Меценатство и строительство храмов в Краснокутском районе Саратовской области
опыты и эксперименты по краеведению на тему

Самогаева Елена Николаевна

Авторы:

Самогаева Е.Н., учитель истории и обществознания, МОУ-СОШ № 1, г. Красный Кут

Ашмаров А.С., студент 1 курса философского факультета СГУ, преподаватель Воскресной учебно-воспитательная группы "Радость моя" храма равноапостольных царя Константина и царицы Елены г. Покровск (Энгельс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_o_hramah.docx31.97 КБ

Предварительный просмотр:

   Меценатство и строительство храмов  в Краснокутском районе Саратовской области

Авторы:

Самогаева Е.Н., учитель истории и обществознания, МОУ-СОШ № 1, г. Красный Кут

Ашмаров А.С., студент 1 курса философского факультета СГУ, преподаватель Воскресной учебно-воспитательная группы "Радость моя" храма равноапостольных царя Константина и царицы Елены г. Покровск (Энгельс)

Аннотация

Статья посвящена истории  меценатства и строительства храмов  в Красном Куте Саратовской области, а также деятелям прошлого века, с именем которых связаны данные события.

The article is devoted to the history of patronage and temple building in Krasnyy Kut, Saratov region, and also the figures of the last century, with the name which the associated event data.

Ключевые слова: меценатство, строительство храмов, общественные деятели

Key words: patronage, the building of temples, public figures

Сегодня   гораздо пристальнее, чем сорок-пятьдесят  лет назад, люди стремятся понять и изучить мировосприятие людей разных эпох. С каждым днем возрастает и общий интерес к людям, которые внесли существенный вклад в развитие своей эпохи.

            Вклад в развитие просвещения и образовательной деятельности вносили не только видные политические и общественные деятели, но и простые люди, жившие в провинциальных городах и селах нашей страны. Одним из таких мест является  Краснокутский район Саратовского Заволжья, расположившийся на берегу реки Еруслан. История этой земли созидалась не одно десятилетие и самым тесным образом была связана с православной культурой.

 Меценатство в России всегда было делом благородным. История помнит имена купцов Саввы Мамонтова, братьев Третьяковых, Морозовых, менее известных-Солодовникова, Солдатенкова, Щукина и других.

 На нашей земле  также жили  меценаты, имена которых наша малая родина незаслуженно предала забвению.  Среди них И. И.  Дьяков и П. Я. Гопиенко, которые построили на территории нашего района два уникальных храма – Казанской иконы Божией Матери с. Логиновка и храма святителя Николая Чудотворца в с. Дьяковка.

Исторические сведения и вообще любую информацию об этих людях пришлось  собирать по крупицам. Благодаря данным, сохранившимся в Самарском государственном архиве, удалось выяснить некоторые основные биографические сведения о жизни И. И. Дьякова.

Дьяков Иоанн Иоаннович родился в 1787 году в селе Березняки Новоузенского уезда Самарской губернии (ныне с. Дьяковка Краснокутского района), в семье крестьянина. Об этом свидетельствует метрическая книга Александро-Невского храма с. Березняки.[1] Очевидно, что духовная жизнь Иоанна Иоанновича зиждилась вокруг этого храма, к сожалению, не сохранившегося до наших дней.

Сегодня уже неизвестна большая часть жизни И. И. Дьякова. По сведениям «Памятной книжки Самарской губернии» Иоанн Иоаннович являлся крестьянином-однодворцем.[2]

После победы в войне 1812 года Иоанн Иоаннович решил построить в своем селе памятный храм. Здание церкви возвели основательное, каменное, с толщиной стен до метра, но небольшое. Судя по всему, метрические книги велись с 1810 г., а исповедные ведомости с 1822 г. В 1863г. при помощи прихожан к храму пристроили трапезную и колокольню.[3] 

Церковь была самым приметным ориентиром в округе. По воспоминаниям старожилов, установка колокола стала большим событием для села. Доставили колокол на станцию Лепехинка, но до храма надо было преодолеть ещё 12 километров. Взялись за дело всем миром. По брёвнам перекатывали колокол почти три дня, а потом всё село собралось на его освещение и установку. По вечерам далеко- далеко был слышен тягучий, печально - торжественный звон. Он славил прожитый трудовой день, а порой помогал путнику, заплутавшему в темноте ночи или в ненастную погоду.[4]

