Методическая разработка внеурочного занятия: Образовательная прогулка «Наследие Древнего Востока в Петербурге» ( 5 класс)
методическая разработка по краеведению (5 класс) на тему
Представленная прогулка рассчитана на учащихся 5 класса. Учащиеся выполняют задания в ходе образовательной прогулки и знакомятся с объектами города-музея Санкт-Петербурга, которые напоминают о наследии Древнего Египта. Дети этого возраста с удовольствием работают в команде. Команды соревнуются друг с другом, стараясь набрать как можно больше баллов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 99.5 КБ |
![]() | 1.01 МБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ
Тема: Образовательная прогулка «Наследие Древнего Востока в Петербурге»
Класс: 5 класс
Выполнена
учителем истории и культуры Санкт-Петербурга и МХК,
ГБОУ Лицей № 389 «ЦЭО»
Кировского района Санкт-Петербурга
Свистуновой Ларисой Владимировной
Пояснительная записка
В соответствии с федеральным государственным стандартом в общеобразовательных учреждениях Петербурга образовательные программы в учебных учреждениях реализуются не только через урочную, но и внеурочную деятельность. Для меня как учителя истории и культуры Санкт-Петербурга это имеет большое значение. Так как только урочная деятельность не может в полной мере помочь ребенку узнать и полюбить родной город.
Вот уже не первый год я активно использую в своей работе внеурочную деятельность. В первую очередь это образовательные пешие прогулки по Петербургу. В ходе этих прогулок учащиеся включаются в процесс социализации, который приводит к усвоению социальных норм, ценностей, способов поведения человека. Ребята через систему заданий и вопросов учатся самостоятельно находить ответы на вопросы, ставить новые. Таким образом, они познают город, учатся в нем ориентироваться.
Непосредственное прикосновение культурному наследию Петербурга, не только дает знания, но и помогает решать некоторые жизненные вопросы: как работать в команде, прислушиваться к мнению других, находить оптимальные решения, определиться какую роль играет каждый из них в социуме и его отношение в Петербургу и его проблемам.
Каждая пешая прогулка по Петербургу находится во взаимосвязи с образовательной программой Л.Н. Ермолаевой, которая реализуется на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга. На уроке мы определяем тему и цель будущей прогулки. Прогулку совершаем по расписанию внеурочной деятельности. Представленная прогулка рассчитана на учащихся 5 класса. Дети этого возраста с удовольствием работают в команде. Команды соревнуются друг с другом, стараясь набрать как можно больше баллов. Особую интригу вносит то обстоятельство, если формируется и команда родителей. После прогулки наиболее активные участники групп собираются после уроков в кабинете и вместе с учителей делают отчет-презентацию о результатах прогулки либо выполняют творческую работу дома вместе с родителями. На одном из уроков, посвященных повторению темы, ребята презентуют свою творческую работу.
Педагогические цели:
- Организация прохождения маршрута от станции метро Чернышевская к Египетскому дому и сфинксам М. Шемякина на наб. Робеспьера с целью изучения наследия Древнего Востока в Петербурге.
- Организация работы в городском пространстве для рассматривания петербургских объектов с целью сравнения, выделения признаков и установления причинно-следственных связей.
- Создание условий для сотрудничества в поиске и сборе информации в городском пространстве.
- Создание ситуаций нравственно-этического оценивания экспонатов Петербурга.
- Организация работы по прогнозированию, планированию и оценке своей деятельности
Ожидаемые результаты:
Личностные
- Учащиеся осознают взаимосвязь наследия Древнего Востока и культуры Санкт-Петербурга, понимают культурную и историческую ценность Египетского дома и сфинксов М. Шемякина на наб. Робеспьера.
- Учащиеся знают правила поведения в общественных местах и применяют их на практике.
- Понимают, что дает им знание карты города, чтобы в нем ориентироваться.
Метапредметные
- Обучающие планируют и оценивают свою работу, выделяют и осознают, что уже освоено и что еще подлежит усвоению; определяют и фотографируют объекты, необходимые им для будущей творческой работы, оценивают свою работу
- Учащиеся умеют прокладывать маршрут по карте и ориентироваться в городском пространстве
- Учащиеся умеют рассматривать экспонаты города и делать их анализ с целью выделения признаков, сравнивать экспонаты города с уже знакомыми объектами.
