООПТ Республики Коми. Болотный заказник «Эриднюр», Печоро-Илычский государственный природный биосферный заповедник и национальный парк «Югыд Ва», «Девственные леса Коми».
- Растительный и животный мир Республики Коми. Численность и разнообразие основных животных растений и животных.
- Растения Красной книги Республики Коми и Сыктывдинского района. Ирис Сибирский, Башмачок настоящий, Башмачок настоящий. Калипсо луковичная. Пальчатокоренник масокрасный. Пион уклоняющийся. Золотой корень(Родиола розовая). Сон-трава (Прострел весенний). Колокольчик персиколистный. Лен северный. Мак полярный. Щитовник мужской.
Охраняемые растения Сыктывдинского района.
- Ядовитые растения Республики Коми и Сыктывдинского района.
- Животные Красной книги Республики Коми и Сыктывдинского района. Енотовидная собака. Косули. Заяц-русак. Осоед. Бородатая неясыть. Филин. Серый журавль. Лебедь-кликун. Рыжий ночной павлиний глаз. Феб (бабочка). Адмирал. Европейская норка. Бурый ушан.
- Промышленные и транспортные катастрофы и аварии, связанные с воздействием на окружающую среду. Промышленные и транспортные катастрофы в Республике Коми.
- Заповедники и заказники Республики Коми и Сыктывдинского района. Заказник «Белый» с. Палевицы. Заповедник «Югыд Ва».
- Парниковый эффект. Концентрация промышленных предприятий в Республике Коми: СЛПК. Экологические проблемы Республики Коми.
- Изготовление условных знаков к правилам поведения в природе и экологических памяток для своих младших товарищей
- Подготовка проведения КВНа на экологическую тематику.
- Связь между состоянием природы и здоровья человека. Состояние природы и здоровья человека в Республике Коми.
- Экологическая викторина «Биологическое разнообразие Республики Коми».
- Обобщение по курсу «Экология Республики Коми».
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
Экология Республики Коми. 10 класс.
№ | Тема | Форма проведения | Практика . Часы. | Теория. Часы | Дата проведения. |
1 | История развития экологии. | Рассказ. Лекция. | 1 | ||
2 | Среда. Закономерности действия факторов среды. Факторы среды в условиях Севера. | Рассказ Беседа | 1 | ||
3 | Экологические ресурсы. Экологические ресурсы Республики Коми. | Рассказ Беседа Обсуждение | 1 | ||
4 | Структура экологии | Лекция Рассказ | 1 | ||
5 | Экосистема. Общая характеристика. Состав и свойства экосистем Республики Коми. | Беседа Обсуждение | 1 | ||
6 | Распознавание встречающихся в данной местности растений и животных. Деревья, кустарники, травянистые растения, насекомые, птицы, звери и другие животные. | Экскурсии и практическое занятие. | 1 | ||
7 | Знакомимся с растениями , которым угрожает исчезновение. Местные лекарственные травы. Лекарственные травы Республики Коми. Правила их сбора, применения, употребления. | Беседа Рассказ Доклады | 2 | ||
8 | Промышленные предприятия Республики Коми, загрязняющие окружающую среду. | Рассказ. Обсуждение. | 1 | ||
9 | Атмосферный воздух. Качество атмосферного воздуха в городах Республики Коми. Промышленные предприятия, загрязняющие атмосферный воздух Республики Коми. Мероприятия , связанные с охраной атмосферного воздуха. | Обсуждение. Беседа. | 2 | ||
10 | Поверхностные водные объекты. Характеристика качества воды на основных объектах Республики Коми. Качество воды питьевых источников Республики Коми. Промышленные мероприятия, загрязняющие воды Республики Коми. | Обсуждение. Рассказ. | 2 | ||
11 | Обобоохраняемые природные территории (ООПТ). ООПТ Республики Коми. | Доклады. Обсуждение. | 2 | ||
12 | Растительный и животный мир Республики Коми. | Доклады. Беседа. | 1 | ||
13 | Растения Красной книги Республики Коми. Охраняемые растения Сыктывдинского района. | Доклады. Обсуждение. | 2 |
| |
14 | Ядовитые растения Республики Коми. и Сыктывдинского района. | Беседа. Обсуждение. | 2 | ||
15 | Животные красной книги Республики Коми и Сыктывдинского района. | Беседа. Обсуждение. | 2 | ||
16 | Промышленные и транспортные аварии и катастрофы, связанные с воздействием на окружающую среду. | Беседа. Обсуждение. | 1 | ||
17 | Заповедники. Заказники Республики Коми и Сыктывдинского района. | Беседа. Обсуждение. Доклады. | 2 | ||
18 | Парниковый эффект. Экологические проблемы Республики Коми. | Беседа. Обсуждение. | 1 | ||
19 | Изготовление условных знаков к правила поведения в природе и экологических памяток для своих младших товарищей. | Практическое занятие. | 2 | ||
20 | Подготовка и проведение КВНов экологического содержания. | Практическое, творческое занятие. | 3 | ||
21 | Выявление связей между состоянием природы и здоровьем человека. | Беседа. Обсуждение. | 1 | ||
22 | Экологическая викторина «Биологическое разнообразие Республики Коми» | Самостоятельная работа. | 3 | ||
24 | Обобщение по курсу «Экология Республики Коми» | 1 |
№ | Блок. Тема | Форма проведения | Часы | Дата | |
практика | Теория | ||||
1. | История развития экологии. | Рассказ лекция | 1 | ||
2. | Среда. Закономерности действия факторов среды. Факторы среды в условиях Севера. | Рассказ Беседа | 1 |
3 | Экологические ресурсы. Экологические ресурсы РК. | Рассказ Беседа | 1 | ||
4. | Структура экологии. | Лекция. Рассказ . | 1 | ||