 В 1936 году приход закрыли. Долго не могли сбросить с колокольни колокол, а когда сельские активисты смогли это сделать, задрожала земля. Отколовшиеся куски колокола, иконы прихожане тайно ночью брали себе домой. Во время войны в помещении церкви располагался учебный воздушно- десантный батальон, а после войны здание было передано под Дом культуры. [5]

В 1991 году верующие односельчане направили письмо Архиепископу Пимену с просьбой вернуть им и селу церковь. Так началось возрождение Прихода Святителя Николая Чудотворца. В 1997 году настоятелем прихода назначается – о. Димитрий Шевченко, который принялся за возрождение церкви. Значительную роль сыграло и Постановление областного правительства о мерах поддержки по сохранению культурных ценностей. В прилагаемом к нему списке объектов культурного наследия значилась и церковь Святителя Николая Чудотворца в селе Дьяковка. Инициативная группа прихожан написала письмо с просьбой о помощи в деле воссоздания церкви депутату госдумы Вячеславу Володину. При его поддержке дьяковская церковь была включена в рамках инвестиционной программы на финансирование в 2005 году. По этой программе на восстановительные работы был перечислен 1 млн. рублей. На эти деньги в с. Дьяковка был  поставлен новый храм.

Имя еще одного мецената нашей малой родины, незаслуженно забытое,-Парфен Яковлевич Гопиенко. Он  родился в 1865 году в селе Нижний Еруслан Новоузенского уезда Самарской губернии (ныне село Логиновка Краснокутского района).   Парфен Яковлевич - герой Русско-турецкой войны, участник боев на Шипке, награжденный тремя Георгиевскими крестами.[6]

Парфен Яковлевич на средства своего жалования решил облагородить храм Казанской иконы Божией Матери села Логиновка - церковь была обложена кирпичом. Первая мировая война помешала завершить строительство, а потом грянула революция, а за ней гражданская война. Храм остался лишь наполовину достроенным.

Сегодня храм, постепенно разрушающийся в Логиновке, в народе называют «Пизанской башней» Саратовской области. Здание было изначально деревянным, холодным, имело деревянную ограду и один престол во имя Казанской Божией Матери. В штат причта входили священник, псаломщик и диакон, проживавшие в общественных домах. Церковная библиотека насчитывала более 300 изданий[7]. В начале XX века храм был обложен кирпичом, однако работа не была завершена из-за начала Первой мировой, а затем гражданской войны. В результате колокольня и купола остались деревянными. После окончания основных работ заново благоустроенный храм был торжественно освящён 13 (26) декабря 1913 года. Празднования продолжались два дня, за которые был также освящён новый придел во имя Апостолов Петра и Павла. Перестроенное здание обрело отопление на каменном угле, полы из терракотовых плиток, изготовленный фирмой И. М. Дикарёва в Москве; дорогой иконостас с застеклёнными иконами, стены и своды украсили роспись и орнаменты. Для певчих в храме, вмещавшем более 1800 прихожан, были обустроены хоры в средней части здания. Общая стоимость работ по благоустройству церкви составила около 90 тысяч рублей13 (большую часть суммы удалось собрать благодаря жителю села, герою обороны Шипки, Парфёну Яковлевичу Гопиенко), для глухой заволжской провинции он стал большой достопримечательностью, в него приезжали венчаться из окрестных сёл и даже из Новоузенска, хотя там были свои храмы. Но уже через несколько лет большевиками церковь была разграблена.[8] 

Богослужения ещё велись примерно до рубежа 1920-х и 1930-х годов, после чего по обвинению в организации контрреволюционной ячейки был репрессирован логиновский священник, а церковь окончательно закрыли. В ней разместили сначала казармы курсантов Краснокутского лётного училища, а потом склад. В годы Великой Отечественной войны в бывшем храме жили немцы, взятые в плен в Сталинграде. В 1980-е годы в здании размещалась пекарня[9].

         Сегодня храм, на стенах которого хорошо сохранились росписи с ликами святых и библейскими сюжетами, заброшен. Жителями села и представителями Покровской епархии предпринимаются робкие попытки возродить церковь.