- Учащиеся умеют устанавливать причинно-следственных связи для построения логической цепи рассуждений.
- Учащиеся умеют сотрудничать в поиске и сборе информации; принимать совместное решение
Предметные
- Учащиеся представляют заполненный лист прогулки с ответами на вопросы и проложенный маршрут на карте, фотографии объектов.
Методы обучения:
- частично-поисковый (эвристический метод)
Педагогические технологии – информационные технологии
Средства обучения:
- карта Санкт-Петербурга
- маршрутные листы с заданиями
- текст мифа «Око Ра»
- фотография фасада храма в Дендере
- планшеты, карандаши, листочки
- фотоаппараты
Организационные формы обучения:
- Групповая
- Индивидуальная
- Фронтальная
План внеурочного занятия
«Образовательная прогулка «Наследие Древнего Востока в Петербурге»
Этап занятия | Деятельность учителя | Действия учащихся |
I. Вводно-мотивационный |
|
|
|
| |
|
| |
II.Технологический |
|
|
|
| |
|
| |
III. Рефлексия |
|
|
|
|
Таблица соответствия учебных заданий (УЗ) и УУД
№ п/п | Учебное задание | Формирование УУД |
Вы вышли из метро. Сориентируйтесь на месте. Найдите на карте Египетский дом. Выберите путь, как вам дойти до него. | ПУУД (общеучебные): поиск, выбор наиболее эффективных способов прокладывания маршрута. КУУД (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; принятие решения и его реализация) ЛУУД (смыслообразование): умение находить ответ на вопрос: что дает мне знание карты города, чтобы в нем ориентироваться. | |
Рассмотрите внимательно Египетский дом. Опишите, что вы видите: какие элементы здания вам уже знакомы, какие видите впервые) и каково ваше впечатление. | ЛУУД (нравственно-этическое оценивание): оценивание культурно-исторического объекта города. РУУД (оценка): выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. КУУД (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; принятие решения и его реализация) | |
Рассмотрев дом, ответьте на вопросы:
| ПУУД (общеучебные): смысловое рассматривание экспоната города. ПУУД(логические): анализ с целью выделения признаков. КУУД (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; принятие решения и его реализация) | |
Что держат в руках фараоны? Как вы думаете, что они символизируют:
| ПУУД (общеучебные): смысловое рассматривание экспоната города. ПУУД(логические): подведение под понятие . КУУД (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; принятие решения и его реализация) | |
Посмотрите на фотографию фасад храма в Дендере и на фасад Египетского дома. Сравните: что общего у этого египетского храма и дома на Захарьевской улице? | ПУУД (общеучебные): смысловое рассматривание экспоната города. ПУУД(логические): выбор оснований и критериев для сравнения. КУУД (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; принятие решения и его реализация). КУУД (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; принятие решения и его реализация) | |
Колонны дома– это каменные подобия систров – музыкальных инструментов, подобных трещоткам, звучание которых призвано возродить вселенную. Рассмотрите колонны и капители, ответьте на вопрос: Чем украшены капители (верхняя часть колонны)? Как вы думаете, чьи это лики на капителях:
| ПУУД (общеучебные): смысловое рассматривание экспоната города. ПУУД(логические): подведение под понятие. КУУД (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; принятие решения и его реализация) | |
Прочитайте миф «Око Ра» и определите, как звали эту богиню. | ПУУД (общеучебные): смысловое чтение; поиск, структурирование информации. КУУД (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; принятие решения и его реализация) | |
В центре фасада расположена арка, через которую идет проход во внутренний двор. Зайдите во двор, осмотритесь: Что она вам напоминает?
