Оздоровительная логопедия
опыты и эксперименты по теме
Предварительный просмотр:
Космачева Ирина Александровна,
учитель – логопед
Якупова Алсу Азатовна
учитель – логопед
АНО ДО «Планета детства «Лада»
г.Тольятти, Самарская область.
«Оздоровительная логопедия»
(нетрадиционные формы работы)
Одной из основных задач, стоящих перед педагогами, является воспитание здорового подрастающего поколения. В последние годы на здоровье детей отрицательно влияют неблагоприятные климатические особенности, ухудшение экологической обстановки, электронно – лучевое, «металло – звуковое» облучение (компьютерные игры, длительное пребывание перед телевизором, просмотр фильмов в компьютерном варианте, а также напряженная обстановка в обществе и интенсификация процесса обучения. Из ходя из этого, возникает необходимость разрабатывать программы оздоровления детей. В разработке таких программ могут участвовать сразу несколько специалистов: воспитатель, музыкальный руководитель, педагог по физвоспитанию, логопед, дефектолог, психолог, так как работа по оздоровлению детей должна быть неразрывно связана и гармонично перекликаться со всеми доминантными задачами в развитии ребенка в целом.
Учитывая возраст и задачи воспитания и развития детей, логопедом, например, рекомендуется включать в различные виды двигательной активности детей «оздоровительные логопедические минутки», которые помогают «убить двух зайцев»: поучаствовать в программе оздоровления и поддержать линию коррекции и развития детей на основе специальной направленности данного момента.
К примеру, можно проводить дыхательные пневмопластические упражнения (по М. Лазареву), которые участвуют в расширении объема легких, выработке правильно речевого дыхания, направленно струи выдоха и вносят свою лепту в дело профилактики заболеваний горла, способствуют разработке и развитию таких важных частей артикуляционного аппарата как губы, кончик языка, середина языка, корень языка, при этом развиваются также и становятся более эластичными голосовые связки.
Пневмопластическое упражнение «Лягушата».
Взрослый: «Вспомнили лягушата, как хорошо было жить летом на болоте. И мошки, и стрекозы – все поют на свой лад».
па-та, та–ча, ка-ча, а–ка–а, та-ка, т-ч-к, па-ка, па-та-ча-ка, | па–та та–ча ка–ча а–ка-а та-ка т-ч-к па-ка па-та-ча-ка | (работают губы –кончик языка); (кончик языка – середина языка); (корень языка – середина языка); (корень языка – голосовые связки) (кончик – середина – корень языка) (кончик – корень языка) (губы – корень языка) (губы - кончик – середина-корень языка) |
Очень полезно упражнение «Серый Волк и лечебные звуки», которое можно проводить, в детском саду, на прогулке и дома. Взрослый: «Серый Волк живет в лесной чащёбе, где нет больниц, аптек и поликлиник. Серый Волк болеть не хочет, поэтому делает специальные упражнения для горла. Он поет «лечебные» звуки»:
Звук «В» - для стимуляции микроциркуляции крови и обмена веществ в области лица.
И.п.- стоя. Ноги на ширине плеч, глаза закрыты. После глубокого вдоха носом негромко произнести звук «В» до полного выдоха воздуха из легких (повторить 4 раза).
Звук «З» - для стимуляции микроциркуляции крови и обмена веществ в области головы и шеи.
И.п. – стоя, расслабив все тело и положив ладонь одной руки на шею спереди, вдохнуть носом. На выдохе произнести негромко, но предельно долго звук «З» (повторить 4 раза).
Звук «Ж» - для микроциркуляции крови и обмена веществ в области грудной клетки.
И.п. – стоя, расслабив все мышцы и закрыв глаза. Ладонь положить на грудь. Вдохнуть носом. На выдохе произнести долго и негромко звук «Ж» (повторить 4 раза).
Звук «М» - для энергетической зарядки солнечного сплетения.
И.п. – стоя, закрыв глаза. Положить ладонь на область солнечного сплетения. Вдохнуть носом. На выдохе произносить звук «М» негромко и предельно долго (повторить 4 раза).
Особого внимания заслуживают упражнения по развитию голоса (его модуляции, мелодики, темпа речи, силы голоса). Вот, например, как можно игровым приемом подвести детей к выполнению вибрационного массажа,
Предназначенного для приведения органов речи из расслабленного в рабочее состояние, для придания им тонуса. Надо помнить, что перед каждым упражнением делается энергичный вдох с задержкой дыхания, а затем все звуки произносятся на длительном выдохе.