5. | Экосистема. Общая характеристика. Состав и типы экосистем Республики Коми. | Беседа. Рассказ | 1 | ||
6. | Распознаванию встречающихся в данной местности растений и животных (деревьев, кустарников, травянистых растений, насекомых, птиц, зверей, других животных). | Экскурсии и практические работы | 1 | ||
7. | Знакомимся с растениями, которым угрожает исчезновение. Местные лекарственные травы. Лекарственные травы РК. Лекарственные растения, занесенные в Красную Книгу Республики Коми. Правила их сбора, употребления. | Беседа. Рассказ. Доклады. | 2 | ||
Атмосферный воздух. Качество атмосферного воздуха в городах Республики Коми. Промышленные предприятия, загрязняющие атмосферный воздух Республики Коми. | Рассказ. Беседа. | 2 | |||
. | Промышленные предприятия Республики Коми, загрязняющие окружающую среду. | Рассказ. Обсуждение. | |||
Поверхностные водные объекты. Промышленные предприятия , загрязняющие воды РК. Характеристика качества воды на основных водных объектах Республики Коми | Рассказ. Беседа. | 2 | |||
Рассказ. Обсуждение. | 1 | ||||
12 | Особо охраняемые природные территории (ООПТ). ООПТ Республики Коми | Рассказы. Доклады. | 2 | ||
13 | Растительный и животный мир Республики Коми | Беседа. Рассказ. | 1 | ||
14 | Растения Красной книги Республики Коми и Сыктывдинского района. | Рассказ. Длклады. | 2 | ||
15 | Ядовитые растения Республики Коми. | Доклады. Рассказ. | 2 | ||
16 | Животные Красной книги Республики Коми и Сыктывдинского района. | Доклады. Беседа. Рассказ. | 2 | ||
17 | Промышленные и транспортные аварии и катастрофы, связанные с воздействием на окружающую среду. Промышленные и транспортные катастрофы в Республике Коми. | 1 | |||
18 | Заповедники и заказники Республики Коми и Сыктывдинского района. | Рассказ. Доклады. | 2 | ||
19 | Парниковый эффект. Экологические проблемы Республики Коми.. | Рассказ. Беседа. | 1 | ||
20 | Изготовление условных знаков к правилам поведения в природе и экологических памяток для своих младших товарищей. | Практическое занятие. Проектная работа. | 2 | ||
21 | Подготовка и проведение КВНов экологического содержания. | 3 | |||
22 | Выявляем связь между состоянием природы и здоровья человека. Состояние природы и здоровья человека в Республике Коми. | Беседа. Рассказ. | 1 | ||
23 | Экологическая викторина «Биологическое разнообразие Республики Коми». | Проектная работа. Защита проектов. | 3 | ||
24 | Обобщение по курсу «Экология Республики Коми» | Выступления учащихся. Защита проектов. Выставление оценок. | 1 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Криксунов Е.А, Пасечник В.В. экология. 10 класс: учеб. Для общеобразовательных учеб. Заведений. – 3 изд. . – М.: 2012.
- Криксунов Е.А, Пасечник В.В. экология. 10 класс: учеб. Для общеобразовательных учеб. Заведений. – 3 изд. . – М.: 1999.
- Чернова Н.М. основы экологии: учеб. Для 1-11 классов\ под ред. Н.М Чернова. В.М Галушин. В.М Константинов. – М.: Дрофа,2006.
- Маркин Б.М, Наумов Л.Г. Экология России. Учебник для 9-11 классов.-М.: АО МДС, 1996.
- Биологическое разнообразие Республики Коми. Чалышева Л.В, Стрелова Н.Г. методическое пособие – Сыктывкар, Полиграф-Сервис. 2012.
- Атлас Республики Коми. – М.: Дизайн. Информация. Картография, 2001.
- Историко-культурный атлас Республики Коми.- М.: ДРОФА, ДиК. 1997.
- Таскаев А.И, Гладков В.П, Дегтева С.В. система особо охраняемых природных территорий Республики Коми.. 1996
- Информационно-туристский портал Республики Коми (Министерство экономического развития Республики Коми) http://www.tourism-komi.ru
- http:/ru.wikipedia.org/wiki
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по экологии для 6 - 9 классов.
Рабочая программа курса экологии для учащихся 5-9 классов составлена на основе Региональной программы для общеобразовательных учреждений,1-11 класс (под ред. д-ра биол. наук, проф. С.И. Беляниной и ка...
Рабочая программа по экологии для учащихся 5 класса по ФГОС второго поколения.
Рабочая программа разработана на основе Закона Российской Федерации « Об образовании», федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программно-методичес...
Рабочая программа по литературе Республики Коми
Рабочая учебная программа по изучению Литературы Республики Коми предназначена для обучающихся 10 - 11 классоа. Рассчитана на 68 часов, по одному часу в 10 и 11 классе. Программа учитывает национально...
конспект урока на тему: "Рыбы водоёмов Республики Коми" (7 класс)
Цель: Сформировать знания у учащихся о рыбах водоёмов Республики Коми: об особенностях внешнего строения рыб в связи с ведущим образом жизни и о видовом разнообразии рыб, обитающих в водоёмах Республи...
Рабочая программа по Экологии Республики Коми для 11 классов
Настоящая программа является продолжением предмета экологии в 11 классе ( 1 час в неделю). Предмет «Экология Республики Коми» изучается на завершающем этапе базового образования.Программа состав...
Программа факультатива "География Республики Коми"
Программа факультатива " География Республики Коми" , 6 класс, 8 класс...
Рабочая программа по экологии для 5-7 классов.
Рабочая программа по экологии....