Оздоровительная логопедия
опыты и эксперименты по теме

Алсу Азатовна Якупова

Надеюсь данная статья помощет в Вашей работе)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.43 КБ

Предварительный просмотр:

Космачева Ирина Александровна,  

учитель – логопед

Якупова Алсу Азатовна

учитель – логопед

АНО ДО «Планета   детства «Лада»

г.Тольятти, Самарская область.

«Оздоровительная логопедия»

(нетрадиционные формы работы)

Одной из основных задач, стоящих перед педагогами, является воспитание здорового подрастающего поколения. В последние годы на здоровье детей отрицательно влияют неблагоприятные климатические особенности, ухудшение экологической обстановки, электронно – лучевое, «металло – звуковое» облучение (компьютерные игры, длительное пребывание перед телевизором, просмотр фильмов в компьютерном варианте, а также напряженная обстановка в обществе и интенсификация процесса обучения. Из ходя из этого, возникает необходимость разрабатывать программы оздоровления детей. В разработке таких программ могут участвовать сразу несколько специалистов: воспитатель, музыкальный руководитель, педагог по физвоспитанию, логопед, дефектолог, психолог, так как работа по оздоровлению детей должна быть неразрывно связана и гармонично перекликаться со всеми доминантными задачами в развитии ребенка в целом.

        Учитывая возраст и задачи воспитания и развития детей, логопедом, например, рекомендуется включать в различные виды двигательной активности детей «оздоровительные логопедические минутки», которые помогают «убить двух зайцев»: поучаствовать в программе оздоровления и поддержать линию коррекции и развития детей на основе специальной направленности данного момента.

        К примеру, можно проводить  дыхательные пневмопластические упражнения (по М. Лазареву), которые участвуют в расширении объема легких, выработке правильно речевого дыхания, направленно струи выдоха и вносят свою лепту в дело профилактики заболеваний горла, способствуют разработке и развитию таких важных частей артикуляционного аппарата как губы, кончик языка, середина языка, корень языка, при этом развиваются также и становятся более эластичными голосовые связки.

Пневмопластическое упражнение «Лягушата».

Взрослый: «Вспомнили лягушата, как хорошо было жить летом на болоте. И мошки, и стрекозы – все поют на свой лад».

па-та,

та–ча,            

ка-ча,            

а–ка–а,        

та-ка,          

т-ч-к,            

па-ка,          

па-та-ча-ка,

па–та        

та–ча  

ка–ча

а–ка-а

та-ка

т-ч-к        

па-ка

па-та-ча-ка

 (работают губы –кончик языка);

(кончик языка – середина языка);

(корень языка – середина языка);

(корень языка – голосовые связки)

(кончик – середина – корень языка)

(кончик – корень языка)

(губы – корень языка)        

 (губы - кончик – середина-корень языка)

        Очень полезно упражнение «Серый Волк и лечебные звуки», которое можно проводить, в детском саду, на прогулке и дома. Взрослый: «Серый Волк живет в лесной чащёбе, где нет больниц, аптек и поликлиник. Серый Волк болеть не хочет, поэтому делает специальные упражнения для горла. Он поет «лечебные» звуки»:

Звук «В» - для стимуляции микроциркуляции крови и обмена веществ в области лица.

И.п.- стоя. Ноги на ширине плеч, глаза закрыты. После глубокого вдоха носом негромко произнести звук «В» до полного выдоха воздуха из легких (повторить 4 раза).

Звук «З» - для стимуляции микроциркуляции крови и обмена веществ в области головы и шеи.

И.п. – стоя, расслабив все тело и положив ладонь одной руки на шею спереди, вдохнуть носом. На выдохе произнести негромко, но предельно долго звук «З» (повторить 4 раза).

Звук «Ж» - для микроциркуляции крови и обмена веществ в области грудной клетки.

И.п. – стоя, расслабив все мышцы и закрыв глаза. Ладонь положить на грудь. Вдохнуть носом. На выдохе произнести долго и негромко звук «Ж» (повторить 4 раза).

Звук «М» - для энергетической зарядки солнечного сплетения.

И.п. – стоя, закрыв глаза. Положить ладонь на область солнечного сплетения.  Вдохнуть носом. На выдохе произносить звук «М» негромко и предельно долго (повторить 4 раза).