| ПУУД (общеучебные): смысловое рассматривание экспоната города. ПУУД(логические): подведение под понятие | |
Найдите на здании две монументальные фигуры. Опишите их (составьте синквейн) | ПУУД (общеучебные): смысловое рассматривание экспоната города. ПУУД(логические): анализ с целью выделения признаков; подведение под понятие, обобщение. КУУД (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; принятие решения и его реализация) | |
Сделайте вывод: почему этот дом на Захарьевской улице называется Египетским? | ПУУД(логические): обобщение, построение логической цепи рассуждений. РУУД (контроль, оценка): сличение способа действий и его результат; выделение и осознание того, что уже усвоено. КУУД (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; принятие решения и его реализация) | |
Сделайте фотографии тех элементов Египетского дома, которые понадобятся вам для презентации. | РУУД (планирование): определение объектов фотографирования с учетом конечного результата. | |
Вам надо пройти от Египетского дома до набережной Робеспьера. Проложите путь по карте, сориентируйтесь в какую сторону надо идти. На этой набережной находится экспонат города-музея, напоминающий о цивилизации Древнего Египта. Вы вспомнили, как он называется? Запишите ответ. А теперь давайте пройдем до набережной Робеспьера и посмотрим, правильно ли вы записали название объекта. | ПУУД (общеучебные): поиск, выбор наиболее эффективных способов прокладывания маршрута. ПУУД (действия постановки и решения проблемы): формулирование проблемы. КУУД (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; принятие решения и его реализация) | |
Сравните свою запись с тем объектом, к которому мы подошли? | РУУД (оценка): осознание качества и уровня усвоения | |
Рассмотрите внимательно сфинксов. На чем остановилось ваше внимание? Ответьте на вопросы:
| ПУУД (общеучебные): смысловое рассматривание экспоната города; поиск и структурирование информации. ПУУД (Логические): выбор оснований и критериев для сравнения. КУУД (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; принятие решения и его реализация) | |
Прочитайте таблички под сфинксами. Ответьте на вопросы:
| ПУУД (общеучебные): смысловое рассматривание и чтение экспоната города; поиск и структурирование информации. ПУУД (Логические): установление причинно-следственных связей. КУУД (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; принятие решения и его реализация) | |
Как вы думаете, почему к кресту на парапете набережной прикреплен терновый венок? | ПУУД (Логические): установление причинно-следственных связнй; построение логической цепи рассуждений. КУУД (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; принятие решения и его реализация) | |
Встаньте между двумя сфинксами. Посмотрите направо. Что вы там видите? Как вы думаете, что это:
| ПУУД (общеучебные): смысловое рассматривание экспоната города. ПУУД(логические): анализ с целью выделения признаков; подведение под понятие, обобщение. КУУД (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; принятие решения и его реализация) | |
Посмотрите налево. Что вы там видите? Как вы думаете, кому этот памятник:
| ПУУД (общеучебные): смысловое рассматривание экспоната города. ПУУД(логические): анализ с целью выделения признаков; подведение под понятие, обобщение. КУУД (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; принятие решения и его реализация) | |
Сделайте вывод: почему сфинксы установлены именно на этом месте в Петербурге, как связаны между собой эти три объекта (сфинксы, тюрьма, памятник Ахматовой)? | ПУУД (логические): анализ с целью выделения признаков, обобщение. КУУД (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; принятие решения и его реализация) | |
Сделайте фотографии тех объектов, которые понадобятся вам для презентации. Сформулируйте тему вашей будущей презентации о прогулке. Запишите вопросы, на которые вы не получили ответа во время прогулки. | РУУД (планирование): определение объектов фотографирования с учетом конечного результата. ПУУД (действия постановки и решения проблем): формулирование проблемы. РУУД (целеполагание): постановка учебных задач на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. КУУД (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; принятие решения и его реализация) | |
Сделайте вывод:
| ПУУД (логические): обобщение. РУУД (оценка): выделение и осознание того, что уже усвоено. ЛУУД ( нравственно-этическое оценивание): оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор, исходя из социальных и личностных ценностей. |
Список литературы
- Инструктивно-метод.письмо КО по внеур.д-ти, от 14.05.2014
- Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к построению образовательных стандартов [Электронный ресурс], 2008. URL: http://www.zankov.ru/about/theory/article=1632/
- Григорьев Д.В., Степанов П.В. Методический конструктор внеурочной деятельности школьников [Электронный ресурс] / Центр теории воспитания ИТИП РАО // Челябинский Институт переподготовки и повышения квалификации работников образования [сайт]. URL: http://ipk74.ru/virtualcab/professional/vneurochnaya-deyatelnost/obnovlennyj-metodicheskij-konstruktor-vneurochnoj-deyatelnosti
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что нового мы узнали ? 1. Дом находится на Захарьевской улице.