Взрослый: «Кончился в лесу дождик, и на полянку выскочил сонный Серый Волк. После дождички и сна он приводит свои голос в порядок, чтобы оправиться в сказку «Волк и семеро козлят».
Техника самого массажа заключается в энергичном постукивании пальцами обеих рук с произнесением звуков:
- по крыльям носа, с произнесение звука «М»
- по верхней губе, с произнесением звука «В»
- по нижней губе, с произнесением звука «З»
- по нижним частям грудной клетки справа и слева, с произнесение звука «М» по спине справа и слева, с произнесением звука «М» (можно помочь друг другу, стоя друг за другом «паровозиком»).
Бесспорно детям интересно когда все нетрадиционные упражнения , носящие оздоровительный характер включены в игровой, сказочный сюжет. Благодаря которому, можно плавно переходить от одного упражнения к другому. Закончить интересно фонопедическим упражнением «Шмели и Комары», которое развивает обертоны голоса, фонематический слух и восприятие ребенка, предупреждая смешение звуков в группе «свистящие – шипящие», являясь, по сути профилактикой дисграфии в будущем.
Взрослый: «Не удалось поспать папе медведю, потому что в берлогу залетели шмели и комары».
Над медведем возле уха целый час шмели жужжали: «Ж-Ж-Ж-Ж» А следом комары летят И зудят они и пищат: «З – З -ЗУ, З- З- ЗУ-укушу! | дети проговаривают текст разным по высоте голосом: за шмеля – низким Ж-Ж-Ж-Ж за комара – высоким голосом З – З – ЗУ |
Затем можно провести игру на развитие ручной и мелкой пальчикой моторики (расслабление и напряжение мышц рук) «Игра с шишками» (по М. Частяковой).
В заключении совместно с музыкальным руководителем можно поиграть в игру «У медведя во бору».
Литература:
- Лазарев, М.Л. Оздоровительно – развивающая программа «Здравствуй». – Москва: Мнемозина. – 2004. – 39 с.
- Смирнова, И.Г. Журнал для музыкальных руководителей «Колокольчик» №46. – Москва: Колокольчик. – 2011. – 35 с.
- Чистякова, М. И. Психогимнастика. – Москва: АСТ. - 2002.
– 129 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сотрудничество логопедов детской поликлиники с логопедами ДОУ и школьными логопедами.
Дается схема связей и взаимодействий логопедов детской поликлиники с логопедами ДОУ и школ. Даны конкретные примеры реальных взаимосвязей....
Проект: Спортивно-оздоровительный отряд в рамках летнего оздоровительного лагеря в МОУ "СОШ № 69с углубленным изучением отдельных предметов"
Муниципальное образовательное учреждение «Средняя образовательная школа № 69 с углубленным изучением отдельных предметов» Проект:...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности «Оздоровительная аэробика» (10-11 класс)
Настоящая программа[М1] внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению представляет собой расширенный, углубленный вариант раздела «Гимнастика» базового учебного предмета физи...
14.11.15г.- День Логопеда.Консультация для молодых (начинающих) учителей-логопедов (логопедов)"Профессия учитель-логопед(логопед)"
Логопедия - наука о нарушениях речи,о методах их предупреждениях,выявления и воспитания.Логопедия изучает причины,механизмы,симптоматику,течение,структуру нарушений речевой деятельности,систему коррек...
Оздоровительная гимнастика для детей 3–7 лет. Комплексы оздоровительной гимнастики
Оздоровительная гимнастика для детей 3–7 лет. Комплексы оздоровительной гимнастики...
Обеспечение организации и проведение оздоровительных физкультурных мероприятий во внеучебное и каникулярное время, организация работы спортивно-оздоровительных лагерей, физкультурно-оздоровительных центров, кабинетов здоровья.
Цели:· охранение и укрепление здоровья учащихся; · совершенствование процесса физического воспита...
Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда с целью внедрения оздоровительных логопедических технологий в образовательную деятельность
Цель нашего взаимодействия - используя нетрадиционные пособия для формирования длительной воздушной струи (ДВС), в игровой форме подвести ребёнка к освоению речевого дыхания....