Особого внимания заслуживают упражнения по развитию голоса (его модуляции, мелодики, темпа речи, силы голоса). Вот, например, как можно игровым приемом подвести детей к выполнению вибрационного массажа,

Предназначенного для приведения органов речи из расслабленного в рабочее состояние, для придания им тонуса. Надо помнить, что перед каждым упражнением делается энергичный вдох с задержкой дыхания, а затем все звуки произносятся на длительном выдохе.

Взрослый: «Кончился в лесу дождик, и на полянку выскочил сонный Серый Волк. После дождички и сна он приводит свои голос в порядок, чтобы оправиться в сказку «Волк и семеро козлят».

Техника самого массажа заключается в энергичном постукивании пальцами обеих рук с произнесением звуков:

  • по крыльям носа, с произнесение звука «М»
  • по верхней губе, с произнесением звука «В»
  • по нижней губе, с произнесением звука «З»
  • по нижним частям грудной клетки справа и слева, с произнесение звука «М» по спине справа и слева, с произнесением звука «М» (можно помочь друг другу, стоя друг за другом «паровозиком»).

Бесспорно детям интересно когда все нетрадиционные упражнения , носящие оздоровительный характер включены в игровой, сказочный сюжет. Благодаря которому, можно плавно переходить от одного упражнения к другому. Закончить интересно фонопедическим упражнением «Шмели и Комары», которое развивает  обертоны голоса, фонематический слух и восприятие ребенка, предупреждая смешение звуков в группе «свистящие – шипящие», являясь, по сути профилактикой дисграфии в будущем.

Взрослый: «Не удалось поспать папе медведю, потому что в берлогу залетели шмели и комары».

Над медведем возле уха         

целый час шмели жужжали:

«Ж-Ж-Ж-Ж»

А следом комары летят         

И зудят они и пищат:

«З – З  -ЗУ, З- З- ЗУ-укушу!

дети проговаривают текст разным

по высоте голосом:

за шмеля – низким  Ж-Ж-Ж-Ж

за комара – высоким голосом З – З – ЗУ

Затем можно провести игру на развитие ручной и мелкой пальчикой моторики (расслабление и напряжение мышц рук) «Игра с шишками» (по М. Частяковой).

В заключении совместно с музыкальным руководителем можно поиграть в игру «У медведя во бору».

Литература:

  1. Лазарев, М.Л. Оздоровительно – развивающая программа  «Здравствуй». – Москва: Мнемозина. – 2004. – 39 с.
  2. Смирнова, И.Г.  Журнал для музыкальных руководителей «Колокольчик» №46. – Москва: Колокольчик. – 2011. – 35 с.
  3. Чистякова, М. И. Психогимнастика. – Москва:  АСТ. -  2002.

 – 129 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сотрудничество логопедов детской поликлиники с логопедами ДОУ и школьными логопедами.

Дается схема связей и взаимодействий логопедов детской поликлиники с логопедами ДОУ  и школ. Даны конкретные примеры реальных взаимосвязей....

Проект: Спортивно-оздоровительный отряд в рамках летнего оздоровительного лагеря в МОУ "СОШ № 69с углубленным изучением отдельных предметов"

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя образовательная школа № 69 с углубленным изучением отдельных предметов»            Проект:...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности «Оздоровительная аэробика» (10-11 класс)

Настоящая программа[М1]  внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению представляет собой расширенный, углубленный вариант раздела «Гимнастика» базового учебного предмета физи...

14.11.15г.- День Логопеда.Консультация для молодых (начинающих) учителей-логопедов (логопедов)"Профессия учитель-логопед(логопед)"

Логопедия - наука о нарушениях речи,о методах их предупреждениях,выявления и воспитания.Логопедия изучает причины,механизмы,симптоматику,течение,структуру нарушений речевой деятельности,систему коррек...

Оздоровительная гимнастика для детей 3–7 лет. Комплексы оздоровительной гимнастики

Оздоровительная гимнастика для детей 3–7 лет. Комплексы оздоровительной гимнастики...

Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда с целью внедрения оздоровительных логопедических технологий в образовательную деятельность

Цель нашего взаимодействия - используя нетрадиционные пособия для формирования  длительной воздушной струи (ДВС), в игровой форме подвести ребёнка к освоению речевого дыхания....