2. Дом был построен архитектором М. Сонгайло . Что нового мы узнали ?
Что нового мы узнали ? 3. Дом украшают лики богини Хатхор .
Что нового мы узнали ? 4. Египетский дом украшают рельефы и скульптуры фараонов.
5. На рельефах изображен лотос – главный символ Древнего Египта. Что нового мы узнали ?
6. На фасаде внутреннего дворика рельефы с изображением египетских фараонов. Что нового мы узнали ?
Мне очень понравилось выполнять задания и изучать Египетский дом. Царегородцева Вика, 5 «Б» класс Что особенно понравилось!
Что особенно понравилось! Р ассматривать шемякинских сфинксов И проходить во внутренний дворик Египетского дома. Веселова Анна, 5 «Б» класс
Загадка от Коленисковой Насти Что стоит около входа Египетского дома ? Статуи фараонов
А потом мы пошли к сфинксам на наб . Робеспьера, по пути мы видели макет одного из первых кораблей России . Смирнова Вероника, 5 «А» класс
Что мы узнали про самых молодых сфинксов в Петербурге! Автор этих сфинксов Шемякин Эти сфинксы сделаны из метала У них лицо на половину нормальное , а другая половина - скелет Такое лицо у них потому , что там напротив тюрьмыа «Кресты», где были политические заключенные. И это памятник жертвам политических репрессий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/22/picture-348865-1385100422.jpg)
Методическая разработка внеурочного занятия по обществознанию в 5 классе по теме «Турнир знатоков права» Автор-составитель: учитель истории и обществознания ГБОУ школы №476 Санкт-Петербурга Песочина И.А.
Сценарий внеурочного занятия по обществознанию в 5 классе по теме «Турнир знатоков права» составлен в виде соревнования трех команд...
Методическая разработка внеурочного занятия по информатике "Безопасный Интернет" для обучающихся 5 класса
Целью проведения занятия по информатике "Безопасный Интернет" является знакомство учащихся 5 классов с правилами безопасной работы в сети Интернет в занимательной форме. В ходе занятия у уча...
Внеурочное занятие по теме «Наследие древнего Востока в Петербурге»
В данной работе предложен сценарий обобщающего занятия по краеведению в интеграции с историей, музыкой, изобразительным искусством. Этот урок проводится в виде театрализованной ...
Контрольно-обобщающее занятие по теме «Наследие древнего Египта в Петербурге»
В данной работе предложен сценарий контрольно-обобщающего занятия по истории и культуре Санкт-Петербурга в интеграции с историей. Проводится в виде театрализованной игры....
![](/sites/default/files/pictures/2012/04/15/picture-78111.jpg)
Методическая разработка внеурочного занятия на английском языке по теме «Санкт-Петербург и пригороды. Петергоф.»
Методическая разработка внеурочного занятия объединения «Школа гидов» по теме «Санкт-Петербург и пригороды. Петергоф.». Занятие было проведено в группе учащихся 5 класса....
Методическая разработка внеурочного занятия. Технологическая карта и конспект занятия по внеурочной деятельности в 7 классе. Тема: Русский и другие способы умножения.
Методическая разработка внеурочного занятия.Технологическая карта и конспект занятия по внеурочной деятельности в 7 классе. Тема: Русский и другие способы умножения....
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/28/picture-1358936-1635440501.jpg)
Методическая разработка внеурочного занятия «Дорогою добра. Путь к мечте» (курс внеурочной деятельности «Финансовая грамотность против коррупции»), 6 класс
Представленное занятие проводится в рамках курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность против коррупции» для учащихся 6 класса. Это курс гуманитарного направления, целью которого...