Полностью воссоздать биографии краснокутских меценатов Дьякова И. И. и Гопиенко П. Я. сегодня не представляется возможным. Но вклад этих людей в созидание духовной жизни нашего края трудно переоценить. Строительство храмов, Казанского – в Логиновке, Свято-Никольского – в Дьяковке, и активное участие в жизни приходов – это и есть тот неоценимый вклад этих людей. Ведь благодаря их трудам наш район богат двумя святынями и достопримечательностями.

История стерла образ этих людей, их имена из прошлого. Сегодня мы точно знаем, что важная страница  в истории нашего района по крупицам восстановлена. Это начало возвращения памяти об этих замечательных людях

Литература и источники

  1.  «Справочные сведения о церквах Самарской епархии за 1899 год»
  2. «Список населенных мест Самарской губернии за 1914 год»
  3. Самарские епархиальные ведомости.
  4. «Адрес-календарь Самарской губернии на 1902 год», Самара, 1902
  5. Архивные документы Краснокутского сельского исполнительного Комитета Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов(Архив г. Красный Кут).
  6. Статьи Н. В. Журихина из цикла «Город на Еруслане» в газете «Краснокутские вести» за № 14 (228) 1996 г, № 21(235) 1996 г


[1]  «Справочные сведения о церквах Самарской епархии за 1899 год»

[2]  «Справочные сведения о церквах Самарской епархии за 1899 год»

    [3]
  1.   «Справочные сведения о церквах Самарской епархии за 1899 год» 

[4] Журихин Н.В.. Храм Архангела Михаила // «Краснокутские вести»,1996 г, № 21(235)

[5] Журихин Н.В.Указ.соч.

[6] Журихин Н.В.. Город на Еруслане // «Краснокутские вести»,1996 г, № 21(235)

    [7]
  1.   «Справочные сведения о церквах Самарской епархии за 1899 год»

[8] Архивные документы Краснокутского сельского исполнительного Комитета Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов(Архив г. Красный Кут).

[9]  «Справочные сведения о церквах Самарской епархии за 1899 год»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация здоровьесберегающих технологий в учебном процессе учителя истории и обществознания МОУ «СОШ п. Горный Краснопартизанского района Саратовской области» Попковой Т.Ю.

ПланКонцепция здоровьесберегающего образования.Понятие «здоровье» как основополагающее в характеристике данного типа образовательных технологий.Культура здорового образа жизни личности.Оп...

Карта инновационного опыта учителей Школы передового педагогического опыта МБОУ СОШ №1 п. Степное Советского района Саратовской области

Карта инновационного (передового) педагогического опыта учителей участников группы Школа передового педагогического опыта по итогам работы в 2011-2012 учебном году....

«РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ И ХИМИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ ПОЧВЕННОГО ПОКРОВА МАЛЫХ НАСЕЛЁННЫХ ПУНКТОВ (НА ПРИМЕРЕ ПОС. ОКТЯБРЬСКИЙ, ДЕРГАЧЁВСКИЙ РАЙОН САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ)»

Изучение загрязнения почвенного покрова соединениями тяжелых металлов – одна из актуальных экологических задач.Металлы присутствуют в живых организмах в очень малом количестве, но играют весьма ...

План совместной работы инспектора ГДН ОВД по Саратовскому району и МОУ "СОШ с.Михайловка Саратовского района Саратовской области"

План совместной работы инспектора ГДН ОВД по Саратовскому району и МОУ "СОШ с.Михайловка Саратовского района Саратовской области"...

Дипломный проект " Совершенствование и развитие антикризисных мероприятий в сфере занятости на примере Краснокутского муниципального района Саратовской области.

Актуальность данной работыобусловлена тем что, в связи со спадом производства в целом по России положение на рынке труда стало напряженным и неустойчивым. Так в нашей жизни появилось такое негативное ...

Анализ работы ШМО учителей филологического цикла МОУ "СОШ поселка Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области" за 2016 – 2017 учебный год

Школьное методическое объединение учителей филологического цикла в 2015-2016 учебном году работало в составе 9 человек.1.      Промкина Л.Н. - учитель русского языка и литерат...

Отчет о проведении предметной недели ШМО учителей филологического цикла в МОУ "СОШ п.Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области

Согласно годовому плану работы школы на 2017/2018 учебный год и в соответствии с Программой «Предметная неделя в школе», а также с целью повышения мотивации к обучению, развитию самос...